Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как механизм финансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта'

Государственно-частное партнерство как механизм финансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна, Рябущенко Оксана Анатольевна, Сидоренко Виктор Иванович

Рассматриваются методы финансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, использующие частный и государственный капитал. Исследуются механизмы государственно-частного партнерства, направленные на развитие региональных народно-хозяйственных систем на основе нового железнодорожного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна, Рябущенко Оксана Анатольевна, Сидоренко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE MECHANISM OF FINANCING OF DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURE OF THE RAILWAY TRANSPORTATION

Methods of financing of development of the infrastructure of the railway transportation using private and state capital are considered. The mechanisms of state-private partnership directed on development of regional economic systems on the basis of new railway building are investigated.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм финансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта»

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

УДК 330.322.16 Сольская Ирина Юрьевна,

д. э. н., профессор, профессор кафедры «Финансы и антикризисное регулирование», проректор ИрГУПС

Рябущенко Оксана Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и антикризисное регулирование» ИрГУПС

Сидоренко Виктор Иванович,

д. э. н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ИрГУПС

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

I.J. Solskaja, O.A. Rjabushchenko, V.I. Sidorenko

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE MECHANISM OF FINANCING OF DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURE OF THE RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация. Рассматриваются методы финансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, использующие частный и государственный капитал. Исследуются механизмы государственно-частного партнерства, направленные на развитие региональных народно-хозяйственных систем на основе нового железнодорожного строительства.

Ключевые слова: инфраструктура, железнодорожный транспорт.

Abstract. Methods offinancing of development of the infrastructure of the railway transportation using private and state capital are considered. The mechanisms of state-private partnership directed on development of regional economic systems on the basis of new railway building are investigated.

Keywords: infrastructure, railway transportation.

Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения и качества предоставляемых транспортных услуг, а также гармоничной интеграции России в мировую экономику. Одним из эффективных путей обеспечения развития качественных характеристик транспортной отрасли является привлечение частного капитала к финансированию и управлению объектами, однако не на путях приватизации, а на договорной основе, пу-

тем реализации инфраструктурных проектов партнерства государства и частного сектора. Необходимы методы разработки проектов развития транспортной инфраструктуры, определения необходимых инвестиционных ресурсов, развития конкурентоспособной инфраструктуры и привлечения негосударственных инвестиционных ресурсов, разработки механизмов взаимодействия государства и частного сектора.

Основным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных инфраструктурных проектов является институт государственно-частного партнерства.

Значение механизмов государственно-частного партнерства особенно велико для эффективного функционирования транспортной инфраструктуры с использованием всех схем перевозок с участием нескольких видов транспорта, в приоритетной роли железнодорожного, который играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.

Этот путь развития транспортной отрасли требует разработки крупных проектов в масштабе государства. С их помощью возможно качественное совершенствование и увеличение объемов перевозочного процесса, рост экономики государства, дополнительная прибыль от эффективной организации транспортной деятельности.

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года

иркутским государственный университет путей сообщения

предусмотрена долгосрочная программа, в соответствии с которой одной из поставленных целей структурных преобразований в отрасли после 2010 года является создание условий для расширения притока частного капитала в конкурентные сегменты рынка и обеспечения достаточного объема государственных капитальных вложений в проекты, имеющие социально-экономическую эффективность.

Задачи, которые ставятся перед государством при развитии транспортного сектора экономики, могут быть успешно решены посредством реализации инфраструктурных проектов, для чего необходимы денежные средства, и в основном это инвестиционные ресурсы, как правило, либо со стороны государства, либо за счет частного финансирования.

Инфраструктурный проект - это объект инфраструктуры, который реализуется за счет капитальных вложений государства и/или крупнейших организаций в форме инвестиционных ресурсов.

В процессе реализации инфраструктурного проекта вложения постепенно возвращаются с определенной доходностью, но при этом они не получают должного развития, а также ощущается недостаток в дополнительном финансировании таких проектов. Для решения этой проблемы необходимо привлекать дополнительное частное финансирование за счет денежных средств частного бизнеса.

Сотрудничество государства с частными инвесторами будет выгодным для обеих сторон. С одной стороны, государству необходимо финансирование, а также знания и опыт частного сектора для улучшения или замены устаревающей инфраструктуры. С другой стороны, инвесторам выгодно подобное сотрудничество, в результате которого они получают стабильные доходы от инвестиций в инфраструктуру в течение длительного периода времени.

Для нашей страны модернизация и развитие транспортной инфраструктуры - жизненно необходимы. На фоне общего дефицита инвестиций инфраструктурная составляющая остается одной из наиболее недоинвестированных. По оценкам специалистов, только в транспортную отрасль необходимо ежегодно вкладывать порядка 20-25 млрд долларов. Сегодня эта цифра не превышает 10-12 млрд долларов.

Инфраструктура всех стран мира требует миллиардных вложений. Государство во всех странах предполагает реализацию инфраструктур-

ных преобразований с привлечением частного сектора.

В России вопросы поддержания и развития инфраструктуры стоят не менее остро. Важность и актуальность их решения, выделение государстве-енно-частного партнерства (ГЧП) как основного механизма, планируемые объемы финансирования определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

Так, в Концепции 2020 указано, что одним из принципов, которым будет руководствоваться государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности, является «развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры».

Цель ГЧП развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг. ГЧП -качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, поскольку партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики страны, но и развивать социально важную инфраструктуру страны.

Анализ высказываний и публикаций по теме позволяет сделать вывод, что в настоящее время наиболее общее определение ГЧП дано В.Г. Вар-навским: «Государственно- частное партнерство -это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг».

Следует отметить, что механизм ГЧП должен быть привлекателен для обеих сторон - государства и частного инвестора - с точки зрения регулирования взаимодействия и взаимных выгод.

Реализация ГЧП проходит следующие стадии:

1. Первичное согласование интересов государства и частного инвестора.

2. Фиксация приоритетов в инфраструктурном проекте, который должен иметь стратегиче-

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

ский характер, продолжительный срок действия (не менее 5 лет) и в процессе реализации не должен кардинально изменяться. В нем должны быть четко установлены сроки реализации, объем финансирования и ответственные органы. Он должен быть подкреплен рядом законодательных актов.

3. Согласование интересов в выборе формы ГЧП при реализации инфраструктурного проекта в полном соответствии со всеми законодательными актами.

4. Реализация инфраструктурного проекта с учетом выбранной формы ГЧП и в соответствии с подкрепленными законодательными актами.

Подобный механизм реализации инфраструктурных проектов через предложенную схему ГЧП дает следующие преимущества:

1. Согласование интересов государства и частного инвестора, которое происходит уже на начальном этапе формирования программных документов.

2. Четко определяются цели инфраструктурного проекта.

3. Все этапы реализации четко закреплены законодательством.

4. Система направлена на защиту интересов государства и частного инвестора в каждом конкретном инфраструктурном проекте независимо от выбора формы ГЧП.

Основываясь на изложенном подходе, можно дать следующее определение государственно-частному партнерству:

Государственно-частное партнерство - это механизм согласования интересов государства и частного инвестора в рамках реализации инфраструктурных проектов, подкрепленных законодательными актами, с целью повышения отраслевой инвестиционной привлекательности.

Реализация предложенной схемы ГЧП позволит решить несколько приоритетных задач:

1) повысить эффективность взаимодействия государства и частного инвестора;

2) повысить эффективность использования государственных ресурсов;

3) повысить инвестиционную привлекательность отраслевой инфраструктуры российской экономики.

Главную роль инициатора и гаранта в системе ГЧП играет государство. Формы государственного участия и поддержки ГЧП, а также участия в нем частного бизнеса представлены на рис. 1 и 2.

В зарубежных странах, как и в России, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора, иногда используют термин «частно-государственное партнерство». Но мы считаем, что, исходя из содержания понятия «государственно-частное партнерство» и современных российских реалий, в России целесообразно применять термин «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства.

Рис. 1. Формы государственного участия и поддержки ГЧП

Рис. 2. Формы участия частного сектора в ГЧП

В зависимости от целей и отраслевых направлений деятельности с учетом действующего

иркутским государственный университет путей сообщения

Основ- Финансиро- Собствен- Управ-

ные мо- вание ность ление

дели

Модель частное Частная/ частное

«опера- государ-

торы» ственная

Модель Частное/ частная Част-

коопера- государ- ное/

ции ственное государ

дар-

ствен-

ное

Модель Частное/ Частная/ Част-

концес- государ- государ- ное/

сии ственное ственная государ

дар-

ствен-

ное

Модель частное Частная/ частное

договор- государ-

ная ственная

Модель Частное/ частная Част-

«лизинг» государ- ное/

ственное государ

дар-

ствен-

ное

федерального и регионального законодательства формируются различные модели сотрудничества государственного и частного секторов (см. табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Модели сотрудничества государственного

Таким образом, определив содержание транспортной инфраструктуры как фундаментальной основы экономического развития страны в целом, можно заключить, что государственно-частное партерство занимает одно из ключевых мест и требует выбора определенной модели реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1.

2.

3.

4.

Выбор одной из этих моделей производится в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение. Если рассматривать мировой опыт реализации партнерских проектов, то можно констатировать, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность.

О концессионных соглашениях : Федер. Закон от 21.07.2005 г. 28 № 115-ФЗ. : Принят Гос. Думой 6 июля 2005 года : одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 года Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р Акитоби Б. Государственные инвестиции и государственно-частное партнерство / Б. Акитоби, Р. Хемминг, Г. Шварц // Вопросы экономики. 2007. № 40.

Варнавский В. Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности. URL : http://www.Irex.ru/press/pub/ polemika/13/var. (дата обращения: 12.09.20011). 5. Варнавский В. Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М., 2002.

Документ по ГЧП и Общественный акт по вопросам контрактов с государством и концессиям, ноябрь 2005 г. = Communication on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions, November 2005. Ефимова Л. И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опят. URL : www.eatc.ru/ rus/doc.id_71.book_1.php (дата обращения: 27.09.20010).

6.

7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.