Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
ш
УДК 330.322.16 Сольская Ирина Юрьевна,
д. э. н., профессор, профессор кафедры «Финансы и антикризисное регулирование», проректор ИрГУПС
Рябущенко Оксана Анатольевна старший преподаватель кафедры «Финансы и антикризисное регулирование» ИрГУПС, тел. 89645439149
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
I.J. Solskаyа, O.A. Rjabushchenko
THE METHODICAL APPROACH TO THE ESTIMATION OF APPEAL OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS TOOL OF FINANCING OF THE INFRASTRUCTURE OF THE RAILWAY TRANSPORTATION
Аннотация. В статье представлены результаты исследования основных методических подходов к оценке привлекательности инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте и предложны направления их развития.
Ключевые слова: инфраструктура, железнодорожный транспорт.
Abstract. In the article results of research of the basic methodical approaches to an estimation of appeal of infrastructural projects on the railway transportation are presented and directions of their development are offered.
Keywords: infrastructure, railway transportation.
Этапность реализации методики оценки привлекательности инфраструктурных проектов, реализуемых через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), можно представить схематически следующим образом:
1. Этап - Оценка инвестиционной привлекательности региона, в котором реализуется инфраструктурный проект
Помимо общего инвестиционного рейтинга регионов предлагается учитывать показатели:
- распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата;
- инвестиционный потенциал российских регионов;
- инвестиционный риск в российских регионах;
На основании рейтинговой оценки выводится средний ранговый показатель, который определяет степень инвестиционной привлекательности региона. В рейтинге участвует 83 региона.
Исходя из показателей рейтинга имеем:
- максимальный уровень инвестиционной привлекательности - ранговый показатель 1-15;
- средний уровень инвестиционной привлекательности - ранговый показатель 16-30;
- умеренный уровень инвестиционной привлекательности - ранговый показатель 31-55;
- низкий уровень инвестиционной привлекательности - ранговый показатель 56-70;
- критический уровень инвестиционной привлекательности - ранговый показатель 71-83.
2. Этап - построение матрицы рисков ГЧП-проектов
Риск для государства и частного инвестора в процессе реализации инфраструктурного объекта заключается в том, что, реализуя решения, нацеленные на удовлетворение интересов, может столкнуться с определенными препятствиями, способными поставить под сомнение возможность реализации решения, а в худшем случае свести вероятность положительного исхода до нуля. Для того чтобы избежать подобного эффекта, необходимо оценить оптимальный объем передачи рисков с учетом передачи той стороне партнерских отношений, которая способна управлять ими наилучшим образом.
Для этого нами предлагается матрица рисков, которая учитывает риски, возникающие при реализации проектов, и показывает принадлежность подверженности этим рискам.
Матрица рисков выглядит, как показано в табл. 1.
Как видно из матрицы, риски распределены максимально равномерно и между теми участниками, которые в большей степени подвержены им
Проектные риски Участие в распределении рисков
Частный инвестор Федеральное/ Региональное/ Муниципальное правительство Федеральный/ Региональный Инвестиционный фонд ВЭБ/ Специальный фонд
Риск доступности выполнения проекта * * *
Риски строительства в результате нарушения бюджета и нарушения сроков инфраструктурного проекта * * *
Риск стоимости финансирования в результате невыполнения финансовых обязательств * *
Политические риски * *
Инфляционный риск на этапе строительства и эксплуатации проекта *
Валютный риск * *
Риск достаточности собственных средств * * *
и смогут ими эффективно управлять. В результате использования данной матрицы проекты могут реализовываться более эффективно, стороны партнерских отношений смогут исключить или сократить дополнительные издержки и увеличить объем получаемого дохода.
3. Этап - расчет бюджетной и финансовой эффективности ГЧП-проекта в транспортной инфраструктуре
3.1. Бюджетная эффективность ГЧП-проекта
Для расчета введем следующие показатели:
1) Вэф - бюджетная эффективность соответствующего уровня бюджета;
2) Бб1 - доходы бюджета соответствующего ¡-периода реализации проекта;
3) Яб - расходы бюджета соответствующего ¡-периода реализации проекта;
4) dэф - ставка дисконтирования.
Формула расчета будет выглядеть следующим образом:
Вэф = (Бб1 - Яб1) * dэф. (1)
Под доходами понимается прогнозируемая величина налоговых доходов и иных поступлений в соответствующий уровень бюджета. Под расходами - размер государственной поддержки в реализуемом инфраструктурном проекте.
Ставка дисконтирования находится по следующей формуле:
dэф = (( 1 + dн ) / ( 1 + 1 )) - 1, (2) где dн - номинальная ставка; 1 - прогнозируемый уровень инфляции.
Положительный бюджетный эффект достигается при положительной величине расчета, если величина Вэф > Б - проект следует принять, если Вэф < Б - проект следует отклонить.
3.2. Чистая приведенная стоимость ГЧП-проекта
Для расчета этого показателя введем дополнительные показатели:
КРУ - чистая приведенная стоимость; N - срок окупаемости проекта; ш - период реализации проекта. Для расчета чистой приведенной стоимости с учетом ставки дисконтирования и полного срока окупаемости проекта приведем следующую формулу: КРУ = ( Б - Я / 1 + d) * N. (3)
Данный расчет позволит оценить государству стоимость проекта за полное время его окупаемости и учетом ставки дисконтирования.
Далее приведем расчет чистой приведенной стоимости с учетом ставки дисконтирования и определенного этапа расчета стоимости, это позволит не только определить величину за конкретный период, но и проследить зависимость чистой приведенной стоимости от ставки дисконтирования. Это необходимо для того, чтобы проследить зависимость размера получаемого дохода от таких факторов, как ставка рефинансирования и уровень инфляции, т. е. от тех факторов, которые заложены в основу расчета ставки дисконтирования.
Расчет формулы будет выглядеть следующим образом:
КРУ = ( - Я / 1 + d) * ш . (4)
Далее графически через построение графика необходимо проследить, как изменение ставки дисконтирования будет влиять на величину чистой приведенной стоимости проекта. Для этого необходимо ставку дисконтирования перевести в проценты (%).
3.3. Коэффициент доходности ГЧП-проекта
Для расчета введем следующие показатели:
- коэффициент доходности - Kd, который показывает относительную доходность проекта в расчете на единицу вложений. Он рассчитывается путем деления чистых приведенных поступлений от проекта на стоимость первоначальных вложений;
- Sp - сметная стоимость инвестиционного проекта.
Формула расчета выглядит следующим образом:
Kd = R / (Sp - R) . (5)
Расчет данного коэффициента позволяет оценить степень риска потери вложенных денежных средств (см. табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Данный показатель позволяет оценить степень риска ГЧП-проекта как для государства, так и для частного инвестора.
4. ^цианьный эффект ГЧП-проекта
Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в оценке эффективности, являются:
■ строительство новых автомобильных или железных дорог;
- изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции;
■ изменение количества рабочих мест в регионе;
■ улучшение жилищных и культурно -бытовых условий работников;
■ изменение условий труда работников;
■ изменение структуры производственного персонала;
■ изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров;
■ изменение уровня здоровья работников и населения;
■ экономия свободного времени населения.
5. Общая оценка ГЧП-проекта
Методика оценки привлекательности была апробирована на инвестиционном проекте «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Кура-гино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики Тыва».
1. Этап - Инвестиционная привлекательность региона, в котором реализуется инфраструктурный проект.
На основании рейтинга сведем данные в табл. 3.
Т а б л и ц а 3 Оценка инвестиционной привлекательности республики Тыва
2. Этап - построение матрицы рисков ГЧП-проектов (табл. 4).
Уровень валютного риска является минимальным, т. к. проект реализуется в рублях и зависимость от изменения валютного курса - минимальна.
3. Этап - расчет бюджетной и финансовой эффективности ГЧП-проекта в транспортной инфраструктуре/
Данные для расчета привлекательности инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики Тыва» (табл. 5).
Уровень риска Нормативный уровень показателя Kd
Незначительный риск от 0 до 0,3
Низкий уровень риска от 0,4 до 0,6
Средний уровень риска от 0,7 до 1
Неприемлемый уровень свыше 1
риска
Показатель ин- Ранговый Уровень инве-
вестиционной показатель стиционной
привлекатель- привлекатель-
ности ности
общей инвести- 3Б Критический
ционного рейтин- уровень (экстре-
га регионов мальный риск)
Инвестиционный Доля в обще- Критический
потенциал российском потенциале (в %) - 0,175 уровень
Распределение Низкий по- Критический
российских реги- тенциал уровень
онов по рейтингу
инвестиционного
климата
Инвестиционный 81-е ранговое Критический
риск в россий- место уровень
ских регионах
Т а б л и ц а 4
Матрица рисков_
Участие в распределении рисков
Частный Федеральное/ Федеральный/ ВЭБ/
Проектные риски инвестор Региональное/ Региональный Специальный
Муниципальное Инвестиционный фонд
правительство фон
Риск доступности выполнения про- * * *
екта
Риски строительства в результате * * *
нарушения бюджета и нарушения
сроков инфраструктурного проекта
Риск стоимости финансирования в * *
результате невыполнения финансо-
вых обязательств
Политические риски * *
Инфляционный риск на этапе стро- *
ительства и эксплуатации проекта
Валютный риск * *
Риск достаточности собственных * * *
средств
Т а б л и ц а 5 Данные для расчета_
Показатель Величина
Сметная стоимость инвестиционного проекта (в ценах соот. лет, с НДС) 131622,10 млн руб.
Размер государственной поддержки (за счет средств Инвестиционного фонда) 49272,60 млн руб.
Срок окупаемости инвестиционного проекта 11 лет
Срок реализации инвестиционного проекта (2008-2014) 7 лет
Размер собственных средств инвестора 82349,50 млн руб.
Ежегодные налоговые и иные поступления: 11,8 млрд руб.
В том числе налоги 5,0 млрд руб.
Региональные налоги 5,4 млрд руб.
3.1. Бюджетный эффект (федерального бюджета):
dэф = ((1 + 8,25) / (1+ 7,18)) - 1 = 0,13. Для расчета ставки дисконтирования брались прогнозируемые величины инфляции и ставки рефинансирования и выводилась средняя величина.
Вэф = (6,4 млрд - 49272,60 млн) * 0,13 = = 825594562 руб.
Вывод: величина Вэф > Б - проект следует принять.
3.2. Расчет чистой приведенной стоимости:
КРУ = (6,4 млрд - 49272,60 млн) / 1 + 0,13) *
11 = 61,8 млрд руб.
Вывод: величина чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта составила 61,8 млрд руб. за полный срок окупаемости проекта.
3.3. Расчет коэффициента доходности инвестиционного проекта:
Ы = 49272,60 / (131622,10 - 49272,60) = 0,6.
В соответствии с нормативным значением показателя вероятность риска потери вложенных денежных средств является - низким.
4. Этап - социальный эффект ГЧП-проекта.
Реализация проекта строительства железной дороги Кызыл - Курагино в увязке с освоением Элегестского месторождения позволит существенно увеличить доходную базу республиканского бюджета, преодолеть дотационность Республики Тыва, вывести экономику на новый уровень развития производительных сил и интегрировать географически изолированный регион в федеральное экономическое пространство.
В данном проекте социальная значимость будет определяться показателями:
- валового регионального продукта (см. табл. 6)
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
ш
Т а б л и ц а 6 Прогнозируемый уровень валового регионального
Т а б л и ц а 7
Прогноз ВРП на 2015 год без учета проекта 25 млрд руб.
Прогноз ВРП на 2015 год с учетом проекта 58,7 млрд руб.
Прогноз ВРП на 2015 год с учетом мультипликативного эффекта от проекта 95 млрд руб.
- создание дополнительных рабочих мест -20 тыс. чел.
Общая оценка ГЧП проекта
Для общей оценки сведем данные за первые четыре этапа в таблицу и оценим результаты расчета отдельных факторов как + или - результат привлекательности инвестиционного проекта (табл. 7).
На основании проведенной оценки инвестиционного проекта можно сделать вывод, что проект является привлекательным, но необходимо повышать инвестиционный потенциал республики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по строительству железнодорожной линии Кызыл-Курагино в рамках инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва».
Наименование этапа Результат оценки инвестиционного проекта
1. Этап - Инвестиционная привлекательность региона, в котором реализуется инфраструктурный проект (результат отрицательный)
2. Этап - построение матрицы рисков ГЧП-проектов + (результат положительный - риски распределены равномерно)
3. Этап - расчет бюджетной и финансовой эффективности ГЧП-проекта в транспортной инфраструктуре + (все расчеты соответствуют нормативным показателям - результат положительный)
4. Этап - социальный эффект ГЧП-проекта + (создание дополнительных рабочих мест и рост валового регионального продукта - положительный результат)
2. Паспорт инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики Тыва» : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р.
3. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ : утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства Финансов РФ от 23.05.2006г №139/82н.