Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока'

Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННО4ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННО4ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕ4 РЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / INFRASTRUCTURE PROJECT / PUBLIC4PRIVATE PARTNERSHIP / PRODUCTION4 LOGISTICS SYSTEM / TERRITORY OF PRIORITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байсаров Р. С.

Рассмотрены основные проблемы и перспективы реализации в современных макроэкономических условиях приоритетных крупных инфраструктурных инвестиционных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, представляющих собой сложные производственно-логистические системы, включая подготовленный к реализации проект ЗАО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) «Строительство железной дороги Элегест Кызыл Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Обоснована приоритетность строительства железной дороги Элегест Кызыл Курагино, от ввода которой зависит реализация четырех угольных проектов суммарной мощностью добычи порядка 40 млн т угля в год к 2030 г., а также формирование Енисейской территории опережающего развития на базовых площадках Тувы, Хакасии и Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the implementation of top priority coal deposit development projects in the Eastern Siberia and the Far East

The article discusses the main problems and prospects of the implementation of large infrastructure investment projects of coal deposits development in the Eastern Siberia and the Far East in the current macroeconomic conditions. These projects are aimed at the formation of sophisticated production and logistics systems including such projects readily available for implementation as Elegest-Kyzyl-Kuragino rail road construction of Tuva Energy Industrial Corporation ZAO, and coal port terminal in the Far East as part of the development of mineral reserves and resources of the Republic of Tyva. The author substantiates top-priority importance of the construction of ElegestKyzyl-Kuragino rail road for the implementation of four coal projects with the total planned annual capacity of 40 million tonnes by 2030, as well as for the formation of the Yenisei territory of priority development at the base sites in Tuva, Khakassia and Krasnoyarsk Krai.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока»

Угольная промышленность

Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока

Р.С. Байсаров,

генеральный директор ЗАО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК)

В соответствии с принятыми в «Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 г.» темпами формирования новых центров добычи угля произойдет смещение угледобычи в восточном направлении страны. При этом доля Восточной Сибири в добыче угля возрастет с 23,7 до 34,0 %, Дальнего Востока - c 9,7 до 15,2 %. Это приведет к повышению конкурентоспособности экспортных поставок угля за счет снижения транспортных затрат [1].

В 2015 г. предприятиями угольной промышленности России было добыто 372 млн т, что на 14 млн т выше уровня 2014 г. (103,9 %). Коксующихся углей добыто 82 млн т (102,6 %), энергетических - 290 млн т (104,2 %). При этом основной вклад в увеличение угледобычи внесли предприятия Восточной Сибири и Дальнего Востока, прирастившие добычу угля на 10,8 млн т1.

Приоритетные направления развития угольной промышленности России связаны не просто с созданием новых центров угледобычи в географическом восточном направлении, но, прежде всего, с реализацией крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, включая: модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с усилением пропускных и провозных способностей; развитие морской портовой инфраструктуры Дальнего Востока; создание минерально-сырьевых, энерготехнологических, горно-металлургических и углехимических кластеров в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В рассматриваемой перспективе экспортное направление принято в качестве безальтернативного варианта устойчивого развития отечественной угольной отрасли. Поскольку центр мировой торговли углем будет смещаться в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и в долгосрочном периоде эта тенденция будет только усиливаться, такой же вектор будет формироваться и для экспортных потоков российской угольной продукции.

Несмотря на целый ряд неблагоприятных макроэкономических факторов в условиях низких цен на энергоносители, в 2015 г. экспортная направленность российского угольного

1 По данным АО «Росинформуголь»

бизнеса сохранилась. Снижение спроса и наблюдаемое долговременное падение цен на внешнем угольном рынке ограничивало экспортные потоки российского угля с соответствующим снижением валютной выручки. Однако рост курса доллара при сохранении объемов экспорта существенно увеличил рублевую выручку, суммарные доходы компаний от экспорта угля в рублевом эквиваленте выросли почти на 30 %. В целом внешние условия для развития угольной промышленности были неблагоприятны, за исключением того, что низкий курс рубля во второй половине года поддержал экспортеров. Общий экспорт российских углей в 2015 г. оценивается на уровне предыдущего года - 154-155 млн т, в том числе коксующихся углей - 17-18 млн т. При этом сохраняется рост общих экспортных поставок в страны АТР при значительном снижении поставок в Китай (на 11 млн т), но и при одновременном увеличении закупок угля со стороны других стран азиатского региона - Республика Корея (+4,5 млн т), Индия (+1,3 млн т), Малайзия (+1 млн т), КНДР (+0,9 млн т), Япония (+1,1 млн т)2 .

Соответственно изменению географии экспортных потоков в страны АТР повышается важность ускоренной реализации основных крупных инвестиционных проектов развития угольной отрасли до 2030 г. на востоке страны:

• в Республике Тыва - освоение Элегестского и Межегейского месторождений, участка «Центральный» западной части Улуг-Хемского угольного бассейна, освоение Каа-Хемского и Чаданского месторождений;

• в Забайкальском крае - разработка месторождения угля Чикойской впадины, Апсатского месторождения и др.;

• в Республике Саха (Якутия) - Эльгинского месторождения и других месторождений угля Южной Якутии (Чульмаканского, Денисовского);

• в Амурской области - комплексное освоение Сугодинско-Огоджинского угольного месторождения, Ерковецкого буроугольного месторождения и др.

При этом освоение перспективных угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 г. будет происходить в условиях инфраструктурных ограничений, так как эти проекты связаны с одновременным развитием железнодорожной и портовой инфраструктур и прежде всего с модернизацией Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) железнодорожных магистралей, с развитием пропускных и провозных способностей, со строительством новых железнодорожных магистралей от месторождений угля до существующих станций (Улак-Эльга, Элегест-Кызыл-Курагино, Огоджа-Февральск), а также с развитием портовых мощностей по перевалке угля на Дальнем Востоке.

2 По данным Федеральной таможенной службы и оценкам АО «Росинформуголь»

С растущими объёмами перевозок с угольных и рудных месторождений в зоне Восточного полигона 3, транзитным и внешнеторговым грузопотоком БАМ и Транссиб в их нынешнем состоянии уже не справляются. В 2013 г. ОАО «РЖД» приступило к реализации проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона с развитием пропускных и провозных способностей. Основная задача проекта - освоение к 2020 г. перспективных объёмов перевозок: в направлении Ванинско-Совгаванского транспортного узла - 32,6 млн т, в направлении морских переходов и сухопутных железнодорожных переходов юга Приморья - 94,9 млн т.

Реализация проекта развития железнодорожной инфраструктуры лимитирующих участков БАМа и Транссиба на первом этапе - с 2014 по 2017 г. — оценивается в 562,4 млрд руб. Из них 260,2 млрд руб. составят средства государственной поддержки: 150 млрд руб. (26,7% общей стоимости проекта) - ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 110,2 (19,6 %) - прямые бюджетные ассигнования. [2].

На рис.1 представлены схема размещения основных перспективных угольных и рудных месторождений в Восточном полигоне и объемы вывоза полезных ископаемых с основных месторождений региона. В перспективе объемы грузовых перевозок в рассматриваемом полигоне будут зависеть главным образом от интенсивности развития отраслей экономики в полигоне влияния рассматриваемых направлений, развития внешнеторговых связей со странами АТР, а также наращивания мощностей существующих и строительства новых терминалов в морских портах Дальневосточного бассейна (главным образом в Восточном, Посьете, Владивостоке, Находке, Ванино) для навалочных, генеральных, наливных и других грузов.

Угольная промышленность

Наибольший рост объемов перевозок грузов в полигоне влияния БАМа и Транссиба в перспективе до 2030 г. прогнозируется по каменному углю и рудным грузам. По оценке «Института экономики и развития транспорта» (ОАО «ИЭРТ») к 2020 г. объем вывоза каменного угля и железной руды в Восточном полигоне увеличится на 85,1 млн т - до 143,0 млн т товарной продукции (рис.1).

Приближение отечественных производителей к рынкам АТР позволит усилить конкурентные преимущества российских углей и увеличить их долю в общем объеме импортируемого угля странами АТР. Это связано также с их экологическими характеристиками - низким содержанием таких вредных примесей, как сера, азот и другие. Восточное направление в развитии российского угольного бизнеса поможет также уменьшить уязвимость российского экспорта в случае высокой волатильности мировых цен на энергоресурсы и будет способствовать укреплению позиций российских экспортеров угля на международном рынке.

Важнейшим фактором, сдерживающим экономическое развитие регионов Востока страны и реализацию инвестиционных проектов в сфере угледобычи, является недостаточный уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Необходимость совместных усилий государства и частного бизнеса по развитию угольной промышленности восточных регионов России неизбежно означает выбор государственно-частного партнерства (ГЧП) как основного механизма освоения минерально-сырьевой базы восточного макрорегиона [3].

Повышенное внимание к ГЧП в угольной промышленности в различных его формах и сферах применения обусловлено тем, что при существующих отношениях собственности на углепромышленных территориях, где градообразую-

Рис. 1 Схема размещения основных перспективных угольных и рудных месторождений вывоза полезных ископаемых с основных месторождений региона

3 Восточный полигон ОАО «РЖД» включает в себя объекты транспортной инфраструктуры Красно-ярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог

в Восточном полигоне ОАО «РЖД» и объемы

Угольная промышленность

щие угольные предприятия находятся в групповой (акционерной) или индивидуальной частной собственности, это партнерство, при грамотной его экономической и правовой организации, является эффективной формой взаимодействия хозяйствующих субъектов (государства и частного бизнеса), имеющих властные полномочия, средства производства, рабочую силу, финансовые и другие ресурсы, комплексно необходимые для реализации экономически и социально важных проектов. При этом формы и масштабы участия, интересы и ответственность государства и бизнеса согласованно устанавливаются с учетом определяющей общественной направленности осуществляемых программно-целевых мероприятий в рамках конкретных производственно-экономических и социальных проектов. Затраты, обязательства, финансовые и другие риски, а также достигнутые при взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного предпринимательства результаты в процессе реализации различных проектов распределяются между сторонами согласно достигнутым договоренностям [1, 3, 4, 5].

Освоение новых перспективных угольных месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в настоящее время осуществляется не столь интенсивно, как планировалось первоначально. В настоящее время здесь реализуются на разных стадиях несколько крупных инфраструктурных угольных проектов, представляющих собой производственно-логистические системы, включающие угледобывающие предприятия, грузообразующие железные дороги и портовую инфраструктуру, в том числе проект «Строительство железной дороги Элегест - Кызыл -Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва [1, 3].

Все запасы коксующихся марок угля Восточной Сибири сконцентрированы в Республике Тыва, но освоение Элегестского и Межегейского месторождений, участка «Центральный» Улуг-Хемского угольного бассейна, а также освоение Каа-Хемского и Чаданского месторождений сдерживаются отсутствием железнодорожной линии Кызыл-Курагино [6, 7].

Поэтому приоритетным является реализация инфраструктурного проекта «Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва», паспорт которого утвержден Распоряжением правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 1059-р [8].

С 2013 г. инвестором и ответственным исполнителем этого проекта является ЗАО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК), которое заключило с ОАО «РЖД» соглашение о сотрудничестве на срок до 2030 г., предусматривающее организацию вывоза гарантированных объемов грузов с Элегестского угольного месторождения, а также развитие железнодорожной инфраструктуры. Однако в связи с отсутствием финансирования из средств ФНБ строительство железной дороги до сих пор не начато, что сдерживает реализацию сразу четырех угольных проектов в Республике Тыва суммарной добычей порядка 40 млн т угля в год к 2030 г.

Соответственно сдерживается и строительство специализированного терминала для перевалки угольных грузов в морском порту Ванино в районе мыса Бурный (Хабаровский край) мощностью до 15 млн т в год, соглашение о строительстве которого на принципах государственно-частного партнерства было подписано еще в конце 2013 г. между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт».

В целях реализации этого проекта Распоряжением правительства России от 28 октября 2015 г. №2178-р расширены границы порта Ванино за счет включения в состав его границ земельных участков, расположенных в районе мыса Бурный, и создаваемых искусственных земельных участков. Для перевалки планируемого грузооборота потребуется строительство двух причалов для перевалки угля, которые будут располагаться соответственно с восточной и западной стороны двустороннего пирса. На терминале планируется обрабатывать суда дедвейтом до 120 тыс. т, стоимость строительства терминала составляет порядка 19,3 млрд руб. за счет средств инвестора - ООО «Дальневосточный Ванинский порт».

Источником грузовой базы этого терминала станет уголь Элегестского угольного месторождения. В настоящее время ООО «Сибгеопроект» (г. Кемерово) разработан проект горно-обогатительного комплекса «Элегест» на Элегестском месторождении, получивший положительное заключение Главгосэкспертизы России в мае 2015 г. [9].

Данный проект обладает высокими показателями коммерческой эффективности:

— чистая приведенная стоимость проекта ЦСРР) составляет 13,7 млрд руб., при ставке дисконтирования 16,2 %;

— внутренняя норма доходности проекта составляет 17,3 %;

— дисконтированный период окупаемости проекта составляет 22,3 лет;

— чистая приведенная стоимость для собственного капитала ЦСРЕ) составляет 30,3 млрд руб., при ставке дисконтирования 20,3 %;

— внутренняя норма доходности для собственного капитала составляет 28,6 %;

— дисконтированный период окупаемости для собственного капитала составляет 11,8 лет.

Полная загрузка производственных мощностей предполагает добычу и обогащение 17,6 млн т рядового угля в год и производство 15,0 млн т концентрата.

Прогнозные показатели финансовой модели проекта приведены на рис. 2.

Выручка по Элегестскому месторождению будет формироваться путем реализации товарной продукции в объемах, предусмотренных технологическими характеристиками. Предполагается, что более 80 % продукции Элегестского месторождения будет приходиться на рынок АТР, оставшаяся часть - на внутренний рынок. Согласно классификации (ГОСТ 25543-88) товарная продукция Элегестского месторождения включает в себя коксующийся уголь марки Ж (концентрат), а также энергетический окисленный уголь, который планируется сбывать в необогащенном виде. Выход на плановые мощности по добыче и обогащению угля должен быть осуществлен в 2021-2022 гг.

Следует отметить, что презентация проекта «Строительство железной дороги Элегест - Кызыл -Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» состоялась в прошлом году и в Совете Федерации, получив поддержку сенаторов. В результате реализации проекта будут созданы новые рабочие места. При этом налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты Тувы оцениваются около 17 млрд руб.

В настоящее время ЗАО «ТЭПК», реально оценивая ограниченные возможности государственной поддержки инфраструктурных проектов из средств ФНБ, ведет работу по переориентации финансовой модели реализации проекта на инвестирование за счет привлечения средств у пулов крупнейших российских банков. При этом общая стоимость про-

АНАЛИТИКА, ПРОГНОЗЫ

Угольная промышленность

Прогноз выручки по Элегетскому месторождениню

2015 2018 2021 2024 2027 2030 2033 2036 2039 2042 2045 2048 2051 2054 2057 2060 2063 2066

■ Коксующийся (Ж) - концентрат Коксующийся (Ж) - концентрат - экспорт

■ Коксующийся (Ж) - сортовой Энергетический (ОК) - рядовой Источник: анализ ТЭПК

Прогноз объемов перевозок по железной дороге Элегест-Кызыл-Курагино

16 -

■ Щ Щ I

2018 2021 2024 2027 2030 2033 2036 20*30 2012 20-15 20-18 2051 205-1 2057 2060 2063 2066

¡»ТЗПК уголь (из Тывы)

Лесные (из Тывы) и Нефтегруэы (в Тыву) Прочие (в Тызу)

Прочий уголь (из Тывы) Минстройматериалы (из Тывы) | Черные металлы (в Тыву)

| Руда (из Тывы) | Прочие (из Тывы) | Минстройматериалы (а Тыву)

Источник: анализ ТЭПК

Прогноз выручки по железной дороге Элегест-Кызыл-Курагино

.......illlÜlP::-

......iHSIIf |glil"

lllllllllllll........

зо

70

60 ^50

cl

S 40 н

Cl

2 зо 20 10

2018 2021 2024 2027 2030 2033 2036 2039 2042 2045 2048 2051 2054 2057 2060 2063 2066

■ ТЭПКуголь Прочий уголь "Лесные ■ Нефтегруэы ■ Черные металлы Минстройматериалы ■ Прочие

Источник: анализ ТЭПК

Прогноз выручки объемов перевалки угля в порту Ванино

25 -

20 -15 -

(О :>-. О-

Ё ю

с; 3

5 -

16 14 12 10

5 к

х

6 I 4

2 О

2017 2020 2023 2026 2029 2032 2035 2038 2041 2044 2047 2050 2053 2056 2059 2062 2065 2068 ТЭПК Прочие -Объемы перевалки

Источник: анализ ТЭПК

Рис. 2 Прогнозные показатели финансовой модели проекта

Угольная промышленность

екта в современных условиях уменьшилась более чем на $ 1 млрд за счет падения курса рубля, но в рублевом эквиваленте ориентировочно увеличится с 217,2 до 235 млрд руб., из которых примерно 25% составят собственные средства ЗАО «ТЭПК».

Восточное направление является приоритетным не только для развития угольной отрасли, но и для всей экономики России в целом. Именно здесь формируются основные точки роста с упором на инфраструктурные проекты, что и было озвучено на 46-й сессии Всемирного экономического форума, проходившего в конце января 2016 г. в швейцарском Давосе. Именно в регионах Дальнего Востока были открыты первые территории опережающего развития (ТОРы), представляющие собой часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства РФ устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития вступил в силу 30 марта 2015 г. [10].

Постановлением правительства Республики Тыва от 2 июля 2015 г. № 326 утверждена инвестиционная стратегия Тывы на период до 2020 г., в соответствии с которой предполагается формирование зон опережающего развития экономики республики по приоритетным направлениям развития, в том числе с использованием кластерных подходов [11]. В частности, предлагается сформировать центральную (индустриальную) зону - промышленно-транзитный макрорайон с центром роста в г. Кызыл: энергопроизводственный, транспортный, промышленно-производственный кластеры, в которые войдут и все угледобывающие предприятия Улуг-Хемского угольного бассейна с сопутствующими транспортной и энергетической инфраструктурами.

Дальнейшее развитие проекта строительства железнодорожной ветки Кызыл - Курагино целесообразно связать с формированием Енисейской территории опережающего развития, так как мультипликативный эффект от реализации этого проекта помимо экономической и бюджетной составляющих, предполагает высокую социальную значимость для населения Тывы, Хакасии и Красноярского края, связанную с радикальным повышением транспортной доступности, обеспечением новых возможностей для культурных обменов, развитием науки, искусства, образования, традиционных народных промыслов, этнографии и туризма, повышением привлекательности природных и этнографических достопримечательностей этих регионов Восточной Сибири.

Реализация инвестиционных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства с использованием механизма территорий опережающего социально-экономического развития может стать одним из источников инвестиций в освоение перспективных угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в сложившихся макроэкономических условиях, не исключая возможностей привлечения иностранных инвесторов на условиях предоставления им определенных преференций.

Оценивая современное состояние и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно сделать следующие основные выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Основным внешним риском для угольной промышленности, продиктованным складывающейся конъюнктурой мирового рынка энергоресурсов, является прежде всего паде-

ние цен на ископаемые виды энергоресурсов и вероятность последующего снижения спроса на уголь. Для российских угольных компаний это может проявиться в снижении конкурентоспособности экспортируемого угля из-за значительной доли транспортных затрат на базе БОВ по сравнению с ближайшими конкурентами. Кардинальным способом локализации этого риска является успешная реализация проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих приближение производителей экспортного угля к зарубежным потребителям, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет улучшения ее качества.

2. Существующие инфраструктурные риски связаны с недостаточным развитием Восточного полигона сети железных дорог и ограничений в развитии портовых мощностей, в то время как потенциальные ресурсные и производственные возможности угольной промышленности позволяют увеличить объем годовой добычи в 1,5-2 раза. По оценкам экспертов железнодорожной отрасли пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям приблизилась к своим предельным значениям и дополнительное увеличение грузопотока угля в направлении Китая и стран АТР требует коренной модернизации железнодорожной инфраструктуры и морских портов на Дальнем Востоке.

3. Государственное участие в инвестиционной программе РЖД и завершение целого ряда проектов по модернизации существующих угольных терминалов позволят устранить значительную часть инфраструктурных ограничений и снизить потери конкурентоспособности российского угля на внешнем рынке.

4. Существующий опыт освоения Эльгинского месторождения показывает, что необходимо комплексное освоение ресурсного потенциала территорий региона, примыкающих к железнодорожной инфраструктуре, на основе принципов и механизмов ГЧП, и лишь тогда возможно достижение проектных показателей в установленные сроки.

5. Для угольной промышленности России характерно наличие ряда внутренних рисков, обусловленных избыточностью производственных мощностей, увеличением операционных затрат, вызванное ростом цен на основные материалы и ресурсы, а также значительной долей импортного оборудования, что становится особенно актуальным в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам. В связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией, из-за отсутствия возможности привлечения значительных инвестиций, происходит замедление реализации крупных угольных проектов в Республике Тыва при освоении Улуг-Хемского угольного бассейна, Каа-Хемского и Чаданского месторождений суммарной мощностью добычи особо ценных марок угля порядка 40 млн т в год к 2030 г.

6. В значительной степени на увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 г. может оказать влияние успешное экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению угольных месторождений в Забайкальском крае (Чикойская впадина) и в Амурской области (Сугодинско-Огоджинское), где к 2030 г. возможно доведение добычи угля открытым способом до 20 и 30 млн т в год соответственно.

7. В целях совершенствования взаимодействия государства и частного бизнеса в реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока целесообразно рассмотреть применение механизмов ГЧП в формате территорий опережающего развития. При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего соци-

ально-экономического развития в Российской Федерации», государство обеспечивает создание объектов инфраструктуры, необходимой для резидентов, за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. дает возможность в условиях ограниченных бюджетных средств сделать финансовые модели проектов привлекательными для инвесторов.

8. Для количественной оценки эффективности инфраструктурных проектов, представляющих собой производственно-логистические системы по освоению месторождений полезных ископаемых и транспортировке продукции потребителям, необходимо разработать специальные модифицированные методические подходы, основанные на современных методах оценки инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП и включающих не только традиционные оценки бюджетной и коммерческой эффективности с анализом устойчивости и рисков.

9. На сегодняшний день одним из самых приоритетных проектов, готовых к реализации на принципах ГЧП, является инфраструктурный проект «Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва», обеспеченный проектной документацией и прошедший в установленном порядке согласования и Госэкспертизу. При этом строительство важнейшей железнодорожной магистрали Элегест - Кызыл - Курагино положит начало формированию Енисейской территории опережающего развития и созданию масштабных промышленных кластеров в Тыве, Хакасии и Красноярском крае.

Угольная промышленность

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:_

1. Рожков A.A. Государственно-частное партнерство при развитии сырьевой базы и производственного потенциала угольной промышленности России / Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: сб. ст. / под общ. ред. И. Г. Степанова, Д.Г. Вержицкого; Министерство образования и науки Российской Федерации; Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета. - Новокузнецк, НФИ КемГУ,, 2015. - С. 92-101.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 2116-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70674580/

3. Байсаров Р.С. Комплексное освоение Элегестского месторождения коксующегося угля на основе государственно-частного партнерства / Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: сб. ст. / под общ. ред. И. Г. Степанова, Д.Г. Вержицкого; Министерство образования и науки Российской Федерации; Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета. - Новокузнецк, НФИ КемГУ, 2015. - С. 7-17.

4. Дабиев Д.Ф., Лебедев В.И. О механизмах государственно-частного партнерства при освоении минерально-сырьевого потенциала в Туве // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал.- 2011. - N 3 (39) - С. 225-229.

5. Пяткин А.М., Рожков A.A. Государственно-частное партнерство в жизнедеятель-но-сти углепромышленных моногородов // Уголь. - 2012, - N 11. - С.34-38.

6. Байсаров Р.С. Концептуальные подходы к стратегии освоения Элегестского место-рождения Улуг-Хемскогоугольного бассейна Республики Тыва// Уголь, - 2015. - N 12, - С.44-46.

7. Байсаров Р.С. Организационно-экономический механизм производственно-логистической системы комплексного освоения Элегестского угольного месторождения // Уголь, -2016. - N 2, - С. 56-61.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 1059-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 05.11.2013 N 2044-р и утверждении паспортов инвестиционных проектов». - [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70580440/

9. Горно-обогатительный комплекс «Элегест» на Элегестском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна Республики Тыва производственной мощностью 15 млн. тонн концентрата коксующегося угля в год. - Проектная документация. Раздел 1. Пояснительная записка. Часть 1 - Общая пояснительная записка 1-2014/П-Г/1-П31. Том 1.1. - Кемерово: ООО «Сибгеопроект». - 86 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2014 г. N 473-Ф3 (вред. от 13.07.2015 г.) «О террито-ри-ях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». -[Электронныйресурс]. Режим доступа:http://minvostokrazvitiaru/reguktory/?SECTION_ID=286

11. Постановление Правительства Республики Тыва от 2 июля 2015 г. N 326 «Об утверждении инвестиционной стратегии Республики Тыва на период до 2020 года». -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npa.rtyva.ru/docs/2015

TIRE SOLUTIONS

ШИНЫ ДЛЯ СПЕЦ ТЕХНИКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.