УДК 332.13+330.524
В. М. Маркова 1, М. К. Соян 2, В. Н. Чурашев 3
1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Лаврентьева, 1Z, Новосибирск, 630090 E-mail: [email protected]
2 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН ул. Интернациональная, 117а, Кызыл, 66Z00Z, Россия
E-mail: [email protected]
3 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Лаврентьева, 1Z, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УГОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ СИБИРИ:
ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Для экономического развития как страны, так и региона требуется постоянная подпитка новыми проектами. Инвестиции в строительство производственных мощностей, модернизация действующих заводов и комбинатов, создание инновационных рыночных сегментов, расширение сети розничной торговли, освоение новых месторождений сырья - все это создает задел для дальнейшего роста реального сектора экономики.
Сейчас уже не вызывает споров утверждение, что в силу объективных условий наиболее реалистическим прорывным сектором экономики в восточных районах России является освоение природных ресурсов и их переработка. В числе перспективных отраслей, имеющих ряд масштабных инвестиционных проектов с объемом инвестиций несколько сот миллионов долларов, находится и угольная промышленность.
Угли Сибири - конкурентоспособный товар на мировых рынках топлива
Начиная с 2002 г., в связи с ростом цен на нефть на мировом рынке энергоносителей складывается благоприятная конъюнктура для угля. Прирост экспортных цен российского энергетического угля составил за 2003 г. 32 %. В 2004 г. эти цены увеличились еще в 1,2 раза. Цены на уголь для коксования на протяжении 2002-2003 гг. незначительно колебались относительно среднего значения. Однако с конца 2003 г. динамика цен приобрела резко восходящий тренд, и за 2004 г. прирост составил более 80 %.
Необходимо обратить внимание, что именно экспорт позволил в 2002 г. угледобывающим компаниям несколько компенсировать падение спроса на внутреннем рынке. В 2004 г. экспорт резко возрос и, казалось, достиг рекордного уровня - около 76 млн т, что на 13 % больше уровня 2003 г. Однако, в 2005 г. произошел дальнейший рост объемов поставки на мировой рынок - на 4,8 %, до 80 млн т.
Российские угли с очень низким содержанием серы уже сегодня играют большую и все возрастающую роль на европейских рынках, например, в Великобритании, где все более и более ужесточаются требования к вредным выбросам. Хотя европейское направление экспорта продолжает играть важную роль, но все больший вес приобретает восточный вектор. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона российский уголь успешно конкурирует с австралийскими и американскими поставщиками. Практически 80 % объема экспорта обеспечивается за счет сибирских предприятий.
В настоящее время угольная промышленность в основном завершила этап коренных организационно-экономических преобразований. Угольные активы оказались поделенными между определенными финансово-промышленными группами. Так, металлургические компании («ЕвразХолдинг», «Северсталь», НЛМК и др.) получили контроль над производителями 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Том 6, выпуск 2 © В. М. Маркова, М. К. Соян, В. Н. Чурашев, 2006
ми дефицитных коксующихся углей, необходимых для производства чугуна. Группа МДМ создала угольно-энергетический холдинг в лице компании СУЭК как инструмент влияния на основного потребителя энергетических углей - тепловые станции РАО «ЕЭС России».
Доходы от экспорта угля позволяют существенно поддерживать воспроизводство и наращивание мощностей по добыче угля, в том числе дефицитных марок. С 2002 г. инвестиционная активность угольных компаний резко возросла. В Кузбассе в 2005 г. был достигнут максимальный объем инвестиций. На модернизацию оборудования и строительство новых предприятий по добыче и обогащению было вложено около 30 млрд руб. Несмотря на снижение цен на мировом рынке в 2005 г., суммарно угольные компании планируют инвестировать в 2006 г. почти 27 млрд руб. Компании рассчитывают на то, что вскоре цены снова будут расти, что позволит в дальнейшем проводить модернизацию оборудования и создание новых предприятий.
Ресурсные возможности базовых угольных бассейнов Сибири - Кузнецкого и Канско-Ачинского - позволяют уверенно развивать здесь добычу твердого топлива в объемах 240-280 млн т в год при условии стабильного инвестирования в развитие производственных мощностей и технологий. В изменяющихся экономических условиях с ними способны конкурировать и другие бассейны и месторождения Востока страны. Но реализация целого ряда инвестиционных проектов сдерживается из-за отсутствия инфраструктуры (транспортной и энергетической), в частности, из-за удаленности месторождений от железнодорожных магистралей. Силами одного частного инвестора задача создания инфраструктуры трудноразрешима.
Вместе с тем, в развитии добычи угля заинтересованы не только угольные компании. Для многих регионов Сибири уголь является важным конкурентоспособным ресурсом, освоение которого способно дать импульс для развития смежных отраслей и экономики региона в целом. Поэтому для реализации производственно-инфраструктурных проектов необходима государственная поддержка как путем прямого осуществления инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, так и создания системы нормативно-законодательного сопровождения инвестиционных проектов на территории субъектов Федерации, позволяющей снять административные барьеры на пути их реализации.
Новая перспективная форма поддержки государством крупных инвестиционных проектов и один из инструментов региональной промышленной политики - государственно-частное партнерство (ГЧП), под которым понимается использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в регионах нового освоения. Эти механизмы позволяют объединять ресурсы, разделять прибыли и риски, они способствуют формированию конкурентной среды и одновременно - более эффективному использованию бюджетных средств. Практика применения ГЧП в ряде западноевропейских стран показывает, что данные механизмы используются там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы и при этом не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга.
Рассмотрим, как применение механизмов ГЧП может повлиять на эффективность реализации крупного производственно-транспортного инвестиционного проекта на примере освоения Элегестского месторождения коксующихся углей в Республике Тыва.
Оценка эффективности участия в реализации проекта освоения
Элегестского месторождения коксующихся углей на основе механизма ГЧП
Целесообразность освоения этого месторождения обусловлена важными предпосылками: наличием повышенного спроса на коксующиеся угли на внутреннем и мировом рынках, большими запасами и высоким качеством углей месторождения и необходимостью экономического развития территории нахождения месторождения. Указанные предпосылки, в конечном счете, могут служить объединяющим фактором разнонаправленных интересов участников проекта.
Элегестское месторождение представлено коксующимися углями особо ценной марки Ж, которые по своим параметрам относятся к классу углей повышенной спекаемости (Hard coking coal), дефицитным не только на российском, но и на мировом рынке.
Данный крупный инвестиционный проект является производственно-транспортным проектом, который состоит из двух частей: производственной - разработки самого Элегестского
месторождения - и транспортной - строительства ж.-д. линии Курагино-Кызыл. Согласно проектным данным, добыча угля будет производиться подземным способом на трех шахтах -«Красная горка», «Восточная» и «Элегест», годовая проектная мощность каждой из которых составляет 4 млн т. В результате обогащения угля на двух фабриках при выходе комплекса на проектную мощность ежегодно будет производиться 11 млн т высококачественного концентрата коксующегося угля.
Около половины коксового концентрата Элегестского месторождения предполагается поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Японию, Республику Корея, Тайвань, Китай, Индию), 30 % продукции - на металлургические предприятия Украины, а оставшиеся 20 % - на заводы черной металлургии России, преимущественно на Урал.
Строительство железной дороги Курагино - Кызыл является необходимым условием реализации данного проекта, что значительно повышает стоимость проекта, но в строительстве дороги чрезвычайно заинтересован и сам регион. Правительство Тывы считает, что этот проект даст мощный толчок промышленному развитию сельскохозяйственной республики. На сегодняшний день слабая транспортная инфраструктура и высокая стоимость грузоперевозок - главный фактор, сдерживающий развитие республики.
Впервые технико-экономическое обоснование строительства железной дороги в Туву было разработано еще в 1982 г. Спустя два года данный проект даже выносился на заседание Совета Министров СССР. Постановление Совмина предполагало, что проектирование строительства дороги должно было быть осуществлено в 1991-1995 гг. Однако затем рассмотрение было отложено на 15 лет и возобновилось лишь тогда, когда возник интерес к проекту освоения Элегестского месторождения угля.
Строительство железной дороги позволит реализовать ряд других проектов социально-экономического развития региона. В минерально-сырьевом комплексе появится возможность освоения месторождений руд цветных, редких и драгоценных металлов: Улуг-Танзекского тантал-ниобиевого, Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового, Тастыгского литиевого, Тер-лигского ртутного и др. Создание дороги ускорит развитие лесопромышленного комплекса республики, общие запасы древесины которой составляют около 1,1 млрд кубометров. С развитием транспортной инфраструктуры будет реализовываться ресурсный потенциал промышленности строительных материалов на основе местного сырья. Кроме того, железная дорога позволит не только реализовать инвестиционные проекты на территории республики, но и в значительной степени снизить затраты, связанные с доставкой грузов.
При исследовании экономической эффективности проекта освоения Элегестского месторождения рассматривались следующие возможные варианты его реализации. В качестве базового (вариант 1) взят разработанный ЗАО «С-ПбГипрошахт» вариант технического решения, который предусматривает создание угольного комплекса на Элегестском месторождении, включающего 3 шахты, 2 обогатительные фабрики и производственную инфраструктуру. Предполагается, что в базовом варианте финансирование строительства угольного комплекса и железной дороги будет производиться за счет средств единственного инвестора проекта.
Однако, как уже отмечалось выше, для крупного проекта, в котором удельный вес инфраструктурной составляющей в инвестициях достаточно велик (в настоящем проекте стоимость строительства железной дороги составляет 65 % стоимости проекта), требуется разработка разумного механизма поддержки частного инвестора государством в лице федерального центра и региональной власти. Поэтому на основе предварительного анализа в варианте 2 принята следующая структура финансирования инвестиций в создание транспортной инфраструктуры:
- частный инвестор финансирует только 50 % затрат на строительство железной дороги;
- 40 % капитальных затрат берет на себя государство в лице федерального бюджета (так как бюджет Республики Тыва в настоящее время дотационен, использование средств федерального бюджета закладывается в виде безвозмездной помощи);
- 10 % финансирования стоимости железной дороги может взять на себя РАО «Российские железные дороги» (РАО РЖД), поскольку оно также получает доходы от перевозок продукции комплекса.
Показатели эффективности участия в проекте различных участников для обоих вариантов финансирования приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели эффективности участников проекта
Показатели Чистый дисконтированный доход, Индекс доходности дисконтирован- Внутренняя норма доходности, % Дисконтированный срок возврата ин-
млн руб ций, млн руб вестиций, лет
Эффективность для инве- Вариант 1 10 073 1,22 17,8 17
стора Вариант 2 27 422 1,98 26,4 10
Для РАО «РЖД» Вариант 1 Вариант 2 10 930 7 460 2,87 32,46 8,5
Для федерального бюджета Вариант 1 Вариант 2 25 246 1 575
Для республиканского Вариант 1 18 334
бюджета Вариант 2 10 642
Реализация проекта по первому варианту обеспечивает высокую эффективность для федерального центра и региона, но для инвестора имеет низкую привлекательность. Федеральный и региональный бюджеты не несут никакой инвестиционной нагрузки по проекту, и в результате реализации проекта их чистый дисконтированный доход за счет налоговых поступлений может составить 25,2 и 10,6 млн руб. Во втором варианте происходит согласование интересов всех участников, которое осуществляется через выравнивание показателей эффективности. В этом варианте за счет приемлемого снижения ЧДД федерального центра и региона улучшается привлекательность проекта для инвестора.
Окупаемость проекта для частного инвестора наступает на девятый год с начала его реализации, федерального бюджета - на девятнадцатый, а РАО «РЖД» - на девятый. Прибыльность этого варианта для инвестора в 1,7 раза выше базового. График изменения чистого дисконтированного дохода отдельных участников проекта по варианту 2 приведен на рис. 1.
Рис. 1. Эффективность проекта для отдельных участников
Как показывают расчеты, реализация крупного инфраструктурного проекта в сочетании только с одним проектом в минерально-сырьевом комплексе Республики Тыва (освоением Элегестского угольного месторождения) способна существенно поднять экономику региона
и вывести его из сегодняшнего положения депрессивности и дотационности (безвозмездные трансферты Федерального бюджета в настоящее время составляют 85 %). Ежегодные поступления в республиканский бюджет после выхода угольного комплекса на проектную мощность составят 190 млн дол., что более чем в 6 раз превышает собственные доходы бюджета, полученные в 2003 г., и более чем в 3 раза - планируемые ежегодные доходы бюджета от реализации программы экономического и социального развития Республики Тыва до 2010 г.
Помимо этого, существенно возрастет занятость (по данным Госкомстата в 2005 г. она составляла в Республике Тыва 29 тыс. чел., или 28 %), а следовательно, уменьшится безработица, создающая социальную напряженность и увеличивающая криминогенность. Угольный проект позволит создать более 3 тыс. рабочих мест.
На федеральном уровне уже принято решение о включении в транспортную стратегию страны и федеральную целевую программу развития ж.-д. транспорта России до 2010 г. строительство ж. д. Кызыл-Курагино. Данный проект участвовал в конкурсе на получение средств из Инвестфонда РФ и из множества представленных заявок вошел в число двенадцати, отобранных инвестиционной комиссией при МЭРТ РФ. Проект уже рассматривался в Минэкономразвития РФ; он не был включен в финансирование в 2006 г. и был отправлен на доработку, но по оценке специалистов вероятность положительного решения на следующий год велика.
Сейчас о своей готовности поучаствовать в строительстве ж. д. Кызыл-Курагино заявила администрация Красноярского края. Она направила в МЭРТ РФ свои предложения, которые предусматривают удлинение магистрали на 180-200 км, что даст возможность вовлечь в оборот ранее не освоенные, а также малоперспективные в настоящее время (из-за дороговизны транспортировки) месторождения железной руды в Курагинском р-не на юге края. Подключение к реализации проекта нового участника позволит снизить финансовую нагрузку для других участников и повысить эффективность участия каждого из них.
Таким образом, применение механизмов ГЧП при реализации крупномасштабного производственно-инфраструктурного проекта в Республике Тыва способно обеспечить и коммерческую и общественную эффективность инвестиций.
Оценка влияния крупных угольных проектов Сибири
на социально-экономическое развитие регионов
В рамках разработки стратегии социально-экономического развития Сибири экспертным путем был отобран ряд крупных угольных проектов, предложенных ведущими угольными компаниями (рис. 2).
Новые угольные проекты внесут значительный вклад в развитии мощностей по добыче угля. Каждый из представленных проектов предполагает ввод мощностей по добыче не менее 3 млн т. В Западной Сибири такие проекты возможны только в Кемеровской области, а в Восточной Сибири - практически во всех субъектах Сибирского ФО. В общем приросте мощностей угольной промышленности страны до 2020 г., намеченном в энергетической стратегии России, доля Сибирского округа превышает 70 % от российского уровня, а внутри округа 73,2 % приходится на Восточную Сибирь.
По данным проектам в настоящее время нет полной информации, и выполнение столь же детального расчета эффективности, как для Элегестского месторождения, пока невозможно. В связи с этим агрегированная оценка эффективности этих проектов для региона проводилась по следующим показателям:
- вклад в ВРП (для каждого из проектов размер создаваемой проектами добавленной стоимости можно оценить, исходя из следующих составляющих: чистой прибыли, амортизации и фонда заработной платы);
- занятость (создание новых рабочих мест);
- поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет региона в год.
Программа развития Кузнецкого угольного бассейна
В последние годы развитие добычи угля в Кузбассе шло с наибольшими темпами в стране, и сейчас объемы добычи практически вернулись к достигнутому в 1989 г. максимальному уровню. Программа развития Кузбасса предполагает, что освоение месторождений будет идти за счет реализации ряда угольных проектов, предусматривающих ввод шахт и разрезов
мощностью до 3 млн т. Среди наиболее крупных проектов следует отметить шахты Жернов-ская-1 и 2, Распадская-2 и Ерунаковские-1, 2 и 3, а также разрез Инской. Всего в Кузбассе запланировано строительство 14 шахт, 5 разрезов и 15 обогатительных фабрик, которые позволят ввести мощности по добыче 13,8 млн т к 2010 г. и 24,1 млн т к 2020 г.
* Строительство
14 шахт и 5 разрезов (Объем добычи 38 млн т)
15 обогатительных фабрик (Объем переработки 36,5 млн
* Освоение метана угольных пластов
* Ленинск-Кузнецкий завод полукоксования
* Инфраструктурное освоение Терсинского угольного района
* Развитие угольного машиностроения Кузбассразрезуголь Мечел СУЭК
Ссвсрсталь-групп НЛМ]
Объем добычи 3,5 млн т Инвестиции 0,3 млрд дол. Сроки реализации 2005-2013 гг. Забайкальская угольноэнергетическая компания
Объем добычи 12 млн т Инвестиции 1,7 млрд дол. Сроки реализации 2005-2015
СУЭК
ЭйегетОбъем ДобыЧИ 12 МЛН Т мееморюкдеии? Инвестиции 2,9 МЛрД ДОЛ.
| \ Сроки реализации 2006-2016 гг. Межпромбанк
|-зИиконьскии
Объем добычи 3 млн т Инвестиции 1,2 млрд дол.
Сроки реализации - 2005-2010 гг. СУЭК
Объем добычи 4 млн т Инвестиции 13 млрд дол. Сроки реализации 2010-2015 гг.
Рис. 2. География крупнейших угольных проектов СФО
Вместе с тем и администрация области, и наука Кузбасса считают, что, исходя из горногеологических условий, возможностей развития транспортной инфраструктуры, а главное, экологических ограничений, объем добычи в Кузбассе не должен превышать 180-185 млн т.
Для повышения конкурентоспособности угля угольным компаниям Кузбасса следует переходить от количественного роста добычи к повышению качества продукции. Согласно программе, к 2020 г. предполагается осуществить ввод мощностей по переработке 17,7 млн т коксующегося угля и 18,9 млн т энергетического угля. Кроме того, для разработки и промышленного освоения технологий глубокой переработки угля в Кузбассе запланировано развитие Ленинск-Кузнецкого завода полукоксования.
Одним из перспективных направлений научно-технического прогресса и диверсификации основной деятельности угледобывающих предприятий может стать добыча метана угольных пластов и шахт.
Для реализации упомянутых угольных проектов по добыче и переработке кузнецких углей потребуется освоение капитальных вложений до 2010 г. в объеме 0,7-0,9 млрд дол., а течение 2011-2020 гг. - еще 2,2-2,5 млрд дол.
Реализацию этих угольных проектов будут осуществлять ряд компаний: «Кузбассразрезуголь», «Мечел», СУЭК, «Евразхолдинг», «Северсталь-групп», БЕЛОН, «Сибуглемет», НЛМК.
Благодаря данным проектам в регионе будет создано более 6 тыс. рабочих мест к 2010 г. и около 17 тыс. - к 2020 г. Поступления в региональный бюджет в 2010 г. составят около 50 млн дол., в 2020 г. поступления возрастут до 112 млн дол., при этом к 2020 г. величина добавленной стоимости составит 530 млн дол., из которых существенную долю будет иметь чистая прибыль компаний - около 350 млн дол.
Развитие Канско-Ачинского угольного бассейна
В последние годы мощность Канско-Ачинского бассейна используется только наполовину. В перспективе, в связи с предпринимаемыми мерами по замещению газа в топливном балансе ТЭС Европейской части России углем, потребность в дополнительных перевозках углей из Канско-Ачинского бассейна может вызвать необходимость полного освоения мощности не только Березовского разреза, но и строительства Абанского и других разрезов. К 2010 г. в Канско-Ачинском бассейне намечается ввод мощностей на 10-15 млн т со стоимостью строительства 0,6-0,8 млрд дол. На втором этапе рассматриваемого периода масштабы освоения бассейна могут вырасти в 3-4 раза, что потребует и столь же значительных инвестиционных ресурсов (1,8-2,7 млрд дол.).
Учитывая сложности с эффективным сжиганием канско-ачинских углей, освоение бассейна целесообразно вести в форме энерго-угольной компании, что позволит снизить трансакционные издержки, уменьшить НДС и действия прочих факторов. В реализации данной программы заинтересованы компании, уже работающие в этом регионе: СУЭК, «Краснояр-сккрайуголь».
Развитие Березовского и строительство Абанского и других разрезов позволит создать более 5 тыс. рабочих мест к 2010 г., а в 2020 г. количество занятых в данном проекта увеличится до 24 тыс. мест. В результате реализации проекта ежегодные поступления в региональный бюджет могут составить около 73 млн дол. в 2020 г. Существенна и величина создаваемой проектом добавленной стоимости: суммарно, за счет амортизационных отчислений, фонда заработной платы и чистой прибыли в регионе, она возрастет на 413 млн дол. к 2020 г.
Развитие угольных месторождений Восточной Сибири
Большая программа развития добычи и переработки углей намечается и в остальных районах Восточной Сибири.
Перспективы развития угольной отрасли в Республике Хакасия связаны с развитием Восточ-но-Бейского разреза. Он предусматривается для обеспечения высококачественными энергетическими углями европейских районов России и экспорта в Европу. Для ввода мощностей по добыче 12 млн т угля в 2005-2015 гг. потребуется около 1,7 млрд дол. Добычу на данном разрезе осуществляет компания СУЭК. При выходе на полную мощность на разрезе с 2010 г. будут заняты более 4 тыс. чел., ежегодные поступлении в региональный бюджет составят 43 млн дол.
Благодаря проекту прирост ВРП в Республике Хакасия может составить около 194 млн дол. Существенную долю в этом приросте составит чистая прибыль компаний - 87 млн дол.; амортизация - 73 млн дол.
Также компанией СУЭК в Республике Бурятия запланировано освоение Никольского месторождения (разрез Никольский) как резервного поля разреза Тугнуйский, что позволит довести мощность разреза до 9 млн т угля в год и обеспечит возможность поставок тугнуйского угля на экспорт до 3 млн т. Реализация данного проекта потребует до 2010 г. 1,2 млрд дол. инвестиций для добычи и переработки 3 млн т энергетического угля и строительства 15 км железной дороги. На разрезе будет создано более тысячи рабочих мест. Значительный доход от реализации этого проекта получит как региональный бюджет, так и инвестор проекта. Величина налоговых поступлений уже с 2010 г. составит 21 млн дол., а чистая прибыль инвестора - около 17 млн дол. В дальнейшем возможно более крупное развитие разреза уже на территории Читинской обл.
В Иркутской обл. к реализации намечено несколько крупных проектов добычи угля. Освоение Жеронского (3,5 млн т энергетического угля и 1,2 млрд дол. к 2015 г.), Каранцайского (4 млн т энергетического угля и 1,4 млрд дол. в 2015-2020 гг. ) и Вознесенского (4 млн т энергетического угля и 1,3 млрд дол. в 2010-2015 гг.) месторождений каменного угля предполагается для поставок угля на экспорт в страны Северо-Восточной Азии и создания энергоугольных компаний для производства электроэнергии.
Для освоения данных месторождений необходимо создание транспортной инфраструктуры: так, освоение Каранцайского разреза предусматривает строительство железной дороги длиной 50 км до ж.-д. станции Зима Восточно-Сибирской ж. д., а для Вознесенского разреза необходимо строительство железной дороги длиной 25 км до ж.-д. станции Половина Восточно-Сибирской ж. д. На сооружение ж.-д. путей к этим разрезам потребуется около 300 млн дол.
Пока остается неопределенным, кто будет являться инвестором данных проектов, однако следует отметить, что их реализация позволит к 2020 г. ежегодно формировать чистую прибыль в размере 77 млн дол. от всех трех угольных проектов в Иркутской обл. Годовая мощность по добыче на всех проектах практически одинаковая; соответственно, на каждом из разрезов будет создано практически равное количество рабочих мест: 1,2-1,4 тыс. чел. Суммарные поступления в бюджет области к 2020 г. составят более 75 млн дол. А прирост ВРП Иркутской обл. за счет реализации всех трех проектов может превысить 285 млн дол.
В Читинской обл. предусмотрено строительство разреза на Апсатском каменноугольном месторождении мощностью 3,5 млн т коксующегося угля в год; строительство обогатительной фабрики мощностью 1,7 млн т коксового концентрата и 0,6 млн т угольного промпро-дукта; строительство подъездного ж.-д. пути протяженностью 55 км до ж.-д. ст. Новая Чара на БАМе. Угли месторождения могут использоваться для экспорта и в качестве высокоэффективного энергетического топлива, и в виде очищающих добавок к коксующимся углям. Интерес к данному углю проявляют и российские потребители, в частности, Магнитогорский комбинат уже провел апробацию апсатских углей. Освоение этого разреза потребует до 2013 г. 0,3 млрд дол. инвестиций. В освоении данного разреза заинтересована Забайкальская угольно-энергетическая компания. На разрезе к 2020 г. будет работать около 1,2 тыс. чел., и ежегодные налоговые платежи составят 35 млн дол.
В табл. 1 сведены основные характеристики угольных проектов Сибири.
Таблица 1
Технико-экономические показатели проектов
Бассейны, месторож- дения Период Добыча, млн т Капвло- жения, всего, млрд дол. Чис- лен- ность, тыс. чел. Регио- наль- ный бюд- жет, млн дол. Амор- тиза- ция, млн дол. Зар- плата, млн дол. Чистая при- быль, млн дол. Добав- ленная стои- мость, млн дол.
Кузнецкий до 2010 13,8 1,3 6,2 53,0 60,7 40,0 122,1 222,7
бассейн после 2010 37,9 1,4 17,1 121,0 65,3 109,7 357,6 532,7
Канско- до 2010 15,0 0,8 5,3 16,3 37,3 34,2 18,8 90,4
Ачинский бассейн после 2010 70,0 2,7 24,8 73,4 163,3 159,6 90,4 413,3
Элегестское до 2010 2,5 1,3 1,5 53,6 10,5 8,9 171,4 190,8
месторож- дение после 2010 12,0 1,7 3,4 166,5 29,6 15,3 590,6 635,5
Восточно- до 2010 12,0 1,7 4,3 46,8 79,3 27,4 87,3 194,0
Бейский разрез после 2010 12,0 4,3 46,8 79,3 27,4 87,3 194,0
Никольский до 2010 3,0 1,2 1,1 21,8 56,0 6,8 17,8 80,6
разрез после 2010 3,0 1,1 21,8 56,0 6,8 17,8 80,6
Жеронский до 2010 1,5 0,3 0,5 7,5 14,0 3,4 12,3 29,7
разрез после 2010 3,5 0,9 1,2 23,2 56,0 8,0 23,3 87,3
Каран- цайский разрез до 2010 после 2010 4,0 1,4 1,4 26,9 65,3 9,1 26,4 100,8
Вознесенский разрез до 2010 после 2010 4,0 1,3 1,4 25,7 60,7 9,1 27,4 97,2
Апсатский до 2010 3,5 0,3 1,2 35,2 14,0 8,0 120,3 142,2
разрез после 2010 3,5 1,2 35,2 14,0 8,0 120,3 142,2
Реализация рассмотренных выше угольных проектов должна обеспечить рабочие места для 22 тыс. чел. к 2010 г. и около 60 тыс. чел. к 2020 г. (табл. 2).
На новых проектах, как заявлено большинством компаний, производительность труда будет выше современного отраслевого уровня в 2 раза, так как большинство из проектов предполагает развитие открытой добычи.
Реализация всей совокупности проектов связана со значительной ресурсной нагрузкой. Необходимый объем суммарных инвестиций в расчете на 15 лет оценивается в 16 млрд дол.,
что позволит нарастить добычу за период 2005-2020 гг. на 137-142 млн т. Из указанного общего объема инвестиций на создание транспортной инфраструктуры может быть направлено около 2,6 млрд дол. (16 % от общей суммы).
Таблица 2
Сводные показатели крупных угольных проектов
Показатель 2005-2010 2011-2020
Прирост объемов добычи (млн т) 36,8-41,8 90,8-101,3
Капитальные вложения (млрд дол) 5,7-6,2 9,8-10,5
Численность занятых (тыс. чел.) 20-22 55-61
Выручка от реализации (млрд дол.*) 1,6-1,9 4,1-4,3
Налоговые поступления в региональный бюджет (млрд дол. ) 0,2-0,3 0,4-0,55
* Среднегодовые значения.
В среднем за год поступления в региональный бюджет от угольных проектов могут составить 0,2-0,55 млрд дол. Существенную долю в налоговых поступлениях составляет налог на прибыль: почти 59 % от общего объема. Несмотря на то, что для твердых полезных ископаемых отчисления по налогу на добычу в региональный бюджет составляют 60 % от общей суммы налоговых платежей, величина данного налога невелика. В 2020 г. сумма налога составит 52 млн дол., или около 10 % от общей суммы платежей.
В целом по Сибирскому федеральному округу величина добавленной стоимости в 2010 г. может составить 950 млн дол., а к 2020 г. возрастет до 2,3 млрд дол. Чистая прибыль компаний к 2010 г. может составить 550 млн дол., а к 2020 г. - возрастет в 2,4 раза до 1340 млн дол.
Таким образом, реализация среди наиболее значимых представленных инвестиционных угольных проектов, безусловно, приведет к более существенному росту ВРП регионов, наполнению региональных бюджетов и созданию новых рабочих мест. А это, в свою очередь, означает рост покупательной способности населения, что является условием для развития производства потребительских товаров, жилищного строительства (а с ним и промышленности строительных материалов), сферы услуг. Кроме того, реализация крупнейших инвестиционных проектов приведет к росту загруженности инфраструктуры, прежде всего транспортной, а это и дополнительные налоги, и развитие дорожного строительства. Как следствие, активизация экономической деятельности неизбежно приведет к развитию рыночной инфраструктуры - банков, страховых компаний и пр.
Выводы
Крупные запасы, удобные горно-геологические условия для отработки, высокое качество углей сибирских месторождений и благоприятная конъюнктура на европейских и азиатских рынках делают угольные проекты привлекательными для частных инвесторов. Однако освоение угольных месторождений на Востоке страны, как правило, требует больших единовременных затрат для создания транспортной и энергетической инфраструктуры. Для частного инвестора это трудноразрешимая задача, поэтому необходима государственная поддержка.
Для многих регионов Сибири уголь является одним из тех немногих важных конкурентоспособных ресурсов, освоение которого способно дать импульс для развития смежных отраслей и экономики региона в целом и приведет к созданию новых рабочих мест и росту доходов населения. Поэтому в реализации угольных проектов заинтересованы и региональные, и федеральные власти.
Проведенные авторами расчеты показали, что применение механизмов государственночастного партнерства при освоении Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность проекта. При этом ежегодные поступления в республиканский бюджет после выхода угольного комплекса на проектную мощность будут составлять 190 млн дол., что более чем в 6 раз превышает собственные доходы бюджета, полученные в 2003 г.
Для других крупных угольных проектов Сибири дана укрупненная оценка их региональной эффективности на основе таких показателей, как величина добавленной стоимости, число занятых и поступление в бюджет налоговых платежей.