Научная статья на тему 'Модель поэтапной оценки привлекательности инфраструктурных проектов через механизм государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте'

Модель поэтапной оценки привлекательности инфраструктурных проектов через механизм государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябущенко Оксана Анатольевна, Сольская Ирина Юрьевна, Попова Наталья Борисовна

В статье рассмотрены основные факторы, определяющие привлекательность региона как площадки реализации инфраструктурного проект, и самого проекта развития инфраструктуры железнодорожного транспорта с позиции заинтересованности частных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябущенко Оксана Анатольевна, Сольская Ирина Юрьевна, Попова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF A STAGE-BY-STAGE ESTIMATION OF APPEAL OF INFRASTRUCTURAL PROJECTS THROUGH THE MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP ON A RAILWAY TRANSPORTATION

In the article the major factors defining appeal of region as a platform of infrastructural project realization, and the project of development of an infrastructure of a railway transportation from a position of interest of private investors are considered.

Текст научной работы на тему «Модель поэтапной оценки привлекательности инфраструктурных проектов через механизм государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте»

УДК 330.322.16 Рябущенко Оксана Анатольевна,

старший преподаватель кафедры «Финансы и антикризисное регулирование» ИрГУПС Сольская Ирина Юрьевна, д. э. н., профессор, профессор кафедры «Финансы и антикризисное регулирование»,

проректор ИрГУПС Попова Наталья Борисовна, д. г. н., профессор, профессор кафедры «Экономика железнодорожного транспорта» СибГУПС

МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОЙ ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

O.A. Rjabushchenko, I.J. Solskaya, N.B. Popova

MODEL OF A STAGE-BY-STAGE ESTIMATION OF APPEAL OF INFRASTRUCTURAL PROJECTS THROUGH THE MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP ON A RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, определяющие привлекательность региона как площадки реализации инфраструктурного проект, и самого проекта развития инфраструктуры железнодорожного транспорта с позиции заинтересованности частных инвесторов.

Ключевые слова: инфраструктура, железнодорожный транспорт.

Abstract. In the article the major factors defm-ing appeal of region as a platform of infrastructural project realization, and the project of development of an infrastructure of a railway transportation from a position of interest of private investors are considered.

Keywords: infrastructure, railway transportation.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере железнодорожных перевозок направлено на повышение эффективности государственных расходов, привлечение частных инвестиций и средств пользователей в развитие инфраструктуры, стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий.

ГЧП на рынке железнодорожных услуг осуществляется по трем направлениям:

1. Долевое финансирование строительства и реконструкции железнодорожной инфраструкту-

ры, в том числе и с использованием средств Ин-вестфонда.

2. Привлечение пользователей железнодорожных услуг к участию в проектах по строительству и реконструкции железнодорожных объектов.

3. Государственное стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий.

В рамках первого направления с учетом «Основных направлений стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г.», одобренных на заседании правительства РФ 6 сентября 2007 г., предполагается строительство 22,3 тыс. километров новых железнодорожных линий и модернизация существующих путей. При этом все проекты строительства и модернизации железнодорожных линий, исходя из ожидаемого эффекта, разделены на 6 категорий.

Основные инфраструктурные проекты, реализуемые в железнодорожной инфраструктуре, можно представить в табл. 1.

По состоянию на 1 октября 2009 года на реализацию проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации до ответственных исполнителей доведено финансирование в объеме 100,7 млрд рублей, фактически привлечено 178,2 млрд рублей инвестиций из внебюджетных источников.

На 1 рубль средств Фонда планировалось привлечь 2,5 рубля инвестиций из внебюджетных источников. Этот показатель достигнут не был: на

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

Т а б л и ц а 1

Инфраструктурные проекты, реализуемые в железнодорожной инфраструктуре через механизм

N0. Название проекта Сектор Форма ГЧП Место реализации Сроки

1 Строительство железнодорожной линии Кызыл -Курагино в увязке с освоением минерально -сырьевой базы Республики Тыва Железные дороги Инвестиционный фонд РФ Республика Тыва 20082014

2 Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки Железные дороги Инвестиционный фонд РФ Санкт-Петербург 20072010

3 Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань Железные дороги Инвестиционный фонд РФ Хабаровский край 20082016

4 Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально -сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области Железные дороги Инвестиционный фонд РФ Читинская область 20072015

5 Транспортный проект «Урал промышленный - Урал полярный» Железные дороги Инвестиционный фонд РФ Ямал 20062011

6 Строительство железной дороги Нарын - Лугокан Железные дороги Инвестиционный фонд РФ Читинская область 20082013

1 рубль средств Фонда привлечено 1,77 рубля инвестиций из внебюджетных источников.

Из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации полностью профинансировано проектирование железнодорожной инфраструктуры в 2009 году в сумме 420,3 млн рублей.

Фактическое финансирование осуществляемых инвестиционных проектов по состоянию на 1 октября 2009 года характеризуется объемами, представленными в табл. 2.

Т а б л и ц а 2 Объемы финансирования инвестиционных

Внешэкономбанк провел опрос, в результате которого были выявлены новые опции для российского рынка ГЧП. Результаты опроса были следующими:

• Общее количество респондентов: 56, из них 25 представителей региональных органов

управления, 17 банков, 3 фонда, 8 юридических фирм, 3 девелоперские компании.

• Наиболее привлекательные секторы для запуска проектов в формате ГЧП в 2009-2011 годах: транспорт (65 %), социальная инфраструктура (24 %), коммунальные услуги и оборона (по 3 % каждая). Наиболее привлекательным сектором является транспорт.

• Каждый сектор ГЧП должен быть обеспечен поддержкой ОГМУ в виде разнообразных специализированных отраслевых фондов вместо одного большого инвестиционного фонда (55 %).

Для анализа ГЧП-проектов в транспортной инфраструктуре приведем табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Показатели реализации ГЧП-проектов

Сектор Размер инвестиций Внутренняя норма доходности Валюта Срок окупаемости, годы

Транспорт >100 млн долл. США 10-15 % Долл. США 12

Социальная инфраструктура <100 млн долл. США 10 % Рубли 5

ЖКХ <100 млн долл. США 15 % Рубли 7

Оборона <100 млн долл. США 10 % Рубли 12

проектов по состоянию на 01.10.09 (млн руб.)

Год Всего объем средств на проекты Бюджетные ассигнования (Инвестиционный фонд Российской Федерации) Средства бюджета субъекта Российской Федерации Средства инвестора/ концессионера

2006 8954,4 0,0 0,0 8984,4

2007 28541,1 0,0 0,0 29371,3

2008 98744,7 52019,6 0,0 56107,7

2009 143608,7 48683,2 927,2 83693,9

Итого 279848,85 100702,84 927,2 178157,4

иркутским государственный университет путей сообщения

Рассмотренные примеры инвестиционных проектов в области железнодорожной инфраструктуры, реализованных и планирующихся к реализации на принципах ГЧП, позволяют сделать следующие выводы:

- ГЧП на железнодорожном транспорте не способствует диверсификации национальной экономики.

- Реализация проектов ГЧП при строительстве новых железных дорого имеет свои ограничения. Главным ограничивающим фактором является само существование и позиция государственной компании в сфере железнодорожных перевозок - ОАО «РЖД».

- Для обеспечения окупаемости и текущего функционирования новой железнодорожной линии необходимы гарантии наличия грузовой базы и/или пассажирских перевозок на период не менее 15-20 лет. Частная компания будет инвестировать средства в развитие своих транспортных активов только при гарантиях их востребованности. Гарантий наличия грузовой базы требует и ОАО «РЖД». При разработке инвестиционного проекта, реализуемого на принципах ГЧП, необходимо разрабатывать планы (прогнозы) грузовых отправок по объемам, местам зарождения грузопотока и по годам, иметь инструменты давления на грузоотправителей, а также иметь точные прогнозы перспективного пассажиропотока.

- Инициатива в реализации проектов ГЧП, как правило, идет от крупных государственных и частных компаний, а также связанных с ними властей регионов. При этом ГЧП может стать одной из форм рентоориентированного поведения, легализации коррупции и коммерциализации власти.

- Необходимо разработать методику оценки привлекательности инфраструктурных проектов, реализуемых через механизм ГЧП, которая позволит учитывать риски возникающие при привлечении денежных средств как государства, так и частного инвестора, и, как следствие, увеличит объем финансовых ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. История развития государственно-частного партнерства / АО «Фонд» устойчивого развития «Казына». Казахстан : Астана, 2008. URL : http://www.kazyna.kz/?cat=view@doc (дата обращения 25.04 2012)

2. Минскова М. Правовые аспекты развития частно-государственного партнерства в России / М. Минскова, О. Ревзина. // Коллегия. 2005. № 8.

3. Скидельский Р. Возможно ли партнерство государства и частного бизнеса в России? URL : http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_no=46747. (дата обращения 25.04 2012)

4. Концессии на железнодорожном транспорте : анализ возможностей применения // тр. центра. Вып. № 1. М. : Научный эксперт, 2006. с. 8

5. О концессионных соглашениях : Федер. закон от 21.07.2005 г. 28 №115-ФЗ.

6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р

7. Акитоби Б. Государственные инвестиции и государственно-частное партнерство / Б. Аки-тоби, Р. Хемминг, Г. Шварц // Вопросы экономики. 2007. № 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.