Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство и занятость молодежи проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения'

Государственно-частное партнерство и занятость молодежи проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степин Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство и занятость молодежи проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения»

Тормозят проведение модернизационных мероприятий нерешенные вопросы в части реализации федерального государственного образовательного стандарта. В регионе начата работа по обобщению предложений в части изменения государственных стандартов обучения.

Основное в совершенствовании стандартов - возможности реализации узкоспециализированных программ, зависящих от потребностей каждой конкретной горной компании; обеспечение безопасности горного производства, увеличение сроков обучения по специальности «Горное дело».

В целях формирования кадрового потенциала для угледобывающей отрасли необходимо также повышать привлекательность рабочих профессий и специальностей горного профиля через оказание профориентационных услуг. Механизмы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями могут быть выработаны лишь в процессе реализации совместных мероприятий.

Предпринятые меры по модернизации системы подготовки кадров для угольной отрасли приведут к дальнейшему научно-техническому развитию отрасли - механизации и автоматизации производственных процессов, успешному решению проблемы безопасности, повышению рентабельности угледобычи, а подготовленные в образовательных учреждениях горняки - рабочие, мастера, инженеры станут опорой и движущей силой дальнейшего социально-экономического развития Кузбасса.

Модель модернизации подготовки кадров, отработанная для угольной промышленности Кузбасса, с определенными корректировками успешно применяется и при модернизации других важных отраслей экономики и сферы услуг региона. Эффективность проведения преобразования системы профессионального образования Кузбасса обеспечивается опорой на лучший отечественный и зарубежной опыт, детальной научной проработкой планируемых изменений.

Е. И. Степин E. Stepin

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ Проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AND YOUTH EMPLOYMENT Problems of youth employment and some ways of their decision

Трудоустройство молодежи является сложной и актуальной проблемой, так как спрос на молодых рабочих, не имеющих опыта работы и дополнительных навыков, невелик. Проблемы трудоустройства молодежи можно условно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести необоснованные представления молодежи о путях адаптации к деятельности в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор специальности для профессионального обучения часто осуществляется абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда.

Вторая группа характеризуется несоответствием уровня квалификации выпускников требованиям работодателей - отсутствие

опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии.

К третьей группе относится снижение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Наибольшим спросом у молодежи пользуются профессии гуманитарной направленности в ущерб выбору профессий «технических», которые тем не менее востребованы на рынке труда.

Решением вопросов трудоустройства занимается не только молодежь как заинтересованный объект, но и государственные и негосударственные учреждения, призванные регулировать процессы рынка труда.

На протяжении многих лет на территории Кемеровской области действует долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Кемеровской области», а в 2009-

2012 годах и адресная целевая программа «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области», в рамках которых были предусмотрены мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве молодежи, в том числе выпускникам учреждений профессионального образования.

Ежегодно услугами службы занятости населения пользуются в среднем 200 тысяч куз-бассовцев. Каждый пятый из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы - в возрасте 14-29 лет. В 2012 году это более 41 тысячи граждан.

Служба занятости населения работает со всеми возрастными группами молодежи, поскольку в каждой из них востребованы «свои» услуги. Оказываемые меры содействия направлены на устранение названных выше проблем трудоустройства. Например, профориентационные мероприятия наиболее актуальны среди подростков и юношества - это учащиеся общеобразовательных учреждений. Только в прошлом году консультации получили около 7 тысяч школьников. Старшеклассникам предоставлена информация о мире профессий, способах выбора будущей профессии, ситуации на рынке труда, услугах службы занятости населения. Они приняли участие в тестировании, ознакомились с видеопрезентацией современных профессий (специальностей), обсудили проблемы выбора профессии и получили помощь в профессиональном самоопределении.

Во всех городах и районах Кемеровской области для выпускников 9-х и 11-х классов организованы ярмарки учебных мест с проведением презентаций рабочих профессий для сферы обслуживания, сельского хозяйства, строительства, горной промышленности и других отраслей. Ярмарки посетили почти 16 тысяч учащихся. Большинство участников получили услуги профконсультантов службы занятости населения с предоставлением рекомендаций о наиболее подходящих и востребованных направлениях профессиональной деятельности.

Служба занятости помогает подрастающему поколению получить первый трудовой опыт. Ежегодно в среднем около 12 тысяч подростков в свободное от учебы время работают в школах, дошкольных учреждениях, на предприятиях, оказывают социальную помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, труженикам тыла, престарелым гражданам.

Каждый год более 200 молодых кузбас-

совцев в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, при содействии службы занятости трудоустраиваются на временные рабочие места в соответствии с полученным профессиональным образованием. Выпускники приобретают опыт преимущественно по таким профессиям, как бухгалтер, повар, продавец, менеджер, электрогазосварщик, специалист в различных сферах деятельности, парикмахер, юрисконсульт, слесарь по ремонту автомобилей, штукатур (маляр), техник и др.

Для молодых специалистов трудоустройство на временные работы при содействии службы занятости - это реальный шанс проявить себя и получить постоянное место работы, приобрести и расширить профессиональные связи, которые помогут впоследствии найти работу, а также возможность дополнительно к заработной плате по трудовому договору получать из средств областного бюджета материальную поддержку.

Более половины работодателей, традиционно сотрудничающих со службой занятости населения по временному трудоустройству выпускников, представляют организации частной формы собственности (ООО, ОАО, ЗАО), пятую часть - индивидуальные предприниматели и столько же муниципальные учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания. Кроме того, следует отметить активное участие администраций муниципальных образований и государственных образовательных учреждений.

С 2009 по 2011 год в качестве мер пост-кризисного регулирования проблем в сфере занятости около 8,5 тысячи выпускников образовательных учреждений прошли стажировку на различных предприятиях. Реализация данной программы позволила возродить утраченный институт наставничества, способствующий более эффективной адаптации молодого специалиста к условиям на новом рабочем месте и в трудовом коллективе. Выделение целевых бюджетных средств на доплату наставникам стимулировало данный процесс. Наибольшее количество временных рабочих мест для стажировки выпускников было создано на предприятиях обрабатывающих производств, в учреждениях образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Работодатели, организовавшие временные рабочие места для стажировки, получали из федерального бюджета компенсацию расходов на оплату труда стажеров и их наставников.

Непосредственно после завершения участия в программе предложение работодателей для дальнейшего трудоустройства получил практически каждый пятый выпускник-стажер.

Опыт работы службы занятости показывает, что, в сравнении с другими категориями граждан, молодежь легче и быстрее решает проблему социально-трудовой адаптации. В 2011-2012 годах средний период поиска работы молодыми людьми составил 4 месяца, тогда как для других категорий - более 5 месяцев.

Уровень трудоустройства молодых соискателей традиционно самый высокий и составляет 43 % в среднем за 5 лет. Рост показателя до 47 % в 2011 году был обусловлен значительными антикризисными масштабами финансирования мероприятий по содействию занятости, в том числе и средствами на выплату субсидий безработным на развитие малого предпринимательства и самозанятости. Так, в 2012 году ориентированы на предпринимательство были 300 молодых кузбассовцев, а годом ранее - более 1 тысячи человек. В среднем среди безработных граждан, получающих услугу по содействию самозанятости, каждый третий в возрасте 18-29 лет.

С 2012 года в связи с передачей полномочий в сфере содействия занятости на уровень субъектов Российской Федерации все мероприятия активной политики финансируются из средств областного бюджета. При этом качество предоставляемых населению государственных услуг сохранилось. В частности, по решению губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева сумма единовременной финансовой помощи безработному при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства в

2013 году увеличивается до 100 тысяч рублей вместо 58,8 тысячи рублей, как было ранее.

В целом численность безработной молодежи ежегодно устойчиво сокращается. Так, если в конце кризисного 2009 года на учете в службе занятости состояли 18 тысяч безработных, то к концу 2012 года - только 7 тысяч человек. Даже в преддверии кризиса официальный статус безработного имели 12 тысяч молодых куз-бассовцев.

Динамика уровня молодежной безработицы на регистрируемом рынке труда - наглядный индикатор состояния занятости данной возрастной группы населения. Итогом деятельности службы занятости по регулированию проблем в этой сфере стало уверенное снижение

уровня безработицы среди молодежи до 1,3 % в конце 2012 года, что в два раза меньше, чем в 2009 году (2,8 %).

Повышению уровня занятости молодежи способствует и ежегодная реализация мероприятий Кузбасского регионального соглашения между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области, которыми предусмотрено сотрудничество сторон по вопросам:

• содействия совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и граждан, ищущих работу;

• проведения конкурсов профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий;

• организации временных рабочих мест для учащихся и студентов в период летних каникул и в свободное от учебы время, в том числе для подростков из социально уязвимых и малообеспеченных семей;

• целевой подготовки рабочих и специалистов;

• оказания работодателями поддержки учреждениям начального профессионального образования в развитии материально-технической базы, проведении производственной практики для обучающихся и стажировок для мастеров производственного обучения и преподавателей;

• возрождения и развития движения наставничества на производстве;

• создания условий для реализации профессиональных потребностей молодежи;

• развития и модернизации всех уровней и форм профессионального образования;

• формирования конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего социально-экономическое развитие Кемеровской области.

Очевидно, что с сокращением численности населения трудоспособного возраста («старение кадров») спрос работодателей на трудовые ресурсы будет расти, и обострится борьба за молодых специалистов.

Успешность трудовой адаптации зависит от личностных качеств и мобильности самого человека, уровня его профессиональных навыков и способности представить их работодателю, готовности начинать трудовую карьеру в предлагаемых работодателем условиях.

Государственная политика в области развития трудовых ресурсов, направленная на привлечение к профессиональной деятельности

отдельных групп населения, в том числе молодежи, находится в поле зрения исполнительных органов государственной власти. В настоящее время, кроме названных мер содействия, активно внедряются новые формы оказания услуг по повышению мобильности молодых людей: осво-

ение востребованных на рынке труда профессий и содействие в переезде к месту работы.

За содействием в поиске подходящей работы при наличии затруднений граждане могут обратиться в государственную службу занятости населения.

Е. В. Ткаченко E. Tkachenko

НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ

NEW LAW ON EDUCATION AND PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF YOUTH

Сегодня любая тема в образовании должна сверяться с новым Законом «Об образовании в РФ». И не только на предмет соответствия ему, но и на предмет соответствия самого закона складывающейся практике. Ведь после принятия закона встает задача его мониторинга, проверки его эффективности, мониторинга нормативных документов в области образования, принятых недавно.

Есть Стратегия-2020 с разделом «Образование», Федеральная программа развития образования до 2020 года, 29.12.2012 утвержден Закон «Об образовании», у которого было восемь только официальных версий.

Теперь закон принят. В нем как в стратегически ориентирующем документе много позитивных положений, однако в нем обнаруживаются как минимум и две крупные проблемы:

1) он построен на двух противоречивых концепциях (конституционно-государственной и рыночной), поэтому он был труден и для написания и будет еще более трудным для исполнения;

2) закон слишком громоздкий, объединяет все возможные виды и формы образования от дошкольного образования до послевузовского, поэтому в поликонфессиональной, поликуль-турной, полисоциальной, полинациональной стране его будет крайне трудно исполнить.

Такой закон в большей мере будет удобен управленцам, администратором, но не исполнителям.

Дискуссия по закону шла практически три года, и тема непрерывного профобразования была одной из самых острых. В защиту идей непрерывного многоуровневого профобразо-

вания объединились усилия не только тысяч известных ученых и специалистов, но и таких авторитетных организаций, как Союз ректоров России (В. А. Садовничий), комитетов ТПП РФ, Президиума РАО (по докладу М. Л. Левицкого), ЦК нашего профсоюза, Академии профессионального образования и т. д. В результате закон в части профессионального образования был изменен до неузнаваемости по сравнению с его первыми версиями. В этой части создан практически новый закон.

Действительно, в первых версиях закона не было ни сути, ни понятия непрерывного профобразования, ни понятия НПО и его уровня, не было вопросов подготовки рабочих кадров в довузовском и специалитета в высшем образовании.

В законе, подписанном президентом 29 декабря 2012 г., уже содержатся положения о непрерывном многоуровневом профессиональном образовании, состоящем из довузовского образования на первой ступени (подготовка рабочих кадров по программам различной продолжительности в рамках СПО)) и собственно уровня СПО на второй ступени. Далее в высшем образовании - бакалавриат, специалитет - магистратура, а также подготовка кадров высшей квалификации.

Эти положения позволяют с неким оптимизмом говорить о возможности развития профобразования в РФ, но все это требует аналитического осмысления. Например, возвращение специалитета означает снятие ограничения закона о двухуровневом высшем образовании, принятом в результате присоединения к Болонскому процессу. Это, несо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.