блем местного сообщества, вопросов активизации участия граждан в местном самоуправлении, воспитания и развития гражданской активности молодежи и взрослого населения. Проведение конференций, круглых столов, совместная реализация социальных проектов «Социальная звезда», «Поколения вместе», «Шаг за шагом» позволяют привлечь студентов и преподавателей к участию в реальной политической жизни страны и региона.
Как показала практика, отношения социального партнерства в конечном итоге обеспечивают не только сближение интересов всех участников партнерства, но и решение главной современной задачи реформы высшего образования в России - повышение качества и конкурентоспособности выпускников вузов, учет требований работодателей
по содержанию подготовки специалистов государственного и муниципального управления, расширение возможностей для организации практики и трудоустройства выпускников, реализацию новых совместных проектов.
На наш взгляд, в настоящее время необходимо заключение прямых договоров о социальном партнерстве с администрациями городов и районов, их структурными подразделениями, включающих вопросы целевого набора и организации научной и практической деятельности по проблемам менеджмента. Это позволит расширить круг социальных партнеров для совместного поиска оптимального пути развития кадрового потенциала в сфере государственной и муниципальной службы.
УДК/UDC: 378(470]
Л. Г. Рыбалкина, директор РУКМЦПСТВ «Карьера» Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
а. в. феоктистов, проректор по УР, доцент
Ludmila Rybalkina, Head of Center «Career»
Andrey Feoktistov, Pro-rector, Docent of Siberia State Industrial University, Novokuznetsk
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИТУАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, НОВЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
(на примере Сибирского государственного индустриального университета]
UNIVERSITY GRADUATES EMPLOYMENT DURING LABOUR MARKET TENSION: PROBLEMS, TASKS, NEW CRISIS-PROOF TECHNIQUES
(by the Example of Siberia State Industrial University)
В статье обозначены проблемы трудоустройства выпускников вузов в ситуации мирового финансового кризиса. Изложены цели и задачи оказания помощи и поддержки молодых специалистов во время выхода на рынок труда и адаптации на нем. Представлен опыт применения антикризисных технологий в содействии трудоустройству выпускников Сибирского государственного индустриального университета.
The article shows problems of university graduates employment in the situation of the world economy crisis. Assistance and support for the young specialists is regarded as necessary during their coming to the labour market and adaptation. Thete comes a description of experience in applying new crisis-proof techniques for the employment of graduates from Siberia State Industrial University.
Ключевые слова: трудоустройство, антикризисные меры, рабочие места, безработица среди выпускников.
Key words: employment, crisis-proof measures, workplaces, unemployment among graduates.
После отмены централизованного распределения выпускников в начале 90-х годов прошлого века безработица на длительное время стала третьей по значимости бедой российской молодежи. С наступлением финансового кризиса в 2008 году эта проблема ещё более актуализирована и является сегодня одной из острейших как для всего общества целом в России, так и в Кузбассе. Администрация Кемеровской области для снижения кризисных рисков предприняла беспрецендентные меры, среди которых - создание новых рабочих мест в ряде отраслей промышленности, сокращение привлечения мигрантов, введение грантов для молодежи в 500 тысяч рублей при создании предприятий малого и среднего бизнеса, снижение налога на прибыль по отдельным отраслям, освобождение от областного налога на имущество предприятий, работающих в сфере производства, инноваций и инвестиций, ма-
териальная поддержка многодетных и малообеспеченных семьей, социальная поддержка людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - бесплатное санаторное лечение, дополнительные льготы для студентов из малообеспеченных семей, учащихся на платной основе, и другие [1, с. 2].
И все же сложная ситуация на рынке труда Кемеровской области (официальная безработица на начало сентября 2009 года составила 4,6%) сказывается прежде всего на выпускниках высшего профессионального образования [2, с. 13]. В 2009 году в Кузбассе подготовлено 9322 молодых специалиста. На конец августа учреждениями служб занятости населения Кемеровской области из них поставлено на учет в качестве безработных 2900 человек.
Среди молодежных проблем, связанных с трудоустройством в нестандартной кризисной ситуации, необходимо прежде всего выделить следующие:
• общее уменьшение числа вакансий;
• спад интереса работодателей к молодым специалистам;
• масштабные увольнения работников на крупных предприятиях;
• низкая конкурентоспособность выпускников на рынке труда из-за отсутствия профессионального опыта. Производственная практика на предприятиях не дает необходимых навыков, так как зачастую носит формальный характер;
• разрыв между полученной квалификацией выпускников и требованиями работодателей;
• конкуренция выпускников с теми опытными специалистами, которых сократили в период кризиса;
• особая сложность трудоустройства выпускников, живущих в моногородах;
• недостаточная информированность выпускников о возможностях трудоустройства.
Перечисленная выше проблематика объясняет желание значительной части выпускников с высшим образованием искать себе место для работы и жизни в столичных городах и в других регионах. По данным аналитиков центра стратегических разработок Северо-Запад, при таком положении через 7-10 лет из Кемеровской области могут мигрировать около 500000 человек [2, с. 13]. Разумеется, это значительные ресурсные потери для региона, поэтому и власть, и система профессионального образования, и общественность озабочены поиском решений этой проблемы.
В поиске решений и сотрудники Сибирского государственного индустриального университета - одного из старейших высших учебных заведений юга Кемеровской области. Трудоустройством выпускников и учащейся молодежи, их профессиональным становлением здесь занимаются вплотную ещё со времен «перестройки». В 2000 году в университете, в соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации по введению нового направления деятельности в решении профориентационных задач, связанных с занятостью молодежи, создали специальную структуру - учебный консультационнометодический центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера». Сотрудники центра совместно с социальными партнерами разработали и внедрили комплексную технологию содействия трудоустройству и профессиональному становлению выпускников. Особое место в данной технологии занимает учебная дисциплина «Основы планирования профессиональной деятельности». Её целью является обучение студентов пла-
нированию профессиональной деятельности, эффективному поведению на рынке труда, трудоустройству и успешной адаптации молодежи на производстве. В соответствии с требованиями рынка труда, коллектив центра для повышения профессиональной мобильности будущих специалистов развивает систему дополнительного образования. Среди 47 разработанных сотрудниками центра программ
- факультатив «Профессиональная ориентация - курс на жизненный успех, профориентационная производственноознакомительная практика; «Технология и принципы реализации форм самопрезентации на рынке труда», «Персональное лидерство и успехи» и другие. В среде студенческой молодежи популярна программа повышения языковой компетентности - «Многоуровневое обучение английскому языку», программа дополнительного образования «Управление персоналом: основы трудового права и делопроизводства», различные тренинговые методики.
Технологии, разработанные специалистами центра «Карьера» в области занятости молодежи, получили признание научной общественности Кузбасса и России. Опыт этой службы содействия трудоустройству молодежи распространен в учреждениях профессионального образования Кузбасса. Деятельность центра вышла за рамки вуза, и в 2004 году по ходатайству Совета ректоров вузов Кемеровской области ему был присвоен Министерством образования РФ статус регионального (далее РУКМЦПСТВ «Карьера» - Региональный учебный консультационно-методический центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера»).
Благодаря целенаправленной работе центра и всего коллектива университета результат трудоустройства выпускников ежегодно превышал уровень 98%. Кризис изменил ситуацию. Так на начало сентября текущего года официально зарегистрированных безработных выпускников университета было 99 человек при выпуске очной формы обучения 905 человек. Процент нетрудоустроенных составил 10,9 %.
Ещё в начальный период кризиса сотрудники центра «Карьера» в рамках среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008-2010 годы провели социологическое исследование «Определение критериев востребованности и конкурентоспособности молодого специалиста на региональном рынке труда» и помимо обозначенных в названии исследования вопросов установили обозначенную выше проблематику трудоустройства молодых специалистов при напряженности на рынке труда.
Сложная ситуация с молодежной занятостью, многочисленные обращения бывших студентов по поводу нарушений трудового законодательства со стороны работодателей поставили перед сотрудниками центра вопросы изыскания действенных мер поддержки выпускников.
Ещё в январе 2009 года коллектив РУКМЦПСТВ «Карьера» разработал план антикризисных мероприятий. Поиск новых форм сотрудничества с властью, общественными организациями, работодателями и посредниками на рынке труда - кадровыми компаниями и региональными службами занятости для помощи в трудоустройстве молодежи во время напряженности на рынке труда - такова цель систематизации действий центра и его социальных партнеров. Поскольку выпускники, не имеющие опыта трудовой деятельности, всегда представляют наиболее уязвимую категорию населения и нуждаются в квалифициро-
ванной помощи при выходе на рынок труда, а кризис усугубил их положение, были предусмотрены действия, предупреждающие и смягчающие последствия массовой безработицы молодежи, предупреждающие сложные психологические состояния личности. Особый смысл в данных условиях приобретало и формирование позитивных установок в среде выпускников. В связи с этим в плане антикризисных мероприятий были поставлены следующие задачи:
• поиск новых вариантов содействия трудоустройству;
• сотрудничество с работодателями и посредниками на рынке труда - кадровыми и рекрутинговыми компаниями, службами занятости населения;
• проведения профилактики сложных психологических состояний личности безработных выпускников;
• усиление информационно-правовой поддержки будущих молодых специалистов;
• развитие у выпускников профессиональной гибкости и мобильности в ситуации кризиса.
В качестве основной поддерживающей меры, в соответствии с адресной региональной целевой программой «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2009 год» была запланирована организация стажировки выпускников на таких крупных промышленных предприятиях города Новокузнецка, как ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», ООО «Кузнецкие металлоконструкции», ОАО «Завод «Универсал», ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь».
Количество обращений выпускников предыдущих лет по поводу нарушений трудовых прав со стороны работодателей выявило необходимость юридической поддержки тем, кто уже работает и тем, кто готовится стать молодым специалистом. В марте 2009 года сотрудники центра «Карьера» организовали семинар для студентов старших курсов и выпускников Сибирского государственного индустриального университета «Правовые аспекты взаимодействия с работодателем». Перед собравшимися выступили главный юрист СибГИУ М. Ю. Акст, депутат Новокузнецкого городского Совета народных депутатов В. Л. Щекин и секретарь организации «Молодая гвардия Единой России» Центрального района г. Новокузнецка Ю. С. Рылов. Актуальность поднятых вопросов, нарушений основ трудового законодательства работодателями заставила сделать семинар постоянно действующим.
Затем была встреча с представителями одного из крупнейших посредников на рынке труда - кадровым агентством «Анкор». А вскоре в целях профилактики стрессовых состояний при трудоустройстве и других сложных жизненных ситуациях стартовал проект «Управляй собой». Он включал 2 этапа: формирование навыков управления собой, внутренней устойчивости, создание положительного «я-обра-за» и овладение методами самопрезентации для предотвращения стресса. Организованные центром консультации в системе «горячая линия» on-line по вопросам трудоустройства и психологической помощи способствовали увеличению обращений в центр «Карьера» не только молодых, но и людей старшего поколения.
В плане антикризисных мероприятий была намечена подготовка и издание межвузовского бюллетеня «Сибирский профессиональный потенциал», в котором в стандартизированной форме представлена информация о лучших выпускниках самого университета и других учреждений
профессионального образования юга Кузбасса. Бюллетень знакомит работодателей с возможным резервом -молодыми талантливыми самоактуализированными людьми, готовыми реализовать свой творческий потенциал на благо региона [3, с. 2].
По ходу реализации плана антикризисных мероприятий выявились новые проблемы и появились новые задачи в деятельности центра «Карьера». Так выяснилось, что не все работодатели хотели бы организовать стажировку на своих предприятиях даже за деньги государства, зато другая их часть жаждала принять стажеров, но не в соответствии с полученной квалификацией, а на те рабочие невостребованные места, где существует постоянная нехватка рабочей силы, например, нагревальщиками, уборщиками горячего металла. Так выпускников специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» приглашали стажироваться в должности монтеров пути, выпускников кафедры теплофизики, автоматизации и экологии промышленных печей работодатель был готов взять машинистом топливоподачи, нагревальщиком, слесарем. Почему же нет, государство оплачивает работу выпускника во время стажировки. Работодатель оплатит только компенсацию за неиспользованный отпуск. И суть не в том, что стажировка проходит на рабочей должности. Дело в том, какая это должность, насколько она соответствует квалификации, и стоило ли учиться 5 лет, чтобы работать уборщиком горячего металла? Доплачивать же стажеру до нормальной зарплаты работодатель не хочет: и так хлопот хватает - надо составить план стажировки, назначить наставника, вести табелирование, готовить другие отчетные документы. Вся эта работа не оплачивается.
Поскольку профессиональные планы некоторых работодателей и выпускников кардинально расходились, пришлось администрации вуза, коллективу РУКМЦПСТВ «Карьера» организовать стажировку выпускников и в подразделениях университета. В рамках плана антикризисных мероприятий был разработан специальный проект «Профессиональный старт».
Основные цели проекта - информационная, социальная и психологическая помощь и поддержка выпускников 2009 года в условиях экономического кризиса, привлечение работодателей всех форм собственности власти и общественности к решению проблемы занятости выпускников учреждений высшего профессионального образования, снижение уровня безработицы молодых специалистов, а также формирование позитивного настроя в молодежной среде.
Реализация проекта была разделена на несколько этапов: вузовский, предвыпускной и послевузовский. В числе особо значимых мероприятий антикризисной технологии
- разработка специальной анкеты выпускника, взаимодействие с работодателями, органами местной власти, центром занятости населения, общественными организациями по вопросу стажировки молодых специалистов. Сюда же входит процесс информирования выпускников о дополнительных возможностях трудоустройства, подготовка сопутствующей финансовой и другой документации, юридическая поддержка, сама организация стажировки на предприятиях и в подразделениях университета.
Одно из важных мероприятий технологии - психологопедагогическое сопровождение стажировки. Оно включает входное психодиагностическое исследование, индивидуальные и групповые консультации, тренинг формирования навыков уверенного поведения, специальное тестирова-
Обу чен и е техн ол огии трудоустройства и адаптации на рынке труда
Организация
дополнительного
образования
Подбор персонала по заявкам работодателей, поиск вакансий
Организация контактных мероприятий для продвижения молодёжи на рынке труда
Разработка специальной анкеты выпускника
Информирование выпускников о ситуации на рынке труда
Организация профилактических мероприятий по предупреждению сл ожн Ы X состоя н и й личности
Организация консультаций в системе «горячая линия» on-line по вопросам трудоустрой ства
Разработка плана антикризисных мероприятий ования
Рис. 1. Антикризисная технология содействия трудоустройству выпускников
Организация стажировки выпускников на крупных предприятиях
Правовая поддержка выпускников
Организация стажировки выпускников в п одраздел ен и ях вуза
Психологопедагогическое сопровождение стажировки выпускников в вузе
Организация Круглых столов с работодателями
ние на выходе из проекта молодого специалиста, выделение «группы риска» и дальнейшая работа с ней.
Сегодня проект находится ещё в процессе реализации, но определенные итоги подвести уже можно. В РУКМЦПСТВ «Карьера» за помощью в трудоустройстве обратились 105 выпускников 2009 года. На период 22 сентября из них 84 человека устроены на стажировку, 21 - на вакансии, заявленные работодателями, оказана психологическая поддержка 96 выпускникам, правовая - 12, других консалтинговых услуг представлено 126. В проекте задействовано 10 компаний-работодателей и одно учреждение профессионального образования.
К перечисленному выше можно добавить ещё один результат - получен опыт создания новой антикризисной технологии содействия трудоустройству выпускников см. рис. 1.
Технология включает несколько этапов, способствующих организации профессионального старта молодых специалистов в нестандартной ситуации на рынке труда. Необходимо отметить, что реализация технологии выявила значительное увеличение объемов работы и расширение
Участие в антикризисных штабах и совещаниях
функциональных обязанностей сотрудников службы содействия трудоустройству выпускников. Данный опыт может быть использован в любом учреждении профессионального образования. И им коллектив центра «Карьера» уже поделился с коллегами, проведя региональный методический семинар для представителей учреждений профессионального образования Кемеровской области «Трудоустройство выпускников 2009 года: проблемы, задачи, пути решения».
Список литературы
1. Тулеев А. Г. Выход можно найти всегда // Кузбасс. 2009. № 17 (24737). 3 февраля.
2. Кларисс М. В поисках места // Российская газета. - 2009. № 165. 3 сентября. - С. 13.
3. Сибирский профессиональный потенциал: информ. бюл. -Вып. 5 / сост.: Л. Г. Рыбалкина; Сибирский государственный индустриальный университет - Новокузнецк, 2009. - 100 с.