Научная статья на тему 'Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения'

Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1166
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНВАЛИДЫ И ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РОЛЬ ВУЗА В САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / DISABLED / LABOR MARKET / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / THE UNIVERSITY'S ROLE IN THE SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбалкина Людмила Григорьевна

В статье автор представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья Сибирского государственного индустриального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рыбалкина Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND EMPLOYMENT ASSISTANCE OF DISABLED STUDENTS AND GRADUATES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

In the article the author presents regional experience of employment assistance of Siberian State Industrial University graduates with disabilities.

Текст научной работы на тему «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения»

должны быть способности к конкуренции, особенности личности студента, позволяющие ему быть успешным в рыночной экономике. Студенты должны овладеть способами трудоустройства с учетом таких проявлений современного рынка труда, как государственный протекционизм, система переквалификации и переподготовки и др. Анализ рынка образовательных услуг показывает, что в условиях современного рынка труда равный старт не является гарантией равных возможностей молодых специалистов.

Важное место начинают занимать стилевые стратегии выпускника вуза в условиях активной трансформации социально-экономического и нормативного пространства, они принимают сегодня особое значение, а формирование их — это задача каждого педагога на учебном и внеучебном занятиях. Современная установка студента вуза на труд с мотивационной доминантой «материального фактора» в структуре трудовых ценностей молодых людей, вступающих на рынок труда после профессиональной подготовки и обучения в вузе, является выражением новой трудовой морали, которая также требует особого про -фессионально-педагогического мастерства преподавателей вуза. Стратегия студента вуза в процессе социально-профессионального самоопределения при выборе профессии и при трудоустройстве заключается как в стремлении достичь конкурентоспособного уровня, способствующего успешному включению в ры-

нок труда и обеспечивающего устойчивое положение на нем, так и в потребности удовлетворить собственные материальные запросы, сформировавшиеся на основании современ-ныхпотребительских стандартов.

Таким образом, период обучения в современном вузе для студента должен стать периодом подготовки будущего специалиста к успешному вхождению в рынок труда в новых социально-экономических условиях, периодом социально-профессионального самоопределения и последующего успешного интегрирования личности в систему профессиональных и общественных отношений. Он характеризуется освоением не только системы основных ценностных и сущностных представлений о профессиональном образовании, ключевых профессиональных компетенций, но и развитием таких профессионально важных качеств личности, как способность и готовность к честной и добросовестной конкуренции, умение осуществлять выбор и принимать решения в условиях рыночной экономики российского общества.

1. Омельченко Е. Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социс. 2012. № 11. С. 38-39.

2. Заруба Н. А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.

3. Фаруджа К. Возможности трудоустройства как фактор студенческой мобильности // Международное высшее образование. 2016. № 85. С. 16-18.

удк/udc 331.5-056.2

Л. Г. Рыбалкина L. Rybalkina

содействие профессиональному развитию

и трудоустройству студентов, выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения

professional development and employment assistance of disabled students and graduates: problems and solutions

В статье автор представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья Сибирского государственного индустриального университета.

In the article the author presents regional experience of employment assistance of Siberian State Industrial University graduates with disabilities.

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, рынок труда, рынок образовательных услуг, роль вуза в самоопределении студентов.

Keywords: socio-professional self-determination, disabled, labor market, market of educational services, the university's role in the self-determination of students.

Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, и это соответствует требованиям международного сообщества. Комиссия социального развития при ООН еще в 1993 г определила критерии, по которым оценивается политика государства в отношении инвалидов. В числе критериев — наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении к инвалидам, наличие неправительственных организаций инвалидов, доступность для инвалидов реализации гражданских прав, в том числе и права на труд. В соответствии с этим в Российской Федерации был издан целый комплект документов. Один из них — федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (изм. от 29.12.2015). К этим документам следует отнести и указы президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», распоряжение правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования».

Для оптимальной действенности данных документов очень важно привлечение не только органов власти всех уровней, бизнес-структур, но и общественности.

В Кузбассе в этом направлении давно ведется разработка и реализация различных социальных проектов, ведь на данный период в Кемеровской области проживает более 242 тыс. инвалидов, из них 74 тыс. человек трудоспособного возраста. Еще в феврале

* Новости Евраза. 26.02.2016. № 7.

2005 г. Совет народных депутатов Кемеровской области принял закон № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов». В 2006 г была запущена краткосрочная региональная программа «Социальная реабилитация инвалидов на 2007 г ».

Постановлением областной коллегии администрации Кемеровской области от 26.06.2007 № 166 утверждена среднесрочная программа «Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области на 2008-2010 гг. ».

В 2011 г постановлением правительства РФ утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг., целью которой являлось формирование к 2016 г условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, совершенствование механизма услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом, в том числе и совершенствование услуг в помощи в трудоустройстве выпускников — лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты отмечают рост числа инвалидов детства. Эта тенденция, к сожалению, сохраняется.

При вышеизложенном следует учитывать, что требования работодателей к качеству рабочей силы повышаются в кризисной ситуации. Цены на уголь и металл упали на 30 %, а на коксующийся уголь — на 75 %*. Миграционные процессы влияют не только на трудоустройство инвалидов, но вообще на получение работы даже вполне трудоспособным населением.

Что же сегодня имеют структуры, занимающиеся содействием трудоустройству выпускников в образовательных организациях, для помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья?!

Мы имеем запросы разного уровня о планируемых нами мероприятиях в помощь студентам с ОВЗ, о наличии в вузах специальных программ. В январе 2016 г получены от департамента образования и науки Кемеровской области методические рекомендации. В определенном плане это действительно помощь в работе.

В соответствии с мониторингом трудоустройства выпускников мы отчитываемся и за выпускников очной формы обучения, относящихся не только к категории сирот, детей, оставшихся без попечения, но и инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако речь не столько о сухих отчетах, сколько о взаимодействии с живыми людьми, о желании им помочь и словом, и делом.

Взаимодействуя по этому вопросу с отделом по социальной работе Сибирского государственного индустриального университета и в соответствии с письмом Минобр-науки от 15.12.2015 № 05-20435, мы составили план на 2015/16 уч. г, в котором предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на профессиональное развитие и содействие трудоустройству студентов и выпускников с ОВЗ.

С целью обмена опытом в октябре 2015 г Региональный учебный консультационно-методический центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера» (далее — центр «Карьера») провел межвузовский круглый стол «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», на который были приглашены представители структур вузов Кемеровской области, занимающиеся вопросами помощи молодежи с ОВЗ, общественности.

Погружение в проблему трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья позволило увидеть сложности поиска работы и устройства лиц с ограниченными возможностями, но еще сложнее людям этой категории адаптироваться, закрепиться на рабочем месте. Это зависит не только от самого человека, но и от окружающих, которые должны обладать не только толерантностью, сочувствием, но и желанием помогать другим людям. Известно, что именно состоянием здоровья работодатели мотивируют каждый шестой отказ при приеме на работу.

Для того чтобы узнать, какие проблемы встают на пути профессионального развития студента-инвалида, лиц с ОВЗ, специалисты центра «Карьера» дважды в течение учебного года проводили социологические опросы.

В соответствии с данными соцопроса студентов-инвалидов в 2016 г были выделены основные проблемы на жизненном пути лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1): неуверенность в себе, трудоустройство, неуверенность в своих действиях, недоступность (физическая) некоторых организаций для трудоустройства, внутренние психологические барьеры, отсутствие рабочих мест для студентов с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие подходящей работы сложности в получении высшего образования.

Рис. 1. Трудности у лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения

Рис. 2. Требуемая помощь центра «Карьера» студентам с ограниченными возможностями здоровья

В результате специального опроса установлено, какая помощь центра «Карьера» требуется студентам-инвалидам (рис. 2):

• в направлении на практику;

• подборе подходящего рабочего места в период студенческой жизни и после завершения обучения;

• составлении документов для трудоустройства;

• индивидуальном консультировании при открытии собственного дела.

В связи с тем, что одной из задач центра «Карьера» является повышение конкурентоспособности, мобильности и социальной защищенности выпускников, то понятно, что коллектив центра проводит такую работу со всеми студентами и с инвалидами в том числе.

Во время аудиторных занятий учебной дисциплины «основы планирования профессиональной деятельности» рассматриваем современную ситуацию на рынке труда, особенности подготовки документов для трудоустройства, отрабатываем навыки самопрезентации, говорим о собеседовании с работодателем, об адаптации к рабочему месту.

На наш взгляд, это должна быть отдельная специальная работа с группой лиц с ограниченными возможностями здоровья: тренинги, семинары, мастер-классы, консультации. Следует отметить, что и преподаватели должны иметь, по нашему мнению, специальное дополнительное образование для работы с такими студентами.

Центр «Карьера» осуществляет не только карьерное сопровождение, но и в сложных

ситуациях психологическое. Деятельность центра многофункциональна, разработана и реализуется система психологической помощи и поддержки студентов и выпускников. Для этого есть отдельный кабинет психолога, компьютерный класс для профдиагностиче-ских исследований. Результаты налицо: выпускники-инвалиды 2015 г трудоустроены.

Специалисты центра «Карьера» работают со студентами-инвалидами не только в процессе обучения технологии трудоустройства во время аудиторных занятий дисциплины «основы планирования профессиональной деятельности», но и в соответствии со специальным планом мероприятий по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. В рамках плана разработан комплекс специальных социальных и образовательных программ, встреч, мастер-классов, тренингов, в том числе мониторинг трудоустройства.

Например, только в марте 2016 г для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ проведен цикл семинаров:

1) обучающий экспресс-курс «Твой путь к трудоустройству»;

2) семинар «Особенности трудовых отношений с инвалидами», подготовленный с главным юристом, доцентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин М. Ю. Акст.

При активном взаимодействии с таким социальным партнером, как менеджер компании GoodLine Е. Поповой, проведен для смешанной группы студентов (инвалиды Сиб-ГИУ, молодежный актив студенческого кадрового агенства «Перспектива», студенты

из НФИ КемГУ) мастер-класс «Как избежать конфликта? Как его преодолеть?».

Работа по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов велась центром «Карьера» в вузе и раньше.

На сайте центра job.sibsiu.ru есть раздел «Горячая линия». Любой студент, выпускник может обратиться за помощью к специалистам центра «Карьера». Обращаются не только выпускники нашего университета, но и сторонние взрослые люди. Отвечаем всем и стараемся максимально помочь.

Так, например, несмотря на то, что в вузе есть специальная структура по организации практик, при обращении в центр студентов с ограниченными возможностями здоровья специалисты центра «Карьера» считают своей обязанностью помогать им в нахождении таких специальных мест для практик, так как все подразделения в вузе связаны одной задачей — подготовить специалиста и помочь ему трудоустроиться. Часто выручает такой надежный социальный партнер, как центр занятости населения г Новокузнецка.

По запросу центра «Карьера» дважды центр занятости населения помогал предоставлением мест студентам-инвалидам для прохождения практики и будущим выпускникам для прохождения преддипломной практики.

Благодаря администрации ЦЗН и Сиб-ГИУ в офисе центра «Карьера» установлен киоск с вакансиями, и каждый студент, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, могут, не выходя из здания университета, искать вакансии на местном рынке труда, включая квоты для инвалидов.

Партнерами центра «Карьера» по трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются и ответственные за трудоустройство выпускников из числа профессорско-преподавательского состава на выпускающих кафедрах СибГИУ, отдел по социальной работе университета, центр занятости населения, реализующий специальные программы для безбарьерной жизни данной категории населения, работодатели, имеющие квоты на трудоустройство инвалидов, некоммерческие и общественные организации инвалидов.

В 2015 г центр «Карьера» с помощью ответственного за трудоустройство вы-

пускников кафедры экономической теории и предпринимательской деятельности В. В. Стрекалова трудоустроил выпускницу, имеющую пожизненную инвалидность.

Система работы коллектива центра «Карьера» актуальна, соответствует установкам, инициированным сегодня государством, решает ряд стратегических задач:

1) помогает созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе;

2) создает равные условия молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, успешной самореализации студентов-инвалидов;

3) позволяет осуществлять индивидуальный подход к работе с обучающимися особой категории;

4) повышает результативность трудоустройства выпускников-инвалидов;

5) актуализирует необходимость решения вопросов помощи студентам-инвалидам в профессиональной среде — службах содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций;

6)содействует развитию гуманитарного и правового просвещения молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

7) помогает построению более гармоничного российского общества.

В марте 2016 г в рамках Кузбасской ярмарки центр «Карьера» провел региональный методический семинар «Поддержка студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе содействия трудоустройству выпускников». В нем приняли участие ответственные за трудоустройство выпускников СибГИУ, представители вузов Кемеровской области, начальник отдела высшего профессионального образования, науки и инноваций департамента образования и науки Кемеровской области Н. Г Мишустина, представители Южно-Кузбасского филиала Всероссийского общества инвалидов, председатель Кемеровской областной организации Всероссийского общества инвалидов В. И. Шмакова.

Собравшиеся приняли рекомендации, в соответствии с которыми для оптимальной помощи молодежи с ОВЗ необходима разработка и реализация специальной целевой областной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.