Литература
1. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию: учеб. пособие. - М.: Музыка, 1984. - 256 с.
2. Кюрегян Т. С. «Он постоянно "слушал время" и не боялся слышать в нем новое...» // Музык. акад. - 2012. -№ 3. - С. 10-20.
3. Холопов Ю. Н. Гармония. Практ. курс: учебник для спец. курсов консерваторий (музыковед. и композитор. отд-ния): в 2 ч. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Композитор, 2005. - Ч. 1: Гармония эпохи барокко. Гармония венских классиков. Гармония эпохи романтизма. - 472 с.
4. Холопов Ю. Н. Гармония. Практ. курс: учебник для спец. курсов консерваторий (музыковед. и композитор. отд-ния): в 2 ч. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Композитор, 2005. - Ч. 2: Гармония ХХ века. - 624 с.
5. Холопов Ю. Н. Гармония: Теорет. курс: учеб. - СПб.: Лань, 2003. - 268 с. (1-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 512 с.).
6. Юрий Николаевич Холопов [Электронный ресурс]. - URL: www.kholopov.ru
References
1. Gulianitskaia N.S. Vvedenie v sovremennuiu garmoniiu [Introduction in modern harmony]. Moscow, Musyka Publ, 1984. 256 p. (In Russ.).
2. Kiuregian T.S. "On postoianno 'slushal vremia' i ne boialsia slyshat' v nem novoe..." ["He constantly 'listened to the time' and was not afraid to hear something new in it."]. Muzykal'naia akademiia [MusicalAcademy], 2012, no. 3, pp. 10-20. (In Russ.).
3. Kholopov Iu.N. Garmoniia. Prakticheskii kurs. Chast' 1. Garmoniia epokhi barokko. Garmoniia venskikh klassikov. Garmoniia epokhi romantizma [Harmony. Practical course. Part 1. Harmony of the baroque epoch. Harmony of Viennese classics. Harmony of Romanticism]. Moscow, Kompositor Publ., 2005. 472 p. (In Russ.).
4. Kholopov Iu.N. Garmoniia. Prakticheskii kurs. Chast' 2. Garmoniia 20 veka [Harmony. Practical course. Part 2. Harmony of the 20th century]. Moscow, Kompositor Publ., 2005. 624 p. (In Russ.).
5. Kholopov Iu.N. Garmoniia. Teoreticheskii kurs [Harmony. Theoretical course]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2003. 268 p. (In Russ.).
6. Iurii Nikolaevich Kholopov [Yuriy Nikolaevich Kholopov]. Available at: www.kholopov.ru (accessed 02.02.2015). (In Russ.).
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Касаткина Наталья Эмильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: kasatkina@kemsu.ru
Пахомова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель губернатора Кемеровской области (г. Кемерово, РФ). E-mail: pomelova-AV@ako.ru
Руднева Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: kasatkina@kemsu.ru
В статье идет речь о формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях регионального рынка труда, характеризуется региональный рынок труда региона, сравниваются результаты формирования профессионального рынка труда в условиях Сибирского федерального округа.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, региональный рынок труда, адаптация обучающихся, образовательные организации.
FORMATION OF STUDENTS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN A REGIONAL LABOR MARKET AS A FACTOR OF SUSTAINABLE EMPLOYMENT
Kasatkina Natalia Emilevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Inter-University Department of General and Intercollegiate University Pedagogy, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kasatkina@kemsu.ru
Pakhomova Elena Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Deputy Governor of Kemerovo region (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: pomelova-AV@ako.ru
Rudneva Elena Leonidovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Inter-University Department of General and Intercollegiate University Pedagogy, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kasatkina@kemsu.ru
This article deals with the formation of students professional self-determination in the conditions of the regional labour market; the characteristics of regional labour market are given; the results of labor market formation in the Siberian Federal District are compared.
Keywords: professional self-determination, regional labour market, students adaptation, educational organizations.
В условиях длительного периода формирования рыночных отношений, становления рынка труда профессиональное самоопределение учащейся молодежи приобрело особую значимость.
Сложные условия формирования рыночных отношений определили двоякое отношение обучающихся к этому процессу. С одной стороны, как свидетельствует наше исследование, поддерживая в целом процесс обновления всех сфер жизнедеятельности общества, обучающиеся обеспокоены низкими показателями качества жизни, в том числе материальным положением, жилищными условиями, молодежной безработицей. Не случайно абсолютное большинство обучающихся (62,3 %) отвечая на вопрос, в каком направлении должна идти Россия, определили ее путь как переход к рыночной экономике. Среди обучающихся не хотели бы возврата к прошлой жизни 39 %, еще не определили своего отношения 26 %.
Результаты социологического опроса, проведенного нами, свидетельствуют, что обучающиеся в процессе эксперимента приобрели четкое представление о рыночной экономике, ее слагаемых, требованиях, предъявляемых к работникам рыночного типа. Отвечая на вопрос анкеты «В какой мере вы представляете, что такое рыночная экономика?», 49,5 % респондентов соотнесли свои знания с достаточно полным представлением о ней, 31,2 % опрошенных имели представления в основном, остальные знали кое-что о рыночной
экономике. В процессе исследования школа, другие социальные институты помогли вступающим в жизнь юношам и девушкам соизмерить свои личные запросы с потребностями общества, поставив первые на подобающее место. Падение престижности ранее дефицитных профессий, рост безработицы среди молодежи, особенно латентной, потребовали от каждого молодого человека «познать самого себя», соизмерить личные притязания с реально существующими условиями и субъективными возможностями.
Поэтому мы в процессе исследования стремились сформировать желание выпускников к приобретению специальности и потребностей рыночного производства в трудовых кадрах. Сегодня уже 56 % потенциальных работников региона намерены получить профессии в организациях системы среднего профессионального образования. Остальные выпускники при поддержке родителей стремятся получить высшее образование, что в условиях научно-технического прогресса вполне объяснимо.
Мы исходили из того, что новый тип производства, формирующийся в информационной цивилизации, предъявляет жесткие императивы к интеллекту массового работника. Такой работник уже не может довольствоваться эмпирическим опытом, он должен быть подготовлен к сложному, высококвалифицированному труду. Образование и профессионально квалифицированная подго-
товка перестают быть замкнутыми элитными секторами и становятся способом связи поколений.
Определенную роль в обновлении и омоложении кадрового потенциала работников за счет молодых квалифицированных специалистов играет целевое распределение выпускников. Сегодня распределение по договорам с предприятиями получают уже 54 % выпускников образовательных организаций системы профессионального образования.
Несмотря на стабилизацию молодежной безработицы в регионе она остается значимым фактором социального отчуждения большой группы молодых людей. При этом, в отличие от развитых обществ Запада, где проблема наиболее остро встает перед низкоквалифицированными молодыми работниками, в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные молодые специалисты.
Молодежь к безработице приводит ряд факторов. Мы выделили следующие: недостаток профессиональных знаний, необходимой квалификации и трудовых навыков, что снижает возможность трудоустройства; неготовность значительной части обучающейся молодежи к работе в рыночных условиях из-за нехватки предприимчивости в поисках трудового заработка; несоответствие качества и направленности образования потребностям рынка труда; отсутствие механизма социальной защиты выпускников учебных заведений; уклонение работодателей от ответственности за их трудоустройство; психологический дискомфорт выпускников, приступающих к работе в условиях рыночной экономики, что приводит к резкому ухудшению медико-биологических показателей состояния здоровья молодежи.
Исследование показало, что разрыв между предложением и спросом на рынке труда стремительно растет, в результате чего усугубляются проблемы реальной трудовой занятости молодых работников.
Важным фактором снижения безработицы, в том числе латентной, явилось массовое развитие в регионе предпринимательства, особенно среднего и малого бизнеса, привлечение к нему подрастающего поколения. Малый и средний бизнес во всех формах выступили как неотъемлемое и чрезвычайное важное звено эффективно функционирующей рыночной экономики.
Нами была разработана программа становления малого бизнеса в соответствии с принятым в 1995 году законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: введен новый ценз численности работающих и определены дополнительные критерии отнесения предприятий к числу малых; численность работающих в промышленности и строительстве была сокращена с 200 до 100 человек, в науке и научном обслуживании - со 100 до 60; в торговле и бытовом обслуживании, напротив, была увеличена с 15 до 30 человек; в общественном питании - с 15 до 50. Нами были введены дополнительные критерии определения доли собственности участников в установленном капитале, до 25 % ограничена доля установочного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.
Учитывая роль малого бизнеса в реформировании экономики, трансформации социальной структуры общества, повышении удельного веса среднего класса, выступающего гарантом социально-экономической стабильности в стране, образовательные организации стали уделять больше внимания изучению истории предпринимательства в российском обществе. В высших учебных заведениях, школах и лицеях профессионально-технического образования педагоги знакомили обучающихся с достижениями государств с рыночной экономикой в обеспечении высокого жизненного уровня населения, с ролью малого и среднего бизнеса в снижении безработицы, особенно молодежной.
В условиях формирования и последующего функционирования рынка труда социальным институтам общества, в первую очередь семье и образовательным организациям, необходимо было помочь подрастающему поколению познакомиться с ролью среднего класса в укреплении социальной стабильности в обществе, в создании привлекательного образа предпринимательства, убедить их в том, что без прочных знаний, профессиональных знаний, умений и навыков, основ законодательств, сформированных гражданских качеств невозможно организовать и успешно вести собственное дело, заботиться о своих интересах и нуждах окружающих.
Эти качества присущи прослойке предпринимателей, появившихся в регионе за послед-
нее десятилетие. Примерно четыре пятых из них имеют высшее образование, притом более трети окончили два вуза, преимущественно технический и классический университет. Более 70 % среди бизнесменов составляет техническая интеллигенция, почти 20 % - экономисты. Более 25 % имеют ученую степень, примерно 15 % лидеров предпринимательства получили специальное образование по менеджменту. С одной стороны, эти данные подтверждали, что представители малого и среднего предпринимательства понимают роль профессионального образования в становлении бизнеса, с другой - способствовали стремлению обучающейся молодежи получить надлежащее образование и пополнить пока немногочисленную группу бизнесменов.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило, что одним из важнейших сегментов рыночных отношений является рынок труда, оказывающий непосредственное влияние на профессиональное самоопределение обучающегося.
Социальные институты общества, в особенности государственные органы, семья и система профессионального образования, принимают участие в приобщении обучающейся молодежи к рыночной экономике, добились некоторых положительных результатов в профессиональном самоопределении личности. На фоне отмеченных достижений четко высвечиваются позитивные начала в подготовке выпускников образовательных организаций к самостоятельной работе в условиях формирующихся рыночных отношений. В этом случае обладатели дипломов в виду увеличения доли практического опыта становились востребованными на производстве, в научных центрах, лабораториях. Мы знакомили их с законодательством, с правами и обязанностями, о которых у них было поверхностное представление, что затрудняло их деятельность по защите своих интересов. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда потенциальные работники приобретали уверенность в своих способностях. Исследование показало, что проблема социализации будущих работников рыночного типа, способных освоить и продолжить опыт предыдущих поколений, занимают важное место в деятельности всех современных социальных институтов общества.
Проведенное нами исследование подтвердило эффективность сетевого взаимодействия
организаций СПО и социальных партнеров в профессиональном обучении на основе сетевой кооперации и взаимодействия: увеличился уровень готовности обучающихся к выбору профессии в среднем на 39 %; обучающиеся стали ориентироваться в профессиональном пространстве и осознанно выбирать профессию с учетом характера профессиональной деятельности; увеличилось количество обучающихся, проявляющих высокий уровень готовности к продолжению образовательного пути; увеличилось количество обучающихся, демонстрирующих готовность к самообразованию и саморазвитию, проявляющих активность при приобретении знаний, умений и навыков по формированию профессионального самоопределения.
Анализ результатов опросов работодателей, содержания объявлений о найме и других информационных источников позволил нам сформировать и обосновать перечень и компонентный состав ключевых компетенций обучающихся организаций СПО, включающий в себя информационную, социально-коммуникативную, предпринимательскую компетенции, компетенцию в решении проблем, способность к эффективному поведению на рынке труда, профессиональному росту и непрерывному самообразованию.
Практику организации социальными партнерами совместных мероприятий (специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест; организация временных рабочих мест для молодых людей, впервые ищущих работу; производственная практика для будущих молодых специалистов; тематические семинары для работодателей и др.) мы повсеместно распространили и поддержали, что способствовало осознанному выбору профессиональной карьеры и, как следствие, повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Адаптация выпускников организаций среднего и высшего профессионального образования к условиям рынка труда связана с подготовкой специалистов в соответствии с потребностями работодателей.
Реализация направлений сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и государственной службы занятости способствует качественной профессиональной подготовке кадров, востребованных региональным рынком труда.
Сетевое взаимодействие организаций среднего и высшего профессионального образования и органов службы занятости - это совместная деятельность организаций, обеспечивающих возможность молодежи осваивать специальности, востребованные на рынке труда, в том числе инновационные профессии, получать дополнительное профессиональное образование, активно формировать профессиональную карьеру, адаптироваться к условиям рынка труда, которая рассматривается как целостный педагогический процесс, имеющий определенную структуру, включающий цель, содержание, формы, средства и способы оценки результатов.
Сетевое взаимодействие учреждений среднего и высшего профессионального образования и государственной службы занятости требует особых взаимоотношений между образовательными организациями, органами службы занятости, бизнесом и реализуется в несколько этапов, предполагая следующие направления развития: создание эффективной системы профессионального образования, сертификацию учебных планов в области менеджмента, усиление связей между образовательными организациями и предприятиями, повышение активности в процессе исследования профессионального самоопределения молодых людей и работодателей и других социальных партнеров.
Учитывая особую роль развития системы профессионального образования в условиях изменения рынка труда, констатируя значимость систем ОСПО и вузов в решении проблем занятости населения и трудоустройства выпускников, необходимо было включить образовательные организации в реализацию региональных программ содействия занятости населения, подготовки и переподготовки кадров, их участие в профессиональном самоопределении обучающихся.
В сложившейся ситуации исключительно важным мы считали усиление взаимодействия ОСПО и вузов с региональными органами власти, органами службы занятости и предприятиями реального сектора экономики с целью решения проблем занятости населения, трудоустройства выпускников образовательных организаций и опережающего обучения лиц, находящихся под угрозой увольнения. Совместная деятельность по разработке дополнительных образовательных программ стала возможной через сетевое взаимо-
действие образовательных организаций, органов службы занятости и предприятий реального сектора экономики.
Наше исследование показало, что эффективность сетевого взаимодействия организаций высшего и среднего профессионального образования и государственной службы занятости населения определяется множеством причин, среди которых особое место мы отвели построению системы подготовки молодежи к адаптации на рынке труда, успешной профессиональной карьеры в течение всей жизни.
В ходе исследования нами было выявлено, что основными организационно-педагогическими условиями взаимодействия учреждений среднего и высшего профессионального образования и государственной службы занятости являются: изучение потребности в подготовке специалистов для региональной экономики на перспективу; совершенствование содержания профессиональных образовательных программ с ориентацией на заказчиков и потребителей образовательных услуг; внедрение в процесс профессиональной подготовки элементов модульного и дистанционного обучения; развитие различных форм информационного обеспечения обучающихся о ситуации на рынке труда; формирование совместных организационно-управленческих и методических структур, обеспечивающих взаимодействие учреждений профессионального образования и органов службы занятости; обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для повышения адаптационного потенциала обучающихся на рынке труда; формирование системы содействия занятости и трудоустройства учащейся молодежи.
Деятельность профессиональных образовательных организаций по формированию профессионального самоопределения выпускников осуществлялась по следующим направлениям: совершенствование технологий профессиональной подготовки выпускников, маркетинговая деятельность по подготовке специалистов.
Совершенствование технологий профессиональной подготовки выпускников образовательной организации в условиях рынка труда - основной блок воспитательно-образовательного процесса, формирующий обязательный уровень объема и качества знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник образо-
вательной организации с целью получения соответствующей квалификации. В рамках данного направления особое значение мы придавали совершенствованию практической подготовки выпускников.
Маркетинговая деятельность профессиональной организации по подготовке специалистов направлена на развитие партнерских отношений образовательной организации с субъектами рынка труда (предприятиями, организациями, органами государственной власти, общественными организациями) в целях обеспечения содействия профессиональной адаптации и практической подготовке студентов к условиям реального производства, начиная с младших курсов; на формирование знаний потребностей рынка труда и работодателей; на переход от краткосрочных к долгосрочным отношениям по схеме «профессиональная образовательная организация-производство», основанной на партнерстве и взаимном доверии к работодателям.
На первом этапе происходит учебная и профессиональная ориентация обучающихся, выбор профессии.
На втором этапе с целью обеспечения возможностей приобретения профессии, развития умений построения своей карьеры, формирования профессионального самоопределения на базе организаций среднего и высшего профессионального образования создаются центры содействия трудоустройству выпускников.
Основные задачи центров:
- содействовать трудоустройству выпускников, молодых специалистов;
- проводить индивидуальное консультирование студентов и выпускников образовательных организаций по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройству;
- создавать банк вакансий для выпускников образовательных организаций;
- организовывать сотрудничество с работодателями в целях трудоустройства студентов и молодых специалистов, проведения производственных и преддипломных практик, в том числе разработки программ практик и стажировок студентов на инновационных предприятиях региона;
- осуществлять персональное распределение выпускников на предприятиях;
- осуществлять мониторинг трудоустройства выпускников;
- создавать банк резюме молодых специалистов для их предоставления потенциальным работодателям;
- проводить совместные совещания, семинары, круглые столы, дискуссионные площадки образовательных организаций, органов службы занятости и работодателей по вопросам формирования профессионального самоопределения, социальной адаптации и трудоустройству молодежи.
Для выпускников, которые могли попасть в число нетрудоустроенных, мы разработали методики и программы развития малого бизнеса («Первый шаг», «Бизнес-старт» и т. п.), их реализация позволила сформировать группы для участия в конкурсах по созданию собственного малого предприятия при поддержке бизнес-инкубаторов; реализовать методики содействия трудоустройству выпускников в течение года после выпуска за счет включения образовательных центров содействия трудоустройству в деятельность координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к условиям рынка труда выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования с целью использования межрегионального банка вакансий.
Нами были разработаны активные формы содействия трудоустройству выпускников органами труда и занятости: подбор подходящей работы из банка данных вакансий, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест совместно с центрами содействия трудоустройству выпускников вузов (КемГУ, КузГТУ, КемГУКИ, КемТИП), временное трудоустройство, стажировка в целях приобретения опыта работы, оказание адресной поддержки при трудоустройстве в другой местности, профессиональное переобучение.
Все это позволило обеспечить создание новых типов учебных заведений профессионального образования (ресурсных центров); расширение диапазона профессионального образования; введение многоуровневой и многопрофильной подготовки специалистов; разработку управленческих структур, соответствующих целям профессионального обучения; учет и использование региональных особенностей развития профессионального образования.
На третьем этапе у выпускников ОСПО и ВПО формировали умения и навыки адаптации
к условиям рынка труда. Сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования региона адаптируется к приоритетным направлениям социально-экономического развития области, удовлетворяет кадровые потребности области и осуществляет опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к новым условиям труда, обладающих новаторским потенциалом, умением работать в коллективе.
Внедрение результатов проведенного научного исследования в процессе подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием способствовало увеличению доли студентов (30 %), получающих образование в области высоких технологий.
Анализ результатов обучения работодателей, содержания информации о найме и других источников позволили сформировать и обосновать перечень и компонентный состав ключевых компетенций личности, включающий в себя информационную, социально-коммуникативную, предпринимательскую компетенции, компетенцию в решении проблем, способность к эффективному поведению на рынке труда, профессиональному росту. В процессе исследовательской работы были разработаны и апробированы стандарты и модули указанных компетенций.
В регионе в эксперименте участвовали 60 учреждений среднего и высшего профессионального образования. Эксперимент и разработанные нами программы показали, что 60-70 % выпускников СПО, 80-85 % выпускников высшей школы устраиваются на работу по полученной специальности. Существующий рынок образовательных услуг и рынок труда стали взаимосвязанными. Получаемое профессиональное образование молодежью в значительной степени соответствует потребностям рынка труда, что связано с достаточным уровнем сформирован-ности профессионального самоопределения обучающихся.
Таким образом, формирование профессионального самоопределения учащейся молодежи предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу, что связано с самим
определением профессии как ограниченного вида деятельности.
Социально-экономические реформы региона потребовали и модернизацию общего, среднего и высшего профессионального образования. Механизмы, обеспечивающие взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, обострили проблему профессионального самоопределения обучающихся, их дальнейшее трудоустройство. В меняющихся социально-экономических условиях возросла роль формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, успешность профессионального и социального самоопределения, построение и развитие карьеры, общей компетентности, мобильности, инициативы, трудолюбия, высокой работоспособности.
Важнейшие этапы профессионального самоопределения обучающихся связаны с освоением навыков профессионального самоопределения в практической деятельности, получением профессионального образования и первоначальным трудоустройством. Каждый из этих этапов нашел свое отражение в жизненных планах и ориентирах обучающихся, заканчивающих основную и полную среднюю школу, организации среднего и высшего профессионального образования.
Проведенный эксперимент показал, что усилилась академическая направленность обучения, преподавание дисциплин, способствующих профессиональному самоопределению. В то же время пока еще недостаточно рабочих мест на предприятиях и в сфере услуг, пока еще профессиональные пробы могут проводиться не по всем профессиям.
Принципиально изменились отношения между системой профессионального образования и сферой занятости. С одной стороны, отказ от института гарантированного трудоустройства имеет негативную сторону: выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений зачастую вынуждены работать не по специальности. С другой стороны, распределение подготовленных специалистов - это не категория рыночной экономики; поэтому выпускники, опасаясь безработицы, выражают предпочтение трудоустройству, и даже не по специальности. Свершившимся фактом является то, что произошел отказ государства от роли основного работодателя на рынке труда
и заказчика системы профессионального образования. В этой связи мы считали целесообразным искать новые формы взаимодействия сферы образования и экономики, активно привлекать работодателей к участию в разработке программ обучения, развивать новые формы содействия трудоустройству выпускников, создавать условия для профессионального самоопределения школьников, развития их личности.
Исследование, проведенные нами в регионе, свидетельствует о соответствии стремления выпускников к приобретению специальности и по-
требностей рыночного производства в трудовых кадрах.
Профессиональное самоопределение выпускников образовательных организаций, дальнейшая профессиональная подготовка их к профессиональной деятельности являются важными задачами профориентации в системе непрерывного образования, решение которых позволило обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, свободу выбора рода деятельности и эффективное использование их потенциала в развитии экономики региона.
Литература
1. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвейс, 2006. - 488 с.
2. Постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 13.10.2011 № 888-р «О развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области» и от 16.05.2011 № 372-р «О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области».
3. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. - М.: НИИРПО, 2012. - 212 с.
4. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. - Москва: Академия: Москов. учебники, 2010. - 128 с.
References
1. Novikov A. M. Metodologiia obrazovaniia [The methodology of education]. Moscow, Egveys Publ., 2006. 488 p. (In Russ.).
2. Postanovlenie Kollegii administratsii Kemerovskoi oblasti ot 13.10.2011 № 888-r "O razvitii sotsial'nogo partner-stva v sisteme professional'nogo obrazovaniia Kemerovskoi oblasti" ot 16.05.2011 № 372-r "O merakh po podder-zhke i razvitiiu professional'nogo obrazovaniia Kemerovskoi oblasti" [The decision of the Board of Administration of the Kemerovo region of 13.10.2011 № 888-r "On the development of social partnership in vocational education Kemerovo region" and from 16.05.2011 № 372-r "On Measures to Support the Development of Vocational Training and the Kemerovo Region"]. (In Russ.).
3. Tkachenko E.V., Smirnov I.P., Burmistrova A.S. Professional'noe obrazovanie i molodezh' Rossii [Vocational education and youth Russian]. Moscow, NIIRPO Publ., 2012, 212 p. (In Russ.).
4. Chistiakova S.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniia shkol'nikov [Pedagogical support of self-determination of students]. Moscow, Akademiia Publ., Moskovskie uchebniki Publ., 2010. 128 p. (In Russ.).
УДК 37
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Заруба Наталья Андреевна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово, РФ). E-mail:znak42@mail.ru
Лехтина Лариса Петровна, директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н. Н. Колокольцова» (г. Калтан, РФ). E-mail: Lehtina_LP@bk.ru
В условиях модернизации отечественной системы образования, отражающей трансформационные процессы в российском обществе, актуальным является осуществление адаптивного управления повы-