Научная статья на тему 'Работа отделения профессиональной подготовки техникума по содействию профессиональному самоопределению молодежи'

Работа отделения профессиональной подготовки техникума по содействию профессиональному самоопределению молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа отделения профессиональной подготовки техникума по содействию профессиональному самоопределению молодежи»

интересными, информативными, активизирующими, направленными на формирование положительного отношения к рабочим профессиям, способствовали расширению знаний о них, повышению профессионально-личностного роста обучающихся и воспитанников. Анализ результатов проведенного анкетирования обучающихся 9-11-х классов показал положительную динамику в профильном и профессиональном самоопределении обучающихся, снижение количества выпускников, не определившихся с будущей профессией.

В целом проведение областных профориен-тационных мероприятий (единых дней профориентации, фестивалей, конкурсов и др.) способствует повышению информированности обучающихся и их родителей (законных представителей)

о востребованных в регионе профессиях и специальностях, содержании труда, росту престижа рабочих профессий, повышению статуса ПОО, большей ориентированности выпускников общеобразовательных организаций на получение профессионального образования в Кузбассе.

1. Чистякова С. Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 4. — С. 2-5.

2. Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2016 год : распоряжение Губернатора Кемеровской области от 11.01.2016 № 1 // Электронный бюллетень коллегии администрации Кемеровской области. — Режим доступа: http://www.ako. ru/ZAKON/viewzakon.asp?C72609=On.

РАБОТА ОТДЕЛЕНИя ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКУМА ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ

М. П. Скворцова, заведующая отделением профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Современный рынок труда характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми потребностями выпускников-специалистов и возможностями их удовлетворения. Обостри-

лись проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи. По статистике, всего 20 % занятого населения работают по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42 %% молоде-

- дорогой карьеры -

жи меняют свои профессии в первые два года по окончании профессионального учебного заведения [1, с. 24].

В настоящее время одним из ключевых элементов формирования конкурентоспособного специалиста — выпускника — является сфера дополнительного профессионального образования (ДПО). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка трудовых ресурсов средствами ДПО стали одними из значимых факторов конкурентного преимущества на существующем рынке труда.

Объективно сложившаяся ситуация на рынке труда способствовала созданию в Новокузнецком транспортно-технологическом техникуме отделения профессиональной подготовки и переподготовки кадров, для которого содействие занятости и трудоустройству молодежи стало одной из основных целей. Работа ведется по нескольким направлениям.

Первое — обучение студентов и выпускников техникума на курсах профессиональной подготовки дополнительным рабочим профессиям. Студенты рассматривают возможность получить в короткие сроки, параллельно с основной профессией, еще одну-две дополнительные рабочие профессии, что усилит их уверенность в трудоустройстве и профессиональной успешности. ФГОС СПО предусматривают возможность получения одной или нескольких рабочих профессий. Например, выпускники специальности «организация перевозок и управление на транспорте» в рамках программы подготовки специалистов среднего звена осваивают рабочую профессию «составитель поездов». Но для гарантированного трудоустройства желательно наличие квалификаций «приемосдатчик груза и багажа», «слесарь по ремонту подвижного состава», «помощник машиниста тепловоза». Учебно- материальная база, кадровый состав и договоры с предприятиями об учебно-производственной практике позволяют качественно проводить в техникуме профессиональную подготовку по данным профессиям. Для каждой специальности техникума подобран перечень рабочих профессий, желательных при трудоустройстве. В отделении профессиональной подготовки и переподготовки кадров техникума обучающимся и выпускникам предлагается обучиться данным профессиям на платной основе.

Второе направление — профессиональное обучение групп незанятого населения от центра занятости населения г. Новокузнецка. Ежегодно услугами службы занятости населения пользу-

ются в среднем 200 тысяч кузбассовцев. Каждый пятый из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы — в возрасте 14-29 лет. В 2012 году это более 41 тысячи граждан [2]. Отделение профессиональной подготовки и переподготовки кадров техникума с 2012 года успешно сотрудничает со службой занятости и обучает группы безработных граждан по 10 рабочим профессиям.

Третье направление — профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации граждан, желающих обучаться за свой счет. В отделении проводится дополнительное профессиональное обучение по 25 рабочим профессиям.

Четвертое направление — профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации работников предприятий по заявкам и за счет предприятий. В 2014 году между техникумом и ОАО «РЖД» был заключен долгосрочный договор о приеме на производственную практику и на работу выпускников техникума по 10 профессиям и специальностям. В 2013 году техникум включен в перечень учебных организаций, имеющих право обучать для ОАО «РЖД» рабочие кадры по профессии «проводник пассажирского вагона». Ежегодно в отделении профессиональной подготовки и переподготовки кадров техникума проводится обучение 9-11 учебных групп по данной профессии.

С целью содействия занятости студентов техникумов и вузов г. Новокузнецка в период летних каникул в отделении профессиональной подготовки НТТТ ежегодно проводится их обучение на курсе по профессии «проводник пассажирского вагона (для работы в летний период)». После окончания такого курса выпускники работают проводниками во время каникул, в составе российских студенческих отрядов. Федеральная пассажирская компания ОАО «РЖД» гарантирует трудоустройство студентов — выпускников курсов — в летнее время, когда резко возрастает поток пассажиров и к поездам добавляют дополнительные вагоны. На курсы проводников в основном поступают студенты профессий железнодорожного профиля. Работа проводниками в период летних каникул позволяет студентам не только укрепить свое материальное положение, но и познакомиться с требованиями и традициями предприятия ОАО «РЖД», убедиться в правильности выбора профессии, более осознанно относиться к дальнейшему обучению в выбранном вузе или техникуме.

дорогой карьеры

Таким образом, работа отделения профессиональной подготовки — это не только способ заработать средства на развитие учебно-материальной базы, но и эффективная помощь в трудоустройстве и занятости молодежи Новокузнецка и близлежащих городов.

1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.

2. Степин Е. И. Государственно-частное партнерство и занятость молодежи. Проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2. — С. 12-15.

ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «профессия, КОТОРУЮ я ВЫБИРАЮ»

Д. В. Траут, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования описаны личностные характеристики выпускника, к которым нужно стремиться обучающимся: осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, мотивированный на творчество и инновационную деятельность и др. [1]. Для раскрытия и развития творческой личности обучающегося необходимо создавать определенные условия, способствующие их творческой активности, разработать такую стратегию своей деятельности, которая предполагает реализацию современных подходов, разнообразных методов обучения, направленных на повышение творческого потенциала каждого обучающегося.

Так, например, через участие в конкурсных и олимпиадных движениях разного уровня проведения, сложности заданий, через подготовку к ним достигается поставленная задача по формированию личности выпускника, раскрытию его творческого потенциала.

Возможность участия в конкурсах является стимулом для плодотворной работы как обучающихся, так и преподавателей, их личностного и профессионального роста.

Конкурсное движение способствует повышению квалификации, развитию профессиональной компетентности, профессионализма педагога, побуждает его работать не в одном, а в нескольких творческих, исследовательских направлениях, созданию имиджа образовательной организации на рынке образовательных услуг в условиях существующей здоровой конкуренции.

В последние годы в Кузбассе придается большое значение конкурсному движению как в системе общего, так и профессионального образования. Четвертый год департамент образова-

ния и науки Кемеровской области совместно с ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» проводит областной конкурс про-фориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся образовательных организаций разных типов. Организованная конкурсная деятельность по данному направлению — это один из важных шагов к профессиональному самоопределению обучающихся [2].

Так, в 2016 г. состоялся областной конкурс профориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кемеровской области. Конкурс способствовал активизации профо-риентационной работы в образовательных организациях и обеспечению личностно ориентированного подхода подростков и молодежи к профессиональному самоопределению.

На конкурс поступила 221 работа из 117 организаций и учреждений Кемеровской области. По сравнению с конкурсными работами 20122014 гг. произошло значительное улучшение качества их выполнения и количественный рост (табл. 1), что подтверждает актуальность проведения данного конкурса.

В конкурсе приняли участие организации из 26 муниципалитетов Кемеровской области. Наибольшее количество организаций — участ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.