тельной власти, организаций и объединений работодателей, крупных бизнес-компаний, профессиональных сообществ, общественных объединений;
— региональные центры оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций, других категорий граждан;
— отраслевые экспертно-методические центры, предназначенные для научно-методического сопровождения отраслевых сегментов системы оценки и сертификации квалификаций [6].
15 мая 2014 г состоялось первое заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, на котором были согласованы цели и задачи его деятельности, утверждены рабочие группы и базовые организации, сопровождающие деятельность Совета.
Достаточно интенсивно в настоящее время происходят также процессы формирования структур-посредников между региональными рынками труда и профессионального образования. Эти организации (как правило,в статусе негосударственных некоммерческих организаций) реализуют функции «связывания» сфер образования и труда посредством прогнозирования квалификационных требований работодателей, модернизации образовательных программ в соответствии с тенденциями развития производств, оценки и сертификации компетенций выпускников, разработки предложений по перекомпоновке образовательных ресурсов под новые задачи.
1. Ефимова С. А., Посталюк Н. Ю. Технология структурнофункционального анализа профессиональной деятельности : практ. рук. — Самара : ЦПО, 2014. — 104 с.
2. Макет профессионального стандарта [Электронный ресурс] : приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н. — Ш1_: www.nosmintnud.ru/ (Зосз/т1п1пи(3/опЗег8/47.
3. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы / Н. Д. Ма-шукова, Н. Ю. Посталюк, Г. В. Николаева, Ю. Б. Ащеулов. — М.: Университетская книга, 2006. — 112 с.
4. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта» [Электронный ресурс] : приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 № 170н. — Ш_: www.nosmintnud.ru/docs/mintnud/ рго]е^/226.
5. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина. — М.: ФИРО, 2008. — 14 с.
6. Независимая оценка и сертификация квалификаций: сб. документов и рекомендаций. Вып. 1. Нормативные документы / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М.: АНО «НАРК», 2014. — 92 с.
7. План разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 гг.: приложение к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р.
8. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» [Электронный ресурс]. — ия_: pгofstandaгt.гosmintгud.гu.
9. Прокопов Ф. Т., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты: рекомендации по разработке. — М.: Виртуальная галерея, 2013. — 24 с.
10. Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н. — ия_: www.гosmintгud.гu/docs/mintгud/ oгdeгs/48.
УДК/UDC 331.522-053.81(571.17) Т. А. Тихомирова, А. В. Сьянов
T. Tichomirova, A. Syanov
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) TRENDS DEVELOPMENT FOR THE YOUTH LABOR MARKET (IN KEMEROVO REGION EXAMPLE)
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования и развития регионального рынка труда молодежи (16—29 лет), затрагиваются вопросы трудовой мотивации; поднимаются проблемы при трудоустройстве и предлагаются пути их решения.
The article examines the theoretical and practical aspects of the functioning and development of the regional youth labor market; position of young people aged 16—29 in the labor market; addresses issues of labour motivation; raises the problems faced by youth in employment, and proposes the ways of their solution.
Ключевые слова: рынок труда, трудоустройство молодежи, выпускники учреждений профессионального образования, служба занятости, адаптация к рынку труда.
Keywords: unemployment and youth
employment, labor market, graduates of vocational education, youth employment, competitiveness, jobs, adaptation to the labor market demand.
Молодежь — это особая социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Данная категория населения в значительной части обладает тем уровнем мобильности, ин-
теллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличает ее от других групп населения.
На фоне общих проблем всего населения страны углубились и обострились проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством и занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка труда. В настоящее время молодежь в возрасте от 16 до 30 лет представляет наиболее многочисленную группу безработных (более 30 % численности зарегистрированных безработных) [1, с. 3].
В таблице приведены статистические данные рынка труда молодежи (16—29 лет) Кемеровской области по годам.
Таблица
Данные службы занятости по числу обратившихся и оказанным им услугам 2009 2010 2011 2012 2013 Отклонения % 2013 к 2012
Общая численность безработных (чел.) 178861 150875 111482 86293 80034 93,1
Численность молодежи, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы (чел.) 100110 68514 52444 41402 38547 92,7
Численность безработной молодежи (чел.) 73709 59140 41255 20313 25797 88,0
Удельный вес молодежи в общей численности безработных( %) 41,2 39,2 37,0 34,0 32,2 -1,8
Численность выпускников учреждений профессионального образования, признанных безработными (чел.) 8439 5911 3573 2483 2600 104,3
Удельный вес выпускников в общей численности безработной молодежи ( %) 11,5 10,0 8,7 8,5 10,0 +1,5
Численность безработной молодежи на конец периода (чел.) 18314 11593 8537 7116 6576 92,4
Трудоустроено (чел.) 28964 25446 19473 12375 9932 80,3
Уровень трудоустройства молодежи ( %) 39,3 43,0 47,2 42,2 39,3 -2,9
Средняя продолжительность периода безработицы (мес.) 4,6 4,0 4,0 4,0 4,0 -
Организация временного трудоустройства безработных в возрасте от 19 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования, ищущих работу впервые (чел.) 599 900 706 449 110 24,3
Получили услуги по психологической поддержке (чел.) 656 617 597 517 530 102,5
Получили услуги по профессиональной ориентации (чел.) 30132 27582 23646 19702 21872 111,0
Организовано профессиональное обучение (чел.) 5794 5840 4124 3616 2718 75,2
Таким образом, анализ представленных данных выявил динамику трудоустройства лиц моложе 29 лет:
— уменьшается численность молодых людей, обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве,
— уменьшается численность молодых людей, признанных безработными,
— снижается доля молодежи в общей численности безработных.
Каждый десятый из числа безработной молодежи относится к категории молодежи. Возраст каждого третьего безработного, как и прежде, — до 29 лет (32,2 %) [3, с. 11]; трудоустраиваются менее половины состоящих на регистрационном учете (38,5 %).
По продолжительности безработицы категории обратившихся можно представить в следующем соотношении:
— до 1 месяца — 19 % (1341 чел.);
— от 1 до 4 месяцев — 47 % (3359 чел.);
— от 4 до 8 месяцев — 23 % (1522 чел.);
— от 8 месяцев до1 года — 8 % (566 чел.);
— более 1 года — 3 % (228 чел.).
На рисунке 1 проиллюстрировано распределение безработной молодежи по продолжительности безработицы.
Из общей численности безработной молодежи 66 % состояли на регистрационном учете до 4 месяцев, каждый четвертый (23 %) — от 4 до 8 месяцев и только 11 % находились в состоянии хронической безработицы — более восьми месяцев.
Таким образом, на региональном молодежном рынке труда наблюдаются следующие тен-
2009 2010 2011 2012 2013
Численность безработной молодежи, тыс. чел.
■ Удельный вес молодежи в общей численности безработных, %
Рис. 2. Динамика численности безработной молодежи
а До 1 месяца От 1 месяца до 4 месяцев ■ От 4 месяцев до 8 месяцев т От 8 месяцев до 1 года
Рис. 1. Распределение молодежи по продолжительности безработицы
денции. При неуклонном снижении численности молодых людей, зарегистрированных в качестве безработных, их удельный вес от общего числа безработных остается достаточно высоким. Доля выпускников учреждений профессионального образования возрастает. Средняя продолжительность молодежной безработицы находится на приемлемом уровне и составляет в среднем 4 месяца, что свидетельствует о достаточно благополучной ситуации на молодежном региональном рынке труда.
Изменения численности безработной молодежи и ее доля в общей численности безработных представлены на рисунке 2.
Несмотря на достаточно благоприятную ситуацию по отдельным показателям, отмечается сохранение (и даже нарастание напряженности) на молодежном рынке труда. Например, доля выпускников учреждений профессионального образования, признанных безработными выросла с 8,5 % в 2012 г до 10 % в 2013 г.; снижается удельный вес трудоустроенных среди молодежи с 42,2 %
'
в 2012 г. до 39,3 % в 2013 г.; каждый десятый безработный из числа молодежи находится в состоянии хронической безработицы (т. е. не может найти подходящую работу более 8 месяцев).
Динамика численности выпускников учреждений профессионального образования и их доля в общей численности безработной молодежи представлены на рисунке 3.
14
12
10
I I I
2009
2010
2011
2012
2013
Численность признанных безработными выпускников учреждений профессионального образования, тыс. чел.
■ Удельный вес выпускников в общей численности безработной молодежи, %
Рис. 3. Динамика численности признанных безработными выпускников учреждений профессионального образования
Вместе с тем именно молодые люди, составляющие третью часть трудоспособного населения, занимают важное место в системе воспроизводства и развития трудовых отношений и являются основным инновационным потенциалом общества. От того, насколько широко молодежь включена и интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, его международной конкурентоспособности [5].
Среди факторов, усложняющих процесс вхождения молодежи в трудовую жизнь, основными являются отсутствие профессионального опыта и недостаточная квалификация, отрыв образовательной системы от потребностей рынка труда, отсутствие профессиональной культуры, ограничение доступа молодежи к рабочим местам, отсутствие прогноза потребности в работниках определенных профессий/специальностей и т. п. Негативную роль играют искаженные мотивационно-смыс-
ловые ориентиры молодых людей на выбор профессии и профессиональную карьеру:
• несоответствие представлений об условиях работы, потребностях рынка труда и требованиях работодателя и т. п.;
• необоснованно высокие притязания к будущей профессии, рабочему месту, без учета реальных социально-экономических условий и индивидуальных возможностей;
• ориентация на получение специальности для работы в юриспруденции или экономической сфере, где по их представлению имеется возможность сделать легкую карьеру;
• неподготовленность к жесткой конкурентной среде, психологическая неготовность к самостоятельным действиям и др.
Современные молодые специалисты, выходящие на рынок труда, знакомы с новейшими технологиями, владеют навыками менеджмента и маркетинга, способны применять в работе эффективные информационные средства. Однако реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее полови-
ны выпускников образовательных учреждений. Остальные, согласно анализу департамента труда и занятости населения Кемеровской области, выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 40 %), либо трудоустраиваются на непрестижные рабочие места с низкой заработной платой, либо регистрируются в качестве безработных (до 10 %) [2, с. 97].
При этом большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время испытывает серьезные проблемы с обновлением кадров. Так, средний возраст работников в индустриальном секторе имеет тенденцию к росту и превысил 52 года.
Одной из основных проблем современного рынка труда является несоответствие потребности работодателей и профессионально-квалификационной структуры граждан, ищущих работу.
С позиции качества рабочих мест в общем виде региональный рынок труда разделен на два сегмента.
1. Квалифицированные рабочие места, требующие квалифицированной подготовки определенного уровня. На них, как правило, заняты работники, имеющие высшее и среднее профессиональное образование и опыт работы. Они представляют административно-управленческий персонал, инженерно-технических работников, работников с высокой и средней квалификацией. Данная группа имеет относительно высокий уровень заработной платы и определенные стабильные гарантии занятости.
2. Низкоквалифицированные рабочие места, занятость на которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации.
В последнее время в профессиональноквалификационной структуре граждан, состоящих на учете в органах службы занятости Кемеровской области, отмечается тенденция уменьшения доли рабочих (на 10 % ежегодно), и, соответственно, увеличивается доля специалистов (в первую очередь, имеющих высшее профессиональное образование). Среди специалистов, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, наибольшие трудности в поиске работы испытывают экономисты, бухгалтеры и юристы. Наибольшим спросом на рынке труда пользуются медицинские и педагогические работники, инженеры различных специальностей, менеджеры всех профилей.
Так, по данным Центра занятости населения г. Кемерово по состоянию на 01.02.2014, на одну заявленную работодателями вакансию
претендовали 5 человек, имеющих специальности «бухгалтер» и «экономист»; «секретарь руководителя» — около двух человек; и 10 человек, имеющих специальность «юрист». В то же время на одну медицинскую сестру приходится 49 вакансий, на одного фельдшера — 24, на одного учителя — 11, на одного фармацевта — 5, на одного социального работника — 3. Относительно сбалансирован спрос и предложение на местном рынке труда по следующим специалистам: менеджерам, инженерам и механикам различных профилей, торговым работникам.
Таким образом, на городском рынке труда, несмотря на достаточно благоприятную ситуацию, существует напряженность в отдельных сегментах рынка.
Еще более проблемной складывается ситуация на рынке труда городов области (за исключением Кемерова и Новокузнецка) и особенно сельских районов Кемеровской области.
На развитие такой ситуации оказали влияние:
— низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда;
— недостаточная профориентационная работа, проводимая среди выпускников школ;
— низкая эффективность функционирования системы согласования профилей подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
В целях изучения трудовой мотивации молодежи студентами Кемеровского филиала Московского университета экономики, статистики и информатики проведено социологическое исследование трудовой мотивации молодежи, которое позволяет выявить типологию мотивации молодежи в сфере труда.
Среди опрошенных 40 % высказали мнение, что им не нравится выбранная специальность, что подтверждает тезис о недостаточной профориентационной работе. Из студентов учреждений высшего профессионального образования так считают 39 %. В целях стабилизации занятости молодежи и содействия их эффективному трудоустройству необходима государственная поддержка в сфере занятости молодежи, предполагающая:
— разработку и реализацию концепции региональной системы профессиональной ориентации населения, позволяющей создать систему согласования профилей подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
— создание и развитие молодежной биржи труда — эффективного инструмента содействия трудоустройству молодежи;
— организацию тесного взаимодействия департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, департамента образования и науки Кемеровской области, департамента труда и занятости Кемеровской области и других заинтересованных структур и общественных организаций, а также руководителей администраций городов и районов Кузбасса.
Также необходимо использовать эффективные формы содействия занятости, одной из которых является региональная целевая программа по повышению конкурентоспособности молодежи на современном рынке труда. Важными компонентами указанной программы являются: создание межведомственной системы профориентации молодежи на региональном и местном уровнях; обучение молодежи навыкам поведения на рынке труда; ориентация молодежи на самозанятость, что ведет к созданию рабочих мест, особенно в сельских территориях.
По мнению авторов, реализация данной программы позволит:
1. Создать условия для повышения конкурентоспособности молодежи и ее адаптации к современному рынку труда.
2. Разработать мероприятия, направленные на поддержку занятости молодежи.
3. Разработать и реализовать превентивные меры по снижению давления на рынок труда молодежи.
4. Повысить предпринимательскую активность молодых людей.
5. Осуществить социальную и психологическую поддержку молодежи, вышедшую на рынок труда.
6. Разработать новые технологии социальной поддержки молодежи, вступающей в трудовую жизнь.
7. Обеспечить социальную защиту молодежи, испытывающей трудности в поиске работы.
8. Осуществить поддержку молодежи, требующей особой социальной защиты и, в первую очередь, выпускников учреждений профессионального образования и безработных.
1. Ермалович Л. П. Мотивационная структура трудовой деятельности молодежи. — URL: www.simst.bsu.by/main/ departments/business.
2. Поварич М. Д., Соколова Ю. В., Тихомирова Т. А. Региональные аспекты занятости населения (на примере Кемеровской области) // ЭКО. — 2007. — № 5. — С. 94 —109.
3. Занятость и безработица в Кузбассе : стат. сб. № 71 (январь - декабрь 2011- 2012 гг.). — Кемерово, 2013. — С. 11- 21.
4. Суркова З. В. Проблемы занятости молодежи в условиях рынка и пути их решения на примере Тульской области: дис. ... канд. экон. наук. — М., 2004.
5. Пути совершенствования решения проблем. занятости молодежи. — URL: www.dslib.net/.../problemy-zanjatosti-molodezhi-v-uslovijah-rynka-i-puti-ih-reshenija.html.
6. Хлопова Т., Дьякович М. Трудовой потенциал и характер мотивации учащейся молодежи // Человек и труд. — 2002. — № 12. — С. 75—77.
УДК/UDC 334.78:378
А. И. Баранова, А. В. Воронцова A. Baranova, A. Vorontsova
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ IMPROVEMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR OF THE EFFICIENT FUNCTIONING OF THE UNIVERSITY AND BUSINESSES
Cоциальное партнерство в сфере профессионального образования авторы рассматривают как метод решения социальных, экономических проблем и регулирование противоречий между вузом, работодателем и государством. В статье показаны механизмы развития профессионального образования, обусловленные социальным партнерством в различных на-
правлениях. Анализируется его влияние на стабилизацию рынка труда в регионе, развитие различных направлений сотрудничества.
The paper clarifies the essence of social partnership in professional education as a method of solution of social and economic problems and regulation of contradictions between the university, the employer and the