Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
права человека / государственная защита / правоприменительная деятельность / правоохранительные органы / МВД России / закон / human rights / state protection / law-enforcement activity / law enforcement agencies / Ministry of internal affairs of the Russian Federation / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Александрович Мецгер

Государственная защита прав и свобод человека — это самостоятельный комплексный правовой институт, сущность и назначение которого заключаются в использовании уполномоченными государственными органами совокупности мер экономического, организационного, политического, социального и правового характера в целях создания условий по беспрепятственной реализации прав и свобод их обладателями, а также для восстановления (признания) нарушенных (оспоренных) прав и законных интересов. В статье автор обосновывает классификацию комплекса конституционных положений, посвященных сущности государственной защиты прав и свобод человека, на два блока: а) определяющие обязанности национальных государственных органов; б) определяющие сущность самих конституционных норм о правах человека по отношению к национальному законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State protection and implementation of guarantees of human and civil rights and freedoms in law enforcement activities

The state protection of human rights and freedoms is an independent comprehensive legal institution, the essence and purpose of which is to use by authorized State bodies a set of measures of an economic, organizational, political, social and legal nature in order to create conditions for the unhindered realization of rights and freedoms by their holders, as well as to restore (recognize) violated (challenged) rights and legitimate interests. In the article, the author justifies the classification of a set of constitutional provisions devoted to the essence of state protection of human rights and freedoms into two blocks: a) defining the duties of national state bodies; b) determining the essence of the constitutional norms on human rights in relation to national legislation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-33-36

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ

ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андрей Александрович МЕЦГЕР, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Института государственного управления и права Государственного университета управления

[email protected]

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Государственная защита прав и свобод человека — это самостоятельный комплексный правовой институт, сущность и назначение которого заключаются в использовании уполномоченными государственными органами совокупности мер экономического, организационного, политического, социального и правового характера в целях создания условий по беспрепятственной реализации прав и свобод их обладателями, а также для восстановления (признания) нарушенных (оспоренных) прав и законных интересов.

В статье автор обосновывает классификацию комплекса конституционных положений, посвященных сущности государственной защиты прав и свобод человека, на два блока:

а) определяющие обязанности национальных государственных органов;

б) определяющие сущность самих конституционных норм о правах человека по отношению к национальному законодательству.

Ключевые слова: права человека, государственная защита, правоприменительная деятельность, правоохранительные органы, МВД России, закон.

Annotation. The state protection of human rights and freedoms is an independent comprehensive legal institution, the essence and purpose of which is to use by authorized State bodies a set of measures of an economic, organizational, political, social and legal nature in order to create conditions for the unhindered realization of rights and freedoms by their holders, as well as to restore (recognize) violated (challenged) rights and legitimate interests. In the article, the author justifies the classification of a set of constitutional provisions devoted to the essence of state protection of human rights and freedoms into two blocks:

a) defining the duties of national state bodies;

b) determining the essence of the constitutional norms on human rights in relation to national legislation.

Keywords: human rights, state protection, law-enforcement activity, law enforcement agencies, Ministry

of internal affairs of the Russian Federation, law.

Права и свободы человека и гражданина представляют собой фундаментальную категорию конституции государства, призванной утвердить человека как высшую ценность общества. Это означает приоритет прав и свобод в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Управленческие функции права являются дополни-

тельными к его регулятивным. Отсюда следует, что правовое регулирование — это процесс осуществления государственной воли, которой свойственны нормативность, общеобязательность, обеспеченность силой государственного принуждения путем применения методов убеждения, принуждения1.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

Конституционными основами правозащитной деятельности органов внутренних дел РФ являются следующие нормы Конституции РФ:

■ об обязанности государства по защите прав и свобод человека (статьи 2, 45—48, ч. 2 ст. 61, п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72);

■ о защите всех форм собственности (ст. 8); об обязанности органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15);

■ о защите чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Будучи сформированным в сознании человека, естественное право в силу специфического содержания правовой культуры приобрело не только ментальное, но и реальное понимание и действие. Современная философия права рассматривает это явление в нескольких аспектах. В первую очередь, естественное право понимается как синоним естественно-правовых доктрин, провозглашающих приоритет природных норм и ценностей, являющихся основой содержания и легитимности позитивного права2.

Отмечая идеалистичный характер естественного права как основополагающей идеи (принципа), которая должна лежать в основе позитивного права, ученые отмечают его неопределенный характер по сравнению с установленным правом, возможность эволюции его формально-юридического3 и материального (фактического) содержания4.

Естественно-правовая доктрина, таким образом, соответствует уровню политического развития России и позволяет реализовать (в некоторой степени) концепцию верховенства права. Однако необходимо учитывать, что действие прав человека не является неограниченным.

Во-первых, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ на основании кантовского принципа категорического императива закрепляет, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Во-вторых, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ провозглашает возможность ограничения прав человека в случае объявления чрезвычайного по-ложения5.

В-третъих, нормативная фиксация прав человека в силу ограниченности нормы как формы вербального выражения прав человека придает им определенную форму, тем самым ограничивая не только их объем, но и действие6.

Вместе с тем имеет место нарушение конституционных прав граждан, чей процессуальный статус по делу не установлен (например, когда

широкому кругу лиц становится известно о производстве обыска в жилище этого лица). Указанное лицо имеет право на возмущение ущерба только в том случае, когда действия следователя будут признаны незаконными. Это подтверждает необходимость совершенствования механизма обеспечения прав и свобод при производстве следственных действий, выполняемых по судебному решению7.

Сфера непосредственного юридического действия (реализации) конституционных норм ограничена определенными пределами, в качестве которых выступает предмет конституционно-правового регулирования. При этом не все отношения, входящие в предмет конституционно-правового регулирования и закрепленные в Конституции РФ, подлежат непосредственной реализации. Ограниченность правового пространства, предусматривающего прямое действие (реализацию), детерминирована политико-правовым назначением и функциями Конституции. Конституция не является исчерпывающим регулятором всего многообразия общественных отношений.

Основной закон государства призван урегулировать отношения, которые имеют первоочередное значение для существования, функционирования государства и общества в определенном правовом русле, а также установить основополагающие принципы, назначение которых стать основой, исходными началами для формирования сложной и притом эффективной системы правового регулирования отношений в интересах развития общества и государства.

Нормы Конституции РФ действуют в сфере уголовных, уголовно-процессуальных правоотношений, но специально на их регулирование не рассчитаны. В сфере отраслевого регулирования общественных отношений конституционные нормы играют роль, с одной стороны, вектора его развития и формирования, с другой стороны, ограничивают данную сферу определенными пределами: устанавливают минимум и максимум государственного вмешательства.

Развитость отраслевого регулирования (качественная, а не количественная) приводит к тому, что при реализации субъективных прав привлечение конституционных норм становится в практической деятельности излишним, поскольку все базовые предписания Конституции (отметим, что наиболее часто они закреплены в форме конституционных принципов) включаются в систему отраслевого регулирования либо

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

дублируясь (в той же форме, без конкретизации), либо получая дальнейшее развитие уже как институт соответствующей отрасли права и законодательства (как элемент институционального отраслевого строительства).

В зависимости от сочетания вида правовой нормы по характеру регулируемых ею отношений (материальная или процессуальная) с видом правоотношений выявлена следующая закономерность:

а) реализация правоприменителями при расследовании и рассмотрении уголовных дел материальных конституционных норм прямо запрещено;

б) в уголовном судопроизводстве применяются конституционные процессуальные нормы, регулирующие саму процедуру судопроизводства (ст. 123, ч. 1. ст. 47), определяющие объем прав и обязанностей участников процесса (ч. 2 ст. 47, статьи 48, 49, 51, 52).

При этом в связи с их развитием в отраслевом законодательстве указанные конституционны нормы-принципы приобретают значение усиления мотивировки того или иного процессуального действия в случае необходимости обеспечения баланса интересов всех субъектов уголовно-процессуальных отношений, подчеркивается конституционная, основополагающая природа тех или иных прав граждан.

Другим пределом прямого действия, являющимся, одновременно с этим, и условием прямого действия (реализации) Конституции РФ, а также критерием отграничения непосредственного действия ее норм от опосредованного, выступают требования, предъявляемые к субъектам их реализации в тексте самого Основного закона России. Таким образом, субъекты непосредственной реализации Конституции РФ являются уполномоченными и одновременно с этим обязанными самой Конституцией (на высшем законодательном уровне) на обеспечение прямого действия той или иной нормы Основного закона.

Международные правила могут стать мани-пулятивным механизмом международной политики в отношении некоторых стран.

В 2015 г. Конституционный Суд РФ вынес окончательное решение о разрешении этой коллизии в пользу Конституции РФ8, тем самым однозначно определив приоритет и верховенство национального суверенитета над требованиями международного права в области государствен-

ного гарантирования прав и свобод человека и гражданина.

Однако фактически значение этого решения, по нашему мнению, существенно шире. Речь идет об окончательном признании верховенства российской власти в решении внутригосударственных вопросов, ее независимости от мнения иных внешних субъектов. Особенности право -вого анализа текста постановления позволяют говорить о том, что Конституционный Суд РФ подошел к толкованию понятия «суверенитет» расширительно, понимая его и как признак государства, и как принцип права.

Как верно пишет Ю.В. Анохин, понятие (и понимание) суверенитета может заменить собой международное право, выступив в качестве над-позитивного права, т.е. приобретет черты естественного права в объективном смысле9.

Признание надпозитивного характера международного права привело к возникновению концепции гуманитарной интервенции, которая воплотилась в военной доктрине США и была реализована в Афганистане и Ираке. Любое нарушение общечеловеческих ценностей (т.е. естественного права) приводит к праву на наказание, причем такое право имеет универсальный характер, и это означает, что наказание может быть превентивным: наступить раньше, чем случилось нарушение.

Верховенство естественного права в правовом регулировании обусловлено политическим и социально-экономическим развитием государства. Естественно-правовая доктрина, базирующаяся на внеюридических основаниях права, играет определяющую роль в правовой политике государств в эпоху радикальных преобразований, в то время как в период относительно стабильного развития распространение в политике получают позитивистские концепции права. Это позволяет сделать вывод о том, что отказ от безусловного признания легитимности решений Европейского Суда по правам человека может означать преодоление российской правовой реальностью кризисных явлений10.

1 Каримова А.Д. Конституционные гарантии личных прав человека и гражданина в сфере оперативно-розыскной деятельности: Монография. Алма-Аты, 2012. С. 33—34.

2 Лукьянова Е.Г. Право на защиту прав и свобод челове-

ка от законодателя? // Правозащитный мониторинг со-

блюдения прав человека в субъектах Российской Феде-

рации. Спец. вып. РАКШ. 2009. С. 58.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

3 Fechner E. Naturrecht und Existenzphilosophie // Archiv fur Rechts und Sozialphilosophie. 1955. Bd. 41. S. 305-325.

4 См., напр.: Финнис Дж. Естественное право и естественные права / Пер. с англ. В.П. Гайдамака, A.B. Па-нихиной. М.: ИРИСЭН; Мысль, 2012. С. 55.

5 Шафиров В.М. Человекоцентристский подход к пониманию права // Право Украины. 2011. № 1. С. 101—106.

6 Александрова С.А. Правопонимание и права человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир: ВЮИ ФСИН, 2007. С. 8.

7 Сидоров А. С. К вопросу о понятии и содержании раскрытия преступлений // Вестник криминалистики. 2011. № 2. С. 105.

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П // СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4658.

9 Анохин Ю.В. Об отдельных аспектах совершенствования механизма обеспечения прав человека в России: теория концепции правовой технологии // Философия права. 2017. № 1 (80). С. 133—138.

10 Александрова С.А. Указ. соч. С. 6.

Библиографический список

1. Александрова С.А. Правопонимание и права человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир: ВЮИ ФСИН, 2007.

2. Анохин Ю.В. Об отдельных аспектах совершенствования механизма обеспечения прав человека в России: теория концепции правовой технологии // Философия права. 2017. № 1 (80). С. 133—138.

3. Каримова А.Д. Конституционные гарантии личных прав человека и гражданина в сфере оперативно-розыскной деятельности: Монография. Алма-Аты, 2012.

4. Лукьянова Е.Г. Право на защиту прав и свобод человека от законодателя? // Правозащитный мониторинг соблюдения прав человека в субъектах Российской Федерации. Спец. вып. РАКШ. 2009. С. 58—64.

5. Сидоров А. С. К вопросу о понятии и содержании раскрытия преступлений / / Вестник криминалистики. 2011. № 2.

6. Финнис Дж. Естественное право и естественные права / Пер. с англ. В.П. Гайдамака, А.В. Панихиной. М.: ИРИСЭН; Мысль, 2012.

7. Шафиров В.М. Человекоцентристский подход к пониманию права // Право Украины. 2011. № 1.С. 101—106.

8. Fechner E. Naturrecht und Existenzphilosophie // Archiv fur Rechts und Sozialphilosophie. 1955. Bd. 41. S. 305—325.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.