Научная статья на тему 'Конституция Республики Таджикистан - основной источник по защите прав и свобод человека'

Конституция Республики Таджикистан - основной источник по защите прав и свобод человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2078
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД / ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL COURT / HUMAN RIGHTS / LAW-ABIDING STATE / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF AN INDIVIDUAL / WARRANTIES OF RIGHTS AND FREEDOMS / MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воситов Хамзаали Абдувохитович

Рассматривается Конституция как основополагающий правовой акт по защите прав и свобод человека в Республике Таджикистан. Как одна из фундаментальных задач каждого государства отмечается необходимость перехода от принятых многочисленных правовых актов по правам человека к реальному и всеобщему их исполнению. Раскрывается сама сущность Конституции как основного источника, направленного на защиту прав и свобод человека. Уделяется внимание Конституционному суду по защите прав человека. Анализируется институциональный подход к Конституции как к первоисточнику по защите прав человека. Обосновывается особая важность соблюдения и уважения прав и свобод человека, что должно учитываться всеми ветвями государственной власти. Отмечена роль Конституции РТ в защите прав человека, предлагаются способы повышения её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tajikistan Republic Constitution as the Main Source on Protection of Human Rights and Freedoms

The article dwells on the essence of Constitutions as the main legal instrument protecting man’s rights and freedoms in Tajikistan Republic. The author considers an urgency of transition of numerous legal instruments on human rights to their real and universal implementation as one of fundamental assignments of each state. Constitution is revealed as the very essence of the source aimed at a protection of man’s rights and freedoms. Attention is paid to the Constitutional court on human rights advocacy. The author analyzes institutional approach to Constitution as a primary original on human rights protection. He substantiates a special importance of observance and respect of human rights and freedoms which are bound to be taken into consideration by all branches of state power. The role of TR Constitution in human rights protection is underscored, the ways of elevation of its effectiveness are suggested.

Текст научной работы на тему «Конституция Республики Таджикистан - основной источник по защите прав и свобод человека»

УДК 342 ББК 67. 400. 34

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

КОНСТИТУТСИЯИ ЧУМ^УРИИ ТОЧДКИСТОН - САРЧАШМАИ АСОСИ ОИДБА Х,ИФЗИХ^УЩУЦВА ОЗОДИИ ИНСОН

TAJIKISTAN REPUBLIC CONSTITUTION AS THE MAIN SOURCE ON PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Воситов Хамзаали Абдувохитович,

стажер кафедры истории права и государства Юридического института РУДН (Россия, Москва)

Воситов Х^амзаалй Абдувохитович,

коромузи кафедраи таърихи ^уцуц ва давлати Донишкадаи ^уцуцшиносии Донишгоуи дустии халцуои Русия (Русия, Москва)

Vositov Khamzaali Abduvokhitovich,

visiting fellow at the chair of history of state and law of the juridical Institute attached to the Russian University of People's Friendship (Russia, Moscow) E-MAIL:khamzaali0071 @mail.ru

Ключевые слова: Конституция, Конституционный суд, права человека, правовое государство, защита прав и свобод человека, гарантия прав и свобод, человек и гражданин

Рассматривается Конституция как основополагающий правовой акт по защите прав и свобод человека в Республике Таджикистан. Как одна из фундаментальных задач каждого государства отмечается необходимость перехода от принятых многочисленных правовых актов по правам человека к реальному и всеобщему их исполнению. Раскрывается сама сущность Конституции как основного источника, направленного на защиту прав и свобод человека. Уделяется внимание Конституционному суду по защите прав человека. Анализируется институциональный подход к Конституции как к первоисточнику по защите прав человека. Обосновывается особая важность соблюдения и уважения прав и свобод человека, что должно учитываться всеми ветвями государственной власти. Отмечена роль Конституции РТ в защите прав человека, предлагаются способы повышения её эффективности.

Калидвожа^о: Конститутсия, Суди конститутсионй, ууцуци инсон, давлати ууцуцбунёд, ууцуцу озодиуои инсон, кафолати ууцуцу озодиуои инсон ва шаурванд Конститутсияи Чумуурии Тоцикистон уамчун санади ууцуции уифзи ууцуцу озо-дии инсон барраси гардидааст. Таъкид шудааст, ки яке аз вазифауои мууимтарини уар як давлат дар замони муосир аз цабули шумораи зиёди санадуои меъёрии ууцуцй оид ба ууцуци инсон, гузаштан ба амали намудани уамацонибаи ин санадуо мебошад. Моуия-ти Конститутсия уамчун сарчашмаи аввалиндараца, ки ба уифзи ууцуцу озодиуои

инсон равона шудааст, тавзеу шудааст. Ба Суди конститутсиони оид ба уифзи ууцуци инсон диццати махсус дода шудааст. Муносибати институтсионали ба Конститутсия уамчун ба сарчашмаи аввалиндараца оид ба ууцуци инсон мавриди таулил царор гирифтааст. Ауамияти хосаи риоя ва эутироми ууцуцу озодиуои инсон асоснок карда шудааст, ки бояд аз цониби уамаи шохауои уокимияти давлати ба назар гирифта шавад. Нацши Конститутсияи Чумуурии Тоцикистон оид ба уифзи ууцуци инсон асоснок карда, роууои баланд бардоштани самарабахшии он пешниуод шудааст.

Key words: Constitution, Constitutional court, human rights, law-abiding state, protection of rights and freedoms of an individual, warranties of rights and freedoms, man and citizen

The article dwells on the essence of Constitutions as the main legal instrument protecting man's rights and freedoms in Tajikistan Republic. The author considers an urgency of transition of numerous legal instruments on human rights to their real and universal implementation as one of fundamental assignments of each state. Constitution is revealed as the very essence of the source aimed at a protection of man's rights and freedoms. Attention is paid to the Constitutional court on human rights advocacy. The author analyzes institutional approach to Constitution as a primary original on human rights protection. He substantiates a special importance of observance and respect of human rights and freedoms which are bound to be taken into consideration by all branches of state power. The role of TR Constitution in human rights protection is underscored, the ways of elevation of its effectiveness are suggested.

Конституция - основной правовой источник государства, направленный на защиту прав и свобод человека, опирающийся на традиции и реалии собственной страны и призванный дать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Конечно, на Конституции основываются: формы государственного устройства и правления, права, свободы и обязанности человека и гражданина, порядок формирования и функционирования органов государственной и местной власти. Основной Закон выступает правовым образцом гражданского общества, условием осуществления правопорядка, законности и закономерного развития институтов публичной власти. Конституция выступает одним из основных признаков правового государства, основанным на приоритете правовой культуры и правового сознания людей.

Ныне действующий Основной Закон нашего государства определяет Республику Таджикистан как правовое, светское и унитарное государство, концепции и принципы которого должны быть положены в основу всего конституционно-правового пространства.

Одним из основных отличительных признаков правового государства является признание им высших преимуществ прав и свобод человека и гражданина, основывающихся на прочном закреплении в Конституции и других нормативно-правовых актах их нерушимости, а также на обязанности соблюдать и охранять эти права и свободы.

Права и свободы человека, их реализация и защита утверждаются как фундаментальный и определяющий критерий юридического характера правового регулирования и его применения на практике. Принцип приоритета прав и свобод человека,

закреплённый в отдельных статьях Конституции Таджикистана, направлен на все ветви государственной власти, что напрямую обеспечивает эти права. Правовая взаимосвязанность государства и личности закреплена в ст. 5 Конституции РТ: «Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством».

Л.А. Нудненко полагает, что, раскрывая содержание данных положений, мы приходим к выводу, что признание прав и свобод человека и гражданина находит своё выражение в их официальном конституционном, законодательном и ином нормативном закреплении. Соблюдение норм Конституции означает всестороннее выполнение органами государственной власти и их должностными лицами функций, касающихся прав и свобод человека и гражданина. Защита в необходимой степени определяет деятельность органов государственной власти, муниципального управления, их должностных лиц, направленную на восстановление нарушенных прав, охраняемых всеми действующими нормативно-правовыми актами [10, с. 401-402].

Конституция Таджикистана содержит нормы, регулирующие правовой статус человека и гражданина, определяет основные права, свободы и обязанности граждан и гарантированность их осуществления. Однако для того, чтобы эти конституционно-правовые нормы осуществлялись, необходимы определенные правозащитные институты. К тому же они должны выступать гарантом защиты прав и интересов не только государства и личности, но и самой Конституции. Конституционный порядок и конституционные ценности не существуют сами по себе, поэтому также нуждаются в отстаивании и защите. Они нуждаются в этом не потому, что кто-то угрожает им с внешней стороны, а потому, что в обществе ещё сильны парадигмы, основанные на правовом нигилизме [7, с. 65].

Сама дефиниция «права человека» представляется учёными по- разному и не имеет конкретного определения. По нашему мнению, права человека - это мера возможного поведения человека, гарантированного законом, а также нравственными, политическими, религиозными правилами. То есть человек во имя удовлетворения духовных, социальных, экономических и других потребностей входит в те или иные общественные отношения. У каждого индивида последовательно появляются обязанности, что напрямую исходит из Конституции страны, и они защищены конституционно-правовыми нормами. Из сказанного можно сделать вывод, что при характеристике сущности основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина следует учитывать ряд факторов.

Во-первых, они в первую очередь выражают основную потребность человека и, в этом смысле, - ее естественную и общественную природу.

Во-вторых, права, свободы и обязанности зависят также и от меры возможностей общества и государства в удовлетворении потребностей личности, что влияет на наличие или отсутствие соответствующих прав, свобод и обязанностей.

В-третьих, основные права, свободы и обязанности обеспечиваются материально, организационно и юридически, они гарантируются и защищаются государством, а в определенных аспектах - также и общественными силами.

Республика Таджикистан как участник международно-правовых отношений провозгласила права человека как приоритетные и наиболее значимые для современного периода, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых

международных стандартов. Основой для закрепления естественных, неотчуждаемых и универсальных прав человека являются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности этим хартиям служит принятая 24 августа 1990 г. Декларация о суверенитете Республики Таджикистан [2]. Согласно этому документу был торжественно провозглашен суверенитет Таджикистана, и в нём ясно прослеживается намерение создать демократическое, правовое государство. Декларация о суверенитете Республики Таджикистан стала органичной частью новой Конституции Республики Таджикистан, базой всего текущего законодательства, касающегося прав и свобод человека и гражданина.

Особенность изучения Конституции как основного источника прав человека определяется тем, что в современном демократическом государстве права и свободы человека и гражданина представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Конституция Республики Таджикистан констатирует права и свободы личности как высшую ценность, которой не могут противоречить все остальные общественные ценности.

Как отмечает Т.А. Сошникова, одного признания и закрепления права, пусть даже в Основном Законе государства, недостаточно. Право мертво, если оно не претворяется в жизнь. Нужны гарантии государства для его реализации, а при необходимости - и меры защиты от возможных или реальных нарушений, а также эффективные механизмы его защиты [11, с. 271].

Основной целью Конституции РТ, принятой в 1994 г., является обеспечение и защита прав и свобод человека. Конечно, центральное место в этом атрибуте принадлежит Конституционному суду Республики Таджикистан. В соответствии с действующей Конституцией и ее положениями о конституционном судопроизводстве, был принят новый Конституционный закон о Конституционном суде РТ, который многое изменил в общих полномочиях по сравнению с прежним законодательством и внёс структурно-организационные и процедурно-процессуальные поправки.

Конституционный суд Таджикистана образован в целях обеспечения верховенства закона и всестороннего действия норм Конституции на территории государства, его основная направленность - защита Конституции, гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

Примером может стать Постановление Конституционнного суда РТ от 1 июля 2009 года в связи с представлением судьи суда района Шохмансур города Душанбе Ш.Р. Шодиева. В этом постановлении говорится о статье 17 Семейного кодекса Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года («Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан», 1998 год, №22), согласно которой «муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело в суде о расторжении брака во время беременности жены и в течение полутора лет после рождения ребёнка», что соответствует части 2 статьи 17 и части 2 статьи 33 Конституции Республики Таджикистан [4].

По функциям объема и методам осуществления деятельности в сфере конститу-

ционного контроля суд является органом государственной власти, важнейшей задачей которого остается защита прав и свобод человека и гражданина [8, с. 14-16].

Безусловно, многочисленные обращения граждан за защитой их ущемленных прав имеют место и в судах общей юрисдикции, и в специализированных судах по рассмотрению споров, касающихся экономических отношений. На данный период самым действенным и эффективным институтом защиты прав и свобод человека является судебная процедура, основанная на конституционно-правовом регулировании. При этом суды общей юрисдикции несвоевременно применяют на практике положения Конституции Республики Таджикистан, что является преградой при реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Признание, соблюдение и защита прав человека - не только внутренняя обязанность того или иного государства, оно является внетерриториальной и вненациональной, то есть защищается на уровне регионального и международно-правового пространства. В сущности, к правам человека относятся те права, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой иллюзорно простой идеи, тем не менее, очень существенные общественные и государственно-правовые последствия. Они с давних пор стали основным объектом международно-правового регулирования. Права человека - это не принадлежность индивида к отдельному классу, нации, идеологии, религии, территории, а представляют собой общеисторическое и социокультурное завоевание. Это духовно-моральная основа любого общества. Поэтому не случайно углубленное изучение прав и свобод человека особо значимо для определённой отрасли права.

Как справедливо отмечает Президент Таджикистана Э. Рахмон: «Во всех развитых странах и цивилизованном обществе человек, его права и свободы составляют основную суть политики государства. Ярким примером этому является признание мировым сообществом в качестве высшей ценности человека его прав и свобод. Но невозможно реализовать эти высшие цели без законов, отвечающих современным требованиям демократического общества, а также регулирующих системную деятельность государственных органов» [5].

Действующие нормы Конституции РТ создают достойные политико-правовые условия для формирования демократического, правового государства, образования органов государственной власти, развития системы национального законодательства, для качественно новых отношений между человеком, обществом и государством, а также для стабильного улучшения экономической, культурной и социальной жизни нашей страны.

В современных условиях основные задачи органов государственной власти должны определяться правами и свободами человека. Законы и другие подзаконные акты не должны примитивно фиксироваться на бумаге и определять правила поведения, которые не соответствуют основным правам и свободам человека. Соблюдение, защита и гарантированность прав и свобод человека должны реализовываться всеми органами государственной власти.

Юридическое закрепление основополагающих отношений, которые складываются в процессе создания правового, социального и демократического государства, есть применение основ деятельности государственных учреждений в жизни общества. Они являются миссией высшего представительного органа, который рассматривает и

принимает законы в соответствии с признанными нормами международного права по правам человека и имеющими ценность в гражданском обществе.

Эффективность принятых законов направлена прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина, укрепление социальных отношений и правопорядка, обеспечение здоровья населения, всестороннее развитие сферы образования и культуры, на улучшение экономического положения страны, а также предпринимательской деятельности.

Примером могут стать изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан, принятые на референдуме от 22 мая 2016 года. В итоге содержание Конституции было усовершенствовано, и в части третьей статьи 14-й слова «права и свободы граждан» были изменены на «прав и свобод человека и гражданина», это еще раз доказывает, что жизнь, честь и достоинство человека являются высшей ценностью общества и государства.

Следует обратить внимание на само понятие «защита», которое может выражаться в нормативно-правовых актах взаимосвязанными понятиями «охрана», «обеспечение», «регулирование», «гарантированность», хотя между ними есть и определенные отличия.

Однако можно подходить к категории «защита прав» и иным образом, резюмируя, что необходимость в защите права появляется тогда, когда есть его нарушение или ограничение. В правоведении существует видение проблемы, в соответствии с которым права человека «защищаются только тогда, когда нарушаются» [6, с. 69]. В других ситуациях, когда не выявляются признаки правонарушения, целесообразно вести речь об обеспечении права, его осуществлении, а не о защите прав человека.

Как справедливо отмечает российский учёный М.В. Немытина, нормальное, естественное состояние для человека - это когда он осуществляет свои права. При этом от человека не требуется особых усилий для преодоления каких - либо преград. Когда же возникают какие-то препятствия со стороны других лиц (физических или юридических), со стороны властных структур, в силу которых осуществление прав становится невозможным, человек переходит из состояния осуществления прав в позицию их защиты [9, с. 122].

Права и свободы человека опираются на их гарантированность. Здесь нужно подчеркнуть, что внутригосударственные гарантии берут основу из международно-правовых стандартов. Международно-правовые гарантии закреплены во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах, конвенциях и других документах. В осуществлении перечисленных международных актов ключевую роль играет ООН, ее структуры, а также организации, действующие под ее эгидой с помощью различных международных программ и проектов. В этом плане важное значение имеет деятельность Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности, Международного Суда в Страсбурге и специализированных учреждений, таких как Комитет по правам человека, Комитет по правам ребёнка, Комитет против пыток и др. Внутригосударственные гарантии устанавливаются в конституциях и других нормативно-правовых актах страны, обеспечиваются с помощью управленческих и материальных средств. Контроль над соблюдением, обеспечением и применением конституционных положений по защите прав человека входят в компетенцию Конституционного суда РТ, судов общей юрисдикции, уполномоченного по правам человека, органов прокуратуры, внутренних дел и других

правоохранительных органов Республики Таджикистан.

В настоящее время в области теории прав и свобод человека наблюдается хоть и небольшой, но все же прогресс, особенно в законодательном регулировании, социокультурном внимании, политических и философских взглядах и других научных подходах. Но в реальности права человека нарушаются, всесторонне не соблюдаются и считаются слабозащищёнными. А ведь юридической стороне хорошо известно, что мало провозгласить права и свободы, главное - их обеспечить и реализовать в жизни общества, что является самой трудной задачей. К тому же Таджикистан как суверенное государство находится на пути формирования правового государства и гражданского общества, то есть все институциональные основы по защите прав и свобод человека как на конституционном, так и на законодательном уровне всесторонне не разработаны и требуют дополнения и совершенствования. С другой стороны, общество наконец-то осознает ценность естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения, и находит пути гарантирования и защиты этих прав.

В отдельных нормах Конституции Республики Таджикистан [1] закреплены некоторые институты защиты права человека: государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной (ч.2 ст.12), гражданин Таджикистана за пределами страны находится под защитой государства (ч.1 ст.16), каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом (ч.1 ст.19), права потерпевшего защищаются законом. Государство гарантирует потерпевшему судебную защиту и возмещение нанесенного ему ущерба (ч.1 ст.21). Семья как основа общества находится под защитой государства (ч.1 ст.33), государство заботится о защите детей-сирот и инвалидов, их воспитании и образовании (ч.3 ст.34). Каждый имеет право на труд, выбор профессии, работы, охрану труда и социальную защиту от безработицы (ч.1 ст.35), интеллектуальная собственность находится под защитой закона (ч.3 ст.40). Вышеперечисленные нормы Конституции должны определять сущность, содержание и применение законов по защите, охране и гарантированности прав человека, смысл деятельности ветвей власти и других органов государственной власти. Конечно, регулирование статуса личности, ее прав, свобод и обязанностей классифицировано по различным разделам законодательного массива, по разным отраслям, подотраслям и институтам, вплоть до финансового, земельного, международного права, и т.д.

В заключение необходимо отметить, что роль Конституционного суда является основной для защиты прав и свобод человека и определяет юридическую силу решений, основываясь на следующих принципах. Во-первых, его решения являются общеобязательными. Закон указывает: «Решения Конституционного суда РТ обязательны на всей территории РТ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений» [3].

Во-вторых, решения Конституционного суда являются дефинитивными и обжалованию не подлежат. Если нормативно-правовой акт по решению Конституционного суда считается недействительным, то он не может быть преодолен повторным принятием

аналогичного акта.

В-третьих, особое значение имеет состояние закона о прямой (естественной) реализации и применении норм Конституции в том случае, когда в результате признания акта недействительным создается пробел в нормативно-правовом регулировании.

В-четвертых, если рассматривать положения Конституции РФ, гласящие, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч.1 ст.55), то следует внести поправку в форме аналогичного положения и в Конституцию Республики Таджикистан.

Приходя к единому выводу, можно подчеркнуть, что Конституция Республики Таджикистан оказала заметное влияние на формирование и развитие национальной государственности. Под ее воздействием стала получать признание и все большее распространение защита основных прав и свобод человека, т.е. демократии, легитимности власти, базирующихся на наличии Конституции как фундаментального юридического акта, ее неукоснительном соблюдении государством и всеми гражданами.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. С изменениями и дополнениями от 22 мая 2016. - Душанбе: Ганц, 126 с.

2. Декларация о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики. -Душанбе: Ирфон, 1990.- 20 с.

3. Конституционный закон РТ «О Конституционном суде Республики Таджикистан» от 26 июля 2014 г. («Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан» от 30.05.2017, №1409).

4. Постановление Конституционного суда Республики Таджикистан по делу «Об определении соответствия статьи 17 Семейного кодекса РТ части 2 статьи 17 и части 2 статьи 33 Конституции Республики Таджикистан» [Электронный ресурс] Конституционный суд РТ //Режим доступа: URL: http: // constcourt.tj.

5. Рахмон Э. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли, г. Душанбе, 20.04.2015. // Народная газета от 24.04.2015.

6. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. - 2006.-№ 6. - С.69.

7. Имомов А. Конституционно - правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992-1998 гг.): сборник статей. - Душанбе. 1998. - С.65.

8. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. - М.: Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993. - 384 с. (перевод с французского С.В. Боботова и Д.И. Васильева).

9. Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд. 2-е, перераб. -Саратов: Научная книга, 2008. - 260 с.

10. Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России.- М. : Р. Аслонова «Юридический центр Пресс», 2009. - 550 с.

11. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики / Рудинский Ф. М. [и др.]. - М. : Права человека, 2009. - 495 с.

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic Constitution from November 6, 1994. With alterations and addenda from May 22, 2016. -Dushanbe: Ganch. -126pp.

2. Declaration on Sovereignty of the Tajik Soviet Socialist Republic. -Dushanbe : Cognition, 1990. -20 pp.

3. Constitutional Law of TR "On Constitutional Court of Tajikistan Republic" from July 26, 2014 ["Tidings of Tajikistan Republic Majlisi Oli (the Supreme Council) from 30.05.2017, №1409 ].

4. Enactment of Tajikistan Republic Constitutional Court on the Case " On Determination of Correspondence of Article 17 of TR to Family Code, to part 2 17 and of Article 33 of Tajikistan Republic Constitution [Electronic resource]. TR Constitutional Court // Regime of availability: http: constcourt.tj.

5. Rakhmonov E. The Message of Tajikistan Republic President Emomali Rakhmon to Majlisi Oli. Dushanbe, 20. 04. 2015. Narodnaya Gazeta (People's Newspaper), 20.04.2015

6. Abramov V.I. Correlation of Notions "protection", "advocacy", "warranty", "insurance" of child's rights // State and Law. 2006, №6. р.69

7. Imomov A. Constitutional-Legal Problems of Tajikistan Republic Development (1992-1928) : collections of articles. - Dushanbe, 1998. -p.65

8. Lyusher F. Constitutional Protection of Individual's Rights and Freedoms. - M.: Publishing-Editing Group "Progress-Universe", 1993. - 384 pp. (translation from French by S.V. Bobotov and D.I Vassilyev).

9. Nemytina M. V. The Law of Russia as Integrated Space. The 2-nd edition, revised. -Saratov: Scientific Book, 2008. - 260 pp.

10. Nudnenko L. A. Constitutional Rights and Freedoms of Individual in Russia. -M.: R Aslonova "Juridical Centre Press". 2009. -550pp.

11. Economic and Social Rights of Man and Citizen: Contemporary Problems of Theory and Practice // Rudinsky. F. M. et alia. -M.: Human Rights, 2009. - 495 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.