Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование законодательного закрепления механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России'

Развитие и совершенствование законодательного закрепления механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВА ГРАЖДАН / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ГАРАНТИИ ПРАВ / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / LAW ENFORCEMENT / CITIZENS 'RIGHTS / PERSON / STATE / GUARANTEES OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мецгер Андрей Александрович

Система государственной защиты выступает главным структурным элементом в механизме конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В целом конституционная система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации обретает реальные качественные характеристики через правозащитную деятельность уполномоченных государственных органов, ведущими из которых являются органы внутренних дел, чья правозащитная деятельность направлена на соблюдение, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина в России.The system of State protection is the main structural element in the mechanism of constitutional and legal protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation. In general, the constitutional system of State protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation acquires real qualitative characteristics through the human rights activities of authorized State bodies, which are led by internal affairs bodies whose human rights activities are aimed at respecting, protecting and protecting human and civil rights and freedoms in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мецгер Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование законодательного закрепления механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10074

Развитие и совершенствование законодательного закрепления механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России

Development and Improvement of Legislative Consolidation of the Mechanism for State Protection of Human and Civil Rights and Freedoms in Russia

Андрей Александрович МЕЦГЕР,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Института государственного управления и права Государственного университета управления

E-mail: metzger@yandex.ru

Аннотация. Система государственной защиты выступает главным структурным элементом в механизме конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В целом конституционная система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации обретает реальные качественные характеристики через правозащитную деятельность уполномоченных государственных органов, ведущими из которых являются органы внутренних дел, чья правозащитная деятельность направлена на соблюдение, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина в России.

Ключевые слова: права и свободы человека; правоприменительная деятельность; права граждан; личность; государство; гарантии прав

Abstract. The system of State protection is the main structural element in the mechanism of constitutional and legal protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation. In general, the constitutional system of State protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation acquires real qualitative characteristics through the human rights activities of authorized State bodies, which are led by internal affairs bodies whose human rights activities are aimed at respecting, protecting and protecting human and civil rights and freedoms in Russia.

Keywords: human rights and freedoms; law enforcement; citizens 'rights; person; state; guarantees of rights

В правовом статусе индивида во второй половине XX в. произошла революция: в правовом смысле индивид уже не является заложником своего государства, а homo universalis, чьи права защищены международным правом. В этом развороте международного права в сторону человека закрепился приоритет прав человека как определяющий принцип мирового правопорядка и правового государства. Европейская конвенция о защите прав человека является воплощением этой тенденции. Остановимся подробнее на этом важнейшем международном правовом акте.

Возьмем за основу понимание понятия «гражданин» как личности, рассматриваемой через призму государственно-правового института гражданства. Личность в этом качестве обладает определенной суммой прав, наделена определенными обязанностями, составляющими в совокупности правовой статус гражданина, и вступает в отношения с государством в лице его органов и должностных лиц, закрепленные нормами действующего законодательства.

Наряду с правами и свободами основу правового статуса личности составляют также ее обязанности, закрепленные в Конституции и дру-

гих важнейших законодательных актах. Термин «гарантии прав» применяется для обозначения способов и средств, при помощи которых осуществляется обеспечение прав. Гарантировать — значит обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии. Представляется верной позиция ученых, которые считают, что определение понятия «гарантия» только через категорию «обеспечение» неверно: они соотносятся как вид и род. Гарантия — это вид обеспечивающих условий.

Анализируя 48 статей гл. 2 Конституции РФ, можно прийти к выводу, что права, свободы и обязанности включают в себя четыре элемента: соблюдение, охрану, защиту и невмешательство. Развитие общественных отношений, институтов гражданского общества, общественных организаций, их активная деятельность и реальное влияние на состояние прав человека в стране возможны только в случае действительного желания власть имущих реализовать гарантии прав человека на деле — в случае, когда государство (государственные органы и чиновники) сделает первый (такой необходимый) шаг в решении этой проблемы. Теоретически невозможно провести четкую разделительную правовую линию между конституционными нормами и конституционными гарантиями, поскольку последние так же закономерно вытекают из первых, как первые базируются и получают свое воплощение в последних. Иными словами, сам факт закрепления нормы в конституции свидетельствует о необходимости ее соблюдения (а значит, исполнения, ненарушения) и является ее главной гарантией, ведь конституция — высший закон государства.

Проиллюстрируем это на примере. Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Норма статьи сформулирована именно так, а никак иначе (например, «государство гарантирует равенство всех перед законом и судом»). Статья содержит принцип равноправия. Данная норма, с одной стороны, является гарантией для самой себя (назовем ее самогарантией), ведь никакие законы и иные нормативные правовые акты не могут ее заменить, изменить или отменить, а с другой стороны, требует продолжения своего смысла (реализации) в других законах и подзаконных актах, что также является гарантией ее реализации (назовем это развитием самогарантии). В идеале самогарантия и ее развитие должны идти параллельно, взаимообо-гащая друг друга. Большинство проблем возникает в связи с отсутствием должного развития самогарантии во внутреннем национальном законодательстве. Конституционные права и гаран-

тии (правогарантии) представляется возможным делить по двум признакам: (а) использования прав и свобод; (б) защиты прав и свобод, которые в свою очередь подразделяются на гарантии, ограничение которых в Конституции РФ не предусмотрено (назовем их «безусловными»), и гарантии, ограничение которых предусмотрено в тексте Основного закона (назовем их «под условием»).

Деление прав и гарантий на «безусловные» и «под условием» не случайно. Автору представляется, что подобное соотношение поможет нагляднее представить и осмыслить картину многовариантности (правовой гибкости) декларируемых гарантий. Под «безусловными» правами и гарантиями понимаются конституционные формулировки: «каждый имеет право», «гарантируются», «в Российской Федерации признаются», «государство гарантирует» и т.д., конкретно не оговаривающие какие бы то ни было ограничения их реализации. Конституционные права и гарантии «под условием» означают, что в Конституции РФ особо (специально) оговариваются рамки осуществления прав и свобод, при выходе человеком за которые (совершении неправомерных действий) государство лишь гарантирует третьим лицам защиту их прав и свобод от неправомерных действий такого человека. Например, согласно ч. 36 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это означает следующее: государство не может гарантировать и не гарантирует человеку реализацию (защиту) его прав, если очевидно, что такая реализация нарушает права других людей. Безусловно, многие нормы Конституции РФ носят отсылочный (бланкетный) характер и при определенных условиях некоторые ограничения могут вводиться (ст. 56 Конституции РФ). Однако весьма важен сам факт отражения подобных особенностей в тексте Основного закона.

Под правовой защитой законодатель усматривает деятельность различных органов и служб, обеспеченную всей правовой системой России и направленную на нормативное урегулирование общественных отношений с установлением гарантий защиты для их участников. В связи с этим следует отметить, что именно внутригосударственным правом предусматриваются и возможности защиты нарушенных прав, исчерпание которых в соответствии с Конституцией РФ позволяет обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Судебная защита усматривается законодателем в предоставлении возможности каждому беспрепятственного обращения в компетентные и независимые органы власти за защитой нарушенного или оспоренного права.

Сущность механизма такой защиты, несомненно, должна раскрываться Конституцией РФ. Защита прав — объективная необходимость, поскольку основные права, предоставленные человеку и не обеспеченные средствами конституционно-правовой защиты в случае их нарушения, являются лишь «декларативными правами».

Развитие и совершенствование законодательного закрепления механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выразилось, прежде всего, в принятии Уголовного (от 13 июня 1996 г. № 6З-ФЗ)1, Уголовно-процессуального (от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ)2 и Уголовно-исполнительного (от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ)3 кодексов РФ, Гражданского4 и Гражданско-процессуального (от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3)5 кодексов РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ)6. Указанные правовые акты детализируют применение механизма государственно-правовой защиты к нарушителям конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливая как виды ответственности за их нарушение, так и порядок применения соответствующего наказания (лишения).

Норма права — одна из центральных категорий юридической науки и состоит в сложных системных взаимосвязях с нормами своего института и других институтов. Нередко для реализации одной правовой нормы необходимо исследовать все ее отношения в системе права. Признак системности проявляется в структурном построении нормы права (микроструктура). Норма права выступает основным элементом позитивного права или, иначе, системы права конкретного государства (внутригосударственного права). В свою очередь, позитивное право, наряду с естественным и обычном правом, юридической практикой и доктриной, входит в правовую систему. Что касается международного права, то оно представляет собой самостоятельную правовую систему, включающую нормы права.

Исследование с точки зрения совершенствования защиты конституцион-ных прав и свобод позволяет выявить в них новые механизмы, которые вполне можно оценить как положительные. В частности, их несомненным дос-тоинством стал шаг на пути практической реализации принципа состяза-тельности и равноправия сторон в

уголовном судопроизводстве, включение для руководства в деятельности следственных и судебных органов прямых требований Конституции РФ (ч. 2 ст. 22): о судебном порядке санкционирования арестов (заключений и содержаний под стражей) и обысков (п. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), сокращение до 48 часов сроков задержания подозреваемых (ч. 1 ст. 10 УПК РФ), исчисление срока задержания подозреваемого в преступлении с момента фактического лишения его свободы передвижения (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

С учетом становления антропологического подхода к анализу прав человека важно также обратить внимание на классификацию, которая разрабатывается представителями данного направления. В частности, было разработано и обосновано разграничение прав человека с учетом тех жизненных сфер (повседневностей), в которых человек реализует себя как существо биологическое и духовное, как человек и гражданин, как личность, обладающая определенным социальным и правовым статусом, а также реализующая себя в одной из малых или больших социальных групп — семье, школе или трудовом коллективе, науке или бизнесе и т.д.

Идентификационная классификация прав человека исходит из того, что все многообразие жизненных сфер в обществе можно представить в качестве территориальной сферы, т.е. мест проживания и пребывания человека, путей сообщения, окружающей среды, прежде всего, природы — воздуха, воды, земли и др.; естественной сферы, в которой создаются блага для проявления телесности человека и формируются с этой целью определенные отношения; духовной сферы, а также агентной сферы, в которой большинство людей профессионально реализуют себя, либо данная сфера обеспечивает их материальные потребности на профессию, труд, предпринимательство, собственность и др.

К числу общих гарантий личной неприкосновенности относятся и социальные гарантии. Они тесно соприкасаются с экономическими и политическими гарантиями. Иногда в научной литературе социальные гарантии называют социально-культурными либо наряду с ними выделяют духовные, культурные гарантии.

Социальные гарантии личной неприкосновенности можно условно разделить на общие, которые касаются всех групп населения, и специальные, касающиеся людей определенных профессий, например, сотрудников милиции, службы безопасности, лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, и других категорий трудящихся.

Принципиальное значение для определения пределов содержания права на личную неприкосновенность имеет указание на его объекты. Как уже указывалось ранее, к таковым относятся физическая, духовная неприкосновенность, а также свобода располагать собой.

Процессуальные формы реализации личной неприкосновенности — специфический вид юридических гарантий. Еще одним из видов гарантий реализации субъективных прав граждан являются меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной реализации прав и обязанностей личности. Однако этот вид юридических обязанностей прав не специфичен для права на личную неприкосновенность, так как оно является естественным и принадлежит каждому от рождения. Поэтому случаи реализации данного права не могут рассматриваться в качестве положительных достижений человека или групп людей. Отметим еще раз, процесс реализации права на личную неприкосновенность естественен.

Конституционное провозглашение прав и обязанностей граждан неизбежно делается в общей форме. Нормы Конституции, как правило, лишены санкций, они не предусматривают мер наказания за их нарушение.

Для того чтобы права и обязанности, закрепленные в Конституции, в полной мере реализо-вывались, необходимы конкретизация этих прав и обязанностей в текущем законодательстве, установление правовых форм их исполнения, охраны и защиты. Детальная правовая регламентация прав и обязанностей граждан в гражданско-правовой, уголовно-процессуальной, административно-правовой и других сферах, установление правовых средств охраны и защиты прав граждан, правовых гарантий исполнения обязанностей — одно из условий наиболее полного и всестороннего применения общих положений, провозглашенных в Конституции РФ.

Этими актами особая роль отведена судебной защите нарушенного (оспоренного) права, в связи с чем отметим постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»7, которое нацеливает на единообразное применение судами конституционных норм при осуществлении правосудия, в том числе и при применении норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина8.

На особую роль судебных органов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина указывает, в частности, и деятельность Кон-

ституционного Суда Российской Федерации, цель которой сводится к определению, действительно ли конкретная норма нарушает Конституцию России, и, если нарушает, — к обеспечению утраты ею юридической силы. Отметим, что решения Конституционного Суда РФ вносят существенную лепту в дело защиты прав и свобод человека и гражданина9.

Система государственной защиты выступает главным структурным элементом в механизме конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В целом конституционная система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации обретает реальные качественные характеристики через правозащитную деятельность уполномоченных государственных органов, ведущими их которых являются органы внутренних дел, чья правозащитная деятельность направлена на соблюдение, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина в России10.

Для всех прав и свобод, как конституционных, так и урегулированных текущим законодательством, характерно, что государство, провозглашая их, центр тяжести переносит на гарантии их осуществления. Права и свободы личности только тогда становятся реальностью, только тогда могут быть реализованы, когда гарантируются государством. Вся история юридической практики разных стран, включая Россию, является подтверждением того, что реализация принятых законов — гораздо более сложная задача, чем их декларация. Очевидно, что права и свободы личности, закрепленные в различных правовых актах, требуют надлежащих гарантий их реализации.

Детальная регламентация полномочий структур органов внутренних дел осуществляется не только текущим отраслевым законодательством, но и ведомственными нормативными актами. Именно через оценку специфики последних проявляется особенность деятельности рассматриваемых органов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Существенными здесь являются определение и регламентация деятельности органов внутренних дел как особого и значительного гаранта прав и свобод человека и гражданина, и одновременно проявляются отличия в их работе по обеспечению защиты последних относительно иных субъектов11.

Необходимо признать, что в деятельности ОВД в различной степени используются все основные формы защиты, используемые в изучаемом механизме и присущие аппарату государ-

ства в целом. Применительно к рассматриваемому нами механизму эти формы конкретизируются и реализуются в определенных методах правозащитной деятельности12.

Нормотворческая форма деятельности заключается в свойственных ей выработке, изменении, дополнении и отмене ведомственных нормативных актов, нацеленных главным образом на регулирование разных сторон функционирования органов внутренних дел, в том числе и регулирование деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и иных лиц.

Несмотря на свою схожесть с юридическими формами, организационные методы имеют более выраженную конкретность применительно к ситуации либо объекту правового воздействия (расстановка сил и средств при проведении определенной операции, направленной на защиту нарушенного права и изобличение виновного; проверка паспортного режима в местностях со сложной криминогенной обстановкой и т.п.).

Относительно защиты прав и свобод личности организационная деятельность проявляется в повседневной охране и обеспечении правопорядка как в общественных, так и в иных местах жизнедеятельности человека. Именно данная форма защиты обеспечивает создание безопасных и необходимых условий для их беспрепятственной реализации, а равно оперативное применение необходимых мер в случае их нарушения13.

Примерами в данной области могут послужить правоохранительные мероприятия по перехвату угнанного автомобиля, оказание помощи потерпевшим при пожаре и иных чрезвычайных происшествиях, розыск похищенного имущества и др. Такие оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в рамках раскрытия преступлений против личности и ее прав, выступают специфическими формами проявления их защиты, в чем, на наш взгляд, и проявляется особенность деятельности такого субъекта механизма государственной защиты, как органы внутренних дел14.

На сегодняшний день работа по улучшению кадрового состава органов внутренних дел продолжается, есть определенные оптимистичные сдвиги, однако ситуация еще далека от желаемой. Так, по мнению В.Я. Кикотя, «удалось сохранить профессиональное кадровое ядро и значительно стабилизировать ряд основных показателей работы с кадрами органов и подразделений внутренних дел Российской Федерации»15. Укомплектованность ОВД РФ составляет 95,8%, две трети из них имеют высшее и среднее специальное образование. Однако доля офицеров, име-

ющих юридическое образование, составляет лишь 42,4%. Слегка скрашивает положение ситуация в следственных аппаратах, где удельный вес специалистов юридического профиля превысил 82%, при доле лиц с высшим образованием в три четверти от указанного16.

В качестве особой формы защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, можно выделить осуществляемую наряду с иными уполномоченными на то государственными органами их оперативными подразделениями оперативно-розыскную деятельность. Нельзя не упомянуть о проблеме материальной и социальной защищенности сотрудников ОВД и их семей. Ведь для того чтобы эффективно действовать в ситуациях чрезвычайного положения, сотрудник должен быть уверен в защищенности собственных интересов, своих родных и близких17. Нередко являясь единственным кормильцем в семье, доходы которого не позволяют делать финансовые накопления и даже приемлемо обеспечивать быт семьи, сотрудники ОВД в сложных ситуациях действуют на собственном энтузиазме, подвергая свою жизнь реальной опасности, а иногда и лишаясь ее ради интересов общества и государства. Членам же семей этих сотрудников, в случае наступления таких неблагоприятных последствий, приходится в прямом смысле слова бороться с государственным аппаратом за право достойной компенсации причиненного им ущерба. Устав от бесконечной борьбы, они довольствуются лишь временным и недостаточным вниманием государственных органов к их проблеме18.

Представляется необходимым усовершенствовать механизм социальной и материальной защиты сотрудников ОВД и их семей, предусматривающий, в частности, автоматизм действий государственных органов в отношении компенсационных, стимулирующих и иных выплат сотрудникам ОВД, а также применения средств и методов их защиты19.

Отмечая важность и значимость вклада ряда ученых отраслевых наук в разработку проблем государственной охраны и защиты прав и свобод личности, следует обратить внимание на ее недостаточную разработанность в науке конституционного права20.

На современном этапе развития российского общества и государственности положения Конституции РФ и законодательные акты, содержащие нормы о правах и свободах гражданина и человека, по своему содержанию не уступают общепризнанным международным стандартам. Одной из их центральных идей являет-

ся реализация и защита личной неприкосновенности граждан. Между тем практическое воплощение этой идеи оставляет ожидать лучших результатов21.

Наиболее распространенной и имеющей тяжкие правовые последствия сферой нарушения права граждан на личную неприкосновенность является уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Такое положение дел в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел можно объяснить тем, что данным видом деятельности занимается огромное количество сотрудников различных служб с разным уровнем профессиональной и юридической подготовки.

По мнению автора статьи, исследование отражения в законе гарантий личной неприкосновенности граждан в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане22.

Особенностью правоприменительной деятельности органов внутренних дел является издание правоприменительных актов. Именно данные акты придают правоприменительной форме деятельности данных органов важнейшую юридическую форму. Правоприменительные акты могут быть классифицированы по различным основаниям. Многие правоприменительные акты, выносимые органами внутренних дел в процессе обеспечения личных прав граждан, оформляются документами. Остальные формы деятельности органов внутренних дел, образующие систему обеспечения личных прав граждан, имеют ярко выраженную обеспечительную направленность по отношению к правоприменительной деятельности. Выражением правоприменительной деятельности органов внутренних в системе обеспечения личных прав граждан являются правоприменительные акты во всем своем многообразии.

Каждая страна несет ответственность за собственное развитие. Однако национальные усилия должны подкрепляться мерами, реализуемыми на международном и региональном уровнях. В этом отношении особенно важно признание государствами верховенства международного и национального права, без которого невозможно обеспечить успешное строительство как правового, так и социального государства.

Предлагаем при определении пределов (границ) личной неприкосновенности, ее конкретизации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел соблюдать принцип верховенства закона и рассматривать данные пре-

делы через совокупность правомочий, перечисленных в Конституции РФ.

Следующей составляющей гарантий реализации права личной неприкосновенности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются юридические факты, с которыми связывается реализация личной неприкосновенности. То есть нормы правового акта должны указывать на юридические факты, с которыми связано обладание гражданина данным правом и переход его в стадию непосредственного пользования.

В заключение рассмотрения юридических гарантий можно сделать следующие выводы.

1. В то время как общие гарантии представляют собой совокупность факторов, создающих возможные условия и предпосылки для реализации права на личную неприкосновенность граждан, юридические гарантии выступают в качестве специфически правового средства обеспечения реализации, охраны и защиты права на личную неприкосновенность граждан. Разумеется, было бы неправомерным, исходя из этого различия, как-то противопоставлять одну группу гарантий другой либо умалять или преувеличивать значение каких-то гарантий.

2. В рамках настоящей статьи под личностью понимается «исторически конкретный, социально действующий человек, обладающий специфическими качествами, формирующимися и реализующимися в его практической деятельно-сти»23. Определяющую, доминирующую роль играют социально обусловленные черты24. Отсюда и различие в видах норм, которыми регулируются взаимоотношения «личность — общество» и «гражданин — государство». Если на первые взаимоотношения распространяются все виды социальных норм, существующие в обществе (моральные, правовые, организационно-технические, этические, обычаи, правила общежития), то вторые регламентируются преимущественно правом, что, разумеется, не исключает при этом действия норм нравственности, морали.

3. Для уяснения специфики действия гарантий важно подчеркнуть, что общие гарантии, строго говоря, относятся к сфере факта, тогда как специальные — к сфере права. Характеристике идеологических, экономических, социальных и политических гарантий как условий и предпосылок, обеспечивающих de facto, вне непосредственной связи с правом возможность реализации права на личную неприкосновенность граждан не противоречит то обстоятельство, что некоторые из этих гарантий зафиксированы в законодательстве, в частности в Конституции РФ.

Юридические же гарантии содержатся в кодексах и в текущем законодательстве, представляют собой четко определенные правом нормы, устанавливающие условия и порядок реализации конституционного права на личную неприкосновенность граждан.

4. Организационные гарантии, выступая стороной механизма обеспечения личных конституционных прав и свобод (в том числе права на личную неприкосновенность), обладают и относительной самостоятельностью25, обусловленной их зависимостью от всей системы социального управления, элементом которой они выступают. Таким образом, организационный режим выступает и связующим звеном, благодаря которому требования социального управления находят свое выражение в механизме реализации права на личную неприкосновенность граждан.

1 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

3 СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

4 Часть первая Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Часть вторая Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; Часть третья Гражданского кодекса РФ от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; Часть четвертая Гражданского кодекса РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

5 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

6 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 2. С. 1.

8 См.: Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция». М., 2019.

9 См.: Чернявский А.Г., Пашенцев ДА., Терновая ОА. Международное корпоративное право: учеб. пособие. М., 2019.

10 См.: Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26—29.

11 См.: Жарова А.К. Электронные формы разрешения конфликтов в сфере судебной деятельности // Российское правосудие. 2013. № 8 (88). С. 53—59.

12 См.: Сангаджиев Б.В. Судебная система и судоустройство в России: организационно-правовой аспект. М., 2010.

13 См.: Чернявский А.Г., Пашенцев ДА., Терновая O.A. Указ. соч.

14 См.: Миронов В.О. Указ. соч.

15 См.: Кикоть В.Я. Вклад правоохранительных органов России и стран СНГ в дело укрепления международной законности и правопорядка. Кадровый потенциал как фактор по обеспечению безопасности Российской Федерации и целостности институтов власти в рамках правового государства // Государство и право. 2006. № 1. С. 54—61.

16 См.: Сангаджиев Б.В. Управление социально-экономическим развитием депрессивного региона в условиях глобальной репрессии // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2010. № 1 (20). С. 23—31.

17 См.: Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Указ. соч.

18 См.: Гребенников В.В., Сангаджиев Б.В. Концептуальные аспекты совершенствования судебной системы России // Образование и право. 2015. № 11 (75). С. 169—179.

19 См.: Жарова А.К. Указ. соч.

20 См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 157.

21 См.: Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000. С. 51.

22 Конституция Российской Федерации: науч.-практ. комментарий / под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 194.

23 См.: Буева Л.Н., Ковальзон М.Я. Социальная среда и формирование личности // Социология и идеология. М., 1969. С. 236.

24 См.: Миронов В.О. Указ. соч.

25 См.: Боброва Н.А. Об организационно-правовых гарантиях статуса личности // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов, 1980. С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.