Научная статья на тему 'Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации'

Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2484
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН / ЛИЧНЫЕ ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / HUMAN RIGHT AND CITIZEN / REALIZATION OF THE RIGHTS OF CITIZENS / PERSONAL RIGHTS / POLITICAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волчкова Наталия Николаевна

Целью настоящей статьи является конституционно-правовой анализ механизма обеспечения и защиты конституционных прав человека и гражданина на современном этапе развития. Задачами исследования выступают выявление основных направлений реализации механизма обеспечения прав человека, характеристика организационной структуры органов, обеспечивающих беспрепятственную реализацию человеком и гражданином признаваемых Конституцией РФ прав и свобод, раскрытие перспектив развития их деятельности. Предложены пути и меры совершенствования указанного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волчкова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is the constitutional and legal analysis of the mechanism of ensuring and protecting the constitutional rights of man and citizen at the present stage of development. The objectives of the study are to identify the main directions of implementation of the mechanism of human rights, the characteristics of the organizational structure of the bodies that ensure the smooth implementation of human rights and freedoms recognized by the Constitution of the Russian Federation, the disclosure of the prospects for the development of their activities. Ways and measures of improvement of the specified mechanism are offered.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации»

Для всех специальных видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания в связи с деятельным раскаянием является добровольность отказа от продолжения преступного деяния. Сформулирована она во всех примечаниях одинаково: лицо имело реальную возможность поступить иначе, а выбрало прекращение, признание и раскрытие своего участия в преступлении.

Для всех оснований освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по специальному составу характерным является то, что лицо все же несет уголовную ответственность за все другие прочие преступления, которые оно совершило до добровольного отказа.

Итак, специальные основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием предусмотрены в примечаниях к статьям Особенной части УК РФ. Назначение специальных оснований освобождения от уголовной ответственности заключается в мотивации лица к положительному постпреступному поведению. Поэтому условия применения основания в специальных случаях смягчены - для освобождения от уголовной ответственности достаточно просто прекратить совершать преступление и по нему уголовная ответственность не наступит. Однако, лицо будет нести ответственность за прочие преступления, которые оно совершило до прекращения преступной деятельности.

Освобождение от уголовной ответственности представляет собой социально-значимый институт уголовного права, посредством которого достигаются цели уголовной политики государства.

Особенностью института освобождения от уголовной ответственности является то обстоятельство, что, несмотря на отсутствие мер уголовного наказания, государство признает, что преступление лицом было совершено. Преступность деяния лица, к которому применяются положения об освобождении от уголовной ответственности является отличительным признаком данного института.

Список использованных источников

1. Уголовное право / Под ред. И.Я. Коза-ченко, З.А. Незнамовой, Т.П. Новоселова. М.: Норма, 2017. 622 с.

2. Калугин А.Г. Прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 19; Егоров В.С. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 2002. С. 120.

3. Дуюнов В.К. Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания. Тольятти, 2001. С. 38.

4. Кибальник А. Понимание Пленумом Верховного Суда освобождения от уголовной ответственности // Уголовное право.2014.№ 1.С. 37.

*Постпреступное поведение - это поведение субъекта после того, как преступление завершилось, это поведение с напряженной эмоциональной окраской, переживаниями лица, совершившего преступление, это - последняя стадия механизма преступного поведения.

*В криминологии под постпреступным (посткриминальным) поведением в самом общем виде понимают поведение виновного после совершения им преступления. При этом выделяют несколько видов постпреступного поведения: позитивное, когда обвиняемый раскаялся в совершенном преступлении, явился с повинной, сотрудничал со следствием и т.п., и негативное, когда преступник скрывался от следственных органов, оказывал давление на потерпевших и свидетелей, отказался от сотрудничества со следствием. Также выделяют активное и пассивное поведение, где лицо либо активно способствует раскрытию преступления, либо занимает пассивную позицию, а именно не сознается в совершении преступления либо сознается частично, по мере накопления следствием доказательной базы.

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА _И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_

Волчкова Наталия Николаевна

канд. юрид. наук, доцент кафедры истории правовых учений Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, (302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д.95; e-mail: [email protected])

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи является конституционно-правовой анализ механизма обеспечения и защиты конституционных прав человека и гражданина на современном этапе развития. Задачами исследования выступают выявление основных направлений реализации механизма обеспечения прав человека, характеристика организационной структуры органов, обеспечивающих беспрепятственную реализацию человеком и гражданином признаваемых Конституцией РФ прав и свобод, раскрытие перспектив развития их деятельности. Предложены пути и меры совершенствования указанного механизма.

ABSTRACT

The purpose of this article is the constitutional and legal analysis of the mechanism of ensuring and protecting the constitutional rights of man and citizen at the present stage of development. The objectives of the study are to identify the main directions of implementation of the mechanism of human rights, the characteristics of the organizational structure of the bodies that ensure the smooth implementation of human rights and freedoms recognized

by the Constitution of the Russian Federation, the disclosure of the prospects for the development of their activities. Ways and measures of improvement of the specified mechanism are offered.

Ключевые слова: права человека и гражданина, реализация прав граждан, личные права, политические права.

Keywords: human right and citizen, realization of the rights of citizens, personal rights, political rights.

Важнейшим направлением деятельности любого государства является защита прав и свобод каждого человека, ведь права человека - это основная ценность современной цивилизации.

Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН [1] , провозгласила защиту прав и свобод человека. В нынешнее время нет проблемы признания государствами прав и свобод человека и гражданина. Права человека закрепляются либо в законодательных актах (Великобритания), либо в конституции государства (РФ, Германия, Италия и др.). Однако вопрос фактического обеспечения и реализации этих прав и свобод по-прежнему стоит достаточно остро. Каждое государство права и свободы трактует с точки зрения соответствия его интересам. Права связаны с политической жизнью общества, процессом формирования правового государства, культурой, традициями. Это касается вопросов религиозных предпочтений, равенства мужчины и женщины, пенсионного обеспечения и других.

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются Конституцией РФ 1993 г. (гл.2 ст.17-64) [2], согласно которой они признаются и обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В нашей стране многое уже сделано в области реальной защиты прав человека, но гораздо больше предстоит сделать. Механизм обеспечения прав человека находится на стадии формирования и во многом несовершенен. В связи с этим тема исследования прав человека остается актуальной и важной.

Механизм обеспечения прав человека, по нашему мнению, должен включать систему взаимосвязанных и взаимозависимых направлений, например, таких как:

- правовое регулирование общественных отношений и закрепление их в нормативно-правовых актах,

- комплекс мер, позволяющих осуществлять охрану и защиту прав и свобод личности,

- юридическая ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина,

- деятельность уполномоченных государственных органов, определяющих функционирование механизма обеспечения прав человека,

- правовая культура и правосознание общества.

Для понимания механизма обеспечения прав человека рассмотрим некоторые из них:

Все права можно условно разделить на личные, политические экономические, социальные, культурные, экологические.

Личные права - это фундамент правового статуса человека. Личные права охватывают права и

свободы, необходимые для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни. Личные права неотчуждаемы, то есть принадлежат каждому от рождения [3] . Это значит, что признание и защита личных прав не зависит от усмотрения государства, оно обязано закрепить их в законе и защищать всеми имеющимися средствами. Личные права, будучи важнейшим элементом всей системы прав и свобод, характеризуют степень цивилизованности общества и государства. Личные права и свободы закреплены в Конституции РФ 1993 г. (ст.ст.20-28).

Следует отметить, что полнота конституционного закрепления перечня личных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации в настоящее время в нашем государстве достигнута. Однако, Конституция не может и не должна давать исчерпывающее описание содержания всех личных прав и свобод человека. Действие конституционных норм должно проявляться в полной мере в текущем законодательстве. Нормы, имеющие «право-человеческое» содержание, присутствуют в очень многих нормативных правовых актах: Гражданско-процессуальном кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушениях и др. Вместе с тем, представляется, что существующее несовершенство российской правовой базы предопределяет проблемность в обеспечении личных прав и свобод человека. Ежегодно органами прокуратуры фиксируются нарушения законов, посягающие на права и свободы человека и гражданина. Самыми распространенными среди них в последние годы являются: нарушение права граждан на защиту и сохранность персональных данных, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения и места жительства, трудовых прав. Конституционный Суд РФ констатирует возрастающее число жалоб, касающихся нарушения права на неприкосновенность частной жизни в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Механизм обеспечения личных прав человека отличается особым характером. Он требует не столько индивидуальных усилий их обладателей, сколько соответствующих природе этих прав обеспечительных, охранных и иных действий уполномоченных государственных органов, должностных лиц.

В Российской Федерации на современном этапе ее развития, сложилась весьма сложная организационная структура органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, а, тем самым, и беспрепятственную реализацию человеком и гражданином признаваемых Конституцией РФ прав и свобод.

В механизме обеспечения личных прав и свобод личности особое место принадлежит правоохранительным и судебным органам. Роль данных органов определяется, главным образом, содержанием компетенции, четкое определение которой служит важным условием для выполнения всех поставленных перед ними задач. В основе правового регулирования компетенции этих органов на федеральном уровне лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, Конституция РФ возлагает на суды осуществление правосудия (ст. 118), на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров - осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами (ст. 129). Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации служит отнесение Конституцией РФ к компетенции Правительства РФ осуществление мер «по защите интересов государства, охране законности, общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан» (ст. 114 п. «е» Конституции РФ).

По сути, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина можно считать едва ли не ведущей задачей органов внутренних дел. Так, в Положении о министерстве внутренних дел Российской Федерации обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства названо в качестве основной задачи.

Место органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод личности весьма зримо определяется по деятельности наиболее крупного и функционально емкого структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации - полиции. Как особая система государственных органов исполнительной власти, полиция в целом призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступлений и иных посягательств и наделена для этого правом применения мер принуждения. Ее работа строится на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Вместе с тем, следует отметить, что не всегда деятельность этих органов соответствует закону, и как следствие этого - нарушение прав и свобод человека и гражданина. К подобным действиям можно отнести злоупотребление служебным положением, отсутствие профессионального правосознания и др. Вышесказанное приводит к выводу о существовании ряда пробелов в сфере регламентации полномочий правоохранительных органов по обеспечению конституционных прав человека и гражданина, в первую очередь, в несовершенстве организационно-правовых основ их деятельности.

В механизме обеспечения прав и свобод личности особое место принадлежит органам судебной власти, что обусловлено характерными свойствами данной ветви власти, которыми не обладают какие-либо другие органы. Судебная защита - это важней-

ший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она представляет собой самостоятельное направление государственно-властной деятельности. Значительным этапом в обеспечении прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека - дополнительного гаранта прав и свобод человека и гражданина наряду с основным «гарантом» - Президентом РФ и другими конституционными институтами (включая конституционное правосудие).

Таким образом, можно сделать вывод о наличии существующей в РФ системе защиты личных прав и свобод человека. Однако права личности продолжают нарушаться, а способы их защиты не всегда эффективны. Низкий уровень правосознания значительно части населения, отсутствие действенного контроля в области защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина при обращениях, коррупция, неэффективность судебной и административной реформы являются в современных условиях проблемой для обеспечения предоставленных личности прав и свобод.

Для преодоления этих проблем, возможно проведение следующих мероприятий:

- выявить и устранить пробелы в правовом регулировании прав человека путем внесения изменений в действующей законодательство, либо принятие новых законов;

- развитие института персональной ответственности должностных лиц в процессе исполнения решений межгосударственных органов в случае злоупотребления ими полномочий;

- установление единообразного, четко регламентируемого для всех органов власти, общественных объединений порядка обращений граждан;

- изменение правовой базы норм исполнительного производства, принятие необходимых правовых актов в данной сфере;

- усовершенствование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

- повышение правовой культуры и правосознания общества;

- широкая информационная кампания по пропаганде идей гуманизма, общечеловеческих ценностей, толерантности [4, с.1099];

- взаимодействие с международными организациями по защите прав и свобод человека.

Другой не менее важной проблемой содержания прав и свобод человека и гражданина является право участвовать в управлении делами государства. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32). Это право относится к политическим правам. По сути это право является одним из основных элементом демократии. Одной из групп прав граждан РФ участвовать в

управлении делами государства можно выделить участие граждан в процессе создания актов правотворчества. Непосредственное правотворчество народа, прежде всего, выражается либо в форме референдума, либо в форме народного (общественного) обсуждения проектов наиболее важных законов или нормативных актов общегосударственного (регионального) значения.

Право граждан на участие в референдуме регулируется, помимо норм Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В Российской Федерации референдум проводился только при принятии Конституции РФ в 1993 году. Законодательное закрепление процедуры проведения референдума как формы прямого волеизъявления граждан дает им возможность принимать активное участие в правотворческой деятельности государства. Однако, следует отметить, что при проведении референдума гражданин не участвует в обсуждении документа, не вносит свои предложения и замечания. Он должен проголосовать только «за» или «против». Да и сама процедура проведения референдума достаточно затратна.

На наш взгляд, народное (общественное) обсуждения проектов наиболее важных законов или нормативных актов общегосударственного (регионального) значения является более приемлемой формой непосредственного участия граждан в нор-мотворческом процессе. Законопроекты могут обсуждаться как публично, так и проходить общественную экспертизу. Данная форма непосредственного народовластия позволяет выявить общественное мнение, учесть волю народа в нормативном регулировании, замечания и предложения, направленные на совершенствование рассматриваемого законопроекта.

Подобные обсуждения имели место в нашей стране. Так в 2010-2011гг. на интернет-сайте www. zakonoproekt2010.ru проходило обсуждение проектов федеральных законов «О полиции» и «Об образовании». Граждане действительно активно направляли свои замечания, предложения, комментарии. В настоящее время широкий общественный резонанс вызвал законопроект о пенсионной реформе. Данный документ стал темой широкого общественного обсуждения. Более 300 поправок внесли не только Президент РФ и парламентские партии, но и Федерация независимых профсоюзов России, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Российской союз промышленников и предпринимателей, проведено свыше 400 встреч, в которых приняли участие около 30 тысяч гражданских активистов. Учитывая значимость данного закона, то, что он будет касаться всех граждан Российской Федерации, имели место предложения о проведении всенародного референдума.

Однако, отсутствие отлаженного механизма проведения народных обсуждений законопроектов,

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #11 (56), 2018 отсутствие специального федерального закона, устанавливающего такого рода обсуждения, не позволяет придать данным обсуждениям поистине статус всенародного. Кроме того, можно назвать это единичными случаями такого обсуждения. В основном мы наблюдаем довольно частые злоупотребления властью и использование недостаточно эффективных механизмов для реализации принимаемых законов, слабую заинтересованность органов власти в получении результатов развития института правотворческой инициативы граждан.

Позитивным шагом для преодоления различного рода негативных явлений в законотворческом процессе Российской Федерации, и прежде всего как барьера для развития коррупционных проявлений во власти, мешающих эффективности законодательного процесса, можно считать создание Общественной палаты Российской Федерации, сформированной в соответствии с ФЗ «Об Общественной палате РФ» от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ). В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. Все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. По результатам общественной экспертизы составляются заключения Общественной палаты, которые в соответствии с ч.1 ст 19 носят рекомендательный характер. Однако, следует отметить, что роль Общественной палаты в публичном обсуждении проектов законов невысока. Основная часть населения, по-прежнему, не вовлечена ни в эти обсуждения законопроектов, ни в их общественную экспертизу.

Гражданская законодательная инициатива существенно повышает уровень правого сознания и правовой культуры граждан, является основой развития демократического государства и гражданского общества. Однако для повышения эффективности правотворческого процесса необходимо:

- принятие специального закона «Об общественном обсуждении проектов Федеральных законов», иных актов, в которых следует уделить особое внимание процедурам общественного обсуждения, четкого механизма реализации конституционного права граждан на непосредственное участие в процессе создания правовых норм, выражающих их волю, интересы и потребности;

- обеспечение аналитической обработки предложений и замечаний граждан и процедура их принятия при доработке проектов законов;

- формирование информационного пространства и доступа граждан к обсуждаемым законопроектам.

Таким образом, нельзя отрицать, что в Российской Федерации имеется разработанная система защиты прав и свобод человек и гражданина. Однако, по-нашему мнению, она не является идеальной и абсолютно совершенной. Наиболее серьезной проблемой остается - обеспечение реализации предоставленных прав и свобод. При этом устранение

пробелов в правовом регулировании прав человека, повышение правовой активности граждан, борьба с коррупцией помогут избрать верные пути и направления к решению значительного числа существующих проблем в исследуемой сфере.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 //Российская газета.1998.10 дек.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с послед. изм. //Российская газета. 1993. СЗ РФ. 2014. №31.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации/ Учебник / М.В.Баглай - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.

4. Киричек Е.В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - Актуальные проблемы российского права. №9, 2013. С. 1094-1100.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В _РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ_

Иванов Василий Авксентьевич

Студент 3 курса магистратуры ФГАОУВПО СВФУ им. М.К. Аммосова г. Якутск

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные этапы развития норм об уголовной ответственности за налоговые правонарушения в истории Российского уголовного права. Автор проследил возникновение и эволюцию данных норм со средневекового периода до момента принятия действующего УК РФ.

ABSTRACT

In the article the main stages of the development of the norms on criminal liability for tax offenses in the history of the Russian criminal law are examined. The author traced the emergence and evolution of these norms from the medieval period to the adoption of the current Criminal Code of the Russian Federation.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоги, история уголовного права России, уголовная ответственность.

Key words: tax crimes, taxes, history of the criminal law of Russia, criminal liability.

Историю развития уголовного законодательства в сфере налогообложения играет существенную роль в понимании их сущности.

Как справедливо отмечает, И.М. Середа, тысячелетний путь развития налогового законодательства — от личного и полуимущественного обложения до разветвленной системы федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, требует особого внимания и дальнейшего изучения [8, а39].

Большинство теоретиков [4, а15] условно выделяют три этапа формирования законодательства в области неуплаты налогов и сборов:

1) законодательство досоветского периода (до октября 1917 года);

2) советское законодательство;

3) современное законодательство России.

Современное содержание норм о налоговых

преступлениях, сформировалось благодаря продолжительной и кропотливой работе юристов на протяжении длительного промежутка времени, и как результат, эти нормы стали отвечать необходимым требованиям юридической техники.

Первый этап развития законодательства в области неуплаты налогов и сборов берет свое начало в Древней Руси. Исторические источники, дошедшие до нашего времени, не содержат фиксированной ответственности за неуплату дани. Княжеская дружина могла насильно изъять дань, и применить к неплательщикам физическую силу.

В процессе развития Древней Руси дань видоизменилась, население страны стало облагаться налогами и податями, в документах появились первые упоминания об ответственности за неуплату налогов.

В Псковской и Новгородской судных грамотах были установлены меры ответственности за неуплату налогов. Правление Ивана III также внесло свою лепту в восстановлении финансовой системы страны.

Расширение государственных границ и реформы государственного аппарата в XVII столетии привели к качественному изменению налоговой системы Русского государства, которая заключалась в увеличении налогового бремени. Такие изменения предполагали тщательный контроль за сбором налогов. В 1649 году было принято Соборное Уложение в котором закреплялись основные виды налоговых правонарушений и меры ответственности за уклонение от уплаты налогов. Согласно Уложению к основным видам наказания относились штраф и конфискация имущества, эти наказания пришли на смену телесным наказаниям. К примеру, если торговец не уплачивал дорожную пошлину, то у него конфисковали весь товар, за повторное правонарушение его заковывали в кандалы. Тем не менее, физическое наказание продолжало доминировать в системе мер ответственности за налоговые преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.