90
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Ситникова Ю.А.1
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В данной статье рассмотрена эффективность социальной помощи в России, раскрыт понятийный аспект. Выявлены объекты финансирования и виды социальной помощи, а также рассмотрен уровень развития системы социальной помощи в РФ.
Ключевые слова социальная помощь, государство, пособие, доход, закон РФ, социальная защита.
Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона, государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказа в ее назначении).
Социальной помощью являются выплаты социальных пенсий и многих видов компенсационных выплат, которые предоставляются не адресно (вне зависимости от уровня индивидуального дохода или среднедушевого дохода). Во-первых, они назначаются лицам, не приобретшим права на какую-либо трудовую пенсию, не имеющим заработка или трудового дохода (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и др.), т.е. являются для них основным источником средств существования. Во-вторых, источником их финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, их размеры соотносятся с установленной минимальной оплатой труда, а не с прежним заработком или трудовым доходом обратившегося.
В тех случаях, когда граждане не имеют средств в объеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и разнообразные компенсации), бесплатные или частично-платные (льготные) услуги (на дому, в стационаре и т.п.), натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Государственная социальная помощь направлена на поддержание уровня жизни тех категорий населения, чей среднедушевой доход по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
1 Студент 3 курса факультета «Зарубежное регионоведение».
Политические науки
91
Источник финансирования социальной помощи - это средства федерального бюджета и бюджетов других уровней, основным принципом распределения которых является принцип адресного и рационального использования средств [2].
Адресная социальная помощь может оказываться единовременно на период не менее трех месяцев. Виды этой помощи: социальное пособие, субсидия, компенсация.
Государственная социальная помощь назначается компетентным органом по социальной защите населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущего лица на основе его заявления. В нем должны указываться сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем семье имуществе на праве собственности. Эти сведения должны обследоваться комиссионно.
Государственная социальная помощь, как указано в законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства [1].
В современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. При отсутствии средств существования в объеме прожиточного минимума нуждающиеся граждане приобретают право на различные виды социальной помощи:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии);
- натуральные выдачи (топливо, одежда, обувь, медикаменты, продукты и пр.).
Независимо от индивидуального или среднедушевого дохода отдельным категориям граждан (инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и др.) предоставляется набор социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение и др.).
По Закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, по оказанию соци-альнобытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, соци-альноправовых, социально-реабилитационных, информационных и других услуг гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации [1].
При этом объем и качество оказываемых социальных услуг должны отвечать потребностям населения, что обусловливается наличием у государст-
92
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ва материальных, организационных, информационных и иных средств обеспечения этого вида социальной помощи. Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности и включать в себя помощь на дому и в стационарных условиях, организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания и патронажа, предоставление временного приюта, консультативные, социально-терапевтические, коррекционные, обучающие услуги, помощь в решении внутрисемейных проблем, в реабилитации детей-инвалидов.
Согласно вышеназванному закону, социальное обслуживание в России строится на принципах доступности социальных услуг, справедливости, приемлемости и законности их предоставления, эффективности и экономичности, солидарности с клиентом. Однако гарантии их соблюдения не всегда четко оговорены в федеральных законах и подзаконных актах.
Социальная практика в современной России показывает, что наиболее распространенными и признанными услугами по-прежнему остаются выдача пособий, материальная и вещевая помощь. Граждане также ощущают потребность в улучшении жилищных условий, получении медицинской помощи, однако предоставление иных институционализированных услуг, таких как оказание педагогической, юридической, психологической поддержки и пр., не осознается ими как необходимость. В целях благоприятного развития социальной сферы требуется опережающее предложение разнообразных социальных услуг и широкое распространение информации о них в обществе.
Несмотря на то, что определенный уровень развития системы социального обслуживания в российском обществе достигнут, его нельзя признать достаточным. Совершенствование этой системы должно базироваться на применении инновационных социальных технологий, адаптации к российской практике видов и форм работы, успешно используемых за рубежом, развитии социального партнерства граждан и социальных служб и т.д. От структурной полноты и завершенности системы деятельности учреждений социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования зависит и эффективность социальной защиты населения в целом.
Список литературы:
1. Кукушина В.В. Социальная защита населения: опыт организационно -административной работы. - Изд. 4-е. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004 - 400 с.
2. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная газета».