Научная статья на тему 'О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России'

О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8722
1144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / МАЛОИМУЩИЕ СЕМЬИ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ЕГО СУБИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шайхатдинов Владимир Шамильевич

Анализируются нормы законодательства Российской Федерации и некоторых субъектов РФ, посвященные государственной социальной помощи. Рассмотрены вопросы определения понятия государственной социальной помощи, ее целей, правового статуса субъектов соответствующих правоотношений, состава правового института государственной социальной помощи. Выявляются недостатки действующего законодательства и обосновываются предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России»



О СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Шайхатдинов Владимир Шамильевич

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Анализируются нормы законодательства Российской Федерации и некоторых субъектов РФ, посвященные государственной социальной помощи. Рассмотрены вопросы определения понятия государственной социальной помощи, ее целей, правового статуса субъектов соответствующих правоотношений, состава правового института государственной социальной помощи. Выявляются недостатки действующего законодательства и обосновываются предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: государственная социальная помощь, прожиточный минимум; малоимущие семьи, правовой институт государственной социальной помощи и его субинституты

ON THE CURRENT LEGAL PROBLEMS OF STATE SOCIAL ASSISTANCE IN RUSSIA

Shaihatdinov Vladimir

Urals State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

The author examines the rules of the RF legislation and legislation of its constituent entities related to state social assistance. He addresses the problem of defining its concept, aims, a legal status of subjects of relevant relations, and elements of state social assistance as a legal institution. A number of shortcomings of the current legislation and possible ways of its improvement are pointed out.

Key words: state social assistance, subsistence level, low income families, legal institution of state social assistance and its subinstitutions

Вопросы государственной социальной помощи в современный период развития России имеют большое значение. По данным СМИ, в первой половине 2015 г. за чертой бедности в стране оказались 21,7 млн человек1.

В первую очередь обратимся к вопросу об определении понятия государственной социальной помощи. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - ФЗ № 178)2 государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Упоминание в этом определении иных категорий граждан нарушает целостность такой экономической, социальной и правовой категории, как государственная социальная помощь, которая предназначена лишь для малоимущих семей и отдельных лиц.

1 Зыкова Т. Татьяна Голикова выставила счет // Рос. газ. 2015. 5 нояб.

2 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Исходя из положений ФЗ № 178 к иным категориям граждан относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и др. (ст. 61). Однако в отношении этих лиц речь следует вести не о государственной социальной помощи, а о социальной поддержке как самостоятельном блоке видов социального обеспечения. Такой вывод вытекает из содержания федеральных законов от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»1 и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2. Согласно этим законам инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату и ряд других мер социальной поддержки. Последняя полагается также реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам некоторых других категорий. При этом предоставление им мер социальной поддержки не ставится в зависимость от их материального положения.

Таким образом, законодатель не принял во внимание, что набор социальных услуг - это не вид государственной социальной помощи, а меры социальной поддержки, предусмотренные не для малообеспеченных граждан, а для ветеранов, инвалидов, других категорий граждан, которым они предоставляются без учета их материального положения. В результате оказались дезориентированы как федеральные органы исполнительной власти, так и органы государственной власти субъектов РФ. Например, Минздравсоцразвития РФ вынес приказы от 16 ноября 2004 г. № 195 «О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи»3 и от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»4 (утратил силу). В этих приказах, несмотря на их наименование, речь идет не о государственной социальной помощи, а о мерах социальной поддержки.

Более серьезный ущерб нанесен законодательству субъектов РФ. Так, 29 октября 2007 г. в Свердловской области принят Закон № 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам»5. Как видно, здесь не учитывается, что реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, имеют право не на государственную социальную помощь, а на социальную поддержку6. Согласно ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 27 декабря 2013 г. № 108-оз «О государственной социальной помощи в Ленинградской области»7 право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко

1 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 161.

2 Там же. 1995. № 48. Ст. 4563.

3 Рос. газ. 2004. 24 дек.

4 Там же. 2006. 3 окт.

5 Областная газ. 2007. 31 окт.

6 Подробнее см.: Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 14 и след.

7 СПС «КонсультантПлюс».

приживающие граждане, а также реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, признанные малоимущими. Налицо грубая ошибка.

Таким образом, необходимо в срочном порядке изъять из ФЗ № 178 гл. 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг» и поместить ее нормы в федеральные законы, посвященные вопросам социальной поддержки («О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.). В дальнейшем же, на наш взгляд, следовало бы разработать и принять единый Федеральный закон «О социальной поддержке некоторых категорий граждан в Российской Федерации».

В свете изложенного выше нельзя согласиться с теми авторами, которые выделяют два вида государственной социальной помощи: 1) помощь в виде набора социальных услуг; 2) помощь малоимущим семьям и отдельно проживающим гражданам1.

Весьма важен и вопрос о целях государственной социальной помощи. Они перечислены в ст. 3 ФЗ № 178: а) поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; б) адресное использование бюджетных средств; в) усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; г) создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; д) снижение уровня социального неравенства; е) повышение доходов населения. Представляется, что все эти цели носят общий характер и подходят как для социального обеспечения в целом, так и для отдельных его блоков (социальная поддержка, социальное обслуживание и др.).

С нашей точки зрения, основная цель государственной социальной помощи - довести доходы малообеспеченных граждан до прожиточного минимума и обеспечить удовлетворение их основных потребностей. Следовательно, необходимо изменить формулировку ст. 11 ФЗ № 178 «Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств субъекта Российской Федерации». Вместо положения о том, что размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, следует указать, что государственная социальная помощь предоставляется малообеспеченным граждан в размере разницы между прожиточным минимумом в субъекте Российской Федерации и доходом малообеспеченного гражданина.

В противном случае малообеспеченным семьям и одиноким гражданам, кроме пенсионеров, не будет гарантирован прожиточный минимум, что имеет место в настоящее время в большинстве субъектов РФ. Исключение - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где принят Закон от 24 декабря 2007 г. № 197-оз (в ред. от 27 сентября 2015 г.) «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»2. Прежде всего в данном Законе речь идет лишь о малоимущих семьях и отдельных гражданах. Оговорено, что обеспечение реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, осуществляется в виде мер социальной поддержки,

1 Челнокова Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: науч.-практ. пособие. М., 2009. С. 104; Дергачева Т. В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Кухаренко Т. А., Гури-на О. А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный). 2013 // СПС «КонсультантПлюс».

2 СПС «КонсультантПлюс».

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа (п. 2 ст. 3). Кроме того, Закон предусматривает размер государственной социальной помощи в виде разницы между величиной прожиточного минимума в данном субъекте РФ и доходом семьи (гражданина) (ст. 4). Однако Закон ХМАО -Югры имеет и недостатки. Во-первых, согласно ему государственная социальная помощь предоставляется лишь в виде денежной выплаты (социального пособия), что противоречит ст. 12 ФЗ № 178. Во-вторых, определены максимальные сроки выплаты социального пособия (ст. 5), однако не указано, за счет каких источников малоимущие семьи и граждане должны удовлетворять свои потребности, не получая социальное пособие. В-третьих, в Законе предусмотрен ряд выплат, которые по своей природе являются мерами социальной поддержки (ст. 6-7).

Уточнения требует и вопрос о видах государственной социальной помощи. Исходя из содержания ст. 1, 12, 121 ФЗ № 178 к ним относятся денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и др.), натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.), а также социальная доплата к пенсии. Особняком стоит государственная социальная помощь на основании социального контракта (ст. 81 ФЗ № 178). Отдельные авторы к видам государственной социальной помощи причисляют: компенсационные выплаты учащимся гражданам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; неработающим женам граждан рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; материнский (семейный) капитал; компенсационные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет1.

Перечисленные виды социального обеспечения предоставляются при отсутствии требований о признании соответствующих граждан (семей) малоимущими, а значит, не могут считаться видами государственной социальной помощи. К видам последней не следует относить и налоговые льготы, бесплатную юридическую помощь, льготы в сфере образования (как это делает Д. Муратова2), а также выплаты студентам из малообеспеченных семей3. В этих случаях правоотношения выходят за рамки социальной защиты населения. В то же время существуют выплаты, которые по условиям их предоставления следовало бы отнести к государственной социальной помощи. Речь идет о пособии, которое в силу ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»4 называлось «ежемесячное пособие на ребенка», а с 1 января 2016 г. именуется «пособие на ребенка»5.

1 Благодир А. Л. К вопросу о месте норм о государственной социальной помощи в системе Особенной части права социального обеспечения // Вестн. ВятГГУ. 2011. № 3. С. 85.

2 Муратова Д. Льготы и пособия для малоимущих семей. 2012 // СПС «КонсультантПлюс».

3 Менкенов А. В. Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов 2012 // Социальное и пенсионное право. 2014. № 4.

4 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

5 Статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (Рос. газ. 2015. 31 дек.).

Отметим еще некоторые недостатки законодательства о государственной социальной помощи.

Так, в ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 134)1 в числе членов семьи не названы супруги. Кроме того, ст. 6 данного Закона озаглавлена «Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации», тогда как речь в ней следует вести не о социальной поддержке, а о государственной социальной помощи. К тому же согласно ст. 3 ФЗ № 178 одной из целей оказания государственной социальной помощи является усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан. Но в преамбуле ФЗ № 178 указывается, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки.

Далее. В ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»2 среди сведений, которые указывает гражданин в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, отсутствуют данные о лицах, состоящих в супружеских отношениях. В ст. 13 Закона супруги упоминаются, но они считаются лицами, состоящими в родстве и (или) свойстве.

Наконец, как указано в ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, фиксирующих указанное право. Что касается дополнительных мер социальной поддержки, то здесь возражений нет. Другое дело - меры социальной помощи. Если имеется в виду государственная социальная помощь, то она не относится к вопросам местного самоуправления и органы местного самоуправления могут осуществлять ее лишь в случае наделения их соответствующим правом органами государственной власти субъектов РФ. А такого вида социального обеспечения, как социальная помощь, российское законодательство не предусматривает.

Перечисленные недостатки подтверждают вывод о необходимости подготовки и принятия единого федерального закона о государственной социальной помощи с включением в него положений действующих ныне федеральных законов «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и с учетом недостатков этих нормативных актов.

Следует обратиться и к вопросу о составе правового института государственной социальной помощи. В него входят группы норм как общего, так и специального характера, которые образуют соответствующие субинституты. К нормам общего характера относятся нормы о понятии государственной социальной помощи, ее целях

1 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

2 Там же. 2003. № 14. Ст. 1257.

3 Там же. 2003. № 40. Ст. 3822.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

и видах, полномочиях федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере (общий субинститут), а также о получателях государственной социальной помощи и условиях ее предоставления (субинститут права на государственную социальную помощь), об обращении за государственной социальной помощью (субинститут обращения за государственной социальной помощью), о порядке назначения государственной социальной помощи (субинститут назначения государственной социальной помощи), о прекращении оказания государственной социальной помощи (субинститут прекращения оказания государственной социальной помощи).

Нормы, образующие перечисленные субинституты, нашли закрепление в соответствующих федеральных законах, подзаконных актах федерального уровня, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ: нормы, посвященные общему субинституту, - в ст. 1, 3, 4, 5 и 12 ФЗ № 178; субинституту права на государственную социальную помощь - в ст.7 ФЗ № 178, а также ст. 6, 14 ФЗ № 134; субинституту обращения за государственной социальной помощью - в ст.8 ФЗ № 178; субинституту назначения государственной социальной помощи - в ст. 8, 9 ФЗ № 178, а также статьях Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»; субинституту прекращения оказания государственной социальной помощи - в ст. 10 ФЗ № 178. К субинститутам общего характера следует отнести также субинститут социальной доплаты к пенсии (ст. 121 ФЗ № 178) и субинститут государственной социальной помощи на основании социального контракта (ст. 1 и 81 ФЗ № 178).

Субинституты специального характера включают в себя правовые нормы, которые регулируют условия и порядок предоставления государственной социальной помощи.

Отдельно рассмотрим вопрос о месте правовых норм о единой государственной информационной системе социального обеспечения, которые содержатся в ст. 69-611 гл. 21 ФЗ № 178 (введена Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388). Эта система предназначена для формирования и ведения классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. Положения, касающиеся применения единой государственной информационной системы, вступают в силу 1 января 2018 г.

Представляется, что правовые нормы о единой государственной информационной системе выходят за пределы действия ФЗ № 178. Их целесообразно поместить либо в Социальный кодекс РФ, который только предстоит разработать, либо в Федеральный закон «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации», который также должен быть разработан и вступить в силу до принятия Социального кодекса РФ. Если же оставлять упомянутые положения в составе правового института государственной социальной помощи, то их нужно рассматривать как входящие в субинститут специального характера.

Библиография

Благодир А. Л. К вопросу о месте норм о государственной социальной помощи в системе Особенной части права социального обеспечения // Вестн. ВятГГУ. 2011. № 3.

Дергачева Т. В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Зыкова Т. Татьяна Голикова выставила счет // Рос. газ. 2015. 5 нояб.

Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.

Кухаренко Т. А., Гурина О. А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный). 2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Менкенов А. В. Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов 2012 // Социальное и пенсионное право. 2014. № 4.

Муратова Д. Льготы и пособия для малоимущих семей. 2012 // СПС «КонсультантПлюс».

О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 161.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости: Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-Ф3 // Рос. газ. 2015. 31 дек.

О государственной социальной помощи в Ленинградской области: Областной закон Ленинградской области от 27 декабря 2013 г. № 108-оз // СПС «КонсультантПлюс».

О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 г. № 197-оз (в ред. от 27 сентября 2015 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи: приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 г. № 195 // Рос. газ. 2004. 24 дек.

О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1257.

О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам: Закон Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 126-ОЗ // Областная газ. 2007. 31 окт.

Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи: приказ Мин-здравсоцразвития от 18 сентября 2006 г. № 665 // Рос. газ. 2006. 3 окт.

Челнокова Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: науч.-практ. пособие. М., 2009.

Bibliography

Blagodir A. L. K voprosu o meste norm o gosudarstvennoj social'noj pomoshhi v sisteme Osobennoj cha-sti prava social'nogo obespecheniya // Vestn. VyatGGU. 2011. № 3.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Chelnokova G. B. Social'noe zakonodatel'stvo, napravlennoe na zashhitu ot bednosti v Rossii: nauch.-prakt. posobie. M., 2009.

Dergacheva T. V. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj social'noj pomoshhi (federal'nyj i regio-nal'nyj aspekty): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

Kozhevnikov D. E. Gosudarstvennaya social'naya pomoshh' maloimushhim grazhdanam: pravovye vo-prosy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2010.

Kuxarenko T. A., Gurina O. A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 17 iyulya 1999 g. № 178-FZ «O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi» (postatejnyj). 2013 // SPS «Konsul'tantPlyus».

Menkenov A. V. Pravovye problemy okazaniya gosudarstvennoj social'noj pomoshhi studentam ochnoj formy obucheniya gosudarstvennyx vuzov 2012 // Social'noe i pensionnoe pravo. 2014. № 4.

Muratova D. L'goty i posobiya dlya maloimushhix semej. 2012 // SPS «Konsul'tantPlyus».

O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi i dopolnitel'nyx merax social'noj pomoshhi naseleniyu Xan-ty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry: Zakon Xanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry ot 24 dekabrya 2007 g. № 197-oz (v red. ot 27 sentyabrya 2015 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi v Leningradskoj oblasti: Oblastnoj zakon Leningradskoj obla-sti ot 27 dekabrya 2013 g. № 108-oz // SPS «Konsul'tantPlyus».

O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi: Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 1999 g. № 178-FZ // SZ RF. 1999. № 29. St. 3699.

O gosudarstvennyx posobiyax grazhdanam, imeyushhim detej: Federal'nyj zakon ot 19 maya 1995 g. № 81-FZ // SZ RF. 1995. № 21. St. 1929.

O poryadke ucheta doxodov i rascheta srednedushevogo doxoda sem'i i doxoda odinoko prozhi-vayushhego grazhdanina dlya priznaniya ix maloimushhimi i okazaniya im gosudarstvennoj social'noj pomoshhi: Federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2003 g. № 44-FZ // SZ RF. 2003. № 14. St. 1257.

O Poryadke vedeniya Federal'nogo registra lic, imeyushhix pravo na poluchenie gosudarstvennoj social'noj pomoshhi: prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 16 noyabrya 2004 g. № 195 // Ros. gaz. 2004. 24 dek.

O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24 oktyabrya 1997 g. № 134-FZ // SZ RF. 1997. № 43. St. 4904.

O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24 noyabrya 1995 g. № 181-FZ // SZ RF. 1995. № 48. St. 4563.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O veteranax: Federal'nyj zakon ot 12 yanvarya 1995 g. № 5-FZ // SZ RF. 2000. № 2. St. 161.

O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ucheta i sover-shenstvovaniya predostavleniya mer social'noj podderzhki isxodya iz obyazannosti soblyudeniya principa adresnosti i primeneniya kriteriev nuzhdaemosti: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2015 g. № 388-FZ // Ros. gaz. 2015. 31 dek.

Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ // SZ RF. 2003. № 40. St. 3822.

Ob okazanii v Sverdlovskoj oblasti gosudarstvennoj social'noj pomoshhi maloimushhim sem'yam, maloimushhim odinoko prozhivayushhim grazhdanam, reabilitirovannym licam i licam, priznannym po-stradavshimi ot politicheskix repressij, i inym kategoriyam grazhdan i predostavlenii social'nyx garan-tij maloimushhim sem'yam, maloimushhim odinoko prozhivayushhim grazhdanam: Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 29 oktyabrya 2007 g. № 126-OZ // Oblastnaya gaz. 2007. 31 okt.

Ob utverzhdenii Perechnya lekarstvennyx sredstv, otpuskaemyx po receptam vracha (fel'dshera) pri okazanii dopolnitel'noj besplatnoj medicinskoj pomoshhi otdel'nym kategoriyam grazhdan, imeyushhim pravo na poluchenie gosudarstvennoj social'noj pomoshhi: prikaz Minzdravsocrazvitiya ot 18 sentyabrya 2006 g. № 665 // Ros. gaz. 2006. 3 okt.

Zykova T. Tat'yana Golikova vystavila schet // Ros. gaz. 2015. 5 noyab.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.