Научная статья на тему 'Правовые аспекты предоставления государственной социальной помощи в форме социального контракта малообеспеченным гражданам'

Правовые аспекты предоставления государственной социальной помощи в форме социального контракта малообеспеченным гражданам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2140
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полибин Александр Александрович, Скороходова Ирина Викторовна

В статье дана характеристика государственной социальной помощи в форме социального контракта как вида адресной социальной помощи, представлен краткий обзор законодательства, на основании которого реализуется данный вид государственной социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полибин Александр Александрович, Скороходова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты предоставления государственной социальной помощи в форме социального контракта малообеспеченным гражданам»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Полибин Александр Александрович

магистрант кафедры социальной работы ФГБУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ Скороходова Ирина Викторовна магистрант кафедры социальной работы ФГБУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ ГРАЖДАНАМ

Аннотация

В статье дана характеристика государственной социальной помощи в форме социального контракта как вида адресной социальной помощи, представлен краткий обзор законодательства, на основании которого реализуется данный вид государственной социальной помощи.

Ключевые слова

Государственная социальная помощь, социальный контракт, программа социальной адаптации, социальная помощь, прожиточный минимум.

В настоящее время происходит увеличение количества граждан Российской Федерации, находящихся за чертой бедности. В связи с этим у малоимущих граждан возникает потребность в поддержке со стороны государства, которая является неотъемлемой функцией государства. Выполняя данную функцию, решая проблемы бедности, государство озабочено тем, чтобы не формировались позиции иждивенчества у населения. Социальный контракт как новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению была введена в 2010 году для укрепления уровня социальной защищенности малоимущих граждан, а также для повышения качества их жизни путем активизации адаптивных возможностей.

Государственная социальная помощь в форме социального контракта заключается в том, что в обмен на социальную помощь, которая представляется в виде денежных средств, социальных услуг или натуральной помощи у получаемых помощь семей или граждан возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию [5, с. 350].

Нормативно-правовая база реализации социального контракта как вида адресной социальной помощи в Российской Федерации представлена нормативно-правовыми документами федерального, регионального уровня.

В Федеральном законе РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» даны определения основных понятий, касающихся государственной социальной помощи, рассмотрены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в этой области, утвержден федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с данным законодательным актом, социальным контрактом признается соглашение между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) гражданина, в соответствии с которым, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин, в свою очередь, обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - это разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий [1 ].

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьями и малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Федеральный закон РФ от 24.10.1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в РФ» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан России. Статья 4 закона определяет обязанность Правительства РФ ежеквартально устанавливать величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по России. Семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (-им) и имеет право на получение социальной поддержки [4].

Перечень всех видов доходов малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода для оказания им государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» [2].

Определение состава семьи, а также учет доходов семьи (одиноко проживающего гражданина) и расчет среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) для определения права на получение социальной помощи на основании социального контракта осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [3].

На основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в целях стимулирования отдельных категорий семей с детьми к активным действиям по преодолению ими трудной жизненной ситуации, оказания помощи малоимущим гражданам субъектами Российской Федерации была разработана собственная нормативно-правовая база реализации социального контракта как нового вида адресной социальной помощи. В региональном законодательстве уточнены категории получателей адресной социальной помощи на основе социального контракта: малообеспеченная семья (Краснодарский край, Ростовская область) малообеспеченная семья с детьми (Кировская область, Республика Башкортостан), малоимущие одиноко проживающие граждане (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан) и пр. В связи с тем, что каждый субъект Российской Федерации сам устанавливает размер социальной помощи на условиях социального контракта, мы видим различия в размере пособия, предоставляемого малоимущим гражданам - от 15 до 50 тысяч рублей.

Кроме того, при предоставлении адресной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется межведомственное информационное взаимодействие с органами, реализовывающими пенсионное обеспечение; налоговыми органами; органами службы занятости и т. п.

Таким образом, необходимость перехода на новые технологии оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, обладающим, тем не менее, трудовым или имущественным потенциалом, осознается сегодня на всех уровнях принятия решений. Проведённый анализ законодательства о государственной социальной помощи в форме социального контракта позволил сделать следующие выводы: нормативно-правовая база реализации социального контракта как вида адресной социальной помощи субъектов Российской Федерации основана на принятии федеральных законов; в субъектах Российской Федерации формулировки, которые даются в определениях социальному контракту не имеют существенных различий; в разных регионах программа социальной адаптации включает различные друг от друга мероприятия, которые способствуют семье или гражданину выходу из трудной жизненной ситуации.

Список использованной литературы:

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] ; Федер. закон Рос. Федерации от 25.12.2012 г. № 258-ФЗ // Консультант-Плюс : [справочно-правовая система]. - [М., 2016]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_139763/

2. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс] :

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 2410-700Х

Постановление Правительства Рос. Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2016]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/186248/

3. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2016]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/185716/

4. О прожиточном минимуме в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 24.10.1997 г. № 134-Ф3 // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2016]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/12116864/

5. Еремина О. А. Социальный контракт как новый вид адресной социальной помощи / О. А. Еремина, А. С. Палибина // Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. - М. : Издательство «Олимп», 2016. - С. 350-353.

© Полибин А. А., Скороходова И. В., 2016

УДК 364.6

Пьянзина Оксана Валерьевна

магистрант кафедры социальной работы ФГБУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ Богачева Наталья Юрьевна магистрант кафедры социальной работы ФГБУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Аннотация

В статье дан анализ социальной политики, рассмотрен механизм реализации целей социальной политики через предоставление социальных гарантий населению. Отдельно выделены основные виды социальных гарантий.

Ключевые слова

Социальная политика, социальные гарантии, минимальные социальные стандарты, социальное обслуживание, социальная помощь, права гражданина

Социальная политика достаточно многообразное понятие. В самом общем виде она представляет собой проводимую государством и его структурами систему мер, направленных на достижение целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни граждан и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе [2, с. 6]. Единой целью социальной политики следует назвать повышение уровня благосостояния населения, снижение бедности и социальной напряженности в обществе. Вместе с тем к целям социальной политики можно отнести следующие положения:

- максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

- формирование трудового потенциала, отвечающего требованиям рыночной экономики;

- создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих интересов и потребностей [2, с. 24].

Одним из механизмов реализации социальной политики является обеспечение социальных обязательств и гарантий со стороны государства. Основной перечень обязательств содержится в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.