УДК 364.04 ББК 65.272
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
О. М. Кирилюк
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А
Тема исследования является очень актуальной и социально значимой, так как в настоящее время в нашей стране имеется большое число незащищенных слоев населения: малоимущие семьи, многодетные,
неполные, семьи с детьми-инвалидами, пожилые, одинокие пожилые, ветераны, инвалиды, лица без определенного места жительства и многие другие, которым необходима помощь разного рода и вида в зависимости от конкретной трудной жизненной ситуации, в которой оказался гражданин.
Рассмотрим социальную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на примере консультативного отделения филиала «Надежда» Г осударственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Калининского района Санкт-Петербурга.
Государственное (муниципальное) учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Калининского района Санкт-Петербурга был открыт более 20 лет назад, консультационное отделение филиала «Надежда» функционирует с 2006 года.
Консультативное отделение создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи с чем оно осуществляет:
- консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;
- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;
- оказание психологической помощи, в том числе экстренной по «телефону доверия»;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства инвалидов.
В консультативное отделение может обратиться любой гражданин, фактически проживающий на территории Калининского района, либо ранее зарегистрированный в нем, либо зарегистрированный в настоящее время. Обращение граждан в консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме. Отделение оказывает анонимную помощь по телефону в виде справок по тому или иному вопросу: жилищные вопросы (субсидии, компенсации); денежные выплаты и пособия; вопросы по оказанию материальной и государственной социальной помощи; вопросы,
касающиеся социальных новшеств, например, о порядке предоставления «тревожной кнопки», сиделки для тяжело больных, одиноких инвалидов и пенсионеров; консультации по вопросам, связанным с памятными датами и получением, например, медали блокадниками и участниками войны, выдача подарков труженикам тыла и др.
Самый обширный контингент людей, которые обращаются в отделение, - это малоимущие или граждане, находящиеся за чертой бедности, - пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, лица БОМЖ и др., указанные в табл. 1.
Таблица 1
Контингент, которому оказывается социальная помощь в консультативном
отделении
Категории клиентов социальной службы Контингент, которому оказывается помощь в отделении
Одинокие инвалиды Одинокие и одинокопроживающие инвалиды в возрасте 18 лет и старше
Одинокие Одинокие и одинокопроживающие граждане пенсионного возраста
Семьи с инвалидами Семьи, в составе которых есть инвалиды в возрасте с 18 лет и старше
Семья с ребенком-инвалидом Семьи, в составе которых есть дети-инвалиды в возрасте до 18 лет
Многодетные семьи Семьи с 3-мя и более детьми в возрасте до 18 лет
Неполные семьи Семья с ребенком (детьми) в возрасте до 18 лет, в которой нет одного из родителей (матери или отца)
Малоимущие семьи Семья, в составе которой нет инвалидов
Одинокие, одинокопроживающие граждане с 14 лет до пенсионного возраста, не являющиеся инвалидами
БОМЖ Граждане БОМЖ
Безработные Граждане непенсионного возраста, не имеющие уважительных причин отсутствия трудовой занятости
Оказание материальной помощи жителям Калининского района
консультативным отделом
Уже четвертый год органы социальной защиты населения оказывают услугу по подтверждению права граждан на проведение бесплатного зубопротезирования. В 2009 году 3116 гражданам выданы направления на бесплатное зубопротезирования.
В 2009 году 11568 гражданам были назначены доплаты до величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, общее количество получателей социальных выплат в районе составило 28669 человека.
За 2009 год отделом выдано 16552 различных документов, подтверждающих право граждан на меры социальной поддержки (в 2008 было выдано - 15563, в 2007 - 15750). Кроме того, за 2009 год 13037 гражданам подтверждено право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (в 2008 г. по данному вопросу обратилось 12326 чел., в 2007 - 10420).
В качестве мер социальной поддержки в 2009 году специалистами отдела назначено:
- 362 компенсации за жилье и коммунальные услуги членам семей погибших военнослужащих (в 2008 - 246, в 2007 - 152);
- 20 ежемесячных компенсационных выплат лицам, подвергшимся политическим репрессиям (в 2008 - 42, в 2007 - 81);
- 389 ежемесячных и ежегодных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий и катастроф (в 2008 - 509, в 2007 - 397);
- 45 компенсаций страховых премий ОСАГО (в 2008 - 75, в 2007 - 105). Отделом активно проводится работа по обеспечению инвалидов
дополнительными техническими средствами реабилитации, а неинвалидов -техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. В 2009 году инвалидам выдано 931 направление на получение дополнительных технических средств реабилитации, 931 направление неинвалидам на получение технических средств реабилитации, назначены 62 компенсации за самостоятельно приобретенные гражданами протезноортопедические изделия.
В 2009 году специалистами отдела оформлено 111 дел для определения граждан в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Санкт-Петербурга (в 2008 - 131, в 2007 - 111).
В 2009 году в Отдел социальной защиты населения обратилось 494 гражданина с заявлениями о предоставлении путевок на отдых в пансионат «Красная звезда». Комитетом по социальной политике правительства Санкт-Петербурга на район выделено 227 путевок на отдых в пансионат «Красная звезда» (что составляет 45% от потребности) и 250 путевок в санатории Ленинградской области.
По вопросу предоставления дачных помещений на сезон 2009- 2010 гг. в отдел обратился 281 гражданин льготной категории. В соответствии с адресной программой, утвержденной Комитетом по социальной политике, удалось предоставить дачи только 152 жителям района (в 2008 обратилось 295 человек, дачи предоставлены 155; в 2007 году обратилось 279 человек, дачи предоставлены 170). Таким образом, в 2007 обеспечен 61%, в 2008 -53%, а в 2009 году - 54% от количества поданных заявлений. В июне-июле 2009 года проведены проверки заселения и использования 107 дачных помещений в поселках Солнечное-2, Солнечное-3 и Комарово.
Начиная с 2008 года отделом осуществляется постановка на учет граждан, нуждающихся в замене газового оборудования и электрических плит. В 2009 году принято 2089 заявлений для замены газового оборудования и электрических плит (в 2008 - 2485 заявлений), в том числе 993 заявления от
ветеранов Великой Отечественной войны. Все адреса ветеранов войны включены Жилищным комитетом в адресную программу на 2010 год. Другие категории граждан в эту адресную программу не включены в связи с недостаточным финансированием, предусмотренным на эти цели бюджетом Санкт-Петербурга.
Взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента
консультативного отделения
Когда гражданин приходит в первый раз подавать заявление на материальную или государственную помощь, на продуктовый набор, он приносит с собой набор документов, которые нужны для того, чтобы оформить его заявление или завести дело: это форма № 9, трудовые книжки всех членов семьи, справка о раздельном хозяйстве с проживающими с ним членами семьи, другие документы, которые подтверждают трудную жизненную ситуацию.
Цель оказания материальной помощи или причина возникновения трудной жизненной ситуации:
1) необходимость приобретения предметов первой необходимости (или затраты на вышеуказанное);
2) необходимость приобретения лекарственных препаратов (или затраты на вышеуказанное);
3) необходимость медицинского обследования (или затраты на вышеуказанное);
4) необходимость лечения (можно указать какое) (или затраты на вышеуказанное);
5) необходимость приобретения сантехнического оборудования (или затраты на вышеуказанное) ;
6) необходимость оплаты работ по замене труб (или затраты на вышеуказанное);
7) затраты на похороны родственников (указать, кем приходится заявителю)
8) для выхода из трудной жизненной ситуации (обязательно указать жизненную ситуацию).
При оказании материальной помощи не только для заявителя обязательно указываются все, для кого оказывается материальная помощь (муж, жена, дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра).
Следует отметить, что специалист по социальной работе не может отказать в приеме заявления никому, но может разъяснить любому гражданину, на что он в конкретном случае имеет право. Отказать или назначить материальную помощь может только специально созданная для этого комиссия при администрации Калининского района, которая решает, кому и в каком объеме оказать помощь.
Деньги на материальную и государственную помощь выделяет бюджет Санкт-Петербурга, который строго регламентирован и утвержден на год. Многие граждане, зная о такой социальной услуге, пользуются ею довольно
часто. Государственная помощь может предоставляться каждый месяц, пока доходы гражданина не превысят прожиточный минимум, материальная помощь оказывается раз в квартал (раз в три месяца).
Специалист по социальной работе, работая в консультативном отделении, выполняет роль не просто специалиста, который принимает документы и помогает заполнить заявление для оказания материальной или иной помощи, но также исполняет роль психолога и активного слушателя, который сопереживает проблемам клиента и всегда готов выслушать, дать совет или консультацию о том, куда бы мог обратиться гражданин для решения вопросов, не связанных с оказанием материальной помощи.
Анализ материалов (данных документов), с которыми работает специалист по социальной работе
Среди первоочередных шагов, направленных на решение проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, важное место принадлежит информационному обеспечению государственной политики социальной защиты населения, которое позволяет определить количество таких граждан, выявить их потребности.
Для того чтобы понятнее и нагляднее описать работу специалиста по социальной работе консультативного отделения и показать, насколько важны и, главное, нужны такая работа и такое отделение, в нашей статье анализируются данные по работе с клиентами консультативного отделения.
Общий объем изучаемой совокупности составил 129 граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и обратившихся в консультативное отделение.
База исследования - консультативное отделение филиала «Надежда» Государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Калининского района города Санкт-Петербурга.
Объект исследования - граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и обратившиеся за помощью в отделение.
Нами были проанализированы данные, содержащие следующие показатели: пол, льготная категория, состав семьи, цель обращения.
Среди граждан, обратившихся за помощью в консультативное отделение, 66 женщин (51 %) и 63 мужчины (49 %).
Согласно льготным категориям, граждане распределились следующим образом: инвалиды 1 гр. - 23 %, инвалиды 2 гр. - 34 %, инвалиды 3 гр. - 11 %, ветераны труда - 11 %, жители блокадного Ленинграда - 5 %, одинокие матери - 4 %, одинокие отцы - 2 %, матери ребенка - инвалида детства - 5 %, многодетные родители - 5 %. Как можно видеть, подавляющее число граждан, обратившихся в отделение, это инвалиды 1, 2, 3 групп, а также ветераны труда.
Дальнейший анализ показателей по составу семьи клиента консультативного отделения установил следующую ситуацию: одинокие инвалиды - 43 %, семьи с инвалидами - 19 %, семьи с ребенком-инвалидом -8 %, многодетные семьи - 5 %, неполные семьи - 5 %, лица БОМЖ - 5 %,
малоимущие (в составе нет инвалида) - 10 %, безработные - 5 %. Таким образом, данные показывают, что за социальной помощью в основном обращаются одинокие граждане-инвалиды, которые не могут самостоятельно решать свои проблемы, обеспечивать себя необходимыми товарами и услугами, а также семьи с инвалидами и малоимущие.
Клиенты консультативного отделения - это люди, которые имеют низкий уровень дохода, не позволяющий им вести полноценную жизнь. Поэтому граждане, которые осведомлены о деятельности и функционировании данного отделения и услуг, пользуются ими, но, как показывает практика, уровень выплачиваемой материальной помощи их не всегда устраивает. Существуют определенные денежные рамки, в которых заявитель получает компенсацию затраченных средств, но эта компенсация составляет меньше 50 % от всей затраченной суммы. Какая именно сумма будет выплачена, решается комиссией.
Вышеприведенные сведения были дополнены информацией о цели обращения граждан в консультативное отделение. Выявилась следующая ситуация: предметы первой необходимости - 16 %, затраты на лекарства и лечение - 27 %, затраты на медицинское обследование - 11 %, затраты на сантехнику - 15 %, затраты на похороны - 3 %, для выхода из трудной жизненной ситуации - 28 %. Как видно, в большинстве случаев граждане обращаются за помощью для выхода из трудной жизненной ситуации, на затраты на лекарства и лечение и предметы первой необходимости.
Под трудной жизненной ситуацией граждане, обратившиеся в консультативное отделение, понимают, как правило, необходимость: приобретения холодильника - 8 %, телевизора - 16 %, приобретение спального места - 16 %, демисезонной одежды и обуви - 41 %, стиральной машины - 5 %, замены оконных рам - 3 %, приобретения шкафа - 11 %.
На основе данных, изложенных выше, можно заключить, что граждане, которые обращаются в отделение за помощью, действительно нуждаются в ней. Проблемы у многих малоимущих семей одинаковые: им требуется одежда для каждого сезона, мебель или бытовая техника взамен вышедшей из строя. Очень много средств пенсионеры и инвалиды, например, тратят на лекарства и медицинское обследование. Как правило, социальный пакет, от которого многие пенсионеры отказываются, недостаточен, или в списке предоставляемых лекарств нет необходимых, и пенсионеру приходится тратить большую часть пенсии на лекарства. Многодетные семьи сталкиваются с несколько иными проблемами: нехватка жилой площади -нет спального места у каждого ребенка (дети разнополые), своего стола, за которым он мог бы делать уроки, а низкое материальное положение обосновывается тем, что мама или, реже, папа, очень долгое время сидит дома с малолетними детьми, берет отпуск по уходу за ними, что сказывается на материальном положении семьи.
В неполных семьях своя специфика: одинокому родителю нужно прокормить себя и ребенка, достойно воспитать его, поставить на ноги, что тоже требует больших финансовых затрат. Семьи, воспитывающие ребенка-
инвалида часто являются и неполными, и зачастую матери очень трудно устроиться на работу, так как больной ребенок требует очень много внимания и постоянного ухода за ним, как правило, такие семьи живут на пособия и пенсии. Семьи, которые имеют в своем составе взрослого инвалида, тоже могут находиться в тяжелом материальном положении: очень много денег тратится на лекарства и различные средства реабилитации. Многие пенсионеры являются одинокими, что не может не отразиться на их душевном и психическом состоянии.
Результаты оказания материальной помощи
Решения о назначении (оказания) материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, распределились следующим образом: единогласно - 92 %, отказ - 3 %, отложенные (доработка) - 5 %. Как видно из приведенных выше данных, большинство заявлений было одобрено комиссией единогласно, это значит, что заявителю была оказана материальная помощь в каком-либо размере, в зависимости от его жизненной ситуации. Как правило, сумма колеблется от 1000 до 10000 тысяч рублей.
Некоторые дела комиссия отправила на доработку, если по ним возникли вопросы: например, некорректно составлен или отсутствует акт материально-бытового обследования, предоставленные чеки на лекарства вызывают сомнения или человек уже подавал подобное заявление и тогда ему может быть предложено иначе сформулировать просьбу о помощи. Отказы могут быть вызваны тем, что положение дел, описанное заявителем, не является трудной жизненной ситуацией, или уровень доходов значительно превышает прожиточный минимум, установленный на территории Санкт-Петербурга. У комиссии также могут возникнуть сомнения в правдивости слов заявителя, либо ему может быть по закону положены льготы, но в другом номинале.
Каждое заявление и каждое дело должно тщательно рассматриваться и перепроверяться, должны учитываться все доходы заявителя и членов его семьи. Если заявитель предоставляет ложные сведения, он может быть привлечен к ответственности.
Хотелось бы отметить, что рассмотренные показатели очень важны в работе специалиста по социальной работе и могут быть использованы другими социальными учреждениями и службами и быть для них полезны.
Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что эффективность оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, зависит от многих важных факторов: насколько человек готов сам себе помочь выйти из трудной ситуации, насколько достоверные сведения о себе и о своих ближайших родственниках он предоставил, как часто он пользуется данной социальной услугой, насколько государство готово выделять средства на оказание такой помощи своим гражданам.
На основе проделанного анализа были представлены рекомендации по совершенствованию социальной помощи, оказываемой гражданам на различных уровнях:
1. На уровне государства: создавать больше учреждений, которые могут оказать различные социальные услуги населению;
2. На уровне города: выделять больше материальных средств для оказания материальной и государственной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, например, выделять больше талонов на горячее питание и увеличить число выдаваемых населению продуктовых наборов;
3. На уровне Центра: открывать больше филиалов с консультативными отделениями для удобства граждан, которым трудно или неудобно добираться до места получения помощи;
4. На уровне отделения: распространять информацию об услугах, чтобы охватить и помочь как можно большей части нуждающегося населения;
5. Проводить тренинги и семинары для повышения квалификации специалистов по социальной работе.
Таким образом, вышеизложенные материалы позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Социальная помощь - это система социальных мер в виде услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой, содействия им и их поддержки в преодолении или смягчении жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе;
2. Социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации, предоставляется в различных видах: денежные выплаты
(социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи и др.);
3. Социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Минтруда РФ от 27 июля 1999 г. № 32 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения».
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.95, № 195-ФЗ.