Научная статья на тему 'Опыт реализации технологий социальной работы с женщинами в Республике Мордовия'

Опыт реализации технологий социальной работы с женщинами в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
920
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЖЕНЩИНА / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ОПЫТ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL WORK TECHNOLOGY / WOMAN / SOCIAL SERVICES / EXPERIENCE / SOCIAL WORK / SOCIAL CARE / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касаркина Е.Н.

В статье анализируется опыт деятельности государственных учреждений социальной защиты Республики Мордовия, обеспечивающих право на социальное обслуживание и меры социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Рассматривается специфика технологий социальной работы с женщинами, как особыми и постоянными клиентами социальных служб. Выделяются категории женщин, как клиентов социальной службы, в зависимости от специфики запроса и вида помощи, которую оказывает социальный работник. Приводятся примеры деятельности структурных подразделений учреждений социальной защиты населения в регионе в отношении женщин, обратившихся за помощью. Поясняются направления и технологии социальной работы по оптимизации социального статуса и решения трудной жизненной ситуации представительниц слабого пола. В результате отмечаются положительные тенденции социальной работы с женщинами в Республике Мордовия: отсутствие дискриминации при оказании помощи; разнообразие технологий и направлений социальной работы; соответствие задач, целей и принципов деятельности социальных служб многим потребностям женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также отмечаются противоречия и недостатки социального содействия нуждающимся женщинам: женщина остается пассивным реципиентом социальной помощи; слабо учитывается гендерный фактор в направлениях социальной работы, отмечается моделирование патриархальных ценностей и установок, гендерных стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH WOMEN IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article analyzes the experience of the public institutions of social protection of the Republic of Mordovia, guaranteeing the right to social services and social support to citizens who find themselves in difficult situations. We consider the specifics of technology of social work with women as special and regular clients of social services. Are distinguished categories of women as clients of social services, depending on the specifics of the request and the type of assistance provided by the social worker. Examples of structural units of institutions of social protection of the population in the region in relation to women seeking help. Explains the trends and technologies of social work on optimization of the social status and decision difficult situation of the fairer sex. As a result, marked positive trends of social work with women in the Republic of Mordovia: the absence of discrimination in the provision of assistance; a variety of technologies and areas of social work; compliance with goals, objectives and principles of activity of the social services needs of the many women who are in difficult situations. Also observed the contradictions and weaknesses of social assistance to women in need: the woman remains passive recipient of social assistance; little consideration of the gender dimension in social work directions, there is simulation of patriarchal values and attitudes, gender stereotyping.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации технологий социальной работы с женщинами в Республике Мордовия»

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Е.Н. Касаркина, канд. социол. наук, доцент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(Россияг, г. Саранск)

Аннотация. В статье анализируется опыт деятельности государственных учреждений социальной защиты Республики Мордовия, обеспечивающих право на социальное обслуживание и меры социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Рассматривается специфика технологий социальной работы с женщинами, как особыми и постоянными клиентами социальных служб. Выделяются категории женщин, как клиентов социальной службы, в зависимости от специфики запроса и вида помощи, которую оказывает социальный работник. Приводятся примеры деятельности структурных подразделений учреждений социальной защиты населения в регионе в отношении женщин, обратившихся за помощью. Поясняются направления и технологии социальной работы по оптимизации социального статуса и решения трудной жизненной ситуации представительниц слабого пола. В результате отмечаются положительные тенденции социальной работы с женщинами в Республике Мордовия: отсутствие дискриминации при оказании помощи; разнообразие технологий и направлений социальной работы; соответствие задач, целей и принципов деятельности социальных служб многим потребностям женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также отмечаются противоречия и недостатки социального содействия нуждающимся женщинам: женщина остается пассивным реципиентом социальной помощи; слабо учитывается гендерный фактор в направлениях социальной работы, отмечается моделирование патриархальных ценностей и установок, гендерных стереотипов.

Ключевые слова: технологии социальной работы, женщина, социальная служба, опыт, социальная работа, социальная помощь, социальное обслуживание.

В настоящее время в России основные сферы жизнедеятельности общества характеризуются углублением гендерной асимметрии, отражающей не только количественное распределение мужчин и женщин в тех или иных структурах, но и качественные социальные последствия этого явления, усиление дискриминации по признаку пола. В результате экономических кризисов и социокультурных трансформаций наглядно проявляется зависимость женщин от экономики, политики, духовной жизни общества и, как следствие, именно женщины становятся наиболее слабо защищенной категорией населения. Многообразие проблем женщин порождает и разнообразие категорий женщин как объекта и клиента социальной работы, од-

нако данные понятия не являются синонимичными.

Женщина клиент социальной работы -женщина обратившаяся к помощи социального работника, в социальную службу, являющаяся реципиентом социальной помощи и/или пользователем технологических систем социальной работы.

Женщина объект социальной работы -женщина находящаяся в ситуации объективного нарушения жизнедеятельности и/или социального функционирования, нуждающаяся в посторонней помощи, а также женщина не испытывающая проблем социального функционирования в настоящее время, но являющаяся потенциальным объектом социальной работы (рисунок 1).

Рис. 1. Категории женщин как объект социальной работы

В решении проблем женщин незаменима роль государственных учреждений социальной защиты, несмотря на то, что данные учреждения не являются специализирующимися только по женской проблематике, как скажем кризисные центры помощи женщинам. Спецификой деятельности учреждений является то, что за помощью обращаются лица, попавшими в трудную жизненную ситуацию, нередко девиантные, маргинальные слои населения. К сожалению, в силу ряда причин в эту же группу попадает значительная часть женщин, что дает основание определения их как особого и постоянного клиента.

В Мордовии насчитывается 23 государственных казенных учреждений социальной защиты населения.

Государственные казенные учреждения социальной защиты населения в г.о. Саранск и районах Республики Мордовия созданы в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 ноября 2010 г. № 437 «Об изменении типа существующих государственных учреждений социального обслуживания и

социальной защиты населения Республики Мордовия в целях создания государственных казенных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия» (до 2009 г. отделы социальной защиты населения администраций районов Республики Мордовия и г. Саранска). Учредителем Учреждений является Республика Мордовия. Учреждения находится в ведении Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в соответствии с его компетенцией, и являются юридическими лицами, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права, несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде.

Учреждения являются объектом социальной сферы и субъектом социальной работы, некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия в целях: 1) предоставления гражданам в пределах компетенции Учреждения государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством; 2) оказание мер социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуа-

ции и нуждающимся в государственной поддержке; 3) обеспечение прав граждан на социальное обслуживание.

Как свидетельствует практика, именно женщины являются наиболее частыми клиентами государственных социальных служб.

Например, на учете в государственном казенном учреждении «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» по состоянию на 01.01.2016 г., в отделении социально-бытового обслуживания населения на дому состоит 152 человека, их них 118 женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целом по состоянию на 01.10.2015 г. в учреждении состоят на учете 6841 пенсионер, их них 4612 женщин. В отделение срочной социальной помощи за 2015 г. поступило 352 устных обращения, из них от женщин, нуждающихся в консультативно-разъяснительной помощи -198 обращений, в том числе 78 письменных заявлений. В 2015 г. учреждением проведена работа по оказанию помощи в оформлении документов по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» на 44 че-

ловека (26 человек, это женщины). В 2015 г. выдано удостоверений подтверждающих право на льготы для 55 человек, из них 31 женщина. Специалистами отделения срочной социальной помощи проводилась работа по обследованию материально-бытовых условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов с выездом по месту проживания. Согласно выявленным просьбам и нуждам проводилась работа по оказанию адресной и консультативно-разъяснительной помощи. Всего составлено актов обследования - 1104, из них женщин-клиентов - 598 человек [1].

По данным документов делопроизводства государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания по г. о. Саранск», женщины являются наиболее частыми клиентами. Всего на учете по состоянию на 01.01.2013 года только в Октябрьском филиале учреждения состоит 79215 женщин, что составляет 56 % от общего количества обслуживаемого контингента [2].

Нуждаемость женщины в помощи в определяется рядом критериев (рис. 2)

Рис. 2. Критерии, в результате которых учреждения социальной защиты населения определяют трудную жизненную ситуацию женщины

К основным технологиям социальной работы государственных казенных учреж-

дений социальной защиты населения Республики Мордовия в отношении женщин,

находящихся в трудной жизненной ситуации относятся:

- выявление и изучение причинно-следственных связей характеризующих истоки, состояние и тенденции дальнейшего развития проблемы женщины (технология социальной диагностики);

- воздействие на женщину с целью ее включения в социальную среду (технология социальной компенсации);

- выравнивание (повышение) социального статуса женщины (технология социальной терапии);

- поддержка женщины в процессе ее социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач (технология социальной адаптации);

- восстановление способности женщины к жизнедеятельности в социальной среде (технология социальной реабилитации);

- квалифицированный совет, передача специальных знаний и/или умений, сбор и предоставление информации женщине, испытывающей различные проблемы, с целью ее социализации, восстановления и оптимизации социальных функций (технология социального консультирования);

- профессиональное воздействие на устранение социальных, административных, экономических, психологических и других препятствий между различными субъектами и женщиной, находящейся в трудной жизненной ситуации (технология социального посредничества);

- предотвращение социальных отклонений в поведении и установках женщины (технология социальной профилактики);

- влияние на женщину с целью изменения к лучшему ее мотивационно-поведенческой модели, социально-психологического состояния и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании (технология социальной коррекции);

- предоставление комплекса социально-бытовых, социально-медицин-ских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи женщинам в сложной жизненной ситуации (технология социального обслуживания).

Структура государственных казенных учреждений социальной защиты населения Республики Мордовия, как правило, включает в себя несколько отделений социальной работы, так или иначе специализирующихся по женской проблематике (рисунок 3).

Рис. 3. Структура государственных казенных учреждений социальной защиты населения Республики Мордовия

Каждое структурное подразделение учреждения социальной защиты населения в отношении женщин-клиентов включает разные направления и технологии социальной работы по оптимизации их социального статуса и решения трудной жизненной ситуации.

1. Технологии социальной работы с женщинами в отделении социальной помощи семье и детям:

- выявление женщин имеющих детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- материально-бытовое обследование женщин имеющих детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- выявление женщин, дети которых находятся в социально-опасном положении и нуждаются в направлении в социальный приют;

- оказание материальной, натуральной и гуманитарной помощи женщинам с детьми;

- оказание социально-педагогической, социально-правовой и консультативной помощи женщинам;

- защита прав и интересов женщин и детей;

- социальная реабилитация женщин;

- осуществление социального патронажа семей с асоциальным поведением матери или детей;

- подготовка необходимых документов для организации выполнения социальных выплат многодетным матерям;

- организация отдыха, оздоровления и занятости детей нуждающихся женщин;

- организация работы по проведению новогодних и рождественских праздников для малообеспеченных женщин с детьми.

2. Технологии социальной работы с женщинами в социальной службе по работе с клиентами:

- первичный прием женщин попавших в трудную жизненную ситуацию;

- предоставление справочно-информационных услуг (консультаций) женщинам по вопросам относящимся к компетенциям органов социальной защиты населения;

- прием и регистрация заявлений женщин на предоставление государственных услуг;

- правовая оценка и анализ представленных документов на предоставление женщине социальных услуг (полнота и правильность);

- ыдача письменной расписки - уведомления женщине о принятии документов на предоставление социальных услуг;

- первичное формирование электронного личного дела женщины попавшей в трудную жизненную ситуацию;

- выдача необходимых справок, удостоверений и проездных талонов женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- уведомление женщины о назначении или об отказе в предоставлении государственных услуг;

- рассмотрение письменных обращений, запросов от учреждений (организаций) о получателях государственных услуг;

- формирование запросов в организации для получения документов по обращению женщины;

- формирование отчетности по обращениям, контроль обращений и сроков исполнения;

- передача пакета документов для назначения государственных услуг в структурные подразделения учреждения;

- учет и хранение личных дел женщин - получателей государственных услуг.

3. Технологии социальной работы с женщинами в социальной службе по назначению мер социальной поддержки:

- прием пакета документов для назначения мер социальной поддержки женщине от клиентской службы;

- правовая оценка и анализ представленных документов (полнота и правильность);

- назначение мер социальной поддержки нуждающимся женщинам;

- полное оформление бумажных и электронных личных дел женщин;

- расчет, перерасчет, продление, прекращение назначения мер социальной

поддержки нуждающимся женщинам и формирование распоряжений;

- контроль правильности начисления меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг» в организациях жилищно-коммунального хозяйства;

- выборочная проверка представленных сведений о доходах женщин -получателей мер социальной поддержки;

- осуществление информационного обмена (организации жилищно-коммунального хозяйства, районными отделениями пенсионного фонда, ЗАГС);

- формирование отчетности о назначении мер социальной поддержки.

4. Технологии социальной работы с женщинами в социальной службе по выплате мер социальной поддержки:

- формирование заявки на финансирование мер социальной поддержки женщины;

- формирование и анализ журнала движения и журнала взаиморасчетов мер социальной поддержки;

- контроль сроков выплаты мер социальной поддержки, прекращение, формирование доплат, приостановление выплаты, удержание переплат, ввод неоплат;

- проверка выплатных документов и их передача в организации (управления федеральной почтовой связи (УФПС), кредитные организации);

- формирование отчетов о выплате мер социальной поддержки;

- проверка УФПС о своевременности выплаты мер социальной поддержки.

5. Технологии социальной работы с женщинами в отделении срочной социальной помощи:

- дифференцированный учет женщин пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи;

- оформление документов на присвоение женщине звания «Ветеран труда»;

- оформление документов для помещения женщины в стационарное учреждение социального обслуживания;

- определение форм, методов и периодичности предоставления социальной помощи нуждающимся женщинам;

- материально-бытовое обследование женщин пожилого возраста и инвалидов;

- выдача протезно-ортопедических изделий нуждающимся женщинам;

- содействие в обеспечении нуждающихся женщин в социальной поддержке их правами и преимуществами, установленными действующим законодательством;

- оформление документов по опеки или попечительству над женщинами, признанными судом неспособными или ограничено дееспособными;

- оформление документов для приобретения или ремонта жилья льготным категориям женщин;

- организация мероприятий по социальным программам;

- привлечение различных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки женщинам и координации их деятельности в этом направлении.

6. Технологии социальной работы с женщинами в отделении по социально-бытовому обслуживанию:

- выявление и учет женщин, нуждающихся в надомном обслуживании;

- материально-бытовое обследование женщин, находящихся на надомном обслуживание;

- оказание социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи женщинам, находящимся на надомном обслуживании;

- содействие в предоставлении обслуживаемым женщинам услуг в соответствии с их правами и преимуществами, установленными действующим законодательством.

В заключении необходимо отметить, что к положительным тенденциям в технологиях социальной работы с женщинами в Республике Мордовия следует отнести следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие дискриминации при оказании помощи женщинам. В социальной работе с женщинами непосредственно учитывается специфика конкретных трудных жизненных ситуаций: все женщины (одинокие и многодетные матери, пожилые женщины, женщины-инвалиды, женщины

из неблагополучной семьи и многие другие) могут воспользоваться своими гарантированными правами на помощь государства, в первую очередь менее конкурентоспособные и социально уязвимые по факторам иждивения, здоровья, возраста, дееспособности, одиночества, девиантности.

- разнообразие технологий и направлений социальной работы с женщинами. Как правило, в социальных службах представлены различные направления и технологии по оптимизации социального статуса женщины: социально-правовое; социально-бытовое; социално-медицинское; психолого-педагогическое; социально-экономическое; социально-психологическое.

- соответствие задач, целей и принципов деятельности социальных служб многим потребностям женщин находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социальных служб представлена: социальным обеспечением, социальным обслуживанием и социальной помощью женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; созданием необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реа-

стве, семье; привлечением различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.

Тем не менее, отмечаются противоречия и недостатки социального содействию нуждающимся женщинам, во-первых, женщина остается пассивным реципиентом социальной помощи, во-вторых, слабо учитывается гендерный фактор в направлениях социальной работы, в-третьих, отмечается моделирование патриархальных ценностей и установок, гендерных стереотипов. Сегодня в Мордовии важно повышать гендерную грамотность специалистов социальной работы, наладить функционирование при социальных службах специализированных по женской проблематике «Телефона доверия», открыть специализированный женский кризисный центр, поддерживать региональные женские движения, совершенствовать нормативно-правовую базу в отношении социальной защиты и социального обеспечения женщины на региональном уровне.

билитации и адаптации женщины в общеБиблиографический список

1. Официальный сайт органов местного самоуправления Атяшевского муниципального района Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Официальный сайт : [информ.-правовой портал]. - [РМ., 2016]. - Режим доступа : http://www.atyashevorm.ru/ Дата обращения: 03.10.2016.

2. ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г. о. Саранск» [Электронный ресурс] // Официальный сайт : [информ.-правовой портал]. - [РМ., 2016]. -Режим доступа : http://kc_saransk.soc13.ru/ Дата обращения: 03.10.2016.

- СоциомогиR -

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH WOMEN IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

E.N. Kasarkina, candidate of sociological sciences, associate professor Mordovian state university N.P. Ogarev (Rossig, Saransk)

Abstract. The article analyzes the experience of the public institutions of social protection of the Republic of Mordovia, guaranteeing the right to social services and social support to citizens who find themselves in difficult situations. We consider the specifics of technology of social work with women as special and regular clients of social services. Are distinguished categories of women as clients of social services, depending on the specifics of the request and the type of assistance provided by the social worker. Examples of structural units of institutions of social protection of the population in the region in relation to women seeking help. Explains the trends and technologies of social work on optimization of the social status and decision difficult situation of the fairer sex. As a result, marked positive trends of social work with women in the Republic of Mordovia: the absence of discrimination in the provision of assistance; a variety of technologies and areas of social work; compliance with goals, objectives and principles of activity of the social services needs of the many women who are in difficult situations. Also observed the contradictions and weaknesses of social assistance to women in need: the woman remains passive recipient of social assistance; little consideration of the gender dimension in social work directions, there is simulation of patriarchal values and attitudes, gender stereotyping.

Keywords: social work technology, woman, social services, experience, social work, social care, social service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.