Научная статья на тему 'Организация адресной социальной помощи на муниципальном уровне'

Организация адресной социальной помощи на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
356
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — 3 Н. Лазарева, Е Н. Девяткина, Е В. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация адресной социальной помощи на муниципальном уровне»

телыюе, развивающееся по собственным законам? Насколько органично имморали-стические учения вписаны в констекст культурного развития?

Можно ли сравнить кризис с революцией нравов или это перманентный процесс эволюционного изменения коллективных ценностных установок (в нашем столетии по линии ригоризм — гедонизм)?

Поступила 08.06.99.

Можно ли выделить нравственный кризис как самостоятельный или он всегда вписан в более общий процесс кризиса культуры? Насколько серьезно он коре л лиру ет с процессом, скажем, кризиса искусства (вспомним декадентство начала века)?

Вопросов много, что делает эту тему актуальной и интересной для обсуждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

3. Н. ЛАЗАРЕВА, кандидат социологических наук, Е. Н. ДЕВЯТКИНА, преподаватель, Е. В. КУЗНЕЦОВА, преподаватель

До недавнего времени в нашей стране практиковалась работа по месту жительства. В микрорайонах города при ЖКХ существовали клубы, ведущие работу по различным направлениям в культурно-до-суговой, воспитательной и социальной сфе-рах. Но в начале 1990-х гг. работа по месту жительства потеряла актуальность, большинство клубов ликвидировалось либо реорганизовалось. В это время стали формироваться социальные службы. Их роль с каждым годом возрастает, так как проводимые социально-экономические и политические реформы привели к обнищанию основной массы населения, ухудше-ниго внутреннего благосостояния семьи, культурной деградации.

В Саранске функционируют три территориальных центра социального обслуживания населения (по одному в каждом районе). Эти центры действуют уже более пяти лет. Проведенное в 2001 г. анкетирование по адресной социальной помощи показало: 55,6 % опрошенных считают, что у существующих территориальных

центров социального обслуживания населения недостаточно физических, финансовых, материальных ресурсов для предоставления адресных социальных услуг и помощи; 38,9 — что достаточно ресурсов; 5,7 /о затруднились ответить. Полученные данные нас не удивили, примерно таких результатов мы и ожидали. Например, Октябрьский территориальный центр социального обслуживания населения, расположенный по адресу: ул. Т. Бибшюй, д. 1, корп. 1, обслуживает поселки Николаевка, Лухов-ка, Ялга, Зыково, Грибоедово, Танеевка и т. д., находящиеся от него на значительном расстоянии. Не каждый нуждающийся в помощи, а тем более пожилой человек или инвалид сможет добраться до центра. 60 % респондентов, которые сочли, что у современных социальных служб недостаточно ресурсов, считают, что различные виды социальных услуг по принципу адресности должны предоставлять благотворительные организации и фонды, 50 % -вновь созданные учреждения социальной защиты, 40 % считают, что помощь дол-

© 3. Н. Лазарева, Е. Н. Девяткина,

Е. В. Кузнецова, 2001

жиы оказывать по месту работы, 30 % желают, чтобы помощь и различные услуги оказывали общественные и религиозные организации. По 20 % ответов пришлось на варианты: «Общественные движения», «Иные учреждения (юридические, медицинские, культуры и т. д.)», «Частные фонды и общества», «Попечительские общества»; по 10 % пришлось на варианты: «По месту учебы», «По месту жительства», «Все перечисленные учреждения».

Таким образом, нужны функциональные структуры, реально предоставляющие и оказывающие различные виды социальных услуг и помощи, находящиеся в непосредственной близости от человека, способные оценить ситуацию, в том числе нестандартную, и найти конкретные и к тому же срочные пути ее решения.

На вопрос: «Как Вы думаете, какие виды социальных услуг должны быть адресными?», — первую позицию занял вариант ответа «Предоставление бесплатных услуг в стационарных учреждениях» — 61,1 %, далее следуют «Денежная помощь» — 55,6 % опрошенных, «Медико-социальные услуги» — 50 %, «Жилищные субсидии» — 38,9, «Питание в школе» — 33,3 и-шестую позицию занимают «Натуральная помощь» и «Помощь в трудоустройстве» — по 27,8 % опрошенных. Респонденты считают, что адресными должны быть следующие услуги: реабилитационные, психологические, психолого-педагогические, правовые, консультирование, социальный патронаж, обслуживание в социальном магазине, талоны на питание, бесплатный проезд. 50 % опрошенных под адресной социальной помощью понимают предоставление социальных услуг всем нуждающимся (натуральная помощь, помощь в трудоустройстве, консультации по различным вопросам), 27,7 % считают, что это материальная помощь конкретной семье, 22,3 % подразумевают материальную помощь и предоставление социальных услуг всем нуждающимся по принципу адресности.

При переходе к адресному предоставлению социальных услуг встает вопрос об адресате помощи: конкретный человек, семья, нуждающаяся категория населения в целом либо оказывать помощь по степени и причине нуждаемости. Из опро-

шенных 33,3 % полагают, что адресатом должна быть нуждающаяся категория населения в целом, 27,8 % — что помощь необходимо оказывать по степени и причине нуждаемости, столько же выбирают в качестве адресата семью. И только 11,1% считают, что помощь должна оказываться конкретному человеку. Из предложенных нами категорий адресную материальную помощь должны получать инвалиды — так полагают 55,6 % респондентов, дети-сироты — 66,7, матери-одиночки — 61,1, многодетные семьи — 27,7 %. Адресные социальные услуги должны предоставляться следующим категориям: инвалидам (38,9 %), детям-сиротам (33,3 %), одиноким пенсионерам (22,3 %), матерям-одиночкам (16,7 %).

На вопрос: «Кто должен оказывать адресную социальную помощь?», — мы получили следующие ответы: 38,9 % респондентов считают, что это должны быть профессиональные специалисты по социальной работе, столько же выбрали вариант «В зависимости от вида оказываемой услуги» $ 22 % считают, что не имеет значение, кто окажет помощь.

Таким образом, мы видим, что население микрорайона нуждается в различных видах социальных услуг, но не знает, куда обратиться. Назрела необходимость в учреждениях нового типа, которые удовлетворяли бы потребности населения. На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации будет привлечение различных учреждений по месту жительства к оказанию тех или иных видов социальных услуг. Только тогда мы перейдем от декларирования принципа адресности к его реализации. Сотрудничество учреждений по месту жительства различного профиля, привлечение добровольных работников дает возможность быть максимально приближенными к месту проживания потенциальных клиентов, доступными и открытыми для посещения.

Мы предлагаем программу организации адресной социальной помощи на муниципальном уровне.

Цель — оказание адресной материальной помощи и предоставление адресных социальных услуг детям, молодежи, зрелому и пожилому населению, их адаптация в жизненном пространстве.

Задачи:

1) создание необходимых условий для

личностного развития;

2) оказание социально-психологической, медико-социальной, социально-правовой и иной помощи населению района на

основе принципа адресности;

3) предоставление дополнительных

услуг;

4) предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание деятельности.

1. Организация работы по месту жительства в микросоциуме как государственной системы социальной поддержки населения микрорайона.

2. Обеспечение востребованности услуг.

3. Обеспечение связи с различными учреждениями, организациями, центрами, действующими на территории микрорайона.

4. Предоставление экстренной помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

5. Связь с общественностью.

Принципы реализации программы.

комплексность, адресность, территориальность, посредничество и сотрудничество.

Уровни социальной работы.

1. Предоставление индивидуальных консультаций и рекомендаций.

2. Групповая социальная работа.

3. Социокультурная работа по месту жительства граждан через изменение общественных условий с привлечением волонтеров, разнообразных досуговых возможностей системы дополнительного образования.

4. Выездные комплексные бригады.

Критерии оценки деятельности:

— уровень правонарушений в микрорайоне;

— уровень занятости населения в микрорайоне;

— динамика состояния здоровья (физического и психологического);

— реализация творческого потенциала;

— участие в мероприятиях различного уровня.

Обучение и подготовка специалистов.

В соответствии с условиями программы необходимо организовать обучение специалистов по оказанию адресной соци-

альной помощи. Подготовка специалистов может осуществляться следующим образом.

1. При кафедре социальной работы МГУ им. Н. П. Огарева открыть дополнительную специализацию «Организация и предоставление адресной социальной помощи». По окончании вуза присваивать дополнительную квалификацию «Специалист по адресной социальной помощи», «Организатор адресной социальной помощи».

2. В Институте повышения квалификации и переподготовки кадров открыть специальность или годичные курсы с выдачей диплома и присвоением квалификации по организации адресной социальной помощи по месту жительства.

3. Организовать курсы или семинары, где основное внимание необходимо сосредоточить на теоретической подготовке специалистов, уже оказывающих адресную социальную помощь на муниципальном уровне. После прослушивания курсов выдавать свидетельство.

4. Организовать практические и теоретические семинары для добровольных работников с целью повышения их профессионализма.

Источники финансирования.

1. Отчисления из муниципального и регионального бюджетов,

2. Средства, изысканные в результате их перераспределения между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию районных программ.

3. Дополнительные средства на обеспечение целевых мероприятий из местного бюджета.

4. Доходы от платных услуг.

5. Доходы от хозяйственной деятельности учреждений.

6. Благотворительные пожертвования.

7. Труд добровольцев.

8. Предпринимательская деятельность социальной службы, разрешенная законом.

9. Помощь спонсоров.

10. Проведение благотворительных лотерей и аукционов.

Социальная инфраструктура.

Чтобы более эффективно организовать адресную социальную помощь нуждающимся семьям, необходимо децентрализовать ее, создавать социальные службы разной

социальном направленное™ непосредственно там, где проживают, учатся, работают, отдыхают люди микрорайона — члены этих семей.

Рассмотрим более подробно, какой же социальной работой могли бы заниматься социальные службы, созданные при следующих учреждениях.

Библиотеки. Именно здесь могут быть реализованы духовно-нравственные и культурные интересы проживающих в микрорайоне людей. В них могли бы проводиться: многообразная клубная работа; волонтерская деятельность по обслуживанию людей, прикованных к постели, вынужденных жить в ограниченном четырьмя стенами пространстве; большая социально-педагогическая работа не только с читателями, но и со всеми заинтересованными людьми. Библиотеки могли бы организовывать целенаправленную программную работу по психокоррекции, психопрофилактике по отношению к людям, пережившим различные стрессовые ситуации, консультативную работу по разным социальным проблемам, содействовать реализации талантов особо одаренных детей и др. Такая работа способствовала бы улучшению духовно-нравственной атмосферы в социуме, в каждой семье, преодолению духовного кризиса разных слоев населения, особенно молодежи.

Суды. При районных судах нужно организовать бесплатные юридические консультации для нуждающихся категорий населения. Специалисты по социальной работе могли бы оказывать психолого-иеда-гогическую помощь разведенным родителям и их детям, заниматься профилактикой разводов в микрорайоне.

ЗАГСы. Эти учреждения могли бы осуществлять меры по стабилизации семьи и профилактике разводов, по подготовке молодежи к браку и организовывать социальную работу с молодыми семьями.

Пункты охраны порядка по месту жительства. Социальные работники при этих учреждениях могли бы помогать неблагополучным семьям, члены которых ведут асоциальный образ жизни, более оперативно оказывать социально-педагогическую и психологическую помощь «трудным» подросткам, беспризорникам, детям, оставшимся по каким-либо причинам без

попечения родителем, а также женщинам и детям, с которыми жестоко обращаются в семье, и др.

Домоуправления. Здесь можно организовать социально-педагогическую работу с детьми и взрослыми, особенно с инвалидами, пожилыми людьми, деятельность по улучшению их социально-бытовых условий, по реконструкции, приспособлению жилых домов, улиц, тротуаров для людей, испытывающих трудности в передвижении, созданию мест отдыха во дворах, скверах и т. д.

Поликлиники и больницы. При них можно наладить психологическую службу, помогающую сиять стресс у больных людей, а также у членов их семей, настроиться на проведение лечения в стационарных учреждениях. Не менее важное значение имеет организация службы помощи малообеспеченным семьям, испытывающим трудности в приобретении лекарств. Здесь же могли бы быть организованы помощь малоопытным медицинским работникам, консультативная работа по медицинским, медико-социальным проблемам, по патронажу в домашних условиях. Представляется возможным открытие при поликлиниках и больницах медико-социальных служб, отделений для семей беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев, не имеющих при себе страховых полисов, и т. д.

Аптеки. Социальные работники при аптеках должны заниматься просветительской работой среди населения по проблемам здравоохранения, профилактики СПИДа, наркомании, алкоголизма; консультативной помощью по применению медикаментов, нетрадиционных методов лечения; оказанием срочной медико-социальной помощи; адресной доставкой лекарств.

Общежития. В настоящее время здесь работают воспитатели. Но, иа наш взгляд, этого недостаточно. При общежитиях в помощь семейным людям необходимы комнаты психологической разгрузки, бюро проката, консультативная служба, прачечные, мастерские, общества взаимопомощи и т. д.

Парикмахерские. При парикмахерских следует создать выездные бригады для оказания услуг на дому и в стационарных социальных учреждениях, ввести льготную систему услуг для малоимущих.

Кинотеатры. Оыи могли бы проводить совместную деятельность с библиотеками, организовывать кинолектории, клубы любителей кино, встречи с киноактерами, кинорежиссерами, оказывать помощь тем, кто снимает самостоятельно любительские фильмы. Эта деятельность помогла бы объединить интересы членов многих семей, делая их личную и совместную жизнь более насыщенной, духовно богатой.

Дома культуры. Привлечение волонтеров, общественных организаций, спонсоров могло бы раскоммерциализировать деятельность современных домов культуры, раскрыв простор для самодеятельного творчества людей, для полноценного проведения личного и совместного досуга.

Школы, детские сады. Организованные при них социальные службы способствовали бы снятию напряжения в психологически сложных педагогических коллективах, в отношениях между учителями и школьниками, учителями и родителями, детьми и взрослыми. Они могли бы осуществлять психокоррекционную работу, оказывать большую посредническую деятельность по направлению детей в другие социальные учреждения, дома творчества с целью разрешения их проблем или реализации их запросов и интересов. Здесь могли бы функционировать юридическая консультация по правам и обязанностям детей, временные приюты для детей и их родителей, оказавшихся в кризисной ситуации, и т. д.

Учреждения дополнительного образования. Усиление социальных функций в этих учреждениях означает совместную работу с другими учреждениями по месту жительства с целью раскрытия творческих и индивидуальных способностей людей разного возраста. При них могла бы проводиться клубная деятельность по месту жительства, организовываться совместный досуг, социально-педагогическая работа с разными категориями населения .

Магазины. Здесь могли бы быть открыты столы заказов для многодетных, неполных семей, для обеспечения продуктами питания беременных женщин, грудных детей, больных, инвалидов. Перспективно

Поступила 02.10.01.

открытие в городах социальных магазинов для обслуживания в них малообеспеченных граждан по сниженным ценам.

Кафе, столовые. При условии активизации спонсорской деятельности при этих учреждениях могло бы быть организовано обслуживание больных, инвалидов, одиноких, людей из малообеспеченных семей горячей пищей, диетическим питанием, бесплатными завтраками и обедами.

Полезным в организации работы по месту жительства будет создание новых социальных служб, что качественно разнообразит оказываемые виды социальных услуг и оперативно решит проблемы семей микрорайона.

Юридические консультации для малоимущих будут призваны оказывать бесплатные юридические услуги бедным слоям населения, заниматься правовым обучением молодежи.

Социальная гостиница, в которой можно выделить четыре отделения:

1) для женщин и детей, подвергшихся жестокому обращению в семье;

2) для беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев;

3) для лиц без определенного места жительства;

4) для беспризорных детей.

Здесь оказывались бы юридическая помощь, психологическая поддержка, велась реабилитационная работа и т. д.

Реабилитационные отделения при больницах для малоимущих людей, где не только проходило бы долечивание человека, но и велась работа с членами семьи больного, оказывались психологическая помощь и поддержка.

Филиалы службы занятости в микрорайонах занимались бы профориентаци-онной работой с молодежью, помогали бы безработным и их семьям. Можно на базе филиалов создать подростковые биржи

труда и биржи труда для инвалидов и пожилых людей.

Мы считаем, что такой характер организации позволит, с одной стороны, сохранить сложившиеся положительные традиции в оказании помощи, а с другой — учесть требования времени и тенденции развития социальной работы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.