Научная статья на тему 'Основные ресурсы развития системы социальной защиты неселения от оптимальности к целостности'

Основные ресурсы развития системы социальной защиты неселения от оптимальности к целостности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2040
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова К. Н.

Проанализировано современное состояние системы социальной защиты населения, выявлены ее основные ресурсы, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на характер социального самочувствия социально незащищенных категорий населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Новикова К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные ресурсы развития системы социальной защиты неселения от оптимальности к целостности»

К. Н. Новикова

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПТИМАЛЬНОСТИ К ЦЕЛОСТНОСТИ

Проанализировано современное состояние системы социальной защиты населения, выявлены ее основные ресурсы, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на характер социального самочувствия социально незащищенных категорий населения

Происходящие в стране коренные изменения экономических, политических, социальных отношений, усугубляющаяся стратификация российского общества, снижение уровня жизни широких слоев россиян актуализируют проблему управления системой социальной защиты населения, призванной снижать социальные издержки переходного периода, создавать предпосылки для полноценной адаптации широких слоев населения к новым условиям. Позитивные тенденции экономического роста пока не способствовали повышению уровня жизни населения. Существует значительное отставание реальной потребительской корзины от уровня заработной платы, пенсий и пособий, что ведет к усилению социальной напряженности. Такое социальное явление, как бедность, становится хроническим, застойным.

Система социальной защиты населения в регионах имеет специфику, связанную с особенностями социально-экономического развития региона, преобладанием тех или иных социальных проблем.

На основе анализа современного состояния и динамики системы социальной защиты населения, выявлены ее основные ресурсы, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на характер социального самочувствия социально незащищенных категорий населения, определены потребности основных социально незащищенных групп населения в социальной защите и на этой основе разработаны рекомендации по развитию системы социальной защиты населения от оптимальности к целостности.

В процессе работы были определены и охарактеризованы основные управленческие ресурсы системы социальной защиты населения. Разработана типология управленческих ресурсов системы социальной защиты населения по трем основаниям: предметная, темпоральная, субъектная (рис. 1).

Рис. 1 - Основные управленческие ресурсы системы социальной защиты населения

В качестве основных управленческих ресурсов выделены: административный, нормативно-правовой, экономический, кадровый, демографический, этноконфессиональный, социокультурный, информационный, интеллектуальный, образовательный, социальнопсихологический, коммуникативный, инновационный; ресурсы формирования общественного мнения и самоорганизации. В предметной типологии управленческих ресурсов выделены пять групп ресурсов: экономические, административные и нормативно-правовые, организационные, социокультурные, комплексные.

К экономическим ресурсам, которые обеспечивают предметную базу - источники и средства обеспечения функционирования системы социальной помощи, отнесены: непосредственно финансовые ресурсы, материально-технический ресурс и производственный ресурс.

Важнейшей рассматривается группа ресурсов правового характера (нормативная база, методология, структура органов управления, стандарты управленческой деятельности, индикативные критерии управления, контроль), обеспечивающих нормативноправовую базу функционирования отрасли и административных ресурсов, реализацию принятых решений.

К организационным ресурсам отнесены средства эффективной организации функционирования системы социальной защиты: организационная структура, организационная культура и организационное поведение, коммуникации.

В число социокультурных ресурсов были включены: демографический ресурс, обеспечивающий воспроизводство человеческого и трудового потенциала, этноконфес-сиональный и социокультурный ресурсы - средства организации социальной помощи, основанные на национальных, культурных и религиозных традициях (в том числе, конфессиональные фонды, организации); социально-психологический ресурс, коммуникативный (СМК) ресурс, ресурс формирования общественного мнения, образовательный ресурс, имеющий в последнее время все более важное значение.

Комплексные ресурсы различной природы включают в себя: инновационный ресурс, связанный с использованием новых разработок в социальной сфере (рациональные социальные технологии, реабилитация, абилитация, адаптация, социальнопсихологическая помощь и др.); информационный ресурс, связанный, как с ролью информации в управлении системой, так и с внедрением современных информационных компьютерных сетевых технологий; ресурс самоорганизации, связанный с функцией использования внутренних возможностей системы.

В темпоральной типологии управленческих ресурсов (рис. 2) выделено три группы ресурсов: оперативные, тактические и стратегические. Ресурсы были разделены по степени первоочередности.

Основанием темпоральной типологии управленческих ресурсов социальной защиты населения избран временной фактор последовательности задействования ресурсов. Выделены три группы ресурсов по степени первоочередности. Реализация ресурсов предыдущей группы является основой для реализации ресурсов последующей ступени.

Ресурсы первой группы носят оперативный, организационный характер, они являются первоочередными. Данные ресурсы используются на организационном этапе становления системы социальной защиты населения. К ним относятся: экономические ресурсы, административный и нормативно-правовой ресурсы; информационные ресурсы (технологии, аналитика).

Ресурсы второй группы — тактические, они носят характер непосредственного действия, функционирования системы (родовые ресурсы). Эти ресурсы используются на втором этапе, когда система сформирована и начинает функционировать. Ресурсы тактического характера направлены на повышение эффективности ежедневной практики социальной помощи населению. К ним относятся: инновационный ресурс; комплексный ресурс (региональные особенности социальной защиты); экономический ресурс (дополнительные внебюджетные источники финансирования, другие внебюджетные виды помощи); социокультурный ресурс (поведенческие установки, удовлетворение духовных потребностей).

Ресурсы третьей группы — стратегические, направленные на дальнейшее развитие системы социальной защиты от оптимальности к целостности. Эти ресурсы используются на третьем этапе, когда разрабатываются стратегические долгосрочные программы развития и совершенствования не только самой системы социальной помощи населению, но и оптимизации социальной политики на региональном и общефедеральном уровнях. К ним развития отнесятся: комплексные ресурсы (обеспечение оптимального уровня жизни, разнообразия, доступности и качества социальных услуг независимо от места проживания

Оперативные ресурсы первой ступени (организационные)

■ рациональные социальные технологии (соци-

обеспечение оптимального уровня жизни;

оптимальное соци-

Рис. 2 - Темпоральная типология управленческих ресурсов

человека (город, село); социокультурные ресурсы (обеспечение оптимального социального самочувствия, самореализации).

В субъектной типологии (рис. 3) выделено три группы управленческих ресурсов: ресурсы прямого воздействия (основные), вспомогательные ресурсы, косвенные (сопутствующие) ресурсы. Основанием для субъектной типологии была избрана направленность воздействия ресурса. Анализ осуществляется в плоскости субъектно-объектного взаимодействия. Выделены три группы ресурсов по характеру носителя ресурса. Во-первых, ресурсы прямого воздействия, ориентированные непосредственно на клиента как объект социальной защиты (социальное обслуживание, социальная помощь, социальные гарантии, реабилитация, инновации). Во-вторых, субъектом реализации вспомогательных ресурсов, ориентированных на формирование социальной сферы, подготовку специалистов и разработку

Объект социальной защиты - клиент,

представитель социальнонезащищенных групп населения

Объект система социальной защиты - формирование системы социальной защиты, подготовку кадров специалистов социальной работы и социальных технологий

Объект — государственная социальная политика - формирование социальных приоритетов общественной жизни, позитивного общественного мнения и т.д., комплекс ресурсов, создающих систему профессиональной переподготовки кадров и разработку социальных технологий, внедрение бюджетных направлений межсекторного взаимодействия для достижения целостности и достаточности системы социальной защиты

Рис. 3 - Субъектная типология управленческих ресурсов

социальных технологий является государственная социальная политика, объектом - система социальной защиты населения (финансовый, информационный, кадровый, нормативно-правовой). В-третьих, субъектом косвенных ресурсов (средств, создающих условия для воздействия на социальную макросреду) является государство, объектом — государственная социальная политика.

Именно комплексное использование управленческих ресурсов всех трех типов позволило сформировать региональную систему социальной защиты Республики Татарстан, имеющую опережающий характер в сравнении с федеральной системой. Помимо адресной направленности на программной основе, в известном смысле может идти речь о следующих основаниях таких отличий: наличие не только декларативных заявлений, но и практических мероприятий по соответствию социальной политики концепции социальной справедливости; наличие элементов сочетания государственной и общественной (вертикальной и горизонтальной) систем социальной помощи населению; учет национальнорегиональной социокультурной и этноконфессиональной специфики в разработке направлений, форм и методов социальной помощи социально незащищенным категориям населения Республики Татарстан.

Активное задействование управленческих и нормативно-правовых ресурсов позволило создать относительно эффективную систему социальной защиты населения Республики Татарстан, которая по некоторым позициям опережает состояние социальной защиты населения на федеральном уровне. В системе социальной помощи Республики Татарстан найдены механизмы и прямой, и косвенной помощи наиболее нуждающимся слоям населения. Установлено, что одним из результатов задействования управленческих ресурсов является широкое развитие сети учреждений социального обслуживания, что отличает систему социальной помощи в Республике Татарстан, создание единого банка данных населения с введением адресных социальных выплат и жилищно-коммунальных субсидий, а в том числе предоставление льгот на жилищно-коммунальные услуги в денежном выражении, с использованием информационных технологий.

Однако, несмотря на более высокий уровень (в сравнении с федеральной системой) отнормированнности системы социальной защиты населения республики, активное развитие сети учреждений социального обслуживания в период с 1997 по 2004 год, в системе социального обслуживания республики нет объективно необходимых качеств - достаточности и целостности. И не только потому, что по ряду видов социальных услуг (социальное обслуживание на дому, обеспеченность койко-местами в интернатах для психохроников, хосписах) не достигнут уровень социальных гарантий, установленных постановлением правительства республики. Сегодня во главу угла ставится вопрос о повышении качества оказываемых услуг, более высокой результативности и эффективности бюджетных затрат.

Отстает развитие внебюджетных направлений социальной защиты, необходимое для восполнения несоответствия продекларированных государственных гарантий бюджетным возможностям. А самое главное, отсутствует сбалансированность деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги, но относящихся к различным ведомствам, что приводит к нарушению преемственности, последовательности и непрерывности в оказании реабилитационной помощи населению.

Таким образом, без глубокого анализа противоречий в системе социальной защиты в целом и социальном обслуживании в частности, объективной характеристики современного состояния сети учреждений социального обслуживания в различных регионах России невозможно дальнейшее продвижение в этой сфере. Неудовлетворенность - это движущая сила, способная вывести систему на новый уровень.

Целый ряд территорий, в том числе и в Республике Татарстан, далек от оптимальной сети социальных служб, предназначенных для работы с различными категориями семей и детей, пожилых людей и инвалидов, женщин, молодежи и мужчин. Осутствуют дома-интернаты переходного типа. Например, как отмечалось на Всероссийской научнопрактической конференции «Реабилитация и интеграция в общество детей-инвалидов», требуется разработка модели, организационно-нормативной структуры, примерного положения и другой документации дома-интерната для молодых инвалидов - выпускников детских домов-интернатов.

Отмечаются серьезные диспропорции как в географическом, так и в видовом размещении социальных служб. К сожалению, открытие новых учреждений осуществляется без необходимой опоры на данные социологических исследований, без изучения реальных потребностей населения данной территории в тех или иных услугах, подчас нетрадиционных и малоизвестных, но так необходимых для выведения различных категорий семей и детей из трудной, кризисной ситуации.

С целью изучения социального самочувствия, факторов, на него влияющих, отношения к социальной службе различных групп населения, ее востребованности был прове-

ден анкетный опрос в пяти районах республики 700 респондентов (выборка многоступенчатая, квотная).

В процессе исследования выявлены объективные и субъективные факторы, воздействующие на характер социального самочувствия представителей социально уязвимых групп населения. Среди объективных факторов - нестабильность социальноэкономической ситуации, усугубляющееся расслоение общества, низкий уровень жизни, наличие помощи государства, помощи близких. Среди субъективных факторов - состояние здоровья, неудовлетворенность социальным статусом, семейное неблагополучие, чувство безысходности, чувство неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенность социальной помощью, неуверенность в достижении желаемого жизненного сценария. В качестве косвенного комплексного показателя социального самочувствия населения использован индекс социального самочувствия, включающий в себе характеристику демографической ситуации, показатели состояния занятости, параметры социальных отклонений.

Выявлены особенности отношения различных социально незащищенных категорий населения к социальной защите. Наиболее позитивная оценка деятельности учреждений социальной защиты отмечена у пенсионеров, которые обращаются за помощью в социальные службы и получают ее (яркое свидетельство достаточности и целостности системы в отношении этой группы населения); две трети опрошенных - представители остальных групп - пытаются решать свои проблемы самостоятельно или иным способом.

Анализ данных эмпирических исследований в аспекте выявления направлений оптимизации управления системы социальной защиты населения показал, что первоначальная гипотеза о невысокой оценке собственных возможностей в формировании позитивного жизненного сценария у представителей социально незащищенных групп населения не подтвердилась. Результаты исследования показали, что представители исследуемых социальных групп — пенсионеры, инвалиды представители многодетных семей - достаточно четко осознают собственную значимость и ответственность в создании достойной жизни, уверены в собственных возможностях (55% респондентов).

Факторами реализации жизненных планов и важнейшей предпосылкой жизненного успеха представители всех обследуемых групп единодушно и безоговорочно считают здоровье. «Внешние» - объективные факторы, не зависящие от самого человека (помощь государства, друзей, любимых, нестабильность социально-экономической ситуации, усугубляющееся расслоение общества, низкий уровень жизни), занимают низкие ранги. На первом месте представителями всех групп указаны «внутренние» - субъективные - факторы, зависящие от самого человека (здоровье, неудовлетворенность социальным статусом, семейное благополучие, чувство безысходности, чувство неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенность социальной помощью, неуверенность в достижении желаемого жизненного сценария, профессионализм, удача). В целом почти половина опрошенных (46%) напрямую связывают жизненный успех с получением высшего образования. Показателями жизненного успеха, «хорошей жизни» опрошенные прежде всего считают здоровье и материальную обеспеченность, а также наличие хорошей семьи и детей, хорошей работы, благоприятных жилищных условий. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ресурсы социального партнерства, взаимопомощи, самореализации являются весьма эффективными для развития системы социальной защиты и должны быть задействованы более активно. Они позволяют сместить центр тяжести социальной защиты населения от патерналистской (распределительной) системы к демократической (взаимная ответственность).

Одним из аспектов исследования было выявление вспомогательных и косвенных управленческих ресурсов системы социальной защиты, таких как социокультурный, инновационный, этноконфессиональный, образовательный, коммуникативный (СМК) ресурсы, ресурс формирования общественного мнения. Так, например, социокультурный ресурс предполагает учет особенностей национальной татарской культуры, особого менталитета, специфики межличностных контактов, свойственных также представителям других национальностей, давно проживающих в республике. Установлено, что в республике распространенной нормой общения является вежливость и дружелюбие в отношении к окружающим и ожидание такого же отношения к себе от других. Традиционно это считается неотъемлемой чертой каждого воспитанного человека. 98% опрошенных в целом позитивно воспринимают свое ближнее и дальнее социальное окружение. Свободное время опрошенные в основной массе (52%) проводят у телевизора. Достаточно выражены и сохранены ориентации респондентов на занятия чтением (29%) и межличностное общение.

Помощь и поддержку социальных служб по месту жительства в большей степени ощущают пенсионеры (каждый второй указывал на ее наличие), почти в такой же степени помощь государства ощущается инвалидами, в наименьшей степени - семьями с детьми. Полную и своевременную информацию о социальных программах в своем районе имеет лишь один из десяти опрошенных. Это свидетельствует о том, что значительным резервом в улучшении качества социального обслуживания населения является повышение информированности населения о программах социальной помощи. Мощным средством могут стать специальные циклы программ СМИ, посвященные социальным вопросам. Хотя подобные программы существуют, и они занимают определенное место в сетке эфира, этого явно недостаточно. Необходимо повысить их адресность и доступность для социально незащищенных категорий населения.

По мнению опрошенных, среди первоочередных мер для улучшения социальной поддержки населения совершенствование социальной политики через усиление адресности и социальной справедливости.

В целом данные исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. В общественном сознании постепенно происходят изменения, выражающиеся в признании позитивной роли социальных служб нового типа, повышении статуса социальных работников, в повышении востребованности у граждан России в прямых социальных услугах, а не только в социальном обеспечении, материальной и финансовой поддержке. Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000г. установлен профессиональный праздник «День социального работника».

2. Все в большей степени признается равноправное положение социального обслуживания с образованием и здравоохранением, так как оно конституциировано и направлено на удовлетворение базовых потребностей населения, играет существенную роль в социальной защите граждан России.

3. Система социальной защиты населения, став неотъемлемой частью государственной социальной политики и одним из секторов социальной сферы, по существу превратилось в социальный институт, то есть в устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности людей.

4. Форсированные преобразования в социальном обслуживании привели к изменениям в образцах поведения, психологии и мышлении работников социальных служб, к развитию системы высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для учреждений социального обслуживания населения.

5. Для дальнейшего развития системы социальной защиты населения в целом и социального обслуживания в частности требуется принятие государственных стандартов на федеральном уровне, направленных на значительное улучшение качества и эффективности мер социальной поддержки. Безусловно, необходимо привлечение значительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных, обеспечение социальных служб специалистами высокой квалификации.

6. Чрезвычайно важно сегодня критически отнестись к нынешнему состоянию социального обслуживания, объективно оценить деятельность социальных служб, пересмотреть концепцию социального обслуживания с учетом изменений, происшедших в республике и в России за последние два года, и выработать новую стратегию в этой сфере.

7. Очевидно противоречие между объективной общественной потребностью в диверсификации социальных услуг и реальной потребностью людей в получении этих услуг, уровнем востребованности деятельности социальных служб, отдельных специалистов социальной сферы. Расширение возможности граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг должны быть обеспечены на основе активного привлечения негосударственного сектора.

8. Необходимо конструктивное преодоление противоречий между достигнутыми организационными формами социального обслуживания и технологиями социального обслуживания, уровнем их овладения различными типами учреждений социального обслуживания, которые, естественно, отрицательно влияют на эффективность предоставляемых населению социальных услуг. Обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальное услуги, позволит создать эффективную систему социального обслуживания.

9. Преодоление противоречий между способами организации социального обслуживания в разных ведомствах Российской Федерации (социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, органов по делам молодежи и др.), совершенствование координации деятельности без дополнительных бюджетных затрат могут значительно повысить уровень достаточности социального обслуживания, устранить противоречие между продекларированным равенством граждан в получении социальных услуг и реальным неравенством в социальном обслуживании различных категорий населения. Необходимо совершенствование механизмов межведомственного и межсекторного взаимодействия в области социальной защиты населения республики, привлечение социально ответственного бизнеса к участию в мероприятиях по социальной защите.

10. Имеет место противоречие между старыми, традиционными видами, формами и методами социального обслуживания и инновационными подходами к удовлетворению социальных потребностей населения.

Таким образом, комплекс противоречий в развитии системы социальной защиты, который является по существу стимулом восхождения на новый уровень удовлетворения базовых потребностей людей, вытекает из общих социальных и исторически обусловленных условий социально-экономического и духовного развития общества. Конструктивное преодоление этих противоречий, а также рациональное задействование управленческих ресурсов социальной защиты населения будет способствовать созданию достаточной и целостной социальной службы.

Сегодня социальная служба Республики Татарстан развивается в совершенно иных социально-экономических условиях, основным направлением стратегии развития в настоящее время является повышение качества публичных услуг. Повышение качества дея-

тельности государственной системы социальной защиты населения потребует пересмотра, как системы управления отраслью «Социальная защита», так и содержания деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания по социальной поддержке, социальной помощи и предоставлению социальных услуг.

На деятельность и развитие отрасли в целом существенное влияние оказывают следующие факторы:

- недоработанность нормативно-правовой базы в области социальной защиты населения;

- значительные различия социально-демографической ситуации, прежде всего в части старения населения и неблагоприятного соотношения численности населения трудоспособного возраста и населения старшего поколения, нуждающегося в социальных услугах и социальной поддержке;

- высокая численность малоимущего населения, не имеющего возможности приобретать дополнительные социальные услуги на платной основе;

- дефицит финансовых средств, необходимых как на развитие новых направлений деятельности, так и на укрепление существующей материально-технической базы отрасли.

Дальнейшая стратегия развития системы социальной защиты обусловлена, с одной стороны, необходимостью обеспечения гарантированных прав граждан, с другой - повышением эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Поэтому главной задачей станет стремление к повышению эффективности предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг населению, контролированию затрат, в том числе через политику ресурсосбережения с учетом требования законодательства и целевых показателей (индикаторов) ресурсосбережения.

Ресурсосбережение - это деятельность министерства, его территориальных органов и подведомственных учреждений по рациональному использованию всех ресурсов, включая экономические ресурсы (электроэнергию, тепловую энергию, все виды материальных ресурсов, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и т.д., а также результат труда человека), административный (система управления отраслью), нормативно-правовой, кадровый, информационный, интеллектуальный, и их взаимодействие.

Управление ресурсосбережением охватывает весь диапазон проблем, касающихся стратегии развития отрасли, на всех уровнях административного управления: министерство - территориальные органы социальной защиты - учреждение социального обслуживания.

Отраслевая система управления ресурсами, разработанная на основе международных стандартов качества в части применения принципов административного управления, применяется только к тем аспектам, которые могут контролироваться внутри системы на всех уровнях управления и на которые можно реально оказывать влияние. Система управленческих ресурсов основана на стратегических целях в области социальной защиты населения, утвержденных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, которая, в свою очередь, является концептуальной и организационной основой государственной социальной политики Республики Татарстан, определяющей направления приоритетного развития и основные мероприятия на период до 2010 года.

Программа также является основным инструментом развития системы административного управления отраслью, базовым документом развития нормативно-правового ресурса и включает мероприятия по следующим основным направления деятельности отрасли:

- нормативное правовое обеспечение;

- повышение эффективности управления и финансового обеспечения;

- развитие межсекторного взаимодействия;

- социальное обслуживание населения;

- социальная помощь и меры социальной поддержки (социальные льготы);

- социальная поддержка семьи и детей;

- социальная поддержка ветеранов и граждан пожилого возраста;

- социальная поддержка инвалидов;

- социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В качестве ключевого направления расширения управленческих ресурсов, основанных на программно-целевом методе, рассматриваются:

- основные цели и задачи отрасли, увязанные с приоритетами государственной политики, показатели, характеризующие уровень достижения целей;

- целевые программы, реализация которых должна обеспечить решение поставлен-

ных задач и тем самым - достижение поставленных целей.

Для решения поставленных задач в отрасли социальная защита Республики Татарстан разрабатываются и реализуются отраслевые программы:

> «Развитие отрасли «Социальная защита Республики Татарстан» до 2007 года»;

^ «Здоровая семья», «Пожилые люди Татарстана», «Интеграция инвалидов в общество»»;

> «Энергосбережение в отрасли». «Социальная защита Республики Татарстан»;

> «Капитальные вложения в основные фонды с учетом их износа»;

> «Оптимизация бюджетных расходов в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан»»;

^ «Программа модернизации и оптимизации деятельности учреждений социальной защиты Республики Татарстан»;

^ «Управление качеством в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан».

> Развитие кадрового потенциала отрасли «Социальная защита Республики Татарстан»», в том числе подпрограмма «Охрана труда в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан»;

^ «Научно-методическое и информационное обеспечение отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», в том числе подпрограммы: «Проведение научных исследований в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», «Развития инновационной деятельности в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», «Развитие информационного обеспечения деятельности отрасли «Социальная защита Республики Татарстан»;

^ «Программа информатизации отрасли «Социальная защита Республики Татарстан».

Важным фактором в достижении эффективности использования управленческих ресурсов станет новая Концепция реформирования бюджетного процесса, в которой должно быть предусмотрено создание условий для максимально эффективного управления государственными процессами финансирования в соответствии с приоритетами государственной политики. Смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем расширения самостоятельности участников бюджетного процесса, повышения их ответственности за достижение количественно определенных среднесрочных целей и перехода преимущественно к программноцелевым методам бюджетного планирования обеспечит прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, установленными исходя из приоритетов государственной политики.

Таким образом, развитие системы управления ресурсами в деятельности социальных служб позволит достичь в перспективе движение от общего к частному - от общенациональных приоритетов и стратегических целей государства - к целям и задачам системы социальной защиты, реализуемым в отрасли комплексных и целевых программ.

Именно этот принцип будет положен в основу управления ресурсами социальной работы и достижения поставленных стратегических целей и тактических задач через:

- декомпозицию целей развития страны в цели и задачи развития социальной службы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уточнение системы целей развития социальной службы, наиболее полно и достоверно отражающих уровень их достижения;

- разработку основных параметров комплексных и целевых программ и мероприятий по социальной защите, реализация которых обеспечит расширение установленных задач;

- установление приоритетов по целям, задачам и программам и распределение бюджетных средств по приоритетным программам исходя из бюджетных ограничений;

- развитие системы негосударственного сектора социальных служб и участия социально ответственного бизнеса в мероприятиях по социальной защите населения.

Литература

1. Основные управленческие ресурсы социальной поддержки отдельных категорий населения в РТ// Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. - Казань, 2001. — 72 с.

2. Социальное обеспечение в РТ. — Казань: Мин-во соц. обеспечения РТ, 2000.

3. Управленческие ресурсы системы социальной защиты семьи в РТ // Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. — Казань, 2000.

4. Управленческие ресурсы решения проблем кризисных ситуаций в социальной сфере РТ // Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. — Казань, 2001.

5. Социальная работа — важный ресурс восстановления социального здоровья всего населения // Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. — Казань, 2001.

6. Управленческие ресурсы социального обслуживания - как фактор улучшения социального самочувствия населения в РТ // Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. — Казань, 2000.

7. Подготовка кадров системы социальной защиты населения — главный управленческий ресурс ее совершенствования // Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. — Казань, 2001.

8. Научные исследования и учебно-методическая работа как ресурс отраслевого управления // Образование и практика специалистов социальной работы: состояние, проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. МЗ РФ. — Казань: Мин-во здравоохранения, — 2001.

9. Типология управленческих ресурсов системы социального обеспечения РТ // Вестник ТИСБИ. — Казань, 2001. — №2. — С. 78-84.

10. Государственные гарантии и льготы - управленческий ресурс поддержания уровня жизни населения //Нормативные акты Республики Татарстан.- Казань, 2002. № 11.

11. Действенная поддержка, основанная на уважении к человеку //Человек и труд. 2002. №2.

12. О роли социальной службы Республики Татарстан в улучшении демографической ситуации. АН РТ ТИСБИ //Вестник ТИСБИ. 2002. № 3.

13. Конкурс социальных проектов как ресурс развития социальной сферы // Тезисы докл. Республ. науч.-практич. семинара «Общественная инициатива - 2002», Казань, 2002.

14. Социальная защита населения: эффективность социальная и экономическая //Социальная защита в РТ: Сб. науч. тр. - Казань, 2003.

15. Социальная защита населения - бюджетособирающая отрасль //Татарстан. 2003. №4. С. 24-27

16. Особенности системы социальной поддержки многодетных семей в Республике Татарстан //Сб. Мин-ва соц. защиты РТ. Серия «Социальная защита в Республике Татарстан» - Казань, 2004.

© К. Н. Новикова - канд. соц. наук, Мин-во социальной защиты Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.