УДК 33:36:331.024.2
М. В. Г инсбург, М. Н. Максимова РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Анализируются основные направления работы по оптимизации государственных инвестиций в социальное обслуживание на основе разработанной Министерством социальной защиты Республики Татарстан Концепции модернизации и развития социального обслуживания населения Республики Татарстан. Акцент сделан на переход в финансировании социальных учреждений со сметного метода на нормативно-подушевое бюджетирование отрасли с ориентацией на социальный результат.
Рационализация государственных инвестиций в систему социального обслуживания населения Республики Татарстан
На международном Конгрессе «Мир вне баланса: двигаясь по направлению нового социального равновесия», который проходил с 30 по 3 августа 2006г. в Германии в г. Мюнхене, обсуждался вопрос выстраивания общеевропейской концепции социальной защиты. Суть концепции состоит в изменении парадигмы социальной работы, когда сама система социальной защиты должна в большей степени включать в себя элементы, способствующие обществу обходится без нее, т.е. профилактика, борьба с маргинализацией, а также политика создания новых рабочих мест.
При этом подчеркивалось, что в странах Евросоюза происходит движение от централизованной системы социальной помощи, в которой доминирует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными источниками. Такие перемены отражаются на принятой в Европе Концепции благосостояния, поскольку расширяются традиционные понятия оказания социальных услуг за счет включения экономических и рыночных критериев.
Реалии времени свидетельствуют о том, что процесс глобализации и интеграции значительно воздействуют на социальную работу во всем мире. В этом отношении Республика Татарстан, как и Российская Федерация в целом, не является исключением.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года, деятельность Министерства социальной защиты Республики Татарстан (МСЗ РТ) направлена на снижение негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения республики, продление автономной независимости пожилых, социальную интеграцию инвалидов через предоставление доступных и качественных услуг учреждениями социального обслуживания, а также усиление адресности оказываемой поддержки в целом и, прежде всего, - семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С 2005 года полномочия в области социального обслуживания являются предметом ведения субъектов Российской Федерации. Из законодательства исключены понятия «муниципальный сектор», «муниципальное учреждение» социального обслуживания. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.11.05 г. №1812-р всем учреждениям социального обслуживания придан статус «государственное учреждение».
Из 165 учреждений, действующих в сфере социального обслуживания республики. В настоящее время в сети учреждений социального обслуживания действуют: 35 домов-интернатов для престарелых инвалидов; 4 психоневрологических интерната, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 3 Республиканских центра; 54 Центра социального обслуживания населения; 8 Центров реабилитации инвалидов; 4 Социальнооздоровительных центра; 22 Социальных приюта для детей и подростков; 14
Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями; 5 Социально-реабилитационных Центров для несовершеннолетних; 10 Центров социальной помощи семье и детям; 3 Центра социальной адаптации для лиц БОМЖ; 1 Специальный дом для одиноких престарелых; 1 Социальная гостиница.
Ежегодно в учреждениях отрасли социальные услуги получают около 1,5 млн. человек, из них более 760,0 тыс. - граждане пожилого возраста и инвалиды. [2, с.9]
При планировании своей работы МСЗ РТ ставит две основные цел:
- обеспечение социальной защищенности малоимущих и социально-уязвимых групп населения не ниже нормативного уровня путем повышения эффективности механизмов предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг;
- обеспечение адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды через содействие самореализации личности.
Для успешной реализации данных целей необходимо:
1. совершенствовать нормативную правовую базу отрасли;
2. усилить адресный подход предоставления мер социальной поддержки путем поэтапного установления мер социальной поддержки в зависимости от среднедушевого дохода;
3. оптимизировать деятельность учреждений социального обслуживания;
4. повысить эффективность и качество предоставления социальных услуг;
5. усовершенствовать финансовый механизм управления системой социального обслуживания.
В целях совершенствования нормативной правовой базы отрасли был разработан и принят закон Республики Татарстан «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан», которым:
установлено четкое определение форм, видов социального обслуживания;
- дано определение системы социального обслуживания, состоящей как из государственного, так и негосударственного секторов;
- определен состав государственных стандартов;
- установлена обязательность выполнения требований стандартов к качеству оказания услуг для государственного и негосударственного сектора;
- определен исчерпывающий перечень типов учреждений в государственном секторе социального обслуживания и перечень категорий граждан, имеющих право на получение услуг в государственном секторе социального обслуживания;
- установлен принцип государственного заказа в сфере социального обслуживания.
В деятельности учреждений социального обслуживания республики, которые находились в ведении муниципальных органов, сложились такие недостатки, как: систематическое недофинансирование; искажение штатного расписания в части распределения обслуживающих специалистов и специалистов, непосредственно занятых предоставлением социальных услуг; нарушение тарифно-квалификационных требований при формировании фонда оплаты труда; упущения в подготовке и расстановке кадров;
привлечение работников учреждений к выполнению несвойственных функций; несоблюдение требований к приему граждан на социальное обслуживание.
Все это в конечном результате влияло на качество и результативность оказываемых услуг. Поэтому возникла потребность в изменении стратегических ориентиров развития службы на ближайшую перспективу с целью решения главных проблем: повышение доступности, качества социального обслуживания, результативности деятельности учреждений, повышения эффективности бюджетных вложений.
С этой целью МСЗ РТ проведена комплексная инвентаризация и функциональный анализ деятельности учреждений социального обслуживания, их результативности.
На основе анализа и многочисленных обсуждений на научно-практических семинарах с активом отрасли, предложена новая стратегия развития системы социального обслуживания, обеспечивающая с одной стороны, гарантированные законодательством права граждан на социальное обслуживание, с другой - повышение эффективности бюджетных инвестиций в отрасль.
Все мероприятия по реорганизации сети учреждений планируется осуществить в рамках средств и штатной численности, высвобождаемой в результате оптимизации существующей сети учреждений и в соответствии с Концепцией модернизации и развития социального обслуживания населения Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2006г. №335.
В настоящее время финансирование отрасли происходит путем предоставления субвенций из республиканского бюджета муниципальным районам и округам. Кроме того, учреждения социального обслуживания активно занимаются предоставлением платных услуг тем категориям населения, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Общая сумма средств, полученных учреждениями социального обслуживания от оказания услуг за плату, за последние 4 года возросла в 5 раз и составила в прошлом году -9,9 млн.рублей, в 1 полугодии 2006 г. - 7,2 млн. рублей.
Общая сумма средств, полученных учреждениями отрасли из разных источников составила 624,5 млн. рублей, в т.ч. из республиканского бюджета- 574,9 млн.руб., внебюджетные средства - 49,6 млн.руб. [2]
Одновременно с мероприятиями по оптимизации бюджетной сети учреждений, совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан в целях совершенствования финансового механизма управления социальным обслуживанием, а также повышения эффективности использования бюджетных средств, ведется работа по внедрению нормативно-подушевого метода бюджетирования отрасли с последующей ориентацией на социальный результат.
Существующая в настоящее время система финансирования социальных служб строится на основе сметного метода.
Смета доходов и расходов - документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Смета есть простейшая форма финансового плана [4].
Система сметного финансирования социальных служб построена на жестком принципе закрепления расходов по статьям, хотя все в большей мере начинает проявляться как объединение статей и ассигнований, как режим расходования средств с учетом своих доходов.
Ассигнования на содержание бюджетных учреждений определяются на основе про-
гнозируемых объемов предоставления государственных услуг. Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями функциональных, ведомств, и экономической классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производств, показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат.
Проблемы эффективного использования бюджетных средств возникают из-за отсутствия до настоящего времени:
- единых четких критериев эффективности использования бюджетных средств, позволяющих оценить количественно результаты использования бюджетных средств, т. е. нет системы показателей экономической и социальной эффективности использования бюджетных средств,
- мер ответственности (административной, уголовной и т.п.) за неэффективное использование бюджетных средств и порядка привлечения к ответственности.
Бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления.
В связи с этим можно определить основные принципы внедрения бюджета, ориентированного на результат в практику деятельности службы:
1. деятельность службы имеет стоимость и поэтому должна быть стандартизирована и оценена;
2. деятельность должна приводить к результату и он должен быть измеряем. Причем результат должен иметь не только ведомственный, но и социально-значимый характер;
3. необходимость внедрения бюджетирования по результату определяется правительственными документами. [5]
Для оценки процессов как социальное обслуживание населения осуществляются в рамках принципов управления и бюджетирования по результату, разрабатываются и реализуются результативно-ориентированные программы социального обслуживания. Такие программы должны, во-первых, иметь дизайн, направленный на достижение конкретных измеримых результатов (положительных изменений) у клиентских групп. Во-вторых, их реализация должна происходить таким образом, чтобы вероятность достижения результатов была максимизирована. В-третьих, в ходе осуществления этих программ должен проводиться регулярный мониторинг их результативности для того, чтобы иметь представление о практической адекватности программ и принятия управленческих решений с точки зрения повышения результативности.
Предоставление социальных услуг должно организовываться не по традиционному сметному содержанию поставщиков социальных услуг (т.е. фактического финансирования самого факта существования: поставщика), а по принципу покупки услуг. Эта покупка может осуществляться либо через технологии конкурсного заказа или бесконкурсного бюджетного задания, либо через технологию, так называемых целевых потребительских субсидий (социальных ваучеров). Последняя технология подразумевает, что выбор конкретного поставщика осуществляется непосредственно самим потребителем среди поставщиков, отвечающим определенным требованиям заказчика. А оплата поставщику за оказанные услуги осуществляется заказчиком после оказания услуги потребителю в зависимости от объема предоставленных услуг. Покупка услуг требует иных подходов к бюджетированию, а именно - расчета стоимости не функционирования поставщика, а стоимо-
сти оказания конкретных социальных услуг.
МСЗ РТ начало разрабатывать основные индикаторы оценки решения задачи повышения эффективности и качества предоставления социальных услуг нуждающимся категориям населения.
Это такие показатели как:
- охват граждан пожилого возраста социальным обслуживанием на дому в расчете на 10000 пенсионеров;
- удельный вес пожилых граждан и инвалидов, восстановивших способность к самообслуживанию, от общего числа прошедших реабилитацию;
- удельный вес лиц БОМЖ с восстановленным социальным статусом от общего числа прошедших реабилитацию;
- соотношение количества детей, выбывших с семейной формой жизнеустройства из учреждений для несовершеннолетних к общему числу выбывших из учреждений, в том числе выбывших в родные семьи, выбывших в приемные семьи, переданных под опеку (попечения), переданных на усыновление (удочерение);
- удельный вес семей с детьми, снятых с социального патронажа с положительной динамикой, к общему количеству семей, снятых с социального патронажа;
- удельный вес реабилитации инвалидов в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации к количеству разработанных индивидуальных программ реабилитации;
- удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги с положительной динамикой или полной реабилитацией от общего количества, прошедших реабилитацию;
- соотношение количества молодых инвалидов, вернувшихся к посильному труду, к общему числу прошедших реабилитацию.
Нормирование будет производится по семи видам услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания: социально-бытовые; социально-
реабилитационные; социально-медицинские; социально-психологические; социальноправовые; социально-педагогические; социально-экономические услуги.
В итоге ожидаются следующие результаты:
• будет обеспечена прозрачность распределения бюджетных средств;
• произойдет структурная перестройка сети учреждений;
• совершенствуется система программно-целевого управления;
• эффективность деятельности учреждений будет оцениваться на основе системы индикативного управления;
• будет определен механизм ценообразования на услуги;
• сформируется рынок социальных услуг.
Одновременно в отрасли социальной защиты происходя процессы вовлечение в решение социальных проблем нуждающихся категорий населения негосударственных учреждений и организаций.
Развитие отрасли социальной защиты требует установление партнерских отношений федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, отраслей, общественности, бизнеса, средств массовой информации и других структур.
Необходимость межсекторного взаимодействия для более эффективного решения социальных проблем не подвергается сомнению. Важно правильно выбрать форму, метод, технологию взаимодействия применительно к каждому конкретному случаю для достижения лучшего желаемого результата. Для повышения эффективности развития о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные органы.
В последние годы расширение социальных функций бизнеса постепенно становится устойчивой тенденцией. Одна и трактовок социально-ответственного бизнеса определяет его как «работодателя - благотворителя, инвестирующий денежные средства в социальную сферу и предоставляющий возможность сотрудникам компании заниматься волонтерством и благотворительной деятельностью» [1].
С 2002 г. в РТ проходит республиканский конкурс «Общественная инициатива» [3]. Конкурс, предусматривающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности в социальной сфере, в т.ч. в областях социальной защиты населения, здравоохранения, просвещения, культуры, охраны окружающей среды и общественного правопорядка, призван способствовать развитию социопроектной культуры в деятельности учреждений социальной сферы, повышению профессионального уровня их сотрудников и внедрению новых методов, форм и приемов в практическую деятельность.
Таким образом, в систему государственного инвестирования функционирования системы социального обслуживания населения Республики Татарстан начинают внедряться экономические принципы. Данный процесс осуществляется путем оптимизации
существующей сети учреждений социального обслуживания, внедрения нормативноподушевого метода бюджетирования отрасли, ориентированного на результат - оказание качественных социальных услуг, категориям граждан, объективно нуждающихся в социальных услугах.
Литература
1. Новикова К.Н. Опыт и перспективы развития социального инвестирования в Республике Татарстан // Информационный бюллетень по материалам форума: «Общество-бизнес-власть: объединение усилий в развитии благотворительной деятельности». Выпуск №1. Казань: Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности. 2006. С. 45-50.
2. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2005г. Казань: МСЗ РТ, 2006. 41 с.
3. Постановление Кабинета Министров РТ «О республиканских конкурсах социальных проектов в Республике Татарстан» от 06.06.02. № 312 // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.
4. Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш.Лозовский и др. М.: Универсал, 2003. 456 с.
5. Чагин К. Г. Новые технологии управления в сфере социальной помощи и социального обслуживания населения // Журнал исследований социальной политики. 2005. №4. С. 35-42.
© М. В. Гинсбург - вед. консультант министерства социальной защиты Республики Татарстан; М. Н. Максимова - канд. экон. наук, доц. КГМУ.