Научная статья на тему 'Внебюджетные источники ресурсов социальных учреждений'

Внебюджетные источники ресурсов социальных учреждений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова М. Н.

В статье анализируются внебюджетные источники ресурсов социальных учреждений Республики Татарстан. Традиционный в экономике подход к ресурсному обеспечению социальных учреждений только из бюджета государства и его структур не позволяет социальным учреждениям решать трудные жизненные ситуации своих клиентов, повышать эффективность и качество оказания социальных услуг. Проводимые в республики конкурсы «Общественная инициатива» новый внебюджетный источник ресурсов учреждений социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внебюджетные источники ресурсов социальных учреждений»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 1 (6), с. 44-49

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2007 г. М.Н. Максимова

Казанский государственный медицинский университет

уе stnik_nngu@mail. га

Поступила в редакцию 25.12.2006

В статье анализируются внебюджетные источники ресурсов социальных учреждений Республики Татарстан. Традиционный в экономике подход к ресурсному обеспечению социальных учреждений только из бюджета государства и его структур не позволяет социальным учреждениям решать трудные жизненные ситуации своих клиентов, повышать эффективность и качество оказания социальных услуг. Проводимые в республики конкурсы «Общественная инициатива» - новый внебюджетный источник ресурсов учреждений социального обслуживания.

Стремительные изменения, происходящие в стране, требуют от социальных учреждений внесения серьезных корректив в свою деятельность, в частности привлечения внебюджетных источников ресурсов. Очевидно, что обеспечение всех нуждающихся различными формами финансовой и материальной помощи только государством, без сотрудничества с коммерческими и некоммерческими организациями,

предпринимательскими структурами

становится невозможным. Проблемы бедности, повышения уровня и качества жизни, стабильности необходимо решать совместными усилиями.

Социальные учреждения социальных министерств Республики Татарстан (РТ), и в первую очередь министерство социальной защиты РТ (МСЗ РТ), активно развивают сотрудничество государственных органов, коммерческих и НКО, что было продемонстрировано и по достоинству оценено на окружных ярмарках социальных и культурных проектов «Пермь-2000» и «Саратов-2001». Так, по итогам проведения ярмарки социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа «Пермь-2000», проектами-победителями из Республики Татарстан стали 6 социально значимых проектов, позволивших дополнительно привлечь в социальную сферу республики внебюджетных 1598,6 тыс. руб. В ходе проведенной окружной ярмарки социальных и культурных проектов «Саратов-2001» признаны победителями три проекта Республики Татарстан с общей суммой привлекаемых средств 1022,0 тыс. руб. [1, с. 34].

Эти социальные проекты стали результатом межсекторного взаимодействия - совместной, партнерской деятельности государственных,

коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих, соответственно, первый, второй и третий секторы, связанные со сферой человеческой жизнедеятельности. Эти секторы имеют ряд отличительных особенностей, которые позволяют судить о принадлежности организации к одному из них. Секторы находятся в состоянии постоянного взаимовлияния, взаимопроникновения, поэтому важно так построить взаимодействие между ними, чтобы оно представляло собой не конкуренцию и не тихую и равнодушную нейтральную позицию, а конструктивные партнерские отношения, скоординированные совместные действия ради решения общественных, социальных проблем.

Необходимость межсекторного взаимодействия для более эффективного решения социальных проблем не подвергается сомнению. Важно правильно выбрать форму, метод, технологию взаимодействия применительно к каждому конкретному случаю для достижения лучшего желаемого результата.

Активность учреждений социального обслуживания республики в данном направлении нашла отражение в проведении МСЗ РТ в 2002 г. республиканского конкурса социальных проектов «Общественная инициатива» совместно с некоммерческими организациями. Конкурс прошел успешно, и его стали проводить каждый год, что закреплено постановлением кабинета министров РТ «О республиканских конкурсах социальных проектов в Республике Татарстан» № 312 от 06.06.2002 г.

Первым организатором конкурса было МСЗ РТ, к которому постепенно присоединились министерство по делам молодежи и спорту РТ, министерство образования и науки РТ, министерство здравоохранения РТ, негосударственные пенсионные фонды, татарстанское региональное

отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», фонд «Социальные инициативы» г. Казани, бизнес-структуры и др.

Цель проведения конкурсов «Общественная инициатива» - формирование и развитие негосударственной составляющей ресурсообеспече-ния системы социальной защиты населения в РТ. Исходя из цели, были выделены основные направления деятельности МСЗ РТ и его учреждений в данной области:

- развитие межсекторного взаимодействия, налаживание конструктивного сотрудничества государственных органов власти, социальных учреждений, бизнес-сообщества и некоммерческих организаций в решении социальных проблем;

- создание условий для формирования и развития социальной ответственности бизнеса РТ;

- участие в развитии негосударственного пенсионного обеспечения в РТ;

- поддержка социально значимых инициатив некоммерческих организаций и вовлечение в совместные с добровольцами объединения.

Условия конкурса следующие: проект

должен быть посвящен решению социально значимой проблемы в областях социальной защиты населения, здравоохранения, просвещения, культуры, охраны окружающей среды и общественного порядка; призван способствовать развитию социопроектной культуры в деятельности учреждений социальной сферы, повышению

профессионального уровня их сотрудников и внедрению новых методов, форм и приемов в практическую деятельность. Все проекты должны быть партнерскими с

предпринимательскими структурами.

Конкурс проводился по различным номинациям:

- в 2002 г.: «Новые социальные технологии в социальном обслуживании населения»; «Добровольческая деятельность молодежи в поддержку социально уязвимых категорий населения»; «Взаимная социальная поддержка: формы, методы, приемы» [4];

- в 2003 г.: «Ресурсы местного сообщества в социальной поддержке пенсионеров»; «Общественные добровольческие инициативы»; «Формирование здорового образа жизни у молодежи» [5];

- в 2004 г. конкурс прошел под девизом «Семья и общество» по следующим номинациям: «Развитие институтов, способствующих повышению гарантий прав пожилых людей» (учредитель - МСЗ РТ); «Поддержка молодых семей» (учредитель - министерство по делам

молодежи и спорту РТ); «Социальная инициатива. Актуальность и возможные пути реализации» (учредители - татарстанское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» и фонд «Социальные инициативы» г. Казани) [7];

- в 2005 г.: «Социально-экологическое

обустройство прилегающих территорий объектов социальной сферы»; «Взаимодействие предпринимательских структур и социальных учреждений в сфере оказания услуг населению» [3, с. 4];

- в 2006 г.: «Семейные формы жизнеустройства: виды, методы и перспективы развития»; «Социальная адаптация пожилых людей и инвалидов»; «Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде» [8].

Организация конкурса социальных проектов «Общественная инициатива» осуществляется в шесть этапов:

1. Информационный (размещение информации о конкурсе в СМИ, интервью с организаторами конкурса, брифинги с участием ведущих печатных и электронных СМИ и т.д.).

2. Обучающий, включающий проведение республиканских и зональных семинаров, совещаний по тематике номинаций для потенциальных участников конкурса.

3. Консультационный - проведение консультаций для авторов разработанных социальных проектов.

4. Прием конкурсных заявлений и определение участников конкурса.

5. Экспертиза социальных проектов, признанных конкурсной комиссией, участниками конкурса.

6. Подведение итогов конкурсов (проведение научно-практического семинара, награждение победителей).

По территориальному признаку: если на идею МСЗ РТ о проведении конкурса в 2002 г. откликнулось 32 района и города республики (17 не участвовали), было подано 104 проекта, то в 2003 г. уже 49 территорий заявили о своем участии (не участвовали только Атнинский и Сармановский районы) с 144 проектами, в 2004 г. приняли участие все районы и города РТ со 183 проектами, в 2005 г. - 49 территорий представили 113 проектов (кроме Аксубаевско-го района и Кировского района г. Казани). Участие большинства районов и городов республики можно считать критерием необходимости и признания конкурса.

Наиболее активные участники конкурса: г. Казань (более 150 проектов); г. Набережные

Таблица 1

Участие учреждений и организаций в конкурсе «Общественная инициатива», количество прокектов (% от общего количества)

Учреждения социальной сферы и общественные организации 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

1. Учреждения социальной защиты 43 (41,3%) 67 (46%) 100 (54,5%) 97 (85,8%)

2. Общественные организации 40 (38,4%) 46 (30%) 36 (19,7%) 8 (7,1%)

3. Учреждения образования 8 (7,6%) 11 (9%) 14 (7,7%) 5 (4,4%)

4. Учреждения здравоохранения 5 (4,8%) 2 (1,3%) 11 (6,0%) 2 (1,8%)

5. Учреждения по делам молодежи, спорту и туризму 4 (3,8%) 6 (4%) 14 (7,7%) 1 (0,9%)

6. Учреждения культуры — 8 (5%) 8 (4,4%) —

7. Советы местного самоуправления 3 (2,8%) 4 (2,7%) — —

8. Учреждения занятости 1 (0,9%) — — —

Итого 104 144 183 113

Челны (37 проектов); Зеленодольский муниципальный район (24); Бавлинский муниципальный район (24); г. Нижнекамск (19); г. Бугульма (18); Чистопольский муниципальный район (18); Лениногорский муниципальный район (13 проектов). Полная картина участия учреждений социальной сферы и общественных организаций в конкурсе «Общественная инициатива» в 2002—2005 гг. представлена в табл. 1 [2, с. 6-7; 3, с. 6].

Как видим, за время проведения конкурса произошло увеличение среди участников числа социальных учреждений, что говорит о расширении и укреплении взаимодействия, координации действий учреждений социальной сферы в решении сложных социальных проблем, вопросов социального обслуживания населения. Однако учреждения культуры, труда и занятости, советы местного самоуправления (СМС) пока активного участия в конкурсе не принимают. Это объясняется рядом причин. В частности, советы местного самоуправления в связи с принятием ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. находились в стадии выборов, формирования и определения планов развития.

Несмотря на низкие показатели участия, СМС дважды становились грантополучателями, удостаивались дипломов и ценных призов конкурса, выступали в качестве партнеров еще в 30 социальных проектах. Позитивным фактором является то, что органы местного самоуправле-

ния начинают ощущать себя «центрами ответственности» при решении вопросов местных сообществ.

Число учреждений социального

обслуживания, принимающих участие в данном конкурсе, из года в год растет, причем были задействованы социальные учреждения

различного профиля: центры социального

обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; реабилитационные центры; приюты для детей и престарелых; центры психологической, социальнопсихологической помощи населению,

психоневрологические интернаты. Наибольшую активность в конкурсе проявили центры социального обслуживания населения: их число возросло с 23 до 60.

Таблица 2

Итоги мониторинга социальных проектов, не ставших победителями (мониторинг проведен в 2004 г.)

Реализовано 2002 г. 2003 г. Итого

Социальные проекты Частично Дополнительно привлеченные средства 36 проектов на сумму 7 млн 428 тыс. руб. 23 проекта на сумму 3 млн 326 тыс. 812 руб. 10 млн 762 тыс. 240 руб. 49 проектов на сумму 9 млн 322 тыс. руб. 49 проектов на сумму 9 млн 138 тыс. 622 руб. 18 млн 460 тыс. 906 руб. 85 проектов на сумму 16 млн 810 тыс. руб. 82 проекта на сумму 12 млн 465 тыс. 434 руб. 29 млн 275 тыс. 718 руб.

Таблица 3

Сумма грантового фонда республиканских конкурсов социальных проектов «Общественная инициатива» (2002-2004 гг.)

Победители конкурсов Общая сумма грантового фонда за три года

РУб- % от общей суммы грантового фонда за 3 года

1. Общественные организации 942 388 38,3

2. Учреждения социальной защиты 1 189485 48,3

3. Советы местного самоуправления 130 750 5,3

4. Образовательные учреждения 98 300 4,0

5. Учреждения по делам молодежи и спорту 70 000 2,9

6. Учреждения здравоохранения 30 000 1,2

Итого 2 460 923 100,0

При выборе победителя проводилась экспертная оценка проектов, представленных на конкурс. Экспертизу проектов осуществляли члены конкурсной комиссии, специалисты из различных государственных и негосударственных организаций. Всего за четыре года победителями конкурса стали 49 учреждений социальной сферы и общественных организаций: 27 (55%) учреждений социальной защиты, 14 (29%) представителей общественных (некоммерческих) организаций; 2 (4%) совета местного самоуправления, 3 (6%) образовательных учреждения, 2 (4%) учреждения по делам молодежи и спорту, 1 (2%) учреждение здравоохранения [9, с. 24]. Победившие проекты получили гранты, ценные призы, отмечены дипломами. Не победившие в конкурсе проекты также успешно реализуются. Они получили ресурсы для решения поставленной социальной проблемы (табл. 2).

Финансирование конкурсов социальных проектов осуществляется за счет как бюджетных средств, так и внебюджетных с постепенным увеличением доли последних. В

2003 г. дополнительно к денежным средствам, выделенным на организацию и проведение конкурса МСЗ РТ и министерством по делам молодежи и спорту РТ в размере 1 млн 220 тыс. руб., в организацию и проведение конкурса внесли свой вклад три организации: Национальный негосударственный пенсионный фонд (30 тыс. руб.), негосударственный пенсионный фонд «Волга-Капитал» (15 тыс. руб.) и Лига негосударственных пенсионных фондов РТ (5 тыс. руб.). В 2004 г., помимо МСЗ РТ и министерства по делам молодежи и спорту РТ, внесших в грантовый фонд соответственно 300,0 и 100,0 тыс. руб., в формировании грантовых средств приняли участие татарстанское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая

Россия» (400,0 тыс. руб.) и фонд «Социальные инициативы» г. Казани (100,0 тыс. руб.) и др. На организацию и проведение конкурса в 2006 г. запланировано выделить 650,0 тыс. руб., в том числе: министерством социальной защиты Республики Татарстан - 500,0 тыс. руб.; министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан - 150,0 тыс. руб. Поддержка социально значимых инициатив некоммерческих организаций в рамках конкурса способствовала увеличению числа учредителей и спонсоров и, как следствие, формированию положительного имиджа конкурса. За три года очень серьезно увеличился его грантовый фонд (табл. 3).

Таким образом, конкурсы «Общественная инициатива» предоставляют следующие возможности и ресурсы:

1. Проведение конкурсов и участие в них становится важной составляющей эффективной совместной работы, взаимодействия государственных и негосударственных организаций, предпринимательских структур и социальных учреждений в развитии социального партнерства.

2. Конкурс социальных проектов - своеобразная школа социального проектирования для специалистов государственных и негосударственных социальных организаций и учреждений, принявших участие в конкурсе. Многие из них, впервые столкнувшись с разработкой социальных проектов, приобрели дополнительные знания и навыки проектной культуры. За четыре года отмечен рост качества предоставляемых социальных проектов.

3. Внедрение проектного подхода, проектирования в деятельность организаций социальной сферы способствовало повышению эффективности и качества их работы. Организации от решения текущих задач стали переходить к про-

граммно-целевой деятельности, от использования только бюджетных ресурсов - к привлечению и внебюджетных средств, добиваться максимальных результатов за короткие сроки, выполнять свои функции, исходя из интересов конкретной, целевой аудитории. Только реализация проектов-победителей принесла в социальную сферу республики на каждый вложенный бюджетный рубль более 2 руб. [2, с. 4].

курс на лучшее социальное учреждение. Так, в

2004 г. был проведен первый республиканский конкурс на звание «Лучший центр социальной помощи семье и детям», организованный МСЗ РТ. Основная цель - повышение престижности и значимости социальной работы с семьей, дальнейшее совершенствование деятельности центров социальной помощи семье и детям республики. Оргкомитет провел два отборочных

Таблица 4

Привлечение инвестиций в социальную сферу, тыс. руб.

Средства

Годы бюджетные внебюджетные привлеченные участниками конкурса общая сумма

2002 808,14 10 754,81 11 562,95

2003 1 220,00 50,00 18 460,91 19 730,91

2004 615,00 621,00 28 821,21 30 057,21

2005 700,00 18,00 43 000,00 43 718,00

Реализация социальных проектов республиканских конкурсов «Общественная инициатива»

Таблица 5

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализовано социальных проектов 36 49 33

Частично реализовано 23 49 58

Нереализованных проектов 38 32 28

4. Социальные проекты позволили расширить ассортимент социальных услуг населению, причем предприниматели заинтересованы в дальнейшем развитии проектов.

5. Конкурс постепенно привлекает все новые и новые некоммерческие организации, негосударственные пенсионные фонды, общественно-политические и религиозные организации, расширяя ресурсную базу сферы социального обслуживания, социальной защиты, привлекая дополнительные инвестиции. Сведения о привлечении инвестиций в социальную сферу представлены в табл. 4 [9, с. 23].

6. Конкурс показал, что социальное проектирование, конкурс «Общественная инициатива» являются важными, инновационными ресурсами развития социальной сферы, социального обслуживания. С помощью конкурса в отрасль привлечено внебюджетных средств более чем на 43 млн руб.

7. Организации, принявшие участие в республиканском конкурсе, получили необходимый опыт для участия во всероссийских и международных конкурсах социальных проектов.

8. Благодаря позитивному опыту, накопленному социальными учреждениями во время активного участия в конкурсе «Общественная инициатива», появилась возможность провести кон-

тура. Финал конкурса прошел в рамках празднования двух социально значимых дат -Международного дня защиты детей и Дня социального работника на базе центра социальной помощи семье и детям г. 3еленодольска. Победителем конкурса был признан коллектив центра социальной помощи семье и детям «Г аилэ» г. Казани.

В период организации и проведения конкурса социальных проектов обозначились проблемы качества и содержания предоставляемых конкурсных заявлений и проектов, что сказалось на реализации социальных проектов (табл. 5 [9, с. 23]); проблемы разработки критериев оценки эффективности, составления бюджета проекта; грантовые фонды конкурса (750-900 тыс. руб.) не позволяют организаторам профинансировать все интересные, «продвинутые» социальные технологии; назрела необходимость расширения состава постоянных учредителей конкурса за счет других социальных министерств, крупных промышленных предприятий, деловых и политических кругов республики, России, зарубежья. Следует постоянно вести рекламную, пропагандистскую работу по привлечению участников, спонсоров проектов и др.

Список литературы и примечания

1. Новикова К.Н. Конкурс социальных проектов как ресурс развития социальной сферы // «Общественная инициатива-2002» (октябрь 2002) / Под ред. К.Н. Новиковой, Р.Ш. Валеева. - Казань: МСЗ РТ, 2002.

2. «Общественная инициатива 2002—2004»: итоги и перспективы развития. Часть 2. (Ноябрь, 2004 г.) / Под ред. К.Н. Новиковой, Л.К. Сафиуллина, М.Н. Максимовой, В.В. Аржакова, И.И. Милюкова, Н.И. Семеновой. - Казань: Отечество, 2003.

3. Общественная инициатива-2005» (ноябрь 2005) / Под ред. К.Н. Новиковой. - Казань: МСЗ РТ, 2005.

4. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 6 июня 2002 г. № 313 «О республиканском конкурсе социальных проектов «Общественная инициатива-2002».

5. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 30 июня 2003 г. № 342 «О республиканском конкурсе социальных проектов «Общественная инициатива-2003».

6. Привлечение дополнительных ресурсов для реализации целей НКО, осуществляющих деятельность

в сфере социальной защиты населения / В.В. Аржа-ков, Я.С. Ясницкая. - Казань: Отечество, 2003.

7. Распоряжение кабинета министров Республики Татарстан от 2 июля 2004 г. № 945-р «О проведении республиканского конкурса социальных проектов «Общественная инициатива-2004».

8. Распоряжение кабинета министров Республики Татарстан от 28.07.2006 г. № 1054-р.

Социальная защита населения Республики Татарстан в 2005 году: Статистический сборник. - Казань: МСЗ РТ, 2006. - С. 23.

9. Социальная защита населения Республики Татарстан в 2005 году: Статистический сборник. - Казань: МСЗ РТ, 2006. - С.24.

NON-BUDGET SOURCES OF FUNDING FOR SOCIAL INSTITUTIONS

M.N. Maksimova

In the article non-budget sources of funding social institutions in Tatarstan are analyzed. The traditional approach to funding social institutions from state budget does not allow them to solve difficult life situations of their clients, to increase the efficiency and quality of social services. The competition «Public initiative» is a new nonbudget source of funding social institutions in the republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.