М. Н. Максимова
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Рассматриваются теория и практика управления ресурсами в учреждениях социального обслуживания отрасли социальной защиты Республики Татарстан. Выделяются цели, задачи, три основных механизма: организационноэкономический; финансово-экономический; государственное управление и контроль, определяющие этот процесс, дающие возможность получения социально-экономической эффективности социального обслуживания.
Управления ресурсами системы социального обслуживания в процессе энергосбережения
Процесс энергосбережения в системе социального обслуживания (СО) обусловлен наличием экономических и социальных предпосылок.
Наиболее передовые страны по энергоемкости: Дания, Япония, Австрия, ФРГ, Франция, у которых ВВП на душу населения составляет 30-35 тыс. долл., тратят условного топлива на человека от 4 до 6 т. В то же время в России производится 2 тыс. долл. в год ВВП на душу населения при том же расходе топлива, т.е. 4 т на человека. Другая группа стран - Испания, Израиль, Великобритания, США, Норвегия, Нидерланды - производят ВВП 26 тыс. долл. на душу населения, при этом тратят около 11 т условного топлива. Таким образом, энергоэффективность в России по сравнению с первой группой стран ниже в 15 раз, по сравнению со второй - в 13 раз [5]
Одной из основных причин напряженного состояния в топливно-энергетическом комплексе РФ и РТ является низкая энергетическая эффективность экономики. Суммарный потенциал энергосбережения в соответствии с программой «Энергосбережение России» определен в 450 млн. т у.т. при уровне потребления первичного топлива 980 млн т у.т., т.е. около 50%. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта в России вдвое больше по сравнению с развитыми странами, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляя финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления. Работы по повышению энергетической эффективности экономически выгодны, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты в 2,5-8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей. Так, на ОАО «Оргсинтез» (Казань) была введена новая технология смешивания гранул полиэтилена. В результате достигнуто снижение энергопотребления в 5 раз, при увеличении выпуска пленки высшего качества - в 3,5 раза [3].
Неэффективное использование топлива и энергии во многом связано с несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов. Они не стимулируют производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.
Важно отметить, что в связи с неотлаженностью финансовых рычагов взаимодействия российские производители тепла (и в централизованных, и в изолированных системах), как правило, совершенно не заинтересованы в экономии энергетических ресурсов у
потребителя, во внедрении измерительных систем теплоснабжения (узлов коммерческого учета расхода тепловой энергии). Отсутствие последних позволяет им, а также предприятиям, ответственным за производство и передачу тепла, списывать на потребителя все потери тепла, возникшие после выхода теплоносителя в теплотрассу. В результате в сфере городского теплоснабжения складывается ситуация, для которой характерны следующие негативные факторы: во-первых, отсутствие у производителей тепла побудительных стимулов внедрять измерительные системы и энергосберегающее оборудование, так как за потерю тепла расплачивается потребитель, во-вторых - продолжающийся рост стоимости тепла ведет к увеличению неплатежеспособного спроса на него со стороны потребителей [8].
Экономия ресурсов возникает только у производителя, в котельных, на ТЭЦ районов и городов республики экономятся реальные тонны угля, мазута, тыс. м3 газа, а эффективное использование тепла, воды, электроэнергии - всегда у потребителя. Если не найти общий подход и баланс интересов, то производитель возложит на потребителя все свои издержки. Поэтому необходимо установить баланс производства и потребления ТЭР на уровне района, города, республики, отрасли.
Высока энергоемкость экономики РТ, превышающая соответствующие показатели ведущих промышленно-развитых стран в 2-3 раза.
В Республике Татарстан крайне мало производится энергосберегающей техники и материалов, приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, слабо внедряются передовые энергосберегающие технологии. Такое положение дел объясняется отсутствием надлежащей информационной базы, рынка энергосберегающей техники и технологий, финансовых средств у потенциальных производителей и потребителей продукции, значительными сложностями при получении кредитов.
Энергозатратность производств определяется большой долей устаревших производственных фондов и изношенным оборудованием. Слабое обновление парка энерго- и топливнопотребляющего оборудования, износ которого во многих отраслях превышает 50-60%, вызвано, главным образом, финансовой необеспеченностью предприятий необходимыми инвестиционными средствами. Сказывается и недостаток квалифицированных кадров в области энергосбережения, недостаточно пропагандируются эффективные методы экономии топлива и энергии на производстве и в быту, низка роль средств массовой информации в пропаганде вопросов энергосбережения среди населения.
Все вышеперечисленное напрямую относится и к сфере социальной защиты, социального обслуживания. Увеличение числа обращений клиентов в социальные службы ведет к экстенсивному развитию отрасли социальной защиты. Большая часть зданий и сооружений принята на баланс и в оперативное управление учреждениями социальной защиты из других отраслей бюджетной сферы (в основном, из здравоохранения и образования), средний износ фондов составляет 60-70%, только 24% занимаемых площадей - объекты нового строительства. Следовательно, устаревшие здания требуют капитального ремонта, в том числе и энергетического хозяйства.
Положение дел с энергосбережением в системе СО Республики Татарстан характеризуется неэффективными подходами, а именно: нерациональным расходованием газа, воды и тепловой энергии; использованием неэффективных (с точки зрения экономии энергоресурсов) проектов зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций; отсутствуют приборы регулирования расхода и учета потребления тепловой энергии, газа и воды. Тепловые потери в 2-4 раза выше, чем в странах с аналогичным климатом.
Анализ энергопотребления на объектах системы МСЗ РТ и оплаты за энергопользование показал, что в 2002 г. произошел значительный рост объема средств бюджета Рес-
публики Татарстан (РТ) на оплату коммунальных услуг. По сравнению с 2001 г. объем финансирования на оплату коммунальных услуг вырос более чем в 1,5 раза - с 9421,94 тыс. руб. в 2001 г. до 14627,3 в 2002 г.
Финансовые ассигнования на оплату коммунальных услуг только по стационарным учреждениям республиканского подчинения повысились в 2000-2003 гг. почти в полтора раза - с 7804,7 тыс. руб. в 2000 г. до 11467,1 тыс. руб. в 2003 г. Отчасти это связано с ростом тарифов, но немалую роль играют увеличение объемов потребления в связи с ростом числа учреждений и расширение сети услуг, слабое развитие и внедрение энергосберегающих технологий.
Даже при постоянном внимании МСЗ РТ к определению и согласованию лимитов на потребление энергоресурсов в республиканских учреждениях и их коррекции в сторону увеличения возникали кредиторские задолженности. Одним из решений вопроса ликвидации кредиторских задолженностей было введение министерством механизма централизованной оплаты за коммунальные услуги для части республиканских учреждений, являющихся получателями топливно-энергетических ресурсов от ОАО «Татэнерго», «Татком-мунэнерго», «Татводоканал», т.е. от основных поставщиков ресурсов. На начальном периоде Программы энергосбережения из 39 республиканских учреждений, только 13 производили оплату за ТЭР, воду и канализацию самостоятельно.
Для решения вопросов своевременной оплаты за потребляемые ТЭР и экономии ресурсов МСЗ РТ в 2003 г. разработало Программу рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на объектах Министерства социальной защиты Республики Татарстан «Энергосбережение в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан» на период до 2005 года» (с дальнейшим продолжением) (далее — Программа). Программа разработана на основании основополагающих федеральных и республиканских законодательно-правовых актов в сфере ресурсосбережения, что свидетельствует о согласованности действий федерального и территориального использования ресурсов СО. Как показывает практика, приоритеты, выделенные регионами (были получены данные от 80% субъектов Российской Федерации), на 80% не совпадают с федеральными приоритетами [4].
Программой устанавливаются заказчики и исполнители проводимых работ, цель, задачи для достижения поставленной цели, направления деятельности по энергосбережению на период 2004-2005 гг., сроки реализации, система программных мероприятий, источники и объемы финансирования, планируемые затраты и ожидаемые результаты, система организации контроля за реализацией Программы.
Главная цель разработки и реализации Программы - создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих повышение энергетической безопасности объектов МСЗ РТ, оптимизация потребления энергетических и водных ресурсов на основании достижения согласования интересов отрасли в целом с интересами производителей и потребителей по эффективному использованию энергетических и водных ресурсов.
Достижение поставленной цели были решены следующие задачи:
- в экономической сфере: сократились непроизводительные расходы части бюджета, направляемой на энергетические затраты в отрасли на объектах МСЗ РТ; снизилось удельное потребление энергетических ресурсов на единицу оказываемых услуг учреждениями социального обслуживания; снизились удельные расходы топливно-энергетических ресурсов (газа) на выработку тепловой энергии на собственных котельных; сократились прямые (расчетные) потери энергетических ресурсов в инженерных сетях;
- в производственно-технической сфере: повысилась эффективность использования энергии в учреждениях социального обслуживания, в подсобных хозяйствах и т.д.; повысился энергетический КПД действующих энергетических установок; снизились потери в инженерных сетях; повысились теплозащиты зданий и сооружений; учреждений социального обслуживания были оснащены средствами измерения, учета и регулирования потребления энергетических и водных ресурсов; внедрено оборудование, имеющее улучшенные энергетические характеристики; учреждений социального обслуживания оснащены альтернативными энергоустановками для решение задач использования возобновляемых источников энергии и водосбережения;
- в социальной сфере: повысился уровень комфортности для обслуживаемого контингента и работников учреждений социального обслуживания; улучшились условия труда работников отрасли;
- в экологической сфере: сократились выбросы в окружающую среду; приведено качества воды к экологическим стандартам; в политической сфере: повысилась энергетическая безопасность объектов МСЗ РТ; повысилась удовлетворенность обслуживания контингента результатами деятельности учреждений социального обслуживания в области ресурсосбережения.
Планировалось в результате внедрения всех мероприятий Программы по энергосбережению получить следующие результаты экономии: электроэнергии - 10%; газа -10%; тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения - 20%; воды - 20%.
Механизм реализации Программы рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на объектах МСЗ РТ «Энергосбережение в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан» на период до 2005 года» включает в себя три основных механизма: организационно-экономический; финансово-экономический; государственное управление и контроль.
Организационно-экономический механизм реализации Программы включает следующие составляющие:
- разработку нормативно-правовой базы и нормативно-методических материалов энергосбережения в учреждениях социальной защиты, ориентированных на выполнение Программы и обеспечивающих единство методических подходов к установлению экономически обоснованных лимитов и удельных норм энергопотребления. Только за 2003 г. МСЗ РТ были приняты семь нормативно-правовых документа по энергосбережению;
- разработку методик и рекомендаций по рациональному использованию энергоресурсов в социальных учреждениях на основе накопленного опыта в ходе выполнения Программы. Так, университеты Казани (КГУ, КГТУ, КГМУ) дают методические рекомендации по реализации Программ энергосбережения, осуществляют информационную поддержку;
- проведение энергетических обследований социальных учреждений, определение потенциала энергосбережения, оценка экологической безопасности от внедрения энергосберегающих технологий, систем и оборудования в социальных учреждениях;
- оценку возможности использования серийно выпускаемых средств контроля и регулирования энергопотребления в социальных учреждениях и организациях, подведомственных МСЗ РТ;
- организацию и обеспечение функционирования центров энергосбережения, сертификацию и сервисное обслуживание систем учета, контроля и регулирования энергопотребления;
- пропаганду достижений в области энергосбережения;
- разработку и внедрение отраслевой информационной системы (ОИС), обеспечивающей автоматизацию управления энергосберегающей деятельностью социальных учреждений;
- принятие законодательных и других нормативных актов, регламентирующих установку приборов регулирования и учета используемых энергоресурсов;
- отмену льготных тарифов и выдачу субсидий при оплате энергоресурсов по единому для всех потребителей тарифу;
- модернизацию производственных зданий с целью повышения их энергетической эффективности.
Организационное и методическое обеспечение разработки региональных и производственных программ, а также экспертизу программ энергосбережения осуществляет Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан (ЦЭТ РТ) при Кабмине РТ, являющийся базовой организацией по реализации политики повышения энергоэффективности в республике. ЦЭТ РТ разрабатывает республиканские и региональные программы, координируют работы по их реализации, обеспечивает научно-методическое сопровождение и осуществляет проекты.
Меры государственной поддержки энергосберегающих проектов предприятий и административно-территориальных образований РТ, в том числе учреждений социальной защиты, осуществляются с учетом результатов энергоаудита, наличия энергетического паспорта и программы энергосбережения.
Энергетический аудит - это технико-экономическое инспектирование систем энергогенерирования и энергопотребления учреждения, организации, предприятия с целью определения возможностей экономии затрат на потребляемые ТЭР; разработка технических, организационных и экономических мероприятий, помогающих предприятию достичь реальной экономии денежных средств и энергоресурсов. Экономия достигается путем: выявления и устранения недопустимых потерь энергии, внедрения более экономичных систем и процессов, адаптирующихся к меняющимся условиям работы, использования постоянно действующей системы учета расхода и анализа энергопотребления, позволяющих постоянно контролировать эффективность использования энергоресурсов (системы энергетического менеджмента), а также системы организационных и экономических мер, стимулирующих экономию ТЭР [6, 8].
Цель энергетического аудита - оценка эффективности использования организациями и предприятиями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газа, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки), определение возможности ее повышения и затрат на реализацию мероприятий и проектов повышения энергетической эффективности [9].
Порядок проведения энергоаудита определен методикой проведения энергетических обследований предприятий и организаций [8]. До сведения всех учреждений МСЗ РТ доведены списки энергоаудиторов Республики Татарстан (их насчитывается 18) [6].
Энергоаудиторские фирмы реализуют на практике, как правило, свои методики обследования энергохозяйства в целом, его отдельных систем (топливо-, тепло-, электро-, водо-, воздухо- и холодоснабжения), участков, агрегатов и установок. Однако не все эти методики прошли экспертизу и утверждение в соответствующих инстанциях, а методики обследования социальных учреждений, учитывающие особенности их деятельности с использованием специфичного энергетического оборудования, до настоящего времени не разработаны [2].
На наш взгляд, этот пробел в определенной степени восполнят методические рекомендации, которые могут быть положены в основу такой методики. Методика структури-
руется по разделам, регламентирующим порядок сбора и анализа исходной информации о характере деятельности обследуемого социального учреждения, составе потребляемых энергоресурсов с распределением по направлениям потребления. Наряду с аналитическими разделами методика включает и плановые разделы, в которых предусматривается разработка комплекса энергосберегающих мероприятий, обоснованных расчетными показателями ожидаемой эффективности их поэтапной реализации [9].
Центром энергосбережения при Кабинете Министров РТ в 2002-2003 гг. был проведен энергоаудит в Управлениях образования и здравоохранения Лаишевского района РТ, Отделе социальной защиты Лаишевского района; «Энергонадзором» - во многих центральных больницах крупных городов РТ. Энергоаудит вышеперечисленных организаций выявил потенциал энергосбережения 10-11%.
Вышеназванные документы предусматривают внедрение приборов регулирования и учета расхода энергоресурсов, энергоэкономичного и энергосберегающего оборудования. Как правило, низкозатратные организационно-технические мероприятия, наводящие элементарный порядок в электропользовании, позволяют получить в самый короткий срок экономию до 15-25% энергоресурсов. К низкозатратным мероприятиям можно отнести замену ламп накаливания на люминесцентные, которые в 6 раз снижают электропотребление. Примерно 1020% электропотребления учреждения расходуют на функционирование системы освещения [9]. К мероприятиям с большими затратами относятся: замена оконных проемов на стеклопакеты, утепление крыш зданий учреждений, повышение комфортности в здании.
Для снижения потерь тепловой энергии на объектах социальной защиты рекомендуются: 1) установка теплоотражающих экранов; 2) утепление оконных проемов; 3) установка теплоотражающих пленок на окна; 4) теплоизоляция лежаков отопления в подвалах; 5) промывка стояков; 6) прочие мероприятия [7].
По данным МСЗ РТ, на 01.01.2004 г. оснащенность приборами учета и регулирования расхода энергоносителей в учреждениях МСЗ РТ составляла: узлы учета водных ресурсов - 11 ед.; узлы учета электроэнергии - 20 ед.; узлы учета газа - 18 ед.; узлы учета тепловой энергии - 5 ед. В районных и городских учреждениях оснащенность приборами учета и регулирования расхода энергоносителей составляет: узлы учета водных ресурсов -32 ед.; узлы учета электроэнергии - 25 ед.; узлы учета газа - 7 ед.; узлы учета тепловой энергии - 20 ед.
За период 2000-2003 гг. 77 из 109 учреждений, являющихся балансодержателями основных фондов, участвовали в проведении энергосберегающих мероприятий. Указанный период характеризовался экстенсивным развитием сети учреждений, поэтому не все учреждения реализовали энергосберегающие мероприятия, продолжая рассчитывать на бюджетное безлимитное финансирование.
За указанный период затраты на реализацию энергосберегающих мероприятий со-
3
ставили по отрасли 38, 5 млн руб., фактически сэкономлено 2518 т м газа, 2594,3 т.Гкал теплоэнергии, 223,6 т. кВТч. электроэнергии.
Для достижения необходимого масштаба развития работ в области энергосбережения в республике нужно в 3-5-летний срок увеличить объемы закупок и производства на предприятиях РТ энергосберегающего оборудования, а также приборов контроля и регулирования расхода энергоносителей. Производство энергоэкономичного и энергосберегающего оборудования - основа энергосберегающей политики.
Одна из основных задач Программы - формирование экологического и энергосберегающего сознания подрастающего поколения в процессе дошкольной и школьной подготовки, студентов, руководителей, сотрудников, специалистов социальной работы, а так-
же подготовка квалифицированных кадров в области энергосбережения. В 2000-2005 гг. по данному направлению были проведены:
• целенаправленная подготовка специалистов в области энергосбережения в имеющих государственную аккредитацию на территории РТ учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
• переподготовка специалистов с высшим образованием в области технологических аспектов энергосбережения;
• подготовка специалистов по проведению энергетических обследований предприятий и организаций;
• проведение курсов по совершенствованию профессиональной подготовки руководящих работников и специалистов предприятий и организаций, занимающихся проблемами энергообеспечения и энергосбережения. Например: МСЗ РТ выпустило «Памятку руководителю учреждения социального обслуживания по установке и эксплуатации средств учета энергоресурсов и воды» [7];
• проведение республиканских семинаров по проблемам энергосбережения.
В рамках Программы энергосбережения: осуществлялась издательская деятельность по учебно-методическому и научно-техническому обеспечению решения проблем энергосбережения. Например, отделом отраслевого программирования МСЗ РТ, отвечающего за проведение ресурсосбережения в отрасли, выпущена Методика расчета значения целевых показателей энергопотребления и энергосбережения в учреждениях социального обслуживания; проводилась пропагандистская работа по проблемам энергосбережения в средствах массовой информации; изданы специализированные издания информационно-рекламного характера по проблемам энергосбережения и о передовом опыте в области энергосбережения; организовывались выставки высокоэффективного оборудования и технологий и др.
В рамках отраслевой информационной системы сформирована информационная база данных, аккумулирующая сведения о ходе выполнения Программы, а также о разработке, производстве и поставке энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, создании производственных мощностей по их выпуску и результатах прикладных НИОКР. База позволит осуществлять мониторинг и эффективное управление ходом выполнения Программы. Кроме того, часть информации в базе данных может быть использована специалистами, непосредственно занимающимися разработкой, производством, поставками, внедрением и эксплуатацией энергоемких технологий и оборудования в производстве, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и в отрасли социальной защиты РТ.
Структура модели отраслевой системы управления энергосбережением на верхнем уровне включает Минсоцзащиты РТ, Министерство экономики и промышленности РТ (МЭП РТ) и исполнительные комитеты районов и городов, которые взаимодействуют на основе «Соглашений о совместной деятельности по повышению эффективности использования энергоресурсов и снижению коммунальных расходов в учреждениях социального обслуживания». В процессе активно задействованы Министерство финансов и Госсовет РТ. Важнейшим элементом системы является Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, а также ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ГИСУ МСА и ЖКХ «Татглавинвестстрой», ГУП РТПИ НПФ «Татинвест-гражданпроект» МСА и ЖКХ.
В рамках Минсоцзащиты система управления программой энергосбережения имеет свою структуру. Руководство программой поручено Первому заместителю министра. Для нормативно-методического обеспечения Программы сформирован Координационный совет из 15 человек. На базе Республиканского центра социального обслуживания населения «Яр-
дем» сформирована исполнительная группа (отделение). Функции координатора всех работ, выполняемых в рамках программы, закреплены за отделом отраслевого программирования МСЗ РТ. Система опирается на четыре университета, которые определены головными по вопросам реализации Программой энергосбережения, каждый в рамках своей специализации.
Финансово-экономический механизм Программы осуществляется при государственной финансовой поддержке. Основными источниками финансирования являются: средства бюджета РТ; средства бюджетов городов и районов РТ; средства ФЦП «Социальноэкономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года»; государственных внебюджетных фондов (Пенсионного Фонда Российской Федерации); прочие источники, не запрещенные законодательством РФ и РТ.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы ежегодно уточняется, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных источников. Такая поддержка энергосбережения применяется в промышленно развитых странах. Так, во Франции широко используются государственные гарантии для кредитования введения энергосберегающих технологий, которые способствуют привлечению кредитов и других инвестиционных ресурсов от банков и других кредитных учреждений. Государственная финансовая поддержка энергосбережения предоставляется преимущественно на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.
В настоящий момент соотношение между стоимостью энергии и затратами на энергосбережение, финансируемыми только за счет бюджета, не стимулирует учреждения социальной защиты вкладывать собственные средства в экономию энергии. С ростом цен на первичные энергоносители, сокращением финансирования из бюджета, проведения энергосберегающих программ условия для инвестиций в энергосбережение станут более привлекательными. Окупаемость затрат на реализацию большинства энергосберегающих проектов и программ сократится до 1-2 лет, что позволит снизить государственную финансовую поддержку энергосбережения. Однако, как показывает мировой опыт, и в этом случае следует сохранить государственную финансовую поддержку и стимулирование энергосбережения.
Для ограничения излишнего расходования ТЭР в республике вводятся лимиты на использование энергоресурсов бюджетными организациями. Порядок установления лимитов определяется постановлением Кабинета Министров РТ.
В современных экономических условиях основным фактором, сдерживающим проведение энергосберегающих мероприятий, является отсутствие свободных средств как в бюджете республики, так и у и учреждений - потребителей энергии. Поэтому необходимо использовать механизмы, позволяющие финансировать проекты в условиях недостатка средств. К таким механизмам относят: использование возвратных схем финансирования энергосберегающих проектов; использование тарифного кредитования для повышения энергетической эффективности; предоставление предприятиям и организациям - потребителям энергоносителей, финансируемым из бюджета, прав на распоряжение сэкономленными энергоресурсами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.06.98 г. № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» для учреждений, частично или полностью финансируемых из федерального бюджета, достигнутая экономия бюджетных средств от внедрения энергосберегающих мероприятий в бюджетной организации или федеральном ведомстве остается в распоряжении этой организации или федерального ведомства на период окупаемости проектов плюс один год. Это же положение целесообразно использовать для стимулирования энергосбережения в организациях, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
По истечении срока окупаемости мероприятий и использования в течение не менее года полученной экономии каждое бюджетное вложение в энергосбережение должно заканчиваться уменьшением бюджетного финансирования на величину экономии.
С целью снижения энергопотребления в районах и городах республики необходимо внедрять систему управления процессами энергосбережения в учреждениях бюджетной сферы. Внедрение такой системы не требует больших капиталовложений, но предполагает реорганизацию структуры региональных служб, задействованных в обеспечении бюджетных организаций энергетическими ресурсами, проведение в учреждениях энергосберегающих мероприятий, начинающихся с энергетических аудитов. Необходимо также организовать сбор информации о потреблении энергетических ресурсов бюджетными учреждениями для составления энергетических паспортов и обработку данных энергетических паспортов.
Республиканская целевая программа «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2002-2005 годы» была успешно выполнена. За годы выполнения Программы энергоемкость валового регионального продукта в РТ снизилась на 28% при плане 17%. Среднегодовые темпы снижения энергоемкости внутреннего регионального продукта РТ составили 5,6%, что практически вдвое превосходит темпы снижения энергоемкости внутреннего валового продукта России, запланированного Энергетической стратегией РФ. На 19% снизился индикатор электроемкости товарной продукции, индикатор теплоемкости - на 24,8%. Потребление энергоресурсов, включающих первичные энергоносители (газ, мазут, уголь) и покупную электроэнергию, за пять лет стабилизировалось и составило в среднем 17 млн т условного топлива. Сэкономлено 13,8 млрд кВт/ч электроэнергии, 18,3 млн гикакалорий тепловой энергии, 4,6 млн т условного топлива. В денежном выражении при затратах на программу 4,64 млрд руб. экономический эффект в ценах 1998 г. составил около 7 млрд руб. [1].
Результаты реализации Программы рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на объектах Министерства социальной защиты Республики Татарстан «Энергосбережение в отрасли «Социальная защита» Республики Татарстан» за период до 2005 г. представлены в табл. 1 [1].
Таблица 1 - Результаты реализации Программы рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на объектах МСЗ РТ «Энергосбережение в отрасли «Социальная защита» Республики Татарстан на период до 2005 г.
Годы Затраты, тыс. руб. Экономический эффект, тыс. руб. Экономия тепловой энергии, Гкал Экономия электрической энергии, тыс. кВтч
2000 702,11 55,7 155,9 5,5
2001 3034,2 260,2 1025 1,5
2002 11326,7 729,9 432 97,3
2003 12704 1039,5 1711 577,2
2004 12595 1300,4 1449 271,3
2005 45360 1473,7 1263,7 877
Полученные результаты послужили основой Программы «Энергоресурсоэффектив-ность в Республике Татарстан до 2010 года». Выполнение Программы энергоресурсоэф-
фективности позволит запустить финансово-экономические механизмы по разработке и реализации проектов и программ по внедрению энерго- и ресурсоэффективной техники и технологий, производству энергетически эффективных материалов и оборудования, повысить ресурсоэффективность экономики республики.
Литература
1. Архивы Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан.
2. Ахинов Г.А. Структурные проблемы экономики соц. сферы в рыночных условиях / Под. ред. Е.Н.Жильцова, П.Н.Ломанова. М.: Гелиос, 1998. С. 74.
3. Дегтярев Г.Л. Энергосбережение - основа устойчивого развития экономики // Экономический вестник Республики Татарстан. 2000. № 1.
4. Перелыгин Ю.А. Стратегии развития и федеральные целевые программы // ЭКО. 2005. № 10. С. 37.
5. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы.
6. Ресурсосбережение в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», декабрь 2004 г. Информационный вестник № 1. Казань: МСЗ РТ 2005. С. 3; С. 16-18
7. Ресурсосбережение в отрасли «Социальная защита Республики Татарстан», январь 2005 г. Информационный вестник № 2. Казань: МСЗ РТ, 2005. С. 5; С. 8-11.
8. Энергоаудит промышленных и коммунальных предприятий: Учеб. пособие. М.: Изд. Ассоциацией энергоменеджеров, 1999. С. 2; С. 6
9. Энергосбережение - теория и практика: Труды Первой Всероссийской Школы-семинара молодых ученых и специалистов. М.: Изд-во МЭИ, 2002. С. 195; С. 153; С. 11.
© М. Н. Максимова - канд. экон. наук, доц. КГМУ.