СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ © Мирзабекова М.Ю.*
Северо-Кавказский горно-металлургический институт, г. Владикавказ
В статье рассматриваются причины появления социальной защиты, понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрены основные меры по повышению доходов населения: социальная помощь, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организация экономической деятельности социальных служб.
Ключевые слова социальная помощь, социальный риск, планирование, финансирование, кадровая политика.
Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Как экономическая категория социальная защита является системой распределительных отношений. В процессе указанных отношений образуются, а затем используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан за счет определенной части национального дохода. Поэтому в данном понимании социальное обеспечение состоит из определенного обеспечения всех членов общества вне зависимости от источников образования фондов и организации обеспечения.
Понятие социальной защиты в рыночной экономике
Появление категории «социальная защита населения» (СЗН) в нашей экономической теории и практике хозяйствования и отсутствие этой категории в недавнем прошлом объясняется следующими основными причинами: - переходом экономики России к рынку без четкой и всесторонне обоснованной программы рыночных преобразований, приведшим к резкому спаду уровня жизни многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40 % населения страны) [1, с. 49]. Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы, отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов и сбережений населения и т.д.;
Доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии», кандидат экономических наук.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
195
- отсутствием скоординированных планов и программ решения задач перехода к рынку в рамках СНГ;
- отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствования законодательной базы, регулирующей различные стороны жизнедеятельности российского общества и государства;
- искусственно форсированным введением в экономику качественно нового типа распределительных отношений, что, с одной стороны, не позволило использовать положительный отечественный опыт прошлого, а с другой - не привело к появлению адекватных рыночным преобразованиям форм и методов управления доходами и потреблением населения;
- коммерциализацией (платностью) процессов получения социальных благ и услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно практически каждому гражданину страны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).
Граждане нашей страны привыкли получать основные социальные блага и услуги бесплатно по мере возникновения потребности в них. Об этом всегда заботилось государство. Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы [2, с. 36]. Необходим качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий возмездный, т.е. проводимый на платной основе, порядок получения социальных благ и услуг населением.
СЗН как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов.
СЗН это обязанность не только государства. Это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан, например, профсоюзов, обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, как Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т.д.
Сложность национальной системы СЗН заключается в том, что приходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций:
- межстрановый (межгосударственный);
- федеральный (РФ);
196
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
- региональный (субъекты Федерации);
- межрегиональный (федеральные округа);
- отраслевой;
- межотраслевой;
- конкретных организационно-правовых структур хозяйствования;
- общественных организаций и объединений граждан;
- личностный.
Национальная система СЗН включает подсистемы социальной защиты:
- работающих в производственной и непроизводственной сферах экономики;
- безработных;
- молодежи;
- пенсионеров и инвалидов;
- военнослужащих всех родов войск;
- малообеспеченных и малоимущих членов общества и т.д.
Эти подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, свою организационную специфику и источники финансирования.
Для повышения эффективности функционирования общенациональной системы СЗН РФ и составляющих ее подсистем необходимо:
- шире использовать программно-целевой метод решения социальных задач и проблем, возникающих в процессе радикальных рыночных преобразований в экономике;
- законодательно закрепить приоритетные направления СЗН с учетом региональной и отраслевой специфики, применительно к отдельным социальным слоям и социально-демографическим группам населения;
- обеспечить сопоставимость структур и форм СЗН по всем уровням управления и реализации активной социальной политики посредством разграничения задач, функций, ответственности и приоритетов Г3, с. 691.
По мнению специалистов, в социальных программах по поддержанию уровня жизни и потребления населения РФ целесообразно выделить следующие основные блоки.
1. Меры по обеспечению государственных гарантий всем социальнодемографическим группам и слоям населения (минимальные социальные нормы и нормативы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и выплат и т.д.).
2. Меры по социальной поддержке трудоспособного населения, включая создание условий для самостоятельного решения проблем повышения уровня жизни семей.
3. Меры по адресной СЗ нетрудоспособных членов общества.
4. Меры по социальной защите граждан, попавших в сложные социальные ситуации, и маргинальных групп населения.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
197
5. Ресурсное, информационное и организационное обслуживание и обеспечение программ социального развития, социальной поддержки и социальной защиты граждан страны [4, с. 21].
При этом важнейшими составляющими системы обеспечения общественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимума доходов) должны стать:
- обязательный систематический пересмотр минимальной заработной платы, пенсий, пособий и других минимальных доходов населения страны;
- систематическая корректировка фиксируемых показателей минимальных доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;
- введение социальных пособий на проживание нетрудоспособных иждивенцев на местном уровне, например, пособия на «бедность»;
- сочетание денежных доплат малообеспеченным гражданам страны с другими формами социальной поддержки, в том числе натуральными и льготными выдачами (бесплатные продовольственные талоны, гарантированные наборы продовольственных товаров для ребенка, дотации на поддержание социально низких цен на предметы первой необходимости).
Основные меры по повышению доходов населения
Социальная помощь - это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др.
В федеральном законе «О государственной социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи таким категориям населения, как малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Фактически речь идет об оказании строго адресной социальной помощи. Помощь эта может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров.
Таким образом, социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другое). Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями.
Это означает, что данный Закон не отменяет действующие законодательные акты, предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие виды выплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюд-
198
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
жетов. Среди получателей помощи можно выделить малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
Социальную помощь могут оказывать единовременно либо же на период не меньше трёх месяцев. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ее получателей: определяется в пределах разницы между суммой величин ПМ и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Для того чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться с письменным заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи. В заявлении необходимо указать сведения о составе семьи, доходах и имуществе, которое принадлежит им на праве собственности. Письменное уведомление о назначении или отказе должно быть направлено заявителю в течение 10 дней после его обращения. В случае проведения дополнительной проверки сведений ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления [5, с. 35]. Следовательно, механизм обеспечения адресной государственной социальной помощью полностью будет зависеть от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, занятости населения. У регионов появилась возможность сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически не самостоятельных домохозяйств. Таким образом, социальная помощь предоставляется на основе принципа адресности за счет средств субъектов РФ.
Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования
Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину имеет гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также для воспитания детей.
К основным видам социального обеспечения относятся:
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.;
- пенсии по старости, инвалидности;
- пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;
- содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;
- медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезноортопедическая и медико-социальная помощь и другие.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
199
Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения [6, с. 121]. В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения - о социальном страховании. Социальное страхование - это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным. Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование [7, с. 101].
Организационно-экономическими основами социального обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Разные государственные органы, а также учреждения социальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственные учреждения выполняют функции по социальному обеспечению. Государственный бюджет и социальное страхование составляют экономическую основу социального обеспечения. Выплаты по социальному страхованию производят из страховых фондов, которые образуются с помощью отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней. Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями. Составной частью государственного социального обеспечения является Пенсионная система России. Пенсионное обеспечение основывается на следующем законодательстве: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. На сегодняшний день система ПФ состоит из центрального аппарата, региональных отделений, а также пунктов уполномоченных. Главная задача Пенсионного фонда РФ - обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Последнее представляет собой создание условий для постоянной выплаты пенсий в установленные сроки, а также повышение размеров пенсий, учитывая изменение потребительских цен. Государственное (обязательное) социальное страхование (далее - социальное страхование) является составной частью социального обеспечения.
200
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
К основным задачам Фонда социального страхования относятся:
1) обеспечить пособия при рождении ребенка, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям, гарантированные государством;
2) участвовать в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованию социального страхования;
3) осуществлять меры, которые обеспечивают финансовую устойчивость фонда.
Медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Целью медицинского страхования является гарантирование гражданам получение медицинской помощи с помощью средств, которые были накоплены, и при возникновении страхового случая финансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование происходит в таких формах, как: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.
Организация экономической деятельности социальных служб
Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Социальные службы представляют собой предприятия, учреждения вне зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. Клиент социальной службы является гражданином, который находится в очень трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Среди видов такой деятельности необходимо выделить:
социальная поддержка;
- оказание материальной помощи;
- оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;
Правовое регулирование социально-экономических отношений
201
- проведение социальной адаптации и реабилитации.
Экономическая деятельность социальных служб включает:
- кадровая политика;
- планирование и финансирование;
- организация и оплата труда работников.
Планирование - это составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.
Финансирование - определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:
- бюджетов определенного уровня;
- оказания платных услуг;
- от предпринимательской деятельности;
- Фонда социальной поддержки;
- федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;
- благотворительных организаций и др.
Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом [8, с. 41].
Кадровая политика - система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.
Кадры социальной работы - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
202
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
В широком смысле социальная защита как социальный институт представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни.
В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.
Список литературы:
1. Кучуков Р.А. Экономическая теория. - М., 2007. - С. 219.
2. Сажина М.А., Чибриков ГГ. Экономическая теория. - М., 2009. -С. 306.
3. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 7.
4. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. - М., 2009. - С. 359.
5. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // «Социальное и пенсионное право». - 2007. - № 2.
6. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // Трудовое право. - 2008. - № 3.
7. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. - М., 2008. - С. 102.
8. Кураков Л.П. Экономическая теория. - М., 2008. - С. 832.
9. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. -М., 2007. - С. 124.
10. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. - М., 2007. - С. 224.
11. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. - М., 2008. - С. 192.
12. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. - М., 2005. - С. 640.