Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как самостоятельная система и часть системы национальной безопасности России
В статье проводится анализ различных подходов к решению проблем обеспечения безопасности дорожного движения. Констатируется наличие системного кризиса в сфере дорожного движения. Рассматриваются правовые и организационные основы построения новой государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, системный кризис, новые подходы, оптимизация структуры, государственная политика.
A.A. Zatolokin, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
State system of ensuring road safety as a standalone system and part of Russia national security system
The author analyzes different approaches to solving the problems of ensuring road safety. It is stated the existence of a systemic crisis in the field of road traffic. Discussed the legal and organizational basis of creation of new state system of ensuring road safety.
Key words: road safety, systemic crisis, new approaches, optimization of the structure, public policy.
Дорожно-транспортная обстановка в России вызывает обоснованное беспокойство в обществе. Подчас проблемы в сфере безопасности дорожного движения напоминают «гордиев узел», который все более и более запутывается. Сложившаяся критическая ситуация на дорогах наносит колоссальный социально-экономический ущерб. По словам Президента России В.В. Путина, «за прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более трех миллионов человек, погибло при этом... за десятилетие 350 тысяч человек» [1]. Кроме этой ужасающей статистики, Россия ежегодно сталкивается с проблемами, возникающими в результате снежных заносов, заложниками которых становятся десятки водителей.
Эти и многие другие не решающиеся, а усугубляющиеся со временем проблемы требуют от научного сообщества разработки и решения. Так, А.А. Бахаев в одной из своих работ указывает, что «проблема аварийности приобрела особую остроту в связи с недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения» [2, с. 66]. С.В. Смоляков акцентирует внимание на том, что «решение проблемы повышения безопасности дорожного движения носит приоритетный общенациональный характер» [3, с. 144]. Профессор Ю.А. Маль-
цев отмечает, что «принимаемые органами власти различных уровней меры в области повышения безопасности дорожного движения являются недостаточными для устранения создавшейся критической ситуации в короткие сроки» [4, с. 72]. Несмотря на различные подходы к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, суть большинства имеющихся научных исследований заключается в совершенствовании существующей системы обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимо заметить, что за последнюю четверть века претерпели изменения или перестали существовать различные государственные системы, в том числе финансовая, административно-хозяйственная, налоговая, экономическая, политическая, да и вообще перестало существовать государство СССР. На смену крупным государственным предприятиям, имеющим свою базу и тысячи транспортных средств на балансе, напрямую зависящим и подчиняющимся государственным министерствам и ведомствам, приходят в лучшем случае индивидуальные предприниматели, а в основном - физические лица. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения с помощью административно-командных мер становится не просто неэффективным , но порой приобретает даже обратный эффект. В условиях привлечения в
158
среднесрочной перспективе средств в бюджет объявляются налоговые амнистии, создаются системы правовых гарантий соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от возможного произвола субъектов федерального надзора. Функционирование государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в имеющемся виде является опасным анахронизмом. Унаследованная от СССР государственная система обеспечения безопасности дорожного движения с монопольно главенствующей ролью ГИБДД (ГАИ) изжила себя. Сотрудники ГИБДД (ГАИ), являясь заложниками правовой казуистики, не могут эффективно осуществлять государственный надзор. Отсутствуют требования (критерии) безопасности перевозчиков пассажиров и грузов, а зачастую отсутствуют и сами объекты государственного надзора. В этой связи нельзя не согласиться с профессором П. Кравченко, который указывает, что «в сфере ОБДД налицо системный кризис, существенно усиливающий остроту проблемы, - в ней до сих пор не определена политика государства в сфере ОБДД; не определены цели в конкретной количественной форме; нет государственного органа управления дорожной безопасностью, нет нормативных технологий преобразования целей в достигаемый результат; отсутствует разделение ответственности между участниками дорожного движения - бизнесом, обществом, властью и государством, не определены и не нормированы их функции; не определены эффективные измерители результата управления БДД, не изучен механизм связи обеспечиваемого уровня дорожной безопасности с различными факторами и формирования издержек на мероприятия по его повышению или стабилизации и т.д.» [5, с. 61].
Полностью разделяя мнение ученого о наличии системного кризиса, подчеркнем, что государству необходима новая система обеспечения безопасности дорожного движения, которую, учитывая всю значимость данной сферы, нельзя рассматривать отдельно от системы национальной безопасности России. Проецируя данную ситуацию на иные области знаний, необходимо заметить, что нельзя пытаться ремонтировать определенную деталь при общей технической неисправности механизма (например, бесполезно вулканизировать шину, когда кузов полностью поврежден коррозией и неисправен двигатель, т.к. машина все равно не поедет). Необходимо уяснить аксиоматическую истину: нельзя повышать уровень безопасности системы ОБДД, не укрепляя систему национальной безопасности. При этом ситуация, складывающаяся в государственном управлении отдельными сферами жиз-
недеятельности нашего общества, настолько критична, что не может быть не замечена не только рядовыми членами общества, но и руководством страны. Так, о необходимости кардинальных перемен в государственном управлении говорится на самом высоком уровне, в частности председатель Правительства России Д.А. Медведев направил В.В. Путину письмо с критикой системы госуправления [6]. Создавая новую государственную систему ОБДД, не следует бояться новых, возможно, нестандартных подходов, «поэтому тот, кто строит новые системы, вынужден заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями, то есть иррационально фантазировать, заниматься идео-логизированием» [7, с. 345]. Этим мы и займемся.
Итак, говоря о государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо учитывать, что данной системе свойственны все атрибуты, характерные для сложных систем, в частности цель, структура, процесс, качество функционирования и реализуемость. Целью государственной системы ОБДД является безопасность дорожного движения, которая должна привести к повышению качества жизни, укреплению здоровья населения, обеспечению стабильного демографического развития страны [8]. Таким образом, обеспечение безопасности на дорогах является лишь одним из механизмов, составляющих транспортную безопасность, которая является неотъемлемой частью национальной безопасности Российской Федерации. Структура государственной системы ОБДД в связи с социальной значимостью и многоплановостью решаемых вопросов предполагает сложное строение. Однако необходим конкретный орган, наделенный соответствующими полномочиями и несущий всю полноту ответственности за состояние дел в рассматриваемой сфере. В настоящее время стоит вопрос о необходимости разработки стратегии государственной политики в сфере безопасности дорожного движения, которую целесообразно поручить Министерству транспорта РФ, поскольку дорожное движение является частью транспортной системы страны. Кроме того, в системе органов исполнительной власти имеется Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предназначенная для реализации всех функций федерального государственного надзора в области дорожного движения. Такое решение позволит исключить дублирование деятельности МВД России и Минтранса России по контролю за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, а также даст возможность МВД России в услови-
159
ях оптимизации структуры сконцентрироваться на решении сугубо полицейских задач, с которыми в настоящее время сложно интегрируются такие административно-хозяйственные функции, как контроль технического состояния транспортных средств, технико-эксплуатационных свойств дорог и дорожной инфраструктуры, прием экзаменов на право управления транспортными средствами и регистрация транспортных средств. Если цель и структура государственной системы ОБДД ясны, остается открытым вопрос о процессе взаимодействия субъекта и объекта управления, а также о качествах такого взаимодействия. Эти показатели будут напрямую зависеть от соответствия требованиям безопасности хозяйствующих субъектов. Усугубляет ситуацию отсутствие в настоящее время четких требований безопасности, предъявляемых к дорожной деятельности и деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. На первый взгляд, решение обозначенной проблемы заключается в принятии единого нормативного правового акта. Однако данная задача усложняется тем, что обозначенные требования имеют ярко выраженный специфический характер и подчас содержатся во множестве нормативных пра-
вовых актов различных ведомств, что препятствует их объединению в единый документ. При этом важное значение имеет ответ на вопрос, входит ли в компетенцию федерального надзора контроль за соблюдением требований в области дорожного движения юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время существует необходимость не реформирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения, а создания принципиально новой системы. Федеральный государственный надзор должен реализовываться в рамках единой политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Функции федерального государственного надзора необходимо передать в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ро-странснадзор), определив единые обязательные требования, предъявляемые к дорожной деятельности и деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Реализация подобных мер способна исправить критическую ситуацию в сфере безопасности на дорогах России.
1. URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 15.03.2016).
2. Бахаев А. А. Деятельность органов государственного управления по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения // Вестн. ЮУрГУ. 2009. № 6.
3. Смоляков С. В. Безопасность дорожного движения как подсистема дорожного движения // Перспективные науки. 2011. № 3(18).
4. Мальцев Ю.А. Безопасность движения на автомобильных дорогах - составляющая национальной безопасности Российской Федерации // Транспорт Российской Федерации. 2007. № 8.
5. Кравченко П. Безопасность дорожного движения: узел связанных проблем? // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 2.
6. URL: http://www.rbc.ru/politics/22/04/2016 (дата обращения: 25.05.2016).
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1983.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683. Доступ из справ. правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.05.2016).
1. URL: https://kremlin.ru (date of access: 15.03.2016).
2. Bahaev A.A. Activity of state bodies on improvement of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety // Bull. of SUSU. 2009. № 6.
3. Smolyakov S.K Road safety as a subsystem of traffic //Advanced science. 2011. № 3(18).
4. Maltsev Yu.A. Traffic safety on the roads as a component of the national security of the Russian Federation // Transport of the Russian Federation. 2007. № 8.
5. Kravchenko P. Road safety: knot of connected problems? // Transport of the Russian Federation. 2006. № 2.
6. URL: http://www.rbc.ru/politics/22/04/2016 (date of access: 25.05.2016).
7. Engels F. Anti-Duhring. The revolution in science made by Mr. Eugene Duhring. Moscow, 1983.
8. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015 № 683. Access from legal reference systen «Garant» (date of access: 25.05.2016).
160