Научная статья на тему 'Критерии эффективности системы безопасности дорожного движения'

Критерии эффективности системы безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
701
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП АННЫ КАРЕНИНОЙ / ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ / THE PRINCIPLE OF ANNA KARENINA / APPLICATION OF THE PRINCIPLE / ROAD SAFETY / SYSTEM / ELEMENTS OF SYSTEM / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

Автор рассматривает систему безопасности дорожного движения через призму принципа Анны Карениной. Проводит комплексный анализ состояния элементов системы безопасности дорожного движения, демонстрирует причины неудовлетворительного состояния в рассматриваемой сфере, обосновывает пути решения имеющихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of effectiveness of the system of road safety

The author considers the system of road safety through the prism of Anna Karenina. The complex analysis of a condition of components of system of road safety, demonstrates the reasons for the unsatisfactory state in this sphere, reasoned ways of solving the existing problems.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности системы безопасности дорожного движения»

Затолокин Александр Александрович

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД

Краснодарского университета МВД России (e-mail: zatolokin09@rambler.ru)

Критерии эффективности системы безопасности дорожного движения

Автор рассматривает систему безопасности дорожного движения через призму принципа Анны Карениной. Проводит комплексный анализ состояния элементов системы безопасности дорожного движения, демонстрирует причины неудовлетворительного состояния в рассматриваемой сфере, обосновывает пути решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: принцип Анны Карениной, применение принципа, безопасность дорожного движения, система, элементы системы, дорожно-транспортная аварийность.

A.A. Zatolokin, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@rambler.ru

Criteria of effectiveness of the system of road safety

The author considers the system of road safety through the prism of Anna Karenina. The complex analysis of a condition of components of system of road safety, demonstrates the reasons for the unsatisfactory state in this sphere, reasoned ways of solving the existing problems.

Key words: the principle of Anna Karenina, application of the principle, road safety, system, elements of system, road traffic accidents.

В словах, начинающих роман «Анна Каренина», Л.Н. Толстой привел условия семейного счастья, согласно которым счастливый брак подразумевает совокупность множества факторов. И поэтому «все счастливые семьи похожи друг на друга», а «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Иными словами, в каждой несчастливой семье из системы факторов счастья выпадает один из элементов. Можно предположить, что система факторов счастья в браке включает следующие компоненты: гендерные роли, доходы, воспитание детей, отношение родственников и проч. Возможно, Л.Н. Толстой и не предполагал, что введенный им в обиход афоризм получит в дальнейшем известность не только как критерий семейного счастья, но и как принцип, применяемый исследователями в различных отраслях знаний. Эволюционный биолог Джаред Даймонд, используя данный принцип, ответил на вопрос о причинах того, почему человек не смог приручить большее количество видов животных [1]. Математик Александр Горбань проанализировал экономические процессы, существующие в стрессе, построил математические модели, которые помогают в риск-менеджменте [2].

Так называемый принцип Анны Карениной применим и к решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Для «счастливой» системы обеспечения безопасности дорожного движения необходимо надежное и гармоничное функционирование таких элементов, как человек (водитель) -автомобиль - дорога - среда. Система ЧАДС (ВАДС) подробно рассмотрена В.В. Ломакиным [3]. Концептуально соглашаясь с имеющимися положениями о системе ЧАДС (ВАДС), рассмотрим качественные характеристики, предъявляемые к элементам данной системы, и их влияние на обеспечение безопасности дорожного движения сквозь призму принципа Анны Карениной. Следует учитывать, что компоненты системы ЧАДС, в свою очередь, не только образуют системы более низкого уровня, но и имеют определенные критерии эффективного функционирования. При отсутствии или не должном функционировании одного из элементов системы (подсистемы) ЧАДС ее эффективность снижается, что выражается в уменьшении скорости движения, появлении заторов в движении, снижении надежности транспортных средств и в результате приводит к ДТП.

219

Главным элементом этой системы является человек. От знаний, умений и навыков водителя в наибольшей степени зависит надежность всей системы. Большую роль в поддержании безопасности на дорогах играют не только профессиональные навыки водителей, но и их моральный облик, уважительное отношение не только к закону, а также правилам дорожного движения, но и друг к другу и другим участникам дорожного движения.

Физического наличия компонентов системы ЧАДС (ВАДС), без предъявления к ним требований эффективности их функционирования, недостаточно. Традиционно учеными-техниками принято предъявлять требование надежности к компонентам системы. Под надежностью в научной литературе понимается сложное свойство, слагающееся из более простых. Надежность зависит, прежде всего, от безотказности (свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени). Сложно недооценивать важность критерия надежности, тем не менее, он не единственный. Кроме надежности, компоненты системы ЧАДС (ВАДС) должны соответствовать современным достижениям науки и техники.

Критерий инноваций в настоящее время имеет ярко выраженный перекос в сторону совершенствования только лишь одного элемента системы ЧАДС - автомобиля. Несомненным плюсом является как техническое совершенствование транспортных средств, так и совершенствование безопасности автомобиля. В качестве примера перспективных разработок в автомобилестроении можно привести технологию, в которой управление беспилотными автомобилями осуществляется магнитами. Согласно данным ученых, работающих в компании Volvo, в скором будущем водители будут предупреждаться о приближении к скользкому участку дороги путем применения концепции «connected caD>, в которой все автомобили должны быть подключены по беспроводной сети к облачным серверам. В момент, когда один из подключенных автомобилей попадает на опасный участок дороги, автомобиль при помощи встроенного бортового компьютера анализирует поверхность трассы и отправляет информацию о местоположении автомобиля на сервер [4].

Дорога. Улично-дорожная сеть большинства городов, по которой двигаются сверхсовременные автомобили, морально и физически устарела. Ямочный и сезонный ремонт не ис-

правляет ситуацию. В этой связи совершенно закономерным представляется высказывание итальянского актера и режиссера Витторио Де Сика: «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашними скоростями» [5].

Организация движения. Необходимость применения системного подхода к реализации данного критерия не может не вызвать интереса к работе В.В. Белозерова «Синергетика государственной деятельности в области безопасности дорожного движения» [6]. Ученый предложил не только инновационные подходы к организации дорожного движения (биообсадка проезжих частей; управление дорожным движением с помощью макросистемы «КАСКАД»; установка на каждом транспортном средстве комплектов датчиков «БАКСАН»), но и обосновал модель системы адаптивного дорожно-транспортно-экологического налогообложения (САДТЭН). Хочется отметить, что выдвинутые идеи получают все больший общественный резонанс.

Довольно близок по своей сущности к критерию инноваций критерий эксперимента. В предыдущих работах [7] нами был рассмотрен международный опыт проведения экспериментов в области организации дорожного движения. Международный опыт демонстрирует явно наметившуюся тенденцию к радикальному контринтуитивному подходу в организации дорожного движения. В Германии и в США появляются дороги, кажущиеся опасными, но являющиеся безопасными (Г. Мондерман) [8]. В Германии (Бомте) проходил эксперимент по ликвидации светофорных объектов и дорожных знаков. Суть эксперимента заключается в создании вместо привычных перекрестков с традиционными дорожными «инструментами» кольцевых развязок без знаков, без светофоров, без разметки и бордюров, отделяющих проезжую часть от пешеходной зоны. В США (Уэст-Палм-Бич) транспортные инженеры пошли по этому же принципу: с нескольких главных улиц были удалены транспортные сигналы и полосные указатели, люди и автомобили были сближены за счет сужения проезжей части [9]. В результате движение на данных улицах стало более медленным, однако сократилось количество ДТП и время поездок.

Рассмотрим критерий научного обоснования принимаемых решений. Примером отсутствия

220

научного обоснования принятия решений в сфере безопасности дорожного движения может служить делегирование функций осуществления процедуры технического осмотра аккредитованным Российским союзом автостраховщиков операторам. Проводя сравнительный анализ задач, решаемых при проведении государственного технического осмотра ГИБДД и технического осмотра аккредитованных операторов РСА, мы видим качественный перевес явно не в пользу последних. Так, в соответствии с действующими ранее Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГИБДД решала семь основных задач: проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов;

контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;

формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.

На настоящий же момент основной целью проведения технического осмотра в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности. При этом ничем не регламентируется видеорегистрация транспорта, прибывающего для прохождения технического осмотра, т.е. проверку транспортного средства и наличие самого транспортного средства невозможно подтвердить никакими фактически-

ми данными, кроме как честностью оператора. В ряде регионов вошла в практику норма, когда при приобретении страхового полиса у представителя компании можно приобрести и талон технического осмотра без диагностики (!) транспортного средства. Таким образом, при проведении техосмотра перестали решаться как дополнительные полицейские функции, так и основная функция по «оценке соответствия транспортных средств обязательным требованиям».

Согласно проведенному журналом «За рулем» [10] социальному опросу в январе 2012 г. следует, что на вопрос «Имеет ли смысл отбирать у МВД технический осмотр?» 40% респондентов ответили: «Нет, все останется по-прежнему, но стоимость технического осмотра возрастет»; 35% респондентов ответили: «Да, если контроль поручат компетентным людям»; 25% ответили, что «техосмотр нужно отменить».

Итоги данного опроса отражают реальное отношение народа к проведенной реформе. Четверть опрошенных считают, что ГТО надо отменить вовсе, а большинство (40%) уверены, что после передачи техосмотра в руки страховщиков ничего не изменится, только будет дороже.

Последнее время новостные ленты перманентно демонстрируют катастрофическую ситуацию в пассажироперевозках по дорогам России [11; 12; 13; 14]. Краткий анализ последних ДТП свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствует должный надзор за техническим состоянием транспортных средств юридических лиц. В связи с этим необходимо заметить, что технический осмотр являлся одной из форм технического надзора ГИБДД.

Кроме того, статистические данные ГУОБДД МВД России [15] при сопоставлении количества ДТП и пострадавших из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств за 2010 г. (проведение ГТО под контролем сотрудников ГИБДД) и 2013 г. (проведение ТО аккредитованными операторами) дают следующую информацию: 1127 и 1541 соответственно. Иными словами, наблюдается рост количества ДТП по техническим причинам на 414 происшествий. При констатации факта роста количества ДТП в связи с техническими неисправностями следует заметить, что при оформлении происшествия в карточке ДТП делается отметка о технической неис-

221

правности лишь при явно видимой неисправности (оторвавшееся колесо, обрыв рулевой тяги, обрыв тормозного шланга и т.п.). А ДТП, которым предшествовали такие факторы, как увеличенный тормозной путь (неисправность тормозного управления), ослепление водителя (неисправность световых приборов), плохой обзор дороги (установка/нанесение на стекла покрытий, затрудняющих обзор со стороны водителя) и пр., квалифицируются, как правило по иным составам правонарушений.

И последний критерий - наличие ответственного за эффективное взаимодействие всех звеньев системы ЧАДС (ВАДС), который в настоящее время отсутствует. В ст. 2 Конституции РФ указано: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» [16], следовательно, государство отвечает за безопасность на дорогах.

Однако государство, делегировав страховым компаниям возмещение вреда после ДТП, фактически сняло с себя обязанность за безопасность дорожного движения. В связи с этим представляет интерес Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова: «Переложение всей ответственности за последствия дорожно-транспортных происшествий на частных лиц вызывает обоснованные опасения, что это существенным образом сни-

жает заинтересованность государства в выполнении собственно социальных функций в этой сфере - по регулированию и охране безопасности движения, строительству и обустройству дорог, контролю за безопасностью транспортных средств, устранению тех бесчисленных факторов, которые способствуют аварийности и травматизму, и т.д., поскольку все неблагоприятные последствия считаются застрахованными» [17].

Таким образом, подытоживая все вышеизложенное, необходимо отметить, что, применяя принцип Анны Карениной при рассмотрении проблем обеспечения безопасности дорожного движения, можно вывести формулу успешности системы БДД, которая зависит:

1) от наличия всех элементов комплекса «человек - автомобиль - дорога - среда»;

2) качественного соответствия элементов системы ЧАДС (ВАДС) предъявляемым критериям (ущербность хотя бы одного из компонентов рассмотренной системы ведет к сбоям в ее работе, а это, в свою очередь, повышает вероятность аварий, гибель людей);

3) наличия прямых и обратных связей между элементами системы ЧАДС (ВАДС);

4) государственного контроля за функционированием каждого элемента системы и работы всей системы безопасности дорожного движения в целом.

1. Даймонд Джаред. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2010.

2. URL: http://rbcdaily.ru/autonews/ 562949979167620 (дата обращения: 21.09.2015).

3. Степанов И. С., Покровский Ю.Ю., Ломакин В.В., Москалева Ю.Г. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога -среда на безопасность дорожного движения: учеб. пособие. М., 2011.

4. URL: http://engadget.com (дата обращения: 24.09.2015).

5. URL: http://www.aforizmov.net (дата обращения: 21.09.2015).

6. Белозеров В. В. Синергетика государственной деятельности в области безопасности дорожного движения // Предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: сб. материалов Всерос.

1. Diamond Jared. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. Moscow, 2010.

2. URL.: http://rbcdaily.ru/autonews/562949979167620 (date ofaccess: 21.09.2015).

3. StepanovI.S., PokrovskyYu. Yu., Lomakin V. V., Moskaleva Yu.G. Influence of elements of the system driver - vehicle - road - environment on road safety: study aid. Moscow, 2011.

4. URL: http://engadget.com (date of access: 24.09.2015).

5. URL: http://www.aforizmov.net (date of access: 21.09.2015).

6. Belozerov V. V. Synergetics of state activities in the field of road safety // Prevention of crimes and administrative offences in the sphere of ensuring road traffic safety: coll. of materials of All-Russian. sci.-pract. conf., Sept. 16-17, 2011 / ed. board.: V.A. Jemelinsky, V.V. Yakovlev, A.A. Zatolokin. Krasnodar, 2012.

7. Zatolokin A.A., Girko A.O. Comparative analysis of approaches to ensuring road safety

науч.-практ. конф., 16-17 сент. 2011 г. /редкой.: В.А. Джемелинский, В.В. Яковлев, А.А. Затолокин. Краснодар, 2012.

7. Затолокин А.А., Гирко А.О. Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (на примере ФРГ, США, России) // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 1(27).

8. URL: http://www.nhtsa.gov (дата обращения: 22.09.2015).

9. Петровский Н. Почему в Америке безопаснее? // Твоя дорога. 2013. № 4(34).

10. За рулем. 2012. № 1(967). URL: www.zr.ru (дата обращения: 22.09.2015).

11. URL: http://newsrbk.ru/news/2076049 (дата обращения: 22.08.2015).

12. URL: http://nakanune.ru/news/ 2015/8/6/22410415 (дата обращения: 22.08.2015).

13. URL: http://ren.tv/novosti/2015-08-12/na-kamchatke-v-dtp-popali-dva-avtobusa-raneny-9-chelovek# (дата обращения: 22.08.2015).

14. URL: http://rg.ru/2015/08/18/avtobus.html (дата обращения: 22.08.2015).

15. URL: http://gibdd.ru (дата обращения: 22.02.2014).

16. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 23.09.2015).

17. По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова: постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П // Рос. газ. 2005. 7 июня.

(on the example of Germany, USA, Russia) // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2015. № 1(27).

8. URL: http://www.nhtsa.gov (date of access: 22.09.2015).

9. Petrovsky N. Why America is safer? // Your road. 2013. № 4(34).

10. Behind the wheel. 2012. № 1(967). URL: www.zr.EN (date of access: 22.09.2015).

11. URL: http://newsrbk.EN/news/2076049 (date of access: 22.08.2015).

12. URL: http://nakanune.ru/news/ 2015/8/6/22410415 (date of access: 22.08.2015).

13. URL: http://ren.tv/novosti/2015-08-12/na-kamchatke-v-dtp-popali-dva-avtobusa-raneny-9-chelovek# (date of access:22.08.2015).

14. URL: http://rg.ru/2015/08/18/avtobus.html (date of access: 22.08.2015).

15. URL: http://gibdd.ru (date of access: 22.02.2014).

16. URL: http://www.constitution.EN (date of access: 23.09.2015).

17. On case about check of constitutionality of the Federal law «On mandatory insurance of civil liability of vehicle owners» in connection with the requests of the State Assembly - El Kurultai of the Altai Republic, Volgograd regional Duma, group of deputies of the State Duma and the complaint of citizen S.N. Shevtsov: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. May 31, 2005 № 6-P // Rus. newsp. 2005. June 7.

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.