Жирнов Олег Леонидович
начальник факультета по подготовке кадров для зарубежных стран
Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583752)
Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
К вопросу оптимизации государственной функции по контролю и надзору за дорожным движением
В статье обосновывается необходимость оптимизации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административная процедура, проверка документов, протокол об административном правонарушении, неотвратимость наказания, сроки исполнения административных процедур.
О^. Zhirnov, Head of the Faculty of Preparation of Personnel for Foreign Countries of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583752;
A.A. Zatolokin, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
To the issue of optimization of the state function of control and supervision of traffic
The article substantiates the necessity of optimization of state function of control and supervision over the observance of the participants of traffic requirements in the field of road safety.
Key words: road safety, administrative procedure, verification of documents, protocol on administrative violation, inevitability of punishment, terms of execution of administrative procedures.
Уровень безопасности дорожного движения в нашей стране по-прежнему недостаточно высок, и статистика является ярким тому подтверждением. Согласно официальным данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в 2013 г. из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 179017 ДТП [1], в которых погибло 23092 и было ранено 236124 человека. В 2011 и в 2012 гг. по вине водителей транспортных средств погибло 23471 и 24040 человек соответственно. Напомним, что согласно критериям разделения городов в Российской Федерации по количеству жителей малыми городами признаются города с населением до 20 тыс. жителей, а средними - от 20 до 100 тыс. жителей [2]. Таким образом, Рос-
сия ежегодно теряет в ДТП граждан, которые могли бы проживать в одном среднем городе.
Государство в лице законодателей адекватно реагирует на дорожно-транспортную аварийность. С сентября 2013 г. вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым были ужесточены наказания за нарушения Правил дорожного движения. В частности, увеличены штрафы за 46 видов нарушений ПДД [3]. Кроме изменений в КоАП, планируется внести изменения в иные нормативные правовые акты, направленные на «уравнивание» перед законом участников дорожного движения (данные предложения были подробно рассмотрены нами ранее [4]).
Однако не секрет, что только лишь внесением изменений в законодательство проблему
63
безопасности дорожного движения не решить. Необходим комплексный подход, включающий в себя:
совершенствование законодательства;
повышение качества дорог и дорожной инфраструктуры;
улучшение водительского состава путем подготовки качественных кадров;
оптимизацию деятельности субъектов по контролю и надзору за дорожным движением.
В данной статье нами будет уделено внимание последнему из перечисленных критериев повышения безопасности дорожного движения, поскольку его можно осуществить в рамках действующего законодательства, без дополнительных материальных затрат и увеличения штата задействованных субъектов.
В п. 34 Административного регламента ДПС [5] говорится о том, что «сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки». Однако анализ правоприменительной практики и жалоб граждан на действия инспекторов ДПС доказывает, что административные процедуры, связанные с административно-юрисдикционной деятельностью инспекторов (проверка документов, составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и т.д.), зачастую вызывают неоправданно большие временные затраты - от нескольких минут до нескольких часов. Это обусловлено следующими факторами:
проверкой документов (проверка подлинности представленных документов);
осуществлением запроса и ожиданием ответа о проверке по различным автоматическим базам данных, в том числе АИПС «Адмпракти-ка», АИПС «Документ», АИПС «Нарушитель», ФИС ГИБДД, ЕИТКС, АБД «Регистрация и учет транспортных средств», другими информационными ресурсами ГИБДД.
Кроме временных затрат, часто возникают проблемы с квалификацией нарушения ПДД водителем. Иногда в связи с такой специфической проблемой, как коррупционная составляющая профессии, существует риск квалификации нарушения по статье, предусматривающей меньшую санкцию, чем за фактические деяния, совершенные нарушителем.
Гипотетически смоделируем ситуацию, когда водитель нарушил п. 9.2 ПДД (выехал в нарушение Правил на полосу дороги, предназначенную для встречного движения) и должен быть привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Санкция за данное нарушение заключается в лишении права управления на срок от четырех до шести месяцев. Нам представляется несколько возможных способов незаконного ухода водителя от ответственности по данной части статьи, однако все они связаны с заполнением инспектором протокола (постановления) от руки. Первый - когда водитель, используя различные уловки (в том числе и подкуп инспектора), может попытаться изменить квалификацию правонарушения с ч. 4 ст. 12.15 на ч. 1 ст. 12.15, что с чисто технической точки зрения не так уж и сложно, поскольку цифра четыре легко исправляется на цифру один.
Второй способ возможен при отказе инспектора ДПС на дороге пойти на преступление и «переквалифицировать» деяние. Тогда возникает вероятность такой «переквалификации» в отделении (группе) исполнения административного наказания.
Третий способ заключается в подкупе мирового судьи, который, рассматривая дело «по существу», найдет состав иного правонарушения или же вообще не найдет в действиях водителя состава правонарушения.
Последний, четвертый способ, на наш взгляд, легальный, когда водитель обращается за помощью к юристу (адвокату), который путем анализа составленных административно-процессуальных документов найдет в них ошибки или неточности, что позволит «расшатать дело» и в итоге отменить вынесенные постановления. Например, если инспектор ДПС забыл внести в постановление (протокол) свою должность или звание, это в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП является основанием для вынесения определения «о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол... в случае неправильного составления протокола.». Учитывая содержание ч. 1.1 ст. 29.6, согласно которой «дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок» и «в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен. но не более чем на один месяц», любое возвращение административных дел ставит под угрозу соблюдение сроков рассмотрения данного дела.
64
Решением перечисленных проблем, на наш взгляд, является оптимизация деятельности инспектора ДПС путем ее модернизации и информатизации. Предлагаем оснастить патрульные автомобили сканерами документов, ноутбуками и принтерами, что не является столь затратным способом, но в то же время кратно повышает эффективность работы инспекторского состава. Сканеры документов широко используются как в гражданских учреждениях [6], так и в системе МВД России. В Межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделениях уже используется аппаратно-программный комплекс «Дозор» [7]. Данное устройство позволяет осуществлять следующие действия: считывать графическую, текстовую и иную информацию из машиносчитываемой зоны документа;
получать полнострочные изображения документов в различных режимах освещения (белый, инфракрасный, ультрафиолетовый);
производить проверку подлинности документов, проверку считанной текстовой информации по подключенным базам данных с выдачей результатов проверки;
вести протокол обращений с результатами проверок по базам данных;
хранить графическую и текстовую информацию. Использование прибора позволит значительно снизить время на проверку по различным автоматическим базам данных, т.к. отпадает необходимость делать запросы по аналоговым каналам связи и ждать их результатов.
Ноутбук (планшетный компьютер) и принтер в патрульном автомобиле - это уже не ноу-хау, а необходимость современной действительности. В настоящее время имеются различные аппаратно-программные комплексы, усовершенствование которых позволит добиться высокой производительности труда инспекторского состава и эффективности исполнения государственной функции по контролю и
1. URL: http://gibdd.ru (дата обращения: 22.02.2014).
2. URL: httpJ/города-россия.рф/ (дата обращения: 22.02.2014).
3. URL:http://rg.ru/2013/09/01/tablica-site. html (дата обращения: 23.02.2014).
4. Затолокин А.А. Амбивалентность в контроле и надзоре за дорожным движением // Общество и право. 2014. № 2(48).
5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за со-
надзору за участниками дорожного движения. Например: зарекомендовавшие себя с положительной стороны за десятилетия использования АПК «Поток» и «Сова-2». Данные АПК позволяют выявлять и задерживать в 2 раза больше транспортных средств, находящихся в розыске [8, с. 9], чем без использования таких технических средств.
Модернизация имеющихся программных комплексов в части получения инспекторами ДПС возможности заполнения процессуальных документов в автоматическом режиме по схеме «сканер - ПК - принтер» позволит решить все обозначенные выше проблемы. Ведь в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности инспектор будет лишь выбирать пункт ПДД, а информация о водителе транспо-зиционируется в программу автоматически.
Применение технических средств экипажами ДПС избавит их:
от ошибок при заполнении протокола (постановления);
от неправильной квалификации нарушения; от коррупционной «переквалификации» деяний;
от утраты (порчи) протокола (постановления).
Таким образом, автоматизация составления административно-процессуальных документов позволит решить ряд перечисленных выше проблем. Кроме того, на наш взгляд, будет достигнута основная цель такой модернизации: улучшение качества работы; экономия времени инспекторов ДПС, что позволит им заняться профилактикой административных правонарушений. Ведь, как отметил в одном из своих выступлений заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник полиции Виктор Кирьянов, «приоритетом в работе ГИБДД по-прежнему остается профилактика аварийности и пресечение нарушений правил дорожного движения» [9].
1. URL: http://gibdd.ru (date of access: 22.02.2014).
2. URL: http://goroda-rossiya.rf/ (date of access: 22.02.2014).
3. URL: http://rg.ru/2013/09/01/tablica-site.html (date of access: 23.02.2014).
4. Zatolokin A.A. The ambivalence of the control and supervision of the traffic // Society and law. 2014. № 2(48).
5. On approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation implementation of state function of control and supervision over the observance of
65
блюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
6. URL: http://dvr-car.ru/katalog/details/218/49/ skaneri-plustek/skaneri/skaneri-pasportov/ programma-cognitive-passport.html (дата обращения: 25.02.2014).
7. URL: http://npkmvs.ru (дата обращения: 26.02.2014).
8. Росторгуев В.Л., Рогожкина Е.Г., Ясни-ков А. Г. Обзорная информация // Использование современных оперативно-технических средств. М., 2008. Вып. 11.
9. URL: http://mvd.ru/news/item/149530/ (дата обращения: 25.02.2014).
the participants of traffic requirements in the field of road safety: order of the Ministry of the Interior of Russia of March 2, 2009 № 185.
6. URL: http://dvr-car.ru/katalog/details/218/49/ skaneri-plustek/skaneri/skaneri-pasportov/ programma-cognitive-passport.html (date of access: 25.02.2014).
7. URL: http://npkmvs.ru (date of access: 26.02.2014).
8. Rostorguev V.L., Rogozhkina E.G., Yas-nikov A.G. Overview // The use of modern operational and technical means. Moscow, 2008. Iss. 11.
9. URL: http://mvd.ru/news/item/149530/ (date of access: 25.02.2014).
66