ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Неустроев Сергей Сергеевич,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, [email protected]
Галкина Александра Ивановна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, [email protected]
Бобкова Елена Юрьевна,
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Самара, заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ1
Аннотация
В рамках данной статьи определено понятие «государственная регистрация», проведен анализ современного состояния государственной и факультативной регистрации научных результатов в России, предложена модель отраслевой системы регистрации научных результатов.
Ключевые слова:
государственная регистрация; отраслевая регистрация в сфере образования; объекты интеллектуальной собственности; факультативная регистрация; произведения науки; результаты интеллектуальной деятельности.
Современные тенденции науки и образования, особенно в области развития глобального информационного научного образовательного пространства, обуславливают необходимость совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в организациях, подведомственных Министерству образования и науки РФ в связи с созданием произведений науки [4].
Произведения науки, создаваемые научными и научно-педагогическими работниками в процессе своей профессиональной
'Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Отраслевая регистрация произведений науки, полученных в результате выполнения государственного задания подведомственных учреждений Минобрнауки».
деятельности, относятся к правовым категориям «результаты интеллектуальной деятельности» (далее - РИД), а, после проведения ряда процедур, в том числе - регистрации - к категории «объекты интеллектуальной собственности» (далее - ОИС). ОИС - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
Анализ исследований, позволяет определить понятие «государственная регистрация» как акт уполномоченного органа власти, осуществляемый посредством внесения в единый государственный реестр лиц сведений о созданном произведении, позволяющий рассматривать его как объект интеллектуальной собственности. Многие отечественные правоведы характеризуют государственную регистрацию как одну из позитивных административных процедур, признанных нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. По своей правовой природе акт государственной регистрации имеет гражданско-правовой характер, так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики участника гражданского оборота [1; 3].
Правовое регулирование РИД достаточно детально регламентировано. Алгоритмы возникновения прав на РИД научной сферы и специфика их применения детально описаны, как в научной юридической литературе, так и в документации, представленной на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) в настоящее время.
Основная часть РИД в настоящее время проходит единообразную регистрацию в Центре информационных технологий и систем органов исполнительной власти (далее - ЦИТИС). Регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в ЦИТИС проводится в соответствии с Федеральным законом №77 от 29.12.1994, Постановлением Правительства РФ №327 от 12.04.2013 и Приказом Минобрнауки РФ №1168 от 21.10.2013. Регистрация РИД НИОКР проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ №327 от 12.04.2013 и Приказом Минобрнауки РФ №1168 от 21.10.2013.
Несмотря на значительное упрощение регистрации РИД научной сферы, отдельные виды ОИС данной сферы (в том числе монографии, научные статьи и т.д.) не могут быть включены в Единую государственную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР).
Согласно Федерального закона №77 от 29.12.1994 электронные издания также регистрируются Научно-техническим центром «Информрегистр» и Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина. Но законодатель обязал регистрировать в данных органах только произведения науки вида «электронные издания», закон распространяется исключительно на производителей документов - т.е. юридических лиц, и только в целях
«последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями». Исключения составляют «электронные издания для слепых и слабовидящих, программы для электронных вычислительных машин и баз данных, аудиовизуальные и патентные документы, официальные документы, стандарты на электронных носителях». Эти документы, позволяют регистрировать электронные издания, в том же порядке, как и их печатные аналоги. Если автор-разработчик (организация-разработчик) не планируют распределение электронного ресурса между библиотечно-информационными организациями, а также - если электронный ресурс не прошел все стадии оформления как электронное издание, процесс регистрации недоступен. Под электронным изданием в настоящее время понимается «электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения». При этом необходимо отметить, что проводить редакционно-издательскую обработку имеет право только официально зарегистрированное издательство.
Таким образом, система государственной регистрации произведений науки, создаваемых научными и образовательными организациями, в настоящее время включает следующие организации: ЦИТИС, Роспатент, Информрегистр, Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина.
В тоже время, многие произведения науки, разработанные в рамках выполнения государственных заданий на научные исследования подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации организациями, не являются объектами государственной регистрации и учета, так как имеют форму, отличающуюся от форм объектов регистрации участников государственной системы учета произведений науки. Вследствие чего формируется социальный заказ со стороны научных организаций сферы образования и науки на создание отраслевой системы регистрации (учета) произведений науки, не учитываемых вышеуказанной системой государственной регистрации. Кроме того, постоянно возникает вопрос об эффективности выполнения государственных заданий на научные исследования подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации организациями, эффективном расходовании бюджетных средств и результативности деятельности организаций. Тем самым, создание системы отраслевой регистрации позволит учредителю указанных организаций принимать управленческие решения при формировании государственных заданий на научные исследования с опорой на зарегистрированные фактические документы, упростит процедуры проверки, снизит вероятность дублирования тематик на уровне ожидаемых результатов, а следовательно повысит эффективность использования бюджетных средств.
Основные проблемы, объективно существующие в современной системе государственной регистрации (СГР) учета произведений науки (НП), представлены на рис. 1.
Рис. 1. Существующие проблемы в системе государственной регистрации
учета произведений науки на 2016 год
В настоящий момент единственной в России государственной организацией, проводящей факультативную регистрацию электронных ресурсов, создаваемых научными и научно-педагогическими работниками, является Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и Образование» (ОФЭРНиО), успешно функционирующий в данной области уже 25 лет [2; 5]. Анализ факультативно регистрируемых в ОФЭРНиО электронных ресурсов демонстрирует устойчивый интерес научно-педагогического сообщества к регистрации электронных ресурсов -произведений науки и легализации их посредством отраслевой регистрации. Многолетний опыт отраслевой регистрации электронных ресурсов сопровождался совершенствованием структуризации, каталогизации, рубрикации, классификации электронных ресурсов, в том числе и произведений науки. В настоящее время структуризация информации о произведениях науки осуществляется средствами автоматизации разработки типового комплекта документов на регистрируемые результаты интеллектуальной деятельности, сопровождаемой рубрикацией и классификацией информации о результатах интеллектуальной деятельности в сфере образования по различным критериям.
Каталогизация информации о произведениях науки осуществляется и реализуется через сетевые средства массовой информации, размещаемые в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Мониторинг регистрируемых разработок по формо-функциональному признаку убедительно подтверждает, что 76% произведений науки остаются вне системы государственного учета результатов научно-исследовательских
работ. Таким образом, можно сделать вывод, что критериальная система оценки эффективности научной деятельности учреждений и научно-педагогических кадров не совершенна и требует доработки в части учета результатов отраслевой регистрации произведений науки, разработанных подведомственными Минобрнауки России организациями и научными кадрами сферы образования. Произведения науки, не учитываемые системой государственного учета, имеют более 600 разновидностей, в которых преимущественно преобладают электронные пособия: гипертекстовые, интерактивные, мультимедийные и т. д.
В наиболее общем виде все произведения науки, вынужденные проходить в настоящее время факультативную регистрацию вместо государственной, можно условно классифицировать по следующим группам по критерию их предназначения, см. рис. 2.
■удля решения организационных задач системы образования
\'для решения экономических задач системы образования
\'ддя решения органшшонно-экономических задач системы образования
\'для осуществления образовательного процесса
упля поддержки образовательного процесса
>'для поддержки научно-исследовательских работ лиц, получаю щих образовательную услугу \!для поддержки научно-исследовательского процесса в научных и образовательных учреждениях ■\'для иных сфер деятельности общества (за исключением науки и образования)
Рис. 2. Основные группы произведений науки, проходящих факультативную регистрацию по состоянию на 2016 год
При оценке новизны и приоритетности рассматривается совокупность характеристик: общих (наименование, ФИО авторов, город разработки, дата разработки, язык реализации) - в целях идентификации; программно-технических (тип ЭВМ, тип и версия операционной системы, инструментальные средства) - уровень технической реализации; психолого-педагогических (соответствие уровню образования, специальности, специализации, направлению и профилю подготовки, объем обучающего материалы) - оценка учебной компоненты; методических (глубина и уровень методической проработки, наличие справочных материалов, систем
промежуточного, рубежного и итогового контроля и т.д.) - оценка методической проработки; дидактических (логика разбивки на модули, сопровождаемые контрольными тестами, заданиями, списками источников и литературы); эргономических (совокупность изобразительных средств: размещение, используемые шрифты, используемые цвета, используемое звуковое сопровождение, кнопки, средства навигации, интерактивность и т. д.). И если содержание учебного материала, определяется стандартами образования, то методическая составляющая всегда индивидуальна, оригинальна и инновационна.
Анализ объективно существующих проблем государственной регистрации произведений науки в РФ позволяет сформулировать ряд обобщающих суждений:
1) в настоящее время порядка 76% результатов научно-педагогической деятельности в силу специфики сферы образования не относятся к объектам, учитываемым в системе государственной регистрации;
2) количественные характеристики произведений науки, используемые системой государственной регистрации, в недостаточной степени позволяют оценить качество научной продукции для сферы образования;
3) существующая система государственной регистрации не позволяет исключить дублирование при формировании государственных заданий;
4) существующая система регистрации произведений науки не позволяет выявить перспективные векторы развития педагогической науки;
5) при существующих формах регистрации, в полной мере не обеспечивается взаимосвязь регистрации произведений науки в сфере образования с процедурами аттестации педагогов и образовательных организаций;
6) разработка отраслевой системы регистрации научной продукции учреждений, подведомственных Министерству образования и науки РФ для сферы образования, позволит более эффективно принимать управленческие решения, связанные с развитием педагогической науки, реализующей методы и технологии подготовки востребованных временем и рынком труда кадров;
7) отраслевая регистрация произведений науки, сопровождаемая отраслевой классификацией, рубрикацией и каталогизацией, позволяет выявлять вектор перспективного развития педагогической науки, что позволит решать задачи вызовов времени - обеспечение качественного образования, позволяющего получить актуальные знания, умения и навыки в соответствии с государственными стандартами.
Накопленный опыт был обобщен и реализован ОФЭРНиО для процедуры отраслевой регистрации РИД и сегодня может быть в значительной степени автоматизирован, что позволяет предложить следующую модель отраслевой регистрации произведений науки, см. рис. 3
Данная модель позволит осуществлять отраслевой учет произведений науки с одновременной их классификацией и рубрикацией, для последующей каталогизации и публикации в целях полной и прозрачной информированности о результатах научной деятельности научно-
педагогического сообщества и учреждений, подведомственных Министерству образования и науки РФ.
Рис. 3. Модель отраслевой регистрации произведений науки
Предлагаемая модель отраслевой регистраций произведений науки должна быть реализована в форме электронной регистрации электронных документов с электронными цифровыми подписями с автоматизацией процедур оценки новизны и приоритетности, и сопровождаемой полной и прозрачной информированностью органов управления образованием и научно-педагогического сообщества.
Важнейшим элементом реализации данной модели - является возможность проведения поиска и последующего анализа необходимой информации. Одной из базовых задач является обеспечение возможности конструирования запросов к публичным базам данных на уровне пользователей, без привлечения соответствующих специалистов.
Типовая база данных содержит большое количество технологической информации, несущественных для пользователей подробностей, которые могут быть избыточны для решения задач пользователей, следовательно, возникает задача выдачи из произведенной выборки только той информации, которая в данный момент актуальна для пользователя.
Еще одним актуальным требованием, предъявляемым к программной реализации модели отраслевой регистрации, является необходимость представления и форматирования выводимой информации для последующей
ее обработки и использования в других информационных системах, в частности - РИНЦ.
Очевидно, что отраслевая система регистрации должна сопровождаться онлайн-мониторингом подведомственных Министерству образования и науки РФ научных и образовательных учреждений, что позволит: исключить дублирование при формировании государственного задания; учитывать качество научной продукции для сферы образования; своевременно выявлять перспективные векторы развития педагогической науки; обеспечить взаимосвязь регистрации произведений науки в сфере образования с процедурами аттестации педагогов и образовательных организаций.
Литература
1. Аналитическая справка по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности: [сайт]. URL: http://www.rupto.ru (дата обращения: 01.03.2016).
2. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы классификации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в образовательных учреждениях // Сборник от научни статии «Методология и практика на преподавание в XXI век» / редактор-съставител А.Л. Фурсов. Варна, 2016. С. 45-49.
3. Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rupto.ru (дата обращение: 04.03.2016).
4. Стратегические приоритеты развития Института управления образованием РАО в условиях реформирования академического сектора науки. Опыт стратегирования / С.С. Неустроев, Т.И. Пуденко, И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина // Управление образованием: теория и практика. 2015. №1. C. 1-19.
5. Statistics Of Productivity And Effectiveness Of Experimental Support Of The Educational System (For Scientists And Education Experts) / A.I. Galkina, E.A. Burnasheva, I.A. Grishan, M.V. Komarova, E.Y. Bobkova // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №5 S3. Pp. 62-70.
Neustroev Sergej Sergeevich,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education»,
the Director, Doctor of Economics,
Galkina Aleksandra Ivanovna,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education»,
the Head of Department,
Bobkova Elena Yur'evna,
Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy (FCU), Samara, the Head of the Chair, Candidate of Pedagogics, [email protected]
STATE REGISTRATION OF SCIENTIFIC RESULTS IN EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Annotation
In this article the concept «state registration» is defined, the analysis of a current state of the state and facultative registration of scientific results in Russia is carried out, the model of branch system of registration of scientific results is offered.
Keywords:
state registration; branch registration in education; objects of intellectual property; facultative registration; works of science; results of intellectual activity.