ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Неустроев Сергей Сергеевич,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, [email protected]
Предыбайло Валерий Анатольевич,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заместитель директора, [email protected]
Галкина Александра Ивановна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, [email protected]
Бобкова Елена Юрьевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛЕВОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Аннотация
Динамично развивающиеся процессы модернизации российского образования повлекли за собой необходимость актуализации методических подходов к технологии учета инновационной интеллектуальной продукции, создаваемой в образовательных организациях - произведений науки. В настоящее время все образовательные организации, в целях выполнения аккредитационных показателей, активно формируют собственное информационное научное пространство, используя для этого вариативный инструментарий. В то же время, механизмы регистрации произведений науки, отличных от традиционных видов «Программа для ЭВМ», «База данных» и «Алгоритм», до настоящего времени не имеют нормативного закрепления в законодательных актах, что негативно отражается на эффективности развития отечественного образования. В настоящей статье изложены промежуточные результаты научно-исследовательской работы, посвященной разработке отраслевой системы регистрации научной продукции подведомственных учреждений Министерства образования и науки РФ для сферы образования. Ключевые слова:
отраслевая регистрация; произведения науки; образовательные организации; научная продукция; педагогика; инновации; управление научным знанием.
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Отраслевая регистрация произведений науки, полученных в результате выполнения государственного задания подведомственных учреждений Минобрнауки»
Актуальность научного исследования, промежуточные результаты которого представлены в данной работе, обусловлена необходимостью разработки комплексной системы инструментария для реализации «Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы» [15], в которой поставлена задача расширенного воспроизводства научного потенциала нашей страны.
Анализ современного состояния государственной системы регистрации результатов интеллектуальной деятельности показывает, что в настоящее время она не учитывает отраслевых особенностей, в особенности -специфики системы российского образования, не охватывая, таким образом, более 76% результатов научной деятельности научно-педагогических работников [1].
Сложившая ситуация не позволяет на государственном уровне достоверно оценить: вектор перспективного развития научно-методических работ, их информационную открытость; ценность с точки зрения современных образовательных технологий, направленных на подготовку современных трудовых кадров и воспроизводство научных работников, что влечет за собой невозможность обеспечения полного контроля над бюджетным финансированием научных исследований учреждений, подведомственных Министерству образования и науки РФ.
Необходимо отметить, что расширенное воспроизводство научных кадров возможно только при наличии у образовательных учреждений развитого научно-образовательного пространства, которое формируется из компонент - результатов научно-исследовательских работ, не регистрируемых ни одной государственной структурой России.
Таким образом, совершенствование методологии учета результатов научной деятельности подведомственных Министерству образования и науки РФ образовательных учреждений становится одной из приоритетных задач в области совершенствования государственного учета производимой на территории нашей страны научной продукции.
В рамках выполнения научно-исследовательской работы по совершенствованию методологии отраслевого учета результатов научной деятельности (в частности - научно-методической) авторским коллективом была разработана концептуальная модель технологии отраслевой регистрации произведения науки, базирующаяся на верифицированном опыте четвертивековой работы по отраслевой регистрации электронных ресурсов, соответствующей современным требованиям законодательства и действующим стандартам.
Исследование базируется на обширной источниковой базе, включающей действующие нормативно-правовые акты [10-16; 18], методические рекомендации, издаваемые органами государственной власти, и вариативные научные исследования по рассматриваемой проблеме [7-9; 17]. Так же, в процессе подготовки научно-исследовательских работ, авторами был опубликован комплекс промежуточных результатов исследования, прошедший апробацию и обсуждение в научном сообществе [2-6; 19; 20].
Обобщенное визуальное отражение разработанной концепции технологии отраслевой регистрации произведения науки представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Модель отраслевой регистрации (общий вид)
Основными пользователями/потребителями системы отраслевой регистрации являются: образовательные организации, Министерство образования и науки РФ, научные государственные учреждения (рисунок 2).
Рис. 2. Взаимосвязь между базовыми группами пользователей системы отраслевой регистрации
Ключевыми элементами модели являются следующие:
• комплекс критериев оценки произведений науки;
• система процедур отраслевой регистрации;
• база данных (информационное пространство), аккумулирующая зарегистрированные произведения науки.
Рассмотрим каждый элемент более детально.
Первым и основным этапом является этап подачи заявки от разработчика. Им может являться физическое лицо (коллектив физических лиц) или юридическое лицо.
Необходимо отметить, что в случае, если разработчиком является коллектив физических лиц, авторам необходимо предварительно предусмотреть распределение авторских прав между членами коллектива, т.к. заявка регистрируется от имени всего коллектива в целом, процедура разграничения прав в процессе регистрации не проводится.
В том случае если заявка подается от имени юридического лица, до момента инициирования заявки организации необходимо заключить с физическими лицами - разработчиками договор о передаче авторских прав (исключительных или неисключительных). Заявка регистрируется от имени разработчика - юридического лица с обязательным указанием физических лиц - авторов разработки. Процедура установления прав в процессе регистрации не проводится и ответственность за подачу информации, в соответствии с нормами гражданского законодательства, в данном случае лежит на юридическом лице, от имени которого подается заявка.
Разработчиками могут являться не только организации, подведомственные Министерству образования и науки РФ. Так же -рассматриваются заявки от других организаций, производящих в процессе своей деятельности научную и образовательную продукцию.
Разработчики - физические лица, в основном относятся к категории «работники образовательных и научных учреждений и организаций», в тоже время, многолетний опыт работы по регистрации электронных ресурсов показывает, что порядка 10% из них относятся к другим категориям работников организаций и учреждений различных отраслей народного хозяйства.
Заявка представляет собой унифицированный комплект документов в электронной форме, который заявители формируют с использованием специализированного программного обеспечения.
После подачи заявки проводится ее экспертиза на соответствие критериям произведения науки, отвечающего требованиям новизны и приоритетности.
Результат оценки может быть представлен в трех различных формах, (рисунок 3).
По результатам оценки заявка может быть: возвращена заявителю или направлена на процедуру оценки.
Результаты экспертизы заявки
Возврат заявителю
для внесения корректировок и документацию отказ в регистрации
Инициирование процедуры оценки произведения науки
Рис. 3. Результаты экспертизы заявки
Возврат заявителю может быть произведен по двум причинам:
• отказ в регистрации в связи с несоответствием объекта регистрации, указанного в заявке, требованиям к произведению науки;
• необходимость внесения корректировок в заявительную документацию.
В первом случае дальнейшее рассмотрение заявки не производится, во втором - заявка рассматривается повторно, с учетом внесенных корректив.
Независимо от результата, информационный продукт, полученный в результате экспертизы заявки, оказывает влияние на информационное поле критериальных показателей произведений науки. Одной из форм влияния является инициирование актуализации критериев оценки.
В случае, если экспертиза заявки не выявила отклонений от объективно существующих требований, проводится процедура оценки произведения науки, поданного на регистрацию. Оценка проводится на основе актуальных (на момент проведения процедуры) критериев, позволяющих отнести произведение науки к категории новых и приоритетных для развития отрасли/области народного хозяйства.
На этом этапе проводится пополнение базы данных «Произведения науки», содержащей сведения о регистрируемых электронных ресурсах. Заявитель информируется об успешном прохождении процедуры оценки с помощью средств электронной коммуникации, и предоставляет комплект документов в твердой копии, заверенные печатями уполномоченных лиц и личными подписями авторов-разработчиков для проведения дальнейшей оценки заявленного на регистрацию произведения науки.
На этапе оценки документов в твердой копии также возможен их возврат заявителю в связи с выявленными нарушениями. До момента исправления нарушений работа с заявкой приостанавливается.
В случае успешного прохождения данного этапа, информационный продукт, полученный в результате его завершения, содержащий информацию о новом произведении науки, помещается в одноименную базу данных, расширяя, таким образом, информационное научно-образовательное пространство страны.
На основании данных о новом произведении науки формируется (с использованием специализированного программного обеспечения) комплект документов, подтверждающий успешную отраслевую регистрацию разработки и отсылается заявителю в твердой копии, содержащей все необходимые реквизиты.
Информация о зарегистрированном произведении науки передается базовыми группами пользователей системы отраслевой регистрации в вариативных формах (рисунок 4).
Рис. 4. Точки доступа к информации о зарегистрированном произведении науки для пользователей системы отраслевой регистрации
Таким образом, развитие системы отраслевой регистрации позволяет решить следующие актуальные задачи, объективно поставленные перед научным и педагогическим сообществом современными тенденциями развития постинформационного общества:
• повышение эффективности учета и оценки качества разрабатываемых и используемых в образовательном процессе результатов научной деятельности;
• исключение деструктуризации информации о результатах научной деятельности (многократного повторения и дублирования (клонирования)
однотипной информации о разработках в различных формах отчетности) используемых в образовательном процессе в целях оптимизации бюджетного финансирования;
• совершенствование системы показателей образовательных учреждений, объективно отражающих их деятельность в сфере приращения научного знания;
• совершенствование механизмов информационной открытости образовательных учреждений.
В рамках данной статьи представлены промежуточные результаты научно-исследовательской работы, направленной на разработку отраслевой системы регистрации научной продукции, производимой учреждениями, подведомственными Министерству образования и науки РФ, для сферы образования и науки.
Разработка и внедрение данной системы в деятельность научных и образовательных учреждений России позволит осуществлять мониторинг среди подведомственных Министерству образования и науки РФ учреждений в целях выявления наиболее наукоемких и перспективных научных центров, формирования качественной научно-образовательной среды, оптимизации финансирования научно-исследовательских работ этих учреждений за счет исключения дублирования результатов научной деятельности.
Результаты научного исследования прямо повлияют на процедуру выявления перспективного вектора подготовки научных кадров, обеспечат эффективное управление и контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств, создадут условия для расширенного воспроизводства научного потенциала страны, что соответствует целям Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы.
Литература
1. Бобкова Е.Ю., Галкина А.И. Актуальные проблемы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в образовательных учреждениях РФ в рамках развития инновационной составляющей образовательного процесса // Методологические основы и экономическое стимулирование инновационной деятельности промышленного предприятия: коллективная монография / под редакцией профессора Т.Н. Шаталовой. Saint-Louis, Missouri, USA, 2016. С. 133-149.
2. Галкина А.И. Деловая репутация и имидж российских вузов (по материалам объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование») // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». М.: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. С. 304-308.
3. Галкина А.И. Теория и практика электронной регистрации результатов интеллектуальной деятельности работников науки и образования // Информатизация образования и науки. 2012. №13. С. 132-145.
4. Галкина А.И. Экономика, организация и управление производством в зеркале объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование»// Экономика и эффективность организации производства. 2013. №18. С. 3-5.
5. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы классификации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в образовательных учреждениях // Сборник от научни статии «Методология и практика на преподаване в XXI век» / редактор-составитель А.Л. Фурсов. Болгария, Варна, 2016. С. 45-49.
6. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан А.И., Комарова М.В. Современные тенденции развития опытно-экспериментального обеспечения системы образования (на материалах ОФЭРНИО) // Сборник научни статии Международна научна школа «Парадигма». Лято - 2015 / под ред. Н.В. Слюсаренко, Л.Ф. Чупров, Е.К. Янакиева. Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С. 77-86.
7. Казаков К.В., Неустроев С.С., Симонов А.В. Стратегия развития научно-исследовательской организации, осуществляющей деятельность в сфере информатизации образования и науки, в условиях инновационной экономики: новые вызовы, новые решения // Информатизация образования и науки. 2014. №2(22). С. 3-11.
8. Неустроев С.С., Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Государственная регистрация научных результатов в сфере образования Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Управление образованием: теория и практика. 2016. №1(21). С. 5-13.
9. Неустроев С. С., Пуденко Т.И. Стратегия развития научной организации в условиях реформирования академического сектора науки // Информатизация образования и науки. 2015. №3(27). С. 3-17.
10. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об образовании в Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29.12.1994 №77-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по восстановлению действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец: Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2015 №812 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 №2237-р [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы: утв. Минобрнауки РФ, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Предыбайло В. А., Галкина А.И. Ретроспективный анализ развития объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» // Управление образованием: теория и практика. 2015. №3(19). С. 55-61.
18. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утвержден Правительством РФ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Galkina A.I., Bobkova E.Yu., Burnasheva E.A., Grishan A.I., Komarova M.V. The Current Trends Of Development Of The Experimental And Experimental Support Of An Education System (On Materials Ofernio) // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria); Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA, 2015. С. 33-43.
20. Galkina A.I., Burnasheva E.A., Grishan I.A., Komarova M.V., Bobkova E.Y Statistics Of Productivity And Effectiveness Of Experimental Support Of The Educational System (For Scientists And Education Experts) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №5 S3. С. 62-70.
Neustroev Sergej Sergeevich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Director, Doctor of Economics, [email protected]
Predybajlo Valerij Anatol'evich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Deputy director, [email protected]
Galkina Aleksandra Ivanovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, [email protected]
Bobkova Elena Yur'evna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Pedagogics, Assistant professor, [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF REALIZATION OF TECHNOLOGY OF THE BRANCH REGISTRATION OF WORKS OF SCIENCE IN MODERN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION
Annotation
Dynamically developing processes of modernization of Russian education caused need of updating of methodical approaches to technology of the accounting of the innovative intellectual production created in the educational organizations -works of science. Now all educational organizations, for performance of accreditation indicators, actively form own information scientific space, using for this purpose variable tools. At the same time, mechanisms of registration of the works of science other than traditional types «Computer program», «Database» and «Algorithm», have no standard fixing in acts so far that negatively affects efficiency of development of domestic education. In the present article the intermediate results of the research work devoted to development of branch system of registration of scientific production of subordinated institutions of The Ministry of Education and Science of the Russian Federation for education are stated. Keywords:
branch registration; works of science; educational organizations; scientific production; pedagogics; innovations; management of scientific knowledge.