17. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4.
18. Перевощикова, Е.Н., Бычков, А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6. (Дата обращения: 14.02.2022 г.).
19. Смирнова О.В., Тихонова Л.П. Использование активных методов обучения в формировании гражданской позиции студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - №6 (105).
20. Сосунова И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития // «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - М. - 2015. - №1
21. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4 . (Дата обращения: 14.02.2022 г.).
Педагогика
УДК 37.018.11
кандидат педагогических наук, доцент Тарасова Светлана Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); ассистент Печеная Марина Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: РАЗВИТИЕ ОБРАЗА
РОДИТЕЛЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Воспитание ребёнка, как одна из важнейших функций социума, закладывает фундамент успешного будущего для общества. Ведущая роль в воспитании ребенка, большая доля ответственности за его результат возложены на семью, в частности родителей, как первых воспитателей. В этом контексте государственная политика в области семейного воспитания акцентирует внимание на важности создания условий для развития педагогической культуры родителей, содействия раскрытию воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи в целом. Выполнение обозначенных приоритетов предполагает деятельное участие всех институтов социума в реализации государственной политики в области семейного воспитания. Огромными возможностями развития педагогической культуры родителей, образа родителя, обладают сфера образования, в том числе высшие учебные заведения. Цель исследования: теоретически и практически обосновать вклад вуза в развитие у обучающихся образа родителя. Методы: изучение нормативных документов правительства РФ; теоретический анализ; синтез; сравнение; изучение учебно-методической документации; опрос; проектирование программы; оформление выводов. Результаты: разработка и реализация программы педагогического курса по выбору «Педагогика современной семьи» являются составными частями содержания деятельности вуза по развитию у обучающегося образа родителя. Результаты разработки и реализации программы курса свидетельствуют о расширении представлений обучающихся о сущности, содержании воспитания, стилях взаимодействия с ребенком в семье, в том числе о выборе и ранжировании методов его воспитания. На основе результатов установления предпочтительности выбора обучающимися метода воспитания по отношению к будущим детям выделены тенденции: снижения (телесные наказания; наказание ремнем; постановка в угол); роста (ограничение пользования компьютером/компьютерными играми; лишение карманных денег); стабильности при снижении популярности метода (наставления, нравоучения; ограничение просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок). Результаты ранжирования методов воспитания ребенка в семье по отношению к будущим детям позволили определить тенденции: сохранения первенства словесных методов; вытеснения методов физического наказания и полного лишения методами частичного ограничения. В исследовании установлено, что разработка и реализация программы педагогического курса по выбору «Педагогика современной семьи» вносит значимый вклад в развитие у обучающихся образа родителя, а также в реализацию государственной политики в области семейного воспитания в целом.
Ключевые слова: семейное воспитание, вуз, образ родителя, развитие.
Annotation. Raising a child, as one of the most important functions of society, lays the foundation for a successful future for society. The leading role in the upbringing of the child, a large share of the responsibility for its result is assigned to the family, in particular parents, as the first educators. In this context, the state policy in the field of family education focuses on the importance of creating conditions for the development of the pedagogical culture of parents, promoting the disclosure of the educational and cultural and educational potential of the family as a whole. The implementation of the identified priorities implies the active participation of all institutions of society in the implementation of state policy in the field of family education. Enormous opportunities for the development of the pedagogical culture of parents, the image of the parent, have the field of education, including higher educational institutions. The purpose of the study: to theoretically and practically substantiate the contribution of the university to the development of the image of a parent in students. Methods: study of regulatory documents of the government of the Russian Federation; theoretical analysis; synthesis; comparison; study of educational and methodological documentation; poll; program design; drawing conclusions. Results: the development and implementation of the program of the pedagogical course of choice "Pedagogy of the modern family" are components of the content of the university's activities to develop the student's image of a parent. The results of the development and implementation of the course program testify to the expansion of students' ideas about the essence, content of education, styles of interaction with the child in the family, including the choice and ranking of the methods of his education. Based on the results of establishing the preference for the choice of the method of education by students in relation to future children, the following trends were identified: reductions (corporal punishment; punishment with a belt; setting in a corner); growth (limitation of the use of a computer / computer games; deprivation of pocket money); stability with a decrease in the popularity of the method (instructions, moralizing; limiting TV viewing / listening to music / walking). The results of ranking the methods of raising a child in a family in relation to future children made it possible to determine the trends: maintaining the primacy of verbal methods; crowding out methods of physical punishment and complete deprivation by methods of partial restriction. The study found that the development and implementation of the program of the pedagogical course of choice "Pedagogy of the modern family" makes a significant contribution to the development of the image of a parent in students, as well as to the implementation of state policy in the field of family education in general.
Key words: family education, university, image of a parent, development.
Введение. На всех этапах историко-культурного развития социума воспитание являет собой наиважнейшую область его функционирования. Веское подтверждение данному тезису мы находим в «Лекции о воспитании детей» у великого педагога ХХ столетия Антона Семёновича Макаренко [1, С. 59-116]. Его размышления о воспитании носили, прежде всего, стратегический характер. Именно в воспитании детей педагог видел залог счастливого будущего семьи, страны, мира. Правом творить будущее, историю нашего Отечества будут обладать, считал Антон Семёнович, будущие граждане страны, будущие отцы и матери, воспитатели своих детей.
Современный российский социум признает ведущую роль семьи в воспитании ребенка. Реализация важнейших приоритетов государственной семейной политики в области семейного воспитания (содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании) [1; 4] предполагает объединение усилий различных институтов общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Сфера образования, в том числе высшие учебные заведения, обладают огромными возможностями развития педагогической культуры родителей, образа родителя.
Проблема нашего исследования: каков вклад современного вуза в развитие у обучающихся образа родителя?
Цель состоит в теоретическом и практическом обосновании вклада вуза в развитие у обучающихся образа родителя.
Приступая к исследованию обозначенной проблемы, считаем необходимым сделать пояснения. Во-первых, наличие корня «образ» позволяет рассматривать образование как восхождение, движение к некому образу. В контексте исследуемой проблемы под «неким образом» подразумевается образ родителя.
Во-вторых, в работе под развитием образа родителя подразумевается непрерывный процесс его (образа - авт.):
- зарождения в дошкольном возрасте посредством регулярного наблюдения ребенком моделей детско-родительских взаимоотношений в естественных условиях;
- дальнейшего формирования и развития в образовательной среде образовательных организаций.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим, каким образом вуз содействует развитию у обучающегося образа родителя. Данная деятельность должна быть логично включена в образовательный процесс вуза. Её отправной точкой является проблемно-ориентированный анализ и оценка готовности образовательной среды вуза к данной деятельности, а также изучение потребностей обучающихся в области развития образа родителя.
Следующая составляющая деятельности по развитию образа родителя заключается в целеполагании, т.е. постановке и уточнении целей, связанных с:
- трансформацией образовательной среды, исходя из очерченного проблемного поля и выявленного уровня готовности в целом к данной деятельности;
- непосредственным развитием образа родителя на основе государственного заказа и потребностей обучающихся.
Формулировка уточненных целей позволяет определить содержательные направления и виды работ по развитию у
обучающихся образа родителя.
Первое содержательное направление. Обеспечение возможности получения молодыми/будущими родителями знаний о воспитании детей посредством разработки и реализации рабочих программ педагогических курсов по выбору в рамках подготовки по основным профессиональным образовательным программам (ОПОП) направления подготовки.
Виды работ по первому направлению:
1. Заведующие кафедрами: проводят анализ ОПОП направления подготовки; в служебной записке на имя заведующего выпускающей кафедрой вносят свои предложения; составляют перечень педагогических курсов по выбору в соответствии с государственным заказом, связанным с развитием педагогической культуры молодых/будущих родителей; назначают ведущих преподавателей по педагогическим курсам по выбору кафедры и представляют сведения о них.
2. На заседании выпускающей кафедры предлагаемые перечни психолого-педагогических курсов по выбору, кандидатуры ведущих преподавателей, предложения по ОПОП анализируются и оформляются протоколом.
3. Заведующие выпускающими кафедрами в соответствие с принятым решением на заседании кафедры, вносят изменения в ОПОП направления подготовки, связанные с введением педагогических курсов по выбору.
4. Педагогические курсы по выбору закрепляются за кафедрами и вносятся в заказ кафедры.
5. Ведущие преподаватели разрабатывают для педагогических курсов по выбору: рабочие программы; электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) (теоретические материалы, практикумы, дидактические материалы, фонды оценочных средств); учебные и учебно-методические пособия.
Второе содержательное направление. Обеспечение возможности получения молодыми/будущими родителями знаний о воспитании детей посредством разработки и реализации дополнительных образовательных программ подготовки (ДОПП).
Третье содержательное направление. Обеспечение возможности получения молодыми/будущими отцами знаний в целях формирования ответственного отцовства, вовлечения отцов в воспитание детей посредством разработки и реализации ДОПП.
Виды работу по второму и третьему направлениям:
1. Заведующие кафедрами: составляют перечень ДОПП в соответствии с государственным заказом, связанным с расширением знаний о воспитании детей / получением молодыми/будущими отцами знаний об ответственном отцовстве, вовлечением отцов в воспитание детей; назначают ведущих преподавателей по ДОПП кафедры и представляют сведения о них.
2. Ведущие преподаватели разрабатывают собственно ДОПП; ЭУМК (теоретические материалы, практикумы, дидактические материалы, фонды оценочных средств) для ДОПП.
3. Заведующие кафедрой и ведущие преподаватели готовят мотивированное обоснование расчета стоимости обучения по ДОПП.
4. Предлагаемые ДОПП, кандидатуры ведущих преподавателей утверждаются на ученом совете института.
5. Утвержденные ДОПП вносятся в каталог программ дополнительного образования.
6. Стоимость обучения по ДОПП рассматривается и утверждается на заседании комиссии по ценообразованию, ученом совете вуза, утверждается приказом ректора.
Четвёртое содержательное направление. Обеспечение повышения педагогической культуры родителей и доступности для молодых/будущих родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей и других областях, содействующих решению проблем воспитания детей посредством проведения групповых/индивидуальных занятий, тренингов, консультаций (организации традиционных дней получения консультативной помощи) юриста, психолога, педагога и других специалистов.
Виды работ по четвёртому направлению:
1. Создание Центра развития педагогической культуры молодых/будущих родителей.
2. Разработка программы и методического обеспечения деятельности Центра.
3. Разработка технологических карт групповых/индивидуальных занятий, тренингов, консультаций.
Авторы приняли личное участие в разработке и реализации рабочей программы, ЭУМК [4], учебного пособия [5] для педагогического курса по выбору «Педагогика современной семьи» в рамках первого содержательного направления деятельности.
Приступая к разработке и реализации программы курса, был проведён опрос обучающихся 2-го курса в количестве 300 человек для конкретизации целей курса. Студентам было предложено ответить на вопросы:
1. Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания применяли Ваши родители: по отношению к Вам: наставления, нравоучения; ограничение просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок; ограничение пользования компьютером/компьютерными играми; постановка в угол в качестве наказания; телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников; лишение карманных денег; наказание ремнем?
2. Какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы бы обязательно использовали по отношению к Вашим будущим детям: наставления, нравоучения; ограничение просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок; ограничение пользования компьютером/компьютерными играми; постановка в угол в качестве наказания; телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников; лишение карманных денег; наказание ремнем?
Как указали 84% студентов, самым распространенным методом воспитания является метод наставления и нравоучения. Вторым по популярности 40% студентов назвали метод наказания - постановку в угол. Чуть менее востребованным оказался метод ограничения пользования компьютером/компьютерными играми. Его указали 36% участников опроса. 34% опрошенных отметили метод ограничения просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок. Такое же количество участников опроса указали метод телесных наказаний в виде шлепков, щелчков, подзатыльников. 20% участников указали наказание ремнем. И лишь 6% опрошенных отметили метод лишения карманных денег.
Определяясь по вопросу № 2, респонденты продемонстрировали безоговорочное присвоение моделей поведения родителей и полное принятие методов воспитания родителей: «Как воспитывали меня родители, так и я буду воспитывать своего ребенка».
Анализ результатов проведенного опроса позволил выявить у обучающихся потребность в расширении представлений, прежде всего, о методах воспитания детей в семье. В этом свете, важность разработки и реализации курса «Педагогика современной семьи», прежде всего, заключается в содействии удовлетворению выявленных потребностей обучающихся, а также в расширении представлений о сущности, содержании, стилях взаимодействия с ребенком в семье.
Разработка рабочей программы курса «Педагогика современной семьи» в рамках подготовки по ОПОП направления подготовки включает в себя:
1. Формулировку целей и задач. Цель курса: содействие развитию у обучающихся образа будущего родителя. Задачи курса: расширение знаний и развитие представлений о семье, семейном образе жизни, традиционных семейных ценностях; формирование владений механизмами и умений построения конструктивных семейных взаимоотношений и воспитания детей на основе традиционных семейных ценностях; формирование умений, владений опытом принятия, осмысления и оценки ситуаций затруднения в семейном воспитании, преодоления внутренних негативных процессов семейного взаимодействия и воспитания детей, а также самостоятельного нахождения способов их решения с учетом позитивного опыта и прогрессивных идей педагогики современной семьи.
2. Определение содержательных линий курса. Содержание курса представлено в четырех модулях:
Модуль 1. Развитие педагогического знания. Педагогика современной семьи в системе педагогической науки. Семейные взаимоотношения как объект изучения педагогики современной семьи.
Модуль 2. Семья как социальная система. Развитие представлений о семье, семейном образе жизни, традиционных семейных ценностях. Факторы жизнедеятельности семьи. Воспитательный потенциал семьи.
Модуль 3. Семья как воспитательная система. Ведущая роль семьи в формировании личности ребенка. Факторы действенности семейного воспитания. Модели воспитания единственного ребенка. Воспитание ребенка в многодетной семье. Особенности развития и воспитания близнецов.
Модуль 4. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Механизмы построения конструктивных детско-родительских взаимоотношений. Проблемы воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Воспитание подростка и старшего школьного возраста в семье. Развитие «родительской силы».
3. Организация изучения курса. Согласно графику изучения, освоение содержания программы курса рассчитано на один семестр. Изучение курса предполагает контактный формат взаимодействия - включения обучающихся в лекционные и практические занятия, а также бесконтактное погружение в разнообразные виды индивидуальной/групповой самостоятельной работы - выполнение практических заданий и упражнений, решение кейсов, написание эссе, разработка творческого задания, учебно-исследовательского проекта; участие в ориентационно-ролевой игре.
4. Организация контроля усвоения курса. Промежуточный контроль курса «Педагогика современной семьи» состоит в выполнении студентами тестов для самоконтроля, а также в «презентации» продуктов самостоятельной работы. Контрольная точка (зачет) предполагает решение итогового теста и «защиты» индивидуального творческого задания.
Реализация рабочей программы педагогического курса «Педагогика современной семьи» заключается в организации взаимодействия субъектов в соответствии с требованиями программы по поводу усвоения содержательных модулей курса в контактном и бесконтактном форматах. На завершающем этапе реализации курса студентам было повторно предложено ответить на вопрос № 2.
Анализ ответов на вопрос № 2 показал, что самым распространенным методом воспитания 70% студенты указали метод наставления и нравоучения. Вторым по популярности 43% студентов назвали метод ограничения пользования компьютером/компьютерными играми. Также востребованным оказался метод ограничения просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок. Его указали 26% участников опроса. 17% обучающихся выбрали метод лишение карманных денег. Постановку в угол в качестве наказания отметили 13% опрошенных. Лишь только по 3% респондентов указали метод телесных наказаний в виде шлепков, щелчков, подзатыльников, а также метод наказания ремнем. Информация о результатах распределения ответов респондентов на вопрос № 1 и вопрос № 2 после изучения курса представлена в таблице (см. табл.).
Таблица
Информация о результатах распределения ответов респондентов на вопрос № 1 и вопрос № 2 после изучения курса и ранжирования методов воспитания по отношению к респондентам и по отношению к будущим детям
респондентов
По отношению к респондентам, кол-во, % По отношению к будущим детям респондентов, кол-во, %
№ п/п Такое случалось Такого не было Затрудняюсь ответить Место Такое возможно Применять не собираюсь Затрудняюсь ответить, Место
1. Наставления, нравоучения 84 16 0 I 70 13 17 I
2. Ограничение просмотра телевизора/прослушивани я музыки/прогулок 34 66 0 IV 26 71 3 III
3. Ограничение пользования компьютером/компьютер ными играми 36 64 0 III 43 57 0 II
4. Постановка в угол в качестве наказания 40 60 0 II 13 77 10 VI
5. Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников 34 66 0 IV 3 97 0 VI
6. Лишение карманных денег 6 88 6 VI 17 77 6 IV
7. Наказание ремнем 20 80 0 V 3 97 0 V
Далее был определён порядок выбранных методов воспитания по отношению к респондентам в соответствии с рангом - приоритетом. Результаты ранжирования методов воспитания по отношению к респондентам свидетельствуют о безусловном приоритете словесных методов (наставления, нравоучения) воспитания ребенка в семье и практически полном исключении из воспитательной практики метода лишения карманных денег.
Информация о результатах ранжирования методов воспитания по отношению к респондентам и к будущим детям респондентов представлена в таблице (см. табл.).
Выводы. Результаты разработки и реализации программы курса по выбору «Педагогика современной семьи» свидетельствуют о расширении представлений у обучающихся о сущности, содержании воспитания, стилях взаимодействия с ребенком в семье, в том числе о выборе и ранжировании методов его воспитания. Результаты опросов, проведенных до и после разработки и реализации программы курса «Педагогика современной семьи», позволили сделать следующие выводы. Результаты установления предпочтительности выбора обучающимися метода воспитания по отношению к будущим детям позволили выделить следующие тенденции:
1) снижение предпочтительности выбора метода: телесные наказания - от 34 до 3%; наказание ремнем - от 20 до 3%; постановка в угол - от 40 до 13 %;
2) рост предпочтительности выбора метода: ограничение пользования компьютером/компьютерными играми - от 36 до 43%; лишение карманных денег - от 6 до 17%);
3) стабильности предпочтительности выбора метода при снижении его популярности: наставления, нравоучения - от 84 до 70%; ограничение просмотра телевизора/прослушивания музыки/прогулок - от 34 до 26%.
Результаты ранжирования методов воспитания ребенка в семье по отношению к будущим детям респондентов свидетельствуют о сохранении первенства словесных методов, вытеснении методов физического наказания и полного лишения методами частичного ограничения.
Таким образом, в исследовании установлено, что разработка и реализация программы педагогического курса по выбору «Педагогика современной семьи» вносит значимый вклад в развитие у обучающихся образа родителя, а также в реализацию государственной политики в области семейного воспитания в целом.
Литература:
1. Макаренко, A.C. Лекции о воспитании детей // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 4: Педагогические произведения 1936-1939 гг. 1984. - С. 59-116. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-sochineniya_4_1984/ (дата обращения: 14.02.2022).
2. Правительство Российской Федерации. Распоряжения. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р]. - Москва, 2014. - URL: http://government.ru/docs/all/92699/ (дата обращения: 09.02.2022).
3. Правительство Российской Федерации. Распоряжения. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р]. - Москва, 2015. - URL: http://government.ru/docs/all/102075/ (дата обращения: 09.02.2022).
4. Тарасова, С.И. Педагогика современной семьи: Электронный учебно-методический комплекс / С.И. Тарасова. -Белгород, 2018. - URL: https://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=3806 (дата обращения: 01.03.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
5. Тарасова, С.И. Основы народной педагогики: Учебное пособие для вузов / С.И. Тарасова. - М.: Юрайт, 2022. - 158 с.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат филологических наук, доцент Телегина Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Ваганова Наталья Вячеславовна Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Аннотация. Обучение - сложный многогранный процесс, управляемый педагогом. В этом процессе направляющая роль учителя во многом определяет уровень освоения знаний школьниками, приобретение ими необходимых умений, навыков, развитие умственных способностей и творческого потенциала. Ключевую роль играют и методы обучения, используемые педагогом в образовательном процессе.Педагогическая литература соотносит методы обучения с совокупностью путей, с помощью которых достигаются цели, решаются задачи образования.Проблему слабой учебной мотивации иногда связывают с тем фактом, что используемые педагогом методы обучения не полностью погружают учащегося в учебный процесс, так как он предстаёт в роли «объекта» обучения, пассивно впитывая материал. Возникает необходимость превращения учащегося из объекта обучения в равноправный субъект учебной деятельности.Интерактивные методы обучения есть способы педагогического взаимодействия, характеризующиеся высокой степенью включенности участников в учебный процесс, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приемов. Целью статьи является рассмотрение особенностей использования технологии веб-квеста в образовательном процессе.
Ключевые слова: обучение, интерактивные методы обучения, технология веб-квеста, мотивация.
Annоtation. Learning is a complex multi-faceted process controlled by a teacher. In this process, the guiding role of the teacher largely determines the schoolchildren's level of knowledge, their acquisition of the necessary skills, development of mental abilities and creative potential. The teaching methods also play a key role in the educational process. Pedagogical literature correlates teaching methods with a set of approaches used to achieve educational aims, solve problems. The issue of weak educational motivation is sometimes explained by the student's insufficient immersion inthe learning process due to the methods used by the teacher, since a studentis seen as an "object" of learning, passively absorbing the material. Thus a student should be transformed from an object of learning into an equal subject of educational process. Interactive teaching methods are methods of pedagogical interaction characterized by a high degree of involvement of participants in the educational process, their communication, exchange of activities, change and variety of types, forms and techniques. The purpose of the article is to consider the features of using web quest technology in the educational process.
Key words: teaching, interactive teaching methods, web quest technology, motivation.
Введение. Современные учащиеся недостаточно замотивированы на продуктивную учебную деятельность. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс может решить данную проблему [6]. Их использование открывает для педагога новые возможности: новые методы и формы преподавания, обновленный подход к процессу обучения, который делает его ярким, увлекательным, соответствующим современным требованиям и стандартам. Интерактивность обучения может быть реализована посредством внедрения всемирной сети Интернет в процесс обучения [5]. Всемирная сеть Интернет становится все более доступной в использовании. Она не была создана специально для образовательной сферы, однако «новые средства порождают новые виды деятельности и новые методы», следовательно, появляется необходимость осваивания информационной среды, различных видов интерактивности и их интегрирования в учебный процесс.
К тому же, всё более актуальной в сфере образования становится задача направления процесса обучения на формирование информационно-аналитических умений учащихся - умений, которые позволяют качественно осуществлять поиск, анализ, обработку информацию, давать ей критическую оценку, а также контролировать собственную познавательную деятельность [1]. Для их развития требуется интеграция традиционных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий, обогащенных новыми инструментами и способами действий.
Одним из инновационных способов внедрения информационных технологий в учебный процесс является веб-квест (WebQuest). В переводе с английского языка «Quest» (квест) означает продолжительный целенаправленный поиск определенной информации, связанный с различными приключениями или игрой. Целью исследования является изучение особенностей и роли веб-квестов в учебном процессе.
Изложение основного материала статьи. В основе квест-технологии лежит поиск решения определенной задачи в игровой ситуации. Квест состоит из следующих элементов: сюжет, цель, роли для игроков, загадки и головоломки [4]. Именно загадки и головоломки являются неотъемлемой частью квеста. Если для их разгадки используется Интернет, то можно говорить о технологии веб-квеста. «Web» (веб) в переводе с английского - сеть, интернет, всемирная паутина. Соответственно, «web-quest» (веб-квест) - интернет-поиск. Веб-квест в педагогике предполагает проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимо использование информационных ресурсов Интернета.
Веб-квест представляет собой мини-проект. Перед учащимися ставится задача разрешить какую-либо проблему посредством сбора материалов в Интернете. Проблемный вопрос, как правило, не имеет однозначного решения, требуется его рассмотрение с разных сторон. Особенность этой технологии заключается в том, что информация находится на различных сайтах, но благодаря действующим гиперссылкам, которые заранее подобраны и структурированы преподавателем, учащиеся ощущают, что находятся в едином информационном пространстве. Однако информация в гиперссылках не даёт полного ответа на вопрос, учащиеся извлекают его из предложенного многообразия текстового и видеоматериала, затем формулируют свой собственный вывод. По завершении выполнения задания они представляют собственные веб-страницы по заданной теме, либо иные творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Веб-квест как образовательная технология возник в США в конце 20 века. Термин был введен Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. В 1995 году была опубликована его научная статья «Некоторые размышления о веб-квестах». Под квестом Б. Додж подразумевал сайт, который содержал проблемное задание и предполагал самостоятельный поиск информации учащимися в сети Интернет [7]. Сам профессор занимался разработкой инновационных приложений Интернета с целью их дальнейшей интеграции в учебный процесс для преподавания различных учебных предметов на разных уровнях обучения.