Научная статья на тему 'Телевидение как фактор формирования насилия над ребенком в семье в условиях современной России'

Телевидение как фактор формирования насилия над ребенком в семье в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / VIOLENCE / НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ / НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / PHYSICAL VIOLENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА / PRIMING EFFECT / ПОВЕСТКА ДНЯ / CHILDREN'S EXPOSURE TO DOMESTIC VIOLENCE / AGENDA SETTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Виктория Андреевна

В статье освещается проблема насилия над ребенком в семье и влияния телевидения на его формирование в современной России. Осуществляется анализ основных теоретических подходов к пониманию сущности и содержания телевидения как средства массовой коммуникации, основных механизмов телевизионного воздействия эффекта прайминга и повестки дня, а также видов насилия над ребенком в семье. В статье приводятся результаты исследования, характеризующие уровень и виды насилия над ребенком в семье, которые наиболее распространены в современной российской семье. Определяется роль телевидения и его содержания в жизни современных родителей, а также характер его влияния на возникновение различных видов насилия по отношению к ребенку в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV as a factor of children’s exposure to domestic violence in modern Russia

The article elucidates the problem of children’s exposure to domestic violence and the influence of television to its formation in modern Russia. The fundamental theoretical approaches analysed, which explain the essence and content of TV as mass media, basic mechanisms of TV influence, priming effect and agenda-settings, and the types of children’s exposure to domestic violence. There are the survey results in the article, characterized the level and the types of children’s exposure to the domestic violence, which are widespread in modern russian family. The role of TV and its content in modern parents’ life and the character of its influence on formation different types of children’s exposure to domestic violence are determined.

Текст научной работы на тему «Телевидение как фактор формирования насилия над ребенком в семье в условиях современной России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2014. № 4

В.А. Лебедева, асп. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье освещается проблема насилия над ребенком в семье и влияния телевидения на его формирование в современной России. Осуществляется анализ основных теоретических подходов к пониманию сущности и содержания телевидения как средства массовой коммуникации, основньа механизмов телевизионного воздействия эффекта прайминга и повестки дня, а также видов насилия над ребенком в семье. В статье приводятся результаты исследования, характеризующие уровень и виды насилия над ребенком в семье, которые наиболее распространены в современной российской семье. Определяется роль телевидения и его содержания в жизни современных родителей, а также характер его влияния на возникновение различных видов насилия по отношению к ребенку в семье.

Ключевые слова: насилие, насилие над ребенком, насилие над ребенком в семье, физическое насилие, психологическое насилие, телевидение, эффект прайминга, повестка дня.

The article elucidates the problem of children's exposure to domestic violence and the influence of television to its formation in modern Russia. The fundamental theoretical approaches analysed, which explain the essence and content of TV as mass media, basic mechanisms of TV influence, priming effect and agenda-settings, and the types of children's exposure to domestic violence. There are the survey results in the article, characterized the level and the types of children's exposure to the domestic violence, which are widespread in modern russian family. The role of TV and its content in modern parents' life and the character of its influence on formation different types of children's exposure to domestic violence are determined.

Key words: violence, children's exposure to domestic violence, physical violence, psychological violence, priming effect, agenda setting.

Формирование ребенка во многом зависит от семьи, в которой он воспитывался. Состояние внутрисемейных отношений оказывает влияние не только на текущее физическое и психологическое здоровье ребенка, но и на его становление как всесторонне развитой личности и гражданина. Одной из главных проблем современной российской семьи является насилие, жертвой которого в том числе становится ребенок.

Несмотря на серьезность проблемы насилия над ребенком в семье, в отечественной практике отношение к данному социальному фе-

* Лебедева Виктория Андреевна, e-mail: vlebedeva.90@gmail.com

номену можно охарактеризовать как терпимое. Реализация насильственных практик по отношению к ребенку считается допустимой мерой воспитания, наказания за провинности. Общественность относится безразлично к таким насильственным проявлениям, считая данную проблему внутрисемейной. Только наличие масштабных последствий применения насилия по отношению к ребенку в семье может вызвать в общественности резонанс. Согласно исследованию 2006 г., проведенному в Самаре, Саратове и Ижевске, более 30% опрошенных применяют на практике насильственные методы наказания, причем довольно жестокого характера — порка ремнем или избиение1. Став свидетелем насилия в отношении ребенка, треть опрошенных не будет вмешиваться, считая данную ситуацию внутрисемейной, 70% респондентов попытаются остановить насилие и помочь ребенку, только 14% представляют свои конкретные действия в подобной ситуации. Данное региональное исследование позволяет оценить уровень насилия над детьми в период опроса, при этом стоит отметить, что оно не учитывает факторы формирования насилия по отношению к ребенку. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованной полномасштабной оценки современного состояния проблемы насилия над ребенком в семье, его видов и их распространенности, а также выявления характера влияния факторов его формирования.

Насилие над ребенком представляет собой многоаспектное социальное явление, которое имеет сложную структуру и содержание. В научном дискурсе представлены различные подходы к определению данного социального явления. При оценке современного состояния проблемы насилия над ребенком в семье мы будем опираться на два теоретических подхода к пониманию насилия — теоретические конструкты Е.Л. Сытых2 и Г.С. Табатадзе3. Понимание насилия в данной работе сформировано на основе синтеза вышеуказанных теоретических подходов, в своей совокупности всесторонне описывающих исследуемое явление. Под насилием в данной работе понимается силовая мера воздействия родителей на ребенка на физическом или эмоционально-психическом уровне, выражающаяся в воздействии на него или принуждении к чему-либо для достижения определенной цели, имеющая для него негативные последствия, за исключением актов самообороны. В фокусе

1 Численность выбоной совокупности исследования — 1783 родителей, в том числе 842 родителя несовершеннолетних детей,

2 См.: Сытых Е.Л. Определение насилия: вариант понимания // Мат-лы I Международной научно-практической конференции Российского научного форума "Россия. Культура. Будущность". Ч. III. Насилие и толерантность в эпоху глобализации. Челябинск, 2005.

3 См.: Табатадзе Г.С. Насилие как социальное явление // Вестн. Волжск. гос. ун-та. Сер. 7. 2003-2004. Вып. 3. С. 109-116.

исследовательского внимания находятся жесткое и жестокое насилие (по типологии с основанием степени тяжести совершенного насилия). Среди типов насилия в семье были рассмотрены физическое, психическое или эмоциональное.

В исследовании проблемы влияния телевидения на реализацию родителями насилия по отношению к ребенку при определении объекта насилия учитывались не только возрастные рамки, но и периоды личностного развития ребенка4, каждый из которых может существенно влиять на причины проявления насильственных действий и его последствий для детей. Таким образом, ребенок в данном исследовании понимается как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, проходящее в процессе своего взросления и личностного развития возрастные этапы, характеризующиеся наибольшей виктимностью и сензитивностью к насилию. Сензитивные к насилию периоды развития ребенка делают его более травматизируемым. В этом возрасте насилие формирует у ребенка виктимность, которая представляет собой устойчивое личностное качество, характеризующее предрасположенность человека становиться жертвой в условиях, которые оказываются нейтральными, "не опасными" для других личностей5. Кроме того, виктимность может приводить к тому, что ребенок-жертва сам становится склонным к проявлению насилия, например, по отношению к сверстникам и животным. Наличие данного свойства у ребенка постепенно может изменять его отношение к претерпеваемому насилию и восприятию его как нормального и естественного процесса.

Решение социальной проблемы насилия над ребенком в семье связано не только с всесторонним анализом насилия как социального явления, но и с определением и рассмотрением социальных факторов, непосредственно влияющих на возникновение и развитие насильственных действий по отношению к ребенку со стороны членов семьи.

В современном научном дискурсе существует три подхода, базирующихся на исследовании насилия с точки зрения различных уровней:

1) уровень индивидуальных характеристик субъекта и объекта насилия;

2) микроуровень семейной среды;

3) макроуровень общества, в рамках которого имеет место данная социальная проблема.

4 См.: Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65—75.

5 См.: Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.

Сущность индивидуальных свойств субъекта насилия заключается в наличии психопатологических характеристик у индивида (психических расстройств, низкой самооценки, неуверенности, психологических травм, чувства уязвимости, депрессивного состояния), выражающихся в проявлении жестокости, агрессивных и насильственных действий по отношению к членам семьи. Среди представителей данного подхода можно отметить американских исследователей Н. Якобсона и Дж. Готтмана, представителей теоретических концептов влечения, социального научения (А. Бандура) и фрустрационной теории агрессии (Э. Фромм, Л. Берковитц). Объяснение причин возникновения насилия с позиции личностных характеристик обидчика и жертвы является традиционным и соответственно наиболее разработанным, прежде всего социальной философией и криминологией.

Второй уровень теоретических концепций утверждает наличие причин возникновения насилия над ребенком в семье на микроуровне семейной среды. Здесь прежде всего негативную роль играют межличностные отношения между членами семьи, внутрисемейная напряженность, наличие неадекватных коммуникативных практик, а также антисоциальное поведение биологических или социальных родителей ребенка. Причинность возникновения насильственных интеракций с позиций данной точки зрения разрабатывалась, в частности, в рамках теории социального обмена, первичной социализации, психологии развития (Р. Парк и Р. Слэби6).

Взаимобусловленность внутрисемейного насилия с его проявлением в обществе, а также влияние социальных проблем общества на антисоциальное поведение внутри семьи представляет собой достаточно новое направление, теоретической основой которого выступает макросоциологический уровень теорий, утверждающий, в частности, социальную структуру, ценностные системы общества и социальной группы, социальные институты в качестве источника семейного насилия. Данный уровень рассмотрения причин возникновения социальной проблемы насилия над ребенком в семье является наименее разработанным и многоаспектным. Он требует всестороннего изучения различных аспектов социальной жизни общества и различных его сфер (экономической, политической, духовно-ценностной), а в условиях глобализации, развития общества потребления и информатизации источники и причины насилия над ребенком в семье приобретают новые аспекты. Данные тенденции развития современного российского общества обус-

6 Park R.D., Slaby R.G. The development of agression // Handbook of child psychology / Ed. by P.H. Mussen. 1983. Vol. 4. P. 547-641.

ловливают актуальность и необходимость изучения причин насилия как социального феномена именно с позиций макросоциологиче-ского анализа.

На макросоциологическом уровне в качестве социальных факторов возникновения насилия над ребенком в семье могут выступать экономические проблемы общества (ухудшение качества жизни, безработица, экономический кризис и т.д.), социальные (конформизм, социальный пессимизм, алкоголизм, наркомания), духовно-культурные (трансформация ценностных установок, снижение общего уровня культуры) факторы. В отдельную категорию факторов, которая занимает в современном обществе доминирующие позиции по степени влияния, следует выделить средства массовой коммуникации, в частности телевидение. Категории экономических, социальных, духовно-ценностных факторов обладают большой теоретической и концептуальной базой, данные явления, происходящие в общественной жизни, были разработаны и изучены многими авторами, чего нельзя сказать про телевидение. Обладая такими характеристиками, как широкий охват зрительской аудитории и доступность, телевидение может стать одним из ведущих факторов, формирующих сознание и поведение индивида, в частности относительно проблемы домашнего насилия над детьми. Данный факт требует всестороннего изучения и выявления уровня влияния телевидения как социального фактора на формирование насилия над ребенком в семье.

Для выявления уровня влияния телевидения на формирование насилия над ребенком в семье необходимо, прежде всего, определить сущность и содержание телевидения как средства массовой коммуникации и насилия над ребенком в семье, обратившись к ряду теоретических основ.

При изучении понятия телевидения мы опирались на теорию Г. Маклюэна7. Под телевидением в данном исследовании мы будем понимать техническое средство передачи информации на численно большие рассредоточенные аудитории, формирующее сознание индивида, в результате чего в его сознании происходит конструирование новой реальности. При этом выявление причинно-следственной связи между телевидением и проблемой насилия над ребенком в семье требует фокусирования внимания на его коммуникативном свойстве, а именно источнике информации или коммуникаторе, содержании передаваемых сообщений, изучении средств и механизмов воздействия, изучении аудитории, а также эффекта коммуникативного воздействия.

7 См.: Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.

В основе исследования телевизионного насилия в данной работе лежит техника анализа Дж. Гербнера8 — анализ системы сообщения. Согласно данной технике, под насилием на телевидении понимаются сцены с открытым применением физической силы и иных принудительных действий, осуществляющихся против чьей-либо воли под страхом нанесения телесных повреждений или убийства либо при фактическом осуществлении последних.

С особенностями телевизионного воздействия на родителей ребенка связаны такие механизмы, как повестка дня, разработанная М. Макобсом и Д. Шоу9, а также эффект прайминга10. Механизм повестки дня — это определенный способ воздействия телевидения на субъектов семейного насилия (родителей, братьев, сестер, других родственников ребенка), который характеризуется заведомым искажением информации, частотой повторения сцен открытого применения физической силы и других принудительных действий, а также трансформацией базы знаний, ориентируясь на которую, индивид принимает те или иные решения, в частности относительно вопроса применения насилия по отношению к ребенку в семье.

Прайминг представляет собой процесс активации и актуализации уже существовавшей установки, которая может привести к искаженной интерпретации воспринимаемой ситуации. В ходе данного процесса транслируемая информация включается в память реципиента и активизирует определенный аспект самосознания, акцентируя на данной информации особое внимание. Прайминг — это эффект имплицитной, т.е. не осознанной памяти. Механизм действия исследуемого эффекта заключается в выстраивании телевизионной информации таким образом, что в результате просмотра членами семьи ребенка сцен открытого применения физической силы и иных принудительных действий, осуществляющихся против чьей-либо воли под страхом нанесения телесных повреждений или убийства, либо при фактическом осуществлении последних, активируются определенные части устоявшейся базы ценностных установок, знаний и моделей поведения. Данные части базы установок индивида могут претерпевать изменения в результате наблюдения сцен насилия на телевидении. Безусловно, трансформация данных компонентов, в частности элементов, касающихся практического применения насильственных действий по отноше-

8 Gerbner G. Aggressive and prosocial television programs and the natural behavior of preschool children. Chicago., 1972. P. 32.

9 McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. 1972.

10 См.: Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

нию к ребенку, может существенно сказаться на изменении поведения членов семьи по отношению к ребенку и их представлениях о возможности реализации насилия над ребенком.

Таким образом, повестка дня и эффект прайминга представляют собой ключевые механизмы телевизионного воздействия на применение родителями насилия над ребенком в семье.

Восприятие насилия, источником которого выступает телевидение, зависит от основных характеристик, так или иначе участвующих в процессе влияния на потенциального субъекта внутрисемейного насилия над ребенком. В качестве таковых выступают сцены открытого применения физической силы и принудительных действий, которые осуществляются против воли под страхом нанесения телесных повреждений или убийства, а также при их фактическом осуществлении. На степень воздействия насильственного телевизионного содержания на субъектов насилия влияет привлекательная ролевая модель героя-преступника, наличие в сюжете телевизионной передачи оправданности насилия, а также отсутствие наказания, наличие минимального ущерба у жертвы насилия или его полное отсутствие. Кроме того, немаловажную роль в телевизионном воздействии на родителей ребенка играет контекст сцены телевизионного насилия, т.е. каким образом воспринимается зрителем факт совершения насилия, как единственно возможная или лишняя мера. Существенное влияние на субъекта насилия оказывают также жанр телепередачи и частота показа насильственных сцен.

Указанные теоретические подходы легли в основу понимания сущности и содержания насилия над ребенком в семье, а также телевидения как фактора формирования реализации насилия над ребенком в семье. На основе теоретических подходов были сформированы концептуальная модель эмпирического исследования, состоящая из основных понятий, а также система переменных, необходимых для исследования данной проблемы.

Эмпирическое исследование влияния телевидения на реализацию насилия над ребенком в семье проводилось методом анкетного опроса11. Размер выборки составляет 300 респондентов, что обусловлено пилотным характером данного исследования, которое позволяет выявить определенные тенденции в свойствах изучаемой социальной проблемы. Формирование выборки осуществлялось методом случайного отбора.

11 Авторское исследование "Влияние телевидения на формирование насилия над ребенком в семье": опрошено 300 родителей детей школьного возраста. Опрос проводился в марте-апреле 2013 г. в г. Москва.

Рассмотрим результаты исследования, характеризующие уровень и виды насилия над ребенком в семье, которые наиболее распространены в современной российской семье.

Жестокое отношение к ребенку в российских семьях является элементом воспитания: многие родители воспринимают насилие как крайнюю, но эффективную меру воздействия на своего ребенка, в ряде семей насильственный стиль общения родителей с ребенком и вовсе доминирует. Так, подавляющее число родителей при воспитании ребенка прибегают к мягкой форме насилия (71%), 28% — к более жестким мерам воздействия и 1% — к жестоким.

Современные родители больше предпочитают использовать психологические средства воздействия на ребенка (выражающиеся в запрещении ребенку смотреть телевизор, пользоваться интернетом или посещать развлекательные мероприятия), нежели физические, время от времени комплексно совмещая их. Это не удивительно, ведь в век высоких технологий и информации запрет пользования ими — наиболее эффективное средство наказания. Однако злоупотребление данным средством воздействия способно привести к возникновению у ребенка психологической травмы, а отсутствие информации, соответствующей уровню его развития, — сказаться на становлении ребенка как личности. При этом доли родителей, применяющих мягкое психологическое насилие распределились следующим образом: запрещали ребенку пользоваться интернетом 79,5%, запрещали ребенку смотреть телевизор — 56,8, не разрешали посещать развлекательные мероприятия — 27,3%.

Принуждение ребенка к информационной "диете" — лишь первая ступень в насильственном обращении. Около половины родителей воспитывают ребенка, практикуя жесткое психологическое воздействие. Подавляющее большинство родителей, общаясь с ребенком, подшучивают и высмеивают его внешность, черты характера (74%). Многие дети выслушивают обвинения в свой адрес, если они не могут что-либо сделать (69%). Более половины детей терпят выкрикивание в свой адрес ругательных и грубых слов (58% родителей практикуют это). Кроме того, 18% детей наказывают за действия, которых они не совершали, а еще 6% — упрекают их в плохих отношениях между супругами.

Физическое насилие распространено среди российских семей в несколько меньшей степени, чем психологическое. Однако около 30% родителей предпочитают воздействовать на своего ребенка именно таким способом. Треть родителей при общении с ребенком практикуют подзатыльники, пощечины (33%) и порку ремнем (33%), особое внимание привлекают 12% родителей, которые могут позволить себе избить ребенка. 4% родителей наказывают ребенка, лишая его еды и/или одежды.

Данные, полученные в результате опроса, свидетельствуют о том, что проблема насилия над ребенком глубоко укоренена в российских семьях и требует оперативного вмешательства и регулирования. Однако для формирования системы мер по предупреждению и минимизации жестокого обращения с ребенком, прежде всего, следует изучить причины и источники возникновения и формирования данной проблемы. Перейдем к рассмотрению роли телевидения и его содержания в жизни современных родителей, а также влияния на возникновение насилия по отношению к ребенку в семье.

Телевидение занимает значимую часть в проведении досуга родителей (81%). Подавляющее большинство смотрит ТВ каждый день (81%), а наибольшая активность просмотра телепередач приходится на вечера будних дней (67%).

Многие родители при просмотре своих любимых телепередач сталкиваются со сценами насилия (64%), которые в основном связаны с избиением героев (93%), убийствами (74%), а также похищением героев (26%).

Безусловно, просмотр насильственных сцен может оказывать влияние на зрительскую аудиторию. В контексте исследования проблемы насилия над ребенком в семье данные сцены могут сказываться на когнитивном, эмоциональном и поведенческом состоянии родителей. Рассмотрим, приводит ли данный аспект влияния сцен телевизионного насилия к проявлению родителями насильственных методов воспитания по отношению к ребенку.

В целом можно утверждать, что просмотр родителями сцен избиения героев увеличивает частоту реализации случаев физического и тяжелого психологического насилия. Применение наказания ребенка ремнем или шлепками увеличивается с возрастанием просмотренных родителями сцен избиения героев. Таким образом, чем чаще родители смотрят фильмы и телепередачи со сценами избиения героя, тем чаще они шлепают своего ребенка и наказывают его ремнем. Кроме того, трансляция сцен избиения негативно сказывается на психологическом аспекте воспитания ребенка. Родители, которые часто видят указанные сцены, более склонны обвинять ребенка в его неспособности сделать что-либо (рис. 1).

Телепередачи, транслируемые по ТВ, содержат не только сцены избиения героев. Более сильное негативное воздействие на зрительскую аудиторию оказывают эпизоды, где героев похищают. Родители, которые наблюдали указанные сцены, чаще выплескивают свою агрессию в общении с ребенком. Это может выражаться в увеличении частоты применения шлепков и даже избиения ребенка. Сцены похищения повышают количество инцидентов, когда родители реализуют жестокие психологические меры по отноше-

83,8

83,3

25,0

Не было

Редко (1 сцена)

Часто (несколько сцен)

Очень часто (большое количество сцен)

-Шлепки

— Наказание ремнем

Обвиняли ребенка,

если он не мог что-то сделать

Рис. 1. Применение видов физического и психологического насилия родителями в зависимости от частоты просмотра сцен избиения героев (%)

нию к своим детям. Так, с увеличением просмотра родителями сцен похищения героя возрастает частота обвинения ребенка в неспособности что-либо сделать, наказаний ребенка за действия, которые он не совершал. Чем чаще мамы и папы видят эпизоды, где героев похищают, тем чаще они смеются над словами, действиями, чертами внешности и характера ребенка. Кроме того, под воздействием указанных телевизионных сцен родители более склонны упрекать детей в плохих отношениях с супругом (рис. 2).

Увеличению психологического насилия способствуют также сцены убийства героя. В результате воздействия данных сцен на родителей ребенок чаще претерпевает насмешки с их стороны, а также наказания за действия, которые он не совершал (рис. 3).

Стоит также отметить, что сцены насилия, которые показывают в настоящее время на ТВ каналах, способствуют увеличению случаев реализации мягкого психологического насилия. Данные сцены вызывают у родителей стремления запретить ребенку смотреть телевизор, пользоваться интернетом и посещать различные развлекательные мероприятия. Такие меры могут быть объяснены желанием родителей уберечь своих детей от насильственных сцен на ТВ и в интернете, а также опасениями за здоровье и жизнь ребенка на улице. Однако злоупотребление данными мерами, длительный и полный запрет доступа к информации могут привести к возникновению отставания в развитии у ребенка и как следствие к трудностям в дальнейшей жизнедеятельности.

Не было

Редко (1 сцена)

Часто (несколько сцен)

Очень часто (большое количество сцен)

—•— Смеялись и подшучивали над словами или действиями,

особенностями или чертами характера ребенка —а— Наказывали ребенка за действия, которые он не совершал обвиняли ребенка, если он не мог что-то сделать

■■■■♦— Упрекали ребенка в том, что у вас плохие отношения с супругом/ой или другими родственниками

Рис. 2. Применение видов физического и психологического насилия родителями в зависимости от частоты просмотра сцен похищения героев (%)

100,0

89,8

60,0

48,3

17,2

14,8

20,4

30,8

.—а

Не было Редко Часто Очень часто

(1 сцена) (несколько сцен) (большое

количество сцен)

—•— Смеялись и подшучивали над словами или действиями,

особенностями или чертами характера ребенка —а— Наказывали ребенка за действия, которые он не совершал

Рис. 3. Применение видов психологического насилия родителями в зависимости от частоты просмотра сцен убийства героев (%)

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о наличии прямой связи насильственного содержания телепередач с уровнем насилия над ребенком в семье. Однако стоит отметить, что увеличению негативного телевизионного влияния способствует

не только содержание телепередачи, но и различные эффекты, которые сопровождают ее. К данным эффектам стоит отнести наличие в сценах насилия крупных планов, трансляция в передачи последствий насилия, реалистичность сцен насилия, тип жертвы насилия, наличие оправдательного контекста насильственной ситуации.

Сцены применения физической силы, снятые крупным планом, воздействуют на когнитивные и поведенческие уровни зрителей более интенсивно. Родители, которые подверглись влиянию крупных планов насильственных телевизионных сцен, чаще выкрикивают в адрес ребенка грубые, ругательные слова, а также обвиняют его в неспособности что-либо сделать, тем самым нанося глубокие психологические травмы.

64,0

59,6

40,2

39,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,9

Обвиняли ребенка, если он не мог что-то сделать

Кричали грубые, ругательные слова в адрес ребенка

Наказывали ребенка ремнем

Давали подзатыльники, пощечины ребенку

Лишали ребенка еды,

одежды в наказание

Рис. 4. Реализация видов насилия родителями, которые видели крупные планы в сценах телевизионного насилия (%)

Крупные планы являются одним из механизмов достижения реалистичности сцены, приближения ее к реальной действительности. Данные телевизионные механизмы часто используются в кинематографе и съемке телевизионных передач. В контексте изучения влияния ТВ на насилие над ребенком со стороны родителей реалистичность телевизионных сцен насилия лишь усугубляет положение, активируя агрессивность и жестокость в родителях и демонстрируя возможность ее выплеска на детях. Так, родители, наблюдавшие реалистичные сцены насилия в любимых фильмах, сериалах, чаще стали пороть ребенка ремнем, давать подзатыльники и пощечины.

Немаловажную роль при восприятии телезрителем сцен насилия играет трансляция в данной передаче последствий применения физической силы, угроз и принуждения по отношению к герою.

При этом на уровень реализации насилия по отношению к ребенку в семье со стороны родителей негативное влияние оказывает как наличие эпизодов с последствиями у героя-жертвы, так и их отсутствие. Сцена насилия без трансляции последствий у героя-жертвы приводит к формированию у родителей представления о насилии как эффективном средстве воздействия и достижения цели, не имеющем побочных последствий для ребенка. Так, согласно опросу, родители, которые не видели последствий у героя-жертвы, более склонны смеяться и подшучивать над ребенком, запрещать посещать развлекательные мероприятия, избивать ребенка, а также обвинять в неспособности что-либо сделать.

Наличие сцен последствий насилия у героя-жертвы воздействует на когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни, что приводит к снижению сдерживающих факторов и выплеску накопившейся агрессии на ребенка. Кроме того, положение усугубляет тот факт, что современные фильмы и телепередачи изобилуют спецэффектами, которые призваны сделать сцену наиболее зрелищной и максимально эмоциональной. Родители часто наблюдают по телевизору сцены, в которых у героя есть открытые раны с потерей крови. Согласно опросу, эти родители чаще избивают ребенка, наказывают ребенка ремнем, обвиняют в неспособности что-либо сделать, запрещают посещать развлекательные мероприятия. Трансляция тяжелых травм и переломов в телепередаче приводит к увеличению частоты случаев избиения ребенка родителями, обвинения его в неспособности что-либо сделать, кроме того, под воздействием данных сцен родители более склонны запрещать ребенку смотреть телевизор и посещать развлекательные мероприятия без особых на то причин.

Зачастую сцены телевизионного насилия сопровождаются показом незначительных синяков и ссадин у героя. Эти сцены также воздействуют на родителей негативно, приводя к тому, что мамы и папы чаще начинают наказывать ребенка ремнем, обвинять в действиях, которые он не совершал, а также запрещают посещать развлекательные мероприятия без особых причин.

Сцены насилия, транслируемые по ТВ, нередко бывают настолько жестокими, что их заключает эпизод, где герой умирает в результате нанесенных травм. Безусловно, данная сцена не может не повлиять на зрительскую аудиторию. Так, в частности родители, увидев смерть героя в результате насилия, начинают чаще подшучивать над ребенком и высмеивать черты его внешности, характера, поступки и слова, тем самым нанося ему психологическую травму. Кроме того, они чаще применяют ремень и шлепки в наказаниях ребенка. Под воздействием сцен смерти героя родители

более интенсивно применяют и мягкое психологическое насилие, запрещая своему чаду ходить на развлекательные мероприятия.

Еще одним механизмом, воздействующим на увеличение негативного эффекта насильственного содержания телевизионных передач, является определенный тип жертвы, представляемый режиссером фильма или телепередачи. Герой может невинно пострадать от рук злодея или же заслуженно подвергнуться насилию. Согласно данным исследования, родители, которые видели в фильме невинно пострадавшую жертву, более склонны к проявлению жестокости по отношению к ребенку, чем те, кто видел заслуженно пострадавшую жертву. Так, родители, ставшие свидетелем экранного насилия над невинным человеком, чаще избивают своего ребенка, дают подзатыльники, пощечины, и в редких, но значимых случаях лишают его еды, одежды в наказание за что-то. Эти родители также активнее начинают применять психологическое насилие, в частности чаще используя обвинения в неспособности сделать что-либо, высмеивание и подшучивание, выкрикивание грубых слов, ругательств в адрес ребенка. Если же мамы и папы часто видят в своих любимых фильмах, сериалах жертву, которая сама своими действиями вызвала насилие со стороны героя-злодея, то они чаще начинают наказывать детей за действия, которые они не совершали, а также запрещают посещать развлекательные мероприятия и смотреть телевизор. Причем последние два пункта можно отнести к желанию родителей уберечь своего ребенка от насильственного содержания телевизионных передач и от риска стать жертвой насилия на улице (рис. 5).

Таким образом, сцены насилия по отношению к невинно пострадавшей жертве активируют у родителей агрессию, формируя представление о том, что применение насилия даже по отношению к человеку/ребенку, который его не заслужил, является эффективным средством воздействия, а также превентивной мерой.

Реализация родителями различных видов насилия по отношению к своему ребенку зависит от того, насколько они, просмотрев фильм, сериал со сценами применения физической силы, угроз или принуждения, оправдывают совершенное героем насилие. Оправдание героя-злодея подразумевает признание правильности насилия как метода достижения целей в определенных ситуациях, в том числе и при воспитании ребенка.

Однако интересно то, что наиболее негативное влияния на формирование у родителей насильственных поведенческих установок оказывают сцены насилия, в которых последнее воспринимается как лишняя мера, которой можно было бы избежать, а зритель не оправдывает героя-злодея. Родители, просмотревшие данные сцены, чаще избивают ребенка, дают шлепки, подзатыльники, а в редких

Лишали еды, одежды в наказание за что-либо

Били ребенка Давали подзатыльники, пощечины Кричали грубые, ругательные слова в адрес ребенка Смеялись и подшучивали над словами или действиями Обвиняли ребенка, если он не мог что-то сделать

та Пострадала заслуженно ЕЯ Невинно пострадала

Рис. 5. Реализация видов насилия родителями в зависимости от типа жертвы, который они видели в телепередаче (%)

случаях в наказание могут лишить ребенка еды, одежды. Кроме того, родители, которые не оправдывают насилие над героем в фильме, склонны высмеивать черты внешности, характера, поступки и слова ребенка, обвинять его в неспособности сделать что-либо, выкрикивать грубые слова и ругательства в адрес ребенка.

Оправдание насилия, совершенного в фильме, сериале, приводит к тому, что родители запрещают ребенку посещать развлекательные мероприятия. Следовательно, представление насилия над героем как обоснованной и единственно возможной в данной ситуации меры оказывает менее пагубное влияние на родителей, чем неоправданное насилие (рис. 6).

Смеялись и подшучивали над словами или действиями, особенностями или чертами характера ребенка

Обвиняли ребенка, если он не мог что-то сделать Давали подзатыльники или пощечины ребенку

Били ребенка

Лишали еды, одежды в наказание за что-либо

Рис. 6. Применение видов насилия по отношению к ребенку родителями, которые не оправдывают героя-злодея (%)

Таким образом, полученные результаты исследования влияния телевизионных сцен насилия на формирование насилия над ребенком в семье, несмотря на пилотажный характер исследования, позволили оценить интенсивность влияния данных сцен на родителей, а также выявить основные механизмы телевизионного воз-

действия, определить типы сцен, которые в наибольшей степени воздействуют на изменение методов воспитания и общения родителей и детей.

Наиболее распространена в российских семьях мягкая степень насилия над детьми. Более активно применяется психологическое насилие над детьми. Родители чаще прибегают к мягкому психологическому насилию, заключающемуся в запрещении пользоваться интернетом, смотреть телевизор и посещать развлекательные мероприятия.

Родители детей школьного возраста характеризуются высокой степенью вовлеченности в процесс просмотра телевизионных передач. Они часто наблюдают в просматриваемых фильмах, сериалах сцены открытого применения физической силы и принуждения. Наиболее часто родители видят сцены избиения, убийства и похищения героев. В данных сценах насилия имели место механизмы телевизионного воздействия "повестка дня" и эффект прайминга, выражающиеся в наличии крупных планов, последствий у героя-жертвы, обоснованности применения насилия, трансляции положительного образа героя, совершающего насилие, наличии наказания за совершенные насильственные действия.

Присутствие в телепередачах с насильственным содержанием эффекта прайминга также оказывает негативное воздействие на формирование насилия над ребенком в семье. Проявления данного механизма заключается в том, насколько родители при просмотре насилия по телевидению оправдывают данные меры.

Полученные результаты исследования влияния телевизионных сцен открытого применения физической силы, угроз и принуждения на формирование насилия над ребенком в семье позволяют не только оценить интенсивность влияния данных сцен на родителей, но и выявить основные механизмы телевизионного воздействия, определить типы сцен, которые в наибольшей степени воздействуют на когнитивное, эмоциональное состояние родителей и формируют их насильственное поведение по отношению к ребенку.

Полученные исследовательские данные позволяют сформулировать ряд рекомендаций государственным органам, реализующим социальную политику, социальным и некоммерческим службам, осуществляющим работу с семьей, детьми, представителям медиа компаний, которые позволят снизить уровень влияния телевидения на реализацию насилия над ребенком в семье. На основе полученных результатов может быть разработан ряд мер, снижающих уровень негативного воздействия насильственного содержания телепередач.

1. В связи с невозможностью полного исключения насильственных сцен из кинофильмов рекомендуется транслировать кино-

фильмы с данными сценами в будние дни, когда большая часть родителей находятся на работе без доступа к телевидению.

2. Для снижения риска реализации родителями различных видов насилия по отношению к ребенку рекомендуется минимизировать влияние механизма "повестки дня", исключив из телепередач, содержащих сцены насилия, крупные планы, снизив уровень реалистичности сцен насилия.

3. С целью сокращения негативного влияния на родителей, применяющих насилие по отношению к ребенку, необходимо рекомендовать исключать из телепередач, содержащих насильственные сцены, образ невинной жертвы, а также включать в фильмы сцены, в которых герой, совершающий насилие, подвергается законному наказанию за свои действия, и сцены, в которых транслируются последствия совершенного над героем насилия.

4. Рекомендуется проводить ознакомительные мероприятия с участием родителей, в рамках которых родителей будут знакомить с возможным воздействием телевизионных передач, содержащих насилие, на общение с ребенком и его воспитание.

5. Рекомендуется использовать полученные данные в программах работы семейных психологов, психологов, работающих в детских учебных заведениях, социальных службах и службах психологической поддержки родителей, с целью информирования родителей о возможных рисках просмотра телевизионных сцен насилия, о случаях насилия над ребенком в результате воздействия телевизионных передач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984 (Vygotskij L.S. Krizis semi let // Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. T. 4. M., 1984).

Ильина C.B. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6 (Il'ina S.V. Vlijanie perezhitogo v detstve nasilija na vozniknovenie lichnostnyh rasstrojstv // Voprosy psihologii. 1998. N 6).

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003 (Kon I.S. Rebenok i obshhestvo. M., 2003).

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007 (Kondrat'ev M.Ju., Il'in V.A. Azbuka social'nogo psihologa-praktika. M., 2007).

Проблема насилия в отношении детей в городе Москве, научно-исследовательская работа по Государственному контракту № 32 от 14 июля 2010 года для государственных нужд города Москвы, г. Москва, 2010. М., 2010 (Problema nasilija v otnoshenii detej v gorode Moskve, nauchno-issledo-vatel'skaja rabota po Gosudarstvennomu kontraktu N 32 ot 14 ijulja 2010 goda dlja gosudarstvennyh nuzhd goroda Moskvy, g. Moskva, 2010. M., 2010).

Родина И.В. Насилие в семье: теоретическое осмысление и ключевые понятия // Социальная политика и социология. 2008. № 2 (Rodina I.V. Nasilie v sem'e: teoreticheskoe osmyslenie i kljuchevye ponjatija // Social'naja politika i sociologija. 2008. N 2).

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993 (Safonova T.Ja., Cymbal E.I. Zhestokoe obrashhenie s det'mi: sushhnost', prichiny, social'no-pravovaja za-shhita. M., 1993).

Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность...). СПб., 2002 (Sibirjakov S.L. Rebenok v opasnosti (kak predupredit' bedu: narkomaniju, p'janstvo, nasilie, prestupnost'...). SPb., 2002).

Сытых Е.Л. Определение насилия: вариант понимания // Мат-лы I Международной научно-практической конференции Российского научного форума "Россия. Культура. Будущность". Ч. III. Насилие и толерантность в эпоху глобализации. Челябинск, 2005 (Sytyh E.L. Opredelenie nasilija: variant ponimanija // Mat-ly I Mezhdunarodnoj nauchno-praktiche-skoj konferencii Rossijskogo nauchnogo foruma "Rossija. Kul'tura. Budushh-nost'". Ch. III. Nasilie i tolerantnost' v jepohu globalizacii. Cheljabinsk, 2005).

Табатадзе Г.С. Насилие как социальное явление // Вестн. Волжск. гос. ун-та. Сер. 7. 2003—2004. Вып. 3 (Tabatadze G.S. Nasilie kak social'noe javlenie // Vestn. Volzhsk. gos. un-ta. Ser. 7. 2003-2004. Vyp. 3).

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979 (Harchev A.G. Brak i sem'ja v SSSR. M., 1979).

Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968 (Harchev A.G. Byt i sem'ja v socialisticheskom obshhestve. L., 1968).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.