Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНГУШСКИХ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ'

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНГУШСКИХ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ В ИНГУШСКОЙ СЕМЬЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодзоева Мовлатхан Магомедовна, Цицкиева Ася Тамерлановна

В статье рассматривается понимание проблемы ненасилия как некого универсального принципа, регулирующего отношение родителей к ребенку, как общечеловеческой ценности, поднимаются идеи ненасилия в сфере образования, в системе воспитания в ингушских семьях. Особое внимание авторов обращено на этнопсихологические особенности педагогики ингушского народа, имеющего давние семейные традиции и корни. Основные теоретические положения педагогики ненасилия апробировались в ходе экспериментальной работы по реализации программы психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF NON-VIOLENCE AS THE BASIS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INGUSH FAMILIES WITH DIFFERENT WAYS OF LIFE

The article examines the understanding of the problem of nonviolence as a kind of universal principle regulating the attitude of parents to a child, as a universal value, the ideas of nonviolence in the field of education, in the system of upbringing in Ingush families are raised. The authors pay special attention to the ethnopsychological features of the pedagogy of the Ingush people, who have long-standing family traditions and roots. The main theoretical provisions of the pedagogy of nonviolence were tested in the course of experimental work on the implementation of a program of psychological and pedagogical support for Ingush families with different lifestyles.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНГУШСКИХ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ»

Большие надежды в построении системы задач мы связываем с изучением физических взаимодействий. В целом это позволит реализовать в обучении идеи современного метода описания явлений.

В рассматриваемой пространственно-временной области выделяется система некоторых материальных объектов, строится их модель.

Вводятся характеристики этих объектов в свободном состоянии - физические величины.

Рассматриваются взаимодействия между объектами как причина изменения их состояния, как процесс и как источник движения системы.

Устанавливаются законы взаимодействия, т.е. законы движения. Приведем примеры заданий, имеющих целью всестороннее изучение физических взаимодействий.

5. Выделение взаимодействия.

• Наблюдаем движение человека с санками. Определите объекты, с которыми взаимодействует человек и с которыми взаимодействуют санки.

• Если основания свинцовых цилиндров зачистить ножом и плотно соединить, они распадутся? Изучалось ли в механике такое взаимодействие тел? такое явление?

• Взаимодействуют ли молекулы идеального газа?

• Взаимодействие, каких объектов приводит к явлению трения? Какие виды трения существуют? При каких условиях они наблюдаются?

• В основе, каких опытных фактов появилась идея о существовании нового типа взаимодействия между нуклонами — ядерного?

• Внутренние или внешние взаимодействия ответственны за явление радиоактивного распада ядер?

6. Описание взаимодействий.

• Можно ли описать взаимодействие двух материальных точек, одной силой? двумя?

• Верно ли утверждение, что удельная теплота парообразования - это энергия взаимодействия молекул жидкости? Оцените энергию взаимодействия двух молекул.

• Две термодинамические системы с помощью передачи количества теплоты могут изменять свое состояние, т.е. взаимодействовать. С помощью какого закона можно описать такое взаимодействие?

• Можно ли сказать, что формула описывает взаимодействие кванта света с веществом? Каково основное свойство такого взаимодействия согласно этой формуле?

7. Вопросы мировоззрения и методологии, связанные с изучением взаимодействий.

• Может ли одно взаимодействие компенсировать другое?

• Какие по природе взаимодействия изучаются в механике? Приведите примеры их конкретных проявлений.

• М. Фарадей писал: «...при воздействии одного магнита на другой ...влияющая причина распространяется от магнитных тел постепенно и требует для своего распространения определенного времени...» Какие взгляды на механизм взаимодействия здесь развиваются? Как с помощью опыта их можно проверить? Кто впервые проделал такой опыт?

• Приводит ли новое физическое взаимодействие к новым явлениям? Приведите примеры.

Выводы. Заключая, выделим главные, на наш взгляд, направления совершенствования методики решения задач.

1. Продолжать создание экспериментальных, качественных, сюжетных задач по всем разделам курса.

2. Создавать системы задач соответственно содержанию и структуре физической теории.

3. Совершенствовать организацию деятельности обучающихся при решении задач.

4. Разнообразить приемы работы с задачами.

5. Отражать в содержании задач и методике их решения вопросы мировоззрения и методологии.

6. Использовать при построении системы задач междисциплинарные связи.

Литература:

1. Кислякова О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике. В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2020. - С. 24.

2. Панцева Е.Ю., Кислякова О.П., Снежкина Л.П., Хазова А.А. Учебно-воспитательные проблемы и пути их решения. В книге: Современные вызовы образования и психология формирования личности. Монография. - Чебоксары, 2020. -С. 88-89.

3. Снадченко С.В. Профессиональное саморазвитие преподавателя военного вуза. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. - Т. 12. - № 51. - С. 134-135.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Кодзоева Мовлатхан Магомедовна

Ингушский государственный университет (г. Магас); преподаватель Цицкиева Ася Тамерлановна

Гуманитарно-технический колледж Ингушского государственного университета (г. Назрань)

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНГУШСКИХ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматривается понимание проблемы ненасилия как некого универсального принципа, регулирующего отношение родителей к ребенку, как общечеловеческой ценности, поднимаются идеи ненасилия в сфере образования, в системе воспитания в ингушских семьях. Особое внимание авторов обращено на этнопсихологические особенности педагогики ингушского народа, имеющего давние семейные традиции и корни. Основные теоретические положения педагогики ненасилия апробировались в ходе экспериментальной работы по реализации программы психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни.

Ключевые слова: педагогика ненасилия в системе воспитания в ингушской семье, народная педагогика, психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Annotation. The article examines the understanding of the problem of nonviolence as a kind of universal principle regulating the attitude of parents to a child, as a universal value, the ideas of nonviolence in the field of education, in the system of upbringing in Ingush families are raised. The authors pay special attention to the ethnopsychological features of the pedagogy of the Ingush people, who have long-standing family traditions and roots. The main theoretical provisions of the pedagogy of nonviolence were tested in

the course of experimental work on the implementation of a program of psychological and pedagogical support for Ingush families with different lifestyles.

Keywords: pedagogy of nonviolence in the system of education in the Ingush family, folk pedagogy, psychological and pedagogical support of the family.

Введение. Актуальность проблемы обусловлена направленностью педагогического процесса на изменение существующего мира к лучшему, достойное воспитание детей и подростков в семье и обществе. Мир устал от разрушительных войн, катастроф, насилия. Вместе с выдающимися достижениями науки и техники (освоением ядерной энергии, космическими полетами, компьютеризацией, развитием средств массовой коммуникации), которые открывают неограниченные перспективы для развития человечества, не происходит нравственного совершенствования человека. С сожалением можно констатировать стремление человечества к военному превосходству, безнравственности, аморальности в искусстве и науке. Формируется некий образ «современного человека» как беспринципного прагматика, который руководствуется принципом «цель всегда оправдывает средства», навязанный средствами массовой информации. Жить достойно в мире может человек, который ориентируется на приоритеты и идеалы, сделавшие его ответственным за происходящее в этом мире. Единственной альтернативой, которая способна вывести человечество из кризиса является нравственное совершенствование, основанное на принципе ненасилия.

Изложение основного материала статьи. Проблема ненасилия как некого универсального принципа, регулирующего отношение людей к миру, другому человеку, рассматривается как общечеловеческая ценность. Идеи ненасилия пропагандируются в разных сферах жизнедеятельности человека, но особенно поднимаются в сфере образования, в системе семейного воспитания. Хотелось бы, чтобы она была не очередной гуманистической утопией, а гуманистическим реализмом, основанном на анализе существующей реальности.

Проблемой ненасилия занимались отечественные ученые, общественные деятели, писатели К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров и др. Сторонником антропологического подхода к воспитанию был К.Д. Ушинский, антрополого-гуманистического и христианско-антропологического подходов - П.Ф. Каптерев и В.В. Зеньковский. В рамках этих подходов предполагалось знание законов развития не только природы человека, но и его познания в социальном, психологическом, духовном отношениях. Идеи ненасилия отразились в «эволюционной педагогике» В.П. Вахтерова, «педагогике среды» С.Т. Шацкого. Теоретиками свободного воспитания были Л.Н.Толстой, К.Н Вентцель, которые проповедовали идеи создания условий для свободного развития «доброго ребенка», который способен самореализоваться как свободная творческая личность; К.Э. Циолковский и К.Н. Вентцель предлагали реализовать идею ненасилия в «космической педагогике», воспитав «гражданина Вселенной», разумного и глубоко нравственного человека, создающего не только на Земле, но и в Космосе «вечную жизнь» без насилия и страданий [3].

Многими учеными в разных областях знаний о человеке поднимается проблема современного человека в связи с насильственными взаимодействиями друг с другом. Феномены насилия и ненасилия всегда рассматриваются в связке. Ненасилие определено этическим принципом, который ставит границы морали (нравственности) человека, при котором отрицается насилие и является безусловным запретом для очертания пространства морали.

Ненасилие является социальной и психолого-педагогической проблемой, которую рассматривают в двух направлениях. В рамках первого направления ненасилие показано как принцип взаимодействия людей, при котором доминирующими являются внутренняя свобода человека и независимость. Анализ исследований показал, что многие авторы отождествляют понятие ненасилия с пассивностью, считая, что в обыденном сознании с устойчивыми общественными стереотипами насилие оправдывается покорностью. В рамках второго направления ненасилие рассматривается как отношение людей ко всему живому, в том числе природному миру [3]. Теория ненасилия затронута в экоцентрическом подходе, который рассматривает глобальную проблему: как достигнуть гармонизации во взаимодействии человека и природы, осознавать себя как ценность в окружающем мире, личность в гармонии с этим миром. Ненасилие является не простой реакцией, а активной позицией жизнеутверждения, при которой личность берет на себя полноту ответственности, демонстрирует силу духа и разума. Закономерно, что эта проблема поднята прогрессивными современными отечественными педагогами, которые присоединились к международному движению против насилия. В разных странах педагоги вступали в Международную Ассоциацию «Педагогика ненасилия», активно ведущую борьбу против насилия в системе обучения и воспитания. В нашей стране, к сожалению, Ассоциация «Педагогика ненасилия» просуществовала недолго.

Ребенок, подвергающийся физическому и моральному унижению с раннего возраста не только усваивает негативное поведение взрослых, но и ориентируется на деструктивные ценности, считая аморальные формы поведения нормой. Стали привычными для общества явления буллинга, моббинга в школах, грубого насилия, придирок, упреков, крика, раздражения, побоев в семье. У многих родителей, испытывающих различные жизненные трудности, закономерны проявления склонности переносить свою агрессию на ребенка. Такими родителями редко оцениваются последствия воздействий своего насилия на психические состояния, поведение ребенка, его будущую судьбу.

Мы попытались переосмыслить позитивный мировой опыт и реализовать принцип ненасилия в работе с ингушскими семьями с различным укладом жизни. Особое внимание мы обратили на этнопсихологические особенности педагогики ингушского народа, имеющего давние семейные традиции и корни. Основные теоретические положения педагогики ненасилия апробировались в ходе экспериментальной работы по реализации программы психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни. Ориентируясь на универсальную этическую концепцию человека будущего и учитывая, что ребенок является высшей ценностью, ненасилие сквозной нитью прошло через созданную нами программу психолого-педагогического сопровождения семьи. Нами выбраны соответствующие методы и приемы в педагогике ненасилия, основанные на этическом принципе абсолютного уважения ребенка, включающие ненасильственные действия, анализ конфликтов, комплекс намеренных воздействий, достижений равноправного диалога, засвидетельствование ценностей, переговоры и посредничество с ребенком.

Основываясь на идеях воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания, расширяющего рамки общественного сознания (национального, религиозного, исторического и других форм) необходимо поднимать уровень осознания у ребенка до понимания им общечеловеческих ценностей. Воспитание ребенка приводит к очень важному для него результату - обретению чувства свободы, социальной ответственности, толерантности, желанию и умению жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.

Современную ингушскую семью по характеру семейных отношений, как городскую, так сельскую, можно причислить либо к эгалитарной, либо к авторитарной. В эгалитарной семье все члены семьи, включая супругов, детей, представителей старшего поколения, одинаково участвуют в решении вопросов семейной жизни. В эгалитарных семьях, проживающих в городской местности, сильнее прослеживается демократизация семейных отношений, чем в семьях, проживающих в сельской местности, что нами обосновано тем, что супруги заняты профессиональным трудом, получили примерно равный уровень образования и культуры, отсутствует доминирование одного супруга.

В авторитарной семье всегда доминирует мужчина, единолично решающий семейные проблемы. Трансформация ингушской семьи привела к тому, что она перестала существовать в форме целостной хозяйственной единицы, и как союз родителей и детей приобрело персоналистическое значение в социокультурной ситуации. Изучение семьи как социального института невозможно без учета специфики этнических внутрисемейных отношений. В связи с этим при составлении программы психолого-педагогического сопровождения ингушской семьи, мы обращали внимание на научные исследования, которые раскрывают институциональные формы, аккумулирующие многовековой опыт ингушского народа, основанный на поддержании национальных традиций, обычаев как этнокультурных образцов и норм.

Воспитание молодёжи в духе семейных традиций ингушского народа, начиная с дошкольного возраста, во всех образовательных учреждениях с привлечением старшего поколения должно стать основой программной работы по возрождению института традиционной семьи [3]. Нередко поднимается вопрос о пути к укреплению семьи, тех институтов, которые целесообразно активно привлекать: и духовенство, и средства массовой информации. В сельских и традиционных семьях по настоящее время бытует мнение, что даже если ребенок растет с матерью, он все равно принадлежит роду отца. В случае непредвиденных ситуаций мать и ее родственники несут ответственность перед семьей бывшего мужа и отца этих детей. Известны ситуации, когда родители матери возвращали детей родителям их отца, зная, что дети все равно уйдут к роду отца. Часто описывались случаи, когда разведенная женщина увозила детей к своим родителям, а те возвращали внуков отцу, считая, что они из чужого рода, боясь последствий.

Программа реализации психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни, основанная на принципах ненасилия, включала работу как с педагогами, так и с родителями. Ключевыми фигурами при реализации идеи ненасилия явились педагоги. Именно учителя общеобразовательной школы должны идти по пути морального совершенствования, быть способными подниматься на высокие нравственные ступени развития, показать возможность действовать ненасильственно. С этой целью была проведена с педагогами программа «Педагогика ненасилия», включающая лекции, семинары, педагогические всеобучи, помогающая преодолеть дисциплинарную модель взаимоотношений в системе «учитель - ученик», основанная на принципе гуманности в практике обучения и воспитания. Достаточно сложно было педагогам в процессе педагогической рефлексии осознавать собственный эгоцентризм, нетерпимость к мнению другого человека, неспособность сдерживать агрессию. Работая в русле гуманистической парадигмы воспитания и образования, совместно с педагогами нами сделаны попытки поиска новых подходов к осознанию проблем педагогического взаимодействия, определению позиций каждого из участников педагогического процесса, роли и места контактных взаимодействий в процессе целостного саморазвития как ребенка и учителя. Работа с педагогами принесла свой позитивный результат, учителя стали помощниками в работе с семьями. Взаимодействие учителя с ребенком привело к достижению позитивной открытости по отношению к ребенку, были преодолены тревожность, страх, чувство неполноценности.

Национально-региональный характер воспитания и школы ингушского народа, как и других этносов, отражает многовековую самобытную педагогическую культуру. Нами исследовалась проблема совершенствования трудового и физического воспитания в современной школе и семье Ингушетии на фундаменте идей ингушской народной педагогики [2]. Мы проанализировали идеи ингушского народа о трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения, содержащиеся в устном народном творчестве: выработка представлений и понятий об идеале человека-труженика, умеющего добросовестно и производительно трудиться на благо семьи и общины, следовать трудовым традициям народа, проявлять при этом взаимопомощь, чувства долга и коллективизма, творчество, бережно относиться к людям труда, заботиться о здоровье, укреплении физических сил, уметь преодолевать невзгоды, физическую боль, проявлять выдержку, выносливость, силу воли, соотносить свои желания с требованиями мусульманской религии [2]. Эти идеи народной ингушской педагогики благотворно влияли на воспитание свободной личности ингушей. Этот анализ помог нам в создании программы психолого-педагогического сопровождения семей с различным укладом жизни.

Наше исследование показало, что опыт воспитания в ингушской народной педагогике непрерывно совершенствовался, осмысливался, фиксировался в народных традициях, проповедях мусульманской религии. Опыт ингушского народа выступает как коллективная память и становится составной частью этнического сознания и педагогической культуры [1]. Но, к сожалению, современная жизнь вносит помимо позитивного и негативные реалии. Практика работы с семьями показала, что широкое распространение так называемого «медианасилия» оказало негативное влияние на современных детей: Интернет с их боевиками, фильмами ужасов, триллерами, компьютерными играми, содержащими огромное количество сцен насилия, соцсетями с пропагандой деструктивных форм поведения.

Факторы, средства, способы и приемы воспитательного воздействия в ингушских семьях составляют систему последовательных действий старшего поколения на детей, которую можно смело охарактеризовать как систему педагогических технологий. В этих технологиях прослеживаются этнические принципы воспитания, основанные на включении детей и подростков во внутрисемейные и общественные отношения, с заботой о формировании их жизненного опыта. Эффективными являлись организация взрослыми игр, девичьих посиделок («белхи»); физических упражнений в естественных условиях: передвижение на канате; обучение плаванию; проведение спортивных состязаний. Своеобразно отношение современного подрастающего поколения к запретам, которые в ингушском народе расценивались как предел допустимости в поведении, в том числе коранические запреты; запреты с проклятием воспитанников; клятвы; общественные испытания в определенных видах деятельности и физического совершенствования; запугивание; проклятие (последние два вида технологий применялись в исключительных случаях) [1]. Эти запреты позволяли исключать вседозволенность в поведении подрастающего поколения. Неотъемлемой частью традиционного воспитания у вайнахского народа были обычаи избегания между родителями и детьми, в особенности между детьми и отцами, поощрялась внешняя сдержанность между ними. При взрослых детях и подростках отец не должен пить, курить, а если ему за пятьдесят, он должен отказаться от того и другого. Избегание генетически не связано с патриархальной приниженностью младших членов семьи, хотя оно у некоторых и ассоциируется с приниженностью. Избегания - табу выполняли социальную функцию и функцию защитного характера. В таком контексте в избегании находят свое выражение стыд, скромность, уважение, нежелание психологически травмировать другого. В народе говорят: «Хоза гГулакх - ах дуне да» - «Вежливое, тактичное поведение (человека) - половина его жизни». Или: «Нах бовза ма г1ерта - нах беза г1ерта» - «Не старайся людей познавать, а старайся людей уважать». «Эхь - имама дакъа да». - «Скромность, стыдливость - составная часть благочестия» [1]. Родители и в настоящее время широко используют индивидуальные беседы-экспромты, групповые беседы с детьми, педагогические ситуации, поощрения, взыскания.

Анализ деструктивных воздействий современной семьи показал, что стали встречаться физические наказания родителей, ребенок нередко становится средством манипуляций в процессе бракоразводного процесса. В настоящее время встречаются конфликты поколений в кавказских семьях, к сожалению, в ингушских тоже являются досадной реальностью.

Неписаный свод законов, называемых адатами, которые являются правилами поведения для родителей и детей в ингушском обществе, существующие испокон веков, входящие в этикет взаимоотношений родителей и детей, пока еще

никто не отменял. Непререкаемым поводом для гордости каждого ингуша являются традиции и обычаи, которые составляют главное наследие предков. Ингуши с уважением относятся к старшим, с искренней заботой к младшим, почитают женщин как мудрых хранительниц очага, неизменно сохраняют дух добрососедства. В любой семье, к примеру, чтят и уважают своих родителей и своих детей, что лежит в основе непреложного принципа семейных отношений. Авторитет родителей-ингушей для ребенка должен быть истиной в последней инстанции, тон в семейных взаимоотношениях задают родители [1].

Но мы обратили внимание на обратную сторону взаимоотношений - авторитарность и строгое подчинение установленным родителями правилам. Несомненно, сознание современных детей формируется не только в семье, формировать его насилием невозможно, тем более в сегодняшней реальности при доступности информации через социальные сети. Прошлые, традиционные авторитарные методы воздействия и воспитания в семье не являются лучшими. Работа с родителями строится на осознании того, что родитель должен быть ребенку авторитетом, быть к нему ближе, помочь направить, подсказать, предостеречь.

Оказание психологической помощи и поддержки семье связано с тем, чтобы донести до осознания родителей, что ребенок нуждается прежде всего в заинтересованности в его делах со стороны родителей. Только оставаясь авторитетными для своего ребенка, родители смогут помочь ему сориентироваться в реалиях современного общества, понять правильность или деструктивность своих увлечений. Если родителей настораживает увлечение их ребенка, обсуждение должно проходить без критики, насмешек, которые только увеличивают дистанцию между ребенком и родителем. Скандал, крик, истерика никогда не были этикетными нормами воспитания в ингушской семье и считались недостойными и недопустимыми методами воздействия. Крайне важно, чтобы замечания ребёнку были сделаны в форме уважения, и не в присутствии посторонних людей. Лучшими методами являются спокойные беседы с ребёнком о его неудачах. Тактичность во взаимоотношениях в семье должно быть главным правилом семейного благополучия ингушского общества. Такие формы общения нами предлагаются на родительских семинарах, всеобучах, тренингах, в предлагаемых памятках для родителей. Родители закладывают представления ребенка о том, какой должна быть его семья, быт, взаимоотношения между членами семьи. Практически всегда семья, в которой вырастает ребенок, становится моделью его будущей семьи. Взаимоотношения в семье, поощрения и наказания, доброта и нежность, семейные праздники и традиции становятся темой для обсуждения на родительских собраниях с привлечением педагога-психолога школы.

Народная ингушская мудрость гласит: «Выученное в молодости, как написанное на камне», что накладывает отпечаток на поддержание авторитета обоих родителей. Как свидетельствует устное народное творчество вайнахов: «Пусть не родит мать вероломного сына. Если родится - пусть не вырастет, чтобы топтать эту землю. Вероломства сына лучше - блудливая дочь. Пусть мать не родит сына без достоинства, а если родится - пусть не проживет, пока лепешка спечется. Если по своей судьбе он все-таки вырастет, пусть смерть его постигнет...» [1]. Видимо в этих словах мудрость ингушского народа в требованиях к воспитанию своих сыновей и дочерей. Наказание ребенка почти всегда ограничивалось порицанием. У вайнахов весьма суровой мерой воздействия являлось общественное осуждение, оказывавшее большое влияние не только на детей, но и на взрослых. Обычно же при наказании ребенка лишали какого-либо удовольствия или развлечения - садиться на лошадь, играть с товарищами и т.д. Наказывая, могли заставить его сделать вне очереди какую-либо неприятную или тяжелую для него работу. В целом же вайнахи весьма редко прибегали в прошлом к физическому наказанию и основным средством воспитания считали убеждение.

В целом среди методов воспитания основными в ингушской семье являются собственный пример и наставление. Ребенка не принято было ни наказывать, ни ласкать в присутствии посторонних. Главной ценностью семьи был запрет мужу ругать жену при детях. Мальчиков приучали быть сдержанными и самоотверженными, девочек верными и терпеливыми. Ценностными ориентациями являлись уважение к родителям, честность, скромность, что можно проследить в песенном творчестве.

И сейчас можно в самосознании ингушского народа найти убеждение, что семья является колыбелью духовного рождения человека. Скудный, однообразный, монотонный эмоциональный опыт в детстве может определить мировоззрение и характер человека на всю жизнь. Скольких больших и малых драм можно было бы избежать, если бы дети не испытывали дефицит ласки. Порой стеснения родителей приласкать своего ребенка повинуясь внутреннему порыву, боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории ингушского народа.

Распространение понятия синдром опасного обращения с детьми (СООСД) привело исследователей к анализу причин поведения родителей по отношению к ребенку, которое сопровождается нанесением физических, психологических и моральных травм ребенку, включает различные варианты физического насилия, угроз жизни ребенка, неправильного воспитания [3].

Привычно к семьям, в которых отмечен СООСД, относить неблагополучные семьи, с пьющими родителями, матерями-одиночками, лицами с низким образованием и воспитательным цензом [3]. Но анализ проблем современной семьи показывает, что к категории неблагополучных семей относятся и материально обеспеченные, в которых ребенок остается без теплого отношения и внимания, в случае, когда родители откупаются от него подарками, деньгами, одеждой. В таких семьях родители не подготовлены к воспитанию ребенка и допускают банальные ошибки, пуская на самотек процесс формирования личности ребенка, применяя физическое насилие. Таким детям свойственен тактильный голод, наступающий при отсутствии и вытеснении родительской ласки, сдержанности и подавлении желания прижаться к родной головке ребенка.

Выводы. Школа всегда стремилась и стремиться в реальной действительности к тому, чтобы семья была включена в воспитательно-образовательный процесс учеников, так как не всегда педагог имеет возможность разобраться в причине деструктивного поведения ребенка. Немотивированная агрессия детей, грубые окрики на сверстников, провокации и участие в драках, перебранках между одноклассниками являются следствием и причиной деструктивного поведения родителей, допускающих насилие в семье. По психологическому статусу школа и семья находятся на противоположных полюсах. Семья основывается на эмоциональных связях и привязанностях, является посредником между обществом и ребенком, выступает гарантом социальной защиты. Школа не должна заменить ребенку родной дом. Миссия школы -обучить, расширить кругозор, помочь в самореализации, самоопределении, легализировать результаты воспитательной работы перед обществом, вооружить ребенка знаниями по основам наук, сформировать адекватную самооценку, помочь самовоспитанию на нравственных принципах жизни в обществе.

Воспитание ненасилием должно стать правилом, аксиомой, постулатом современной семьи. На основании многовекового опыта существования института семьи в ингушском обществе сформировались нравственные законы, при соблюдении которых становится возможным формирование и укрепление семейных традиций и обычаев, которые позволяют удерживаться от применения насилия над ребенком.

Литература:

1. Антология ингушского фольклора в 10-ти тт. Текст. / В 2-х тт. Т. 1 и Т. 2. / Перевод и комм. И.А. Дахкильгова. -Нальчик: Эль-Фа, 2003.

2. Кодзоева М.М. Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике // Дисс. канд. пед. наук. -Пятигорск, 2009.

3. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 424 с.

Педагогика

УДК 37.018.8

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Варданян Юлия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема социального воспитания обучающихся в дополнительном образовании средствами народного музыкального искусства.

Ключевые слова: народное музыкальное искусство, социальное воспитание, дополнительное образование, социальное воспитание обучающихся в дополнительном образовании, принципы освоения народного музыкального искусства.

Annotation. The article actualizes the problem of social education of students in additional education through the means of folk musical art.

Keywords: The article actualizes the problem of social education of students in additional education by means of folk musical

art.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании»

Введение. Социальное воспитание в настоящее время особо актуально, так как общество заинтересовано в обеспечении успешного и позитивного вхождения подрастающего поколения в жизнь социума, в систему социально значимых отношений, формирования социально активной личности, готовой к служению на благо людей и государства. Социальное воспитание представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [3]. Целенаправленное социальное воспитание стимулирует позитивную социализацию подрастающего поколения, необходимую для успешной интеграции индивида в социум, для ранней профессиональной ориентации [11].

Особую роль в организации социального воспитания должно играть дополнительное образований детей - «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [9]. В Концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что «дополнительное образование становится ведущим каналом социализации, обеспечивающим адаптацию личности к изменениям» [7]. На современном этапе реализации дополнительное образование ориентировано на обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения [10]. Как отмечается в Примерной программе по воспитанию, необходимо формировать у воспитанников ценностные установки и социально значимые качества личности, вовлекать в активное участие в социально-значимой деятельности [4].

Дополнительное образование дает возможность расширить сферу общения с вечными ценностями, оптимизирует процессы социализации и тем самым способствует формированию социально компетентной личности [8, с. 5].

Изложение основного материала статьи. Народное музыкальное искусство может дать дополнительный импульс социальному воспитанию обучающихся в дополнительном образовании, так как содержит в себе проект человеческого существования, имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующим механизмом. В условиях массового падения нравственных устоев, коммерциализации досуговой сферы необходимо заложить социодуховный фундамент нравственной личности. Без освоения народного музыкального искусства невозможно воссоздание нравственных основ этнокультурной личности, то есть тех устойчивых доминант коллективного сознания, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающей действительностью, обществом в целом, утрата которых грозит исчезновением нравственного иммунитета личности, этноса, общества. Социальное воспитание подрастающего поколения с опорой на методы и приемы народной педагогики обеспечивает естественную передачу накопленных социальных знаний и этнических духовных ценностей. Современные условия жизни и воспитания разделили детей и взрослых, разобщили детей и родителей, обусловили разрыв между музыкальной «субкультурой взрослых» и детской «субкультурой», и вовлечение подрастающего поколения в народное музыкальное искусство позволит сократить этот разрыв. В современном мире теряется связь поколений, ощущение исторического и этнического родства со своим народом, со своей землей, и решению этого вопроса во многом может способствовать приобщению детей к народному музыкальному искусству.

Приобщение к народному музыкальному искусству позволит преодолеть тенденцию утраты интереса к земле, возродить ценность крестьянского труда, «бытия» на земле, ощущать единство с природой, ее значимость, почувствовать ответственность за ее сохранение и «скрепить» подрастающее поколение с «малой» родиной тесными узами. Освоение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.