Научная статья на тему 'Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития'

Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
739
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАСИЛИЕ / СМИРЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ НЕНАСИЛИЯ / НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ НЕНАСИЛИЯ / ДИАГНОСТИКА НЕНАСИЛИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ НЕНАСИЛИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К НЕНАСИЛЬСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / NONVIOLENCE / HUMILITY / NON-VIOLENCE PSYCHOLOGY / NONVIOLENT INTERACTION / NON-VIOLENCE METHODOLOGY / DIAGNOSTICS OF A NON-VIOLENCE / PROBLEM FIELD OF NON-VIOLENCE PSYCHOLOGY / FORMING OF CAPABILITY TO NONVIOLENT INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич

Введение. Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения ненасилия как способности человека решать жизненные проблемы без использования необоснованного принуждения. Цель состоит в аналитическом обзоре современного состояния психологии ненасилия, ее проблемного поля и перспектив развития. Материалы и методы. В качестве основного метода использован структурно-сравнительный анализ, предполагающий выделение структурных компонентов психологии ненасилия, сопоставление достижений в зарубежной и отечественной психологии. Результаты исследования. Описана структура психологии ненасилия, включающая методологию ненасилия как общечеловеческой ценности, характеристику предмета психологии ненасилия, диагностического инструментария исследований. Особое внимание уделено проблемному полю исследований в психологии ненасилия, психологическим факторам и условиям формирования способности к ненасильственному взаимодействию на разных возрастных этапах развития человека. Проведен сопоставительный анализ достижений в зарубежной и в отечественной психологии ненасилия. Обсуждение и заключение. Показано, что психология ненасилия к настоящему времени сформировалась как самостоятельное направление в современной психологии, предметом которого является ненасильственное взаимодействие человека с миром, другими людьми и с самим собой. Обозначен круг нерешенных проблем, обусловленный недостаточным числом эмпирических исследований. Определены основные направления исследований в отечественной психологии ненасилия. К ним относятся: разработка теоретико-методологических проблем ненасилия; создание адекватного диагностического инструментария; выявление факторов и условий формирования позиции ненасилия у людей; исследование роли социальной среды, обучения и воспитания в развитии способности к ненасильственному взаимодействию; создание специальных программ по обучению ненасильственному взаимодействию и внедрение их в практику. Представленные материалы могут быть полезны исследователям, занимающимся проблемой ненасилия, а также практикам в качестве ориентиров для разработки конкретных форм и методов работы с людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-VIOLENCE PSYCHOLOGY: PROBLEMS OF RESEARCHES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Introduction. The relevance of a research is caused by the importance of studying of a non-violence as capabilities of the person to solve vital problems without use of unreasonable coercion. The purpose of the article consists in the analytical review of the current state of a non-violence psychology, its problem field and prospects of development. Materials and Methods. As the main method the structural comparative analysis assuming allocation of structural components of non-violence psychology, comparison of achievements in foreign and domestic psychology is used. Results. The structure of non-violence psychology including non-violence methodology as universal value, characteristic of a subject of non-violence psychology, diagnostic tools of researches is described. Special attention is paid to the problem field of researches in non-violence psychology, to psychological factors and conditions of forming of capability to nonviolent interaction at different age stages of person development. The comparative analysis of achievements in foreign and in domestic non-violence psychology is carried out. Discussion and Conclusion. It is shown that non-violence psychology was created so far as the independent direction in modern psychology which subject is nonviolent interaction of the person with the world, other people and with itself. The circle of unresolved problems caused by insufficient number of empirical researches is designated. The main directions of researches in domestic non-violence psychology are defined. Here they are: development of theoretical-methodological problems of a non-violence; creation of adequate diagnostic tools; identification of factors and conditions of forming of a position of a non-violence at people; research of a role of social environment, training and education in development of capability to nonviolent interaction; creation of special programs for training in nonviolent interaction and their introduction in practice. The materials presented in the article can be useful to the researchers dealing with a problem of a non-violence and also practicians as reference points to development of specific forms and methods of work with people.

Текст научной работы на тему «Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития»

Психология

Psychology

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.195-215

УДК 159.923

В. Г. Маралов1, В. А. Ситаров2

1 Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия),

e-mail: [email protected]

2 Московский гуманитарный университет (Москва, Россия), e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЯ НЕНАСИЛИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Введение. Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения ненасилия как способности человека решать жизненные проблемы без использования необоснованного принуждения. Цель состоит в аналитическом обзоре современного состояния психологии ненасилия, ее проблемного поля и перспектив развития. Материалы и методы. В качестве основного метода использован структурно-сравнительный анализ, предполагающий выделение структурных компонентов психологии ненасилия, сопоставление достижений в зарубежной и отечественной психологии Результаты исследования. Описана структура психологии ненасилия, включающая методологию ненасилия как общечеловеческой ценности, характеристику предмета психологии ненасилия, диагностического инструментария исследований. Особое внимание уделено проблемному полю исследований в психологии ненасилия, психологическим факторам и условиям формирования способности к ненасильственному взаимодействию на разных возрастных этапах развития человека. Проведен сопоставительный анализ достижений в зарубежной и в отечественной психологии ненасилия. Обсуждение и заключение. Показано, что психология ненасилия к настоящему времени сформировалась как самостоятельное направление в современной психологии, предметом которого является ненасильственное взаимодействие человека с миром, другими людьми и с самим собой Обозначен круг нерешенных проблем, обусловленный недостаточным числом эмпирических исследований Определены основные направления исследований в отечественной психологии ненасилия. К ним относятся: разработка теоретико-методологических проблем ненасилия; создание адекватного диагностического инструментария; выявление факторов и условий формирования позиции ненасилия у людей; исследование роли социальной среды, обучения и воспитания в развитии способности к ненасильственному взаимодействию; создание специальных программ по обучению ненасильственному взаимодействию и внедрение их в практику. Представленные материалы могут быть полезны исследователям, занимающимся проблемой ненасилия, а также практикам в качестве ориентиров для разработки конкретных форм и методов работы с людьми.

© Маралов В. Г., Ситаров В. А., 2019

Ключевые слова: ненасилие, смирение, психология ненасилия, ненасильственное взаимодействие, методология ненасилия, диагностика ненасилия, проблемное поле психологии ненасилия, формирование способности к ненасильственному взаимодействию.

Для цитирования: Маралов В. Г., Ситаров В. А. Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2019. - Т. 19, № 2. - С. 195-215. DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.195-215

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.

Vladimir G. Maralov1, Vyacheslav A. Sitarov2

1 Cherepovets State Univerity (Cherepovets, Russia), e-mail: [email protected] 2 Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), e-mail: [email protected]

NON-VIOLENCE PSYCHOLOGY: PROBLEMS OF RESEARCHES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Introduction. The relevance of a research is caused by the importance of studying of a non-violence as capabilities of the person to solve vital problems without use of unreasonable coercion. The purpose of the article consists in the analytical review of the current state of a nonviolence psychology, its problem field and prospects of development. Materials and Methods. As the main method the structural comparative analysis assuming allocation of structural components of non-violence psychology, comparison of achievements in foreign and domestic psychology is used. Results. The structure of non-violence psychology including non-violence methodology as universal value, characteristic of a subject of non-violence psychology, diagnostic tools of researches is described. Special attention is paid to the problem field of researches in non-violence psychology, to psychological factors and conditions of forming of capability to nonviolent interaction at different age stages of person development. The comparative analysis of achievements in foreign and in domestic non-violence psychology is carried out. Discussion and Conclusion. It is shown that non-violence psychology was created so far as the independent direction in modern psychology which subject is nonviolent interaction of the person with the world, other people and with itself. The circle of unresolved problems caused by insufficient number of empirical researches is designated. The main directions of researches in domestic non-violence psychology are defined. Here they are: development of theoretical-methodological problems of a non-violence; creation of adequate diagnostic tools; identification of factors and conditions of forming of a position of a non-violence at people; research of a role of social environment, training and education in development of capability to nonviolent interaction; creation of special programs for training in nonviolent interaction and their introduction in practice. The materials presented in the article can be useful to the researchers dealing with a problem of a non-violence and also practicians as reference points to development of specific forms and methods of work with people.

Keywords: non-violence, humility, non-violence psychology, nonviolent interaction, non-violence methodology, diagnostics of a non-violence, problem field of non-violence psychology, forming of capability to nonviolent interaction.

For citation: Maralov V. G., Sitarov V. A. Non-Violence Psychology: Problems of Researches and Prospects of Development. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(2): 195-215. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.195-215

Acknowledgements: The research is executed at a financial support of the Russian Foundation for Basic Research within scientific project No. 18-013-00151.

Введение

Ненасилие относится к общечеловеческим ценностям, наряду с такими, как Мир, Добро, Любовь, Истина, Красота, Справедливость и т. д. Это понятие известно с давних времен, однако особый интерес к нему у исследователей проявился только со второй половины XX столетия. Ненасилие интенсивно начинает изучаться философами, социологами, политологами, психологами, педагогами и другими представителями человекознания. Такой интерес возник не на пустом месте. Во-первых, он вызван запросами практики. Непрекращающиеся войны на планете, терроризм, расовая, религиозная, национальная нетерпимость, рост преступности, агрессивность и конфликтность - все эти явления стимулировали поиск путей их нейтрализации и снижения негативных последствий. Во-вторых, этот интерес был обусловлен и чисто научными целями - значимостью выявления социальных и психологических факторов, определяющих насильственные и ненасильственные формы поведения человека, а для педагогики - условий формирования у подрастающего поколения способности к ненасильственному взаимодействию, мирному разрешению конфликтов.

Несмотря на множество различных подходов к проблеме ненасилия, исторически сложилось так, что для становления психологии ненасилия как направления психологической науки ведущую роль сыграли идеи М. Ганди и его последователей, а также идеи, разрабатываемые в рамках

гуманистической психологии, в частности, взгляды К. Роджерса.

В 1941 г. выходит брошюра R. Gregg1 где, в доступной для западного читателя форме излагается концепция М. Ганди. В 1969 г. издается книга E. Ericson2 «Правда Ганди: О происхождении воинствующего ненасилия», в которой автор дает психологическую характеристику личности М. Ганди и его взглядов. В 1974 г. выходит монография L. H. Pelton3 «Психология ненасилия», в которой предпринимается попытка в систематизированной форме охарактеризовать возможности психологии в исследовании ненасилия, его стратегий и последствий. Параллельно развивалась и гуманистическая психология, где наиболее последовательно идеи ненасильственного отношения к клиенту в рамках психотерапевтического процесса были представлены К. Роджерсом4, распространенные в последующем и на сферу образования5.

К настоящему времени имеется значительная библиография по проблемам психологии ненасилия. Издан ряд серьезных монографий обобщающего характера. Прежде всего хотелось бы указать на монографию, V. K. Kool6 «Психология ненасилия и агрессии» (2008), монографию D. Mayton7 «Психология ненасилия и мира» (2009).

В отечественной психологии, к сожалению, данная проблема не получила широкого распространения. В большей мере изучаются философские и этические аспекты ненасилия, чем его психологические особенности и проявления. Имеются лишь

1 Gregg R. B. A Discipline for Non-violence. - Ahmedabad : Jivanji Dahyabhai Desai Navajivan Press, 1941. -34 p.

2 Erikson E. H. Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence. - New York - London : Norton & Company, 1969. - 463 p.

3 Pelton L. H. The psychology of nonviolence. - New York : Pergamon Press, 1974 . - 292 p.

4 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Прогресс. - 233 с.

5 Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М. : Смысл, 2002. - 527 c.

6 Kool V. K. The Psychology of Nonviolence and Aggression. - New York : Palgrave Macmillan, 2008. - 232 p.

7 Mayton D. Nonviolence and Peace Psychology. - New York : Springer, 2009. - 292 p.

отдельные научные работы, касающиеся ценности ненасилия, выявления структуры позиции ненасилия, факторов, обусловливающих ее развитие, и условий формирования. Целью настоящей статьи является аналитический обзор исследований по психологии ненасилия, характеристика ее теоретико-методологических основ, диагностического инструментария, проблематики исследований и нерешенных проблем, возможностей использования на практике, перспектив развития.

Материалы и методы

В качестве методов исследования использовались анализ, сравнение, обобщение, конкретизация. Основным методом выступил структурно-сравнительный анализ. Его суть состоит в выделении структурных компонентов, характеризующих в данном случае психологию ненасилия. А именно - методологии исследования ненасилия как общечеловеческой ценности, предмета психологии ненасилия, методов диагностики ненасилия и смирения, проблемного поля исследований, психологических факторов и условий формирования способности у людей к ненасильственному взаимодействию. В ходе выделения структурных компонентов осуществлялось их сравнение в зарубежной и отечественной психологии. Это дало возможность в итоге выделить нерешенные проблемы, определить перспективы развития психологии ненасилия как отрасли психологического знания в отечественной психологии.

Результаты

Методология ненасилия. Методологической основой изучения ненасилия являются представления о ненасилии как общечеловеческой ценности. Принцип ненасилия впервые был сформулирован в древневосточных религиях, где получил название ахимсы (в

переводе буквально - «отказ от насилия»). В джайнизме ненасилие выступает как ненанесение вреда всему живому, поскольку все живое обладает душой и находится на своем пути в цепи перевоплощений. В буддизме -как отказ от личного участия в совершении насилия. В индуизме - не только как непрерывание чьей-либо жизни, но и как отказ от поступков, причиняющих страдание другим, как поведение, направленное на достижение счастья других людей. В исламе также осуждается физическое насилие, проповедуются прощение, умеренность, способность сдерживать эмоции, совершать добрые дела, намечаются тенденции к осознанию принципа непротивления злу насилием. В христианстве данный принцип получает совершенно иное нравственное насыщение. В основе ненасильственного действия лежат смирение и любовь, а действие проявляется как миролюбие, способность к прощению, как непротивление злу насилием, способность творить добро.

Обозначим коротко основные философ-ско-этические подходы к ненасилию.

Ненасилие как непротивление злу насилием. Этот подход берет истоки в христианстве. В философско-этическом плане он получил обоснование у Л. Н. Толстого8, который в ряде статей выступал с резкой критикой любого насилия. В то же время непротивление, по его мнению, есть не равнодушное принятие зла, а плодотворное средство противоборства злому. Суть непротивления состоит в том, чтобы бороться со злом в человеке и одновременно любить в нем человеческое. В своем «Соединении и переводе четырех Евангелий»9 Л. Н. Толстой приводит обоснование неприемлемости насилия. По его мнению, жизнь - едина, но формы ее проявления разные; нанося вред другому, тем самым и наносишь вред себе.

Толстой Л. Н. Путь жизни. - М. : Республика, 1993. - 431 с.

Толстой Л. Н. Четвероевангелие: Соединение и перевод четырех Евангелий. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Ненасилие как форма общественно-политической борьбы. Такой подход наиболее полно представлен в концепции М. Ганди10, который выступил идеологом борьбы Индии против английского колониального владычества. Используя понятия индуизма: ахимса - отказ от насилия; сат - открытость, честность, стремление к истине; тапасья - готовность к самопожертвованию, он разработал этические принципы, которые легли в основу правил и кодекса поведения участников движения «Сатьяграха». Например: будьте уверены в себе; держите в своих руках инициативу, никогда не отказывайтесь от поиска путей сотрудничества и др. В качестве основных форм ненасилия выступают отказ от сотрудничества с властью и гражданское неповиновение. М. Ганди имеет множество последователей, наиболее известными из них можно назвать М. Л. Кинга и Д. Шарпа.

Ненасилие как жизнеутверждение. Такое понимание ненасилия наиболее полно представлено в Этике благоговения перед жизнью нобелевского лауреата премии мира А. Швейцера11. Суть Этики состоит в признании священности любой жизни. Поэтому человек, отдавая себе отчет, что он не может избежать насилия над жизнью и ее уничтожения, должен ответственно подходить к любым своим действиям, способным нанести этой жизни вред. Таким образом, впервые формулируется понимание ненасилия как ответственности и как способности к осуществлению выбора.

Ненасилие как способность к позитивному взаимодействию. Такое понимание сформулировано в рамках гуманистической и позитивной психологии. Приоритет здесь принадлежит К. Роджерсу12, который в рамках психотерапевтического процесса сформулировал ряд принципов, которые затем в модифицированном виде были распространены на другие сферы жизнедеятельности человека. Это принципы безусловного, позитивного, безоценочного отношения к клиенту, эмпатического понимания и слушания, конгруэнтности - как отказа от маски профессионала, умения оставаться самим собой.

В зарубежной психологии можно выделить две взаимосвязанные линии методологии исследования ненасилия. Первая линия базируется на концепции М. Ганди. Здесь ученые достаточно четко проводят линию разграничения между истинным и прагматическим ненасилием. Истинное ненасилие опирается на классический подход М. Ганди, прагматическое ненасилие - на разработки Д. Шарпа13. Во многих статьях психологи достаточно критически относятся к прагматическому ненасилию. Например, L. K. Bharadwaj указывает, что смешение этих двух понятий «омрачает» наше понимание теории и практики ненасилия в нашей личной, гражданской и политической жизни [15]. По мнению T. Weber, также нельзя смешивать эти понятия: они представляют собой альтернативные пути использования ненасилия для разрешения конфликтов [34]. В рамках рассматриваемой методологии изучаются личностные и

10 GandhiM. K. My Non-violence. Compiled By : Sailesh Kumar Bandopadhyaya. Printed & Published by: Jitendra T Desai Navajivan Publishing House. - Ahmedabad, 1960. - 408 p.

11 Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М. : Прогресс, 1990. - С. 328-350.

12 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Прогресс, 1994. - 527 с.

13 Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / пер. с англ. Н. Козловской. -М. : Новое издательство, 2005. - 84 с.

социально-психологические аспекты ненасилия.

Вторая линия основывается на положениях гуманистической и позитивной психологии. Хотя здесь реже употребляется термин «ненасилие», проблематика исследования напрямую связана с ненасилием, поскольку изучаются просоциальные и альтруистические формы поведения. Разграничивая предмет исследования психологии ненасилия и мира от предмета позитивной психологии, D. Floody исходит из положения, что для конкретного человека личное спокойствие и внутренний мир являются важными предпосылками мира между группами. Он указывает: если психология ненасилия и мира сосредоточена главным образом на межгрупповых отношениях, войнах, геноциде, социальной несправедливости и разрешении конфликтов, то позитивная психология мира ориентирована на конкретного человека и потенциально может предложить гораздо больше для обеспечения личного спокойствия и внутреннего мира людей [19].

В отечественной науке в качестве методологической основы психологии ненасилия принят интегративный подход, который объединяет имеющиеся взгляды на ненасилие гуманистов прошлого с учетом реалий настоящего. Суть его состоит в признании ценности жизни и в принципиальной невозможности достижения ненасилия. Об этом говорил еще М. Ганди, который отмечал, что ненасилие недостижимо, важно не достижение ненасилия, а стремление к ненасилию. Поэтому под ненасилием понимается способность человека в каждый конкретный момент из ряда альтернатив выбирать такие, которые несут в себе наименьший заряд принуждения. Это подвластно только сильной, независимой и автономной личности, ответственно подходящей к своей жизни и жизни других людей и любых живых существ.

200

Ненасильственное взаимодействие как предмет психологии ненасилия. Под ненасильственным взаимодействием понимается обычно взаимодействие человека с другими людьми, природой, самим собой и с миром в целом без использования открытых и скрытых форм принуждения.

Вступая в процесс взаимодействия с другими людьми, человек может занимать разные позиции. Наиболее важными с точки зрения эффективности или неэффективности взаимодействия являются четыре из них: позиция принуждения, позиция манипулирования, позиция ненасилия и позиция смирения [7]. Наиболее полно собственно ненасильственное взаимодействие находит выражение в позициях ненасилия и смирения.

Эти две позиции имеют как общие, так и различные черты. Когда говорят «позиция ненасилия», в основном акцент делают на тех действиях, которые совершает человек. К ним относятся сотрудничество, помощь, забота, прощение и др. Понятие «позиция смирения» в большей степени центрировано на внутреннем состоянии личности, осознании своих ограничений. Иными словами, позиция ненасилия - это активная форма выражения ненасилия, а смирение -пассивная.

Позиция ненасилия. Под позицией ненасилия понимают обычно целостную систему взглядов, ценностей, мотивов, поведенческих реакций, проявляющихся в особом отношении человека к миру и другим людям без использования необоснованного принуждения, ориентированную на «усиление существования» другого объекта или субъекта взаимодействия [7].

Различают четыре вида ненасилия: вну-триличностное, межличностное, социальное и глобальное. Внутриличностное ненасилие проявляется в способности человека жить в гармонии с самим собой, умении принимать себя и доверять себе. Ненасильственное отношение к себе является важ-

ГумАнитАрий : актуальные проблемы

гуманитарной науки и образования ' " '

нейшим условием соответствующего отношения к другим людям и к миру в целом. Межличностное ненасилие - это способность к сотрудничеству, эмпатии, доверию, проявлениям альтруистического поведения по отношению к людям. Социальное ненасилие - использование ненасильственных действий в ходе конфликта общества или отдельных групп людей и власти. Сюда относятся все действия, которые не предполагают вооруженного решения конфликта, нанесения физического вреда жизни и здоровью людей. Наконец, глобальное ненасилие ориентировано на обеспечение мира во всем мире и выживание человечества.

В психологии предпринимаются попытки выделить и описать структурные компоненты позиции ненасилия. В зарубежной психологии чаще всего выделяют ценностный компонент, связанный с принятием идей ненасилия как общечеловеческой ценности, неприемлемость использования физического и психического насилия, эмпатию, помощь, стремление к истине, готовность в случае необходимости к самопожертвованию [25]. В отечественной психологии - мотивационно-цен-ностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты [7]. Мотиваци-онно-ценностный компонент обусловлен принятием идеи ненасилия как ценности, доминированием просоциальной мотивации. Сюда относятся мотивы, связанные с оказанием помощи, поддержки, заботы, установления дружеских отношений, сотрудничества, любви, а также мотивы, обусловленные чувством долга и ответственности. Когнитивный компонент проявляется в осознанном решении принятия решения на выбор ненасильственного поведения. Эмоциональный компонент - это состояние уверенности и эмоциональной

устойчивости. По отношению к людям он проявляется в терпимости, эмпатии, доверии и т. п. Поведенческий компонент - это действия инициативного ненасилия и действия ненасильственного сопротивления. К первой группе можно отнести отказ от принуждения, помощь, заботу, сотрудничество, любовь. Ко второй - неподчинение требованиям, терпение, компромисс, прощение, снижение агрессивного потенциала противоположной стороны.

В психологии описываются конкретные механизмы принятия решения на осуществление принуждающего или ненасильственного действия. D. Mayton, опираясь на концепцию L. Ross, R. E. Nisbett о детерминации социального поведения14, отмечает, что принятие соответствующего решения обусловлено тремя факторами: 1) наличной ситуацией; 2) ее оценкой личностью; 3) степенью динамической напряженности как на уровне отдельно индивида, социальных групп; общества в целом [26]. В отечественной психологии показывается, что в качестве индикатора возникающей напряженности может выступать раздражительность к людям, предметам, обстоятельствам, ситуациям [8]. Раздражение - это негативное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на обнаружение несоответствия внешних стимулов, событий, ситуаций, поведения людей ожиданиям личности, проявляющееся либо в сдержанности, либо в аффективной реакции и агрессивных действиях. Перерастет ли раздражительность в агрессивные и принуждающие действия или будет сдержана и человек выберет действие ненасильственного характера, будет зависеть от сформировавшихся установок на ненасилие, ценностно-смыслового понимания оправданности или неоправданности предпринимаемых действий.

14 Ross L., NisbettR. E. The person and the situation: Perspectives of social psychology. - Philadelphia, PA : Temple University Press, 1991.

Позиция смирения. Смирение - это сложный психологический конструкт. Сложность его обусловливается, во-первых, наличием или отсутствием духовно-нравственной составляющей, во-вторых, - неоднозначностью трактовки его ценности. Если в эпоху Античности, как отмечает П. Лизгунов [6], смирение понималось в значении «низкий, малодушный, подлый, трусливый человек», то в христианских текстах смирение выступает уже не как порок, а как наиболее значимая для христианина добродетель, противоположная гордости. В православии смирение - это не только способность к обузданию гордости, но и единственный путь единения с Богом, путь спасения, форма выражения любви. В основе смирения лежит убежденность человека в том, что он не имеет ничего своего, а имеет только то, что дарует Бог, и без Божьей помощи он ничего доброго сделать не может.

В психологии интерес к проблемам смирения возрос после 2000 г., когда была опубликована статья J. Tangney [32], который одним из первых выделил и охарактеризовал основные психологические параметры смирения. В последующих исследованиях было уточнено как понятие смирения, так и его структурные компоненты. A. Y. Ou c соавторами определяет смирение как относительно устойчивую черту личности, выражающуюся в ориентации человека на собственное мнение о том, что существует нечто большее, чем «Я» [30]. При этом чаще всего понятие «смиренный человек» употребляется в значении «скромный», т. е. не гордый, не возвеличивающий себя, осознающий ограниченность своих сил и возможностей. К настоящему времени в психологии выделяют четыре основные характеристики смирения [28]. Первый компонент - это способность человека точно оценивать свои возможности, осознавать ограничения и ошибки. Второй - способ-

202

ность к оценке других людей, их сильных сторон личности, умение принимать мнения других. Третий компонент включает обучаемость как открытость обратной связи, способность без опасения признавать достоинства других людей. Четвертый компонент, который признается достаточно спорным, получил название трансцендентности, он связан с верой в Бога и/или природу. В более широком плане трансцендентность - это убеждение в том, что в мире существуют вещи, которые не подвластны контролю человека.

Ценностным основанием смирения является понимание человеком своих ограничений, что не все подвластно его воле и желаниям, что существуют силы и обстоятельства, которые непреодолимы. Поэтому необходимо умерить свои притязания, сделать их более реалистическими. В религиозном варианте - «смиренномудрие», которое проявляется в смирении перед Богом, перед другими людьми, перед близкими и перед самим собой. В светском варианте -моральные принципы человека, осознание своих ограничений, бессмысленности гордыни и необоснованных притязаний, отсутствие стремления к самоутверждению только ради признания своих заслуг другими людьми.

Если из смирения убрать духовно-нравственную составляющую, то будет наблюдаться проявление смирения в варианте невмешательства, основными характеристиками которого являются равнодушие, безразличие, индифферентность, пассивность. Ценность такого смирения вызывает большие сомнения. Принятие личностью позиции невмешательства обусловлено рядом причин. В качестве важнейших выделяют следующие [5]. Во-первых, пассивность рассматривается как защитный механизм, как уход от угрожающих воздействий среды. Во-вторых, пассивность выступает в качестве ответной реакции на директивные

воздействия социума и конкретных людей. В-третьих, пассивность есть особый механизм адаптации, проявляющийся в нестандартной форме защищать собственное мироощущение от возможных изменений. Результат всего этого - отсутствие стремления к самореализации во всех сферах жизнедеятельности. Некоторые исследователи связывают невмешательство с полным безразличием и ленью [11]. В других работах показывается, что пассивность и невмешательство являются признаками личностной бе спомощности15.

К настоящему времени имеются различные подходы к выделению видов смирения.

S. Hare16 выделяет и дает характеристику моральному смирению, под которым понимает адекватную самооценку и уважительное отношение к другим людям.

Существует значительное число работ, посвященных интеллектуальному смирению. В частности, J. Barrett выделяются три подхода к пониманию интеллектуального смирения [14]. Во-первых, оно трактуется как осознание своей ограниченности и своих слабостей. Во-вторых, интеллектуальное смирение рассматривается как отсутствие обеспокоенности по поводу влияния научных результатов на статус личности. В-третьих, интеллектуальное смирение определяется как добродетель, находящаяся посередине между интеллектуальной самоуверенностью и интеллектуальной неуверенностью. В отечественной науке мы встречаем трактовку интеллектуального смирения, укладывающуюся в третий подход. Например, В. И. Кудашов отмечает, что «интеллектуальное смирение не просто противостоит гордыне; оно является добродетелью, занимающей срединное по-

ложение между крайностями высокомерия, интеллектуальной заносчивости, с одной стороны, и самоуничижения, неуверенности в себе - с другой» [4, с. 5].

Таким образом, можно констатировать, что позиция смирения может существовать в трех разновидностях:

- смирение как осознание своих ограничений в результате признания божественной предопределенности своего существования, как смирение гордыни;

- смирение как проявление скромности в результате усвоения определенных моральных принципов и норм поведения;

- смирение как невмешательство, пассивность, индифферентность в результате восприятия мира как реально и потенциально опасного, когда любое проявление собственной активности тормозится, что может быть обусловлено также ленью и безразличием.

Если сопоставить позиции ненасилия и смирения, можно прийти к следующим выводам. Первые две разновидности смирения пересекаются с позиций ненасилия. Иными словами, индивид с указанными разновидностями проявлений позиции смирения способен к ненасильственному отношению и к совершению ненасильственных действий. Третья разновидность позиции смирения никак не связана с ненасилием. Здесь сходство с позицией ненасилия имеет внешний характер. Человек, у которого доминирует позиция невмешательства, в силу своей пассивности и безразличия не склонен к проявлениям агрессии, принуждению в различных его формах, но по этой же причине он не склонен и к проявлениям эмпатии, сотрудничества, помощи.

Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности. Исследование уровней субъектности. - М. : Академия, 2010. - 409 с.

Hare S. Humility as a moral excellence in classical and modern virtue ethics. Doctor's thesis. - University of Ottawa, Ontario, 1997. - 340 p.

15

Проблема диагностики ненасилия и смирения. В зарубежной психологии разработан достаточно обширный инструментарий для измерения ненасилия. G. G. Elliott для оценки ненасилия была разработана шкала пацифизма. Она измеряет четыре компонента: физическое ненасилие, психологическое ненасилие, активную ценностную ориентацию и внутренний локус контроля [17]. Q. Hasan и S. R. Khan предложили шкалу измерения Гандианской (ненасильственной) личности. Шкала измеряет шесть факторов: макиавеллизм - антимакиавеллизм; аутентичность; цинизм - антицинизм; ненасилие; нежность и щедрость; доверие к человеческой природе [21]. V. Kool и M. Sen17 разработали вариант теста ненасилия, выявляющий склонность человека к принуждению или ненасилию. D. Mayton с соавторами предложили подростковый вариант теста ненасилия. Он измеряет: а) физическое ненасилие; б) психологическое ненасилие; в) готовность действовать, сообразуясь со своими норами и ценностями; г) помощь/эмпатию; д) сатьяграха - поиск истины и мудрости; е) тапасья - готовность терпеть лишения и не причинять вреда другим [26]. Имеются и другие шкалы для измерения ненасилия. Например, R. G. Craven, M. Seaton и A. Yeung был разработан тест отношения к ненасилию для школьников, который был апробирован на контингенте школьников Австралии. В результате было сформировано две шкалы: когнитивное отношение к ненасилию (понимание) и аффективное отношение к ненасилию (непринятие принуждения) [20].

В отечественной психологии дело обстоит значительно хуже. Имеется лишь ряд шкал, измеряющих уровень агрессивности личности. Сюда можно отнести тест на выявление агрессивности Л. Г. Почебут,

методику макиавеллизма (склонности к манипулированию) В. В. Знакова, шкалу склонности к агрессии и насилию методики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орла. Нужно отметить, что эти методики ориентированы на диагностику агрессивности и склонности к принуждению. О склонности к ненасилию можно судить лишь косвенно, ориентируясь на низкие баллы, набранные испытуемыми в указанных тестах. Учитывая это обстоятельство, авторы настоящей статьи в 2018 г. предприняли попытку разработать тест-опросник на выявление выраженности у студентов позиций взаимодействия: принуждения, манипулирования, ненасилия и невмешательства [9]. Тест прошел все необходимые процедуры проверки, был апробирован на значительной выборке студентов (более 600 чел.) и показал удовлетворительные результаты.

Что касается диагностики смирения, то в зарубежной психологии также имеется немало опросников. Здесь мы воспользуемся работой И. В. Забаева, который осуществил уже детальный анализ зарубежных методик диагностики смирения [2]. Автор указывает на существование четырех типов шкал: шкалу предрасположенности к смирению; шкалу смирения как состояния; шкалу смирения в отношении; шкалу смирения как сочетание низкого внимания к себе и высокого внимания к другому. Шкала предрасположенности к смирению была предложена R. E. Landrum. Она включает 33 вопроса-суждения, уровень согласия с которыми должен выразить испытуемый. Шкала смирения как состояния была разработана E. Kruse с соавторами. Она состоит из шести суждений, по каждому из которых респондента просят выразить согласие по семибалльной шкале. Шкала смирения в

Kool V. K., Sen M. The nonviolence test, in D. M. Pestonjee (ed.), Second handbook of psychological and social instruments. - Ahemdabad : Indian Institute of Management, 1984. - P. 48-54.

17

отношении предложена D. E. Davis с соавторами. Данная шкала достаточно сложна в использовании, так как предполагает не только оценку самого себя, но и оценку личности другими людьми. Наконец, шкала смирения как сочетание низкого внимания к себе и высокого внимания к другому разработана T. Nadelhoffer с соавторами. В шкале выделяется несколько подшкал: религиозное смирение, смирение перед мирозданием, смирение в отношении окружающей среды, повышенное внимание к другим, а также непрямые измерения смирения.

К сожалению, необходимо констатировать, что в отечественной психологии нам не удалось обнаружить специального инструментария для диагностики смирения. В разработанном нами опроснике смирение измеряется лишь в одном его аспекте, а именно в аспекте невмешательства и безразличия к людям.

Проблемное поле исследований в психологии ненасилия. К настоящему времени в психологии накоплен достаточно широкий теоретический и эмпирический материал, проливающий свет на способность человека к ненасильственному взаимодействию и поведению. В то же время многие авторы отмечают, что явно недостаточно эмпирических исследований, которые дали бы ясный ответ на природу ненасилия. Обозначим лишь некоторые наиболее важные направления исследований.

Во-первых, особый интерес у психологов вызывает проблема отношения людей к ненасилию, т. е. насколько они принимают или не принимают идеи ненасилия. R. G. Craven, M. Seaton и A. S. Yeung изучали особенности когнитивного и аффективного компонентов отношения к ненасилию у мальчиков и девочек средних школ

Австралии. В результате было установлено, что у мальчиков менее благоприятное отношение к ненасилию на когнитивном уровне, а у девочек - на эмоциональном [20]. В наших исследованиях изучались различия сформированности позиции ненасилия у студентов-медиков и у студентов - будущих педагогов и психологов. В результате оказалось, что студенты-медики более ориентированы на ненасилие, чем студенты - будущие педагоги и психологи [3]. D. Mayton с соавторами исследовали взаимосвязь предрасположенности к ненасилию и ценностных ориентаций. В результате было установлено, что такая предрасположенность коррелирует с ценностями универсализма, благожелательности и соответствия [25]. D. Oman доказал, что усвоение ценностей ненасилия позитивно сказывается на повышении уровня самоэффективности личности [29].

Во-вторых, ненасильственное поведение выстраивается на базе отношения людей друг к другу. Наиболее значимыми показателями такого отношения являются эмпатия, доверие и терпимость.

Эмпатия проявляется в сочувствии, сопереживании и содействии. В зарубежной психологии обстоятельный анализ данного феномена дан M. Davis18, который рассмотрел ее врожденные предпосылки, показал, что она выступает как механизм альтруизма и как разновидность социального интеллекта. В отечественной психологии наиболее полная характеристика эмпатии дана в диссертационном исследовании И. М. Юсупова19. В исследовании A. S. Sagkal с соавторами было установлено, что формирование у школьников позитивного отношения к ненасилию в рамках специального курса оказывает положительное влияние на уро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Davis M. H. Empathy: a social psychological approach. - Madison, Wis. : Brown & Benchmark Publishers, 1994. - 260 p.

19 Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) : дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1995. - 252 с.

вень их эмпатии [31]. В наших эмпирических исследованиях также было выявлено, что уровень раздражительности к людям отрицательно коррелирует с принятием студентами позиции ненасилия, а чувствительность к человеку - положительно [10].

Другой характеристикой ненасилия как отношения является доверие. В современной психологии изучаются различные его аспекты: доверие к власти, к информации (СМИ), к организациям и в организациях, к конкретным людям. I. Thielmann и B. E. Hilbig пришли к выводу, что уровень доверия к людям определяется конкретной ситуацией и личностными особенностями человека. Авторы определяют доверие как принятие решения в условиях риска и выделяют три его наиболее значимых компонента: оценка риска с точки зрения приобретения и потерь, ожидание надежности отношений, чувствительность к предательству [33]. В отечественной психологии проблема доверия наиболее полно отражена в монографиях Т. П. Скрипкиной20 и А. Б. Купрейченко21.

Проблема терпимости (толерантности) также является одной из исследуемых проблем как в зарубежной, так и - в последние десятилетия - в отечественной психологии. В отечественной психологии предпринимаются попытки разделить понятия «толерантность» и «терпимость». Толерантность проявляется в снижении чувствительности к предметам, к обстоятельствам, в том числе к людям, а терпимость, наоборот, - это активная форма взаимодействия, связанная с повышением чувствительности к человеку. В исследовании Е. Ю. Клепцовой с соавторами было показано, что в качестве

20 Скрипкина Т. П. Психология доверия. - М. : Академия, 2000. - 264 с.

21 Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - 564 с.

22 Dovidio J., Piliavin J., Schroeder D., Penner L. The Social Psychology of Prosocial Behavior. - New York

Psychology Press, 2006. - 422 p.

23 Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - Спб. : Питер, 2013. - 304 с.

24 РозенбергМ. Язык жизни. Ненасильственное общение. - М. : София, 2009. - 268 с.

механизмов толерантного и терпимого отношения выступают терпение и принятие другого. Терпение проявляется в способности к сдержанности, самоконтролю и к саморегуляции. Принятие - в эмпатии, понимании, в ассертивности как способности достигать своих целей, не нанося ущерба другим людям. При толерантном отношении доминирует терпение, а при терпимом - принятие [24].

В-третьих, учеными активно изучаются конкретные ненасильственные действия и ненасильственное поведение в целом. Здесь можно выделить три аспекта. Первый - социальный и социально-психологический аспект. В этом плане ненасилие исследуется в контексте ненасильственного сопротивления в ситуациях конфликта с властными структурами. Этой проблеме посвящено значительное число исследований. Сюда относятся акции неповиновения, забастовки, марши и демонстрации, бойкоты, отказ от сотрудничества и т. д. [13]. Второй - аспект, связанный с просоциальным и альтруистическим поведением отдельного человека и групп людей. Это действия сотрудничества, помощи, заботы и др. В зарубежной психологии наиболее полно эти проблемы отражены в монографии J. Dovidio с соавторами22, а в отечественной психологии - в учебном пособии Е. П. Ильина23 «Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия». Третий аспект - связан с ненасильственным общением. Родоначальником этого направления, как известно, является М. Розенберг24, который выделил два типа языков. Это «язык Шакала» и «язык Жирафа». «Язык Шакала» - язык насилия и принуждения, «язык Жирафа» - язык ненасилия. М. Розенбергом разработана блестя-

щая технология обучения «языку Жирафа», которая получила широкое распространение по всему миру.

Что касается исследований смирения, то в последнее десятилетие наблюдается значительное возрастание интереса к этой проблеме. Доказано, что скромные люди, не преувеличивающие свои возможности, в большей степени ориентированы на помощь другим, проявлениям щедрости, достигают лучших результатов в командной деятельности. Недоминантные лидеры способны создавать более благоприятную атмосферу в коллективе, чем лидеры, ориентированные на доминирование [28]. Одной из центральных проблем, обсуждаемых в рамках данного направления, является проблема прощения. Основоположником данного направления считается R. D. Enright [18]. Он выделил шесть этапов прощения, показал, что акт прощения обусловлен уровнем религиозности индивида и чувством справедливости. Выявлены существенные возрастные различия способности к прощению и чувства справедливости. Прощение и справедливость оказались связаны, но отличались друг от друга. Чем в большей степени привержен человек своей вере, тем в большей степени он способен к прощению. В других исследованиях показывается, что руководитель, способный к прощению, позитивно воспринимается членами коллектива и пользуется большим уважением и авторитетом, чем руководитель, не умеющий прощать25. Рядом авторов отмечается, что смирение оказывает влияние на приверженность социальной справедливости, причем эта тенденция в большей степени свойственна мужчинам, чем женщинам [23]. В отечественной пси-

хологии кроме работ общего философского и теоретического плана, практически нет исследований эмпирического характера.

Психологические факторы и условия формирования способности к ненасильственному взаимодействию. В качестве самостоятельной проблемы в психологии ненасилия следует выделить проблему формирования способности к ненасильственному взаимодействию. В Руководстве по воспитанию в духе мира, изданном в 2010 г. под редакцией G. Salomon и E. Cairns26, дается обзор вклада различных наук в решение проблемы воспитания в духе мира и ненасилия, в том числе психологии. Раскрываются ее возможности в формировании установок на ненасилие, овладение навыками мирного разрешения конфликтов. Из последних работ хотелось бы указать на книгу, вышедшую в 2019 г. под редакцией S. G. Taukeni27, в которой обобщен опыт работы по воспитанию подрастающего поколения в духе мира и ненасилия.

К настоящему времени в зарубежной психологии и педагогики существует значительное число конкретных программ воспитания подрастающего поколения в духе мира и ненасилия. Назовем лишь некоторые из них.

A. L. Meyer и W. B. Northrup разработали программу для учащихся средних школ. Она направлена на формирование ответственности, уважения к другим, осознани-етого факта, что мирное будущее зависит от настоящего, от реальной деятельности, которой заняты школьники [27]. H. Danesh дает характеристику интегративной программы «Образование для мира». В ней представлены идеи из широкого спектра дисциплин по вопросам мира и образова-

Cameron K. S. Forgiveness in organizations // Nelson D. L., Cooper C. L. (eds). Positive Organizational

Behavior. - 2007. - CA : Sage. - P. 129-142.

Salomon G. (éd.), Cairns E. (éd.). Handbook on Peace Education. - New York : Psychology Press, 2010. - 365 p. Taukeni S. G. (ed.) Cultivating a Culture of Nonviolence in Early Childhood Development Centers and Schools. -IGI Global, 2019. - 322 p.

25

26

ния, включая изучение мира, разрешение конфликтов, политологию, право, религию, социологию, психологию и историю [16]. Особого внимания с позиций психологии заслуживает исследование H. Wang28, в котором представлено авторское видение учебной программы по ненасилию. Она включает развитие у учащихся ненасильственного отношения к себе, толерантного отношения к различиям и практику ненасильственного взаимодействия. W. Hongyu предлагает программу формирования позиции ненасилия у студентов - будущих педагогов. В результате ее реализации, как отмечает автор, произошли существенные изменения в отношении к ненасилию. Осуществился переход от более узкого к широкому пониманию ненасилия, от пассивной оценки ненасилия к активной, от поверхностного представления о ненасилии к внутреннему принятию его [22].

Имеются также работы, где используются специфические психологические методы по формированию у людей способности к ненасилию.

G. Zandkarimi с соавторами исследовали влияние группового тренинга с использованием методов ненасилия на стресс, беспокойство и депрессию у иранских молодых девушек. Результаты исследования показали, что обучение с использованием методов ненасилия снижает уровень стресса и тревоги, но не влияет на депрессию у девушек, которые социально и экономически уязвимы [35]. S. E. Acker обобщен опыт реализации программ по борьбе с насилием на примере мужчин, склонных к насилию в семье [12].

В отечественной науке и практике образования таких программ явно недостаточ-

но. Можно назвать лишь отдельные работы, посвященные формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста (В. Г. Маралов; Т. Н. Икрянникова), у детей младшего школьного возраста (Е. В. Ледянкина), у подростков (Углицкая, Скворцова), у студентов (О. Луценко)29.

Обсуждение результатов

На основе проведенного аналитического обзора исследований по проблемам психологии ненасилия можно сделать ряд обобщений.

Следует констатировать, что к настоящему времени психология ненасилия сформировалась как отдельное направление психологической науки. Ее предметом является ненасильственное взаимодействие человека с миром, другими людьми и с самим собой.

Оценивая ее современное состояние, необходимо отметить, что разработаны ее теоретико-методологические основы, создан диагностический инструментарий, определено проблемное поле исследований, разработаны специальные программы воспитания подрастающего поколения в духе мира и ненасилия, формирования позиции ненасилия, коррекции агрессивного поведения, которые внедряются в реальную практику. В то же время, как это отмечают и многие зарубежные исследователи, существует еще множество неисследованных проблем, связанных с недостатком эмпирических данных о факторах, механизмах и проявлениях, путей формирования у людей гуманистической направленности личности и способности к ненасильственному взаимодействию. Обозначим некоторые из них.

Во-первых, нет ясного понимания, по-

WangH. Nonviolence as a Daily Practice in Education: A Curriculum Vision // Hébert C., Ng-A-Fook N., Ibrahim A., Smith B. (eds). Internationalizing Curriculum Studies. - Palgrave Macmillan, Cham. - 2019. - P. 193-206.

См. обзор: Маралов В. Г., Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. - М. : Юрайт, 2015. - С. 274-350.

28

29

чему при равных условиях одни люди выбирают принуждение в качестве доминирующего способа взаимодействия, а другие - ненасилие. Более того, один и тот же человек в одних ситуациях может использовать принуждение, в других - ненасилие. Во-вторых, нуждается в дальнейшем исследовании мотивация принуждающего и ненасильственного поведения, особенно механизмы ее формирования у людей. В-третьих, не выявлена конкретная взаимосвязь ненасильственных отношений с ненасильственными действиями, а также взаимосвязь и того, и другого с личностными характеристиками человека, например, с такими, как эмпатия, терпимость, ответственность и др. В-четвертых, слабо исследован вопрос о роли ненасилия в обеспечении безопасности личности и социума. В обыденном сознании сформировалось мнение, что ненасилие - это проявление слабости и трусости. Специалисты же в области философии, психологии и педагогики ненасилия отстаивают позицию, что ненасилие есть проявление силы духа и характера человека. Эмпирических подтверждений этой позиции пока явно недостаточно. В-пятых, недостаточно данных о влиянии среды, социального окружения, родителей, взрослых и сверстников на развитие способности к ненасильственному взаимодействию на различных возрастных этапах. В-шестых, несмотря на значительное число исследований, далеко не исчерпала себя проблема ненасильственного поведения в конфликте. В-седьмых, нет удовлетворительного ответа на вопрос, способствует ли ненасильственное взаимодействие эффективности функционирования различных организаций. Не будет ли восприниматься поведение лидера с выраженной позицией ненасилия как попустительство? В-восьмых, нуждаются в дальнейшей разработке психологические технологии формирования позиции ненасилия у людей и

создания ненасильственной развивающей безопасной среды. Мы обозначили только некоторые из актуальных проблем психологии ненасилия, которые нуждаются в разрешении. Реально, естественно, их гораздо больше.

Что касается отечественной психологии ненасилия, необходимо отметить, что она находится в начале становления. Исследований, которые бы касались бы психологических проблем ненасилия, особенно эмпирического характера, явно недостаточно. В большей степени представлены работы, в которых раскрываются значимость и ценность ненасилия, его теоретические основания и в меньшей степени - работы, посвященные выявлению структуры позиции ненасилия и факторов, определяющих ее становление. Такая ситуация обусловлена, на наш взгляд, сложившейся установкой, что без принуждения во многих случаях нельзя добиться положительных результатов. Многие люди отрицают крайние формы насилия, связанные с нанесением урона жизни и здоровью человека, и оправдывают возможность применения методов принуждения в процессе обучения и воспитания, на производстве, в быту и т. п. Не случайно существует поговорка: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим». На существование феномена сопротивления ненасилию указывают многие авторы. В частности, Е. А. Журавлева в исследовании, посвященном анализу результативности внедрения спецкурса «Психология ненасилия» для студентов - будущих педагогов, отмечает, что студенты внутренне сопротивляются принятию идей ненасилия, не стремятся к личностным изменениям и преодолению сложившихся стереотипов [1].

Если попытаться обозначить основные направления развития психологии ненасилия в отечественной науке, то их можно свести к пяти крупным блокам:

- разработка теоретико-методологических аспектов психологии ненасилия;

- создание диагностического инструментария изучения ненасилия, который на сегодняшний день практически отсутствует, что существенно тормозит проведение эмпирических исследований;

- эмпирическое исследование позиций взаимодействия и в первую очередь позиций ненасилия и смирения, факторов и условий их развития и формирования;

- выявление роли социальной среды, обучения и воспитания на становление способности к ненасильственному взаимодействию;

- разработка психологических средств целенаправленного формирования способности к ненасильственному взаимодействию на различных возрастных этапах развития и в процессе различных видов деятельности людей.

Заключение

Подводя итоги аналитическому обзору работ по психологии ненасилия на совре-

менном этапе, следует отметить, что это относительно новое направление в современной (особенно отечественной) науке. Оно призвано решать актуальные задачи, связанные с гуманизацией жизни и деятельности людей, формированием у них установок на мирное сосуществование и разрешение конфликтов, способности строить взаимоотношения без использования открытых и скрытых принуждений. Как нами было показано, психология ненасилия имеет предмет, методы и проблемное поле исследования, практическое приложение. Ее дальнейшее развитие, несомненно, благоприятно скажется как на развитии психологической науки в целом, так и на решении насущных социальных и личностных проблем людей. Представленные в настоящей статье материалы могут быть полезны исследователям, занимающимся проблемами ненасилия, а также практикам, разрабатывающим специальные программы формирования у детей и взрослых способности к ненасильственному взаимодействию.

Библиографический список

1. Журавлева Е. А. Возможности и ограничения обучения педагогов принципу ненасилия во взаимодействии с ребенком [Электронный ресурс] // Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 74-82. - URL: https://eHbrary.ra/item.asp?id=29894382.

2. Забаев И. В. Операционализация «смирения» в психологии [Электронный ресурс] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1 : Богословие. Философия. Религиоведение. - 2018. - № 76. - С. 107-129. - Б01: 10.15382/ sturI201876.107-129.

3. Корягина И. И., Маралов В. Г., Ситаров В. А. Сравнительная характеристика позиций взаимодействия у студентов-медиков и студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. -№ 5. - С. 79-104. - ЦКЬ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35022000.

4. Кудашов В. И. Роль интеллектуального смирения в современном публичном диалоге [Электронный ресурс] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017. - № 8. - С. 4-6. - иКЬ: https://elibrary.ru/item.asp?id=30541812.

5. Ласкин А. А. Пассивность и инертность в формировании активности у молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия : Педагогические и психологические науки. - 2013. - № 13 (32). - С. 93-100. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20912805.

6. Лизгунов П. Понятие смирения: история и современные интерпретации [Электронный ресурс] // Провинциальные научные записки. - 2018. - № 1 (7). - С. 86-91. - ЦКЬ: Ы^:// elibrary.ru/item.asp?id=35089010.

7. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 1. - С. 131-146. - DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9.

8. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Раздражительность к людям: типология и механизмы [Электронный ресурс] // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - № 3. - С. 493-507. - DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.493-507.

9. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 1. -С. 167-177. - DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13.

10. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Актуальные проблемы формирования позиции ненасилия у студентов будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Психическое здоровье и образование : сб. науч. ст. по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - М. : Городец, 2018. - С. 84-86. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36545219.

11. Мухина В., Хвостов А. Отчуждение от других: отчуждение ленивых и равнодушных [Электронный ресурс] // Развитие личности. - 2013. - № 1. - С. 51-73. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21480450 (дата обращения: 14.02.2019).

12. Acker S. E. Unclenching Our Fists: Abusive Men on the Journey to Nonviolence [Electronic resource]. - Nashville : Vanderbilt University Press, 2013. URL: https://muse.jhu.edu/ (accessed February 6, 2019).

13. Ammons J., Coyne Ch. J. Non-Violent Action (August 29, 2018) [Electronic resource] // GMU Working Paper in Economics No. Pp. 18-28. URL: https://ssrn.com/abstract=3240630 or http:// dx.doi.org/10.2139/ssrn.3240630.

14. Barrett J. Intellectual humility [Electronic resource] // The Journal of Positive Psychology. -2017. - 12:1. - P. 1-2. - DOI: 10.1080/17439760.2016.1167945.

15. Bharadwaj L. K. Principled versus pragmatic nonviolence [Electronic resource] // Peace Review. -1998. - Vol. 10:1. - P. 79-81. - DOI: 10.1080/10402659808426125.

16. Danesh H. B. The Education for Peace integrative curriculum: concepts, contents and efficacy [Electronic resource] // Journal of Peace Education. - 2008. - Vol. 5. URL: Issue 2. - P. 157174. - https://doi.org/10.1080/17400200802264396.

17. Elliott G. C. Components of Pacifism: Conceptualization and Measurement [Electronic resource] // Journal of Conflict Resolution. - 1980. - Vol. 24 (1). - P. 27-54. - URL: https://doi. org/10.1177/002200278002400102.

18. Enright R. D., Santos M., Al-Mabuk R. The adolescent as forgiver [Electronic resource] // Journal of Adolescence. - 1989. - No. 12. - P. 95-110. - DOI:10.1016/0140-1971(89)90092-4.

19. Floody D. R. Positive Psychology and Peace Psychology // The Encyclopedia of Peace Psychology. - 2011. - DOI: 10.1002/9780470672532.wbepp212.

20. Craven R. G., Seaton, M., Yeung, A. S. Attitude to Non-Violence Scale: Validity and Practical Use [Electronic resource] // Journal of Interpersonal Violence. - 2017. - Vol. 32 (13). - P. 2018-2045. -https://doi.org/10.1177/0886260515590785.

21. Hasan Q., Khan S. R. Dimension of Gandian (nonviolent) personality [Electronic resource] // Journal of Psychological Researches. - 1983. - Vol. 27 (2). - P. 100-106. - URL: https://psycnet. apa.org/record/1985-06665-001.

22. Hongyu W. Nonviolence as teacher education: a qualitative study in challenges and possibilities [Electronic resource] // Journal of Peace Education. - 2018. - Vol. 15:2. - P. 216-237. - DOI: 10.1080/17400201.2018.1458294.

23. Jankowski P. J., Sandage S. J., Hill P. C. Differentiation-based models of forgivingness, mental health and social justice commitment: mediator effects for differentiation of self and humility [Electronic resource] // Journal of Positive Psychology. - 2013. - No. 8. - P. 412-424. -DOI: 10.1080 / 17439760.2013.820337.

24. KleptsovaE. Y., KleptsovN. N., MishutinskayaE. A., Shubnitsyna T. V., TsvetkovaN. V. Psychological structure of humane interpersonal relations among the subjects of educational activity [Electronic

resource] // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - Vol. 10(7). - P. 18441848. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35390024.

25. Mayton D., Diessner R. & Granby C. D. Nonviolence and Human Values: Empirical Support for Theoretical Relations [Electronic resource] // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. -1996. - Vol. 2:3. - P. 245-253. - DOI: 10.1207/s15327949pac0203_5.

26. Mayton D. Nonviolence and Peace Psychology [Electronic resource]. - New York : Springer, 2009. - 292 p. - URL: https://doi.org/10.1007/978-0-387-89348-8_3.

27. Meyer A. L., Northrup W. B. What Is Violence Prevention, Anyway? [Electronic resource] // Educational Leadership. - 1997. - Vol. 54. No. 8. - P. 31-33. - URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ545862.

28. Nielsen R., Marrone J. A. Humility: Our Current Understanding of the Construct and its Role in Organizations [Electronic resource] // International Journal of Management Reviews. - 2018. -V 20. - P. 805-824. - Doi:10.1111/ijmr.12160.

29. Oman D. Building nonviolent self-efficacy to Foster social transformation and health. 2014 [Electronic resource] // Gandhi Marg. - Vol. 35 (4). - P. 583-617. - URL: https://www.researchgate. net/profile/Doug_Oman/publication/275276893_Building_Nonviolent_Self-efficacy_to_Foster_ Social_Transformation_and_Health/links/553719650cf2058efdeaad49.pdf.

30. Ou A. Y., Tsui A. S., Kinicki A. J., Waldman D. A. Xiao, Z., Song, L. J. Humble Chief Executive Officers' Connections to Top Management Team Integration and Middle Managers' Responses [Electronic resource] // Administrative Science Quarterly. - 2014. - Vol. 59 (1) - P. 34-72. -https://doi.org/10.1177/0001839213520131.

31. Sagkal A. S, Turnuklu A., Totan T. Empathy for Interpersonal Peace: Effects of Peace Education on Empathy Skills [Electronic resource] // Educational Sciences: Theory and Practice. - 2012. -Vol. 12 (2). - P. 1454-1460. - URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ987855.

32. Tangney J. P. Humility: Theoretical Perspectives, Empirical Findings and Directions for Future Research [Electronic resource] // Journal of Social and Clinical Psychology. - 2000. -Vol. 19/ 1. - P. 73-74. - DOI: 10.1521/jscp.2000.19.1.70.

33. Thielmann I. & Hilbig B. E. Trust: An Integrative Review from a Person-Situation Perspective [Electronic resource] // Review of General Psychology. - 2015. - Vol. 19 (3). - P. 249-277. -URL: https://doi.org/10.1037/gpr0000046.

34. Weber T. Nonviolence Is Who? Gene Sharp and Gandhi [Electronic resource] // Peace & Change. -

2003. - Vol. 28:2. - P. 250-270. - DOI:10.1111/1468-0130.00261. 35. Zandkarimi G., Kamelifar. L., Heshmati-Molaee N. Child Adolesc [Electronic resource] // Soc. Work J. - 2018. - URL: https://doi.org/10.1007/s10560-018-0584-y.

1. Zhuravleva E. A. A Nonviolence Principle in a Collaboration of Teachers with a Child: Capabilities and Limitations of Training. Izvestiya instituta pedagogiki i psihologii obrazovaniya. = The Bulletin of Institute of Pedagogics and Psychology of Education. 2017. 1: 74-82. Avaliable from: https://elibrary.ru/item.asp? id=29894382. (In Russ.).

2. Zabayev I. V. An Operationalization of «Humility» in Psychology. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie = The Bulletin of St. Tikhon's Orthodox University. Series 1: Divinity. Philosophy. Religious studies. 2018; 76: 107-129. DOI: 10.15382/sturI201876.107-129. (In Russ.).

3. Koryagina1.1., Maralov V. G., Sitarov V. A. Comparative Characteristic of the Position of Interaction of Students - Future Medical Workers and Specialists of Psychological and Pedagogical Support. Obrazovanie i nauka. = Science and Education. 2018; 20 (5): 79-104. Avaliable from: https:// elibrary.ru/item.asp? id=35022000. (In Russ.).

4. Kudashov V. I. Role of Intellectual Humility in Modern Public Dialogue. Intellekt. Innovacii. Investicii = Intelligence. Innovations. Investments. 2017; 8: 4-6. Avaliable from: https://elibrary. ru/item.asp? id=30541812. (In Russ.).

5. Laskin A. A. The Passivity and Inertness in the Formation of Activity Among the Youth. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor 'evicha Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. = The Bulletin of the

References

Vladimir state university. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2013; 13 (32): 93-100. Avaliable from: https://elibrary.ru/item.asp? id=20912805. (In Russ.).

6. Lizgunov P. The Concept of Humility: History and Modern Interpretations. Provincial'nye nauchnye zapiski. = Provincial scientific notes. 2018; 1 (7): 86-91. Avaliable from: https://elibrary. ru/item.asp? id=35089010. (In Russ.).

7. Maralov V. G., Sitarov V. A. Characteristic of Positions of Interaction as Forms of Expression of Values of Coercion or Non-Violence. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Ability. 2017; 1: 131-146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9 (In Russ.).

8. Maralov V. G., Sitarov V. A. Irritability to People: Typology and Mechanisms. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2018; 22(3):493-507. DOI: 10.15507/19919468.092.022.201803.493-507. (In Russ.).

9. Maralov V. G., Sitarov V. A. The Development of a Diagnostic Questionnaire Revealing the Interaction Positions of Students Specializing in Psychological and Pedagogical Assistance. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Ability. 2018; 1: 167-177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13. (In Russ.).

10. Maralov V. G., Sitarov V. A. Aktual'nye problemy formirovaniya pozicii nenasiliya u studentov budushchih specialistov sfery psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya = Current Problems of Forming of a Position of a Non-Violence at Students Future Specialists of the Sphere of Psychology and Pedagogical Maintenance. Mental Health and Education the Collection of Scientific Articles on Materials of the II Congress "Mental Human Health of the 21st Century". Moscow, 2018. pp. 84-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36545219. (In Russ.).

11. Muhina V., Hvostov A. Alienation from Others: Alienation of Lazy and Indifferent. Razvitie lichnosti = Personal Development. 2013; 1: 51-73. Avaliable from: https://elibrary.ru/item.asp? id=21480450. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Acker S. E. Unclenching Our Fists: Abusive Men on the Journey to Nonviolence. Nashville: Vanderbilt University Press, 2013. Available from: https://muse.jhu.edu/ (accessed February 6, 2019). (In Eng.).

13. Ammons J. & Coyne Ch. J. Non-Violent Action (August 29, 2018). GMU Working Paper in Economics No. 18-28. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3240630 or http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.3240630. (In Eng.).

14. Barrett J. Intellectual humility. The Journal of Positive Psychology. 2017. 12:1. pp. 1-2. DOI: 10.1080/17439760.2016.1167945. (In Eng.).

15. Bharadwaj L. K. Principled versus pragmatic nonviolence. Peace Review. 1998. Vol. 10:1. P. 7981. DOI: 10.1080/10402659808426125. (In Eng.).

16. Danesh H. B. The Education for Peace Integrative Curriculum: Concepts, Contents and Efficacy. Journal of Peace Education. 2008. Vol. 5. Iss. 2. P. 157-174. Https://doi. org/10.1080/17400200802264396. (In Eng.).

17. Elliott G. C. Components of Pacifism: Conceptualization and Measurement. Journal of Conflict Resolution. 1980. 24(1): 27-54. Available from: https://doi.org/10.1177/002200278002400102. (In Eng.).

18. Enright R. D., Santos M., Al-MabukR. The Adolescent as Forgiver. Journal of Adolescence. 1989. 12: 95-110. Doi:10.1016/0140-1971(89)90092-4. (In Eng.).

19. Floody D. R. Positive Psychology and Peace Psychology. In: The Encyclopedia of Peace Psychology. 2011. DOI:10.1002/9780470672532.wbepp212. (In Eng.).

20. Craven R. G., Seaton M., Yeung, A. S. Attitude to Non-Violence Scale: Validity and Practical Use. Journal of Interpersonal Violence. 2017. 32(13): 2018-2045. Avaliable from: https://doi. org/10.1177/0886260515590785. (In Eng.).

21. Hasan Q., Khan S. R. Dimension of Gandian (nonviolent) personality. Journal of Psychological Researches. 1983. 27(2): 100-106. Available from: https://psycnet.apa.org/record/1985-06665-001. (In Eng.).

22. Hongyu W. Nonviolence as Teacher Education: a Qualitative Study in Challenges and Possibilities. 2018. Journal of Peace Education. 2018. 15:2: 216-237. DOI: 10.1080/17400201.2018.1458294. (In Eng.).

23. Jankowski P. J., Sandage S. J., Hill P. C. Differentiation-Based Models of Forgivingness, Mental Health and Social Justice Commitment: Mediator Effects for Differentiation of Self and Humility. Journal of Positive Psychology. 2013. 8: 412-424. (In Eng.).

24. Kleptsova E. Y., Kleptsov N. N., Mishutinskaya E. A., Shubnitsyna T. V., Tsvetkova N. V. Psychological Structure of Humane Interpersonal Relations among the Subjects of Educational Activity. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. 10(7): 1844-1848. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=35390024. (In Eng.).

25. Mayton D., Diessner R. & Granby C. D. Nonviolence and Human Values: Empirical Support for Theoretical Relations. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 1996. 2(3): 245-253. DOI: 10.1207/s15327949pac0203_5 (In Eng.).

26. Mayton D. Non-Violence and Peace Psychology. New-York: Springer, 2009. 292 p. Available from: https://doi.org/10.1007/978-0-387-89348-8_3. (In Eng.).

27. Meyer A. L., Northrup W. B. What Is Violence Prevention, Anyway? Educational Leadership, 1997. Vol. 54, 8. P. 31-33. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ545862. (In Eng.).

28. Nielsen R., Marrone J. A. Humility: Our Current Understanding of the Construct and its Role in Organizations. International Journal of Management Reviews. 2018. 20: 805-824. D0I:10.1111/ ijmr. 12160 (In Eng.).

29. Oman D. Building Non-Violent Self-Efficacy to Foster Social Transformation and Health. Gandhi Marg. 2014. 35(4): 583-617. Available from: https://www.researchgate.net/profile/Doug_Oman/ publication/275276893_Building_Nonviolent_Self-efficacy_to_Foster_Social_Transformation_ and_Health/links/553719650cf2058efdeaad49.pdf. (In Eng.).

30. Ou A. Y., Tsui A. S., Kinicki A. J., Waldman D. A. Xiao, Z., & Song, L. J. Humble Chief Executive Officers' Connections to Top Management Team Integration and Middle Managers' Responses. Administrative Science Quarterly. 2014. 59(1): 34-72. Available from: https://doi. org/10.1177/0001839213520131. (In Eng.).

31. SagkalA. S, Turnuklu A., Totan T. Empathy for Interpersonal Peace: Effects of Peace Education on Empathy Skills. Educational Sciences: Theory and Practice. 2012. 12 (2): 1454-1460. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ987855. (In Eng.).

32. Tangney J. P. Humility: Theoretical Perspectives, Empirical Findings and Directions for Future Research. Journal of Social and Clinical Psychology. 2000. 19(1): 73-74. DOI: 10.1521 / jscp.2000.19.1.70. (In Eng.).

33. Thielmann I., Hilbig B. E. Trust: An Integrative Review from a Person-Situation Perspective. Review of General Psychology. 2015. 19(3): 249-277. Available from: https://doi.org/10.1037/ gpr0000046. (In Eng.).

34. Weber T. Nonviolence Is Who? Gene Sharp and Gandhi. Peace & Change. 2003. 28(2): 250-270. DOI:10.1111/1468-0130.00261. (In Eng.).

35. Zandkarimi G., Kamelifar, L., Heshmati-Molaee N. Child Adolesc. Soc. Work J. 2018. Available from: https://doi.org/10.1007/s10560-018-0584-y. (In Eng.).

Поступила 03.02.2019.

Сведения об авторах

Маралов Владимир Георгиевич - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Автор более 250 работ. Сфера научных интересов: психология ненасилия, психология саморазвития, психология безопасности личности. ORCID: http://orcid. org/0000-0002-9627-2304; Researcher ID WOS: X-5925-2018; Scopus ID: 57128513900.

E-mail: [email protected]

Ситаров Вячеслав Алексеевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного уни-

верситета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Автор более 250 работ. Сфера научных интересов: педагогика ненасилия, дидактика, социальная экология. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8426-7487.

E-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

Маралов Владимир Георгиевич — теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обозначение методологической основы исследования; сопоставительный и качественный анализ результатов и их интерпретация.

Ситаров Вячеслав Алексеевич — теоретический анализ литературы; обозначение методологической основы исследования; критический анализ и доработка текста статьи; формулировка выводов.

Submitted 03.02.2019.

About the authors

Vladimir G. Мaralov - Doctor of Psychology, Professor, the Department of Psychology, Cherepovets State University, Honored Worker of Science of the Russian Federation. The author more than 250 works. Scientific research: non-violence psychology, self-development psychology, psychology of safety of the personality. ORCID: 0000-0002-9627-2304; Researcher ID WOS: X-5925-2018; Scopus ID: 57128513900.

E-mail: [email protected]

Vyacheslav a. Sitarov - Doctor of Pedagogy, Head of the Department of Pedagogics and Psychology of the Higher School, Moscow Humanitiarian University, the Honored Worker of Higher School of the Russian Federation. The author more than 250 works. Scientific research: nonviolence pedagogics, didactics, social ecology. ORCID: 0000-0002-8426-7487.

E-mail: [email protected]

The stated contribution of authors

Vladimir G. Maralov — the theoretical analysis of literature on a research problem; designation of a methodological basis of a research; comparative and qualitative analysis of results and their interpretation.

Vyacheslav A. Sitarov — the theoretical analysis of literature; designation of methodological basis ofa research, critical analysis and completion of the text of article; formulation of conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.