Научная статья на тему 'Государственная политика России в сфере инновационного преобразования высшего профессионального образования'

Государственная политика России в сфере инновационного преобразования высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС) / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онуфриенко А. Ф., Карпова Е. Г.

Проведен анализ проблем государственной политики России в сфере инновационного преобразования высшего профессионального образования. Болонский процесс влияет на процессы высшего профессионального образования. Концепция модернизации российского образования влияет на многоуровневую систему подготовки, квалификационную характеристику, компетенции, профессиональную подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онуфриенко А. Ф., Карпова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России в сфере инновационного преобразования высшего профессионального образования»

© А.Ф. Онуфриенко, Е.Г. Карпова, 2011

УДК 37.014.5

А. Ф. Онуфриенко, Е.Г. Карпова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проведен анализ проблем государственной политики России в сфере инновационного преобразования высшего профессионального образования. Болонский процесс влияет на процессы высшего профессионального образования. Концепция модернизации российского образования влияет на многоуровневую систему подготовки, квалификационную характеристику, компетенции, профессиональную подготовку.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), многоуровневая система подготовки, квалификационная характеристика, компетенция, профессиональная подготовка, высшее профессиональное образование, болонский процесс, концепция модернизации российского образования

Т^лобальные процессы информационного общества, вхожде-Л. ние России в Болонский процесс интеграции общеевропейской образовательной системы, интеллектуализации мира обязывает российскую систему образования создавать условия для формирования нового типа специалиста - творческой личности, обладающей мобильностью, методологией создания научной продукции мирового уровня. В связи с этим важной проблемой является необходимость повышения общего инновационного потенциала системы профессионального образования, который складывается из многих составляющих, в том числе из готовности системы принять и поддержать инновации. Необходимость инновационного развития образовательного процесса учебного заведения предопределяется тем, что в современных условиях происходит качественное развитие социокультурной динамики общества, возрастание темпов обновления парадигм и технологий деятельности во всех сферах общественных отношений. Анализ показал, что в последнее время отмечается тенденция нарастания противоречия между требованиями общества к уровню профессиональной компетентности современных специалистов и качественными возможностями их удовлетворения в системе образовательного процесса учебного за-

ведения. Предпринимаемые локальные меры по совершенствованию подготовки специалистов в этих условиях исчерпали свой потенциал [8]. Главная цель в выборе инновационной стратегии учебного заведения - качественное обновление всей системы педагогической деятельности. Ее реализация возможна при выполнении следующих задач инновационного развития образовательного процесса: организовать методический мониторинг (единство контроля, анализа и прогноза) образовательного процесса; моделировать варианты инновационной профессиональной деятельности специалистов в педагогическом процессе; разработать инновационные технологии обучения и их внедрение в образовательный процесс кафедр, факультетов; осуществлять инновационную подготовку (переподготовку) профессорско-препода-вательского и административного состава учебного заведения; изучать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный опыт инновационной культуры образовательной деятельности; создавать из разрозненных элементов передового педагогического опыта единую инновационную систему профессионального обучения студентов, адаптированную к типам и формам их подготовки и динамике развития современной профессиональной практики.

Основными принципами инновационного развития образовательного процесса являются: принцип системности инновационного развития, предусматривающий учет соразмерности всего комплекса осуществляемых изменений образовательного процесса; принцип достигнутого результата, отражающий зависимость последующих нововведений от уровня культурного усвоения предыдущих. Основными структурными звеньями инновационного развития в вузе выступают: кафедры, факультеты, учебно-

методические советы, управления и ректорат. Непосредственное руководство по координации инновационного развития образовательного процесса может возлагаться на учебно-методическое управление. Образовательные структуры осуществляют свою деятельность в соответствии с разработанными и утвержденными программами инновационного развития структурных подразделений учебного заведения. К актуальным направлениям инновационного развития следует отнести:

1. Повышение качества функционирования и развития методической системы образовательного процесса учебного заведения в соответствии с современными требованиями подготовки совре-

менных специалистов. Основными инновационными проблемами, требующими своего разрешения при реализации данного направления являются: мониторинг, анализ и описание существующей модели обучения специалистов учебного заведения, выявление узловых противоречий ее функционирования и развития; систематизация требований к деятельности современных специалистов и системе их подготовки в учебном заведении и разработка требуемой (идеальной) модели обучения; сопоставление разработанных моделей (реальной и идеальной) и обоснование норм развития образовательного процесса (построение модели перехода); экспериментальная апробация норм развития образовательного процесса как условия повышения качества его методической системы.

2. Построение самоорганизующейся образовательной среды как условия инновационного развития образовательного процесса. Основными проблемами, требующими своего разрешения при реализации этого направления, выступают: саморазвитие свойств образовательного процесса учебного заведения. Инновации представляют собой процесс внедрения в практику обучения инновационных технологий трех основных видов: ретроспективных (в основе технологической реализации лежит проблемный метод), современных (технологическую основу образуют соответствующие технические носители) и перспективных (технологическая реализация основана на рефлексивной природе человека); инновационная подготовка (переподготовка) преподавателей по инновационным технологиям обучения. Система ежегодного методического обучения преподавателей, например, группы начинающих преподавателей, группы преподавателей с педагогическим стажем до 10 лет, группы преподавателей с педагогическим стажем более 10 лет (каждая группа по 15-20 человек, время подготовки от I до 3-х месяцев); развитие культуры терминального (свободного) управления инновационным развитием образовательного процесса учебного заведения. Свободное управление основано на принципе достижения цели в условиях, когда на образовательные процессы оказываются непредусмотренные заранее воздействия. Данная культура управления адекватна природе активных объектов управления и требует системы мониторинга инновационного содержания образовательного процесса учебного заведения.

3. Достижение функционирования в образовательном процессе самоорганизующихся моделей профессионального обучения специалистов и самоорганизующейся системы управления учебного заведения, интегрирующей в себе все его структурные подразделения. Основными проблемами, требующими своего разрешения при реализации данного направления, выступают: обеспечение функционирования «механизмов» качественного разрешения проблем, отраженных в первых двух направлениях инновационного развития образовательного процесса учебного заведения; трансляция инновационного опыта образовательного процесса в формы его культурной самоорганизации в форме конференций и видеоконференций, выставок новых технологий обучения, инновационных олимпиад (коллоквиумов) обучающихся; ежемесячного инновационного сборника и др.; организация инновационного мониторинга образовательного процесса, основной формой которого выступает обработка инновационного содержания образовательного процесса учебного заведения [5].

Обеспечение инновационного развития представляет собой совокупность требований, выполнение которых образует необходимые условия для практической реализации настоящей концепции. Основными формами обеспечения инновационного развития образовательного процесса являются: нормативное обеспечение (разработка и утверждение в структурных подразделениях учебного заведения соответствующих настоящей концепции планирующих и отчетных документов); научное обеспечение (проведение НИР по инновационной проблематике образовательного процесса учебного заведения); кадровое обеспечение (подбор и подготовка новой генерации преподавателей и администраторов); управленческое обеспечение (создание инфраструктуры инновационных отношений); материальное обеспечение (оборудование единой инновационной учебно-материальной базы учебного заведения); финансовое обеспечение (нахождение дополнительных средств финансирования инновационного развития образовательного процесса).

Основной контент информационно-образовательной среды института - Учебно-методический комплекс - это модернизированное полное цифровое программно-методическое обеспечение всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, находящееся в локальном доступе. УМК являются интерактивными 284

изданиями, позволяющими комплексно подойти к решению основных дидактических задач, организовать изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, проведение контролирующих мероприятий, оказание консультационной и методической поддержки. Задачи: - организация методического мониторинга; - моделирование вариантов инновационной профессиональной деятельности специалистов как педагогического процесса; - разработка инновационных технологий обучения и их внедрение в образовательный процесс кафедр; - инновационная подготовка профессорско-преподавательского и административного состава учебного заведения; - изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта инновационной культуры образовательной деятельности; - создание инновационной системы профессионального обучения студентов, где помимо основных требований к изучению курса, методических указаний входит глоссарий по изучаемым темам, различного рода задания, промежуточные и итоговые тесты, опросы и т.д. [6]. Практика применения контента со всей очевидностью показывает рост активности, как преподавателей, так и студентов.

Важный итог такой работы со студентами - их быстрая дифференциация по интеллектуальным способностям, возможностям индивидуализации обучения за счет рациональной организации самостоятельной работы, проведения консультаций максимально приближенно к уровню учебных достижений каждого студента. В современных условиях целью обучения является не столько передача информации, формирование навыков, стратегии работы, сколько формирование самообучающейся личности, обладающей ресурсом внутриорганизационных изменений, необходимых для выхода на новый уровень профессионализма и карьерного роста

[7].

Актуальными при организации обучения являются вопросы работы с современными техническими средствами обучения, включая компьютерные, мультимедийные, телекоммуникационные, использование лицензионного программного обеспечения. Изменение способов учебного взаимодействия между обучающим и обучаемым на основе телекоммуникационных технологий и использование в учебном процессе гипертекстовых и интерактивных электронных образовательных ресурсов приводят к изменению всей образовательной системы. Она становится многокомпонент-

ной системой, аккумулирующей не только коммуникационные, компьютерные, организационные ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, функциональную инфраструктуру, обеспечивающую едиными технологическими средствами деятельность студентов и преподавателей. Кроме того, расширение ин-формационно-образо-вательной среды достигается путем оптимизации обязательных аудиторных занятий, применения в учебном процессе более эффективных методов организации учебного процесса, основанных на активной познавательной деятельности слушателей, межличностном общении между всеми участниками обучения, на повышении роли слушателя его самостоятельности и возможности самореализации.

Следующим этапом в развитии информационной образовательной системы вуза, мы полагаем должно стать: соз-дание образовательного портала - комплекса распределенных программных и аппаратных средств, обеспечивающих ведение учебного процесса и его документирование в среде Интернет едиными технологическими средствами, а также накопление, систематизацию, хранение и использование электронных учебнометодических ресурсов, открытых во времени и пространстве; предоставление сервисов по обеспечению самостоятельной работы студентов; предоставление сервисов для организации педагогического общения в реальном и отложенном времени между субъектами учебного процесса; предоставление авторизованного доступа к ресурсам портала для разных групп пользователей (например, абитуриентов, выпускников), ограничение доступа для нежелательной аудитории (авторские права и т.д.); оснащение специализированных аудиторий (для проведения потоковых лекций), подключенных к локальной аудиторной и корпоративной сети, с автоматизированными рабочими местами преподавателей (оснащенных компьютерами, подключенными к мультимедиа-проекторам, экранами), рабочими местами студентов, которые смогут пройти микро-тестирование в конце лекции. ---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абасов А. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2007, №10. С.81

2. Голованов А. Инновации в образовательной деятельности университета// Высшее образование в России, 2006, №3. С. 48-52.

3. Долинина О. ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы //Высшее образование в России, 2006, №2. С. 98-103.

4. Карпенко М. Непрерывное образование на основе информационнокоммуникационных технологий // Высшее образование в России, 2005, №6. С.8-18.

5. Лапчик М. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде // Высшее образование в России, 2008, №6. С.93-99.

6. Овсиенко Л. Проблемы формирования инновационно-интеллектуальной экономики // Высшее образование в России, 2008, №2. С.75-78.

7. Розенцвайг А. Об инновациях в системе образования // Высшее образование в России, 2008, №8. С.88-92.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Онуфриенко А. Ф. - ректор НОУ ВПО «Байкальский Экономико-правовой институт», [email protected]

Карпова Е.Г. - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Московский экономический институт», luminamoon@rambler. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.