------------------------------------- © Н.В. Былова, Е.Г. Карпова,
2011
УДК 37.014.5
Н.В. Былова, Е.Г. Карпова
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Инновационная направленность организации образовательного процесса в высшей школе в контексте мировых интеграционных процессов является предметом изучения данной статьи. Авторы исследуют проблемы модернизации образования, мировые интеграционные процессы, национальную инновационную систему, государственную политику в секторе высшего образования, государственные образовательные стандарты, высшее профессиональное образование.
Ключевые слова: инновационная направленность, мировые интеграционные процессы, модернизация образования, научно-инновационная деятельность, национальная инновационная система, государственная политика, сектор высшего образования, государственные образовательные стандарты, высшее профессиональное образование.
У^азвитие научно-инновационной деятельности в нашей
-МГ стране основывается на опыте, накопленном в предшествующие периоды, а также на новых задачах, зафиксированных в принятых государственных правовых и программных документах. В большинстве принятых в последние годы основополагающих документов утверждается необходимость более активно и всесторонне использовать научно-инновационный потенциал высшей школы России посредством усиления связей вузов с промышленностью и с Российской академией наук. Интеграция российского высшего образования и науки и формирование национальной инновационной системы требуют всестороннего изучения основ научноинновационной деятельности вузов и социально-экономических субъектов, взаимодействующих с ними в данной сфере.
Модернизация образования не имеет однозначной трактовки среди исследователей и практиков. Довольно часто она рассматривается как внедрение апробированных на Западе стандартов и технологий, сочетающееся с недооценкой традиций отечественного образования. Имеют место и иные позиции, спектр которых про-
стирается от идеи более или менее гармоничного соединения западных моделей с лучшим российским и советским опытом организации образовательной деятельности до принципиального отрицания необходимости модернизации и ее возможных позитивных последствий для государства и общества. Несмотря на эти разночтения, очевидно, что модернизационные механизмы запущены, их дальнейшее развитие неотвратимо.
Российская научно-инновационная система пока не достигла состояния активного развития, расширенного воспроизводства инноваций и масштабной коммерциализации результатов научнотехнической деятельности. По данным исследований, доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1 %.
К сильным сторонам российской научно-образовательной сферы можно отнести наличие: высокого образовательного уровня населения; весомой компоненты фундаментальной составляющей в естественнонаучном и техническом высшем образовании; развитой сети научных государственных организаций, имеющих крупные заделы в целом ряде областей науки, определяющих сегодня развитие мировой экономики. Но они сегодня не могут быть реализованы в полной мере, так как государственная политика практически не ориентирована на их эффективное использование.
В настоящий момент существует необходимость комплексного подхода к развитию научно-инновационной деятельности в связи с формированием в России национальной инновационной системы (НИС), которая включала бы в себя все элементы научноинновационного комплекса и способствовала бы его работе как единого целого, а также региональных инновационных систем как её важнейших составляющих на уровне субъектов федерации.
В проекте «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» национальная инновационная система (НИС) определяется как развивающаяся совокупность взаимодействующих институтов управления и регулирования инновационной деятельности, хозяйствующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, организаций образовательной и финансово-кредитной сфер, осуществляющих инновационную деятельность на основе эффективно действующих институциональных механизмов. Иными словами НИС может быть определена как вся совокупность организаций, выполняющих ис-
следования и разработки в стране, и взаимосвязей между ними в процессе производства и распространения научных знаний.
Поэтому государственная политика должна обеспечивать адресную, но дифференцированную поддержку развития науки как важного сегмента НИС. Так, наука (фундаментальная и прикладная) в федеральных научных центрах, мы полагаем, должна быть полностью обеспечена государственным финансированием, а научным подразделениям корпораций прямая финансовая поддержка может быть оказана в ограниченном размере в случае выполнения ими государственных программ. Для них существенно важнее налоговые льготы, возможность коммерциализации результатов НИОКР, защита интеллектуальной собственности на внутренних и внешних рынках. Университетские технопарки и малые наукоемкие предприятия в развитых странах, как правило, получают совокупную поддержку от центрального правительства, местных властей и крупного бизнеса. В отношении вузовского сегмента НИС государственная политика должна быть нацелена на обеспечение максимально благоприятных условий взаимодействия всех форм его поддержки и анализ ее результатов.
Включение сектора высшего образования в НИС связано со структурной перестройкой вузовской научно-инновацион-ной деятельности. Первоначально она была связана с созданием на базе высших учебных заведений различных технопарковых структур, что способствовало становлению других форм инновационной инфраструктуры российских вузов - учебно-научных центров (УНЦ). Затем стали набирать силу процессы создания различных комплексов. В зависимости от типа вуза создавались учебно-научные комплексы (классические университеты) и учебно-научноинновационные комплексы (технические и технологические университеты). В настоящее время рассматриваются вопросы формирования университетских образовательных округов (педагогические университеты) и предпринимательских университетов (экономические вузы). На создание 13 учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК) государство планирует выделить целевые средства.
В настоящий период времени остро стоит вопрос принятия мер, имеющих своей целью повышение общей эффективности научного сектора экономики, рост объёмов исследований с одновременной интенсификацией процесса передачи результатов науч-294
ной деятельности в производство. Эти меры должны предусматривать привлечение в науку молодых специалистов, повышение среднего уровня заработной платы в отрасли, изменение системы финансирования научной деятельности. Естественно, важную роль в развитии российской науки следует отвести и высшей школе.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС), разработанные и внедряемые в учебный процесс в настоящее время, являются проводниками европейских и российских тенденций развития высшего образования с учетом стратегических интересов и образовательной системы Российской Федерации. Новые стандарты должны обеспечить практическую направленность, фундаментальность и универсальность подготовки специалистов, их адаптационный потенциал на рынке труда.
Разработка ФГОС ВПО вызвана стремлением вузов адаптироваться к мировым процессам и тенденциям реформирования высшего образования в мире. При подготовке новых стандартов учитывались такие качества как прозрачность, совместимость и сопоставимость с другими образовательными системами.
При этом ФГОСы, с одной стороны, отражают определенное сближение с целями Болонского процесса, а с другой стороны, сохраняют классические, сугубо российские подходы в образовательном процессе ВПО, особенности российского менталитета.
Участие России в Болонском процессе усилило необходимые преобразования в высшем образовании.
Можно назвать некоторые из них:
• принятие квалификаций, сопоставимых со структурой квалификаций европейского высшего образования - «бакалавр-магистр-доктор»;
• освоение компетентностного подхода при оценке результатов выполнения образовательных программ и ориентация на права студента при организации образовательного процесса;
• обеспечение соответствия степеней «бакалавр-магистр» требованиям рынка труда, расширение возможностей трудоустройства выпускников вуза;
• вхождение в европейскую систему контроля качества и аккредитации высшего образования, основанную на единых требованиях.
Настоящий этап развития высшего профессионального образования в России связан с переходом к практической реализации инновационной образовательной парадигмы, формируется тенденция интеграции гуманитарной и технической подготовки на основе новых информационных технологий (НИТ), компьютерных телекоммуникаций (КТ) и глобальных компьютерных сетей (КС) которая направлена на формирование научного стиля мышления, на вооружение будущих специалистов мобильным информационным багажом. Этот процесс стимулирует: 1) более высокие уровни мотивации, критического и проблемного мышления студентов; 2) подъем среднего уровня и многих показателей достижений студентов; 3) увеличение дискуссий, общения между студентами и преподавателями (телекоммуникационные образовательные сообщества), 4) возможность гибкого изменения содержания курсов, набора учебных задач (открытая учебная архитектура), 5) сочетание индивидуального подхода и активных коллективных форм работы и пр.
Профессиональное образование многих высокотехнологичных стран мира уже включает соответствующие курсы и программы, ориентированные на полноценное использование КТ и КС во время обучения, в будущей профессиональной деятельности.
Подобная результативность освоения нововведения реально подтверждает (зачастую качественно, интуитивно) возможность конструктивного развития современной практики образования, эффективности его реформирования на основе потенциала КТ.
Реализация любой инновационной программы предполагает вовлечение в инновационные процессы практически всех сотрудников организации, только в этом случае возможен перевод инноваций в ежедневную системную работу всего учреждения или организации. Вполне понятно, что введение инноваций требует от сотрудников новых знаний, умений, по-новому организовывать процессы, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, любая организация при введении инноваций решает проблемы повышения квалификации своих сотрудников.
Особенности инноваций в образовании можно анализировать, рассматривая инновации следующим образом:
• инновация как механизм реагирования системы на внешние изменения;
• инновация как фактор, стимулирующий развитие системы образования;
• инновация как средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта;
• инновация как конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основные идеи инновационной образовательной программы заключаются в следующем:
• подготовка специалиста образования осуществляется на новой научно-методической и технической базе;
• в образовательном процессе используются высокие технологии, которые базируются на комплексных знаниях о человеке, его развитии и саморазвитии;
• в образовательном процессе учитываются психологические механизмы и используются различные источники освоения новой информации, современные способы коммуникации с окружающим миром;
• вариативность обучения, индивидуальный образовательный маршрут, модульное обучение становятся основными ориентирами организации обучения студентов.
В управленческой сфере происходят масштабные преобразования, связанные, в первую очередь с широким внедрением новейших технологий, использованием Интернет, с появлением все большего числа новых носителей информации. Актуальное значение для российских вузов приобрело широкое международное сотрудничество в области подготовки кадров информационных специалистов.
Система высшего образования, обеспечивающая воспроизводство главной производительной силы национальной экономики - высококвалифицированных кадров, должна в значительно большей мере быть призвана к решению проблем развития науки и инноваций. Система высшей школы является наиболее перспективной для построения на ее основе российской инновационно-инвестиционной сети, играющей роль моста, соединяю-
щего образование, науку и производство во всех регионах и отраслях ввиду следующих особенностей:
• распределение высшей школы по всем регионам России;
• концентрация высококвалифицированных кадров (более 50% докторов и кандидатов наук);
• способность восстановить и пополнить кадровый состав науки;
• наличие в высшей школе инфраструктуры менее разрушенной в процессе переходного периода, по сравнению с другими секторами науки;
• существование разветвленной географически и по сферам деятельности сети международных связей;
• возможность сочетания в рамках одного учреждения научной, образовательной и инновационной деятельности.
Существует жизненная необходимость и целесообразность интеграции научно-инновационного потенциала высшей школы, науки и бизнес-структур. Исследовательский потенциал развивается в направлении способов интеграции и эффективного функционирования цепочки «высшее образование - наука - производство» в целях построения современной эффективной научноисследовательской системы. Основным стимулом к интеграции для высшей школы являются повышение качества подготовки специалистов и востребованности выпускников вузов на рынке труда, а также возможность повышения эффективности научно-
инновационной деятельности. Стимулом для академической науки выступает возможность привлечения дополнительных кадровых ресурсов к научной деятельности, а для бизнеса - появление новых эффективных сфер приложения капитала, повышение конкурентоспособности производства товаров и услуг.
--------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мжачих Т.Е. «Место и роль инновационной деятельности вузов в формировании национальной инновационной системы»/ М., Социология власти. №3, 2010 (0,5 п.л.).
2. Усынин В.В. Управление модернизацией образовательного процесса на основе современных педагогических технологий: монография [Текст] / В.В. Усынин. - Челябинск: Цицеро, 2008. - 232 с. шгд=1
Былова Н.В. - преподаватель, НП НОО ВПО «Гуманитарно-экологический институт», [email protected]
Карпова Е.Г. - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Московский экономический институт», [email protected]
А