Научная статья на тему 'Студентоцентрированное образование как условие реализации основных образовательных программ ВПО'

Студентоцентрированное образование как условие реализации основных образовательных программ ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2627
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / STUDENT-CENTERED TEACHING / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATION QUALITY / PROJECT METHOD / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космачева Л. М., Коровушкина Е. А.

Студентоцентрированное образование рассматривается как наиболее перспективная образовательная система высшего профессионального образования России. Выделены студентоцентрированные методы обучения, в частности проектный метод. Определена важность конструктивного подхода к реализации образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student-centered teaching as a condition for the realization of basic educational programs of higher professional education

Student-centered teaching is considered as a one of the most perspective educational system of Russian higher education. Student-centered teaching methods in particular project method are distinguished. The importance of constructive approach to realization of educational process in the university.

Текст научной работы на тему «Студентоцентрированное образование как условие реализации основных образовательных программ ВПО»

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЮ ОБРАЗОВАНИЯ

3. Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО Е. В. Караваева,

Н. 11. Макашов, В. Л. Петров и др. М.: МГГУ, 2009. 79 с.

4. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные программы высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / под науч. ред. Н. А. Селезневой. Изд. 2. М.: ИЦ11К11С, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2010. 92 с.

5. Федеральные государственные образо-

вательные стандарты ВПО: Законодательно-нормативная база проектирования и реализации: учебно-информ. издание. М.:

ИЦПКПС, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2009. 100 с.

6. Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 309-Ф'3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта».

Л. М. КОСМАЧЕВА, Е. А. КОРОВУШКИНА

СТУДЕ1П ОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВПО

УДК 378:001.891

Студентоцептрировапное образование рассматривается как наиболее перспективная образовательная система высшего профессионального образования России. Выделены студентоцентрированные методы обучения, в частности проектный метод. Определена важность конструктивного подхода к реализации образовательного процесса в ву зе.

Кпючевые снова: туризм, профессиональное образование, высшее образование, образовательные программы, студентоцеюнрированное образование, образовательные стандарты, качество образования, метод проектов, компетентностный подход.

Student-centered teaching is considered as a one of the most perspective educational system of Russian higher education. Student-centered teaching methods in particular project method are distinguished The importance of constructive approach to realization of educational process in the university.

Key words: tourism, professional education, higher education, educational programs, student-centered reaching, educational standards, education quality, project method, competence approach.

В нашей стране сейчас все больше которая, будучи включенной в деятель-и больше говорят о необходимости соз- ность рыночных механизмов, могла бы дать такую образовательную систему, выступать на равных и даже конкури-

ВЕСТНИК Г МЛ Т' гоп

ровать с европейской образовательной системой. Современный процесс модернизации национальной системы образования Российской Федерации осуществляется с учетом тенденций мирового развития |6|.

Постиндустриальное общество предъявляет новые требования к профессиональной школе [5]. Принимая во внимание состояние профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма, новые требования к качеству профессиональной подготовки, следует сказать, что основными причинами для возникновения Болонского процесса являются изменение функций государства в области образования, увеличение возраста обучаемых, понятие непрерывного образования. т.е. образования в течение всей жизни, интернационализация образования, рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, которые ориентируют учебные заведения на создание образовательных программ, предусматривающих разнообразную специализацию, учет способностей и интересов студентов, включенное обучение (возможность осваивать данные программы по частям, в том числе меняя учебные заведения) происходит сближение образовательной системы России и Европы, вузы получают больше автономии.

Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение. «Великая хартия университетов» гласит: «Университет действует

внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространя-

ет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти».

Вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т.п., вузы могут решить самостоятельно. Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов, которые предполагают сокращение аудиторных занятий, особенно лекций, и увеличение объема самостоятельной работы студентов. Акцент в организации учебного процесса все более смещается в сторону активного дидактического управления и контроля обучения, оценки качества самостоятельной работы студентов, что в полной мере соответствует «студентонаправленному или студентоцентриро-ванному образованию» [ 11. Студентоцен-трированное образование - основополагающий принцип Болонских реформ в высшем образовании, предполагающий смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания (как основной роли профессорско-преподавательского состава в «трансляции» знаний) на учение как активную образовательную деятельность студента: от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося.

В новом подходе делается упор на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства и методы обучения, которые используют преподаватели для достижения этих

ПЕДАГОГИКА ППШССИО/ШЬ/ЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

результатов [8]. От пассивного приема и запоминания учебной информации студент должен перейти к созданию личности, способной наилучшим образом выполнять поставленные цели. Студент выступает полноправным членом субъ-ект-субъектных отношений, при которых обучаемые берут на себя долю ответственности за обучение, они обсуждают и взаимодействуют друг с другом и с преподавателем при выборе целей и способов их достижения, исследу я в то же самое время наилучшие пути для использования и совершенствования существующих у мений и знаний.

Студентоцентрированный подход - это личностно-деятельностный подход, основы которого заложены отечественными психологами: Л. С. Выготским. А. Н. Леонтьевым, С. Л. Ру бинштейном, Б. Г. Ананьевым, И. А. Зимней и др. Таким образом, наши ученые еще задолго до Болонских реформ рассматривали личность как субъект деятельности, которая сама определяет характер деятельности. В центре обучения находится сам обучающийся -его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Изменения в подходе к обучению касаются, прежде всего, изменения роли преподавателей в связи с помещением в центр процесса обучения студентов и связанных с этим изменений в организации обучения и методах оценки1.

1 Справка составлена на основе данных аналитического доклада, подготовленного Центром изучения проблем профессионального образования, материалов о совместных программах российских вузов, размещенных в Интернете, материалов аналитического доклада НФПК. данных мониторинга российских вузов, участвующих в программах Темпус.

В полной мере студентоцентрированному обучению соответствует подход, основанный на компетенциях, - компе-тентностный подход, где компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого крута значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Коммуникативное обучение - это не столько собирание и/или пассивное запоминание информации, которую дает преподаватель. сколько самостоятельное создание знания, где студент в полной мере может проявить себя.

Одним из ярких примеров такого обучения может служить метод проектов. Его использование сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска |4]. Структура проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его акту альность - источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение на конференции и т. п.). В рамках коммуникативной подготовки сту дентов Ватель - РМАТ можно назвать такие творческим проекты, как «Регионы

ВЕСТНИК РМА Т’2• 2ои

Франции», «Вина и напитки», «Сыры», «Образование в течение всей жизни», «Виды туризма» и др.

Студентоцснтрированные методы обучения. безусловно, обладают целым рядом достоинств, которые делают их незаменимыми для получения качественного образования в любой области. Такие методы позволяют организовать учебный процесс более эффективно, помогают развивать у студентов навыки критического мышления и толерантности к другим точкам зрения, а также умение работать индивидуально и в коллективе над поставленной задачей, повышают ответственность студента за результаты учебы и способствуют развитию инициативы.

Однако преподаватель, использующий эти методы, должен знать об их недостатках и ограничениях и творчески применять различные стратегии. Такой подход подразумевает готовность преподавателя к постоянному обучению и самосовершенствованию. Это требует терпения, открытости и гибкости, желания быть информированным, следует посещать семинары, прислушиваться к коллегам, делиться опытом и неизбежно требует готовности рисковать.

Таким образом, студентоцентрирован-ное образование валидно и соответствует мировым тенденциям конструктивного подхода к реализации образовательного процесса в вузе.

ЛИТЕРАТУРА и электронные ресурсы

1. Абрамов В. Л. Проблема вхождения российской высшей школы в общеевропейское пространство // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 6. С. 28.

2. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве: ТЕПС, 2007.

С. 15-16.

3. Болонский процесс: Бергенский этап nod науч. ред. д-ра пед. наук. проф. В. II. Бай-денко. М.: ПЦПКПС, 2005.

4. Вишняков С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

5. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. С. 38.

6. Концепция экспорта образовательных

услуг Российской Федерации на период 2011 2020 гг. URL: http:/Avww. russia.edu.ru/

information analit official 3 783

7. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: Экспериментальная учебная программа обучения разработчиков образовательных стандартов нового поколения под ред. д-ра пед. наук, проф. В. II. Байденко / Сер. «Экспериментальные образовательно-профессионачь-ные программы подготовки руководящих и научно-педагогических работников высших и других учебных заведений, участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС, 2007. 32 с.

8. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new Decade. Соттипщий of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.