ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЮ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО Е. В. Караваева,
Н. 11. Макашов, В. Л. Петров и др. М.: МГГУ, 2009. 79 с.
4. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные программы высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / под науч. ред. Н. А. Селезневой. Изд. 2. М.: ИЦ11К11С, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2010. 92 с.
5. Федеральные государственные образо-
вательные стандарты ВПО: Законодательно-нормативная база проектирования и реализации: учебно-информ. издание. М.:
ИЦПКПС, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2009. 100 с.
6. Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 309-Ф'3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта».
Л. М. КОСМАЧЕВА, Е. А. КОРОВУШКИНА
СТУДЕ1П ОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВПО
УДК 378:001.891
Студентоцептрировапное образование рассматривается как наиболее перспективная образовательная система высшего профессионального образования России. Выделены студентоцентрированные методы обучения, в частности проектный метод. Определена важность конструктивного подхода к реализации образовательного процесса в ву зе.
Кпючевые снова: туризм, профессиональное образование, высшее образование, образовательные программы, студентоцеюнрированное образование, образовательные стандарты, качество образования, метод проектов, компетентностный подход.
Student-centered teaching is considered as a one of the most perspective educational system of Russian higher education. Student-centered teaching methods in particular project method are distinguished The importance of constructive approach to realization of educational process in the university.
Key words: tourism, professional education, higher education, educational programs, student-centered reaching, educational standards, education quality, project method, competence approach.
В нашей стране сейчас все больше которая, будучи включенной в деятель-и больше говорят о необходимости соз- ность рыночных механизмов, могла бы дать такую образовательную систему, выступать на равных и даже конкури-
ВЕСТНИК Г МЛ Т' гоп
ровать с европейской образовательной системой. Современный процесс модернизации национальной системы образования Российской Федерации осуществляется с учетом тенденций мирового развития |6|.
Постиндустриальное общество предъявляет новые требования к профессиональной школе [5]. Принимая во внимание состояние профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма, новые требования к качеству профессиональной подготовки, следует сказать, что основными причинами для возникновения Болонского процесса являются изменение функций государства в области образования, увеличение возраста обучаемых, понятие непрерывного образования. т.е. образования в течение всей жизни, интернационализация образования, рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, которые ориентируют учебные заведения на создание образовательных программ, предусматривающих разнообразную специализацию, учет способностей и интересов студентов, включенное обучение (возможность осваивать данные программы по частям, в том числе меняя учебные заведения) происходит сближение образовательной системы России и Европы, вузы получают больше автономии.
Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение. «Великая хартия университетов» гласит: «Университет действует
внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространя-
ет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти».
Вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т.п., вузы могут решить самостоятельно. Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов, которые предполагают сокращение аудиторных занятий, особенно лекций, и увеличение объема самостоятельной работы студентов. Акцент в организации учебного процесса все более смещается в сторону активного дидактического управления и контроля обучения, оценки качества самостоятельной работы студентов, что в полной мере соответствует «студентонаправленному или студентоцентриро-ванному образованию» [ 11. Студентоцен-трированное образование - основополагающий принцип Болонских реформ в высшем образовании, предполагающий смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания (как основной роли профессорско-преподавательского состава в «трансляции» знаний) на учение как активную образовательную деятельность студента: от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося.
В новом подходе делается упор на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства и методы обучения, которые используют преподаватели для достижения этих
ПЕДАГОГИКА ППШССИО/ШЬ/ЮГО ОБРАЗОВАНИЯ
результатов [8]. От пассивного приема и запоминания учебной информации студент должен перейти к созданию личности, способной наилучшим образом выполнять поставленные цели. Студент выступает полноправным членом субъ-ект-субъектных отношений, при которых обучаемые берут на себя долю ответственности за обучение, они обсуждают и взаимодействуют друг с другом и с преподавателем при выборе целей и способов их достижения, исследу я в то же самое время наилучшие пути для использования и совершенствования существующих у мений и знаний.
Студентоцентрированный подход - это личностно-деятельностный подход, основы которого заложены отечественными психологами: Л. С. Выготским. А. Н. Леонтьевым, С. Л. Ру бинштейном, Б. Г. Ананьевым, И. А. Зимней и др. Таким образом, наши ученые еще задолго до Болонских реформ рассматривали личность как субъект деятельности, которая сама определяет характер деятельности. В центре обучения находится сам обучающийся -его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Изменения в подходе к обучению касаются, прежде всего, изменения роли преподавателей в связи с помещением в центр процесса обучения студентов и связанных с этим изменений в организации обучения и методах оценки1.
1 Справка составлена на основе данных аналитического доклада, подготовленного Центром изучения проблем профессионального образования, материалов о совместных программах российских вузов, размещенных в Интернете, материалов аналитического доклада НФПК. данных мониторинга российских вузов, участвующих в программах Темпус.
В полной мере студентоцентрированному обучению соответствует подход, основанный на компетенциях, - компе-тентностный подход, где компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого крута значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Коммуникативное обучение - это не столько собирание и/или пассивное запоминание информации, которую дает преподаватель. сколько самостоятельное создание знания, где студент в полной мере может проявить себя.
Одним из ярких примеров такого обучения может служить метод проектов. Его использование сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска |4]. Структура проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его акту альность - источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение на конференции и т. п.). В рамках коммуникативной подготовки сту дентов Ватель - РМАТ можно назвать такие творческим проекты, как «Регионы
ВЕСТНИК РМА Т’2• 2ои
Франции», «Вина и напитки», «Сыры», «Образование в течение всей жизни», «Виды туризма» и др.
Студентоцснтрированные методы обучения. безусловно, обладают целым рядом достоинств, которые делают их незаменимыми для получения качественного образования в любой области. Такие методы позволяют организовать учебный процесс более эффективно, помогают развивать у студентов навыки критического мышления и толерантности к другим точкам зрения, а также умение работать индивидуально и в коллективе над поставленной задачей, повышают ответственность студента за результаты учебы и способствуют развитию инициативы.
Однако преподаватель, использующий эти методы, должен знать об их недостатках и ограничениях и творчески применять различные стратегии. Такой подход подразумевает готовность преподавателя к постоянному обучению и самосовершенствованию. Это требует терпения, открытости и гибкости, желания быть информированным, следует посещать семинары, прислушиваться к коллегам, делиться опытом и неизбежно требует готовности рисковать.
Таким образом, студентоцентрирован-ное образование валидно и соответствует мировым тенденциям конструктивного подхода к реализации образовательного процесса в вузе.
ЛИТЕРАТУРА и электронные ресурсы
1. Абрамов В. Л. Проблема вхождения российской высшей школы в общеевропейское пространство // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 6. С. 28.
2. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве: ТЕПС, 2007.
С. 15-16.
3. Болонский процесс: Бергенский этап nod науч. ред. д-ра пед. наук. проф. В. II. Бай-денко. М.: ПЦПКПС, 2005.
4. Вишняков С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. С. 38.
6. Концепция экспорта образовательных
услуг Российской Федерации на период 2011 2020 гг. URL: http:/Avww. russia.edu.ru/
information analit official 3 783
7. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: Экспериментальная учебная программа обучения разработчиков образовательных стандартов нового поколения под ред. д-ра пед. наук, проф. В. II. Байденко / Сер. «Экспериментальные образовательно-профессионачь-ные программы подготовки руководящих и научно-педагогических работников высших и других учебных заведений, участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС, 2007. 32 с.
8. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new Decade. Соттипщий of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009.