Научная статья на тему 'Методологические основы студентоцентированного подхода в образовании'

Методологические основы студентоцентированного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ОБЩЕМИРОВОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIVERSAL SOCIOCULTURAL SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоронько Любовь Яковлевна

В статье раскрывается образовательная система, которая характеризуется студентоцентрированным подходом, который предусматривает получение различных знаний по программам подготовки бакалавров и магистров с учетом личностного интереса каждого студента, его желания, возможности и времени. Сам процесс обучения становится более гибким, программы одного уровня дополняются программами другого уровня. Студент получает возможность выбора, получить степень бакалавра и закончить на этом свое образование, или продолжить обучение в магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the educational system that is characterized by the student-centered approach, which provides obtaining various knowledge on the programs of bachelor's and master's training taking into account the personal interest of each student, his desire, opportunity and time. The learning process becomes more flexible, programs of one level are supplemented by programs of a different level. The student gets a choice to get a bachelor's degree and finish his education on this, or continue his studies at the maste’s level.

Текст научной работы на тему «Методологические основы студентоцентированного подхода в образовании»

Хоронько Любовь Яковлевна

доктор педагогических наук, профессор Южный федеральный университет (г. Ростов -на-Дону, Российская Федерация)

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТУДЕНТОЦЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDENT-ASSESSED

APPROACH IN EDUCATION

В статье раскрывается образовательная система, которая характеризуется студентоцентрированным подходом, который предусматривает получение различных знаний по программам подготовки бакалавров и магистров с учетом личностного интереса каждого студента, его желания, возможности и времени. Сам процесс обучения становится более гибким, программы одного уровня дополняются программами другого уровня. Студент получает возможность выбора, получить степень бакалавра и закончить на этом свое образование, или продолжить обучение в магистратуре.

Ключевые слова: профессиональное образование, общемировое социокультурное пространство, образовательная политика, человеческий фактор, система высшего образования.

The article reveals the educational system that is characterized by the student-centered approach, which provides obtaining various knowledge on the programs of bachelor's and master's training taking into account the personal interest of each student, his desire, opportunity and time. The learning process becomes more flexible, programs of one level are supplemented by programs of a different level. The student gets a choice to get a bachelor's degree and finish his education on this, or continue his studies at the maste's level.

Key words: vocational education, universal sociocultural space, educational policy, human factor, higher education system.

Социокультурная динамика развития современного общества такова, что профессиональное образование уже не может предопределить деятельность человека на весь период его карьеры. И только через механизмы развития непрерывного образования, направленного на вовлечение личности в процесс постоянного повышения своей профессиональной компетентности, которая, по мнению многих ученых, выступает мощнейшим интегратором всех аналитических способностей, способностей синтезировать и осуществлять новые творческие задачи контекстуального характера. Непрерывное образование мотивирует личность быть в процессе самоопределения и самостроительства своей профессиональной траектории в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к быстрым изменениям в социальной сфере.

В современном профессиональном образовании в последнее время формируются и на практике реализуются стратегии, позволяющие говорить о

переходе системы высшего образования в новое качественное состояние. Интеграция современной России в общемировое социокультурное пространство обостряет проблему культурной самоидентификации общества. Образование, рассматриваемое в данном контексте как ведущий механизм аккумуляции и трансформации культурного опыта поколений, является одновременно и средством вхождения в мировое образовательное пространство, что выдвигает на первый план такие ценности в образовании, которые находятся вне любых корпоративных и узко личностных интересов.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

• ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

• переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

• возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения» [1, с.3-4].

Человеческий фактор становится главным в определении будущего страны в начале нового тысячелетия. Поэтому проблема человека породила принципиально новую ситуацию, превратившую образование в проблему. Это проблема не только нашей страны, но всего человечества и каждого человека. В связи с этим предпринимаются попытки преодолеть кризисные явления в образовании путем реформирования и поиска оптимальных принципов модернизации, подходов и путей к решению всего комплекса проблем, определяющих его стратегию развития.

Так, проведя исследования во многих странах мира, А. Инкелес дает свою инвариантную модель "современного человека", независимую от государственных границ. К характерным чертам современного человека он

относит: 1) открытость по отношению к экспериментированию; современный человек готов заниматься новыми видами деятельности или изобретать новые технологии производства; 2) расширение независимости от авторитетов; современный человек не контролируется родителями, племенными вождями или государями; 3) вера в науку; современный человек верит, что люди могут завоевать (овладеть) природу; 4) ориентация на мобильность; современный человек очень амбициозен, он стремится подниматься по социальной лестнице; 5) использование долговременного планирования; современный человек всегда планирует свою жизнь намного вперед и знает, что он должен завершить в следующие пять лет и т.д.; 6) активность в сфере публичной политической жизни; современный человек по своей воле выбирает ассоциации и принимает участие в жизни местного сообщества [2, с.17].

Российская система высшего образования встроена в мировую систему развития современного образования. Можно выделить следующие тенденции, характеризующие методологические основы современного образования в мире:

- фундаментализм образования;

- гуманизация и гуманитаризация образования;

- практикоориентированность образования;

- интеграция в мировое образовательное пространство;

- компетентностный подход;

- студентоцентрированный подход.

Современная система высшего образования - это высокотехнологичная система сопровождения образовательного процесса, с развитой инфраструктурой организации образовательного процесса, на основе ФГОСов содержание профессионального образования приведено в соответствие с требованиями всех заказчиков образования на личность специалиста, созданы условия для реализации электронных форм и технологий образования.

Система высшего образования должна обеспечить выпускникам систему интегрированных теоретических и практических знаний, умений и навыков, сформировать способность к социальной адаптации специалиста.

Это объясняет, почему необходимо внедрять инновационные технологии организации образовательного процесса в высшем образования, исходя из понимания построения профессионального образования как контекстного, а не как академического образования. Научить студентов находиться в парадигме не передачи готовых знаний, а в парадигме творческого процесса добывания этих знаний и их практического применения в различных профессиональных ситуаций. Современные методологи убеждают нас в понимании основных модернизационных процессов, направленных на обновления профессионального образования в современном мире, которые заключаются в понимании путей формирования у будущего специалиста деятельностной позиции, которая будет реализовывать алгоритм формирования профессионально компетентного

специалиста. Такой специалист будет владеть необходимым инструментарием целостного системного видения профессиональной деятельности, профессионального решения и стратегирования новых задач.

Специфика студентоцентрированного подхода состоит в том, что усваивается не готовое знание, которое было отобрано кем-то для усвоения, а студент сам выбирает те необходимые понятия, которые ему нужны для решения задачи. При такой организации образовательного процесса учебная деятельность приобретает либо исследовательский, либо практико-ориентированный характер, и сама может стать предметом усвоения нового знания.

При студентоцентрированном подходе можно снять противоречие, характеризующее традиционную «познавательную» парадигму образования, основанную на дидактической модели Г. Гербарта, базирующейся на передаче обучающимся социокультурных норм в ходе развития общественно-исторического опыта в виде социокультурных норм. Основная роль института образования в такой парадигме состоит в обеспечении необходимых организационно-педагогических условий, которые помогают превратить социальное сознание в индивидуальное.

В традиционной педагогике неоспоримым авторитетом характеризуется роль преподавателя как основного организатора и менеджера образовательного процесса. При технократическом подходе главным является идеология «культуры полезности», а не «культуры достоинства». Главной задачей педагога является не развитие системы убеждений и отношений, характеризующих личность, а формирование знаний, умений и навыков.

В условиях традиционного технократического подхода основные черты педагогического целеполагания выглядят следующим образом:

- цель: сформировать знания, умения, навыки, выполнить социальный заказ государства;

- механизмы: трансляция, репродукция;

- взаимодействие: отношение к обучаемому как к объекту педагогических воздействий.

И мы получаем результат такого образования, который сказывается во взаимном отчуждении педагогов и обучаемых. У педагогов будут развиваться характерные качества: менторство, внешний обвинительный стиль, позиция непререкаемого авторитета, «преподаватель всегда прав», которая разрушительно действует на педагога, с годами усиливая эффект «профессионального сгорания». Поэтому вполне объяснимо и закономерно наблюдается у студентов позиция пассивности, формализма в процессе обучения.

Таким образом, именно студентоцентрированный подход в образовании может обеспечить успешную адаптацию человека в современном мире, на рынке труда, в социальном сообществе.

Как нами было указано ранее, происходящее парадигмальное изменение образования обусловило переход к ориентированному на результаты студентоцентрированному подходу, в котором качество образования, соотносится с результатами обучения становятся главным итогом процесса образования для студента с позиции формирования у него соответствующих личностных и профессиональных компетенций, а не инструментарий методических приемов, используемых педагогами для достижения этих результатов.

Впервые студентоцентрированное обучение, базирующееся на результатах, было предложено для дальнейшей разработки методологии Болонского процесса в Лондонском Коммюнике 2007 года. В нем впервые было представлено понимание того, что традиционное обучение сфокусированы на преподавателе. Изменение фокуса связано с потребностью улучшения учебных программ, а также с признанием того факта, что более эффективные и разнообразные стили обучения идут на пользу студентам [3].

В Коммюнике также определены цели для вузов, участвующих в реализации Болонского процесса, которые включают: подготовку студентов для жизни как активных граждан в демократическом обществе и для их будущей карьеры, предоставление возможностей для их личного развития; создание и поддержание широкой, продвинутой базы знаний; стимулирование научных исследований и инноваций.

Результаты обучения вносят свой вклад в различные уровни и аспекты образования. Это не просто прием описания учебной программы, но и способ информирования о внешних опорных точках на региональном, национальном и международном уровнях. Юбилейная конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса прошла 28-29 апреля в Лёвене (Бельгия). Констатируется, что десять лет исполнилось с момента подписания Болонской декларации. За всю историю деятельности Европейского Союза не было столь масштабных инициатив, поддержанных 46 странами из 49, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию. В Коммюнике Конференции определены приоритеты для Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие, среди которых названо студентоцентрированное обучение. Отмечены важность образовательной миссии вузов и необходимость продолжения реформы учебных программ, направленных на улучшение результатов обучения. Обучение, ориентированное на студента, требует раскрытия возможностей каждого студента, новых подходов к преподаванию и обучению, эффективных структур поддержки и кураторства, ориентированных непосредственно на обучаемого во всех трех циклах. Таким образом, реформа учебных программ будет длительным процессом, который приведет к высококачественным и гибким формам образования с индивидуальным подходом к учащимся. Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями студенчества и работодателями будут улучшать результаты

обучения и совершенствовать международные ориентиры для растущего количества предметных областей [4].

В отчёте «Тенденции 2010: Десять лет перемен в Европейском Высшем Образовании» описаны следующие тенденции, связанные с введением студентоцентрированного обучения. В данном документе представлено развернутое описание: «студентоцентрированного обучения», в котором выделены следующие общие характеристики:

• происходит перенос акцента с преподавателя и того, что преподается, на то, что изучается;

• студентоцентрированный подход к обучению подразумевает иные отношения между преподавателем и учащимся, когда преподаватель становится наставником, ответственность за обучение является общей и обучение становится предметом договоренностей;

• используется индивидуальный подход к учащимся с учетом их происхождения, опыта, структуры восприятия, стиля обучения и учебных потребностей;

• учащиеся конструируют свое понимание путем проактивного обучения, роли, ориентированной на открытие, и рефлексии. Преподаватель формирует критическое мышление в ходе процесса обучения;

• часто делается акцент на междисциплинарности с целью усвоения общих навыков и знания более высокого уровня;

• учащийся участвует в определении того, что изучается;

• студентоцентрированное обучение фокусируется на конечных результатах, а не вводимых ресурсах;

• процесс обучения - это не только передача и воспроизводство знания. Речь также идет о более глубоком понимании и критическом мышлении (например, понимании пределов и условного характера знаний).

• оценивание, как правило, является формативным, обратная связь осуществляется непрерывно;

• студентоцентрированный подход облегчает разработку смешанных моделей обучения и признание предшествующего обучения, что идет во благо традиционным и нетрадиционным учащимся и обеспечивает необходимую гибкость для обучения на протяжении всей жизни» [5, с. 5556]. Студентоцентрированный подход свидетельствует о том, что будучи основополагающим принципом Болонского процесса в высшем образовании, предполагает смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания (как основной роли профессорско-преподавательского состава в «трансляции» знаний) на учение как активную образовательную деятельность студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / В.В. Краевский // Доклады 4-1 Всероссийской дистанционной

августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 авг. - 10 сент. 2002 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.eidos.ru/cond/2002.

2. Образование в современном мире. - М.: Педагогика, 2012.

3. Towards European Higher Education Area: Responding to Challenges in a Globalised World. London Communique, 2007.

4. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new Decade. Communiquй of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009.

5. Болонский процесс: итоги десятилетия / Под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Институт качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.