УДК 02 (063)
Г.А.Кузичкина, АМ.Мазурицкий, О.А.Калегина
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК БАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА
Проанализированы особенности студентоцентрированного образования и его возможности внедрения в подготовку библиотечно-информационных кадров. Охарактеризованы возможности применения индивидуальной траектории образования с учетом возможностей системы балльно-рейтинговой оценки уровня знаний студентов. Приведены данные опроса преподавателей и руководителей библиотечно-информационного образования относительно качества подготовки бакалавров по данному направлению.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, студентоцентрированное обучение, индивидуальная траектория обучения, балльно-рейтинговая оценка знаний
G.A. Kuzichkina, A.M. Mazuritsky, O.A. Kalegina INDIVIDUAL LEARNING PATH AS THE BASIS OF PROFESSIONAL CAREER AND PERSONAL DEVELOPMENT OF UNDERGRADUATE STUDENTS
The features of student-education and training opportunities in the implementation of library and information personnel. Characterized by the possibility of using individual learning paths based on system capacity point-rated level of knowledge of students. Presented data from a survey of teachers and managers of universities and information regarding the quality of education for bachelors in this direction.
Keywords: Library and Information Education, student-learning, individual learning paths, score-rating assessment of knowledge
Высшее образование как определенная социальная система несет в себе совокупность целей, ценностей и норм, которым должна соответствовать деятельность преподавателя и студента - основных субъектов образовательного процесса. Это соответствие необходимо, чтобы система высшего образования могла нормально функционировать и выполнять свое общественное назначение. На наших глазах вводится новая образовательная парадигма, складывается новая культура образования, одной из ключевых характеристик которой выступает студентоцентрированная направленность образовательного процесса [4]. Студентоцентрированное обучение - это основополагающий принцип болонских реформ. В новом подходе делается акцент на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса. Поэтому реформирование учебных программ должно обеспечить возможность высококачественных, гибких и индивидуализированных образовательных траекторий, отвечающих основной цели - самореализации личности в образовании и профессии.
В связи с этим существенно изменяются функции преподавателя: наряду с традиционной функцией передачи, трансляции некоторого объема знаний, возрастает значение функционирования педагога как руководителя и консультанта студента в процессе приобретения им компетенций, организации эффективных форм и методов работы с учебной информацией. Кроме того, нельзя не учитывать и изменение студенческого контингента. Нынешний студент - это совершенно иной субъект образовательной деятельности, нежели студент недавнего прошлого. Преобладающей мотивацией, побуждающей абитуриента к выбору той или иной специальности, становится прагматизм. Выбирают вуз не по призванию, а по наличию бюджетных мест, сравнительно низкой оплате за обучение, либо под воздействием моды на специальности. Не надо забывать и о том, что нынешние абитуриенты посылают результаты своего ЕГЭ сразу в несколько вузов. В этом случае речь идет уже не о призвании, а о том, каким вузом будут приняты результаты ЕГЭ. В вузы пришло новое поколение молодых людей, для большинства из которых этап получения высшего образования - это необходимая «площадка» для увеличения шансов успешного трудоустройства, причем совершенно не обязательно по избранной специальности. Именно заинтересованность в углублении профессионально значимых знаний, как правило, и отсутствует у большинства студентов. Причина - отсутствие профессионального интереса к выбранной специальности. Более того, по свидетельству исследователей учебного процесса высшей школы, выпускники школ приходят в вуз функционально неподготовленными. В частности, ухудшилась общая эрудиционная база личности, что ведет к непониманию вчерашним выпускником многих понятий, терминов, проявляется в неумении устанавливать логическую взаимосвязь между различными явлениями и ситуациями. Студенты не умеют конспектировать учебный материал (не говоря о записи лекций). Когда-то в журнале «Студенческий меридиан» дискутировался вопрос «успевает ли студент думать на лекции?». Тогда он звучал риторически, сейчас ответ может быть таким - да, но далеко не обязательно об учебе. Все это происходит на фоне катастрофического уровня снижения гуманитарного знания.
Следует учесть также, что большинство студентов дневного отделения начинают работать (подрабатывать) уже с первого-второго года обучения и не всегда по специальности. Часто эта работа сменная, ночная, требующая больших моральных и физических сил, что также должно учитываться при индивидуально выстраиваемой траектории обучения. Студент и преподаватель должны иметь желание и возможность для консультативных и контрольных мероприятий.
Мы всегда видели свою задачу в том, чтобы дать студенту определенные знания, которые в дальнейшем могут и должны использоваться им в будущей практической деятельности. В новых условиях объем наших задач не только возрастает, но и видоизменяется: в создании индивидуальной образовательной траектории появляется
еще один дополнительный компонент, который заключается в создании мотивации получения библиотечно-информационного образования именно для реализации в последующем полученных знаний в конкретной библиотечной практике.
Нам необходимо организовать процесс изучения самих наших студентов, их мотивацию получения знаний в области библиотечно-информационной деятельности, определить уровень их способностей и навыков к самостоятельной работе, то есть выявить конкретные личностные способности учащихся. Исходя из них, педагог и должен выбирать индивидуальные методы, приемы, способы, технологии для освоения преподаваемой дисциплины.
Таким образом, складывается сложнейшая ситуация, когда педагог должен одновременно обучать всех по-разному. Такая система может быть реализована только при соблюдении определенных условий. Первое из них заключается в создании несколько иного режима труда педагога, чем это было ранее. Требования Болонской системы предусматривают наличие большего свободного времени преподавателя для подготовки к учебному процессу и общения со студентами. Существующие же нормативы расчета педагогической нагрузки по-прежнему ориентированы на аудиторную работу как основную составляющую ее объем. Проведенное анкетирование преподавателей вузов отрасли позволило нам получить информацию о том, как изменилась аудиторная нагрузка педагогов в процессе внедрения нового стандарта. Только в одном вузе она осталась без изменений. В 9 вузах она выросла, причем увеличение доходит до тысячи часов, увеличиваются аудиторные часы и сокращаются часы на руководство самостоятельной работой [3].
Второе заключается в том, что большая часть педагогов практически не владеет современными технологиями выявления способностей и личностных качеств обучающихся. Наше преставление об этом базируется в основном на собственных наблюдениях, сформировавшихся в процессе многолетней преподавательской деятельности. Несомненно, остро стоит вопрос о возрождении системы повышения квалификации преподавателей. Преподавательскому корпусу нашей отрасли нужны методические консультации и практикум по освоению новых образовательных технологий, особенно - технологий педагогической диагностики, без которых невозможна реализация качественной подготовки выпускников.
Студентоцентризм, однако, предъявляет требования не только к педагогу, но и к студенту, особенно в отношении организации его самостоятельной работы. Разумеется, вуз должен создать условия для СРС. Необходимы соблюдение нормативных требований к балансу объема аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов, разработка графиков контроля СРС, внедрение электронных учебных ресурсов и т.п.
Большое внимание следует уделить и поддержке самостоятельности и активности студентов в овладении специальностью, совместной творческой работе над решением задач и проблем различного уровня сложности и практической значимости. Наиболее ярко данные аспекты проявляются в процессе выполнения курсовых и дипломных работ. Студент-исследователь не только изучает теорию вопросов, связанных с темой работы, но и непосредственно участвует в деятельности учреждений-баз исследования (библиотек, информационных служб, архивов, музеев и т.д.). Такой подход позволяет студенту уже в процессе учебы включиться в будущую профессиональную сферу, осознанно воспринять ее проблемы, определить для себя направление и место работы. Совместная научно-исследовательская деятельность педагога и студента формирует необходимую базу для развития креативности - особо ценного качества личности информационного профессионала. Креативные специалисты востребованы, ибо они обладают мобильностью, способностью к выработке нестандартного решения, предложению выхода из сложных ситуаций.
Для реализации индивидуальной образовательной траектории имеет большое значение введение балльно-рейтинговой (накопительной) системы как эффективного инструмента оценки результатов обучения. Балльно-рейтинговая система позволяет оценивать работу студента на протяжении всего семестра, а не только по итогам зачета или экзамена, как это было ранее. Она предусматривает введение системы текущего, рубежного и итогового контроля с четко обоснованными числовыми показателями. Данная система имеет целый ряд преимуществ. Исчезает элемент случайности и субъективизм в оценке знаний, появляются новые критерии оценки достижений каждого студента, и, что также немаловажно, уходит в прошлое так называемый «сессионный стресс». Кроме этого, возникает определенная состязательность между обучающимися. При определенной организации времени балльно-рейтинговые показатели может набирать студент, имеющий индивидуальный график обучения. Характерно, что наибольшее количество баллов студент получает не за формальное посещение занятий, а за глубокое усвоение предмета и качественное выполнение рубежных заданий. Балльно-рейтинговая система оценки знаний дисциплинирует и преподавателя, и студента, настраивает на индивидуализацию обучения, повышает ответственность за выработку профессиональных компетенций.
Однако при введении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов есть проблемы, заключающиеся, прежде всего, в противоречии между идеальными положительными моментами системы и ее реальным воплощением в условиях российского образования. Вопрос о реализации системы при существующей педагогической нагрузке является достаточно актуальным, что подтвердили результаты проведенного нами опроса [3]. Только в 4-х вузах из 20 опрошенных удается выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, поскольку у них небольшой контингент студентов. Вузам, внедряющим балльно-рейтинговую систему оценки уровня знаний, приходится одновременно работать с использованием традиционной, «пятибалльной», и новой системы. Безусловно, это раздражает и запутывает педагогов. Они не видят ее целесообразности и преимуществ. Только 6 вузов отметили ее внедрение как положительное. Интересно,
что ни один вуз не обозначил и ярко выраженного отрицательного отношения к новой системе оценки. 8 вузов посчитали эту систему дополнительной нагрузкой на педагога, причем неоплачиваемой. Безусловно, в существующем виде она трудоемка в реализации, и количество отчетных форм растет - как дополнительная нагрузка, требуется разработка соответствующих методических материалов по каждому курсу. Конечно, это свидетельствует об отсутствии внутренних механизмов полной реализации балльно-рейтинговой системы, и, в первую очередь, ее конечного результата влияния на активность обучающихся.
Говоря о формировании и развитии индивидуальной образовательной траектории, нельзя не затронуть вопрос о содержательных доминантах библиотечно-информационного образования, поскольку именно они определяют и направление, содержательное наполнение и результативность обучения. В задачи библиотечно-информационного образования входит подготовка специалистов для формирования кадрового потенциала информационного общества - профессиональных информационных посредников. Первая доминирующая составляющая библиотечно-информационного образования связана с основным объектом деятельности специалистов - документальными массивами, вторая относится к изучению человека как потребителя информации. Следовательно, результаты подготовки студента можно оценить по тому, насколько эффективно он усвоил теоретические положения (содержание) изученных дисциплин, а также - какие именно личностные качества и склонности он проявил в процессе практики. В процессе обучения в вузе с этой целью можно использовать разнообразные психолого-педагогические методы - наблюдение, опрос, моделирование проблемных ситуаций и т.п. Важно и обучение студентов методике критического самоанализа. И здесь мы выходим на возможность моделирования, подготовки «штучного специалиста»: рекомендовать ему трудоустройство на определенные должности библиотечно-информа-ционной сферы, преимущественно связанные с работой с документальными массивами информации, либо - ориентированные на коммуникацию с пользователями. Интересно, что и практикам узкая специализация / профилизация выпускника вуза уже не столь важна. Им требуется универсальный специалист, способный мобилизовать имеющиеся знания и готовый к дальнейшей профилизации на определенном рабочем месте. Такой подход - от универсальной базы к узкой специализации -хорошо согласуется со стратегией индивидуальной траектории развития личности.
Под влиянием динамичных изменений в образовательной деятельности происходит определенная трансформация во взглядах преподавателей на проблематику традиционных для нашего образования дисциплин, педагогические методики и технологии, их адаптацию к потребностям и задачам новой образовательной парадигмы. Понимание и освоение студентами реальных целей и задач будущей профессиональной деятельности неразрывно связано с установкой на личностный рост и саморазвитие, что согласуется с общемировыми тенденциями.
Литература
1.Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: БайденкоВ.И., Ворожейкина О.Л., Карачарова Е.Н., Селезнева НА, Тарасюк Л.Н. / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Байденко В.И. и д-ра тех. наук, проф. Селезневой НА. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. -С. 148.
2.Емельянова, Э.Л. Инновационные подходы в области обеспечения готовности студентов к академической мобильности // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С.77.
3.Мазурицкий, А.М. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования / А.М. Мазурицкий, Г.А. Кузичкина, О.А. Калегина // Науч. и техн. б-ки. - 2013. - № 10. - С. 5 - 14.
4.Проектирование Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 102 с.
1.Bolonskij process: Glossary (na osnove opyta monitoringovogo issledovanija) / Avt. sost.: BajdenkoV.I., Vorozhejkina O.L., Karacharova E.N., Selezneva N.A., Tarasjuk L.N. / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. Bajdenko V.I. i d-ra teh. nauk, prof. Seleznevoj N.A.. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2009. - S.148.
2.Emel'janova, Je.L. Innovacionnye podhody v oblasti obespechenija gotovnosti studentov k akademicheskoj mobil'nosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2011. - № 5. - S.77.
3.Mazurickij, A.M. Avtoportret sovremennogo vysshego bibliotechno-informacionnogo obrazovanija / A.M. Mazurickij, G.A. Kuzichkina, O.A. Kalegina // Nauch. i tehn. b-ki. - 2013. - № 10. - S. 5 - 14.
4.Proektirovanie Gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija novogo pokolenija: Metodicheskie rekomendacii. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. - 102 s.