Научная статья на тему 'Индивидуальная траектория обучения как база профессиональной карьеры и личностного развития студентабакалавра'

Индивидуальная траектория обучения как база профессиональной карьеры и личностного развития студентабакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION / INDIVIDUAL LEARNING PATHS / SCORE-RATING ASSESSMENT OF KNOWLEDGE / STUDENT-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузичкина Г. А., Мазурицкий А. М., Калегина О. А.

Проанализированы особенности студентоцентрированного образования и его возможности внедрения в подготовку библиотечно-информационных кадров. Охарактеризованы возможности применения индивидуальной траектории образования с учетом возможностей системы балльно-рейтинговой оценки уровня знаний студентов. Приведены данные опроса преподавателей и руководителей библиотечно-информационного образования относительно качества подготовки бакалавров по данному направлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузичкина Г. А., Мазурицкий А. М., Калегина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL LEARNING PATH AS THE BASIS OF PROFESSIONAL CAREER AND PERSONAL DEVELOPMENT OF UNDERGRADUATE STUDENTS

The features of student-education and training opportunities in the implementation of library and information personnel. Characterized by the possibility of using individual learning paths based on system capacity point-rated level of knowledge of students. Presented data from a survey of teachers and managers of universities and information regarding the quality of education for bachelors in this direction

Текст научной работы на тему «Индивидуальная траектория обучения как база профессиональной карьеры и личностного развития студентабакалавра»

УДК 02 (063)

Г.А.Кузичкина, АМ.Мазурицкий, О.А.Калегина

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК БАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА

Проанализированы особенности студентоцентрированного образования и его возможности внедрения в подготовку библиотечно-информационных кадров. Охарактеризованы возможности применения индивидуальной траектории образования с учетом возможностей системы балльно-рейтинговой оценки уровня знаний студентов. Приведены данные опроса преподавателей и руководителей библиотечно-информационного образования относительно качества подготовки бакалавров по данному направлению.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, студентоцентрированное обучение, индивидуальная траектория обучения, балльно-рейтинговая оценка знаний

G.A. Kuzichkina, A.M. Mazuritsky, O.A. Kalegina INDIVIDUAL LEARNING PATH AS THE BASIS OF PROFESSIONAL CAREER AND PERSONAL DEVELOPMENT OF UNDERGRADUATE STUDENTS

The features of student-education and training opportunities in the implementation of library and information personnel. Characterized by the possibility of using individual learning paths based on system capacity point-rated level of knowledge of students. Presented data from a survey of teachers and managers of universities and information regarding the quality of education for bachelors in this direction.

Keywords: Library and Information Education, student-learning, individual learning paths, score-rating assessment of knowledge

Высшее образование как определенная социальная система несет в себе совокупность целей, ценностей и норм, которым должна соответствовать деятельность преподавателя и студента - основных субъектов образовательного процесса. Это соответствие необходимо, чтобы система высшего образования могла нормально функционировать и выполнять свое общественное назначение. На наших глазах вводится новая образовательная парадигма, складывается новая культура образования, одной из ключевых характеристик которой выступает студентоцентрированная направленность образовательного процесса [4]. Студентоцентрированное обучение - это основополагающий принцип болонских реформ. В новом подходе делается акцент на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса. Поэтому реформирование учебных программ должно обеспечить возможность высококачественных, гибких и индивидуализированных образовательных траекторий, отвечающих основной цели - самореализации личности в образовании и профессии.

В связи с этим существенно изменяются функции преподавателя: наряду с традиционной функцией передачи, трансляции некоторого объема знаний, возрастает значение функционирования педагога как руководителя и консультанта студента в процессе приобретения им компетенций, организации эффективных форм и методов работы с учебной информацией. Кроме того, нельзя не учитывать и изменение студенческого контингента. Нынешний студент - это совершенно иной субъект образовательной деятельности, нежели студент недавнего прошлого. Преобладающей мотивацией, побуждающей абитуриента к выбору той или иной специальности, становится прагматизм. Выбирают вуз не по призванию, а по наличию бюджетных мест, сравнительно низкой оплате за обучение, либо под воздействием моды на специальности. Не надо забывать и о том, что нынешние абитуриенты посылают результаты своего ЕГЭ сразу в несколько вузов. В этом случае речь идет уже не о призвании, а о том, каким вузом будут приняты результаты ЕГЭ. В вузы пришло новое поколение молодых людей, для большинства из которых этап получения высшего образования - это необходимая «площадка» для увеличения шансов успешного трудоустройства, причем совершенно не обязательно по избранной специальности. Именно заинтересованность в углублении профессионально значимых знаний, как правило, и отсутствует у большинства студентов. Причина - отсутствие профессионального интереса к выбранной специальности. Более того, по свидетельству исследователей учебного процесса высшей школы, выпускники школ приходят в вуз функционально неподготовленными. В частности, ухудшилась общая эрудиционная база личности, что ведет к непониманию вчерашним выпускником многих понятий, терминов, проявляется в неумении устанавливать логическую взаимосвязь между различными явлениями и ситуациями. Студенты не умеют конспектировать учебный материал (не говоря о записи лекций). Когда-то в журнале «Студенческий меридиан» дискутировался вопрос «успевает ли студент думать на лекции?». Тогда он звучал риторически, сейчас ответ может быть таким - да, но далеко не обязательно об учебе. Все это происходит на фоне катастрофического уровня снижения гуманитарного знания.

Следует учесть также, что большинство студентов дневного отделения начинают работать (подрабатывать) уже с первого-второго года обучения и не всегда по специальности. Часто эта работа сменная, ночная, требующая больших моральных и физических сил, что также должно учитываться при индивидуально выстраиваемой траектории обучения. Студент и преподаватель должны иметь желание и возможность для консультативных и контрольных мероприятий.

Мы всегда видели свою задачу в том, чтобы дать студенту определенные знания, которые в дальнейшем могут и должны использоваться им в будущей практической деятельности. В новых условиях объем наших задач не только возрастает, но и видоизменяется: в создании индивидуальной образовательной траектории появляется

еще один дополнительный компонент, который заключается в создании мотивации получения библиотечно-информационного образования именно для реализации в последующем полученных знаний в конкретной библиотечной практике.

Нам необходимо организовать процесс изучения самих наших студентов, их мотивацию получения знаний в области библиотечно-информационной деятельности, определить уровень их способностей и навыков к самостоятельной работе, то есть выявить конкретные личностные способности учащихся. Исходя из них, педагог и должен выбирать индивидуальные методы, приемы, способы, технологии для освоения преподаваемой дисциплины.

Таким образом, складывается сложнейшая ситуация, когда педагог должен одновременно обучать всех по-разному. Такая система может быть реализована только при соблюдении определенных условий. Первое из них заключается в создании несколько иного режима труда педагога, чем это было ранее. Требования Болонской системы предусматривают наличие большего свободного времени преподавателя для подготовки к учебному процессу и общения со студентами. Существующие же нормативы расчета педагогической нагрузки по-прежнему ориентированы на аудиторную работу как основную составляющую ее объем. Проведенное анкетирование преподавателей вузов отрасли позволило нам получить информацию о том, как изменилась аудиторная нагрузка педагогов в процессе внедрения нового стандарта. Только в одном вузе она осталась без изменений. В 9 вузах она выросла, причем увеличение доходит до тысячи часов, увеличиваются аудиторные часы и сокращаются часы на руководство самостоятельной работой [3].

Второе заключается в том, что большая часть педагогов практически не владеет современными технологиями выявления способностей и личностных качеств обучающихся. Наше преставление об этом базируется в основном на собственных наблюдениях, сформировавшихся в процессе многолетней преподавательской деятельности. Несомненно, остро стоит вопрос о возрождении системы повышения квалификации преподавателей. Преподавательскому корпусу нашей отрасли нужны методические консультации и практикум по освоению новых образовательных технологий, особенно - технологий педагогической диагностики, без которых невозможна реализация качественной подготовки выпускников.

Студентоцентризм, однако, предъявляет требования не только к педагогу, но и к студенту, особенно в отношении организации его самостоятельной работы. Разумеется, вуз должен создать условия для СРС. Необходимы соблюдение нормативных требований к балансу объема аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов, разработка графиков контроля СРС, внедрение электронных учебных ресурсов и т.п.

Большое внимание следует уделить и поддержке самостоятельности и активности студентов в овладении специальностью, совместной творческой работе над решением задач и проблем различного уровня сложности и практической значимости. Наиболее ярко данные аспекты проявляются в процессе выполнения курсовых и дипломных работ. Студент-исследователь не только изучает теорию вопросов, связанных с темой работы, но и непосредственно участвует в деятельности учреждений-баз исследования (библиотек, информационных служб, архивов, музеев и т.д.). Такой подход позволяет студенту уже в процессе учебы включиться в будущую профессиональную сферу, осознанно воспринять ее проблемы, определить для себя направление и место работы. Совместная научно-исследовательская деятельность педагога и студента формирует необходимую базу для развития креативности - особо ценного качества личности информационного профессионала. Креативные специалисты востребованы, ибо они обладают мобильностью, способностью к выработке нестандартного решения, предложению выхода из сложных ситуаций.

Для реализации индивидуальной образовательной траектории имеет большое значение введение балльно-рейтинговой (накопительной) системы как эффективного инструмента оценки результатов обучения. Балльно-рейтинговая система позволяет оценивать работу студента на протяжении всего семестра, а не только по итогам зачета или экзамена, как это было ранее. Она предусматривает введение системы текущего, рубежного и итогового контроля с четко обоснованными числовыми показателями. Данная система имеет целый ряд преимуществ. Исчезает элемент случайности и субъективизм в оценке знаний, появляются новые критерии оценки достижений каждого студента, и, что также немаловажно, уходит в прошлое так называемый «сессионный стресс». Кроме этого, возникает определенная состязательность между обучающимися. При определенной организации времени балльно-рейтинговые показатели может набирать студент, имеющий индивидуальный график обучения. Характерно, что наибольшее количество баллов студент получает не за формальное посещение занятий, а за глубокое усвоение предмета и качественное выполнение рубежных заданий. Балльно-рейтинговая система оценки знаний дисциплинирует и преподавателя, и студента, настраивает на индивидуализацию обучения, повышает ответственность за выработку профессиональных компетенций.

Однако при введении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов есть проблемы, заключающиеся, прежде всего, в противоречии между идеальными положительными моментами системы и ее реальным воплощением в условиях российского образования. Вопрос о реализации системы при существующей педагогической нагрузке является достаточно актуальным, что подтвердили результаты проведенного нами опроса [3]. Только в 4-х вузах из 20 опрошенных удается выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, поскольку у них небольшой контингент студентов. Вузам, внедряющим балльно-рейтинговую систему оценки уровня знаний, приходится одновременно работать с использованием традиционной, «пятибалльной», и новой системы. Безусловно, это раздражает и запутывает педагогов. Они не видят ее целесообразности и преимуществ. Только 6 вузов отметили ее внедрение как положительное. Интересно,

что ни один вуз не обозначил и ярко выраженного отрицательного отношения к новой системе оценки. 8 вузов посчитали эту систему дополнительной нагрузкой на педагога, причем неоплачиваемой. Безусловно, в существующем виде она трудоемка в реализации, и количество отчетных форм растет - как дополнительная нагрузка, требуется разработка соответствующих методических материалов по каждому курсу. Конечно, это свидетельствует об отсутствии внутренних механизмов полной реализации балльно-рейтинговой системы, и, в первую очередь, ее конечного результата влияния на активность обучающихся.

Говоря о формировании и развитии индивидуальной образовательной траектории, нельзя не затронуть вопрос о содержательных доминантах библиотечно-информационного образования, поскольку именно они определяют и направление, содержательное наполнение и результативность обучения. В задачи библиотечно-информационного образования входит подготовка специалистов для формирования кадрового потенциала информационного общества - профессиональных информационных посредников. Первая доминирующая составляющая библиотечно-информационного образования связана с основным объектом деятельности специалистов - документальными массивами, вторая относится к изучению человека как потребителя информации. Следовательно, результаты подготовки студента можно оценить по тому, насколько эффективно он усвоил теоретические положения (содержание) изученных дисциплин, а также - какие именно личностные качества и склонности он проявил в процессе практики. В процессе обучения в вузе с этой целью можно использовать разнообразные психолого-педагогические методы - наблюдение, опрос, моделирование проблемных ситуаций и т.п. Важно и обучение студентов методике критического самоанализа. И здесь мы выходим на возможность моделирования, подготовки «штучного специалиста»: рекомендовать ему трудоустройство на определенные должности библиотечно-информа-ционной сферы, преимущественно связанные с работой с документальными массивами информации, либо - ориентированные на коммуникацию с пользователями. Интересно, что и практикам узкая специализация / профилизация выпускника вуза уже не столь важна. Им требуется универсальный специалист, способный мобилизовать имеющиеся знания и готовый к дальнейшей профилизации на определенном рабочем месте. Такой подход - от универсальной базы к узкой специализации -хорошо согласуется со стратегией индивидуальной траектории развития личности.

Под влиянием динамичных изменений в образовательной деятельности происходит определенная трансформация во взглядах преподавателей на проблематику традиционных для нашего образования дисциплин, педагогические методики и технологии, их адаптацию к потребностям и задачам новой образовательной парадигмы. Понимание и освоение студентами реальных целей и задач будущей профессиональной деятельности неразрывно связано с установкой на личностный рост и саморазвитие, что согласуется с общемировыми тенденциями.

Литература

1.Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: БайденкоВ.И., Ворожейкина О.Л., Карачарова Е.Н., Селезнева НА, Тарасюк Л.Н. / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Байденко В.И. и д-ра тех. наук, проф. Селезневой НА. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. -С. 148.

2.Емельянова, Э.Л. Инновационные подходы в области обеспечения готовности студентов к академической мобильности // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С.77.

3.Мазурицкий, А.М. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования / А.М. Мазурицкий, Г.А. Кузичкина, О.А. Калегина // Науч. и техн. б-ки. - 2013. - № 10. - С. 5 - 14.

4.Проектирование Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 102 с.

1.Bolonskij process: Glossary (na osnove opyta monitoringovogo issledovanija) / Avt. sost.: BajdenkoV.I., Vorozhejkina O.L., Karacharova E.N., Selezneva N.A., Tarasjuk L.N. / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. Bajdenko V.I. i d-ra teh. nauk, prof. Seleznevoj N.A.. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2009. - S.148.

2.Emel'janova, Je.L. Innovacionnye podhody v oblasti obespechenija gotovnosti studentov k akademicheskoj mobil'nosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2011. - № 5. - S.77.

3.Mazurickij, A.M. Avtoportret sovremennogo vysshego bibliotechno-informacionnogo obrazovanija / A.M. Mazurickij, G.A. Kuzichkina, O.A. Kalegina // Nauch. i tehn. b-ki. - 2013. - № 10. - S. 5 - 14.

4.Proektirovanie Gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija novogo pokolenija: Metodicheskie rekomendacii. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. - 102 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.