Научная статья на тему 'Потенциал библиотечно-информационного образования в условиях модернизации общедоступных библиотек'

Потенциал библиотечно-информационного образования в условиях модернизации общедоступных библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК / MODERNIZATION OF LIBRARIES / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING OF PERSONNEL / КАДРОВАЯ СИТУАЦИЯ / PERSONNEL SITUATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARD / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калегина О.А., Кузичкина Г.А., Кормишина Г.М.

Проанализированы проблемы модернизации библиотечно-информационного образования и библиотек в современной социально-экономической ситуации. Показаны возможности вузов культуры при разрешении кадровой ситуации в библиотеках. Охарактеризованы основные проблемы набора, подготовки и переподготовки библиотекарей в условиях болонского процесса. Проанализированы причины, влияющие на противоречия между вузами и библиотеками по вопросам обеспечения библиотек высококвалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF LIBRARY INFORMATION FORMATION IN CONDITIONS OF PUBLIC LIBRARIES MODERNIZATION

The problems of library and information education modernization and libraries in the modern social and economic situation are analyzed. The possibilities of higher educational institutions of culture in solving the personnel situation in libraries are analyzed. The main problems of hiring, training and retraining of librarians in the conditions of the Bologna process are described. The reasons that influence on the contradictions between universities and libraries in the preparation of highly qualified specialists are analyzed.

Текст научной работы на тему «Потенциал библиотечно-информационного образования в условиях модернизации общедоступных библиотек»

обеспечиваются социальными и экономическими механизмами, которые приводят к повышению качества предлагаемых культурных услуг. Важно отметить, что российские и зарубежные культурные связи обеспечивают не только развитие мышления молодежи, но и способствуют его обогащению в системе общечеловеческих универсальных ценностей. Достижения мировой цивилизации сегодня доступны всем слоям общества, а также способствуют укреплению мира на Земле.

Культура досуга личности связана со многими сложнейшими инновационными социально-культурными технологиями, которые особенно привлекают молодежь. В частности, шоу и анимация, которые связаны с новыми эстетическими формами презентации, новыми культурными императивами и новыми системами взаимодействия со зрителем. Зрелищность шоу, их финансовое и техническое обеспечение, идейная система, а также креативная форма сценарно-режиссерских постановок привлекают молодежь в силу мощного энергетического воздействия на психику и сознание. Кроме этого, сегодня очень популярны евент - технологии, которые связаны с локальными культурными мероприятиями и имеют очень узкие, корпоративные цели. Эти цели связаны с самопрезентацией, умением общаться с разными людьми, умением выдвигать новые идеи.

В.Е.Новаторов отмечает, что сегодня рыночная экономика определяет закономерности, противоречия и проблемы не только социально-культурной сферы, но и развития личности в целом. В его монографии «Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология» раскрыты основные противоречия в культурной жизни страны, системы приобщения молодежи к творчеству и культурному развитию, появление новых интегрированных форм организационных структур в социально-культурной сфере, внедрение маркетинговых технологий, применение российских моделей связей с общественностью, развитие рынков товаров культурного назначения [3].

Культура общества и культура мира - это понятия сопрягающие, но не однозначные. Общество живет по законам нормативов и положений, мир живет по законам творчества и созидания. Когда два этих направления гармонично взаимодействуют, это хорошо, когда творчество и созидание не укладывается в рамки документов и приказов министерств появляются проблемы, которые общество решает разными путями. Важно отметить тот факт, что культура досуга личности обеспечивается процессами общественной культурной интеграции творчества и государственного регулирования, поэтому многие системы досуга имеют очень весомый и серьезный показатель качества как предоставляемых услуг для молодежи, так и его результативности.

Литература

1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л., Фандрейзинг: привлечение средств на проекты в сфере культуры и образования: учебное пособие - СПб.: Издательство «Лань», 2010. - 288 с.

2. Ласкин А.А., Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность: монография / М.:Юнитина-Дана: Закон и право, 2014247 с.

3. Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология: учебное пособие / СПб.: Издательство «Планета музыки», 2015. - 384 с.

Referenses

1. Artemieva T.W., Tulchinsky G.L., Fundraising: raising funds for projects in the sphere of culture and éducation: textbook - SPb.: Publishing House «Doe», 2010. - p.288

2. Laskin A.A., Pedagogical regulation of professional reorientation of released specialists to socio-cultural activities: monograph / M.: Yunitina-Dana: Law and Right, 2014- p.247

3. Novatorov W.E. Socio-cultural marketing: history, theory, technology: textbook / SPb .: Publishing house "Planet of Music", 2015. - p.384

УДК 023

О.А.Калегина, Г.А.Кузичкина, Г.М.Кормишина

ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Проанализированы проблемы модернизации библиотечно-информационного образования и библиотек в современной социально-экономической ситуации. Показаны возможности вузов культуры при разрешении кадровой ситуации в библиотеках. Охарактеризованы основные проблемы набора, подготовки и переподготовки библиотекарей в условиях болонского процесса. Проанализированы причины, влияющие на противоречия между вузами и библиотеками по вопросам обеспечения библиотек высококвалифицированными специалистами.

Ключевые слова: модернизация библиотек, библиотечно-информационное образование, подготовка кадров, кадровая ситуация, профессиональный и образовательный стандарт, Болонский процесс.

Olga A. Kalegina, Galina A. Kuzichkina, Guzela M. Kormishina POTENTIAL OF LIBRARY INFORMATION FORMATION IN CONDITIONS OF PUBLIC LIBRARIES MODERNIZATION

The problems of library and information education modernization and libraries in the modern social and economic situation are analyzed. The possibilities of higher educational institutions of culture in solving the personnel situation in libraries are analyzed. The main problems of hiring, training and retraining of librarians in the conditions of the Bologna process are described. The reasons that influence on the contradictions between universities and libraries in the preparation of highly qualified specialists are analyzed.

Keywords: modernization of libraries, library and information education, training of personnel, personnel situation, professional and educational standard, Bologna process.

Библиотечно-информационное образование с момента его создания и на протяжении длительного периода ориентировалось на нужды библиотечной практики. Четкая система заказа, подготовки, распределения кадров позволила создать надежную систему обеспечения библиотек высококвалифицированными кадрами - от руководителей до рядовых сотрудников, успешно выполняющих задачи библиотек различных типов и видов. При этом наблюдалось четкая конгруэнтность теории и практики библиотечной деятельности, содержания подготовки и повышения квалификации кадров потребностям библиотек.

С девяностых годов XX века созданная система постепенно разрушалась. Под видом реорганизации, модернизации, деидеологизации в различных областях общественной жизни проводились реформы, в том числе в образовании и библиотечной деятельности, которые не привели в настоящее время к явным успехам. Последствиями неоднократных кризисов в экономике и социальной сфере с начала XXI века явилось недостаточное внимание со стороны государства к развитию образования и культуры, что не могло не сказаться на состоянии библиотечной отрасли и ее кадровом обеспечении.

Задачи сохранения и развития библиотек и вузов, обеспечивающих библиотеки кадрами, к сожалению, стали решаться в условиях разобщения. Вузы культуры испытывали сложности перехода на Болонскую систему, не учитывающую потребности практики. Болевыми точками вузовской системы стали демографическая «яма», введение ЕГЭ, проблемы популярности профессии, что привело к сокращению притока абитуриентов, и, как следствие, тотальному сокращению контингента обучающихся [1].

Сведенный до минимума контингент выпускаемых специалистов практически не попадал в библиотеки. Выпускники находили более высокооплачиваемую работу не по специальности. Это привело к старению кадров в библиотеках, сокращению числа специалистов с профильным образованием. Крайне негативно на качестве образования отразился перевод образования в сферу услуг. Так называемое «оказание образовательных услуг», в том числе, платных, в условиях формализации процесса обучения с оформлением огромного числа отчетных документов изменило учебный процесс, повлияло на качество обучения. Итогом реформ последних десятков лет в библиотечно-ин-формационном образовании стала реорганизация библиотечно-информационных факультетов, в основном заключающаяся в слиянии с факультетами социально-культурной деятельности.

Однако потенциал подготовки библиотечных кадров профильными кафедрами в вузах культуры не утерян, пройдя все сложности реформ, мы имеем возможность сосредоточиться на совместном с библиотеками решении проблем обеспечения высококомпетентными специалистами для новой, модернизированной библиотеки [2].

Отметим, что и пути модернизации библиотек в современных социально-экономических условиях не менее сложны и тернисты. Сегодня на первый план выходят конкурентоспособность, формирование рынка современных библиотечно-информационных услуг и их продвижение, внедрение новых информационных технологий, введение новых видов и форм обслуживания пользователей.

Библиотека как социальный институт видоизменилась по форме и содержанию, и процесс изменения, на наш взгляд, еще не завершен. Теоретики и практики активно определяют место библиотеки в современном обществе, желая актуализовать ее востребованность.

Например, ЕДЖабко отмечает, что соединение традиционной и электронной среды обусловило новые подходы к развитию и организации библиотечного обслуживания, его интеллектуализации. Даже в условиях возрастающей конкуренции в информационной сфере «потребности общества в информации, предоставляемой библиотеками, не только не уменьшаются, а, наоборот, возрастают», а «под воздействием усложнения содержания деятельности меняются квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам» [3, c.6-7]. В такой трактовке явно прослеживается доминирование информационной сущностной функции современной библиотеки,

и с этим согласны далеко не все теоретики и практики библиотечной деятельности.

Так, Т.Ф.Берестова считает: «Хотя библиотека, как и ряд других информационных институтов, является участницей инфопроцесса в фазе передачи информации, и ее сущностную функцию можно определить как коммуникационную, важно уточнить, что это функция документально-коммуникационная. Материальная основа документа не позволяет библиотеке наследовать такое качество информации, как «нетленность», т.к. с разрушением материальной основы фиксации информации для библиотеки и ее пользователей информация исчезает» [4, с179]. Производными от сущностной автор называет функции ретрасляционную, селективную, навигационную и другие, выполнение которых усиливает значимость социокультурной составляющей библиотечно-информационных учреждений в обществе. Особенно актуально это для общедоступных библиотек, в которых происходит сближение функционала информационных, образовательных и досуговых центров.

Именно позиции общедоступных библиотек в последнее время стали особенно уязвимы. Пока на разных уровнях дискутируется вопрос о том, «какие библиотеки нужны современному обществу?», ставится под сомнение их необходимость, идет активный процесс оптимизации системы общедоступных библиотек, преимущественно сводящийся к ее сокращению.

Библиотеки различных типов и видов в России есть и будут наиболее концентрированными и организованными источниками информации, доступными для всех пользователей. Они в состоянии смягчить диспропорции неравномерного развития информационной инфраструктуры, открыть жителям отдаленных районов, малообеспеченным слоям населения доступ к информационным сетям.

Вызовы времени выдвигают новые требования к библиотечному специалисту, и по этому вопросу также нет единого мнения. Современный прагматичный социум, ожидающий от библиотек качественных изменений, определяет и тенденции изменения статуса библиотечной профессии. К сожалению, наличие устойчивых социальных стереотипов о рутинности и бесперспективности библиотечной профессии, влияет на ее низкий престиж, что осложняет процесс набора абитуриентов в учебные заведения отрасли. Оценить социальную значимость нашей профессии и возможные варианты успешной самореализации в ее поле можно только «изнутри». Однако, по справедливому замечанию Е.Н.Гусевой, «меняется статус самой профессии: от её сакрализации или упрощения до обслуживающей функции постепенно приходит осознание, что библиотекари - это современные высококвалифицированные информационные работники. Но требования к тому, какими они должны быть, к сожалению, пока отсутствуют как у пользователей, так и у самих представителей отрасли»[5].

Положение осложняется ввиду отсутствия утвержденного отраслевого Профессионального стандарта - важнейшего системообразующего документа, основы для формирования штата библиотеки, для проведения профессиональной аттестации ее сотрудников. Именно Профессиональный стандарт, содержащий квалификационные требования, является основным ориентиром и для федеральных образовательных стандартов, и для проведения профессиональных аттестаций, одним из ведущих критериев которых является наличие специального, «библиотечного», образования у сотрудников библиотеки - это высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое] или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) [6].

Говоря о современных образовательных программах высшего библиотечно-информационного образования, отметим, что в последней модели стандарта обучения (так называемый ФГОС 3++, утвержденный в 2017 г.] указаны профессиональные стандарты отраслей деятельности, в которых имеет право реализоваться наш выпускник - это образование и наука, связь, информационные и коммуникационные технологии, административно-управленческая и офисная деятельность. Как видим - за нашим образованием признается широкое поле деятельности, не ограниченное исключительно библиотечной сферой, что и заложено в исходной концепции направления Библиотечно-информационная деятельность.

Нет единства и между профилями образовательной подготовки библиотечных специалистов, реализуемых в вузах, и должностями, включенными в Единый квалификационный справочник [7]. Если вузы предлагают профили, содержание которых связано с реалиями современной библиотечно-информационной деятельности (менеджмент, информационно-аналитическая деятельность, технология информационных ресурсов), то в справочнике указаны традиционные должности - библиотекарь и библиограф, а также - ряд должностей, связанных с хранением и реставрацией фондов. Это обстоятельство приводит к ощутимому разрыву между полученной

квалификацией и реальным наименованием должности. Выпускники вынуждены адаптироваться под штатные расписания, а принимающие их работодатели - проводить сопоставление сути профиля (специализации) и реально имеющимися должностями, понимая, например, что бакалавр, прошедший обучение по профилю «Информационно-аналитическая деятельность» - это библиограф, поскольку владение аналитическими технологиями и навыками анализа документальных массивов - обязательная составляющая библиографического труда. Но потенциал профиля подготовки, заложенный в образовательной программе, гораздо шире. Так возникает когнитивный диссонанс в умах и душах наших выпускников и работодателей. Одним из выходов в создавшейся ситуации может быть построение профессиограммы библиотечно-информационного специалиста с уточненными компетенциями.

Особенность требований к современному библиотекарю - это постоянное повышение эрудиции, квалификации. В процесс подготовки и переподготовки библиотечных специалистов включены самые разные учреждения - ссузы и вузы Министерства культуры, вузы Министерства образования, учебно-методические центры и курсы при библиотеках и др., однако целостная, единая система развития профессионального компонента отрасли отсутствует. В большинстве регионов страны при отраслевых вузах культуры созданы институты (факультеты) дополнительного профессионального образования, преимущества которых - высоквалифицированные преподаватели, материально-техническое обеспечение, надежность, выдача документов государственного образца, методическое и программное обеспечение.

В качестве примера можно привести организацию Институтом трансфера знаний Казанского государственного института культуры системы переподготовки кадров, курсов повышения квалификации по заказу районов Республики Татарстан. Эти занятия осуществляются частично дистанционно, или с выездом преподавателей на места. В этом случае в переподготовке участвуют большие группы библиотекарей - до 40 человек. Каждый год вуз осуществляет переподготовку в 2-3 районах Татарстана, заявки из районов уже поданы и на последующие годы. Например, в этом году проходили курсы по таким направлениям, как «Актуальные проблемы современной теории и практики библиотечного дела», «Информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса» (для школьных библиотекарей), «Современные технологии библиотечной, документационной и информационной деятельности».

Тематика курсов повышения квалификации формулируется с учетом пожеланий практиков. Так, в соответствии с запросами библиотек Татарстана, проводились занятия по темам «Инновационные подходы к индивидуальному и массовому обслуживанию читателей», «Облачные и мобильные технологии в библиотечно-информационном образовании», «Маркетинговый подход к организации деятельности библиотек», «Электронные документы: понятие, технологические особенности создания», «Нормативно-правовое сопровождение деятельности библиотек», «Институт бестселлера в продвижении массового чтения», «Валеологическое сопровождение библиотечно-информацион-ной деятельности».

Отметим, что именно отраслевые вузы проявляют наибольшую заинтересованность в решении данной проблемы: так, Санкт-Петербургский государственный институт культуры с 2004 г. проводит ежегодные научно-методические конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование», служащие средством обмена мнениями и опытом работы теоретиков и практиков, поиска общих путей развития.

Еще один вопрос, часто адресуемый отраслевому образованию, - это вопрос о содержании обучения. Следует понимать, что и среднее, и высшее образование - это база профессии. Нам близка точ-ка зрения профессора В.В.Брежневой, декана библиотечно-информационного факультета СПбГИК: «Система образования должна быть консервативной, давать не те знания и навыки, которые нужны здесь и сейчас, а умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет. В нашем образовании нужно сохранять широкую базовую подготовку, в первую очередь гуманитарную. Если из библиотечно-информационного образования убрать гуманитарную основу, то будет сложно требовать от библиотекаря высоких результатов. Нередко мы уходим в сторону других профессий и подстраиваемся под требования сегодняшнего дня. Тем не менее, базовые компетенции должны быть неизменны. Профессиональный библиотекарь должен уметь скомплектовать фонд, вести его обработку, каталогизацию, при этом не имеет значения - в традиционном или электронном виде. При этом нужно формировать маркетинговое мышление, потому что необходимо ориентироваться в сегодняшней очень динамично меняющейся ситуации» [8].

Современные ФГОС и основные образовательные программы дают определенную свободу в части формирования их содержания, в частности, их профилирования с учетом актуальных потребностей библиотек и в соответствии с законодательной и нормативно-регламентирующей базой библиотечной политики. Библиотекам требуется универсальный специалист, способный мобилизовать имеющиеся знания и готовый к профилизации на определенном рабочем месте. Такой подход - от универсальной базы к узкой специализации - и есть индивидуальная траектория развития личности. Вузы могли бы ее обеспечить через курсы дополнительной квалификации, переквалификации библиотечных специалистов.

Современная библиотечная практика изобилует примерами, когда более инициативными, креативными и ценными работниками являются не библиотекари «по диплому», а специалисты с иным базовым образованием. Это положение дел позволяет укрепиться мнению, что библиотечное образование совершенно необязательно для успешной профессиональной реализации в библиотеке. Пока недостаточно активно используются возможности магистерской подготовки как образовательного ресурса для получения профильного образования (по сути - второго высшего, но на бюджетной основе) для тех работников, которые нашли свое призвание в библиотеке, но закончили непрофильный вуз. Здесь возможна точечная подготовка специалистов, исходя из потребностей конкретных библиотек. Персонализация образовательной деятельности, на наш взгляд, является одним из важнейших условий внедрения новой образовательной системы и может оказать положительное воздействие на подготовку библиотечных кадров.

Что могут сделать и делают сегодня профильные вузы для библиотек?

Использовать преимущества Болонского процесса, которые, не сразу, но все-таки проявились. Это, прежде всего, практикоориентированность учебного процесса, учет непосредственного заказа с мест и усиление индивидуальной траектории обучения (особенно - при заочной подготовке в магистратуре). В новых ФГОС обязательным условием обучения является участие высококвалифицированных практиков, руководителей библиотек в учебном процессе и на выпускных экзаменах. Это способствует тесному контакту преподавателей и практиков при подготовке кадров, осознанному выбору места будущего работы для выпускников, формированию кадрового резерва.

Перспективы использования потенциала вузов в подготовке кадров для библиотек сегодня зависят от активной позиции и заинтересованности обеих сторон. Они проявляются в совместном осуществлении научных и образовательных проектов различного уровня в условиях более взвешенной государственной политики и поддержки. Прежде всего, необходимо утверждение профессионального стандарта на библиотечно-информационную деятельность. Только в этом случае возможна реальная корректировка подготовки кадров в соответствии с запросами практики. Глубокий и всесторонний анализ кадровой ситуации на местах (состояние по параметрам образования и возраста, наличие потребностей в кадрах в перспективе) позволит определить перспективу работы профильных кадров по заказу библиотек.

Решение обозначенных и многих других проблем должно быть очень быстрым, пока создаваемый десятилетиями опыт и потенциал вузов не потерян. Вузовским работникам, так же, как и библиотекарям, свойственно стремление к инноватике и быстрому реагированию на вызовы времени. Совместными усилиями мы сохраним библиотеки и библиотечно-информационное образование.

Литература

1. Мазурицкий, А.М., Кузичкина, Г.А., Калегина O.A. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования / / Науч. и техн. б-ки. - 2013. - № 10. - С. 5 - 14.

2. Мазурицкий А.М., Калегина O.A., Кузичкина Г.А. «Витязи на распутье»: Библиотеки и библиотечно-информационное образование в поисках вектора совместного развития / / Науч. и техн. б-ки. - 2017. - № 4. - С.61-76.

3. Жабко, Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика: моногр. СПб, 2006.

4. Берестова, Т.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты: моногр. Челябинск, 2004.

5. Гусева, Е. Библиотечное кредо: не просить, а предлагать / / Университетская книга. - 2016. - № 5. - С.42-47.

6. Бойкова, О.Ф. Аттестация работников библиотеки / / Университетская книга. - 2017. - № 9. - С. 30-37.

7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/747402

8. Брежнева, В.В. Библиотечное образование: состояние и перспективы // Университетская книга. - 2014. - № 7-8. - С.66.

References

1. Mazuritskiy, A.M., Kuzichkina, G.A., Kalegina O.A. Avtoportret sovremennogo vysshego bibliotechno-

informatsionnogo obrazovaniya / / Nauch. i tekhn. b-ki. - 2013. - № 10. - S. 5 - 14.

2. Mazuritskiy A.M., Kalegina O.A., Kuzichkina G.A. «Vityazi na rasput'ye»: Biblioteki i bibliotechno-informa-tsionnoye obrazovaniye v poiskakh vektora sovmestnogo razvitiya / // Nauch. i tekhn. b-ki. - 2017. - № 4. - S. 61-76.

3. Zhabko, Ye.D. Spravochno-bibliograficheskoye obsluzhivaniye v elektronnoy srede: teoriya i praktika: monogr. SPb, 2006.

4. Berestova, T.F. Obshchedostupnaya biblioteka kak chast' informatsionnogo prostranstva: teoretiko-metodo-logicheskiye aspekty: monogr. Chelyabinsk, 2004.

5. Guseva, Ye. Bibliotechnoye kredo: ne prosit', a predlagat' / / Universitetskaya kniga. - 2016. - № 5. - S.42-47.

6. Boykova, O.F. Attestatsiya rabotnikov biblioteki / / Universitetskaya kniga. - 2017. - № 9. - S. 30-37.

7. Yedinyy kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/747402

8. Brezhneva, V.V. Bibliotechnoye obrazovaniye: sostoyaniye i perspektivy / / Universitetskaya kniga. - 2014. - № 7-8. - S.66.

УДК 37:36:378

М.И.Васильковская

ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения студентов высшей школы основам волонтерской деятельности в реализации основных образовательных программ направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» в контексте требований современного рынка труда.

Ключевые слова: педагогика волонтерства, бакалавр, социально-культурная деятельность, компетенции, профессиональная подготовка.

Margarita I. Vasilkovskaya PEDAGOGY OF VOLUNTEERISM IN THE TRAINING BACHELORS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The article is devoted to actual problem of today the problem of teaching high school students the basics of volunteer activities in the implementation of basic educational programs in such direction of training as 51.03.03 «Socio-cultural activity» in the context of the modern labour market requirements.

Keywords: pedagogy of volunteerism, bachelor, socio-cultural activity, competencies, professional training.

Созидательной основой, объединяющим началом для всей нашей страны всегда были вера, духовность и культура. Они формируют сознание человека. Сегодня в нашу жизнь органично входят такие понятия, как историческая память и традиции, культурное достояние и нравственные ценности, которые в полной мере отражают общественный приоритет - потребность государства, общества в сохранении этих традиций и культурно-исторической памяти, а также обеспечение доступности высших достижений культуры для каждого жителя России.

Эти общественные и духовные приоритеты легли в основу концепции Государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной правительством Российской Федерации 29 февраля 2016 года, а так же, модельного закона о социально-культурной деятельности от 25 ноября 2016 года, принятым Межпарламентская Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств. Закон закрепляет правовые основы социально-культурной деятельности, регулирует отношения между ее участниками и направлен на защиту конституционного права каждого гражданина на участие в социально- культурной жизни.

Основные положения названных документов и стандартизация высшей школы определяют стратегию подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности.

В настоящее время выпускник по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должен в полной мере владеть знаниями о новых исследованиях в теории и практике социально-культурной деятельности, чтобы хорошо ориентироваться и четко знать тонкости профессии. Перед учреждениями высшего образования, а также перед преподавателями возникает проблема выбора образовательных технологий обучения, дающих возможность выпускникам готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической, педагогической, организационнно-управленческой, проектной, художественно-творческой; при этом формировать компетенции: универсальные, общепрофессиональные, профессиональные.

Перечисленные технологии должны быть направлены на развитие личности будущего специалиста, нацеленного на творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность в сфере социально-культурной деятельности.

Важное значение в подготовке будущих специалистов занимает практическая деятельность студента, поэтому важным аспектом подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности является развитие партнерских отношений между учреждениями высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.