Научная статья на тему 'Планирование и контроль самостоятельной работы студентов направления подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" при реализации образовательных стандартов нового поколения'

Планирование и контроль самостоятельной работы студентов направления подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" при реализации образовательных стандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ СА-МОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / STUDENTS' INDIVIDUAL WORK / E-LEARNING / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY / ASSESSMENTS TOOLS / TOOLS OF CONTROL FOR STUDENTS' INDIVIDUAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишова В.В., Огнева Э.Н.

Согласно тексту федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения по направлению «Библиотечно-информационная дея-тельность», самостоятельная работа в обучении современных студентов становится одной из важнейших составляющих учебного процесса. В статье раскрывается успешный авторский опыт планирования и контроля самостоятельной работы студентов профиля подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Представлен сопоставительный анализ форм организации самостоятельной работы, заявленных в рабочих программах дисциплин, и форм, реализуемых с помощью электронной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишова В.В., Огнева Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING AND CONTROL FOR “LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY” STUDENTS’ INDIVIDUAL WORK IN THE CONTEXT OF NEXT-GEN EDUCATIONAL STANDARDS

According to text of the brand new Russian Federal State Educational Standard of Higher Education for “Library and Information Activity”, educational direction, the students’ individ-ual work becomes one of the most important parts of pedagogical process. The authors of the article outline their own successful experiences in planning and control for educational profile “Computer-ized Librarian Systems Technologies” students’ individual work. The article gives a comparative analysis of students’ individual work forms pointed out in steering documents for the academic disci-plines and e-learning forms.

Текст научной работы на тему «Планирование и контроль самостоятельной работы студентов направления подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" при реализации образовательных стандартов нового поколения»

Раздел 3. Библиотечно-информационная деятельность...

УДК [023.5+002.6]:378.14:008(571.17)

В. В. Мишова, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

valeriya_mishova@mail.ru

Э. Н. Огнева, старший преподаватель Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

ella@kemguki.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Согласно тексту федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», самостоятельная работа в обучении современных студентов становится одной из важнейших составляющих учебного процесса. В статье раскрывается успешный авторский опыт планирования и контроля самостоятельной работы студентов профиля подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Представлен сопоставительный анализ форм организации самостоятельной работы, заявленных в рабочих программах дисциплин, и форм, реализуемых с помощью электронной образовательной среды.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, электронная образовательная среда, библиотечно-информационная деятельность, фонд оценочных средств, средства контроля самостоятельной работы.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения предполагают перераспределение доли часов, отводимых на усвоение учебного материала, в сторону увеличения самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студента становится одной из важнейших составляющих учебного процесса, которая способствует побуждению студента к познавательной деятельности, развитию творческого подхода к профессиональной деятельности и, как следствие, формирует способность решать нестандартные задачи научного и практического характера.

«Современный студент, обучающийся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», как будущий специалист должен уметь решать неординарные информационные задачи, профессионально осуществлять экспертно-консультационную, научно-исследовательскую, проектную и творческую деятельность» [1, с. 59]. Достижение выше сказанного возможно только при условии формирования навыков самостоятельной работы у студентов.

Так, в действующем в настоящее время ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» [2] представлен целый ряд общих компетенций, связанных со способностью к самообразованию и саморазвитию, которыми должен обладать будущий специалист, в частности:

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);

- готовностью к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ОПК-2);

- готовностью к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ОПК-5).

В Кемеровском государственном институте культуры при подготовке студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» профиля «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» особое внимание уделяется планированию самостоятельной работы студентов. Результаты планирования отражаются в учебном плане по данному направлению подготовки и в рабочих программах соответствующих дисциплин. Так, от общего

количества часов, отводимых на обучение студентов, на самостоятельную работу и контроль приходится 51 % для дневной и 90 % для заочной формы обучения.

Именно самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, и создает базу непрерывного образования в течение всей жизни. Для её успешного выполнения необходимы планирование и контроль как со стороны преподавателей, так и учебно-методических подразделений вуза.

Цели самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность» профилю «Технология автоматизированных библио-течно-информационных систем», состоят в следующем:

- обобщение и усвоение полученных знаний и умений по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов, сохранению документного наследия, формированию информационной культуры;

- углубление и расширение теоретических знаний в сфере библиотечно-информационной деятельности;

- формирование профессиональных компетенций, в том числе по проектированию, созданию и эффективной эксплуатации электронных информационных ресурсов;

- развитие познавательной деятельности в профессиональной деятельности;

- развитие самостоятельности, ответственности и самоорганизованности;

- формирование способностей к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию;

- формирование исследовательских навыков для реализации научно-исследовательской, информационно-аналитической и проектной деятельности.

Можно выделить два основных направления реализации самостоятельной работы студента в учебно-образовательном процессе: с использованием активных форм и интерактивных форм.

Активные формы организации самостоятельной работы предполагают непосредственное взаимодействие педагога со студентом. К этой группе можно отнести такие виды работ, как индивидуальное занятие, составление конспекта лекций, получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины, выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка научных докладов, рефератов, эссе и т. д.

Второе направление - это интерактивные формы самостоятельной работы, подразумевающие расширение участников процесса взаимодействия. В данном случае в организации самостоятельной работы могут принимать участие и взаимодействовать друг с другом не только преподаватель и студент, но и студенты между собой одновременно. В качестве примера интерактивных форм самостоятельной работы студентов можно отметить: проектную деятельность, анализ деловых ситуаций (мини-кейсов), выступление на конференции, творческие задания, комплексные задания и т. д.

Анализ рабочих учебных программ дисциплин по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профиля «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» позволил выявить, что преподаватели применяют различные виды как активных, так и интерактивных форм самостоятельной работы студентов. На рис. 1 представлены наиболее часто используемые виды самостоятельной работы студентов.

Как показал анализ рабочих программ дисциплин, основная часть видов самостоятельной работы, используемых при обучении студентов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», направлена на развитие исследовательских и творческих навыков студентов, которые особо актуальны для специалистов, занимающихся информационно-аналитической деятельностью.

Одним из важнейших условий эффективности самостоятельной работы студентов является её контроль. В рабочих программах дисциплин, разрабатываемых преподавателями кафедры технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского государственного института культуры, особое место отводится оценочным средствам контроля не только аудиторной, но и самостоятельной работы студентов. Это помогает студентам иметь четкое представление о реализуемой системе контроля самостоятельной работы на всем протяжении обучения в вузе.

Раздел 3. Библиотечно-информационная деятельность.

100 80 60 40 20

контрольная проектная реферат работа деятельность

доклад

мини-кеис

Рис. 1 - Гистограмма частоты использования видов самостоятельной работы при обучении студентов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»

Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов обучения с запланированными и установление их соответствия нормам, стандартам [3, с. 122].

Сущность контроля самостоятельной работы студентов по направлению подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность» профилю «Технология автоматизированных библио-течно-информационных систем» состоит в получении обратной связи от студентов для выявления возможных проблем и последующей корректировки дальнейшего процесса обучения с целью повышения качества обучения.

Отдельно следует отметить балльно-рейтинговый контроль как способ оценки деятельности студента в количественной форме, применяемый во многих вузах. Балльно-рейтинговый контроль является основой при организации контроля самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды (ЭОС). В соответствии с новыми требованиями ЭОС является обязательной для реализации образовательной деятельности вуза. Так, в Кемеровском государственном институте культуры ЭОС успешно функционирует с 2011 года. Использование электронной образовательной среды позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.

Анализ фонда оценочных средств дисциплин, представленных в ЭОС по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профиля «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», позволил провести сопоставительный анализ форм самостоятельной работы студентов с формами, заявленными в рабочих программах дисциплин (рис. 2).

100

80

60

40

20

Рис. 2 - Гистограмма соотношения частоты использования различных видов самостоятельной работы, заявленных в РПД и оцениваемых в ЭОС при обучении студентов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»

0

59575257

Таким образом, электронная образовательная среда позволяет организовать процесс контроля прозрачным, позволяющим студенту получить объективные сведения о результатах освоения им образовательной программы.

Одной из значимых компетенций для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профилю «Технология автоматизированных биб-лиотечно-информационных систем», является способность к коммуникации в устной форме для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6). В этой связи хотелось бы отметить, что не все виды самостоятельной деятельности возможно организовать и оценить посредством электронных средств.

Целый ряд видов самостоятельной работы требуют непосредственного личного контакта студента с педагогом, при этом мастерство и талант педагога играют значительную роль в развитии личности студента.

Резюмируя, отметим, что преподавателю при планировании самостоятельной работы студентов следует уделить особое внимание определению целей СРС, выбору форм самостоятельной работы, соответствующих этим целям, а также для того, чтобы самостоятельная работа была наиболее результативна и эффективна, необходимо подобрать соответствующие методы и инструменты её контроля.

Список литературы

1. Мишова, В. В. Библиотечно-информационная деятельность как объект профессионального самоопределения старшеклассников / В. В. Мишова, Э. Н. Огнева // Библиосфера. - 2017. - № 1. -С. 58-62.

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51. 03. 06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) : приказ Мин-ва образования науки Российской Федерации от 11 авг. 2016 г. № 1001 [Электронный ресурс] / Портал Федерал. гос. образоват. стандартов высшего образования. -Москва, 2018. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (дата обращения: 20.04.2018).

3. Дыбина, О. В. Контроль самостоятельной работы студентов в вузе / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина // Теория и практика общественного развития. 2015. - № 4. - С. 122-129.

Valeria V. Mishova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

valeriya_mishova@mail.ru

Ella N. Ogneva, Senior Lecturer Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

ella@kemguki.ru

PLANNING AND CONTROL FOR "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY' STUDENTS' INDIVIDUAL WORK IN THE CONTEXT OF NEXT-GEN EDUCATIONAL STANDARDS

Abstract. According to text of the brand new Russian Federal State Educational Standard of Higher Education for "Library and Information Activity, educational direction, the students' individual work becomes one of the most important parts of pedagogical process. The authors of the article outline their own successful experiences in planning and control for educational profile "Computerized Librarian Systems Technologies" students' individual work. The article gives a comparative analysis of students' individual work forms pointed out in steering documents for the academic disc i-plines and e-learning forms.

Keywords: students ' individual work, e-learning, library and information activity, assessments tools, tools of control for students' individual work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.