УДК 371.159
В.Е.Мельников
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
The paper reveals the processes occuring in the system of higher vocational education undergoing modernization. The influence of the Bologna process on technological education of students at the universities is shown. The main tasks and stages of transition to the two-level system of training of technological bachelors are represented.
Объективная необходимость модернизации технологической подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования России возникла в конце 90-х годов ХХ в. Это было обусловлено рядом факторов, среди которых наиболее влиятельными были новые экономические отношения в обществе и интеграционные процессы, происходящие в российском образовании. Сказались и появление новых информационно-коммуникационных технологий, скорость накопления и передачи знаний, глобализация мировых экономических и информационных процессов [1]. Эти процессы активизировались в условиях формирования «постиндустриального общества», становление которого обусловлено повышением значимости знаний и информации как источника социального прогресса и в перспективе переходом к обществу информационному. Совершенно очевидно, что будущее за теми странами, которые смогут превзойти других в освоении новых знаний, научных достижений и трансформации их в современные технологии и продукцию.
Интеграция России в общеевропейские и мировые образовательные сообщества заставляет перестраиваться, пересматривать некоторые ориентиры в жизни страны. Присоединение России (в сентябре 2003 г.) к Болонскому процессу, объединяющему крупнейшие вузы Европы*, требует реформирования системы высшего профессионального образования.
В концепции развития образования до 2010 г. Министерство образования и науки выделило четыре основных приоритетных направления развития в сфере образования Российской Федерации. Это формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества образования, создание равных стартовых возможностей и роста доступности качественного образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Современный этап модернизации выс-
* Болонская декларация была подписана в июне 1999 г. К ней присоединились 40 стран, такие, как Австрия, Дания, Германия, Финляндия и др. В Болонском процессе участвует уже более 1100 высших учебных заведений во всем мире.
шего образования, являясь важнейшим звеном социальной политики Российского государства, характеризуется процессом смены образовательных парадигм. Поэтому стратегия развития высшего профессионального образования в своем дальнейшем развитии должна учитывать, с одной стороны, глобальные тенденции развития образования, и с другой, — национальные образовательные традиции, сложившиеся в России.
Процесс глобализации охватывает все большее количество стран и становится очевидным, что в образовании этот процесс доминирует. Это сегодня называют началом новой формы «товаризации» высшего образования. Современная образовательная индустрия имеет весьма широкий и привлекательный спектр образовательных услуг, особенно в специальностях языкознания и информационных технологий. Все это расширяет возможности для внедрения инноваций и интеграции российского высшего образования в открытое образовательное пространство.
Глобальные тенденции развития высшего российского образования проявляются прежде всего в широкой диверсификации моделей высшего образования наряду с формами и критериями набора абитуриентов. При этом высшее образование в нарастающей мере становится многовариантным, многообразным, многомодельным. Важное значение придается усилению роли понимания, интерпретации, сохранения, развития и распространения национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия. Значимым также будет переход к парадигме «высшее образование на протяжении всей жизни». Требуется достижение сбалансированности когнитивного освоения обучающимися учебных дисциплин и овладения навыками (компетентностью) в сфере коммуникации, творческого и критического анализа, коллективного труда в многокультурном контексте. Необходимо реализовать растущее осознание междисциплинарных и трансдисциплинарных образовательных программ, подходов, методов преподавания и проведения исследований. Требуется усиление внимания к подготовке специалистов в новых профессиональных технологических и управленческих областях и в новых условиях, порожденных глобализацией и регионализацией экономики. Особое внимание нужно уделить внедрению модульных учебных программ в качестве организационных рамок для обучения и преподавания, которые требуют совершенствования системы учебного консультирования [2].
Реализация идей Болонского процесса в российском образовании активизирует структурные перестройки, которые предусматривают реформирование национальных систем высшего образования, изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях. Ключевыми положениями Болонской декларации являются качество образования; релевантность европейскому рынку труда; мобильность студентов и преподавателей; совместимые квалификации на вузовском и послевузовском уровнях.
В рамках Болонского соглашения важнейшим принципом модернизации высшего образования будет создание к 2010 г. европейского образовательного пространства с тем, чтобы усилить мобильность обучающихся и повысить конкурентоспособность высшей школы. Для этого в первую очередь необходимо реализовать двухступенчатую структуру высшего образования, используя единую систему кредитных единиц. Интеграция многоуровневого высшего образования в единой структуре является оптимальной стратегией становления и развития вузов России. Для перехода на формат многоуровневой системы подготовки в рамках Болонского процесса (модель 4 + 2) необходимо трансформировать существующие учебные программы, чтобы они были реально сопоставимы с программами зарубежных университетов.
От уровня технологического развития страны сегодня зависит не только ее экономическое благополучие и уровень жизни населения, но и авторитет этой страны в мировом сообществе, возможность интеграции с другими государствами. Следует отметить, что уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется сегодня не столько развитием ее промышленности, сколько уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, новые технологии. Все это в свою очередь самым тесным образом связано с уровнем технологического образования подрастающего поколения. Технологически образовать молодых людей — значит в интересах молодежи, а также общества, государства сформировать у них жизненно важные технико-технологические понятия, знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение. Без этих качеств невозможно полноценное становление личности, ее социализация, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, экономический и социальный прогресс страны [3].
Таким образом, высшее технологическое образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущего педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности и нести ответственность за ее результаты. Бакалавр технологического образования все в большей степени рассматривается как выразитель активного инновационного реагирования на конкретные ситуационные свойства взаимодействия участников образовательного процесса.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Технологическое образование» содержание подготовки бакалавров включает в себя образовательные программы, направленные на удовлетворение студентом своих потребностей в высшем технологическом образовании.
Процессуальная составляющая подготовки бакалавра технологического образования предполагает
прежде всего его активную субъектную позицию в обучении, выбор и конструирование индивидуальных образовательных траекторий, создание условий для формирования профессиональной компетенции в широком контексте социально-экономических и культурных изменений.
В соответствии с концепцией Болонской декларации программа подготовки бакалавров технологического образования направлена на получение студентами базового высшего образования, а программа магистратуры — на овладение специализированными знаниями и профессиональными навыками. Данная система обучения «бакалавр-магистр» в большей степени соответствует характеру современного высшего технологического образования, основной целью которого является подготовка широко образованных людей, готовых работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предлагать новые идеи и решения технологических проблем. Двухуровневая система позволяет студентам уже на младших курсах сосредоточиться на приобретении общих знаний в области фундаментальных дисциплин, овладеть методами и технологиями проведения исследований, проявить свои способности и индивидуальные интересы.
Новые требования к содержательной подготовке современных бакалавров технологического образования прежде всего могут быть реализованы на основе совершенствования образовательных стандартов и учебных планов. Основным принципом их построения должна быть свобода студентов в выборе дисциплин. Расширение элективности позволит сопрягать представление широкой палитры различных дисциплин с уменьшением аудиторной нагрузки. Главной задачей при этом является развитие у студентов способности самостоятельно мыслить, само-обучаться, заниматься научной работой.
Таким образом, обновление профессиональнопедагогической подготовки будущего бакалавра технологического образования в рамках Болонского процесса требует иного подхода не только к отбору и структурированию содержания обучения, но и к созданию условий, в которых происходит развитие личности студента.
В связи с этим предлагается выбрать в качестве ведущей идеи для подготовки бакалавра технологического образования интеграционный подход, обеспечивающий повышение качества подготовки студента и становление его общей и технологической культуры.
Основным фактором, препятствующим решению этой задачи, является предметная разобщенность, которая порождает фрагментарность мировоззрения бакалавра технологического образования. Слабая связь предметов друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у бакалавров целостной системы знаний, препятствуют качеству образования.
Использования интеграционного подхода позволяет нивелировать такие явления в образовании. Интеграция выступает в качестве функционального условия существования и равновесия системы, а также механизма ее развития.
Для реализации интеграционного подхода в обучении бакалавров технологического образования выдвигается идея синтеза ведущих технологических и методико-педагогических концепций как одного из способов разрешения противоречий современной системы образования.
Интеграционные процессы в высшем образовании связаны прежде всего с необходимостью предоставления максимальных возможностей студентам в получении интегративного образования, обеспечивающего их быстрое вхождение в будущую профессию и успешную социализацию.
Можно выделить следующие ведущие направления интеграции педагогических и технологических знаний в подготовке бакалавров:
— науковедческое: взаимодействие педагогического и технологического знания в понятийнокатегориальном аппарате дисциплин (технология, педагогика, психология, техническая дидактика, информационная технология и т.п.), стягивающем в едином гносеологическом поле все линии синтеза, имеющие место в содержании данных дисциплин;
— структурно-морфологическое: взаимодействие педагогического, технологического и технического знания в процессе обучения;
— технологическое: взаимодействие педагогического и технологического знания на основе новых информационных технологий;
— содержательное: использование технологического знания как образовательного компонента; в этом случае отношения между педагогическим и технологическим знанием строятся по схеме «цель — содержание», где роль цели играет педагогическое знание, а содержания — технологическое знание.
Названные направления позволяют спроектировать структуру и содержание подготовки будущего преподавателя. Она интегрирует все элементы профессионально-педагогической подготовки студента: технические, технологические, педагогические, социологические, культурологические знания и т.д. Интеграционные связи позволяют глубже и с разных сторон изучать технологические системы, анализировать педагогические, психологические явления, ситуации и принимать компетентные решения.
Для обеспечения реализации интеграционной модели технологического образования необходимо:
— разработать и внедрить методологический, целостный и интеграционный подходы в обучении;
— создать условия развития свободной, творчески мыслящей личности;
— обеспечить личностно-ориентированный разноуровневый подход к обучению;
— сформировать потребность в постоянном и непрерывном самообразовании;
— обеспечить свободный доступ студента к любой жизненно важной для него информации;
— обеспечить доступ к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровней без каких-либо ограничений.
Методологической основой разработанной модели являются теория целостного процесса интегра-
ции педагогической, методической, специальной подготовки, направленной на повышение мотивации к педагогической деятельности и самосовершенствованию личности бакалавра технологического образования, а также принципы, средства и формы, адекватно отображающие объективные закономерности образовательного процесса в вузе.
Единство всех аспектов интеграционной модели обучения бакалавров технологического образования должно обеспечить повышение качества профессиональной подготовки, что будет выражаться в динамике развития у студентов педагогического мышления, педагогической рефлексии, в становлении педагогической направленности, в выработке умений педагогического целеполагания.
В настоящее время уже осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки педагогов
технологического образования. Основной проблемой при этом является внедрение в систему подготовки бакалавров интегративных процессов, предусматривающих разработку новых образовательных программ учебных курсов на основе модульного подхода. Реализация новой интеграционной модели высшего технологического образования позволит выпускникам стать более мобильными и конкурентоспособными, в том числе и на европейском рынке труда.
1. Макбурни Грант // Высшее образование сегодня. 2001. №1. С.46-55.
2. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра / Под общ. ред. В.И.Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества, 2001. 206 с.
3. Кожина О.А., Огородников Ю.А. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №5. С.27-30.