Научная статья на тему 'Государственная политика России в области среднего художественного образования: основные этапы и тенденции развития. 1991-2005 гг'

Государственная политика России в области среднего художественного образования: основные этапы и тенденции развития. 1991-2005 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России в области среднего художественного образования: основные этапы и тенденции развития. 1991-2005 гг»

мацевтического образования как звена системы непрерывного образования России; обеспечение функционирования и развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования в интересах личности и общества; обеспечение уровня и качества среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с перспективами развития здравоохранения и медицинской науки.

В 2002 г. Минздравом России была утверждена Концепция кадровой политики, определившая задачи совершенствования системы планирования подготовки и использования кадровых ресурсов.

Развитие высшего и среднего фармацевтического образования в 2000-е гг. стимулировалось расширением аптечной сети и появлением новых торговых и производственных фармацевтических предприятий.

В фармацевтических колледжах в 2000-е гг. было модернизировано содержания образования, осуществлялось внедрение информационных технологий, вводились новые предметы и курсы, соответствовавшие ситуации на региональном рынке фармацевтических услуг. Так, в Московском фармацевтическом училище № 10 было введено преподавание дисциплин регионального компонента и дисциплин по выбору: «Проблемы фармацевтического производства готовых лекарственных форм», «Клиническая фармакология», «Биохимия», «Гомеопатические лекарственные средства», «Косметические лекарственные препараты», «Лекарственные средства растительного происхождения», «Проблемы биоэтики».

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием до уровня старших фармацевтов стала осуществляться Нижегородским медицинским колледжем, Свердловским областным фармацевтическим колледжем и др. При фармацевтических колледжах начали действовать отделения повышения квалификации, комиссии по аттестации фармацевтических работников.

Наряду с подготовкой будущих фармацевтов к деятельности в условиях рынка, большее внимание в среднем фармацевтическом образовании стало уделяться социально-профессиональной ориентации студентов, вопросам профессиональной этики. Изучение сестринского дела, медтехники, фармакологии стало дополняться знаниями и представлениями о социальной роли медицинского работ-

ника, подготовкой в области информационных технологий, управления, а также широкого круга проблем, связанных со здоровьем населения, в том числе, вопросов экологии и охраны окружающей среды. Так, Волгоградский медико-экологический техникум реализует образовательные программы по специальностям «фармация», «технология продукции общественного питания», «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Медицинские и фармацевтические ссузы занимают активную позицию на региональных рынках образовательных услуг и в сообществах деятелей среднего профессионального образования [4].

Таким образом, среднее фармацевтическое образование является одним из перспективных и динамично развивающихся образовательных направлений среднего медицинского образования. Его востребованность на современном российском рынке труда соответствует растущей социальной роли среднего медицинского работника [5], задачам реализации государственной образовательной и молодежной политики, национального проекта «Здравоохранение».

Литература

1. Попов В.П. Государственная политика в области среднего профессионального образования России в конце 1990-х - 2000-е гг.: стратегия и результаты // Преподаватель XXI век. - М., 2007. - № 2.

2. Решение Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности 19 декабря 2006 года // http://www.vrosmp.rU/mission/8/.

3. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации. - М., 2000.

4. Попов В.П., Зюлин В.В. О работе совета директоров ссузов Волгоградской области: история, практический опыт, перспективы развития //Волгоградский технологический колледж: Сборник статей. - Волгоград, 2007. -Вып.11.; Специалист. - М., 2005. - № 9.

5. О постановлении II Всероссийского съезда средних медицинских работников: Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 декабря 2004 г. - N 1417-ВС.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. 1991-2005 ГГ. М.В. Потехина, Российский государственный университет туризма и сервиса

Российская Федерация унаследовала от СССР уникальную систему художественного образования, получившую мировое признание. Причем высокий престиж имели не только Академия художеств или Московская консерватория, но и средние специальные учебные заведения. Изделия прикладного искусства, создававшиеся мастерами - выпускниками художественно-промышленных училищ имели спрос на внутреннем и международном рынке произведений искусства. Высокого уровня достигла теория и практика педагогики художественного образования [1].

Задачи сохранения и развития этой системы, включая среднюю профессиональную художественную школу, стали частью российской образовательной и культурной политики конца ХХ - начала XXI века.

В начале 1990-х гг. сфера среднего профессионального образования культуры и искусства находилась в сложном положении [2]. Выпускники художественно -промышленных и художественных училищ, технологических техникумов в условиях социально-экономического кризиса испытывали трудности при трудоустройстве. Некоторые народные художественные промыслы, не имевшие налаженной инфраструктуры производства изделий и их реализации, в течение 1990-х гг. практически угасли.

Среди них киришское кружевоплетение в Ленинградской области, вятское кружевоплетение в Кировской области, хлудневская глиняная игрушка, и др. Соответственно прервались и линии передачи мастерства и уникальных технологий [3].

Руководство страны предприняло ряд законодательных мер по спасению народных художественных промыслов и поддержке их учебных заведений. Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года народный промысел лаковой росписи поселка Жостово Мытищинского района Московской области был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 6 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах», предусматривающий развитие программ подготовки профессиональных кадров.

В 1990-х гг. была осуществлена реформа управления среднего художественного образования, связанная с общим реформированием образовательной системы [4]. В 1993 г. среднее профессиональное образование как образовательный уровень было передано в Госкомвуз России. Начался переход в образовательное ведомство ссузов из отраслевых министерств, в том числе, технологических техникумов и колледжей Министерства бытового обслу-

живания, которые готовили кадры по художественным специальностям - модельеров, стилистов, фотохудожников и пр. Постановлением Правительства РФ от 23 марта 1996 г. № 330 ссузы бывшего Министерства местной промышленности РСФСР, готовившие кадры для народных художественных промыслов, были переданы в ведение Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и частично Министерства культуры РФ.

В 1990-е - 2000-е гг. была существенно обновлена учебно-методическая база среднего профессионального образования, в том числе, разработаны и утверждены новые стандарты специальностей высшего и среднего специального образования, разработаны в соответствии с ними новые программы обучения. В частности, приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования» была утверждена специальность 0514 Дизайн (по отраслям) и 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. 16 апреля 2004 г. был утвержден ГОС СПО по специальности 0514 Дизайн.

Бывшие училища культуры реорганизовывались в училища и колледжи культуры и искусств с более широким спектром образовательных услуг, которые включались в системы непрерывного образования, становились важными центрами искусства и культуры на местах [5].

Широкое развитие получили направления среднего художественного образования, востребованные на современном рынке труда: подготовка дизайнеров, стилистов, фотохудожников и т.п. В том числе, данные образовательные направления развивались в негосударственном секторе среднего профессионального образования, например, в Классическом колледже художественно-эстетического образования и дизайна в г. Орехово-Зуево Московской области. В образовательные программы художественных ссузов и художественных отделений многопрофильных учебных заведений успешно внедрялись информационные технологии. Некоторые художественные ссузы стали центрами научно-методической деятельности в сфере художественного образования, экспериментальными площадками по апробированию новых методик и подходов, развитию непрерывного художественного образования.

26 ноября 2001 г. министрами образования и культуры Российской Федерации была утверждена Концепция художественного образования России. Данный документ, опираясь на отечественные традиции художественного образования и воспитания, подчеркивал значение этой деятельности в контексте стратегии развития российского образования и молодежной политики, в процессе социально-экономической модернизации страны, становления культуры XXI века. Важным аспектом программы явилась идея приобщения детей и молодежи к мировой и национальной художественной культуре на основе интеграции

различных видов искусства и художественно-творческой деятельности [6].

При этом ряд важных аспектов государственной политики в области управления и финансирования художественного образования является предметом дискуссий специалистов, руководителей органов управления образованием. В частности, идею сохранения традиционной трех-звенной структуры художественного образования при модернизации его содержания и педагогических методик поддерживает Министерство культуры России. Проблемы согласования этой задачи с реализацией Болонской конвенции обсуждались на заседании Правительства Российской Федерации 15 сентября 2005 года, посвященном обсуждению вопроса «Об основных направлениях государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации» [7].

В начале XXI века в Российской Федерации был осуществлен переход на новые принципы управления образованием, предусматривавшие стратегическое планирование его развития, создание концепций модернизации отечественной образовательной системы и ее компонентов в соответствии с задачами социально-экономической модернизации страны в целом [8]. Эти процессы затронули и сферу художественного образования, развитие которого стало рассматриваться как одно из главных условий повышения роли культуры и искусства в общем образовании и сохранения российских образовательно-культурных традиций.

Литература

1. История художественного образования в России ХХ века. В лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. / Сост. Н.Н. Фомина. - М., 2002.

2. ГАРФ. Ф. А-259. Оп.1. Д.5385. Л.132.

3. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сборник научных трудов. - М., 1991.

4. История среднего профессионального образования в России /Анисимов П.Ф. и др.; Под рук. В.М. Жураковско-го. - М., 2000; Попов В.П. Среднее профессиональное образование России на рубеже веков. 1990 - 2005 гг. - Волгоград, 2007.

5. Сергеев Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусства / Смоленский государственный институт искусств. - Смоленск, 1999.

6. Леушканова О.Ю. Принципы создания системы художественного образования в России // Художественное образование в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас, 2002.

7. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ http://www.gipp.ru/print.php?id=8591.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000; Федеральная программа развития образования. - М.: Министерство образования РФ, 2002.

ИСТОРИЧЕСКИИ ОПЫТ БАНКОВСКОГО УЧРЕДИТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (1992-1994 ГГ.)

Е.И. Филимонова, соискатель МПГУ

Обращаясь к ситуации, сложившейся в финансовой сфере России к началу рассматриваемого периода, необходимо, в первую очередь, подчеркнуть, что она определялась самим характером советской финансовой традиции, спецификой той роли, которая была отведена финансам в экономической системе социализма. По сути, в СССР финансы были полностью монополизированы государством, а банки в основном обеспечивали механическое, «плановое» перераспределение финансовых ресурсов. Безусловно, это позволяло легко маневрировать имевшимися ресурсами, обеспечивать их концентрацию

на нужных направлениях. Вместе с тем это подрывало экономический интерес, причем как обюрокраченных финансистов, так и производителей, искажало систему экономических ценностей.

В 1990 - 1991 годах в СССР разразился масштабный экономический кризис, в том числе, финансовый. В данной ситуации еще с 1990 года правительство взяло курс на разгосударствление специализированных государственных банков. Уже в 1990 году вполне оформилась система коммерческих банков. При этом они возникали на базе быв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.