Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент в образовательной системе среднего профессионального обмэования республики Мордовия'

Национально-региональный компонент в образовательной системе среднего профессионального обмэования республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент в образовательной системе среднего профессионального обмэования республики Мордовия»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИ ч

ЧЛЬНО-РЕГИОН

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ системе среднего

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

//./?. Горюнов, председатель Совета директоров ССУЗов Республики Мордовия, <)ирект<>р Саринского машиностроительного техникума,

С.Ю. Прончатова. мелодист Совета директоров СО Зов РеспуСмики

Мордовия

В условиях реформирования срслнего го и региональног о подчинения. Подготов-профессионального образования (СПО) ка специалистов (по данным на 2000/01

хчебный гол) ведется по 57 специальное-т ям В системе об\ чается более 13 600 с ту-

• ш

дентов и трудится более 1 130 преподавателей. Ежегодный вытек специалистов

России важным фактором его дальнейшего развития и совершенствования является внедрение Государственного образова-юльною стандарта, начавшееся в 1907 г.

Одно из направлений современного раз- превышает 3 200 чел

вития <. I К) сос тавляет per ионалмзаиня. которая в первую очередь ориентир)ется на человия, социально-экономические лсобен-

Учебные заведения СПО размещены на территории республики следующим образом: 9 учебных заведений - в Саранске.

нос і и и потребности региона. В российс- остальные - в районах республики. В ряде

ком масштабе чжс создано более 30 регн- районов(Мчалковском, Краснослободском,

опальных программ развития СПО. Важ- Темниковском) функционируют по 2 или

нон сосывляющей каждой из них елч -кит 3 учебных заведения, в то время как в дру-

разраоотка национально-регионального компонента Государственною образова-іельного стандарта. Он основывается на Федеральном базисном плане и является

тих (Ромодановском. Ельниковском, Инсар-ском, Старошайговском и др.) нет ни одного С'СУЗа.

Рассмотрим, как представлен нацио-

обязательным для реализации во всех об- нально-региональный компонент в учебных

л в а те л ь и ы х > ч ре ж д е н и я х.

Система СПО РМ состоит из 22 учеб-

нское

заведениях С 110 РМ В учебных заведениях медицинского профиля подготовка ны\ заведений, 9 из которых имеют статус студентов ведется по 5 специальностям колледжа В нее входят 5 учебных заведений медицинского профиля. 5 - сельскохозяйственного направления. 2 педагогических у чил ища-колледжа, кооперативный технику м. индустриальный техникам, строительный колледж, политехнический и машиностроительный техннкх мы. электромеханический колледж и колледж электроники. экономики и права, мчзыкальное и \ч-

Лабораторная диагно ко-профилактическое

Акушерское

специальностя

ис-

лледж

и искхсства

ССУЗы РМ принадлежат ~ различным министерствам и ведомствам седерально-

циплины по выбору в количестве 176 ч. Это «Культурология. (38 ч). «История мордовского края» (38). «Валеология» (20), «Нетрадиционные методы лечения» (40), «Функциональные ч|етоды диагностики» (30). «Медицинская этика и деонтология» (10 ч). При изучении у казанных дисциплин значительное место отводится национально-ре-

©Н В Горюнов. С Ю Прончатова. 2001

тональному компоненту. Особенности медицинского образования нашего региона нашли свое отражение также в таких дисциплинах, как «Туберкулез» (30 ч), «Введение в специальность» (18), «СПИД» (30), «Режимные приказы» (22 ч).

В учебных заведениях, находящихся в ведомстве Министерства культуры РМ, довольно широк спектр дисциплин, составляющих национально-региональный компонент. Так, на всех отделениях введен предмет «История культуры Мордовии». «История Мордовии» изучается на уроках истории Отечества, творчество мордовских писателей и поэтов - на уроках литературы, ладовые и интонационные особенности мордовской профессиональной и народной музыки - на уроках теории музыки и сольфеджио. Большое внимание уделяется и мордовскому народному творчеству: по специальности «Теория музыки» ежегодно проводится фольклорная практика с выездом в районы республики с целью записи и последующей расшифровки мордовских народных песен (10 ч).

Очень многопланово представлен национально-региональный компонент в учебном плане республиканского колледжа культуры и искусства. Это такие дисциплины, как «Мордовский язык» и «Мордовская

литература» (162 и 72 ч), «Основы этнографии» (38 ч). В программу курсов «История искусств», «История отечественной культуры», «История театра». «Декоративно-прикладное искусство» включены разделы и темы, раскрывающие национальные особенности культуры мордовского народа. Проводятся факультативные занятия по темам «Ансамбль мордовских инструментов», «Народная резьба», «Фольклорный ансамбль Эрамонь море» и др.

Много сил и времени коллектив колледжа отдает делу возрождения и пропаганды национальной культуры в рамках внеклассной работы. Студенты художественных специализаций и преподаватели в период производственной практики создают творческие экспедиции, в задачу которых входят сбор песенного и танцевального фольклора, изучение особенностей мордовского национального костюма. Коллектив активно участвует в межрегиональных конкурсах, фестивалях, пропа-

2 о о i мттттшшш$ш\м

гандируя музыкальную и театральную культуру Мордовии.

С открытием факультета национальной культуры в МГУ им. Н.П. Огарева между ним и колледжем установились тесные творческие связи.

В учебных заведениях сельскохозяйственного профиля изучается такой специальный предмет, как «Технология производства молока и говядины», в связи с тем что животноводство является одной из приоритетных отраслей сельскохозяйственного производства нашей республики. С развитием пчеловодства в Мордовии в ряде ССУЗов (например, в Краснослоболском зооветтехникуме) в учебный план введен предмет «Болезни пчел», предусматривающий изучение болезней, регистрируемых на территории Мордовии.

Для учебных заведений педагогического профиля разработка национально-регионального компонента базисного учебного плана в Министерстве образования республики осуществляется по нескольким направлениям. Первое - введение учебных предметов, содержание которых составляет изучение студентами истории, культуры и природы родного края: второе - подготовка факультативных курсов краеведческого содержания, разносторонне отражающих специфику республики; третье - разработка дополнения к федеральным программам (региональный аспект в преподавании общеобразовательных предметов): четвертое - составление рекомендательных списков литературы для внеклассного чтения; пятое - издание литературы для различных форм внеклассной и внешкольной работы по формированию национальной культуры у школьников.

В Зубово-Полянском педагогическом училище введены две дополнительные спе-

«г

циализации студентов: «Учитель родного (мордовского) языка» и «Воспитатель национального дошкольного учреждения».

Саранское художественное училище, единственное в нашей республике, готовит специалистов по двум специальностям; 0512 «Живопись». 0514 «Дизайн». Учет национальных особенностей в учебных планах отражается в отведении значительного количества часов на такие предметы. как «Композиция вышивки (мордов-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ской)» (475 ч), «Художественная вышивка их конкурентоспособность на рынке труда, (мордовская)» (310), «Композиция вязания, дальнейшее трудоустройство в значитель-

художественное вязание» (372), «История народного промысла» (70 ч).

ной степени определяются их знанием экономических. политических, географичес-В учебных заведениях технического ких, культурных особенностей и традиций

направления (Саранский машиностроитель- своей «малой Родины», своего народа,

ный техникум. Саранский электромехани- Большую помощь в этом призван оказы-

ческий колледж, Рузаевский политехнический техникум) изучаются литература и культура, история и география Мордовии, история государственности республики в объеме 32 - 40 ч. Учебными планами на

вать национально-регионапьныи компонент Государственного образовательного стандарта, который должен быть обеспечен, в первую очередь, гарантированным финансированием за счет бюджетных средств

региональный компонент отводится от 5 до субъектов Российской Федерации и, во вто-15 % времени, в ряде предметов он зани- рую очередь, более активным участием за-

мает целые разделы.

Качество подготовки специалистов средних специальных учебных заведений, тельных учреждений всех уровней

конодательных и исполнительных органов данных субъектов в развитии образова-

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫИ КОМПОНЕНТ

В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л.В. Седова, юв. кафедрой филологии Мордовского РИПКРО, доцент

Перестройка социально-экономической пособие для русских и обрусевших учащих-жизни нашего общества, особенности раз- ся «Родники народной мудрости».

вития национальных отношений требуют

2. Составление рекомендательных

перемен в работе школы. Мыслить по-но- списков региональной литературы для вне-

вому в народном образовании невозможно классного чтения (для разных классов на-

без понимания того, что одна из главных по- чальной школы они изданы в упомянутом

зиций современной школы-этоопора на на- выше сборнике программ; для среднего

циональную культуру и народное искусство.

С внедрением в школах республики базисного учебного плана возникла необ-

звена материал подготовлен к публикации в журнале «Народное образование РМ»). 3. Создание школьных музеев нацио-

ходимость в разработке его национально- нальной культуры, литературы. Опыт их

регионального компонента. Каковы же со- работы в средних школах №14, 20 (ныне

ставляющие национально-регионального компонента литературного образования?

1. Организация факультативов по мор-

довской литературе, устно-поэтическому

творчеству мордовского народа, культуре и истории родного края. Программы по

гимназиях) свидетельствует об активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

4. Разработка дополнений к федеральной программе по русской литературе. Так уж сложилось, что для большинства

этим факультативам изданы (см.: Нацио- русских литераторов, особенно в XIX в., одним из самых притягательных мест, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, был Кавказ. Многие из них бывали на Кавказе: его удивительной природе посвящали свои тво-

нально-региональныи компонент в образовательном процессе школы. Саранск, 1997). В 1992 - 1993 гг. изданы и некоторые учебные пособия, например «Пингеде пингес

кандозь вал» и «Народть мялец пефтома». рения. А мордовский край, расположенный

Во многих школах республики по ним дав- в средней полосе России? Мог ли он чемно \же работают педагоги. Подготовлено то привлечь к себе внимание русских по-

©Л.В. Седова, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.