ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИ ч
ЧЛЬНО-РЕГИОН
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ системе среднего
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
//./?. Горюнов, председатель Совета директоров ССУЗов Республики Мордовия, <)ирект<>р Саринского машиностроительного техникума,
С.Ю. Прончатова. мелодист Совета директоров СО Зов РеспуСмики
Мордовия
В условиях реформирования срслнего го и региональног о подчинения. Подготов-профессионального образования (СПО) ка специалистов (по данным на 2000/01
хчебный гол) ведется по 57 специальное-т ям В системе об\ чается более 13 600 с ту-
• ш
дентов и трудится более 1 130 преподавателей. Ежегодный вытек специалистов
России важным фактором его дальнейшего развития и совершенствования является внедрение Государственного образова-юльною стандарта, начавшееся в 1907 г.
Одно из направлений современного раз- превышает 3 200 чел
вития <. I К) сос тавляет per ионалмзаиня. которая в первую очередь ориентир)ется на человия, социально-экономические лсобен-
Учебные заведения СПО размещены на территории республики следующим образом: 9 учебных заведений - в Саранске.
нос і и и потребности региона. В российс- остальные - в районах республики. В ряде
ком масштабе чжс создано более 30 регн- районов(Мчалковском, Краснослободском,
опальных программ развития СПО. Важ- Темниковском) функционируют по 2 или
нон сосывляющей каждой из них елч -кит 3 учебных заведения, в то время как в дру-
разраоотка национально-регионального компонента Государственною образова-іельного стандарта. Он основывается на Федеральном базисном плане и является
тих (Ромодановском. Ельниковском, Инсар-ском, Старошайговском и др.) нет ни одного С'СУЗа.
Рассмотрим, как представлен нацио-
обязательным для реализации во всех об- нально-региональный компонент в учебных
л в а те л ь и ы х > ч ре ж д е н и я х.
Система СПО РМ состоит из 22 учеб-
нское
заведениях С 110 РМ В учебных заведениях медицинского профиля подготовка ны\ заведений, 9 из которых имеют статус студентов ведется по 5 специальностям колледжа В нее входят 5 учебных заведений медицинского профиля. 5 - сельскохозяйственного направления. 2 педагогических у чил ища-колледжа, кооперативный технику м. индустриальный техникам, строительный колледж, политехнический и машиностроительный техннкх мы. электромеханический колледж и колледж электроники. экономики и права, мчзыкальное и \ч-
Лабораторная диагно ко-профилактическое
Акушерское
специальностя
ис-
лледж
и искхсства
ССУЗы РМ принадлежат ~ различным министерствам и ведомствам седерально-
циплины по выбору в количестве 176 ч. Это «Культурология. (38 ч). «История мордовского края» (38). «Валеология» (20), «Нетрадиционные методы лечения» (40), «Функциональные ч|етоды диагностики» (30). «Медицинская этика и деонтология» (10 ч). При изучении у казанных дисциплин значительное место отводится национально-ре-
©Н В Горюнов. С Ю Прончатова. 2001
тональному компоненту. Особенности медицинского образования нашего региона нашли свое отражение также в таких дисциплинах, как «Туберкулез» (30 ч), «Введение в специальность» (18), «СПИД» (30), «Режимные приказы» (22 ч).
В учебных заведениях, находящихся в ведомстве Министерства культуры РМ, довольно широк спектр дисциплин, составляющих национально-региональный компонент. Так, на всех отделениях введен предмет «История культуры Мордовии». «История Мордовии» изучается на уроках истории Отечества, творчество мордовских писателей и поэтов - на уроках литературы, ладовые и интонационные особенности мордовской профессиональной и народной музыки - на уроках теории музыки и сольфеджио. Большое внимание уделяется и мордовскому народному творчеству: по специальности «Теория музыки» ежегодно проводится фольклорная практика с выездом в районы республики с целью записи и последующей расшифровки мордовских народных песен (10 ч).
Очень многопланово представлен национально-региональный компонент в учебном плане республиканского колледжа культуры и искусства. Это такие дисциплины, как «Мордовский язык» и «Мордовская
литература» (162 и 72 ч), «Основы этнографии» (38 ч). В программу курсов «История искусств», «История отечественной культуры», «История театра». «Декоративно-прикладное искусство» включены разделы и темы, раскрывающие национальные особенности культуры мордовского народа. Проводятся факультативные занятия по темам «Ансамбль мордовских инструментов», «Народная резьба», «Фольклорный ансамбль Эрамонь море» и др.
Много сил и времени коллектив колледжа отдает делу возрождения и пропаганды национальной культуры в рамках внеклассной работы. Студенты художественных специализаций и преподаватели в период производственной практики создают творческие экспедиции, в задачу которых входят сбор песенного и танцевального фольклора, изучение особенностей мордовского национального костюма. Коллектив активно участвует в межрегиональных конкурсах, фестивалях, пропа-
2 о о i мттттшшш$ш\м
гандируя музыкальную и театральную культуру Мордовии.
С открытием факультета национальной культуры в МГУ им. Н.П. Огарева между ним и колледжем установились тесные творческие связи.
В учебных заведениях сельскохозяйственного профиля изучается такой специальный предмет, как «Технология производства молока и говядины», в связи с тем что животноводство является одной из приоритетных отраслей сельскохозяйственного производства нашей республики. С развитием пчеловодства в Мордовии в ряде ССУЗов (например, в Краснослоболском зооветтехникуме) в учебный план введен предмет «Болезни пчел», предусматривающий изучение болезней, регистрируемых на территории Мордовии.
Для учебных заведений педагогического профиля разработка национально-регионального компонента базисного учебного плана в Министерстве образования республики осуществляется по нескольким направлениям. Первое - введение учебных предметов, содержание которых составляет изучение студентами истории, культуры и природы родного края: второе - подготовка факультативных курсов краеведческого содержания, разносторонне отражающих специфику республики; третье - разработка дополнения к федеральным программам (региональный аспект в преподавании общеобразовательных предметов): четвертое - составление рекомендательных списков литературы для внеклассного чтения; пятое - издание литературы для различных форм внеклассной и внешкольной работы по формированию национальной культуры у школьников.
В Зубово-Полянском педагогическом училище введены две дополнительные спе-
«г
циализации студентов: «Учитель родного (мордовского) языка» и «Воспитатель национального дошкольного учреждения».
Саранское художественное училище, единственное в нашей республике, готовит специалистов по двум специальностям; 0512 «Живопись». 0514 «Дизайн». Учет национальных особенностей в учебных планах отражается в отведении значительного количества часов на такие предметы. как «Композиция вышивки (мордов-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ской)» (475 ч), «Художественная вышивка их конкурентоспособность на рынке труда, (мордовская)» (310), «Композиция вязания, дальнейшее трудоустройство в значитель-
художественное вязание» (372), «История народного промысла» (70 ч).
ной степени определяются их знанием экономических. политических, географичес-В учебных заведениях технического ких, культурных особенностей и традиций
направления (Саранский машиностроитель- своей «малой Родины», своего народа,
ный техникум. Саранский электромехани- Большую помощь в этом призван оказы-
ческий колледж, Рузаевский политехнический техникум) изучаются литература и культура, история и география Мордовии, история государственности республики в объеме 32 - 40 ч. Учебными планами на
вать национально-регионапьныи компонент Государственного образовательного стандарта, который должен быть обеспечен, в первую очередь, гарантированным финансированием за счет бюджетных средств
региональный компонент отводится от 5 до субъектов Российской Федерации и, во вто-15 % времени, в ряде предметов он зани- рую очередь, более активным участием за-
мает целые разделы.
Качество подготовки специалистов средних специальных учебных заведений, тельных учреждений всех уровней
конодательных и исполнительных органов данных субъектов в развитии образова-
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫИ КОМПОНЕНТ
В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.В. Седова, юв. кафедрой филологии Мордовского РИПКРО, доцент
Перестройка социально-экономической пособие для русских и обрусевших учащих-жизни нашего общества, особенности раз- ся «Родники народной мудрости».
вития национальных отношений требуют
2. Составление рекомендательных
перемен в работе школы. Мыслить по-но- списков региональной литературы для вне-
вому в народном образовании невозможно классного чтения (для разных классов на-
без понимания того, что одна из главных по- чальной школы они изданы в упомянутом
зиций современной школы-этоопора на на- выше сборнике программ; для среднего
циональную культуру и народное искусство.
С внедрением в школах республики базисного учебного плана возникла необ-
звена материал подготовлен к публикации в журнале «Народное образование РМ»). 3. Создание школьных музеев нацио-
ходимость в разработке его национально- нальной культуры, литературы. Опыт их
регионального компонента. Каковы же со- работы в средних школах №14, 20 (ныне
ставляющие национально-регионального компонента литературного образования?
1. Организация факультативов по мор-
довской литературе, устно-поэтическому
творчеству мордовского народа, культуре и истории родного края. Программы по
гимназиях) свидетельствует об активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
4. Разработка дополнений к федеральной программе по русской литературе. Так уж сложилось, что для большинства
этим факультативам изданы (см.: Нацио- русских литераторов, особенно в XIX в., одним из самых притягательных мест, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, был Кавказ. Многие из них бывали на Кавказе: его удивительной природе посвящали свои тво-
нально-региональныи компонент в образовательном процессе школы. Саранск, 1997). В 1992 - 1993 гг. изданы и некоторые учебные пособия, например «Пингеде пингес
кандозь вал» и «Народть мялец пефтома». рения. А мордовский край, расположенный
Во многих школах республики по ним дав- в средней полосе России? Мог ли он чемно \же работают педагоги. Подготовлено то привлечь к себе внимание русских по-
©Л.В. Седова, 2001