Научная статья на тему 'Взаимодействие среднего и высшего профессионального образования в регионе'

Взаимодействие среднего и высшего профессионального образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие среднего и высшего профессионального образования в регионе»

Нами накоплен определенный положительный опыт работы по предложенной схеме, который полностью или частично подтвердил вышеперечисленные ее достоинства. Здесь уместно также отметить еще одно положительное явление — резкое повышение успеваемости студентов и учащихся, которые

теперь заинтересованы в росте своего рейтинга.

В свете сказанного можно сделать вывод о перспективности интеграции профессионального образования всех ступеней в единое образовательное учреждение „лицей — колледж — факультет (институт) в составе университета",

Н. В. ГОРЮНОВ, председатель Совета директоров ССУЗов Республики Мордовия, руководитель секции среднего профессионального образования РУО

С. Ю. ПРОНЧАТОВА, методист Совета директоров ССУЗов Республики Мордовия, методист секции среднего профессионального образования РУО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Образование — это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком, и даже национальная власть не в силах установить ее границ; сфера ее влияния грандиозна, бесконечна...

Ш. М. Талейран

Отличительной особенностью современной системы образования в рамках государства, а равно и всех его субъектов должно быть ее единство по решаемым проблемам, задачам, целям, путям и средствам их решения и достижения в настоящем, а также ближайшем и отдаленном будущем. Понятие „единое образовательное пространство" предполагает не только географическое толкование, в большей степени оно отражает внутреннюю логику развития системы образования, связанную с его непрерывностью, преемственностью между различными уровнями в воспитательных принципах и образовательных технологиях. Нет сомнения в том, что образование превра-

©

тилось в незаменимый источник жизненных благ, утверждающий каждого человека как хозяина своей судьбы. Уже сейчас, к концу XX в., в полной мере проявилась фундаментальная зависимость общественного и экономического развития от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в процессе образования. Особый интерес личность, общество и государство проявляют к профессиональному образованию, развитие которого напрямую зависит от существующих социально-экономических и государственно-политических условий.

Среди имеющихся систем профессионального образования не последнее место отводится среднему профессиональному

Н. В. Горюнов, С. Ю. Прончатова, 1998

образованию. Кадры этого уровня квалификации играют очень важную роль в социально-экономическом развитии общества.

Реформа среднего профессионального

образования начала осуществляться в условиях несложившейся государственной политики, недостаточного и нестабильного бюджетного финансирования, несовершенства нормативно-правовой базы и системы управления средним профессиональным образованием. Формирующиеся рыночные экономические отношения выявили проблему несоответствия содержания среднего профессионального образования, действующего перечня специальностей узкой модели подготовки специалистов среднего звена. К сожалению, недостаточно продуманный переход от плановой экономики к рыночной внес нежелательные коррективы в прогнозирование потребности в специалистах среднего звена. Он в одночасье сделал непрестижными десятки очень нужных народному хозяйству профессий. Сейчас все хотят быть юристами, экономистами и управленцами. И учебные заведения, идя на поводу у дезориентированного абитуриента, все подряд ведут платную подготовку по данным специальностям. Доходно и выгодно. Но что мы получим от этой сиюминутной выгоды в ближайшем будущем? Прежде всего нежелательные перекосы в обеспечении регионов кадрами, всплеск безработицы, искалеченные судьбы сотен молодых людей.

Органы управления образованием в регионах должны противопоставить этому свои аргументы, в частности всесторонне просчитанные и финансово подкрепленные программы подготовки специалистов на ближайшую и дальнюю перспективы. Помимо этого государство должно материально стимулировать учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по дефицитным специальностям.

Трудности, переживаемые в настоящий момент экономикой нашей страны, заставляют искать ресурсосберегающие технологии не только в промышленности, но и в образовании. Одной из таких технологий является региональный подход к делу подготовки кадров специалистов средней профессиональной квалификации. Он дает возможность формировать наиболее точный социальный заказ на их

обучение, причем не только в количественном, но и, что гораздо важнее, в классификационном плане.

Проблему обеспеченности регионов всем многообразием специалистов при нынешних финансовых трудностях во многом поможет решить интеграция образовательных систем, таких, как средние профессиональные и высшие учебные заведения. Подобные формы взаимодействия будут, несомненно, оправданы в условиях становления рыночной экономики.

В нашей республике функционируют 22 средних профессиональных учебных заведения, в которых обучаются 13 300 студентов и трудятся более 810 преподавателей. В ССУЗах РМ профессиональная подготовка ведется по 41 специальности, ежегодно ими выпускается около 700 специалистов.

Особенности экономики региона нашли отражение в структуре сети техникумов, колледжей: подавляющее их

большинство готовит кадры для сферы материального производства (34,2 % студентов) и сельского хозяйства (33 %), и только треть — для социальной сферы республики.

22 ССУЗа республики принадлежат 6 различным министерствам и ведомствам российского и регионального

подчинения. Отраслевой принцип управления ССУЗами не всегда согласуется с подходами региональных органов управления учебными заведениями к их профилю, роли и месту. Это привело к ухудшению финансового положения ряда средних специальных учебных заведений, почти распалась инфраструктура жизнеобеспечения средней профессиональной школы.

Потребности отраслей экономики региона в специалистах высшей квалификации реализуют 4 высших учебных заведения республики, в том числе два государственных и два негосударственных вуза. Подготовка кадров в них ведется по 51 специальности, из которых

10 дублируются. Общая численность студентов составляет 26,3 тыс. человек. При этом МГУ им. Н. П. Огарева по численности обучающихся является одним из крупнейших среди университетов России. В настоящее время здесь обучается более 19 тыс. студентов. Отметим, что из насчитывающихся в высшей школе России

почти 350 специальностей Мордовии необходимо не менее 150.

Взаимодействие по такой преемственной схеме, как „техникум (колледж) — вуз“, накладывает очень серьезную ответственность на среднее специальное образование, которое в этой схеме занимает преимущественное положение. Поэтому не случайно на базе Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева приказом № 16/07 от 28 июля 1997 г. была образована научно-методическая секция среднего профессионального образования.

Основными задачами секции являются:

— оказание методической помощи и других конкретных форм поддержки ССУЗам РМ в целях совершенствования образовательных услуг и повышения уровня подготовки специалистов;

— координация деятельности учебных заведений средней профессиональной школы республики;

— оказание поддержки научно-педа-гогическим работникам ССУЗов РМ по внедрению в учебный процесс государственных образовательных стандартов, по повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов, разработке новых форм и методов активизации учебного процесса;

— разработка и включение в Программу развития образования РМ до 2000 г. мероприятий, направленных на совершенствование системы средней профессиональной школы.

Реализация поставленных задач поможет превратить систему средних специальных учебных заведений в широкое экспериментальное поле для проведения исследований по передовым технологиям обучения и введения инновационных подходов к управлению и реформированию среднего профессионального образования, его модернизации и развитию.

Взаимодействие в системе „техникум (колледж) — вуз“ должно осуществляться при условии сохранения каждым учебным заведением всей полноты

учи-

юридическои и хозяйственной самостоятельности. Одной из форм взаимовыгодного сотрудничества педагогических коллективов разнотипных учебных заведений является заключение договоров, как двухсторонних, так и многосторонних.

Практика заключения подобных договоров полностью оправдала себя в отношениях Саранского колледжа электроники и Института светотехники и электронной техники при МГУ им. Н. П. Огарева.

Идея непрерывного образования хорошо реализуется во взаимодействии Зу-бово-Полянского педагогического лища-колледжа с МГПИ им. М. Е. Ев-севьева. На основании приказа Министерства образования РСФСР № 91 от 12 апреля 1990 г. с 1990/91 учебного

года прием выпускников училища в педагогический институт производится на

II курс очной формы и III курс заочной формы обучения. Сотрудничество осуществляется на основе договора в составе научно-педагогического комплекса „педагогический колледж — педагогический вуз“

В рамках сотрудничества с РУО при МГУ им. Н. П. Огарева совхоз-колледж „Кемлянскийи ведет образовательную деятельность по специальностям „Агро-номия“ и „Механизация сельского хозяй-стваи по экспериментальным учебным планам трехступенчатого типа, согласованным и утвержденным университетом. На 1997/98 учебный год заключен договор о научно-методическом сотрудничестве между совхозом-колледжем и

Институтом механики и энергетики

МГУ.

Совхоз-колледж „ Краснослободский “ изучает и распространяет педагогический опыт преподавателей кафедр МГУ. Имеется договор совхоза-колледжа с университетом об обучении выпускников

техникума, но он не функционирует, так как университет не разработал учебные планы по сокращенным срокам обучения выпускников колледжа.

Краснослободское медицинское училище тесно сотрудничает с медицинским факультетом университета. Составлен договор о научно-методическом сотрудничестве на 1994 — 2000 гг. Медицинский факультет является базой для прохождения специализации преподавателей клинического профиля. Ежегодно здесь проводятся педагогические чтения, элементом которых является ознакомление с работой кафедр медфака. Аналогичная форма сотрудничества осуществляется между Саранским базовым медицинским училищем и медицинским факультетом.

Созданная в составе РУО научно-методическая секция медицинского образования объединяет преподавателей медицинского факультета и четырех медицинских училищ республики.

Педагогический коллектив Ковыл-кинского строительного колледжа тесно сотрудничает с коллективом строительного факультета МГУ им. Н. П. Огарева, особенно в плане разработки и корректировки вузовских программ, со многими кафедрами, в том числе по профилям математики, физики, программирования, иностранных языков и т. д. На базе колледжа ведется многоступенчатая подготовка специалистов по экспериментальным учебным планам.

Рассмотренные формы взаимодействия позволят молодежи получать непрерывное образование и тем самым помогут насытить рынок труда квалифицированными и нужными специалистами.

Вектор перспективных направлений деятельности секции среднего профессионального образования определяет:

— участие ее в разработке единой научно-методической программы для ССУЗов Республики Мордовия;

— участие в создании республиканской нормативно-правовой базы для ССУЗов РМ с разной ведомственной подчиненностью;

— создание единых учебных планов

и других форм научно-методического обеспечения ССУЗов РМ;

— анализ и корректировку учебных программ с учетом интеграции образовательной и профессиональной подготовки;

— участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам обучения и воспитания студентов;

— проведение совместной научно-исследовательской работы ученых вузов и ССУЗов республики по проблемам личностно-ориентированного образования, системам развивающего обучения;

— определение направлений международного сотрудничества;

— подготовку и издание учебной и научно-методической литературы.

С позиций оптимизма взаимодействие среднего и высшего профессионального образования имеет высокий научно-педагогический потенциал, отвечает требованиям формирующегося гражданского общества, запросам региона, проблемам экономики, позволяет мобильно и эффективно менять структуру подготовки специалистов в очень непростых условиях, при далеко не ясных контурах создаваемой в стране рыночной экономики. Оно поможет отчасти снизить уровень социальной напряженности в обществе и наполнить качественно новым содержанием профессиональную подготовку специалистов всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.