Научная статья на тему 'Три ступени профессионального образования'

Три ступени профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2375
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три ступени профессионального образования»

Е. В. БОМЕШКО, первый проректор Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, доцент

Ю. А. ДОЛГОВ, зав, кафедрой вычислительных комплексов, систем и сетей ПГУ

им. Т. Г. Шевченко, академик МАИ

ТРИ СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В предыдущей статье (Интеграция образования. 1997. № 1 — 2) мы достаточно полно осветили общую картину состояния подготовки кадров в Приднестровье, особое внимание обратив на специфику интеграционных процессов образования и вытекающие отсюда следствия. Однако, на наш взгляд, следует более подробно рассмотреть связку „начальное (первичное) — среднее (неполное высшее) — высшее профессиональное образование

Один из трех взаимозависимых принципов единой методологии образования требует достижения каждым учащимся своего уровня образования (компетентности) без психологического дискомфорта. В существовавшей ранее, да и существующей поныне трехступенчатой образовательной цепи „ПУ — техникум — вуз“ этого достичь было невозможно в силу изолированности каждой ступени. Учащийся, поступивший для обучения на любую из этих ступеней и не справившийся с учебной программой (в том числе и в силу дисциплинарных обстоятельств), отчислялся из учебного заведения, а знания, приобретенные за этот период, как правило, оставались невостребованными. При этом психологическая травма от неудачной попытки была настолько велика, что в большинстве случаев отбивала у учащегося охоту повторно попытаться получить соответствующее образование.

В Приднестровье эту проблему частично снимает принятая, как и в Региональном учебном округе Мордовии, система колледжей, интегрированных в

структуру соответствующих факультетов Приднестровского государственного университета. Поступление в вуз в цаком случае возможно только через колЖедж. После двух лет учебы по результатам рейтингового отбора студент переводится на III курс университета или без особых психологических переживаний доучивается в колледже и получает профессиональную квалификацию в соответствии со своими способностями.

Применение на практике данной системы показало, что она хорошо работает, но одной ее недостаточно. Дело в том, что система „колледж в составе факультета “ охватывает только среднее и высшее профессиональное образование и не включает в себя начальную профессиональную подготовку, которая осуществляется самостоятельными учебными заведениями типа профессионально-технических училищ и специализированных лицеев. Их образовательные программы носят самодовлеющий характер и слабо или никак не связаны с образовательными программами даже средней, а тем более высшей ступени. Кроме того, среднее профессиональное образование осуществляется также самостоятельными учебными заведениями типа техникумов или колледжей. Если их учебные планы согласованы с учебными планами соответствующих факультетов вуза, то лучшие выпускники таких колледжей могут поступать сразу на III курс университета по соответствующей специальности. В противном случае выпускники средней профессиональной школы оказываются на I курсе вуза практически на общих

© Е. В. Бомешко, Ю. А. Долгов, 1998

основаниях с выпускниками средних школ, гимназий, теоретических лицеев, если выиграют конкурс (здесь и далее мы имеем в виду систему подготовки кадров за счет средств государственного бюджета, оставляя в стороне систему платного обучения, особенности которой требуют отдельного разговора). Все перечисленное в ряде случаев приводит к неоправданной потере времени на обучение (в предельном случае до трех лет) и значительной суммы средств, которую можно было бы использовать более рационально.

В качестве выхода из положения предлагается в систему высших учебных заведений, в частности университетов, включать специализированные лицеи с трехлетней программой обучения на базе неполной средней школы (9 классов). Образовательная программа этих лицеев должна быть построена таким образом, чтобы за первые два года учащийся получил полное среднее образование и некоторые профессиональные знания, а третий год обучения в основном посвящается приобретению соответствующей профессиональной квалификации. Такая организация системы подготовки профессиональных кадров позволит учащемуся после двух лет обучения выбирать — поступать ли на I курс колледжа или заканчивать лицей, приобретя рабочую квалификацию.

То же происходит и в колледже, встроенном в структуру высшего образования. После двух лет обучения студент либо переходит на третий курс университета, либо заканчивает колледж, получая квалификацию работника среднего звена (младшего инженера, например). При этом выбор того или иного решения происходит достаточно осмысленно и спокойно, так как он подготавливается в течение длительного времени. Обучаемый сам убеждается в своих возможностях по усвоению программы учебного плана и в сравнении со способностями своих сокурсников.

Поскольку в настоящее время существование самостоятельных учреждений начального и среднего профессионального образования является неоспоримым фактом, то, чтобы молодой человек при любых обстоятельствах мог получить одну из доступных ему профессиональных

квалификаций, мы предлагаем приводимую ниже схему взаимодействия между всеми профессиональными образовательными учреждениями.

Схема единой образовательной системы профессиональной подготовки

* Только при наличии согласованных учебных

планов.

На наш взгляд, такое взаимодействие решает несколько задач. Оно позволяет:

1) повысить уровень качественного обучения на ступени начального и среднего профессионального образования;

2) существенно сократить сроки обучения при прохождении обучаемым всей цепочки начального, среднего и высшего профессионального образования;

3) уменьшить расходы на образование за счет сокращения сроков обучения и за счет фактической ликвидации (или значительного снижения) отсева неудовлетворительно успевающих обучаемых путем переориентации их на ту ступень профессионального образования, которая им по силам и способностям;

4) создать условия для психологически комфортного обучения, ибо учащийся сам выбирает уровень, на котором ему следует остановиться;

5) уменьшить затраты на материальную базу за счет совместного использования учебных лабораторий.

Средняя

школа

Специализиро ванный лицей гимназия

І I классов

1I классов

классов

Начальное про фессиональное образование

ССУЗ

Колледж

Среднее профсс снональное образование

Неполное высшее профессиональное образование

2 года

3 года

Колледж

Высшее профессиональное обра зование

2 года

3,5 года

Факультет (начиная с

III курса)

Нами накоплен определенный положительный опыт работы по предложенной схеме, который полностью или частично подтвердил вышеперечисленные ее достоинства. Здесь уместно также отметить еще одно положительное явление — резкое повышение успеваемости студентов и учащихся, которые

теперь заинтересованы в росте своего рейтинга.

В свете сказанного можно сделать вывод о перспективности интеграции профессионального образования всех ступеней в единое образовательное учреждение „лицей — колледж — факультет (институт) в составе университета",

Н. В. ГОРЮНОВ, председатель Совета директоров ССУЗов Республики Мордовия, руководитель секции среднего профессионального образования РУО

С. Ю. ПРОНЧАТОВА, методист Совета директоров ССУЗов Республики Мордовия, методист секции среднего профессионального образования РУО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Образование — это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком, и даже национальная власть не в силах установить ее границ; сфера ее влияния грандиозна, бесконечна...

Ш. М. Талейран

Отличительной особенностью современной системы образования в рамках государства, а равно и всех его субъектов должно быть ее единство по решаемым проблемам, задачам, целям, путям и средствам их решения и достижения в настоящем, а также ближайшем и отдаленном будущем. Понятие „единое образовательное пространство" предполагает не только географическое толкование, в большей степени оно отражает внутреннюю логику развития системы образования, связанную с его непрерывностью, преемственностью между различными уровнями в воспитательных принципах и образовательных технологиях. Нет сомнения в том, что образование превра-

©

тилось в незаменимый источник жизненных благ, утверждающий каждого человека как хозяина своей судьбы. Уже сейчас, к концу XX в., в полной мере проявилась фундаментальная зависимость общественного и экономического развития от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в процессе образования. Особый интерес личность, общество и государство проявляют к профессиональному образованию, развитие которого напрямую зависит от существующих социально-экономических и государственно-политических условий.

Среди имеющихся систем профессионального образования не последнее место отводится среднему профессиональному

Н. В. Горюнов, С. Ю. Прончатова, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.