Научная статья на тему 'Интеграционные процессы образования в Приднестровье'

Интеграционные процессы образования в Приднестровье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы образования в Приднестровье»

1997. N«1—2

Е. В. БОМЕШКО, первый проректор ПГУ им. Т. Г. Шевченко,

доцент

Ю. А. ДОЛГОВ, заведующий кафедрой АСОИУ ПГУ им. Т. Г. Шевченко,

профессор

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

В марте 1992 года была разработана Концепция непрерывного профессионального образования Приднестровского региона, которая определила государственную политику в области интеграции

учебных заведений всех уровней. Необходимость принятия Концепции обусловливалась не только региональными особенностями, но и четким пониманием учеными Приднестровского государственного университета объективной необходимости в комплексном реформировании всей системы профессионального образования на этапе перехода к рыночной экономике. Суть концепции состоит в

разработке и реализации единой методологии подготовки специалистов всех уровней, что позволяет выстроить вертикальную систему преемственности профессиональных учебных заведений.

Впоследствии эта концепция была расширена и включила в себя уровни общего образования, начиная с детских дошкольных учреждений. Принятый в Приднестровье в 1995 году на ее базе Закон об образовании трансформировал интеграционные тенденции в государственную образовательную политику.

Единая методология образования строится на трех взаимозависимых принципах: внедрение новых технологий обучения на всех этапах с преобладанием интенсивных методов; ориентация на сильного учащегося, стимулирующая подъем среднего уровня знаний; достижение каждым учащимся своего уровня образования (компетентности) без психологического дискомфорта. Названные

принципы впоследствии нашли подтверждение в образовательных стандартах Российской Федерации. Их внедрение в условиях нашего региона позволило обеспечить преемственность в обучении при переходе учащегося с одного уровня образования на другой.

В настоящее время государственная система образования имеет сложные вертикальные и горизонтальные связи (схема).

Каждая образовательная структура (школьная, начальная и средняя профессиональная, высшая, послевузовская) включает в себя две ступени образования, позволяющие учащемуся осуществить самостоятельный выбор пути дальнейшего обучения: переход с первой ступени на вторую в одной образовательной структуре; переход на первую ступень другой, более высокой по уровню образовательной структуры; завершение образования на достигнутом уровне.

Так, средняя школа на первой ступени дает основное общее образование, являющееся обязательным для всех граждан, а на второй ступени — полное общее образование. Начальное профессиональное образование в Приднестровье реализуется также в двух формах: профессиональная подготовка без получения полного общего образования (профессиональные училища) и профессиональная подготовка с получением общего образования (профессиональные лицеи).

Таким образом, выпускнику 9-го класса средней школы предоставлена возможность продолжить обучение в 10-м

© Е. В. Бомешко, Ю. А. Долгов, 1997

л

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

классе школы, либо перейти в лицеи (гимназию) теоретической или профессиональной ориентации, либо получить рабочую профессию через ПТУ. Выпу-

скник 11-го класса может продолжить свое образование, поступив на вторую ступень в ССУЗ либо на первую ступень колледжа или университета.

Схема приднестровской государственной системы образования всех уровней

Общее образование

Профессионаяьное образование

Структура

образовательного

учреждения

Детское

дошкольное

учреждение

Уровень

образования

1 ст. Воспитание

II ст. Л 0 [ошкольноое бразование

Средняя школа I ст. Основное образование 9 кл.

II ст. Полное образование 11 кл.

Т еоретически й лицей, гимназия I ст. Полное образование 11 кл.

II ст. Базовое проф. образование 12 кл.

Уровень

образования

I ст.

Начальное проф. образование

II ст. Среднее

проф. образование

I ст.

Базовое

проф. образование

II ст. Среднее

проф. образование

Структура

образовательного

учреждения

I ст. Базовое проф. образование ВУЗ

11 ст. Высшее проф. образование

1

I ст. Повышение квалификации иппк

II ст. Переквалификация

Особый статус в структуре общего образования имеют теоретические лицеи и гимназии, в которых обучаются одаренные дети. Первая ступень в таких учебных заведениях завершается получением полного общего образования на более высоком уровне, чем в средних школах. Большинство выпускников, как правило, продолжают свое образование, поступая в высшие учебные заведения или колледжи. Практика показала, что особо одаренные дети из этой категории студентов испытывают на I — II курсах определенный дискомфорт, обучаясь в одной группе с выпускниками общеобразовательных школ.

Как же сохранить их повышенный интерес к получению новых знаний? Можно перевести бывших лицеистов и гимназистов на индивидуальные планы обучения с I курса, и некоторые вузы идут по этому пути. Мы считаем, что такое обучение

фактически вырывает лучших студентов из коллектива сверстников и усиливает тенденцию их отторжения от окружающего мира. Вот почему предлагается другой путь — создание при теоретических лицеях и гимназиях второй ступени в виде 12-го класса. Обучение в этом классе должны вести только преподаватели вуза по интенсивной технологии, добиваясь выполнения за один год учебной программы первой ступени высшего образования.

Ясно, что такая форма обучения возможна только по вузовским специальностям, сопряженным с направлениями подготовки в лицеях и гимназиях. Прием в 12-й класс должен осуществляться на конкурсной основе, так как его выпускникам предоставляется возможность зачисления сразу на третий курс

соответствующего факультета.

Двухступенчатая система обучения

выдерживается и на всех уровнях профессионального образования. Так, лучшие выпускники первой ступени колледжей могут быть переведены на вторую ступень не только в данной структуре, но и в вуз на родственную специаль-

л

ность. В свою очередь, студенты, оканчивающие первую ступень вуза и не способные продолжить обучение, получают возможность завершить свое образование на второй ступени колледжа соответствующего профиля с присвоением им квалификации младшего специалиста.

В Приднестровье существуют два типа колледжей. Одни из них интегрированы в структуру факультетов университета (инженерно-технический, аграрно-экологический и экономический факультеты). Поступление в вуз в этом случае возможно только через колледж. По окончании первой ступени по результатам рейтингового отбора решается вопрос о переводе студента на третий курс университета или доучивании его в колледже. Другие колледжи являются самостоятельными учебными заведениями, поэтому прием их лучших выпускников на

вторую ступень вуза возможен только в случае согласования учебных планов.

Сохранившиеся в нашем регионе, впрочем, как и в других странах СНГ,

хорошо зарекомендовавшие себя прежние формы профессиональной подготовки через средние специальные учебные заведения (техникумы) не позволяют сократить сроки получения высшего образования путем зачисления выпускников средних специальных учебных заведений на вторую ступень вуза в силу невозможности взаимной адаптации учебных планов.

Послевузовское образование также содержит два направления (две ступени) со своей спецификой. Одно из них связано с повышением квалификации работника в рамках его профессии, другое — с получением второго высшего образования (переквалификацией).

Таким образом, принятая в Приднестровье государственная система образования всех уровней совпадает по своей идеологии с политикой Российской Федерации в области интеграции региональных систем образования, дополняя ее структурным разнообразием.

Г. И. САРАНЦЕВ, заведующий кафедрой математики МГПИ им. М. Е. Евсевьева, член-корреспондент РАО, профессор

ИНТЕГРАЦИЯ КАФЕДР ВУЗОВ — ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Современный этап развития высшей [колы отличается происходящими в ней ирокими интеграционными процессами, затрагивающими не только сферу учебной, научной работы, будущей профессиональной деятельности студентов, но и

связь кафедр и вузов. Мы являемся свидетелями возникновения различных объединений, ассоциаций, обществ и т. д. Появление этих феноменов обусловлено не только финансовыми трудностями учебных заведений, но и возросшими

© Г И. Саранцев, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.