Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент в преподавании литературы в общеобразовательной школе'

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент в преподавании литературы в общеобразовательной школе»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ской)» (475 ч), «Художественная вышивка их конкуренггоспособность на рынке труда, (мордовская)» (310), «Композиция вязания, дальнейшее трудоустройство в значитель-

художественное вязание» (372), «История народного промысла» (70 ч).

ной степени определяются их знанием экономических. политических, географичес-В учебных заведениях технического ких, культурных особенностей и традиций

направления (Саранский машиностроитель- своей «малой Родины», своего народа,

ный техникум. Саранский электромехани- Большую помощь в этом призван оказы-

ческий колледж, Рузаевский политехнический техникум) изучаются литература и культура, история и география Мордовии, история государственности республики в объеме 32 - 40 ч. Учебными планами на

вать национально-региональным компонент Государственного образовательного стандарта, который должен быть обеспечен, в первую очередь, гарантированным финансированием за счет бюджетных средств

региональный компонент отводится от 5 до субъектов Российской Федерации и, во вто-15 % времени, в ряде предметов он зани- рую очередь, более активным участием за-

мает целые разделы.

Качество подготовки специалистов средних специальных учебных заведений, тельных учреждений всех уровней

конодательных и исполнительных органов данных субъектов в развитии образова-

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫИ КОМПОНЕНТ

В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л.В. Седова, юв. кафедрой филологии Мордовского РИПКРО, доцент

Перестройка социально-экономической пособие для русских и обрусевших учащих-жизни нашего общества, особенности раз- ся «Родники народной мудрости».

вития национальных отношений требуют

2. Составление рекомендательных

перемен в работе школы. Мыслить по-но- списков региональной литературы для вне-

вому в народном образовании невозможно классного чтения (для разных классов на-

без понимания того, что одна из главных по- чальной школы они изданы в упомянутом

зиций современной школы-этоопора на на- выше сборнике программ; для среднего

циональную культуру и народное искусство.

С внедрением в школах республики базисного учебного плана возникла необ-

звена материал подготовлен к публикации в журнале «Народное образование РМ»). 3. Создание школьных музеев нацио-

ходимость в разработке его национально- нальной культуры, литературы. Опыт их

регионального компонента. Каковы же со- работы в средних школах №14, 20 (ныне

ставляющие национально-регионального компонента литературного образования?

1. Организация факультативов по мор-

довской литературе, устно-поэтическому

творчеству мордовского народа, культуре и истории родного края. Программы по

гимназиях) свидетельствует об активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

4. Разработка дополнений к федеральной программе по русской литературе. Так уж сложилось, что для большинства

этим факультативам изданы (см.: Нацио- русских литераторов, особенно в XIX в., одним из самых притягательных мест, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, был Кавказ. Многие из них бывали на Кавказе: его удивительной природе посвящали свои тво-

нально-регионапьныи компонент в образовательном процессе школы. Саранск, 1997). В 1992 - 1993 гг. изданы и некоторые учебные пособия, например «Пингеде пингес

кандозь вал» и «Народть мялец пефтома». рения. А мордовский край, расположенный

Во многих школах республики по ним дав- в средней полосе России? Мог ли он чемно \же работают педагоги. Подготовлено то привлечь к себе внимание русских по-

©Л.В. Седова, 2001

4, 2001

тгов и писателей? Да, мог. И гораздо боль-

Работа по созданию пособия «Русские

ше, чем мы предполагали. Более четырех писатели и мордовский край» начата Стро-

десятков имен русских литераторов, зна- ится оно в соответствии с федеральными

комство с творчеством которых включено программами по литературе: по классам и

в программу школьного курса русской ли- темам, что органично вписывается в сис-

тему уроков по литературе в 5 - 11 классах и дополняет материал федерального комплекта учебников. Внутри каждого раздела предлагается малоизвестный материал из биографии писателя, поэта, истории создания произведения, непосредственно связанный с нашим краем (но не только с натерритории современной Мордовии. Тре- территорией современной Мордовии), вос-тья группа литераторов - самая многочис- поминания, отрывки из произведений дан-ленная - писала о событиях, происходив-

тературы, так или иначе связаны с нашим краем. Одни из них - А.И. Куприн, Л.К. Та-тьяничева и др. - имели мордовские корни, являясь выходцами из Мордовии. Другие - М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, А.С. Новиков-Прибой, А.И. Солженицын -бывали в Саранске или

ного автора и система вопросов, творческих заданий поискового характера.

Насколько нам известно, аналогов такого пособия в других регионах России, по крайней мере пока, нет. Поэтому считаем целе-ин, Ф.В. Гладков, А.С. Грин, Э.Г. Багриц- сообразным в процессе создания пособия

ших в нашем крае, делала героями своих произведений выходцев из мордвы. В эту группу входят А.С. Пушкин, А.М. Горький, А.П. Платонов, А.Г. Малышкин. К.А. Фе-

кий и др.

Все это вызывает повышенный инте-

еще в рукописи начать апробацию отде льных разделов непосредственно в школе. Прово-

рес у педагогов и заставляет искать новые дить эту работу взялись учителя-словес ники

пути повышения интереса к литературе у учащихся, активизации их познавательной

школы № 24 Саранска. По окончании апробации надеемся на появление предложений

еятельности. Во многих школах Саране- и рекомендаций относительно коррекции ма-

ка (№ 14, 20, 24, 35 и др.), а также районов республики словесники стали уделять

териала, иллюстрации, системы вопросов и заданий. Но уже сейчас видно, какой инте-

больше внимания внедрению националь- рес эта работа вызывает у филологов

но-регионального компонента на уроках литературы. Делаются попытки создания собственных программ по литературно-

Разработанные и разрабатываемые составляющие национально-регионального компонента ориентированы на республи-

му краеведению. Но любая из этих про- канский уровень, а также на мордовскую

грамм требует огромных усилий в поис- диаспору. Отражение специфики района,

ках конкретного материала. Назрела не- города, села целиком возлагается на учи-

обходимость разработки учебного посо- теля, который должен формировать у уча-

бия, в полной мере отвечающего зада- щихся чувство гражданина как своей ма-

чам сегодняшнего дня. лой родины, так и России в целом.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

Р. С. Ширманкина. доцент кафедры филологии Мордовского РИПКРО

В последнее время много внимания дующим образом: 1) путем введения учеб-уделяется вопросу о включении в образо- ных предметов, направленных на изучение

учащимися истории, культуры и природы родного края; 2) посредством подготовки

ваггельные программы школ национально-оегионального компонента. Уже в началь-

учительдолжен формировать и проведения факультативных ку рсов кра-

у учащихся «чувство гражданина с малой родины». Это осуществляется

еведческого содержания, которые отражают специфику республики; 3) путем разра-

© Р.С. Ширманкина, 2001

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.