ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ской)» (475 ч), «Художественная вышивка их конкуренггоспособность на рынке труда, (мордовская)» (310), «Композиция вязания, дальнейшее трудоустройство в значитель-
художественное вязание» (372), «История народного промысла» (70 ч).
ной степени определяются их знанием экономических. политических, географичес-В учебных заведениях технического ких, культурных особенностей и традиций
направления (Саранский машиностроитель- своей «малой Родины», своего народа,
ный техникум. Саранский электромехани- Большую помощь в этом призван оказы-
ческий колледж, Рузаевский политехнический техникум) изучаются литература и культура, история и география Мордовии, история государственности республики в объеме 32 - 40 ч. Учебными планами на
вать национально-региональным компонент Государственного образовательного стандарта, который должен быть обеспечен, в первую очередь, гарантированным финансированием за счет бюджетных средств
региональный компонент отводится от 5 до субъектов Российской Федерации и, во вто-15 % времени, в ряде предметов он зани- рую очередь, более активным участием за-
мает целые разделы.
Качество подготовки специалистов средних специальных учебных заведений, тельных учреждений всех уровней
конодательных и исполнительных органов данных субъектов в развитии образова-
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫИ КОМПОНЕНТ
В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.В. Седова, юв. кафедрой филологии Мордовского РИПКРО, доцент
Перестройка социально-экономической пособие для русских и обрусевших учащих-жизни нашего общества, особенности раз- ся «Родники народной мудрости».
вития национальных отношений требуют
2. Составление рекомендательных
перемен в работе школы. Мыслить по-но- списков региональной литературы для вне-
вому в народном образовании невозможно классного чтения (для разных классов на-
без понимания того, что одна из главных по- чальной школы они изданы в упомянутом
зиций современной школы-этоопора на на- выше сборнике программ; для среднего
циональную культуру и народное искусство.
С внедрением в школах республики базисного учебного плана возникла необ-
звена материал подготовлен к публикации в журнале «Народное образование РМ»). 3. Создание школьных музеев нацио-
ходимость в разработке его национально- нальной культуры, литературы. Опыт их
регионального компонента. Каковы же со- работы в средних школах №14, 20 (ныне
ставляющие национально-регионального компонента литературного образования?
1. Организация факультативов по мор-
довской литературе, устно-поэтическому
творчеству мордовского народа, культуре и истории родного края. Программы по
гимназиях) свидетельствует об активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
4. Разработка дополнений к федеральной программе по русской литературе. Так уж сложилось, что для большинства
этим факультативам изданы (см.: Нацио- русских литераторов, особенно в XIX в., одним из самых притягательных мест, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, был Кавказ. Многие из них бывали на Кавказе: его удивительной природе посвящали свои тво-
нально-регионапьныи компонент в образовательном процессе школы. Саранск, 1997). В 1992 - 1993 гг. изданы и некоторые учебные пособия, например «Пингеде пингес
кандозь вал» и «Народть мялец пефтома». рения. А мордовский край, расположенный
Во многих школах республики по ним дав- в средней полосе России? Мог ли он чемно \же работают педагоги. Подготовлено то привлечь к себе внимание русских по-
©Л.В. Седова, 2001
4, 2001
тгов и писателей? Да, мог. И гораздо боль-
Работа по созданию пособия «Русские
ше, чем мы предполагали. Более четырех писатели и мордовский край» начата Стро-
десятков имен русских литераторов, зна- ится оно в соответствии с федеральными
комство с творчеством которых включено программами по литературе: по классам и
в программу школьного курса русской ли- темам, что органично вписывается в сис-
тему уроков по литературе в 5 - 11 классах и дополняет материал федерального комплекта учебников. Внутри каждого раздела предлагается малоизвестный материал из биографии писателя, поэта, истории создания произведения, непосредственно связанный с нашим краем (но не только с натерритории современной Мордовии. Тре- территорией современной Мордовии), вос-тья группа литераторов - самая многочис- поминания, отрывки из произведений дан-ленная - писала о событиях, происходив-
тературы, так или иначе связаны с нашим краем. Одни из них - А.И. Куприн, Л.К. Та-тьяничева и др. - имели мордовские корни, являясь выходцами из Мордовии. Другие - М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, А.С. Новиков-Прибой, А.И. Солженицын -бывали в Саранске или
ного автора и система вопросов, творческих заданий поискового характера.
Насколько нам известно, аналогов такого пособия в других регионах России, по крайней мере пока, нет. Поэтому считаем целе-ин, Ф.В. Гладков, А.С. Грин, Э.Г. Багриц- сообразным в процессе создания пособия
ших в нашем крае, делала героями своих произведений выходцев из мордвы. В эту группу входят А.С. Пушкин, А.М. Горький, А.П. Платонов, А.Г. Малышкин. К.А. Фе-
кий и др.
Все это вызывает повышенный инте-
еще в рукописи начать апробацию отде льных разделов непосредственно в школе. Прово-
рес у педагогов и заставляет искать новые дить эту работу взялись учителя-словес ники
пути повышения интереса к литературе у учащихся, активизации их познавательной
школы № 24 Саранска. По окончании апробации надеемся на появление предложений
еятельности. Во многих школах Саране- и рекомендаций относительно коррекции ма-
ка (№ 14, 20, 24, 35 и др.), а также районов республики словесники стали уделять
териала, иллюстрации, системы вопросов и заданий. Но уже сейчас видно, какой инте-
больше внимания внедрению националь- рес эта работа вызывает у филологов
но-регионального компонента на уроках литературы. Делаются попытки создания собственных программ по литературно-
Разработанные и разрабатываемые составляющие национально-регионального компонента ориентированы на республи-
му краеведению. Но любая из этих про- канский уровень, а также на мордовскую
грамм требует огромных усилий в поис- диаспору. Отражение специфики района,
ках конкретного материала. Назрела не- города, села целиком возлагается на учи-
обходимость разработки учебного посо- теля, который должен формировать у уча-
бия, в полной мере отвечающего зада- щихся чувство гражданина как своей ма-
чам сегодняшнего дня. лой родины, так и России в целом.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА
Р. С. Ширманкина. доцент кафедры филологии Мордовского РИПКРО
В последнее время много внимания дующим образом: 1) путем введения учеб-уделяется вопросу о включении в образо- ных предметов, направленных на изучение
учащимися истории, культуры и природы родного края; 2) посредством подготовки
ваггельные программы школ национально-оегионального компонента. Уже в началь-
учительдолжен формировать и проведения факультативных ку рсов кра-
у учащихся «чувство гражданина с малой родины». Это осуществляется
еведческого содержания, которые отражают специфику республики; 3) путем разра-
© Р.С. Ширманкина, 2001
83