Научная статья на тему 'Стратегия развития непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства России'

Стратегия развития непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / TRADITIONAL ARTS AND CRAFTS / SPIRITUAL HERITAGE / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / UNIVERSITY NETWORK COMPLEX

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Ольга Владимировна

Рассматриваются важнейшие факторы развития и совершенствования системы образования в сфере традиционного прикладного искусства с учетом современных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Федотова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Strategy for Continuous Professional Education in the Field of Traditional Applied Arts and Crafts of Russia

The major factors of the development and perfection of the education system in the field of traditional applied arts and crafts in view of modern requirements are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства России»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

О.В.Федотова

Кафедра художественной росписи по металлу и папье-маше Институт традиционного прикладного искусства — московский филиал Высшей школы народных искусств (института) ул. Мусы Джалиля, 14/2, Москва, Россия, 115573

Рассматриваются важнейшие факторы развития и совершенствования системы образования в сфере традиционного прикладного искусства с учетом современных требований.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, духовное наследие, непрерывное профессиональное образование, сетевой университетский комплекс.

Мировоззрение современного молодого человека отличается от мировоззрения молодежи предшествующего поколения. Век прогресса, инновационных современных технологий, глобальных изменений и материальных достижений человечества — все это закономерно приводит к вытеснению устаревшего и невостребованного в современной действительности. А всех ли жизненных областей это касается? Затронута ли в этом случае народная культура?

С одной стороны, народное искусство — это целый духовный пласт народной мудрости, жизнь многих поколений людей, хранящих культуру, традиции, без которых немыслима история и индивидуальное развитие той или иной национальности, даже самой малой. Не зная культуру и историю своей страны, невозможно изучать, а изучая, понимать и с уважением относиться к особенностям и традициям другого народа. Только через познание самих себя, истории своей страны можно более глубоко понять, а самое главное, правильно оценить и принять не только свою собственную культуру, но и культуру других стран мира.

Художественная деятельность и все те материальные раритеты и произведения искусства, которые веками хранятся и составляют богатейший и бесценный культурный фонд России, направлены на преобразование человека и общества. Неслучайно считают, что искусство играет социально-организаторскую функцию, непосредственно оказывая влияние в том числе и на профессиональную деятельность людей.

К большому сожалению, современное состояние центров народных промыслов находится в кризисном состоянии, в течение последних 20 лет приходя в упадок. Интерес к тому или иному виду народного искусства поддерживается специализированными учебными заведениями, которые испытывают сложности в своем развитии и у которых сегодня стоит главный вопрос: как выжить в современном огромном государстве? Поэтому их дальнейшее существование сегодня находится под сомнением. Сколько они еще просуществуют? Ответ зависит главным образом

от того, чего мы хотим достигнуть в будущем, что оставить следующим поколениям. Готовы ли мы оценить и сберечь все то, что имеем? Эти и еще много других насущных вопросов предстоит решать государству, представителям власти на протяжении длительного времени. Во исполнение Федерального закона от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» была принята Концепция государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, представляющая собой совокупность способов решения актуальных проблем, накопившихся в сфере обеспечения жизнедеятельности народных художественных промыслов, способных разрешить наиболее важные и основополагающие задачи.

В последние годы многие искусствоведы, занимающиеся изучением народного прикладного искусства, и ученые-педагоги неизбежно приходят к необходимости решения проблем художественного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства, которое, безусловно, является значимым явлением отечественной и мировой художественной культуры.

Сегодня, в век компьютерных технологий и общей компьютеризации мирового сообщества, особую актуальность должна приобретать одна из таких областей духовной сферы общества, как искусство, и особенно традиционное прикладное искусство, через которое прослеживается многовековая связь времен и народов. Ценность произведений ручного творчества и ручного исполнения в современном техногенном мире возрастает не только в связи с их уникальностью, но и с тем, что они становятся эксклюзивными предметами роскоши.

В стране, где проживает более 175 народностей, значимость прикладного искусства должна приобретать определяющую роль, потому что изделия, хранящие традиции и память предков, в которых присутствует душа, энергетика и тепло рук автора-творца, имеют особую ценность, значимость, духовность и хранят в себе национальную идентичность, самобытность.

Позиционирование традиционного прикладного искусства как одной из важных областей духовной сферы, одного из самых значимых факторов при формировании образа страны должно способствовать совершенствованию развития и актуализации в частности традиционной культуры народов России не только в нашей стране, но и на международной арене.

Зрители, посещающие выставки прикладного искусства России (прежде всего мы имеем в виду детей и подростков), могут приобщиться к культуре своего народа, своим корням и культурным истокам, искусству, духовному наследию — вечному и неприкосновенному. Ведь несмотря на значимость всех сфер государственной деятельности, в определении степени устойчивого развития страны важную роль играет сохранение и преумножение интеллектуально-духовного и творческого потенциала.

Как известно, образование — это ресурс, который способен поднять социальный статус, общий уровень жизни, повысить конкурентоспособность специалиста на рынке труда, обеспечить успешное экономическое развитие страны. По данным европейской статистики, для того, чтобы государство имело успешное экономиче-

ское развитие, было стабильным, не менее 80% граждан должны иметь высшее образование. При этом высшее образование на уровне бакалавра должно быть доступным. В течение многих лет осуществляется процесс обновления содержания образования в образовательных учреждениях культуры и искусства, который направлен на воспитание личности как носителя национальной культуры, формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти и уважении к Отечеству, развитие художественно-творческой активности, приобщение к общенациональным традициям, национальному самопознанию и межнациональной интеграции.

Одним из направлений в сохранении рассматриваемого вида культурного наследия является поддержка тех социальных институтов, которые обеспечивают подготовку кадров, не забывая об определяющей воспитательной роли культуры и искусства; создание и совершенствование профессиональных образовательных учреждений, связанных с производством и распространением духовных ценностей, подготовкой специалиста, владеющего необходимыми компетенциями в современных условиях рынка.

Постановлением Правительства РФ в 2003 г. в Санкт-Петербурге создана Высшая школа народных искусств — единственный институт в России, в котором осуществляется подготовка специалистов по конкретным видам в сфере традиционного прикладного искусства: художественное кружевоплетение и художественная вышивка, лаковая миниатюрная живопись, декоративная роспись по металлу и художественная роспись ткани, художественный металл (ювелирное искусство), резьба по кости и другие уникальные виды ручного труда. В Москве находится филиал ВШНИ — Институт традиционного прикладного искусства (существующий как образовательное учреждение более 70 лет). Осенью 2010 г. был открыт также филиал ВШНИ в Рязани — центр кружевоплетения и вышивки.

Высшая школа народных искусств была создана именно в Санкт-Петербурге, в котором уже в конце XIX в. не только возрос интерес к народному искусству, но и были созданы лучшие кружевные школы. А в 1911 г. императрицей Александрой Федоровной была открыта Школа народного искусства в историческом центре города, в здании, где сегодня находится современный институт — ВШНИ.

«Русское народное искусство, с его богатством фантазии, проникновенностью образов, художественностью форм и красок, конечно, привлекало к себе художественное внимание ее величества и подало ей мысль о крайней необходимости поддержать и возродить в современном народном искусстве его старинный дух и самые приемы работы, пока еще не произошло полного разрыва между народным искусством наших дней и искусством прошлого времени, когда русские мастерицы создавали не безвкусные, рассчитанные на дешевый эффект, вещи, а подлинные произведения искусства. Ибо только при возвращении к древнерусскому бытовому искусству, — к этому чистому роднику народного творчества, — современное кустарное производство, значительное не только художественной, но и этической ценностью ручного труда, найдет свою истинную силу и красоту» [4. С. 4].

Задача Высшей школы народных искусств (института) и ее филиалов — Института традиционного прикладного искусства и рязанского филиала заключается в сохранении и приумножении традиционного прикладного искусства, а профессиональное образование способствует поиску возможностей становления духовной целостности подрастающего поколения.

За многолетний период в институте сложилась непрерывная система профессионального образования, создавшая целостное, гармоничное межкультурное образовательное пространство для детей и подростков. Созданные изделия отражают традиции декоративно-прикладного искусства, преемственность поколений, современность идей, отвечают современным социально-экономическим и эстетическим требованиям и имеют три отличительные особенности: они выполняются вручную; они выполняются молодыми юношами и девушками в возрасте от 15 до 25 лет; авторы (студенты) участвуют в создании изделия на всех этапах — от момента зарождения замысла до воплощения художественного образа в материале.

Кроме программы высшего профессионального образования осуществляется обучение по программе среднего профессионального образования по специальности и направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и программе среднего общего образования (общеобразовательной школы) с углубленным изучением традиционного искусства и иностранных языков для 8—9 классов. Школьные классы ориентированы в основном на прием учеников из регионов России.

В рамках реализации Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 года и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов третьего поколения в целях гармонизации структуры высшего образования и реализации важнейших позиций Болонской декларации ВШНИ, как и многие другие высшие образовательные учреждения, переходит на двухуровневую модель подготовки художников в сфере традиционного прикладного искусства, которые включает бакалавриат и магистратуру по соответствующим направлениям (по программам 4 + 2).

В период преобразования в условиях рыночных отношений и общей стратегии реформаторских инноваций в стране должна быть разработана концепция дальнейшего развития ВШНИ и других образовательных учреждений традиционного прикладного искусства России. В перспективе ожидаются крупномасштабные долгосрочные преобразования, связанные с созданием образовательного сетевого университетского комплекса в сфере традиционного прикладного искусства. В связи с этим планируется целенаправленное присоединение к Высшей школе народных искусств с ее действующими филиалами Мстерского художественного училища им. Ф.А. Модорова (Владимирская обл.), Холуйского художественного училища им. Харламова (Ивановская обл.), Федоскинского училища миниатюрной живописи (Московская обл.), Богородского художественного училища (Московская обл.), Омского художественного училища и Российского художественно-технического колледжа игрушки.

Данный проект отвечает стратегическим задачам государственной культурной политики и интересам общества, рассчитан на долгосрочную перспективу, на выявление многообразия художественных традиций и создание единого художественно-образовательного пространства для гармоничного взаимодействия науки, образования и практики. Это позволяет говорить о создании серьезного потенциала для реализации основных положения Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года. Создание системы сетевого непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства будет способствовать не только углублению интереса к общенациональной культуре в молодежной среде внутри страны и за ее пределами, укреплению межрегиональных связей, влияющих на эффективное развитие межвузовского сотрудничества, формирование партнерства, но и развитию современных исследовательских, инновационных компетенций образовательных учреждений искусства, развитию их инновационной структуры.

Во ВШНИ осуществляется подготовка аспирантов по научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», в рамках которой рассматривается область педагогической науки по вопросам профессионального образования, подготовки, переподготовки во всех видах и уровнях образовательных учреждений, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Каким будет традиционное прикладное искусство России в будущем, зависит от тех, кто готовит специалистов сегодня, создает произведения искусств в настоящее время. В любом случае то, каким будет традиционное прикладное искусство в будущем, зависит от многих факторов, и в первую очередь от тех, кто обучает нашу молодежь, ведь культура нашего народа будет такой, какова культура нашего подрастающего поколения.

В заключение отметим, что значимость профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства России велика и является важнейшей предпосылкой духовной сохранности общества. Мы считаем усиление внимания к народному искусству одним из важных аспектов совершенствования содержания современного образования во всем мире, так как в системе образования оно рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Концепция государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года.

[2] Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 г.

[3] Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: Дисс. ... докт. пед. наук. — М., 2000.

[4] Отчетъ основанной ея императорским величествомъ Александрой Федоровной женской школы народнаго искусства за 1912 годъ. — С.-Петербург, 1913.

DEVELOPMENT STRATEGY FOR CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS AND CRAFTS OF RUSSIA

O.V. Fedotova

The Department of Art Painting on Metal and Papier-mache Institute of Traditional Applied Arts and Crafts — Moscow Branch High School of Folk Arts (Institute)

Musy Jalilya Str., 14/2, Moscow, Russia, 115573

The major factors of the development and perfection of the education system in the field of traditional applied arts and crafts in view of modern requirements are considered in the article.

Key words: traditional arts and crafts, spiritual heritage, continuous professional education, university network complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.